Научная статья на тему 'СПЕЦИФИЧЕСКАЯ И ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ СТАНЦИИ «ОБЬ» (НОВО-НИКОЛАЕВСК) КАК ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИМЕР НОВОГО СИБИРСКОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА'

СПЕЦИФИЧЕСКАЯ И ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ СТАНЦИИ «ОБЬ» (НОВО-НИКОЛАЕВСК) КАК ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИМЕР НОВОГО СИБИРСКОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура Новониколаевска / Привокзальная площадь станции «Обь» / железнодорожный вокзал / переселенческий пункт / военный пункт / торговая площадь / культурно-религиозный центр / architecture of Novonikolaevsk / railway station area of the Ob station / railway station / resettlement point / military point / trade area / cultural and religious center

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Е.М. Жук, Н.П. Журин

Работа посвящена сохранению культурного наследия вокруг развития и работы станции "Обь" на Великом Сибирском пути. Рассматривается история строительства здания, его функциональные архитектурные элементы, включая вокзал, склады, казармы и другие сооружения. Этот комплекс на Великом Сибирском железнодорожном пути играл важную роль в годы русско-японской и первой мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Е.М. Жук, Н.П. Журин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC AND TOWN-FORMING FORECOURT OF THE OB STATION (NOVONIKOLAEVSK) AS A TYPICAL EXAMPLE OF THE NEW SIBERIAN URBAN PLANNING

The article is devoted to the preservation of cultural heritage around the construction and operation of the Ob station on the Great Siberian Way. The article examines the history of the building's construction, its functional architectural elements, including the railway station, warehouses, barracks and other structures. This complex on the Great Siberian Railway played an important role during the Russian-Japanese and First World War.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИЧЕСКАЯ И ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ СТАНЦИИ «ОБЬ» (НОВО-НИКОЛАЕВСК) КАК ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИМЕР НОВОГО СИБИРСКОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА»

СПЕЦИФИЧЕСКАЯ И ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ СТАНЦИИ «ОБЬ» (НОВО-НИКОЛАЕВСК) КАК ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИМЕР НОВОГО СИБИРСКОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

Е.М. Жук, магистрант

Научный руководитель: Н.П. Журин, канд. архитектуры

Новосибирский государственный университет архитектуры дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-6-89-94

Аннотация. Работа посвящена сохранению культурного наследия вокруг развития и работы станции "Обь" на Великом Сибирском пути. Рассматривается история строительства здания, его функциональные архитектурные элементы, включая вокзал, склады, казармы и другие сооружения. Этот комплекс на Великом Сибирском железнодорожном пути играл важную роль в годы русско-японской и первой мировой войны.

Ключевые слова: архитектура Новониколаевска, Привокзальная площадь станции «Обь», железнодорожный вокзал, переселенческий пункт, военный пункт, торговая площадь, культурно-религиозный центр.

Актуальность исследования заключается как в постоянном интересе, так и в внимании широкого научного сообщества ко всем аспектам изучения строительства и эксплуатации Великой Сибирской магистрали. В этой работе происходит своего рода «гуманизация» этого объекта, когда железная дорога рассматривается не только как маршрут из Европы на Дальний Восток, но и как особый вид транспорта, созданный для перевозки людей и грузов, который коренным образом изменил жизнь сибиряков.

Историческое здание хранит в себе дух прошедшего времени, тайну происходивших в нем событий, следы утраты элементов архитектурного оформления, а порой и всего стиля, часто только упоминание назначения, для которого оно было определено, то есть все то, что составляло культуру того хронологического времени, в которое оно было построено. Здания, признанные последующими поколениями как значимая часть ушедшей культуры, объявляются объектами культурного наследия и сохраняются для будущих поколений. Одним из таких объектов является здание станции «Обь» (Ново- Николаевск) [3].

Летом 1894 года Алтайским округом был разработан план поселка Кривоще-ковский, который 11 августа того же года

утвердил окружной начальник генерал Василий Ксенофонтович Болдырев [12].

Планы базара за железнодорожной линией оказались сорваны из-за того, что крестьяне заняли землю, которая была выделена под базар. Несколько раз их пытались выселить для соблюдения планировки. Проект строительства железнодорожной станции на правом берегу Оби начался в мае 1893 года под руководством инженера В.К. Жандра. В результате строительства был создан поселок для рабочих [9]. Открытие железнодорожного сообщения состоялось 1 декабря 1894 года. Кривоще-ковцев было решено переселить на левый берег, а разночинцев обязать строить дома по утвержденному плану и платить арендную плату за участки.

Так что как такового рынка, географически находящимся на территории современного автовокзала (старый автовокзал, Красный проспект, 4) здесь так и не сформировалось, хотя торговля, конечно, велась. Чиновник Бордуйо об одном из жителей площади, Петре Кондратьеве, писал: «Имея поместья в деревне Кривощеково, он также приобрел землю под торговую баню и усадьбу в новом поселке на Боровой площади, которые продал по различным сделкам колыванскому купцу Евгра-фу Александровичу Жернакову за бесце-

нок." Он продал поместье и усадебный комплекс. Магазин на углу улиц 8 и 30 принадлежит двору Соломона Абрамова, а два магазина остались торговому дому То-локонского и Рубановича...» [12]. Купцы решили открыть торговлю в деревне после того, как договорились с крестьянами о предоставлении имения. До планирования территории Алтайского края у них не было для этого никаких юридических оснований. Колыванские купцы хотели расширить свою деятельность из-за нехватки торговых зон и 3 сентября 1894 г. отправили Болдыреву В.К. телеграмму. «На рыночной площади, выделенной Сергеевым, находится до 40 ферм, которые не скоро освободят территорию от своих построек. Мы просим вас вместе быстро выбрать район, наиболее подходящий для торговли, изменить план предполагаемого поселения и убрать торговую зону. Подписано: уполномоченными представителями

Мельничных домов - Можаровым, Маштаковым - Суровсковым, Орловым -Кривцовым, Толоконским - Зайцевым, Мельничными домами - Рождественским, Толкиковым - Бурановым, Пискулиной -Яковлевым, купеческими домами Семенова, Рубановича и Толоконского - Сергеевым. «Алтайский отдел отказался от комментариев в связи со сложностью внесения изменений в устав. Устав, адресованный купцам». План застройки был отклонен. Несмотря на это, поселок продолжал расти, участки, прилегающие к запрашиваемому участку, продавались по завышен-

ным ценам: от 30 до 193 рублей вместо 10 рублей за аренду [10]. В 1895 году в поселке началось строительство нового храма и создание общественного управления. Открытие новой базарной площади стало решающим моментом в развитии поселка. В 1896 году Кривощековский выселок объединился со станцией Обь, став новым поселком Новониколаевским, который в дальнейшем стал городом Новоникола-евск. Одноэтажное деревянное здание вокзала станции Обь было построено в 1896 году на территории железной дороги недалеко от вокзала Новосибирск-Главный. Станция была начальным пунктом СреднеСибирской железной дороги, рядом с ней располагалось каменное паровозное депо с мастерскими для ремонта поездов.

Великий Сибирский Путь - крупнейший инфраструктурный проект Российской империи. Железная дорога протяженностью более 9 тысяч километров соединила Москву с Владивостоком, пересекая два континента и множество рек. На строительство пришлось выкопать десятки туннелей из-за сложного рельефа местности [1]. Самая высокая точка маршрута -Яблочный перевал в Забайкалье (1019 м над уровнем моря). Великая Сибирская магистраль строилась с 1891 по 1916 год, и одновременно строились различные участки магистрали: Уссурийская, Западно-Сибирская, Среднесибирская, Забайкальская, Китайско-восточная, Байкальская и Амурская магистрали.

Рис. 1. Новониколаевск. Вокзал станции Обь. Вид от железнодорожных путей International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 5-6 (92), 2024

Строительство Транссибирской магистрали обошлось государству в 1,5 миллиарда рублей, что сопоставимо с годовым бюджетом Российской империи в 1890-х годах. Этот проект был высоко оценен обоими императорами, Александром III и Николаем II. В годовщину начала работ Николай II направил рескрипт министру путей сообщения А.Ф. Трепову. В мае 1916 года император напоминает, что с этого момента он выполнял возложенные на него Александром III обязанности по высшему руководству этим «делом первостепенной важности» в качестве председателя созданного им комитета. «Я очень хорошо знаю, - пишет далее Николай II, -сколько самоотверженности, труда, таланта и знаний было вложено строителями Великого Сибирского пути и сколько лишений выпало на их долю при выполнении своей задачи перед суровым и бедным населением Сибири. Но польза, принесенная Отечеству, особенно его сибирским окраинам, неисчислима» [6], - отмечая повышение уровня жизни Сибири, «заселение ее земельного простора избытком земледельческого населения европейской России и открытия выхода для сибирских естественных богатств» и выражая сердечную признательность и «тем современным железнодорожным деятелям Сибири, которые с пользой для родины несут свою тяжелую службу на рельсовых путях этого края».

При строительстве Великой Сибирской магистрали строители не только проложили рельсы, но и создали всю необходимую инфраструктуру магистрали - станции, депо, пункты водоснабжения, телеграфные линии, стрелки, семафоры, разворотные контуры, сторожевые будки, казармы, больницы, переезды. Всего на ЗападноСибирской железной дороге было построено 274 искусственных сооружения, на Среднесибирской железной дороге - 71 стрелковый пост, 85 семафоров, 146 охранных пунктов и т.д. Станция «Обь» была построена в 1897 году и имела здание вокзала III класса. Здание построено из дерева на каменном фундаменте и рас-

полагает залами ожидания, камерой хранения багажа и буфетом. Железнодорожные историки дореволюционной России отмечают, что вокзалы и административные здания были не только функциональными, но и становились архитектурными центрами поселений, определяя их стиль. Управление строительства железнодорожных путей функционировало как архитектор и старшый архитектор, привлекая опытных архитекторов и инженеров-строителей для проектирования и надзора за строительством.

На станции "Обь" находится пассажирское здание III класса на каменном фундаменте, покрытом железом. Стоимость строительства составила около 18 000 рублей. Вокруг здания разбит небольшой сад. Внутри здания немного тесновато, особенно в багажнике и классных комнатах 1, 2 и 3 классов. Помимо пассажирского корпуса и корпуса водозабора, на станции также есть здание цистерны, локомотивное депо, мастерские и 12 жилых домов стоимостью около 80 000 рублей. В акушерском отделении есть участковый врач, фельдшер и акушерка, которые оказывают медицинскую помощь [12]. Рядом со станцией открыты кафе, ресторан с бильярдом и 12 жилых помещений для сотрудников железнодорожной администрации. Рядом со станцией были построены железнодорожная больница и отделение неотложной помощи для оказания помощи внутренне перемещенным лицам. Общая стоимость поселения составила 80 тысяч рублей.

На Привокзальной площади находилась церковь Святого Пророка Даниила. Он был построен в 1898 году по типовому проекту, разработанному томским архитектором Константином Филой. Лыгин был известным томским архитектором, но в Новониколаевске он строил гораздо меньше. Церковь Святого Пророка Даниила была построена на средства Фонда императора Александра III, который профинансировал строительство церквей и школ вдоль Транссибирской магистрали [9].

оионлколювскъ Томск, губ. Л? 5

Рис. 2. Церковь святого пророка Даниила

В 1902-1903 годах рядом с пригородным вокзалом были построены Красные казармы, предназначенные для размещения нижних чинов во время переброски войск к дальним границам империи. Каждое здание, рассчитанное на 500 человек, максимально лаконично по архитектуре. Строители отказались от лепных элементов декора, чтобы снизить затраты на строительство. Единственное здание, которое выделяется своей архитектурой, - это Офицерский корпус, ближайший к пешеходному мосту [7].

Hobohhroj iobcki. Томск, губ. jV 8 Пряная сторона жвлЪзподорожлоВ стаип1и

Рис. 3. Комплекс Красных казарм

На улице Владимировской находилось здание трехклассной школы для детей чьи родители работают на железной дороге. Сначала учебное заведение находилось в военном строении, после чего перебралось в специально построенное одноэтажное здание, а в 1900 году было построено новое здание, которое сохранилось до наших дней. В 1905-1907 годах здесь также действовала воскресная школа для рабочих. На протяжении большей части 19-го века в архитектуре этих зданий преобладал стиль ар-нуво, включая каменные и деревянные здания. Проект выполнен в стиле древнерусского деревянного зодчества с характерными элементами - пальмовым шатром и резьбой по дереву. В начале XX века, в связи с увеличением грузопотока и грузовых перевозок, станция «Обь» была перестроена из деревянного здания в двухэтажное кирпичное. Во время русско-японской войны на фасаде вокзала была установлена каменная вывеска. В 1909 году вокзал переименовали в Ново-Николаевск в связи с переходом города в статус поселка городского типа.

Одноэтажное здание, построенное на каменном фундаменте в стиле модерн с элементами русского деревянного зодчества, украшено резьбой по дереву, пилястрами, оконными рамами и кронштейнами. Здание вокзала имеет три входа: один для персонала и почты в задней части, другой для персонала сбоку и третий для пассажиров и персонала спереди, где расположены пути. Источники свидетельствуют, что пассажирское здание «Оби» отапливалось довольно хорошо и имело шесть печей в разных залах, на почте, у начальника станции и на телеграфе, а также в женском туалете, который располагался в залах 1 -го и 2-го классов для привилегированных пассажиров [5]. В начале 20 века на станции Новониколаевск был установлен телеграф для отправки корреспонденции. Провода к пассажирскому зданию проходили через столб, а у входа был почтовый ящик. В период Первой мировой войны к одноэтажному зданию вокзала было добавлено здание высотой в два этажа. В 1930-х годах комплекс вокзальных сооружений был снесен для возведения нового здания вок-

зала.

Библиографический список

1. Альбом видов переустройства горных участков Сибирской ж.д. между Ачинском и Иркутском 1906-12 гг. Часть II. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://andcvet.narod.ru/DR/15/sam1.html (дата обращения: 12.05.2023).

2. Альбом типовых и исполнительных чертежей сооружений переустройства горных участков Сибирской жел. дор.: Ачинск - Иркутск. 1906-1912 / М.П.С. - Томск. 1912. -57 л. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tehne.com/node/6277 (дата обращения: 12.05.2023)

3. Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства. 1893-1945 гг. - Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1986. - 294 с.

4. «Великий путь». Виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги. Вып. 1: От р. Оби до р. Енисея и Томская ветвь. - Красноярск, 1899. - 131 с.

5. Бородкин Л.И., Жеребятьев Д.И. виртуальная реконструкция типовых железнодорожных станций Великого Сибирского пути конца XIX - начала XX вв. // Историческая информатика. - 2022. - №4 (42).

6. Высочайший Рескрипт на имя Министра Путей Сообщения по случаю 25-летия приступа к постройке Сибирской железной дороги // Сибирская жизнь, 26 мая 1916 г.

7. Горюшкин Л.М., Бочанова Г.А., Цепляев Л.Н. Новосибирск в историческом прошлом: конец XIX - нач. XX в. - Новосибирск, Наука, 1978. - 296 с.

8. История железнодорожного транспорта России. Том 1. 1836-1917. - СПб., 1994. -336 с.

9. Новосибирск. 100 лет. События. Люди. - Новосибирск: «Наука», 1993. - 4

10. Новосибирск. История генеральных планов в документах / автор-сост. В.Н. Шумилов. - Новосибирск, 2007. - 440 с.

11. Русакович Е.В. Архитектура железнодорожных вокзалов в период строительства Западно-Сибирской железной дороги: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения:17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. - Барнаул, 2022. - 26 с.

12. Переписка с Главным управлением Алтайского горного округа об удалении крестьян, самовольно поселившихся около села Кривощеково, на правом берегу Оби, близ строящейся Сибирской железной дороги. Прошения выселяемых крестьян о сдаче в аренду земельных участков от 30.03.1894 - 09.03.1896// Гос. архив Алтайского края. Ф. 3. Оп. 1. Д. 913.

THE SPECIFIC AND TOWN-FORMING FORECOURT OF THE OB STATION (NO-VO-NIKOLAEVSK) AS A TYPICAL EXAMPLE OF THE NEW SIBERIAN URBAN

PLANNING

E.M. Zhuk, Graduate Student

Supervisor: N.P. Zhurin, Candidate of Architecture

Novosibirsk State University of Architecture Design and Arts named after A.D. Kryachkov (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article is devoted to the preservation of cultural heritage around the construction and operation of the Ob station on the Great Siberian Way. The article examines the history of the building's construction, its functional architectural elements, including the railway station, warehouses, barracks and other structures. This complex on the Great Siberian Railway played an important role during the Russian-Japanese and First World War.

Keywords: architecture of Novonikolaevsk, railway station area of the Ob station, railway station, resettlement point, military point, trade area, cultural and religious center.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.