УДК 711:625.712
БУЛЬВАРЫ: АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО
1 9
© Е.С. Преловская', Е.В. Пуляевская2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрена история возникновения бульваров как категории улиц, представлены результаты анализа развития российских и зарубежных городских бульваров, обобщены современные тенденции проектирования улиц как многофункциональных общественных пространств с целью повышения привлекательности городской среды. Ключевые слова: градостроительство; транспортное планирование; классификация улиц; городской бульвар; многофункциональное общественное пространство.
BOULEVARDS: ARCHITECTURAL IMAGE OF THE PAST AND PRESENT E.S. Prelovskaya, E.V. Pulyaevskaya
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article considers the origination of boulevards as a category of streets, presents the results of Russian and foreign urban boulevard development analysis, generalizes modern trends in designing streets as multi-functional public spaces, in order to increase urban environment attractiveness. 8 figures. 5 sources.
Keywords: urban planning; transport planning; street classification; urban boulevard; multi-functional public space.
Слово «бульвар» пришло к нам из французского языка - «boulevard», которое в свою очередь было заимствовано из средне-голландского языка, где «bolwerk» означает «крепостной вал». Поначалу именно валы крепостных укреплений назывались бульварами. Такое укрепление впервые использовали англичане при осаде Орлеана в 1428 году. Это были квадратные редуты с круглыми выступами по углам, в которых находилось по три орудия. Бульвары строились из покрытой дерном земли и соединялись стенами с главным укреплением. Образцы таких строений сохранились во французском городе Труа и швейцарском - Шаффхаузене (рис. 1).
Позже бульварами стали называть озелененные места для прогулок горожан, которые создавались на местах старинных укреплений. Такого рода бульвары появились в XIX в., когда в европейских городах стали сносить крепостные стены, пришедшие в негодность и мешавшие транспортным связям. Так возникли: знаменитый Ринг в Вене, Большие бульвары в Париже, Бульварное кольцо в Москве и в ряде других городов. Первоначально они представляли собой прогулочные аллеи с площадками для кратковременного отдыха. В условиях почти полного отсутствия публичных садов эти территории, явившиеся своеобразными центрами общения, сыграли немаловажную социальную роль в формировании нравов, обычаев и культуры горожан. Картины Маковского, Ренуара, Федотова дают яркое представление о социальной роли бульваров в XIX в. С ростом общественного сознания и развитием горо-
дов менялось и смысловое содержание бульваров. Появились бульвары, не ограниченные одной лишь транзитной аллеей, а с развитой планировочной системой, фонтанами, бассейнами, площадками для игр детей, торговыми лавками, информационными витринами, декоративными насаждениями, архитектурными монументами. Большое развитие строительство бульваров получило после Второй мировой войны в новых микрорайонах, на набережных, в торговых центрах, вдоль основных транс портных магистралей. Бульвары положили начало разделению городских территорий на пешеходные и транспортные зоны, созданию системы не пересекающихся на одном уровне пешеходных и транспортных коммуникаций, возникновению пешеходных улиц.
На сегодняшний день бульвары представляют собой озелененные территории в виде полос с развитой сетью аллей и дорог, предназначенные для интенсивного движения всех пользователей уличного пространства, насыщенного многофункциональными объектами, включая зоны рекреации и культурно-бытового досуга. В зависимости от местоположения, их назначения и плановых характеристик бульвары бывают: прямолинейные, кольцевые, прогулочные, транзитные, прибрежные. Существуют исторические бульвары, имеющие определенную культурно-познавательную ценность. Например, Унтер-ден-Линден в Берлине, Кленовый бульвар в Сан-Петербурге, Приморский в Одессе.
1Преловская Евгения Сергеевна, магистрант кафедры архитектуры и градостроительства, тел.: 89500527474, e-mail: [email protected]
Prelovskaya Evgeniya, Master's Degree Student of the Department of Architecture and Urban Planning, tel.: 89500527474, e-mail: [email protected]
2Пуляевская Евгения Владимировна, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры и градостроительства, тел.: 89500527474, e-mail: [email protected]
Pulyaevskaya Evgeniya, Associate Professor of the Department of Architecture and Urban Planning, tel.: 89500527474, e-mail: [email protected]
Рис. 1. Исторический вид бульвара
Рис. 2. Петрозаводск, Левашовский бульвар, 1830 г.
Рис. 3. Рига, Александровский бульвар, начало 19 в.
Исторически сложилось, что протяженность бульвара многократно превышает его ширину, которая бывает от 10 м и более, поэтому их целесообразно создавать на магистральных улицах, набережных, ведущих к крупным общественным центрам, паркам, стадионам, выставочным и торговым комплексам. Бульвары в жилой застройке используются жителями ближайших домов для прогулок и кратковременного отдыха, зеленые насаждения при этом выполняют важную санитарно-гигиеническую и архитектурно-планировочную роль. В композиции нередко включают монументы, фонтаны, цветники, малые архитектурные формы.
В настоящее время появились сложные системы бульваров (multi-way boulevard), выявляющие планировочную структуру города. Такие системы встречаются в центрах Парижа, Берлина, Лос-Анжелеса и многих других крупных городов. Это обусловлено дальнейшим развитием норм проектирования городских улиц и постепенным превращением больших городских и пригородных центров в деловые, репрезентативные, торговые, культурно-познавательные зоны.
Пешеходный бульвар Барселоны Ла-Рамбла отличается разноплановостью и многофункциональностью мест тяготения, в связи с чем он был негласно разделен на пять частей, каждая из которых имеет свое название и функциональное назначение.
Лиссабонский бульвар Авенида-да-Либердаде построили по образцу бульваров Парижа в 1886 году. Внешне он представляет из себя несколько аллей с клумбами и деревьями, разделенных шоссе. Особого внимания заслуживают необычные монументы и мощение узорами из бело-черной плитки, которая считается традиционной для Лиссабона. На Авенида-да-Либердаде часто проходят праздничные шествия, представления и митинги.
Одна из самых элегантных улиц в Шотландии -улица Принца Эдинбургского - стала популярным торговым местом еще в начале 1800-х годов. Среди красивых, высоких грегорианских зданий расположены торговые центры, небольшие специализированные магазины, ухоженные сады, выполняющие роль рекреации и городского променада.
Рис. 4. Париж, Елисейские поля; длина 1915 м, ширина 71 м
Рис. 5. Испания, Барселона, бульвар Ла-Рамбла
Один из наиболее известных немецких бульваров, название которого дословно переводиться как «под липами», представлен на рис. 8. До XVII столетия на его месте размещалась обычная дорога, по которой периодически ездил на охоту Фридрих Вильгельм I -курфюрст Бранденбурга. В 1647 году дорогу решили облагородить, высадив по обочинам по тысяче ореховых деревьев и лип. А через сто лет Фридрих Великий распорядился построить вдоль бульвара особняки и
дворцы для знати. Таким образом постепенно бульвар Унтер-ден-Линден стал одной из самых привлекательных улиц Берлина. Его символом и в настоящее время являются липы, в связи с чем процесс содержания озелененных пространств находится на высоком уровне, что достигается применением автоматизированной системой мониторинга, удобрения и полива деревьев.
Рис. 7. Шотландия, система бульваров вдоль Принц-стрит в Эдинбурге
Рис. 8. Германия, Берлин, Унтер-ден-Линден
Очевидно, что бульвары во все эпохи привлекали особый интерес инженеров и архитекторов. В настоящее время многие специалисты обращают пристальное внимание на современные подходы к проектированию улиц и связанные с ними вопросы архитектурного и градостроительного проектирования, а также безопасности и организации движения.
Бульвар как категория улицы выступает в каче-
стве объекта проектирования, сочетающего значительные транспортные и пешеходные потоки, концентрацию офисов и деловых учреждений, разнообразные по назначению объекты массового тяготения, в связи с чем обладает достаточным потенциалом для современного уровня развития городов.
Статья поступила 30.09.2014 г.
Библиографический список
1. Левашев А.Г. К вопросу об исследовании характеристик паркирования в районе крупных центров обслуживания. Иркутск: Вестник ИрГТУ. 2011. № 3 (50). С. 55-59.
2. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов. Новосибирск: Наука, 2004. 267 с.
3. Шаров М.И. Методика оценки транспортного спроса для проектов организации дорожного движения. Иркутск: Вест-
УДК 629.161
СТАРЕНИЕ БИТУМНОГО ВЯЖУЩЕГО
ник ИрГТУ. 2007. № 4 (32). С. 151-154.
4. Шаров М.И., Михайлов А.Ю., Ковалева Т.С. Оценка надежности работы городского пассажирского транспорта в Иркутске. Иркутск: Вестник ИрГТУ. 2012. № 9 (68). С. 174-178.
5. Яковлев А.С. Колористика улиц Иркутска. Проект Байкал. Иркутск: Изд-во «А-Фонд», 2009. С. 155-157.
© Н.А. Рыбачук1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Проанализированы проблемы, связанные со старением битумных вяжущих. Рассмотрены отечественные и зарубежные изыскания в этой области. Приведены экспериментальные данные исследований физико-механических характеристик битумных вяжущих, по их результатам сделаны выводы и предложены рекомендации, направленные на повышение качества битумных вяжущих.
Ключевые слова: битум; старение битума; технологическое старение; старение в процессе эксплуатации.
1Рыбачук Никита Андреевич, аспирант, тел.: 89646573135, e-mail: [email protected] Rybachuk Nikita, Postgraduate, tel.: 89646573135, e-mail: [email protected]