УДК 72.04 КАПТИКОВ А. Ю.
Средневековые города Эстремадуры
(Часть 2)
Статья посвящена исследованию архитектуры малоизученной исторической области Испании — Эстремадуре, в частности, ее городов — Касереса и Бадахоса. Рассматриваются крепостные сооружения, храмы и дворцы, определяется стилистика в региональном контексте и всей испанской архитектуре романского, готического и ренессансного периодов.
Ключевые слова: Испания, Эстремадура, Касерес, Бадахос, храмы, композиция, фасады, романский стиль, готика, платереско.
KAPTIKOV A. Y.
THE MEDIEVAL CITIES OF EXTREMADURA (Part 2)
The article is devoted to architecture of little-known historical region of Spain-Extremadura, one of its outstanding cities — Caceres, Badajoz. Fortess, temples and palaces are inspected, their stylistic is analized in a regional context and in all Spanish architecture in Romanesque, Gotic and Renessanse epochs.
Keywords: Spain, Extremadura, Caceres, Badajoz, templs, composition, facades, Romanesque style, Gotic, plateresco.
Каптиков
Анри
Юрьевич
кандидат искусствоведения, профессор УралГАХУ
e-mail: [email protected]
Настоящая статья продолжает тему предыдущей работы, посвященной архитектуре Пласенсии (Испания). Задачей является рассмотрение стилистики крепостных сооружений, храмов и дворцов городов Касереса и Бадахоса в контексте испанской архитектуры романского, готического и ренессансного периодов.
В первой части данной статьи исследована архитектура знаменитого города Эстремадуры — Касереса, в русскоязычной и переводной специальной литературе до сих пор если и встречающегося, то на уровне упоминания [1-3]. Несравненно больше дает (хотя и старая) монография испанского автора [4].
В I в. н. э. римский консул Цецилий Метелл основал на месте иберийского поселения город Норба Цезарина (или Кастра Цезарина), входивший в провинцию Лузитания. Опустевший при вестготах, город был заново отстроен арабами, назвавшими его Квасри. В ходе Реконкисты в 1227 г. город отошел к королевству Леон. Сюда из столицы Испании начала переселяться знать, превратившаяся тут в крупных латифундистов. Впоследствии это сословие разбогатело еще больше, участвуя в завоевании Америки.
Панорама старого Касереса захватывает своим силуэтом: колоколен, их крупных и мелких шатров, зубчатых верхов башен, купола дворца Монтесумы. Историческая часть города, располагаясь на обширной пологой возвышенности, очертаниями плана напо-
минает неправильным, приплюснутым овал. Он образован крепостными сооружениями, которые возведены в XII в. Альмохадами, но, как полагают, с использованием древнеримских сооружений. Эти стены и башни определяли территорию Касереса и после Реконкисты. Ныне несколько участков стен утрачены, башен насчитывается 22; преобладают башни четырехгранной формы. Восьмигранными являются башни Торре Редонда и Торре Мочада, угловая башня Торре Очаведа — круглая.
Вдоль южной стороны арабской крепости протянулась покатая главная площадь города (Plaza Mayor; Иллюстрация 1). Ее застройка, даже аркада — лоджия XVI в. и классицистическая ратуша, смотрелись бы довольно заурядно, не будь они составной частью и фоном тех же укреплений. Особенно заметна выдвинутая из общего ряда Торре Бухако, самая мощная из башен.
Входом в старый город служат не древние ворота, а так называемая Арка Звезды (Arco de la Estrella, 1723 г.), чей автор, Мигель Лара Чурригера, принадлежал к известной семье архитекторов, именем которой обозначается целое направление, представляющее собой кульминацию испанского барокко в архитектуре. Декор данного сооружения сводится к устроенному со внутренней стороны киоту — нише для статуи Мадонны. Зато сама арка являлась по тем временам большепролетной (Иллюстрация 2).
Иллюстрация 1. Касерес. Плаза Майор. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
Иллюстрация 2. Касерес. Арка Звезды. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
Улицы внутри крепости то образуют изломы (Иллюстрация 3), то замыкаются зданием, чему предшествует перспектива какого-либо импозантного фасада (Иллюстрация 4). В целом уличная система следует поворотам стен или соединяет несколько площадей, устроенных преимущественно перед храмами, которым сопутствуют светские здания, так или иначе родственные им по облику.
Первая площадь — идущая в глубину уступами Санта-Мария (Plaza de Santa Maria; Иллюстрация 5) с одноименным собором. Начатый в XIII в., он закончен в последующие двести лет, закономерно отразив перемену стилей (Иллюстрации 6, 7). Влиянием романского стиля здесь можно объяснить почти полное отсутствие фасадного декора, в том числе на откосах обоих порталов, правда, уже имеющих готические стрельчатые арки. Тимпан более крупного южного портала тоже свободен от скульптуры и лишь на разделительном столбе меж дверей находится статуя Марии1. Готика привнесла в наружность собора аркбутаны, пинакли с фигурами львов. Возрождение обусловило появление верхнего яруса соборной башни с угловыми «вазами» на ножках-балясинах. Нужно отметить, что характер новых частей едва менее строг. Везде господствует стена, по-замковому толстая, наделенная немногими и небольшими окнами. Наоборот, внутреннее пространство, не считая затемненности, выглядит
1 Затем ко внешнему убранству добавилась помещенная у нижнего угла здания фигура Св. Петра Алькантара (1554-1559 гг.; скульптор Э. Перес Комендадор).
Иллюстрация 3. Касерес. Улица в крепости. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г
как готическое. Оформление интерьера включает пучкообразные столбы и звездчатые нервюрные своды2.
Напротив собора расположен епископский дворец с фасадом ренес-сансного стиля, а углы площади диагонально связаны двумя башнями: весьма простой у дома Овандо (Casa de los Ovando) и более высокой, с балконами на крупных кронштейнах-мо-дульонах — у дворца Гольфинес де Абахо (Golfines de Abajo, XV-XVI в.; Иллюстрация 8). Последнему асимметрично придан еще один повышенный объем, вверху обильно декорированный своеобразной «смесью» элементов поздней готики и плате-реско. Это ажурный парапет, составленный из пары драконов, помещенных между фигурных балясин, герб владельцев на фоне гирлянд-венков, головы (портретные?) в медальонах (Иллюстрация 9). Правее расположены два окна в едином обрамлении по вертикали, завершаемом трехлопастной дугой.
Площадь Святой Марии диагонально переходит в площадь Сан-Хорхе (Plaza de San Jorge3), над которой возвышается церковь Сан-Франсиско-Ксавьер (San Francisco Xavier, XVIII в.; Иллюстрация 10). Центральная часть фасада, где в первом ярусе парами колонн обставлена входная арка, а второй ярус содержит разорванный окном фронтон, выглядит вполне барочной. Однако она контрастирует с побеленными и, не считая угловых ру-
2 Великолепное ретабло из кедрового дерева выполнено в 1551 г. (резчики Роке Бальдуке и Гильен Ферран).
3 Святой Хорхе (Георгий) считается небесным
покровителем Касереса.
Иллюстрация 4. Касерес. Улица в крепости. В глубине — дворец Толедо-Монтесу-ма. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
Иллюстрация 5. Касерес. Плаза Санта-Мария. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г
Иллюстрация 6. Касерес. Собор Санта-Мария. Западный фасад. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
стов, гладкими боковыми башнями4. К этому храму и примыкающему слева каре иезуитского монастыря ведет двухвсходная лестница с гротом посередине.
4 Не остались ли от более раннего, средневекового храма?
Иллюстрация 7. Касерес. Собор Санта-Мария. Северный фасад. Фото А. Ю. Кап-тикова. 2014 г.
Иллюстрация 8. Касерес. Дворец Гольфи-нес-де-Абахо. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г
Иллюстрация 9. Касерес. Дворец Гольфи-нес-де-Абахо. Фрагмент. Фото А. Ю. Кап-тикова. 2014 г.
Дальше находятся еще три соседствующие площади. Сан-Матео (San Mateo), самая высокая точка города, именуется так в честь расположенной на ней церкви. Христианский храм на месте мечети переделывался в XVI в. (Э. де Лескано, П. де Маркина, П. де Ибарро, Р. Хиль де Онтаньон), снаружи, впрочем, обогатившись лишь «платересковым» порталом работы Г. Феррана. Возможно, еще позже была пристроена квадратная башня с часами, дополненная потом двухъярусной барочной звонницей. Но главный фасад с трехгранным асимметричным выступом возле углового диагонального контрфорса, нависающего уступом, остался средневековым (Иллюстрация 11). А трехнефный интерьер сохранил звездчатые (сердцевина восьмиугольная) нервюрные своды.
Объемы и стены Сан-Матео превосходно гармонируют с вертикалью, стоящей рядом, несколько отступающей в глубину Башни Аи-
Иллюстрация 12. Касерес. Плаза Сан-Пабло. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
Иллюстрация 10. Касерес. Церковь Сан-Франсиско-Ксавьер. Фото А. Ю. Каптико-ва. 2014 г.
Иллюстрация 13. Касерес. Дворец Карва-хал. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
Иллюстрация 11. Касерес. Церковь Сан-Матео и Башня Аистов. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г
стов (Torre de las Ciguenas, XV в.5). Своей другой стороной башня выходит на площадь Сан-Пабло (San Pablo), остальные стороны которой занимают строения одноименного монастыря. Выразительна глухая апсида храма с единственным круглым окном (Иллюстрация 12). Третьей в этой связи площадей является Лас-Валетас (Las Veletas) со зданием над арабским резервуаром-цистерной.
Немало замечательных архитектурных объектов находится вне рассмотренных площадей. Среди них выделяется своей цилиндричностью башня при дворце Карвахал (Palacio Karvajal), оставшаяся, очевидно, еще от арабских времен (XII в.; Иллюстрация 13). Башня дворца де лос
5 Заказчик, Диего де Овандо, верный союзник Изабеллы Кастильской в ее борьбе за власть, удостоился особой милости королевы, попытавшейся своим указом 1477 г. снести башни при домах знати [4]. О том, что этот указ не исполнялся, свидетельствуют другие, помимо Башни Аистов, сохранившиеся в Касересе.
Иллюстрация 14. Касерес. Дом Мудехар. Фрагмент. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
Гольфинес-де-Арриба (de los Golfines de Arriba) сохранила, как и Башня Аистов, свои зубцы. Особо следует отметить два памятника, уникальных для Касереса, притом каждый по-своему. Так называемый Дом Мудехар (Casa Mudejar, XIV в.) — внизу частично, вверху полностью кирпичная постройка. При плохой сохранности фасада уцелели: двойное окно, чьи подковообразные арки разделены колонкой, орнаменты из поребрика или заглубленных диагональных кирпичиков (Иллюстрация 14).
Иллюстрация 15. Касерес. Церковь Сантьяго. Восточный фасад. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
Иллюстрация 16. Касерес. Церковь Сантьяго. Южный фасад. Фото А. Ю. Каптико-ва. 2014 г.
Дворец Толедо-Монтесума6 (Toledo-Moctezuma, XVI — начало XVII в.), единственный в городе, имеет в верхнем этаже длинный ряд крупных арочных окон и купольное увенчание башни (Иллюстрация 4).
За пределами крепостных стен находятся не особенно примечательные однонефная готическая церковь Сан-Хуан (XV в.) и намного более значимая Сантьяго (Santjago). В основе романская, с чертами, переходными к готике, она в 1554-1556 гг. перестроена Р. Хиль де Онтаньоном на средства знатной семьи Карва-халь7, а завершил работы С. де Ка-брера. Несмотря на однонефность — храм весьма крупномасштабный, со столь же высокой граненой апсидой и выступающей с западной стороны четырехгранной башней, которую венчает шатер (Иллюстрации 15, 16). Во внешнем виде основная роль принадлежит контрфорсам. Вынос их таков, что у двух средних основаниями сделаны толстые круглые столбы, аркой соединенные со сте-
6 Назван по случаю женитьбы касеревского аристократа Х. Кано де Сааведра на привезенной из Америки дочери ацтекского царя Монтесумы.
7 Ее герб помещен на фасаде.
Иллюстрация 17. Касерес. Церковь Сантьяго. Фрагмент. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
Иллюстрация 18. Касерес. Церковь Сантьяго. Окно. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
ной (Иллюстрация 17). Хотя столбам приданы базы, капители, а сами они обработаны системой вертикальных бороздок под каннелюры, дорическими колоннами это можно назвать лишь условно. Скорее, они по-романски массивны. На обоих продольных фасадах фланкируют старые, роман-ско-готические порталы, не имеющие скульптурных украшений, кроме розеток. Замечательны своей простотой и пластичностью оконные ниши-откосы, которым приданы килевидные очертания (Иллюстрация 18). Слабое влияние Ренессанса ощутимо разве что в волютообразных навершиях контрфорсов и обрамлении отдельных окон (раковина над проемом и нижнее «полотенце», похожее на распластанные крылья).
В интерьере исследователи усматривают «стрельчатые арки на барочных колоннах с римскими капителями» [2, 195]. Такое определение,
Иллюстрация 20. Бадахос. Собор. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
и то не вполне верное, может быть отнесено только к аркаде под хорами. В остальном явно преобладает готика: звездчатые своды, достигшие особенной усложненности в алтаре8.
Вне крепости, к тому же и в стороне от Plaza Mayor, есть, друг против друга, еще два дворца с угловыми башнями — Галацца (Galazza) и Ка-марена (Camarena).
Еще один из рассматриваемых нами городов, Бадахос, находится в Нижней Эстремадуре. Здесь, на реке Гвадиана, существовали иберийское, затем древнеримское поселение. Однако основателем Бадахоса считается арабский военачальник Ибн Марван (875 г.). В 1230 г. город отвоевал король Леона Альфонсо IX с помощью рыцарей орденов Калат-рава и Сантьяго.
8 Ретабло — произведение известного А. де Бер-ругете с учениками (1565 г.).
Будучи по своему положению ключом к Португалии, Бадахос всегда был надлежаще защищен. Еще альмо-хадский правитель Абу Якуб Юсуф в 1169 г. приказал выстроить (вероятно, с использованием каких-то более ранних оборонительных сооружений) крепость Алька-сабу. Стоящая над рекой у северо-восточного края исторической части города, она, к сожалению, многократно переделывалась и реставрировалась, так что в нынешнем виде больше представляет собой «новодел». Результатом реставрации, причем с явным налетом эклектики, является и Старая площадь (Plaza Alta) с пестрыми фасадами. И лишь возвышающаяся неподалеку Торре-Эспантапер-рос (Torre de Espantaperros), вернее, ее надстройка-звонница (Иллюстрация 19), чьим аркам приданы зубчатые очертания, можно признать за подлинное произведение мудехара (XVI в.), не лишенное очарования.
Собор Бадахоса возник на месте вестготской или мо-сарабской церкви. Сооружение началось в середине XIII в. В 1278 г., несмотря на незавершенность, храм был освящен, но работы продолжались до XV столетия. Сначала он имел форму креста с тремя продольными нефами и столькими же гранеными апсидами. Переделки и пристройки XVII-XVIII вв., в частности, барочный южный портал (1619 г.), несколько изменили вид собора. Однако основной объем (Иллюстрация 20) сохранил не только подчеркнутую толщину стен, но и соответствующие атрибуты вроде «перспективных» откосов стен северного фасада, стрельчатой портальной арки (там же), зубцов и т. п. Это относится и к 40-метровой башне, справедливо сравниваемой с донжоном [3, 191].
Еще одной архитектурной достопримечательностью города служат ворота, украшающие въезд в него с севера от моста Пуэрта-де-Пальмас (Puerta de Palmas). Они воздвигнуты по случаю визита императора Карла V около 1550 г. Их облик скорее средневековый, нежели ренессансный.
Заключение
Касерес, безусловно, более насыщен памятниками архитектуры, чем Пласенсия и Бадахос. Вместе с тем, хотя почти все местные храмы тоже сформировались не за один строительный период, среди них нет столь наглядно иллюстрирующего эволюцию стилей (от романского до платереско), какую дает собор в Пласенсии.
Романско-готические церкви обоих городов сближают конструктивные особенности: отсутствие (кроме Санта-Марии в Касересе) аркбутанов, сложный, порой причудливый характер нервюрных сводов. В них нет распространенной в средневековой Испании башни-симборио над средокрестием.
Если говорить о дворцовых зданиях, то их концентрация в Касересе просто поразительна, далеко превосходя Пласенсию. Их типичной чертой, восходящей еще к арабским временам, нужно считать наличие во многих зданиях угловой башни как сильнейшего акцента объемного построения, чья форма и обработка, впрочем, довольно мало варьировались. Но сам подход к фасадам, где всегда преобладает гладь стены, — выигрышный фон для портала и немногих украшений (гербы, наличники), — един во всех описанных эстремадурских городах. Это, в общем, относится и к стилистике данных объектов. Наряду с преобладающими готическими элементами, она удерживает старые романские, добавляя новые, ренессансные черты. К этому нередко примешиваются элементы исламской архитектуры — либо в чистом виде (крепостные сооружения Касереса и Бадахоса), либо в позднейшей модификации в духе мудехара.
Каковы же места и значимость памятников Эстре-мадуры в масштабе Испании (не включая Каталонию)? Из-за сравнительно позднего отвоевания области у арабов почти во всех новосооружаемых церквях здесь использовались черты, переходные от романики к готике. Романские традиции оказались весьма сильны. Оттого столь ярко выражены монументальность, величественность облика, вместе с тем по-крепостному сурового и даже грубого. В этом и состоит самобытность эстремадурских храмов. Если, по оценке Е. И. Кириченко, знаменитейшие соборы Кастилии (Леон, Бургос, Толедо), «несмотря на ряд местных особенностей, являются французскими постройками на испанской земле... продуктом ввоза чуждой Испании системы» [1, 480-481], подобного никак нельзя сказать об Эстремадуре. Быть может, она и есть та область, где испанская готика проявила подлинную самобытность, в чем и заключается основной вклад данного региона в сокровищницу национальной архитектуры.
Дальнейшее исследование Эстремадуры с привлечением материала еще по ряду ее исторических городов наверняка позволит прочнее обосновать такой вывод и, во всяком случае, выделить архитектуру данной области как одну из интереснейших во всей Испании региональных школ.
Список использованной литературы
1 Всеобщая история архитектуры : в 12 т. Л. ; М. : Искусство, 1966. Т. 4. 694 с. ; 1967. Т. 5. 660 с.
2 Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись. Кельн, 2004. 520 с.
3 Искусство стран и народов мира : энциклопедия. М. : Изобразительное искусство, 1965. Т. 2. 556 с.
4 Dotor A. Caceres y su provincial. Madrid, [s. a.].