DOI 10.24412/cl-37280-2024-1-164-168
Акимова Мария Игоревна, кандидат искусствоведения, доцент, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет» (Сибстрин),
г. Новосибирск
Авдюшкин Иван Борисович, магистрант ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет» (Сибстрин), г. Новосибирск
Эволюция архитектурного ансамбля привокзальной площади
города Новосибирска
Аннотация. В статье проанализированы важные периоды эволюции архитектурного ансамбля привокзальной площади г. Новосибирска как единого целого общественного пространства. Рассмотрены периоды строительства отдельных элементов ансамбля в хронологическом порядке, где ключевым объектом исследования является здание вокзала.
Ключевые слова: Вокзал Новосибирск-Главный, площадь Гарина-Михайловского, архитектурный ансамбль, история архитектуры.
Город как живой организм должен активно расти и развиваться, проходя через стадии преобразования, а каждые изменения в существующей застройке непременно отражаются на формировании городской среды. Современный мегаполис открывает человеку много новых возможностей, и, таким образом, важным становится осмысление архитектуры общественного пространства. Динамично развивающийся Новосибирск с вековой историей не является исключением.
Первое впечатление о городе невозможно произвести дважды, поэтому людям важно получить приятные воспоминания. Точкой отсчёта для знакомства человека с городом является архитектурный ансамбль железнодорожного вокзала с прилегающей к нему площадью, служащими «воротами в город».
История развития архитектуры Новосибирска начинается в последнем десятилетии XIX в. и тесно связана со строительством Великого Сибирского железнодорожного пути. В 1893 г. было построено одноэтажное деревянное здание железнодорожного вокзала станции «Обь», изначально причисленное к самому
Издательство АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» ~ 164~
низкому V классу. В 1897 г. при станции начало функционировать здание вокзала III класса с залами ожидания и багажным отделением [1, стр. 12]. Данное здание было создано в традициях древнерусского деревянного зодчества с возвышающимся центральным вальмовым шатром, украшенного резным гребешком и маленьким слуховым окном, а над двумя симметричными входами возвышались высокие щипковые фронтоны, украшенные резьбой [5, стр. 100]. Около вокзала открывались кафе, где пассажиры могли почитать газеты, и ресторан с бильярдом. Также при станции для служащих возводились жилые дома с другими надворными постройками [1, стр. 12].
Затем на привокзальной площади в 1897 г. была построена, потерянная на сегодня, церковь во имя святого пророка Даниила (архитектор К.К. Лыгин), располагавшаяся на оси ул. Межениновской (ул. Челюскинцев), запроектированная на основе типовых проектов деревянных церквей.
Церковь представляла собой деревянное здание с формой креста в плане, а центр выделен восьмериком с купольным завершением. Над входной частью был устроен восьмерик звонница с шатровым завершением, а фасадный декор был обрамлен пропильной резьбой [3, стр. 42].
В связи с ростом грузооборота на рубеже XIX и XX вв. станция «Обь» претерпевает значительные изменения. К деревянному зданию вокзала в 1904 г. с восточной стороны пристроили двухэтажный кирпичный корпус. Переход Ново-николаевска на полное городовое положение также отразился на железнодорожной станции, которую в 1909 г. переименовали в «Ново-Николаевск». Затем, в 1914 г. к деревянному одноэтажному зданию вокзала с западной стороны был пристроен ещё один двухэтажный каменный корпус [1, стр. 28].
Дальнейшее преобразование ансамбля дополнилось возведением в 1927 г. двухэтажного здания универмага, выходящее на ул. Межениновскую (ул. Челюскинцев) и ул. Михайловскую (ул. Ленина), по проекту И.А. Бурлакова. Первоначально здание запроектировано в стиле реалистического модерна, а в последующие годы было упрощено.
Особенностью объемно-пространственной композиции здания является врезанная в основной объем квадратная башня, завершенная высоким металлическим шпилем и в основании которой расположен вход в универмаг. Фасады декорированы слабо выраженными пилястрами и положенными на них лопатками, выходящими на крышу в виде парапетных столбиков. Планировка здания имеет г-образную форму [3, стр. 46].
Издательство АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» ~ 165~
В конце 1920-х годов со стремительным развитием города появилась потребность в новом вокзале. Был проведен конкурс эскизных проектов, в ходе которого выбрали проект архитектора Н.Г. Волошинова. Современное же здание вокзала стали закладывать в 1931 г., однако проект пересматривался и дополнялся еще несколько раз. В доработке проекта была привлечена большая группа новосибирских архитекторов: Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев, А.Д. Крячков, К.И. Митин и др. На месте станции «Ново-Николаевск» появилось новое здание вокзала в 1939 г.
Здание вокзала, прямоугольное в плане, выполнено в неоклассическом стиле, характеризуется переменной этажностью с максимальным количеством этажей в объеме восьмиэтажной гостиницы, примыкающий к северо-западному торцу. Наружные стены выполнены в основном из кирпича. Особенностью архитектуры является центр архитектурной композиции главного фасада - ризалит с огромным арочным витражом, возвышающимся над крыльями и увенчанным большим аттиком. Колористическое решение фасадов выполнено в зеленых и белых цветах [4, стр. 250].
Привокзальная площадь также претерпевала изменения. Это можно проследить по фотографиям, что в 1943 г. на площади еще оставались старые деревянные бараки, а уже в 1946 г. их полностью снесли для дальнейшей урбанизации пространства. И в 1956 г. площадь получила название в честь инженера Гарина-Михайловского [4, стр. 264].
В 1952 г. заканчивается кладка фундамента и начато возведение стен семиэтажного 183-квартирного дома на Вокзальной магистрали по проекту К.И. Митина [2, стр. 22]. В доме есть полукруглый арочный проем, сам фасад здания украшен пилястрами на уровне третьего-шестого этажей, а над ними возвышается декоративный фронтон.
Сотрудниками треста «Томсктрансстрой» в 1961 г. на ул. Челюскинцев 3 был достроен более простой в плане архитектуры жилой 7-этажный дом, который стал частью площади Гарина-Михайловского [6, стр.2].
Гостиница на площади им. Гарина-Михайловского занимает в градостроительном отношении особое место, являясь ведущим сооружением и масштабным ориентиром в основной застройке Железнодорожного района. Гостиница строилась по проекту архитектора В.В. Красовицкого, инженера В.И. Рождественского, имеет 24 этажа и рассчитана на 500 номеров. При гостинице был один из
крупнейших ресторанов города. Еще в 1975 г. был завершен монтаж каркаса здания и навешены на всю высоту сооружения наружные панели стен, но отделочные работы не велись долгое время [2, стр. 130] и, только в 1985 г. гостиница была сдана в эксплуатацию.
Под площадью в 1987 г. было завершено строительство станции Новосибирского метрополитена «Площадь Гарина-Михайловского» по проекту специалистов «Новосибметропроекта» (главный архитектор проекта П. Попов, художник Ю. Катаев, главный инженер проекта В.И. Романов, гл. конструктор А.П. Мельник).
Открытие пригородного вокзала на территории станции «Новосибирск-Главный» состоялось 21 апреля 2006 года. На месте старого пригородного павильона был возведен новый вокзал по проекту новосибирского института «Сибжелдорпроект». Вокзал является частью пригородного комплекса, который включает в себя основное здание и крытый пешеходный мост.
Торговый центр «Апельсин», расположенный сейчас на площади Гарина-Михайловского, ул. Ленина 84, начал работать в 2017 г. Возвести это здание планировалось ещё в начале 2000-х. До того, как в 2004 г. ей был выделен этот участок земли, здесь работал специализированный вещевой рынок, на котором можно было купить электрооборудование и радиоэлектронику.
В Новосибирске 13 июля 2022 г. открылся новый автовокзал на привокзальной площади, представляющий собой подземную часть с кассами, зонами ожидания, хранения и др., а в надземной части находятся парковки для автобусов и перрон.
Архитектурный ансамбль площади Гарина-Михайловского прошел большой сложный путь в своем развитии. Архитектура привокзальной площади тесно взаимосвязана с историей развития города. Поэтому важно анализировать и учитывать историю, с целью определения пути дальнейшего развития ансамбля, чтобы он соответствовал современным требованиям комфорта, утилитарности и эстетики.
Библиографический список
1. Баландин, С.Н. Новосибирск : история градостроительства. Книга 1: 1893 -1945 гг. [Текст] / С.Н. Баландин - Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд., 1978 - 203 с..
2. Баландин, С.Н. Новосибирск : история градостроительства. Книга 2: 19451985 гг. [Текст] / С. Н. Баландин - Новосибирск: Новосибирское кн. изд., 1986 - 195 с.
3. Новосибирск: Энциклопедия / [Редкол.: Ламин В.А. (гл. ред.) и др.]. -Новосибирск: Книжное издательство, 2003. - 1071 с., [13] л. ил: ил. - ISBN 57620-0968-8.
4. Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области: каталог / Науч.-произв. центр по сохранению ист.-культур. наследия Новосиб. обл. - Новосибирск : [б. и.]. Кн. 1 : Город Новосибирск: (памятники, состоящие на государственной охране). - 3-е изд., перераб. -2011. - 282 с. : ил., -ISBN 5-8402-0368-8.
5. Русакович, Е.В. Архитектурное наследие транссибирской магистрали. Вокзалы - памятники архитектуры начала XX века на территории Западной Сибири / Е.В. Русакович // Культурное наследие Сибири. - 2020. - № 2 (30). -С. 97-103. (0,5 п.л.);
6. Вечерний Новосибирск 1961, №76 (950) (30 марта) / [Электронный ресурс] // Электронная библиотека НГОНБ: [сайт]. - URL: https://poisk.ngonb.ru/flip/periodika/Veсherniy_Novosibirsk/1961/076/ (дата обращения: 17.11.2024).