Научная статья на тему 'Эволюция бульвара как элемента планировочной структуры города'

Эволюция бульвара как элемента планировочной структуры города Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
516
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бульвары / социокультурная функция / общественное пространство / этапы развития бульваров / фортификационные сооружения. / boulevards / socio-cultural function / public space / stages of development of boule- vards / fortifications

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Е. А. Сасова

В статье рассмотрены причины возникновения и развитие бульваров как элементов планировочного каркаса города. Центральное место в работе занимает изучение этапов эволюции бульваров с определением присущих им функциональных и планировочных особенностей. В заключении обсуждается вопрос о целесообразности и востребованности бульваров традиционного типа и смене подходов к их проектированию в современном городе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE BOULEVARD AS AN ELEMENT OF THE CITY'S PLANNING STRUCTURE

The article considers the reasons for the emergence and development of boulevards as elements of the planning framework of the city. The Central place in the work is occupied by the study of the stages of the evolution of boulevards with the definition of their inherent functional and planning features. In conclusion, the question of expediency and demand for traditional type boulevards and changing approaches to their design in the modern city is discussed.

Текст научной работы на тему «Эволюция бульвара как элемента планировочной структуры города»

ЭВОЛЮЦИЯ БУЛЬВАРА КАК ЭЛЕМЕНТА ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ

ГОРОДА

Е.А. Сасова, магистрант

Научный руководитель: Г.А. Птичникова, д-р архитекторы, профессор Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10043

Аннотация. В статье рассмотрены причины возникновения и развитие бульваров как элементов планировочного каркаса города. Центральное место в работе занимает изучение этапов эволюции бульваров с определением присущих им функциональных и планировочных особенностей. В заключении обсуждается вопрос о целесообразности и востребованности бульваров традиционного типа и смене подходов к их проектированию в современном городе.

Ключевые слова: бульвары, социокультурная функция, общественное пространство, этапы развития бульваров, фортификационные сооружения.

Сегодня одной из наиболее актуальных проблем градостроительства является проектирование открытых общественных пространств. Особое место среди них занимают бульвары. Эти элементы планировочного каркаса города были популярны в разные исторические периоды, отличаясь по планировке и функциональному наполнению, которые соответствовали требованиям времени. В настоящее время отечественные и зарубежные градостроители ведут поиск функционально-

пространственных моделей бульваров, отвечающих потребностям современности. В этой связи исследование развития бульваров как одного из специфических элементов планировочной структуры города является актуальным направлением градостроительной теории.

Для понимания сложившихся подходов к проектированию бульваров следует обратиться к истории их возникновения и

развития. Для её исследования в статье были собраны данные из вторичных информационных источников (энциклопедические справки и словари), проанализированы сохранившиеся исторические бульвары с использованием метода сравнительного анализа, а также изучены проекты современных бульваров в городах России и их реализация.

На возникновение бульвара как объекта градостроительной деятельности указывает этимология слова. Термин «бульвар» появился во французском языке в 15-м веке в форме «Ьо1оаг1» и имел голландское происхождение от «Ьо^егк» - крепостной вал. Впервые бульвары как планировочные элементы крепости были применены англичанами в 1428 г. при осаде Орлеана и представляли собой отдельно стоящие квадратные укрепление сомкнутого вида с валом и рвом (рис. 1) [1].

Рис. 1. Схема редута и крепостного вала

В течение двух следующих веков слово «бульвар» закрепилось в европейских языках в различных близких по звучанию формах (ит. «baluardo», нем. «boulevard»,

англ. «boulevard») в значении крепостной вал или бастион. Образцами этих сооружений являются бульвары в городах Шаффхаузене и в Труа (рис. 2) [2].

Рис. 2. Бульвар в Шаффхаузене [3]

Таким образом, в первый период, 15-16 века, слово «бульвар» по смысловому наполнению отличалось от современного. Они являлись частью оборонительных сооружений, размещённых по периметру города, с кольцевой планировкой. Стоит отметить, что в эпоху Возрождения произошёл сильный рост городов, вследствие чего крепостные укрепления оказались внутри застройки. Этот факт вместе с планировкой фортификаций положил основу для размещения бульваров уже в качестве транзитных пространств, не уступавших по ширине улицам, в городских исторических центрах.

С изменением уклада жизни и научно-технического прогресса в эпоху Просвещения необходимость в фортификацион-

ных сооружениях отпала. В конце 17-го века французский король Людовик XIV приказал снести стену, окружавшую Париж, так как ее оборонительное значение было к тому моменту утрачено, и город разросся далеко за её пределы. Согласно плану реконструкции Парижа на месте стены были запроектированы озеленённые променады, послужившие началом будущих Больших бульваров (рис. 3). Так появились первые бульвары в их современном понимании. При этом, несмотря на кардинальное изменение их функции с фортификационной на прогулочную, название «бульвар» сохранилось за устроенными на месте упразднённых и срытых валов аллеями для прогулок, обсаженных деревьями.

Рис. 3. Большие Бульвары Парижа: Бульвар Мадлен, бульвар Капуцинок, Итальянский бульвар, Сен-Мартен и Монмартр, Пуассониер и Бон-Нувель.

Таким образом, в 17-м веке происходит превращение бульваров в пешеходное пространство. Их главной и единственной функцией в этот период становится обеспечение транспортной и пешеходной связи между общественными площадями в сложившейся плотной и запутанной планировке застройки.

Третий этап развития бульваров начинается в 19-м веке с появлением широких пешеходных бульваров, пространство которых использовалось для общения и прогулок и постепенно превращалось в место для специальных социальных собраний. Следствием чего стало возникновение особой бульварной культуры. Стоит отметить, что в основном это касалось только людей высокого достатка, у которых были время и возможность на подобные прогулки. Например, на Тверском бульваре в Москве, являвшемся популярным местом прогулок аристократов, представителям прочих сословий было запрещено гулять.

В этот период зарождается бульварная культура, породившая фланера - человека, гуляющего с целью развлечения и получения удовольствия от наблюдения сценок городской жизни. Фланирование становится типичным для культуры середины -конца XIX в., и городские пространства перестраиваются под эту потребность: создаются все новые и новые бульвары

для прогулок [4]. Большое значение при формировании бульваров этого периода приобретают благоустройство, озеленение и архитектурный облик окружающей застройки (рис. 5). Философ и теоретик культуры Вальтер Беньямин описывал бульвары как пространство, построенное из домов, «возведенных, казалось, не для того, чтобы жить в них, а словно камни -для того, чтобы между ними прогуливаться» [5].

Таким образом, появились бульвары традиционного типа, представляющие собой прогулочную аллею, расположенную в пешеходной зоне, или широкую озелененную полосу с пешеходными дорожками, разделяющую транспортные потоки, отвечающую требованиям комфортной среды и обладающую соответствующими местоположению социокультурными функциями. Главной особенностью бульваров традиционного типа как общественного пространства было создание архитектурно-планировочными средствами отвечающего требованиям общества социокультурного сценария городской жизни.

В русский язык слово «бульвар» пришло во второй половине 18-го века из французского (от «boulevard») и применялось для описания улиц Парижа [6]. В этот период российское государство активно перенимало западноевропейский опыт во

многих областях, в том числе черты архитектурных стилей и градостроительные элементы. Одним из таких элементов стал бульвар.

Как и в других городах Европы в Москве первые бульвары появились на месте

крепостной стены, утратившей свои оборонительные функции в результате разрастания городской застройки. Стена Белого города была разобрана, и на её месте было запроектировано Бульварное Кольцо Москвы (рис. 4).

Рис. 4. Тверской бульвар. Вид в сторону Страстной площади (ныне — Пушкинская).

Акварель О. Кадоля. 1827.

Отличительной характеристикой Петербургских бульваров стало то, что они возникли в результате озеленения уже существующих улиц, а не на месте бывших городских укреплений. Подобный принцип формирования бульваров был характерен для городов, построенных после 16-го века на основе предварительно разрабо-

танных генеральных планов, и, следовательно, не успевших разрастись за пределы городских фортификаций. К таким примерам относится улица Унтер-ден-Линден в Берлине, Германия. Примером может послужить Невский проспект, который после благоустройства и озеленения приобрёл статус бульвара (рис. 5).

Рис. 5. Аничков дворец и Невский проспект от берега Фонтанки. Гравюра Я.В. Васильева

с рисунка М.И. Махаева. 1753 г.

Следующий этап развития бульваров произошёл в 50-х годах XX века. Бульвары вновь становятся местом социальных собраний теперь для более широких слоёв на-

селения. Соответственно, социокультурные функции бульвара расширяются. В результате, помимо традиционных функций: прогулки, создания коммуникацион-

ного пространства, — добавляются специфические : мемориально-историческая, торгово-развлекательная (бульвар Елисей-ские поля в Париже, Франция, бульвар Лас-Вегас в Лас-Вегасе, США, терраса набережной Марин-Драйв в Бомбее, Индия и др.).

Большое развитие во второй половине XX века получило строительство бульваров в новых жилых микрорайонах, на набережных, в торговых центрах, вдоль основных транспортных магистралей. В этот период бульвары положили начало разделению городских территорий на пешеходные и транспортные зоны, способствовали созданию системы не пересекающихся на одном уровне пешеходных и транспортных коммуникаций.

К концу ХХ в. транспортный поток выживает с бульваров пешеходов. Высокая интенсивность транспортных потоков привела к установке светофоров и заборов, ограничивающих свободу передвижения и возможность беспрепятственно покинуть бульвар при необходимости. Эти факторы отразились и на популярности бульваров, поскольку пешеходы предпочитают тротуар вдоль домов пешеходной прогулочной аллее, разделяющей транспортные потоки, ввиду неудобства её использования. Многолюдными остаются лишь те из них, которые наполняют туристы, перемещающиеся от одной достопримечательности к другой [7]. Вместе с изменением культуры общества эти факторы стали основанием для нового этапа развития бульваров [8]. Бульвар как широкая аллея вдоль или по середине городской улицы, обсаженная с двух сторон деревьями и предназначенная для прогулок, уже не функционирует как наполненное смыслами городское пространство, поскольку изменились условия жизни людей и, соответственно, произошли изменения в общественном сознании.

С целью обновления и улучшения функционирования бульваров проводятся теоретические исследования и их проверка на практике. Несколько лет назад специалисты NACTO - Национальной ассоциации транспортных департаментов США разработали новые стандарты проектирования городских улиц, отвечающие запро-

сам современности и вызовам будущего, изложенные в книге «Проектирование городских улиц» [9]. Решением вопроса оживления бульваров занимаются также отечественные архитекторы. Архитектурный критик и партнер КБ «Стрелка» Григорий Ревзин, утверждает, что «общественное пространство - это не место, а способ обживания места». Т. е. чтобы сформировать центры притяжения необходимо соединение в одной точке множества функций. Отдельным направлением развития стали тематические бульвары и бульвары в жилой застройке [10; 11]. Все более четко выделяется тенденция формирования бульваров как арт-пространств [12].

Таким образом, первые бульвары в их современном понимании возникли более 300 лет назад в результате смены функции общественным пространством, когда необходимость в фортификационных сооружениях перестала быть актуальной, и на первый план вышли проблемы организации транзитных пространств для транспорта и пешеходов в расширяющихся городах. Эту проблему решали реорганизованные в пешеходное пространство крепостные стены и валы. Их главной и единственной функцией бульваров было обеспечение транспортной и пешеходной связи между общественными площадями в сложившейся плотной и запутанной планировке застройки.

Впоследствии формируются общие черты бульвара как элемента городской среды:

- полоса озеленения, которая проходит по центру, с одной или обеих сторон бульвара;

- обеспечение социокультурной функции - т. е. создания условий на прогулочной аллеи для развития тех или иных видов деятельности горожан и различных ритуалов повседневной жизни;

- создание определённого архитектурного облика выходящими на бульвар фасадами зданий;

- наличие пешеходной зоны, иногда совмещенной с зоной отдыха: скамейками, беседками.

Наполнение бульвара общественной функцией привело к его превращению в

публичное пространство и формированию социокультурного сценария использования данной территории.

Вслед за изменениями условий жизни менялись социкультурные сценарии, а вместе с ними требования к планировке, размещению и наполнению бульваров.

На данный момент бульвары традиционного типа, расцвет которых пришёлся на 3 этап развития, сохранились как исторические, туристические или бульвары вдоль набережных.

В 20-м веке к ним добавились типы бульваров, разработанные в Советском Союзе: мемориальные и расположенные внутри жилых групп.

Сегодня благодаря высокому уровню технического развития стало возможно создание многоуровневых бульваров и включённых в них сложноорганизованных медиа-пространств. В то время как менее функционально и предметно насыщенные бульвары уже не могут выдерживать конкуренцию с другими городскими пространствами как точка притяжения населения.

Анализ исторической эволюции бульваров позволяет выделить следующие этапы развития бульваров:

1 этап - 15-16 вв. - бульвары являлись фортификационными сооружениями;

2 этап - 17 в. - превращение бульваров в пешеходное пространство;

3 этап - 18-19 вв. - трансформация бульваров в открытые общественные пространства и зарождение аристократической бульварной культуры;

4 этап - вторая половина 20-го в. - расширение социокультурной функции бульвара;

5 этап - начало 21 в. - поиск нового социокультурного наполнения бульвара и переосмысление его связи с транспортными магистралями.

В последние годы в нашей стране было создано достаточно много проектов бульваров нового типа: тематические, многофункциональные, бульвары в жилой зоне (Бульвар Науки в Санкт-Петербурге 2017 г., Бульвар Протон в г. Гатчина, Лы-бедский бульвар в Рязани, 2017 г., Бульвар «Белых Ночей» в Санкт-Петербурге, 2017 г.) (рис. 6, 7)).

Рис. 6. Схема генплана бульвара «Белые Ночи» в Санкт-Петербурге, 2017 г. [13]

Рис. 7. Бульвар «Белых Ночей» в Санкт-Петербурге, 2017 г. [13]

Оценивать то, будут ли эти проекты повышается их функциональная насыщен-востребованы, на данный момент сложно, ность, а также и пространственно-так как многие из них ещё не реализованы. планировочная организация. На сегодняш-Однако, например, Лыбедский бульвар в ний день большинство бульваров в совре-Рязани, запроектированный в 2017 году, менных городах представляют собой озе-пользуется популярностью и на его терри- лененные территории в виде полос с раз-тории проходят массовые мероприятия го- витой сетью аллей и дорог, предназначен-рода и района, что говорит об успешности ные для интенсивного движения всех проекта в краткосрочной перспективе. пользователей уличного пространства, на-

Подводя итог, стоит отметить, что роль сыщенного многофункциональными объ-бульваров как общественного пространст- ектами, включая зоны рекреации и куль-ва все более усложняется, в связи с чем турно-бытового досуга.

Библиографический список

1. Шперк В.Ф. Фортификационный словарь. - М: Издание Военно-инженерной Краснознамённой академии имени В.В. Куйбышева (ВИА), 1946.

2. Бульвар // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). -СПб., 1890-1907.

3. Виолле-ле-Дюк. Словарь французской архитектуры XI-XVI веков, 1854-1868, Т. 2. -С. 221-224.

4. Симбирцева Н. А. Текст культуры: культурологическая интерпретация: сборник статей. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 236 с.

5. Арендт, Х. Вальтер Беньямин. 1892-1940. - М.: GRUNDRISSE, 2014. - 168 с.

6. Черных П. Я Историко-этимологического словаря современного русского языка. - М: Изд. «Русский язык». - Т. 1. - 1999. - С. 122.

7. Лейзерова А. В., Булавина Л. В., Багина, Е.Ю. Новая жизнь бульваров// Архитектон: известия вузов. - 2018. - № 2 (62). - С. 58-72.

8. Паченков О. В. Публичное пространство города перед лицом вызовов современности: мобильность и «злоупотребление публичностью» // Новое литературное обозрение. -2012. - № 117. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/node/2638 (дата обращения 20.12.2019).

9. 20 принципов проектирования городских улиц - инф. портал arhspeech.com - март 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archspeech.com/artide/20-principov-proektirovaniya-gorodskih-ulic (дата обращения 20.12.2019).

10. Ревзин Г.И. Что такое современное общественное пространство// Моногорода РФ. База знаний. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://monogoroda.info/uploads/knowledge_file/content/11/2_1_Monotowns_Presentation_Rev zin.pdf (дата обращения 20.12.2019).

11. Птичникова Г. А. Новые архитектурные модели общественных пространств города // Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2017 году: Сб. науч. тр. РААСН. Т. 1. - М.: Изд-во АСВ, 2018. - С. 516-521.

12. Птичникова Г. А. Общественное пространство современного города как арт-объект // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. - С. 592-599.

13. Проект России, 2018 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://prorus.ru/projects/white-nights-boulevard-in-saint-petersburg/

EVOLUTION OF THE BOULEVARD AS AN ELEMENT OF THE CITY'S PLANNING

STRUCTURE

E.A. Sasova, Graduate Student

Research supervisors: G.A. Ptichnikova, Doctor of Architecture, Professor Volgograd State Technical University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article considers the reasons for the emergence and development of boulevards as elements of the planning framework of the city. The Central place in the work is occupied by the study of the stages of the evolution of boulevards with the definition of their inherent functional and planning features. In conclusion, the question of expediency and demand for traditional type boulevards and changing approaches to their design in the modern city is discussed.

Keywords: boulevards, socio-cultural function, public space, stages of development of boulevards, fortifications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.