Научная статья на тему 'Эволюция человека и социальный прогресс (в формате гипотезы)'

Эволюция человека и социальный прогресс (в формате гипотезы) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
160
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эволюция человека / zoo и homo / ценности и модели Востока и Запада / духовность / религия / искусство / манипулирование сознанием / ложный имидж современного Запада / human evolution / zoo and homo / values and models of East and West / spirituality / religion / art / manipulation of consciousness / false image of the modern West

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Виталий Николаевич Сафонов

Автор выдвигает гипотезу возможной эволюции современного человека во взаимодействии с прогрессом общества. Автор аргументирует свою точку зрения, затрагивая при этом широкий круг проблем. Человек проходит, по мнению автора, выходя из животного состояния, два обязательных этапа: zoo и homo. Первый ещё несёт в себе многие черты животного, а второй – уже почти свободен от них. Им рассматриваются факторы, способствующие выходу из животного состояния, а также – переходу от zoo к homo, и особенности уже присущие только homo. Автор также, анализируя особенности эволюции человека на Востоке и Западе, коррелирует черты zoo и homo с ценностями и моделями Востока и Запада. В заключение автор показывает, почему и как Запад препятствует эволюции в глобальном масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human evolution and social progress (in hypothesis format)

The author puts forward a hypothesis of the possible evolution of modern man in interaction with the progress of society. The author argues his point of view, touching upon a wide range of problems. According to the author, a person goes through two mandatory stages when coming out of the animal state: zoo and homo. The first one still carries many features of the animal, and the second one is almost free of them. They consider the factors contributing to the exit from the animal state, as well as the transition from zoo to homo and the features already inherent only in homo. The author also, analyzing the features of human evolution in the East and West, correlates the traits of zoo and homo with the values and models of the East and West. In conclusion, the author shows why and how the West hinders evolution on a global scale.

Текст научной работы на тему «Эволюция человека и социальный прогресс (в формате гипотезы)»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Дискуссионная статья УДК 1:316

Эволюция человека и социальный прогресс (в формате гипотезы) Виталий Николаевич Сафонов

Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия

safonov@ulstu.ru

Аннотация. Автор выдвигает гипотезу возможной эволюции современного человека во взаимодействии с прогрессом общества. Автор аргументирует свою точку зрения, затрагивая при этом широкий круг проблем. Человек проходит, по мнению автора, выходя из животного состояния, два обязательных этапа: zoo и homo. Первый ещё несёт в себе многие черты животного, а второй - уже почти свободен от них. Им рассматриваются факторы, способствующие выходу из животного состояния, а также - переходу от zoo к homo, и особенности уже присущие только homo. Автор также, анализируя особенности эволюции человека на Востоке и Западе, коррелирует черты zoo и homo с ценностями и моделями Востока и Запада. В заключение автор показывает, почему и как Запад препятствует эволюции в глобальном масштабе.

Ключевые слова: эволюция человека, zoo и homo, ценности и модели Востока и Запада, духовность, религия, искусство, манипулирование сознанием, ложный имидж современного Запада.

HUMANITIES Discussion article

Human evolution and social progress (in hypothesis format) Vitaliy Nikolaevich Safonov

Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russia safonov@ulstu. ru

Abstract. The author puts forward a hypothesis of the possible evolution of modern man in interaction with the progress of society. The author argues his point of view, touching upon a wide range of problems. According to the author, a person goes through two mandatory stages when coming out of the animal state: zoo and homo. The first one still carries many features of the animal, and the second one is almost free of them. They consider the factors contributing to the exit from the animal state, as well as the transition from zoo to homo and the features already inherent only in homo. The author also, analyzing the features of human evolution in the East and West, correlates the traits of zoo and homo with the values and models of the East and West. In conclusion, the author shows why and how the West hinders evolution on a global scale. Keywords: human evolution, zoo and homo, values and models of East and West, spirituality, religion, art, manipulation of consciousness, false image of the modern West.

«Человек есть канат, протянутый от животного к Богу»

Фридрих Ницше Эволюция человека ведёт к прогрессу социума, который в свою очередь влияет на эволюцию человека. Оба процесса находятся в диалектическом взаимодействии, результаты которого,

© Сафонов В. Н., 2022

однако, труднопредсказуемы. Можно строить прогнозы простых линейных процессов и на короткие временные лаги, но и здесь тоже таятся неожиданности, связанные с качественными изменениями. Футурология в этой сфере мало обоснована теоретически и больше напоминает спекуляции свободного воображения в жанре научной фантастики.

Эволюция животного к человеку - очевидный и давно известный факт. На эту тему написано

много от Платона и Аристотеля до Ф. Энгельса и Ч. Дарвина. А на вопрос, куда и как будет эволюционировать сам человек, ответа нет. Люди верующие отвечают: к Богу. Но это очень абстрактный ответ. Речь идёт не об отдельных индивидах, а о всём человечестве. Святые были всегда и во всех мировых религиях. Но феномен «святости» имеет влияние лишь на верующих. Атеисты же заявляют, что человек - это «венец творения» и от Бога можно отказаться, что сегодня всё больше наблюдается на «продвинутом» Западе. Раз Бог не обязателен, то необходимо сосредоточить усилия на создании максимального комфорта для «венца творения». Насчёт последнего иронично пошутил Марк Твен: «Человек - это венец творения! А кто это открыл? Конечно, человек». На этом пути те, кто отрёкся от Бога, не побоялись переступить рамки не только светской этики, но и религиозной морали, вступив на стезю откровенных извращений физиологических (например, гендерное многообразие) и культурных (что назвали постмодернизмом).

А люди, выходя из животного состояния, в своём развитии проходят два этапа:

- zoo, когда они в своей сущности несут часть животного и часть человеческого одновременно, но доминирует, при всех вариациях, первое;

- homo, когда они в своей сущности несут ещё остатки животного и часть человеческого одновременно, но доминирует уже, при всех вариациях, второе.

В итоге выстраивается следующий общий эволюционный тренд: четвероногие животные («братья наши меньшие», особенно те, которые давно живут рядом с человеком); zoo, как переходный тип от животных к человеку; и, наконец, homo, в котором остаются рудименты животного как след пройденного этапа (например, зубы мудрости и хвостовые позвонки на копчике).

Zoo роднит с четвероногими тот факт, что одни и другие управляют своим поведением в соответствии с инстинктами, среди которых главными являются самосохранение, размножение, лень и жадность. Но есть и различие - у zoo появилась способность, благодаря появлению языка, то есть функции общения, к обману своих сородичей, которой у четвероногих нет, так как у них существует звериное чутьё, утраченное zoo в ходе эволюции. И то, и другое способствует выживанию животной или человеческой особи.

Важно перечислить факторы, которые способствовали эволюции четвероногих в zoo. Первый - труд, роль которого трудно переоценить. Точнее говоря, производство орудий труда (производство средств производства), которые тре-

буется изготовить, прежде чем произвести сами товары (производства предметов потребления). На втором месте - это государство, которое имело в качестве своих предшественников вождя племени, совет старейшин и вооружённую дружину и иногда собрание всего племени. Государство представляет собой структурированную иерархию, которая возникает объективно ещё в сообществах животных и не только у четвероногих (муравьи, пчёлы, термиты - шестино-гие). На третьем месте - религиозный культ, который формирует сознание индивидов. Этот фактор является, очевидно, исключительно важным, так как ничего подобного у животных, по сравнению с двумя первыми факторами, не зафиксировано. И, четвёртый, последний фактор -искусство в виде наскальных рисунков, танцев и звуков примитивных инструментов. Есть признак, который указывает на принадлежность к zoo. Масса людей уровня zoo живёт в плену иллюзий, ложных стереотипов, самообмана и заблуждений, которые и составляют в совокупности их внутренний мир. И этот мир им дороже всяких истин: «Тьмы низких истин нам дороже, нас возвышающий обман» - А. С. Пушкин. На канате Ф. Ницше - «человек есть канат, протянутый от животного к Богу» - они застыли на месте и не имеют ни малейшего желания и даже понятия, что можно двигаться вверх. У профессора богословия Московской духовной академии А. И. Осипова есть формула, которая подходит для многих zoo: «похоть тела, похоть глаз и суета житейская».

Рассмотрим, чем отличаются zoo от homo, так как это различие имеет принципиальное значение для понимания сути многих процессов, происходящих в данный момент в человеческом обществе. Здесь видно действие такого закона диалектики Гегеля, как переход количественных изменений в качественные и наоборот. Начнём с того, что zoo имеют безусловное численное превосходство над homo: принцип пирамиды - более сложные существа всегда в меньшинстве перед более примитивными. На взгляд автора, их соотношение 90:10 (или в лучшем случае -80:20). Разумеется, есть регионы, где существуют отклонения от этой пропорции. Все вышеперечисленные четыре фактора имеют место у обоих типов, но в разной мере и, стало быть, в разном качестве. Труд, как известно, бывает физический и интеллектуальный, простой и сложный, рабский и свободный, однообразный и творческий, высоко- и малооплачиваемый и т. д. Совершенно очевидно, какой тип людей с каким видом труда связан. В государственных и иных

иерархических структурах кто-то управляет, а кто-то подчиняется управлению. На нижних уровнях управления сосредоточены в качестве исполнителей zoo, которые могут даже быть менеджерами низшего звена, на средних - их становится значительно меньше, а на высших уровнях управления они отсутствуют, так как эта сфера принадлежит уже homo. Абсолютно аналогично обстоит дело в сфере религиозного культа. Наверное, следует добавить, что в религиозной сфере гораздо строже отслеживают соответствие конкретного индивида занимаемой им должности по сравнению со сферой экономической или политической. Самое интересное происходит в сфере искусства, так как там царит произвол субъективного фактора, на котором любое искусство и построено. Поэтому все виды искусства условно разделим на два уровня: высокие жанры и низкие жанры. Первые предназначены для homo, а вторые - для zoo. Пристрастие (любовь, приверженность) к высокому или низкому жанру наглядно показывают принадлежность каждого конкретного индивида: к homo или к zoo. Приведём несколько противоположных примеров: балет и стриптиз, опера и эстрадная попса, фигурное катание и бои без правил, классическая поэзия и реп, классическая литература с одной стороны и комиксы, фэнтези, детективы с другой, высокое вокальное искусство и частушки, классическая архитектура и безликие типовые здания, мировые религии и тоталитарные секты и т. д. Разумеется, между высокими и низкими жанрами существует широкая серая зона множества других жанров, которые весьма сложно квалифицировать, куда их отнести. Наверняка, кто-то из читателей раскритикует данные примеры. Но искусство по своей природе таково, что объективный критерий оценки любого жанра и конкретного произведения лишь один (да и то не всегда) - проверка временем: столетиями и тысячелетиями. Поэтому и возник термин «высокое или классическое искусство». Всё остальное - вторичное, исчезает, становясь «удобрением» для первого.

Теперь рассмотрим черты, которые присущи только homo. Кратко совокупность этих черт можно обозначить как «духовность», которой нет у животных, - и это пограничная черта между первыми и вторыми, а zoo есть процесс приближения к ней. Сами же homo,овладев пониманием её и оперируя духовностью в практической деятельности в той или иной степени, приближаются к Богу (для атеистов - к некоему совершенному идеалу). Сердцевина духовности вне всяких сомнений - это религия. Атеисты могут

быть в статусе homo, так как среди неверующих есть высокоразвитые индивиды, которые живут в соответствии с высокими требованиями божьих заповедей, сами того не подозревая. И обратная картина тоже возможна с более высокой степенью вероятности, то есть существует масса верующих, которые являются zoo в силу незнания и/или непонимания других элементов духовности. На втором по значимости месте находится искусство. Русский писатель Д. И. Фонвизин в своём «Недоросле» выразил это так: «Имей сердце, имей душу и будешь человеком во всякое время. На всё прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы». Сердце отвечает на вопрос: что нам нравится или не нравится, а это сфера прекрасного/безобразного, то есть искусства. Душа (то есть внутренний мир личности) отвечает на вопрос: что хорошо и что плохо, а это сфера морали (третий элемент духовности), которая органично связана с религией. Разница между ними есть в том смысле, что мораль - часть религии, но очень важная для повседневного общения между людьми. Атеисты признают мораль, но не признают религию. Другие элементы духовности всем известны: любовь, наука, право, политика, достоинство и честь личности, на которых базируются межличностные отношения. Без чести и достоинства в межличностном общении трудно представить функционирование всех остальных элементов духовности. Кто-то возразит, что это все входит в содержание морали. Наш аргумент прост: мораль касается только отношений между людьми, а честь и достоинство - и внутреннего мира личностей, которые вступают в общение. Всего восемь элементов духовности. Как и когда zoo трансформируется в homo, сказать трудно, так как измерить эти элементы невозможно. Но понятно, что это происходит по мере перерастания количества в качество в процессе овладения (теоретически и практически) конкретным индивидом всех элементов духовности, иногда незаметно для него самого.

Автор далёк от мысли принизить zoo, представить их «недочеловеками» - людьми второго сорта. Они необходимый и важный этап в эволюции человека - как любое здание не может быть выстроено без фундамента, так и homo не смогут сформироваться без появления zoo. И даже у homo в глубинах подсознания остаются зоны zoo, которые при определённых обстоятельствах могут проснуться от спячки и вторгнуться в сферу сознательного. Сами понятия zoo и homo выбраны по критерию доминирования

животных начал у первых и человеческих - у вторых. Основной производительной силой в любом современном обществе (и в прошлые времена тоже) являются zoo. Если государство начинает войну, то основную массу воинов в любые времена составляют zoo. Поэтому вывод, о взаимодействии zoo и homo и их роли такой: не важно, кто ты - zoo или homo - и в какой точке каната ты находишься, важно, чтобы ты двигался вперёд и вверх.

Ценностями Запада являются насилие, нажива, наслаждение. Отсюда видна явная связь этих ценностей с животными инстинктами: насилие с инстинктом самосохранения, наслаждение с инстинктом продолжение рода, нажива с жадностью. Вроде бы без пары осталась лень. Думается, что лень очень тесно связана жадностью. Если индивид очень сильно постарается в плане обеспеченности себя материальными благами, то у него появится возможность предаваться лени до конца жизни. Именно такие картины паразитической жизни мы наблюдаем в огромном количестве в современном западном обществе. Культура Запада вся пронизана демонстрацией и навязыванием во всех СМИ насилия и секса. На Западе также подробно, и смакуя, любят показывать или описывать индивида, который с удовольствием погружается в скотское состояние. Примеров можно привести сотни. Приведём один из самых безобидных - это старый фильм «Большая жратва»(1973) Марко Феррери, в котором показано торжество низменных плотских желаний над порывами души. Модель человека Запада - это животное, наделённое интеллектом (Ф. Ницше). Невысоко же ценят человека на Западе, если он от животных отличается только наличием ума. На наш взгляд, это не случайно: правители Запада это делают для того, чтобы биомасса zoo много о себе не воображала и знала своё место. Можно предположить, что западные homo про себя так не думают. Очевидно им, по крайней мере некоторым, не чужда духовность. Они пастыри, а остальное население - стадо овец, которых они призваны пасти. Налицо мы имеем социальный расизм, который целенаправлен на сдерживание развития zoo на пути эволюции вверх. Модель человека на Востоке: человек создан Богом по своему образу и подобию, стало быть человек должен стремиться к Богу. Ценностями Востока являются совесть, справедливость, святость. Такой набор ценностей направлен на разрыв с животными инстинктами, на мотивацию развития zoo в сторону homo. Полагаем, что в разрешении этого коренного противоречия - двигаться вверх или вниз - заключается

причина очень многих глобальных и региональных конфликтов последнего тысячелетия европейской цивилизации во всех основных сферах жизнедеятельности общества. Данное противоречие нашло своё отражение в теории и в исторических событиях. У К. Маркса - это классовая борьба, у Н. Я. Данилевского - борьба цивилизаций, из-за этого противоречия Мартин Лютер поднял пятьсот лет тому назад знамя Реформации, а народы колоний боролись за свою независимость. Внутри каждого отдельно взятого социума эта борьба, утихая и разгораясь, идёт постоянно. Все социальные революции (политические, национально-освободительные, антиколониальные) и многие войны есть крайняя степень обострения этого противоречия. Разум, как важная особенность, отличающая людей от животных, присутствует и у homo, и у zoo, поэтому оба вида есть «homo sapiens», который появился на Земле около 40 тысяч лет тому назад. На Западе, отрицающем у человека наличие духовности, рационализм возведён почти в статус религии и значение его там огромно, так как из восьми элементов духовности признание получил только он. Позже, когда возникла наука, рационализм ещё больше закрепился в общественном сознании Запада. Правящая элита Запада, сдерживая развитие zoo, лишая их духовности с помощью постоянного возврата к животному состоянию, превратила разум в деструктивную силу, в орудие подавления сознания миллионов zoo. В некоторых западных языках отсутствует понятие «совесть». В сознании подавляющего большинства населения господствует атеизм. Академик Игорь Шафаревич отмечал: только каждый сотый житель США посещает регулярно храм (родители с детства приучили) и только каждый сотый из тех, кто посещает храм, ещё верит в Бога. Получается, верующих в Бога в США всего 0,01 . Индивиды, обладающие на Западе развитым интеллектом, так или иначе почти всегда рекрутируются правящей элитой и служат ей верой и правдой. А интеллектуалы, которые не подчинялись таким правилам игры, подвергались всяческой обструкции. Чарли Чаплин был изгнан из США специальным постановлением комиссии конгресса в 1952 году - тогда впервые в политический лексикон вошло понятие «диссидент». Эта комиссия по расследованию антиамериканской деятельности заклеймила его следующей формулировкой: «Чарльз Спенсер Чаплин - демонстративный диссидент, человек не придерживающийся господствующего в стране вероисповедания, инакомыслящий, не согласный с господствующей идеологией, с гос-

подствующим мировоззрением, с существующим в США строем, и поэтому должен быть выдворен из страны в течение 48 часов» [1, с. 77]. Других просто устраняли физически (Мартин Лютер Кинг убит снайпером во время выступления на многотысячном митинге в Мемфисе). Точно так же устраняют и политические группы/партии: руководство партии молодых чернокожих американцев «Чёрные пантеры» в 60-е годы ХХ в. было расстреляно в своей штаб-квартире в Чикаго. Позднее их обвинили в незаконном хранении огнестрельного оружия и наркотиков.

Запад уже несколько сотен лет позиционирует себя перед остальным человечеством как безусловно прогрессивный во все времена и во всем социально-экономический и политический строй. И на самом деле он был таковым до начала ХХ века. Но затем началась деградация Запада. Это заметили многие мыслители от В. И. Ленина до О. Шпенглера. Не претендуя на полноту анализа этой темы, остановимся на одной из ре-перных точек этого процесса. Мы имеем в виду теорию психоанализа З. Фрейда. В его теории буржуазному обществу больше всего понравилось, что главное в психике человека - агрессивность и сексуальность. В таком подходе западные обыватели (мелкая и средняя буржуазия, прежде всего) увидели научное обоснование/оправдание своим любимым порокам. Насилие по отношению к эксплуатируемым классам и народам колоний было узаконено, как и процветавший всегда на Западе сексуальный разврат. Кто-то возразит, что все пороки, присущие современному Западу, были и в Средние века и ещё раньше. Стоит лишь вспомнить о безобразиях, которые творились тогда в лоне католической церкви. Чего стоит продажа индульгенций, которая возмущала всё население Европы. Именно поэтому народ поддержал Мартина Лютера, начавшего Реформацию, в результате которой половина Европы стала протестантской. И насилие, которое творили колонизаторы всех крупных европейских народов в Африке, Америке и Азии, было обычной практикой. Но при этом понятие «грех» оставалось одним из главных в сознании верующих, которых тогда было в Европе подавляющее большинство. И тогда Запад ещё не претендовал на роль исключительной части человечества. И вот уже около 120 лет Запад, поменяв вектор развития с прогресса на регресс, ускоряет деградацию, и наступил момент начала конфликта с Востоком, где большинство стоит на позициях традиционализма и не желает идти за Западом по этому пути. В кон-

тексте рассматриваемой в данной статье проблемы хорошо сказал упомянутый выше Ч. Чаплин в финальная речи в конце своего фильма «Великий диктатор» в 1940 году - острой сатиры на Гитлера: «Жизнь может быть свободной и прекрасной, но мы сбились с верного пути. Алчность отравила души людей, разделила мир ненавистью, ввергла нас в страдания и кровопролитие. Мы все наращивали скорость, но заперли себя в темнице. Машины, которые дают изобилие, оставили нас в нужде. Наши знания сделали нас циничными, наша рассудительность сделала нас холодными и жестокими. Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем. Нам нужны не столько технологии, сколько человечность. Не столько ум, сколько доброта и мягкость. Без этих качеств жизнь станет жестокой и потеряет смысл» [2].

В чём причины притягательности Запада, особенно для молодёжи? Молодёжь, в том числе и российская, не имеет в силу своего возраста иммунитета против западного негатива, поэтому животные инстинкты, которые легализованы и даже афишируются на Западе, это крючок для молодых людей. Они делают простой вывод: на Западе присутствует вожделенная свобода, которая на Востоке ограничена или отсутствует (с точки зрения, молодых). Многие из них не знают простой истины - бывает «свобода от...» и «свобода для...». Первая закрепощает индивида, давая ему возможность отказаться от долга, дисциплины, норм морали и закона и ещё от многого, что кажется ему стеснительным, обременительным, необязательным и пр. Индивид становится рабом своих желаний, но при этом искренне считает, что стал свободнее. Поэтому по канату Ницше он двигается вниз к животному. А «свобода для.» подразумевает развитие человека: обучение, овладение новыми навыками, понимание чувства ответственности, подъём к высотам творчества, мастерства, профессионализма, что требует напряжение физических, эмоциональных и интеллектуальных сил. Поэтому такие личности поднимаются по канату Ницше вверх к Богу (то есть к совершенству, идеалу всё более высоких уровней). «Свобода для.» освобождает такую личность, открывая ей новые горизонты и перспективы. Ф. М. Достоевский на этот счёт хорошо сказал: «Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой».

Для сохранения имиджа прогрессивного и самого передового региона человечества, Запад включил, постоянно совершенствуя, разветвлённую машину по «промывки мозгов». Эта машина

с наибольшим эффектом работала в период нацистского режима в Германии. Министр пропаганды доктор И. Геббельс поистине был мастером в сфере манипуляции сознанием людей. Он чётко обозначил цель: «Мы добиваемся не правды, а эффекта. Дайте мне средства массовой информации и я из любого народа сделаю стадо свиней». Сегодня искусство манипулировать далеко ушло вперёд, по сравнению с временами нацистов. Манипуляция - это сложный психологический приём, с помощью которого можно заставить любого человека выполнить любые действия вопреки его воли и интересам. С его помощью можно нападать и захватывать, манипулировать можно всеми: обычными людьми, знаменитостями, политиками. Можно менять систему ценностей, управлять выбором, заставлять любить или ненавидеть. Чтобы распознать нечестную игру, нужна специальная подготовка. Она выведет на чистую воду всех, кто пытается нами манипулировать. В социальной психологии экспериментально выявлена закономерность: индивид легко откажется от своего мнения, если оно не совпадает с мнением большинства. СМИ, транслируя и интерпретируя информацию целевым аудиториям, порождают у них иллюзию, что этой точки зрения придерживается большинство. На эту уловку попадается почти все зрители и слушатели, так как никто не хочет быть «белой вороной» или «чёрной овцой». Истина же скрывается или её вообще никто не собирается искать. На основе науки разработаны многочисленные методики для внедрения в сознание целевых аудиторий ложных истин, ценностей и идей. Некоторые из этих методик зомбирования есть тайна за семью печатями даже для знатоков, которые профессионально занимаются их разоблачением. Всё это называется информационным подавлением аудитории. Сегодня в качестве азбучной истины зафиксировано следующее положение успешного промывания мозгов: объект любой сложности (то есть какая-то конкретная аудитория) поддаётся манипуляции в нужном для манипуляторов направлении, необходимо лишь подготовить подходящий инструментарий, и чем сложнее объект, тем дольше идёт подготовка соответствующего инструментария. Хочется привести в качестве иллюстрации (да простит мне читатель её длину) фрагмент из знаменитой антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери: «Если правительство плохое, ни черта не понимает, душит налогами - это всё-таки лучше, чем если народ волнуется. Спокойствие ... превыше всего! Устраивайте разные конкурсы, например: кто лучше всего помнит слова популярных песенок, кто

может назвать все главные города штатов, или кто знает, сколько собрали зерна в штате Айова в прошлом году. Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, ничего, зато им будет казаться, что они очень образованы. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперёд, хотя на самом деле они стоят на месте. И люди будут счастливы, ибо «факты», которыми они напичканы, это нечто неизменное. Но не давайте им такой скользкой материи, как философия или социология. И уж не давайте человеку возможность видеть обе стороны вопроса. Пусть видит только одну, а ещё лучше - ни одной. Не дай Бог, если они начнут делать выводы и обобщения. Ибо это ведёт к меланхолии! Человек, умеющий разобрать и собрать телевизорную стену, куда счастливее человека, пытающегося измерить и исчислить вселенную, ибо нельзя её ни измерить, ни исчислить, не ощутив при этом, как ты сам ничтожен и одинок.. Подавайте нам увеселения, вечеринки, акробатов и фокусников, отчаянные трюки, реактивные автомобили, мотоциклы-геликоптеры, порнографию и наркотики. Побольше такого, что вызывает простейшие автоматические рефлексы! Если драма бессодержательна, если фильм пустой, а комедия бездарна, дайте мне дозу возбуждающего - ударьте по нервам музыкой! И мне будет казаться, что я реагирую на пьесу, тогда как это всего-навсего механическая реакция на звуковолны. Мне-то всё равно. Я люблю, чтобы меня тряхнуло как следует» [3, с. 237-238]. И, хотя эти строки написаны в 50-х годах прошлого века, телевидение и Интернет продолжают кормить своих зрителей всё тем же. Это означает, что приём этот по-прежнему эффективно действует.

Сегодня Запад, как цивилизация-лидер, агрессивно навязывает свои культурные ценности всему человечеству, демонстрируя высокий уровень жизни и комфорта, привлекая этим на свою сторону целые народы и государства. Блеск материального благополучия ослепляет многих, но далеко не всех. Многие люди понимают или начинают понимать, что всё это во многом просто мираж, обман, результат многолетних и хорошо срежиссированных PR- и рекламных кампаний по продвижению и закреплению в мире западных интересов. Запад и не думает никого поднимать до своего уровня, он просто планирует захватить и поставить под свой контроль все основные мировые ресурсы. Для выполнения этой задачи Запад не жалеет сил, так как он обречён, как экономическая и социально-политическая система, ему грозит крах в обозримом будущем.

Наша Россия, геополитически занимая промежуточное положение между Востоком и Западом и представляя собой уже более трёхсот лет некий синтез того и другого, может сыграть важнейшую роль в этом планетарном противоборстве.

Разумеется, в западных странах есть здоровые силы, которые отвергают легализацию и пропаганду известных ещё с библейских времен пороков и другие чудовищные социальные язвы, которые становятся нетерпимыми. Они могут взять в свои руки политическую власть и снова вернуться на путь прогрессивного развития, но уже никогда Запад не будет лидером, так как лишится возможностей грабить остальной мир.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Игорь Атаманенко. Блудодей Чарли Чаплин - первый в мире диссидент // Тёмные аллеи, 2021. №6. С. 71-77.

2. Культурология. РФ. https: //kulturologia.ru/ Ыogs/020719/43557/ (дата обращения: 01.06.2022).

3. Бредбери Р. 451 градус по Фаренгейту // Избранные произведения в 3 т., Т. 1. М.: Олимп, 1992. С. 237-238.

Информация об авторе

В. Н. Сафонов - доцент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью»

Ульяновского государственного технического университета, кандидат философских наук, доцент.

REFERENCES

1. Igor Atamanenko. Bludodej Charli Chaplin -pervyj v mire dissident [The harlot Charlie Chaplin is the world's first dissident]. Tyomnye allei [Dark Alleys], 2021, No. 6, pp. 71-77.

2. Kul'turologiya. RF. [Culturology. RF] Https:// Kulturologia.Ru/Blogs/020719/43557/ (accessed: 01.06.2022).

3. Bradbury R. 451 gradus po Farengejtu [451 degrees Fahrenheit]. Izbrannyeproizvedeniya v 3-h t [Selected works in 3 volumes], vol.1, Moscow, Olympus, 1992, pp. 237-238.

Information about the author V. N. Safonov - associate Professor of political Science and public relation, Ulyanovsk state technical University, candidate of philosophical Sciences, associate Professor.

Статья поступила в редакцию 05.08.2022; одобрена после рецензирования 30.08.2022; принята к публикации 31.08.2022.

The article was submitted 05.08.2022; approved after reviewing 30.08.2022; accepted for publication 31.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.