Architecture and Modern Information Technologies. 2024. №4(69). С. 61-70
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Научная статья
УДК/UDC 72.04:692.299
DOI: 10.24412/1998-4839-2024-4-61 -70
Эволюция архитектурного портала
Александр Юрьевич Алёшин1
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский
университет), Челябинск, Россия
Аннотация. Исследование прослеживает развитие архитектурного портала в течение последнего тысячелетия - от романики до настоящего времени. Изначально порталы были просто необходимым входом в помещение, но вскоре стали определяющей частью здания, богато украшенной смотровой площадкой или важнейшим структурным элементом фасада. Даже в современную эпоху их значение не снижалось. Благодаря обширной строительной практике, можно проследить в деталях эволюцию, традиции и взаимное влияние в портальной архитектуре не только центральной Европы но пограничных регионов.
Ключевые слова: архитектурный портал, пространство, композиция, скульптурный декор, плоскость стены
Для цитирования: Алёшин А.Ю. Эволюция архитектурного портала // Architecture and Modern Information Technologies. 2024. №4(69). С. 61-70. URL:
https://marhi.ru/AMIT/2024/4kvart24/PDF/04 aleshin.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2024-4-6170
ARCHITECTURAL HISTORY AND CRITICISM
Original article
The evolution of the architectural portal
Alexander Y. Aleshin1
South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russia [email protected]
Abstract. The study traces the development of the architectural portal over the past millennium, from the Romanesque period to the present day. Initially serving as a simple entryway, portals quickly evolved into defining elements of buildings, often richly decorated viewing points or critical structural components of facades. Even in the modern era, their significance has not diminished. Extensive architectural practice allows for a detailed examination of the evolution, traditions, and mutual influences in portal architecture, not only in Central Europe but also in its bordering regions.
Keywords: architectural portal, space, composition, sculptural decoration, wall plane For citation: Aleshin A.Y. The evolution of the architectural portal. Architecture and Modern Information Technologies, 2024, no. 4(69), pp. 61-70. Available at:
https://marhi.ru/AMIT/2024/4kvart24/PDF/04 aleshin.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2024-4-6170
1 © Алёшин А.Ю., 2024
Введение
Римляне называли дверь «порта». Врата и портал являются производными от этого термина. Они формируют наше представление о дверях, и воротах глубоко проникающих в стены здания. Не масштабный формат, а художественно-декоративная обработка формируют дверь портала, скорее это композиция архитектурных и живописных художественных украшений в рамах и дверных полотнах. Мелкая детальная проработка придаёт порталу необходимый представительский характер. Функционал портала сложнее, чем само здание это организация пространства - перетекание представительской зоны в распределительную.
Тысячелетие в поисках организации гармоничной объемно-пространственной композиции портала
Термин «портал» впервые был применен в архитектурном искусствоведении немецким исследователем - искусствоведом Густавом Ваагеном в 1839 году применительно к кафедральному собору в городе Фрейберг. Немецкий исследователь увидел логичный период развития художественного стиля в этом сооружении. Сохранившийся портал «Золотые ворота» на кафедральном соборе города Фрейберг, детально характеризует романские конструкции. В XIII веке церковь была часто единственным массивным каменным зданием города или поселения. Как и сама церковь, её портал является символом христианской религии, а художественное оформление следует за четко изложенной программой, в которой определенные религиозные темы переплетаются с образными тематическими формами. Так, «Золотые Врата» Фрейбергского собора по современным исследованиям - посвящены морской истории. Таким образом, богатое декоративное и цветовое оформление аргументирует название портала, так и другое образное содержание, которое происходит от средневекового богословия. Во Фрайберге серебряная руда добывалась с конца XII века, что приносило буржуазии значительные средства на возведение церкви. Поэтому строительство великолепного портала неудивительно, так как здесь ему придаётся особый ранг: он послужил входом для священнослужителей и светских лордов в церковь, посвященную Божией матери. К этой функции и религиозной символике подчинено наглядное художественное богатство (рис. 1а).
а) б)
Рис. 1. Истоки романского портала: а) западный портал кафедрального собора в Фрейберге; б) западный портал кафедрального собора в Лиссабоне
Кафедральный собор в Лиссабоне ещё одно подтверждение романского архитектурного приёма - детализированный ступенчатый портал, врезанный в гладкий, чистый фасад (рис. 1б). Здесь видны в отдельных формах черты архитектуры Магдебургского собора,
созданной средневековыми строителями. Наглядный пример того, как изменённые колонны с валовым кольцом представляют собой переходную форму от позднего романского до раннего готического здания. Они дают порталу свой представительский характер, действительно, ведь прихожанин имеет непосредственную цель присутствия на церемонии и выхода из неё, так что портал больше и сложнее, чем само здание.
С приходом готики, портальная архитектура и портальные украшения претерпели изменения. Западные порталы готического собора являются частью фасада, в котором все архитектурные элементы связаны и развиваются из архитектурного контекста. В то время как романский портал вписан в гладкой и не разделанной стене в качестве её компонента, готическое архитектурное искусство ставит портал в архитектурно-тонкую конструкцию перед стеной. Ранним примером этого является западный фасад Соборной церкви Святой Троицы в городе Или в Великобритании (рис. 2а). Представленное сооружение приобрело соборный статус в 1109 году. Основной объём здания за 200 лет строительства приобрёл монументальный романский стиль. Портал и крыльцо позднее были перестроены в сложной орнаментированной готике.
Несмотря на то, что этот единый портал в готике гармонично интегрирован в здание, он представляет собой законченное произведение искусства, состоящее из множества разнообразных форм: капителей, колонн, архивольтов, скульптур. Что же означают фигуры в длинных одеяниях, почему это воронкообразное обрамление полно живых существ и украшений, которые развивались во всем средневековом искусстве и даже в гораздо более поздних стилях? Характерный пример этого метода - портал Кафедрального Собора в Страсбурге, Франция (рис. 2а). Именно в этой многоплановости можно увидеть причину информационной сложности художественных приёмов - данный портал существует не только для организации входа и выхода, но и задаёт архитектурную тему всему сооружению. Строгая архитектурная структура с диагональной линией капителей, прочными колоннами с архивольтными арками и плетёной ленточной розеткой в тимпане - символом средневековой вечности - придают порталу еще более солидный вид. При подробном изучении можно увидеть массивные контрфорсы - готовые элементы планируемого вестибюля, который должен был быть перед порталами.
а) б)
Рис. 2. Взаимопроникновение декоративных приёмов: а) западный портал Соборной церкви Святой Троицы в городе Или, Великобритания; б) портал Кафедрального Собора в Страсбурге, Франция
Только в начале Готического зодчества, дверной проем выглядит тонким, вытянутым и развивающимся по вертикали. В дальнейшем портал выходит на шаг вперёд от стены, увеличивая своё функциональное и пространственное значение.
Широко используется форма фигурного портала во Франции, не меньше известная и в немецком соборном строительстве. С XII века в европейской архитектуре были построены ступенчатые порталы, превосходными примерами которых стали соборы в Шартре и Париже, немецкие в Магдебурге и Эрфурте.
На Магдебургском соборе, очень значимом строительном объекте в раннем средневековом архиепископстве, планировался романский величественный портал. Первоначальное использование поздней романской темы упростило архитектурную задачу
- однообразные элементы, уложенные рядом друг с другом, и готический декор легко покрыли стены. Первый план строительства подразумевал простое здание в позднероманском стиле по образцу собора в соседнем Базеле, и влияние которого хорошо просматривается - это нижние ярусы собора. В первой половине 1230 года в результате реконструкции появился новым глубокий готический портал, реализованный Андреасом Лоренцем. Освящение новой паперти кафедрального собора состоялось 5 декабря 1513 года.
В течение длительного строительства, которое продолжалось более 300 лет и окончилось только в начале XVI века, все перемены стилей отразились в окончательном облике здания
- и французская, и немецкая готика, и раннее барокко. Статика изогнутых и свободно плавающих форм пластических конечностей на сводах или порталах демонстрирует полное овладение всеми художественными и техническими знаниями и навыками. Около 1230 года была создана поздняя романская дверная рама для жилого дома городского главы. После его разрушения в XVI веке портал был встроен в городской кафедральный собор. Такие переносы произведений искусства иногда фиксируются в истории. В этом случае архитектор-строитель Андреас Лоренц, присоединил эту дверь вместе с другими архитектурными деталями к старому зданию церкви (рис. 3а).
Логическое продолжение темы готического искусства - строительство северного портала в Эрфуртском соборе. В начале XIV века с расширением собора к поперечному фронтону был пристроен новый портал. К нему ведёт широкая многоступенчатая лестница, соединяющая храм с городом. Зодчий решил задачу сложного участка возведением треугольного в плане портала с мощными архивольтами и резными тимпанами, украшенного фигурами умных и глупых девственниц, двенадцати святых и скульптурой Богородицы. В отличие от портала Магдебургского собора в притчах о десяти девах автор вылепил другую модель, смоделированную под впечатлением и по образцу французской соборной готики. Архитектура и скульптура соединились в гармоничном синтезе. Элементы портала несут свой символизм, как бы за пределами возводимого для него фасада. Архивольты резко тянутся вверх, а узорчатый фронтон поднимается над порталом. Гораздо проще этих двух порталов выглядит деревянная вариация двери в церковной башне Вальдкирхен Фогтланд, также относящаяся к XIII веку. На самом деле примечательно, что у дубовой двери сохранились позднероманские кованые детали. Изучая декоративное искусство из золота и серебра в эту эпоху: одеяния и украшения императоров и епископов XIII века - сокровищницы соборов в Хальберштадте и Кведлинбурге хранят подобные произведения искусства - можно найти аналоги этого филигранного искусства, переданные искусными мастерами в декоре средневековых храмов. Христианские мотивы и дохристианская художественная символика объединяются в скрученные формы в абстрактные, декоративные узоры (рис. 3б).
Если провести параллель от соборных порталов к функции средневековых городских ворот, а также порталов в структуре крепостей и укреплений можно и здесь увидеть логику взаимопроникновения архитектурных стилей. Сравнение двух крепостных порталов ведет нас от классики к барокко. Ворота в крепость города Дёмитц с надвратным гербом над классической аркой на сильных сухих пилястрах, демонстрируют композицию одновременно и защищённую, и декоративную. На другом примере пересекается творчество двух авторов. С 1664 года строительный мастер Эмиль Петрини работал на бастионах крепости Петерсберг в Эрфурте. На рубеже XVII и XVIII веков эти объекты были существенно расширены Максимилианом фон Вельшем, архитектором барокко. Он
укрепил крепость, улучшив фортификационные качества, но, безусловно, участвовал также в пластическом оформлении. Формы портала превращаются здесь в твердую архитектурную структуру, через классический фронтон портала врезается объёмный скульптурный герб. Портальная архитектура становится ещё одним образцом стиля барокко - как это реализовалось в готических соборах - его функциональная часть дверь - вход, кажется малой деталью в декоративной рамке. Форма и декорация стали динамичными, эмоциональными, представляющими весь архитектурный объём.
а) б)
Рис. 3. Готические порталы Германии: а) западный портал Магдебургского собора; б) северный портал Кафедрального собора Богоматери в Эрфурте
Христианские мотивы и дохристианские символики соединяются в изысканных формах с абстрактными, декоративными узорами. В частности, они продолжали жить в ремесле народных ремесленников, хотя концепция народного искусства, безусловно, не применима в настоящем смысле к тому времени. Но были мастера и народные художники, которые могли изготовить двери и окна подобного рода. В конце 1230 года в доме бывшего главы монастыря в городе Альтцзелл была создана поздняя романская дверная рама. После его разрушения в XVI веке портал был встроен в соседнюю городскую церковь Носсен. Такие переносы произведений искусства иногда фиксируются в истории. Вновь пришедший архитектор-строитель Вайнбреннер присоединил эту дверь вместе со второй к новому зданию церкви. Первоначальное добавление поздней романской архитектуры ставило отдельные архитектурные элементы рядом друг над другом, и лишь робко покрывало стены. В качестве примера была принята французская соборная готика, но логика ее конструктивно-декоративного строения еще не полностью закончена.
Продолжая исследование портальной архитектуры на примере гражданского строительства «Старой Европы»: замков, дворцов, особняков откроем множество сложных нестандартных образцов. Пришедший Ренессанс был отражен наиболее последовательно на северной территории Европы. Замок в Аугустусбурге был завершен в 1573 году. Несмотря на тяжесть и массивность главного портала, его тонкий, изящный скульптурный декор поддерживает стремление вверх цельной, гармоничной композиции. Несколько лет назад этот вход был отреставрирован в оригинальной, первоначальной форме, декор и аутентичные двери портала были восстановлены опытными специалистами. Не может не удивить заполнение формы этих порталов, их полихромия является важным художественным компонентом. То, что сегодня кажется каменным узором, оживающим только пластически, было первоначально пёстро окрашено. В городе Гера после реставрации дворца оказалось возможным отыскать источники и восстановить прежнюю окраску великолепного портала. Портал для дома «Zum Stockfisch», в Эрфурте, который был возведен в 1607 году, сохранился величественным и многоплановым. В нём колонны, фронтоны, фризы, как будто созданные для антикварных каталогов, это лучшие образцы,
импортированные из городов Италии и космополитических Нидерландов, вступили в союз с их собственным орнаментом, полученным из природных форм и фантазии местных мастеров. Кожаные свитки превращались в спиральные формы, кованое железо в фитинги, рога, фрукты, листья и цветы, появляются в гербах.
В ансамблевой архитектуре дизайн и облик портала воспринимаются только в общей концепции здания. Но если можно отделить портал от здания, для которого он был возведен, он приобретёт свою художественную самостоятельность. Примером этому могут служить многочисленные триумфальные арки, ставшие центрами городских пространств центральной Европы. Триумфальная арка барокко, и классицизма стала самостоятельным архитектурным сооружением - монументальным порталом в воображаемую перспективу, созданным в отрыве от архитектурных ансамблей. Здесь основная идея портала воплощена в чистом виде - портал отделён от здания, с сохранением его основной функции: вход и выход в одном сооружении. В триумфальной арке гармонично соединились два портала, сохранив свою художественную индивидуальность. Таким образом, портал приобретает самостоятельную функцию вне здания являясь независимым произведением искусства, сопоставимым с произведениями монументальной скульптуры на городских площадях и парках (рис. 4а-в).
а) б) в)
Рис. 4. Эволюция и традиция в сооружении Триумфальных арок: а) Арка Тита в Риме; б) Триумфальная арка в Москве; в) Адмиралтейская арка в Барселоне
Развитие портальной темы в соборной архитектуре можно проследить и на примерах из русского средневекового зодчества. Если рассмотреть аналогичный временной период в русской архитектуре можно встретить как самостоятельные стилевые порталы на зданиях храмов, так и примеры архитектурных приёмов, сформированные под влиянием европейских мастеров. В конце XII века во Владимиро-Суздальской земле сложилась своя художественная традиция, особое понимание и трактовка архитектурных форм и своеобразные приёмы орнаментации архитектурных сооружений. Одной из типичных особенностей обработки фасадов храмов Владимиро-Суздальской земли являлось опоясывание здания на уровне середины его высоты аркатурным поясом, состоящим из полуколонок, соединённых арочками. Одним из немногих сохранившихся самобытных порталов это портал южного притвора Георгиевского собора в Юрьев-Польском (12301234 гг.) (рис. 5а). Объём притвора образует своеобразный трёхметровый тамбур, который замыкает резной портал. Стройные колонки портальной ниши, испещрённые узором орнамента, в глубине превращаются в полуколонки. Плоскость портальной стены, переходящая в арку, украшена горельефными изображениями, оплетённым орнаментом, образуют непрерывный резной узор в виде сплошного ковра. Вся эта композиция завершается килевидной кровлей. Эти художественные мотивы снова появляются во владимиро-суздальском и в раннемосковском зодчестве и становятся характерными особенностями порталов зданий XIV-XVI веков.
Реставрационные работы и научные изыскания за последние сто лет открыли нам замечательные памятники архитектуры в пределах Московского Кремля. При анализе памятников архитектуры древнерусского искусства необходимо учитывать то, что они подвергались многочисленным позднейшим реконструкциям. Строительство в Кремле в конце XV начале XVI века имело очень широкий характер. Кроме строительства новых стен и башен и царских палат возведение трёх главных соборов имело особое значение среди многих других кремлевских построек.
В Успенском соборе Московском Кремля (1475-1479 гг.) (рис. 5б) мы находим белокаменную кладку в лаконичной чистой стене, единственным украшением которой является владимиро-суздальский аркатурный пояс на половине стены. На фоне этой скупой поверхности выделяются перспективные ступенчатые порталы: западный и южный. Они украшены каменной резьбой и живописными фресками. Возводил этот собор выдающийся итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, но в этой архитектуре нет прямого повторения художественных приёмов европейского Ренессанса. На него значительное влияние оказали величественные произведения древнерусского зодчества. Фиораванти не ограничился осмотром памятников Владимира, он также посетил Ростов Великий и Новгород, где Софийский собор произвёл на него большое впечатление, что отразилось в композиции фасадов построенного им собора. Подтверждением этому могут служить порталы Успенского собора, в которых зодчий сумел сохранить и продолжить эти традиции. Порталы врезаны громадными нишами в простую стену и скромно украшены колонками с характерными для раннемосковского зодчества резными «дыньками». Повторы и ритм в декоре решили композицию очень лаконичных протяженных фасадов. Мелкие акценты гармонично закрепили сознательную логичную симметрию портала.
Рядом с западным входом в Успенский собор находится церковь Ризоположения. Она была построена псковскими мастерами в 1485-1486 годах и служила домовой церковью московских митрополитов. Маленькая стройная одноглавая церковь возвышается, на высоком подклете. Фасад её украшен пилястрами с капителями, на середине стены помещен декоративный пояс из белокаменных фигурных балясин, под ним ряд из керамических плит с рельефным плетёным орнаментом. Вход в церковь обрамлен перспективным порталом килевидной формы, поддерживая килевидную тему подкровельного пояса фасада. Портал украшен орнаментальными полосами, с характерным псковским приемом сочетания треугольных впадинок. Внутри фронтона сохранились росписи, очевидно, выполненные теми же мастерами первой половины XVII века, которые расписывали Успенский собор. Пропорциональность архитектурных форм и лаконизм тщательного декорирования этого архитектурного компонента храма, делают церковь Ризоположения одним из самых замечательных памятников Московского Кремля.
В южной части Ивановской площади Кремля расположен Архангельский собор, перестроенный в 1505-1509 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Характер трактовки фасадов делает его похожим на здание светского характера. Широкий карниз, опоясывающий стены по середине всего здания, визуально делит его на два уровня. Верхний карниз, как это обычно выполняется в жилых домах, соответствует потолку внутреннего пространства, а раковины, венчающие фасады, служат декоративным завершением. Впечатление от имитации этажности подчёркивается различными приёмами обработки стен: низ обрамлён аркадами, разделёнными пилястрами, верх замыкается прямоугольными декоративными выемками - «ширинками». Индивидуально решён главный западный фасад здания, выходящий на Соборную площадь. Нижняя часть стены состоит из глубокой лоджии входа и двух небольших порталов с резными пилястрами в стиле архитектуры итальянского Ренессанса. Все эти элементы придают фасаду вид венецианского дворца. В глубине входа врезан сложный портал, близкий по композиции к порталу Благовещенского собора. В верхней части, которого размещены росписи XVI века. Чёткость построения композиции, плоскостная трактовка фигур, разнообразная красочная гамма придают росписи, покрывающей поверхность фронтона, цельную, декоративную
AMIT 4(69) 2024
картину. Реализованный светский характер соборной архитектуры соответствовал пожеланиям московских великих князей Российского средневековья.
После средневековья на фасадах Российской архитектуры проявляется космополитический дух отечественных мастеров эпохи Возрождения. В абсолютистском барокко было представлено новое богатство форм ворот и дверей не только в церквях и соборах, но и особняках и усадьбах. Классический портал конца XVIII и начала XIX века использует элементы вновь открывшейся древней архитектуры. После разнообразия форм и приемов конца XIX века функция входа была сведена к элементарной задаче, что создало новые решения. Новые порталы открывают путь к жилищу, производству, культуре и создают новую архитектурную историю.
а) б)
Рис. 5. Портальные композиции средневековых храмов России: а) южный портал Георгиевского собора Юрьев-Польской (1230-1234 гг.); б) южный портал в Успенском соборе Московском Кремля (1475-1479 гг.)
Выводы
Портал, функциональный элемент здания, получил в истории многообещающее, но всегда адекватное значение. За представительским входом уже должен быть представлен дом: порталы, двери не являются самоцелью, они готовят человека к интерьеру здания и открывают пространство, которое лежит за дверью. Новые авторы не только отдают дань заслуженной древности, но и эпохе Возрождения, в чётко сформированной форме и скомпонованной до мельчайших деталей. Как сегодня создаётся портал? Можно ли изобрести что-то новое, используя опыт прошлых эпох, в которых представлены почти все мыслимые варианты входов и дверей? Продолжаться ли традиции с использованием современной техники и дизайна или портал растворится перед закрытой поверхностью стеклянного фасада? Остаётся большое перспективное пространство для новых исследований.
Источники иллюстраций
Рис. 1. а) URL: https://www.avda.ru/images/places/9818/o 1307.jpg (в авторской обработке) (дата обращения: 26.12.2023); б) URL: https://www.avda.ru/images/places/9818/o 1307.jpg (в авторской обработке) (дата обращения: 26.12.2023).
Рис. 2. а) URL: https://konspekta.net/studopedianet/baza6/288908198320.files/image039.ipg (в авторской обработке) (дата обращения: 26.12.2023); б) URL: https://vsegda-pomnim.com/uploads/posts/2022-01/1642862525 1-vsegda-pomnim-com-p-strasburgskii-sobor-foto-1.jpg (в авторской обработке) (дата обращения: 26.12.2023).
Рис. 3. а) URL:
https://otvet.imgsmail.ru/download/u 60571ee4d66648f578cc753481e7edca.jpg (в авторской обработке) (дата обращения: 26.12.2023); б) https://www.travel-hystory.com/wp-content/uploads/2018/01/jerfurtskii-sobor.jpg (в авторской обработке) (дата обращения: 26.12.2023).
Рис. 4. а) URL: https://rome-travel.ru/wp-content/uploads/2016/08/triumf arka tita-1.jpg (в авторской обработке) (дата обращения: 26.12.2023); б) URL:
https://wikiway.com/upload/hl-photo/06a/8a3/triumfalnaya arka v moskve 17.jpg (в авторской обработке) (дата обращения: 26.12.2023).
Рис. 5. а) URL: https://galina-lukas.ru/sites/default/files/361/IMG 7602.jpg (в авторской обработке) (дата обращения: 26.12.2023); б) URL: https://mosstreets.ru/wp-content/uploads/2021/06/white stone carving.jpg (в авторской обработке) (дата обращения: 26.12.2023); в) URL: https://mykaleidoscope.ru/x7uploads/posts/2022-09/1663110848 9-mykaleidoscope-ru-p-uspenskii-sobor-moskovskogo-kremlya-pinter-9.jpg (в авторской обработке) (дата обращения: 26.12.2023).
Список источников
1. Клименко С.В. Арсенал Московского Кремля. К научной реконструкции облика памятника аннинского времени (1730-е годы) // Architecture and Modern Information Technologies. 2018. №4(45). С. 173-182. URL:
https://marhi.ru/AMIT/2018/4kvart18/PDF/11 klimenko.pdf (дата обращения: 15.11.2023).
2. Карпова Е.С. Реконструкция исторических сооружений в современном культурном контексте // Architecture and Modern Information Technologies. 2021. №4(57). С. 191211. URL: https://marhi.ru/AMIT/2021/4kvart21/PDF/11 karpova.pdf DOI: 10.24412/19984839-2021-4-191-211 (дата обращения: 17.12.2023).
3. Петров-Спиридонов Н.А. Информационно-логическое и историческое наполнение понятия архетипа русского православного храма // Architecture and Modern Information Technologies. 2018. №3(44). С. 124-146. URL:
https://marhi.ru/AMIT/2018/3kvart18/PDF/07 petrov.pdf (дата обращения: 18.12.2023).
4. Клименко С.В. Русская архитектура 1730-х годов. Проблемы формирования стиля и научной реконструкции ключевых памятников // Architecture and Modern Information Technologies). 2016. №4(37). URL: https://marhi.ru/AMIT/2016/4kvart16/PDF/AMIT 2016-4(37) Klimenko PDF.pdf (дата обращения: 25.12.2023).
5. Борисов С.В. Развитие структуры архитектурного пространства православия в России // Architecture and Modern Information Technologies. 2023. №1(62). С. 139-149. URL: https://marhi.ru/AMIT/2023/1kvart23/PDF/08 borisov.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-20231-139-149 (дата обращения: 19.12.2023).
6. Павлов Н.Л. Основные стадии развития религии и три типа культовых структур // Architecture and Modern Information Technologies. 2018. №4(45). C.38-54. URL: https://marhi.ru/AMIT/2018/4kvart18/PDF/02 pavlov.pdf (дата обращения: 27.12.2023).
7. Швидковский Д.О. Исторический путь русской архитектуры и его связи с мировым зодчеством. Москва: Архитектура-С, 2016. 512 с.
References
1. Klimenko S. The Arsenal of the Moscow Kremlin. The Scientific Reconstruction of the Appearance of the Monument Anna's Time (1730s). Architecture and Modern Information Technologies, 2018, no. 4(45), pp. 173-182. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2018/4kvart18/PDF/11 klimenko.pdf
2. Karpova E.S. Reconstruction of historical buildings in a modern cultural context. Architecture and Modern Information Technologies, 2021, no. 4(57), pp. 191-211. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2021/4kvart21/PDF/11 karpova.pdf DOI: 10.24412/1998-48392021-4-191-211
3. Petrov-Spiridonov N.A. The role of the religious concept of "staying before God" and the role of an individual idea in the development of the architecture of Orthodox cathedrals in Russia. Architecture and Modern Information Technologies, 2022, no. 3(60), pp. 74-97. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2022/2kvart22/PDF/05 petrov.pdf DOI: 10.24412/19984839-2022-3-74-97
4. Klimenko S.V. Russian architecture of the 1730s. Problems of style formation and scientific reconstruction of key monuments. Architecture and Modern Information Technologies. 2016, no. 4(37). Available at: https://marhi.ru/AMIT/2016/4kvart16/PDF/AMIT 2016-4(37) Klimenko PDF.pdf
5. Borisov S.V. Development of the structure of the architectural space of Orthodoxy in Russia. Architecture and Modern Information Technologies, 2023, no. 1(62), pp. 139-149. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2023/1kvart23/PDF/08 borisov.pdf DOI: 10.24412/19984839-2023-1-139-149
6. Pavlov N.L. The main stages in the religion development and three types of iconic structures. Architecture and Modern Information Technologies, 2018, no. 4(45), pp. 38-54. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2018/4kvart18/PDF/02 pavlov.pdf
7. Shvidkovsky D.O. Istoricheskij put' russkojarhitekturyi ego svyazi s mirovymzodchestvom [The Historical path of Russian architecture and its connections with world architecture]. Moscow, 2016, 252 p.
ОБ АВТОРЕ
Алёшин Александр Юрьевич
Доцент кафедры «Архитектура», Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия [email protected], [email protected]
ABOUT THE AUTHOR Aleshin Alexander Y.
Docent Architecture Department of the South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russia [email protected], [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.01.2024; одобрена после рецензирования 15.10.2024; принята к публикации 25.11.2024.