Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ'

ЭВОЛЮЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / антикоррупционная политика / Китай / противодействие коррупции / борьба с коррупцией / сorruption / anti-corruption policy / China / anti-corruption / fight against corruption

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ольга Владимировна Михайлова, Шао Цзысюань

Противодействие коррупции в динамично развивающихся странах является одним из ключевых направлений политики государства. За многие десятилетия исследований универсальный подход, позволяющий гарантированно свести к минимуму уровень злоупотреблений властью в личных целях, не был найден. Как правило, правительства стран, принимая во внимание позитивный опыт других государств в сфере противодействия коррупции, вынуждены разрабатывать управленческие подходы к решению данной проблемы с учетом специфики политической системы, социокультурных характеристик и динамики экономического развития собственной страны. Цель данный статьи — проследить эволюцию антикоррупционной политики в Китае. Исследование показало, что партийное руководство оперативно меняло подходы к противодействию коррупции, следуя за изменением ее форм и масштабов, понимая ее истоки и причины на разных этапах развития страны. В КНР проводится политика нулевой терпимости по отношению к любым коррупционным проявлениям и ведется активная борьба со злоупотреблениями в государственных структурах. Современная антикоррупционная политика Китая в полном объеме использует меры принудительного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF CHINA’S ANTI-CORRUPTION POLICY: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Combating corruption in rapidly developing countries is one of the key directions of state policy. Despite decades of research, no universal approach has been proposed that can guarantee a minimum level of abuse of power for personal gain. Governments of countries, considering successful experiences, have to develop unique management approaches to address this issue, taking into account the specific political system, sociocultural characteristics, and dynamics of economic development. The goal of this article is to trace the evolution of anti-corruption policies in China. The study has demonstrated that the party leadership promptly changed approaches to combating corruption, in line with the changing forms and scales of corruption, understanding its origins and causes at different stages of the country’s development. China has a zero tolerance policy towards any manifestations of corruption and is actively combating abuses in government agencies. China’s current anti-corruption policy in the territory uses coercive instruments.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Серия 12. Политические науки. 2023. Т. 1. № 4. С. 68-80. Lomonosov Political Science Journal, Vol. 1, No. 4, 2023, pp. 68-80.

DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-4-68-80

Научная статья / Research paper

О.В. Михайлова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

(Москва, Россия)

Шао Цзысюань

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

(Москва, Россия)

ЭВОЛЮЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Противодействие коррупции в динамично развивающихся странах является одним из ключевых направлений политики государства. За многие десятилетия исследований универсальный подход, позволяющий гарантированно свести к минимуму уровень злоупотреблений властью в личных целях, не был найден. Как правило, правительства стран, принимая во внимание позитивный опыт других государств в сфере противодействия коррупции, вынуждены разрабатывать управленческие подходы к решению данной проблемы с учетом специфики политической системы, социокультурных характеристик и динамики экономического развития собственной страны. Цель данный статьи — проследить эволюцию антикоррупционной политики в Китае. Исследование показало, что партийное руководство оперативно меняло подходы к противодействию коррупции, следуя за изменением ее форм и масштабов, понимая ее истоки и причины на разных этапах развития страны. В КНР проводится политика нулевой терпимости по отношению к любым коррупционным проявлениям и ведется активная борьба со злоупотреблениями в государственных структурах. Современная антикоррупционная политика Китая в полном объеме использует меры принудительного характера.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, Китай, противодействие коррупции, борьба с коррупцией.

Для цитирования: Михайлова О.В., Шао Цзысюань. Эволюция антикоррупционной политики Китая: проблемы и решения // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2023. Т. 1. № 4. С. 68-80. DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-4-68-80.

© Михайлова О.В., Шао Цзысюань, 2023 68

© ое

O.V. Mikhaylova

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)

Shao Zixuan

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)

EVOLUTION OF CHINA'S ANTI-CORRUPTION

POLICY: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Combating corruption in rapidly developing countries is one of the key directions of state policy. Despite decades of research, no universal approach has been proposed that can guarantee a minimum IeveI of abuse ofpower for personaI gain. Governments of countries, considering successful experiences, have to develop unique management approaches to address this issue, taking into account the specific poIiticaI system, sociocuIturaI characteristics, and dynamics of economic development. The goal of this article is to trace the evolution of anti-corruption policies in China. The study has demonstrated that the party leadership promptly changed approaches to combating corruption, in line with the changing forms and scaIes of corruption, understanding its origins and causes at different stages of the country's development. China has a zero tolerance policy towards any manifestations of corruption and is activeIy combating abuses in government agencies. China's current anti-corruption policy in the territory uses coercive instruments.

Key words: corruption, anti-corruption policy, China, anti-corruption, fight against corruption.

For citations: Mikhaylova, O. V., and Shao Zixuan. "Evolution of China's Anti-Corruption Policy: Problems and Solutions," Lomonosov Journal of Political Science, Vol. 1, No. 4, 2023, pp. 68-80. (In Russ.) DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-4-68-80.

Антикоррупционная политика современного Китая вызывает большой интерес исследователей во всех странах мира. У российских исследователей антикоррупционная политика Китая стала востребованным кейсом в силу близости политического, экономического и управленческого опыта стран, прошедших период стремительного перехода к рыночной экономике, переформатирования внутренней и внешней политики и социальных трансформаций.

Китайская антикоррупционная политика значительно отличается от антикоррупционной политики западных стран, власти которых делают ставку не на модель «сверху вниз», когда государство является главным и единственным фактором борьбы, а на модель «снизу вверх», предполагающую вовлечение в этот процесс большого

числа негосударственных акторов, заинтересованных в содействии сокращению масштабов коррупции в стране. Особенности политической системы Китая таковы, что правящая партия принимает на себя серьезные обязательства по решению значимых социально-политических проблем и мобилизует финансовые и управленческие ресурсы для достижения поставленных целей, что является основой ее легитимности и устойчивости политического лидерства.

Исследование эволюции антикоррупционной политики в Китае позволяет проследить смену подходов к противодействию коррупции в разных экономических условиях, но при сохранении позиций государства как центрального актора разработки и реализации антикоррупционной политики.

Этапы развития антикоррупционной политики

С момента образования Китайской Народной Республики в 1949 г. все ее руководители понимали, что борьба с коррупцией должна занимать центральное положение в политической повестке, потому что без этого невозможно успешное политическое и экономическое развитие страны, которое является основой авторитета и легитимности правящей партии. В основе динамично развивающейся антикоррупционной политики страны лежит понимание того, что коррупция меняет свои формы, приспосабливается к устанавливаемым правовым режимам, а значит, требует постоянного обновления, поиска новых подходов к противодействию, не противоречащих сложившемуся политическому режиму. Более чем за семьдесят лет борьба с коррупцией в Китае прошла сложный путь от единичных кампаний до системной политики, в которую вкладываются значительные административные и финансовые ресурсы, учитывается успешный опыт и ошибки в этой сфере других азиатских стран.

На первом этапе, в 1950-70-е гг., начиная с правления Мао Цзэ-дуна, в Китае отсутствовал системный подход к противодействию коррупции. Борьба разворачивалась в форме отдельных кампаний под общим названием «Движение за исправление», призванных мобилизовать общество для тотального разоблачения коррупции и обеспечения внутрипартийной лояльности руководству. Самыми известными и масштабными стали: кампания «против трех зол» (1951), кампания «против пяти зол» (1952), новая кампания «против трех зол» (декабрь 1951 — октябрь 1952 г.). В период действия этих кампаний тысячи коррупционеров получили самое суровое наказание. В частности, широко известными стали дела двух высокопоставленных партийных чиновников Лю Циншаня (ЭД^Ш) и Чжана

Цзышаня (Ж^^)1. 10 февраля 1952 г. народное правительство провинции Хэбэй провело в отношении них открытое судебное заседание, а затем народный суд провинции Хэбэй представил отчет Верховному народному суду для утверждения и приговорил их к смертной казни.

Ключевой особенностью этого этапа было несоответствие амбициозных целей по решению проблемы коррупции в стране существовавшему на тот момент уровню формализации отношений в политической системе, уровню развития правовой и судебной систем. Антикоррупционные действия основаны не столько на объективных существующих правовых действиях, сколько на интуитивной оценке обществом того, что считается злоупотреблением коррупционного характера, а что не считается. Это стало причиной некорректной оценки многих возбужденных дел. Например, на пике кампании «против трех зол» было выявлено 292 тыс. коррупционеров, присвоивших себе более 10 млн юаней (старой валюты), но только по 105 тыс. дел (примерно 60 %) было принято решение о наказании обвиняемых. Отсутствие четкого определения понятия «коррупция» и его квалифицирующих признаков привело к тому, что сложно было однозначно оценить, какой объем хищений превращает мелкого коррупционера в крупного. 15 % преследуемых за коррупцию составили те, кто на самом деле совершал другие виды нарушений, а 5 % подозреваемых оказались обвинены в коррупции ошибочно. Только 20,7 % подозреваемых в коррупции чиновников были привлечены к административной ответственности2.

Таким образом, кампании 1950-х гг. проводились в условиях фактического отсутствия антикоррупционного законодательства, однозначного понимания содержания коррупционных отношений, их разновидностей и форм, правил преследования коррупционеров и привлечения их к ответственности, а также несовершенства правоприменения и судебной системы, чрезмерного акцента на массовость в выявлении фактов коррупции.

Следующим этапом в развитии антикоррупционной политики в Китае стали 1970-е гг., правление Дэн Сяопина, начало реформ. В этот период происходит переход от массовых кампаний по борьбе с коррупцией к выстраиванию системы противодействия коррупции,

1 Румянцев Е.Н. Борьба с коррупцией в Китае в годы правления Си Цзиньпина (2012-2022) // Российское китаеведение. 2023. № 1. С. 167-184.

2 "Hß", [Кампании «против трех зол» и «против пяти зол»] //

И [Центральное телевидение Китая]. URL: http://sports.cctv.com/specials/80zhounian/ sanji/lssk060725.html

основанной на законодательном оформлении политической системы, создании ее институционального каркаса и разработке бюрократических подходов к борьбе. В частности, в 1978 г. создается Центральная комиссия по проверке дисциплины, которая стала ключевым институтом в антикоррупционной борьбе на многие годы вперед, Всенародное собрание народных представителей Китая активизирует законотворческую деятельность по оформлению области антикоррупционной политики3.

Однако в первое десятилетие предпринятые усилия еще не дали позитивных результатов, так как установление правил и институтов должно поддерживаться принципом неотвратимости наказания для всех коррупционеров, но противодействие коррупции шло только в тех направлениях, которые считало важными политическое руководство, поэтому не носило тотального характера. И все же с 1979 по 1981 г. отделами по проверке дисциплины по стране было расследовано и рассмотрено 358 тыс. дисциплинарных дел и наказано в общей сложности 295 тыс. членов партии4. Если на первом этапе правительство сделало ставку на массовость в выявлении фактов коррупционного поведения, то на данном этапе оформляется важный принцип антикоррупционной политики — государство опирается на силовые методы и процедуры контроля и надзора.

Переломным периодом в антикоррупционной борьбе стало время углубления политики реформ, 1980-90-е гг. Стремительное развитие частно-рыночных отношений остро поставило проблему коррупции, она стала расти стремительными темпами, приобрела новые формы, что требовало принятия системных, комплексных мер противодействия. По оценкам исследователей, источниками коррупции в этот период стали следующие факторы5:

1) сложившееся неравенство в доходах занятых в частном и государственном секторах экономики (доход предпринимателей был существенно выше, что порождало у чиновников чувство неспра-

3 ЙШШ [Цзинь Ш.]. [Историческая эволюция и реалистичные функции Центральной комиссии по проверке дисциплины] // [Золотая эпоха]. 2020. Vol. 10. No. 1.

4 [Сборник документов Двенадцатого съезда Коммунистической партии Китая]. ЗЬЖ [Пекин]: Aßffi^tt [Народное издательство], 1982. С. 139.

5 Мозиас М. Коррупция в Китае: причины, формы, тенденции // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9. Востоковедение и африканистика. 2019. № 1. С. 35-62; Ko K., Weng C. Structural Changes in Chinese Corruption // The China Quarterly. 2012. Vol. 211. P. 718-740.

ведливости и желание воспользоваться своими полномочиями для увеличения своего дохода);

2) проведенная в 1980-е гг. фискальная реформа, в соответствии с которой полномочия по сбору налогов и распоряжению расходами на нужды региональной экономики были переданы провинциальным властям, которые обязаны были отчислять зафиксированную часть дохода на национальный уровень (без соответствующей системы надзора и контроля такая децентрализация привела к значительным хищениям);

3) «двухколейная система ценообразования», бывшая особой формой перехода от плановой экономики к рыночной и существовавшая в стране до 1992 г., при которой чиновники используют разницу между фиксированной и свободной рыночной ценой одного и того же товара в своих интересах6. В первые годы реформ товары делились на запланированные (продаваемые по более низкой цене) и незапланированные (продаваемые по рыночной цене вне плана), некоторые чиновники продавали запланированную продукцию на черном рынке, зарабатывая таким образом на разнице в цене, в результате чего, помимо новой формы коррупции, появилось понятие

(daoye), или спекулянт, а впоследствии сформировался первый в Китае «клановый капитал»7;

4) неэффективность государственной службы, которая унаследовала из дореформенного периода чрезмерную бюрократизацию, где до 1993 г. не действовал меритократический принцип назначения на должности и процветало кумовство.

Таким образом, главным отличием этого периода от предыдущих стало появление принципиально новых форм коррупции. Если до начала реформ в стране отсутствовали крупные активы и доминировало преимущественно мелкое взяточничество среди чиновников, то с момента начала реформ в стране появляются новые активы, чему способствовало установление права собственности. До сих пор недвижимость в Китае приносит очень большую прибыль, которая образуется от разницы между низкой ценой на землю и рыночной ценой на недвижимость при ее продаже. Предпринимателей привлекает низкая цена земли, которую продает государство, но им необходимо получить доступ к должностным лицам, которые

6 Gong T. Managing Government Integrity under Hierarchy: Anti-Corruption Efforts in Local China // Journal of Contemporary China. 2015. Vol. 24. No. 94. P. 684-700.

7 [Двухколейная модель ценообразования] // [Энциклопедия Байду]. 2023. URL: https://baike.baidu.com/item/%E4%BB%B7%E6%A0%BC %E5%8F%8C%E8%BD%A8%E5%88%B6/9629521?fr=aladdin

принимают такие решения, не запутаться в бюрократических лабиринтах, что становится возможным через развитие связей гуаньси и дачу взяток. Рыночные реформы предоставили местным органам власти значительную свободу действий и полномочия в отношении продажи земельных участков8.

Другим источником всплеска коррупции в этот период стало начало приватизации государственных предприятий, постепенная распродажа государственной собственности, что привело также к появлению новых очень крупных активов. Непрозрачность процедур приватизации стала причиной того, что в выигрыше остались чиновники и руководители крупных государственных предприятий, получившие привилегированный доступ к этим активам. Коррупция из мелкого взяточничества переросла в новую форму — доступа к крупным капиталам. Однако если взяточничество мелкого и среднего уровня легко вскрывалось, пресекалось и его объемы сокращались, то более крупная форма требовала поиска новых подходов к противодействию.

Быстрые темпы роста коррупции в новых экономических условиях стали серьезным вызовом для китайского правительства, которое в итоге пришло к выводу о том, что эффективная антикоррупционная политика должна строиться не только на разработанных правилах и процедурах, но и на работающей системе наказания за совершенные коррупционные преступления. Иначе говоря, правовое регулирование в сочетании со строгим надзором должно сократить стимулы к проведению чиновниками коррупционных сделок, а судебное преследование и строгое наказание окажут сдерживающее воздействие на их поведение. При этом борьба с коррупцией должна вестись повсеместно, а не выборочно, и быть свободной от влияния политиков.

В 1989 г. в стране создается первое антикоррупционное бюро (Бюро по борьбе с коррупцией Народной прокуратуры провинции Гуандун), этот опыт потом распространится на весь Китай9. К концу 1990-х гг. поднимается вопрос о разработке не просто отдельных законов и мер по борьбе с коррупцией, а согласованной антикоррупционной политики, частью которой становится административная реформа с целью сокращения бюрократии, введения

8 Bakken B., Wang J. The Changing Forms of Corruption in China // Crime, Law and Social Change. 2021. Vol. 75. P. 247-265.

т [Цуй Ц.]. [Начальник анти-

коррупционного бюро Лу Чэнцзин: Коррумпированные чиновники в очереди, чтобы сдаться] // [Китайские истории: колонка]. 2021.

квалификационного экзамена при принятии на государственную службу, укрепления административного контроля за использованием государственных средств.

Партия продолжает вести активное противодействие коррупции не только на государственной службе, но и в своих рядах. С 1987 по 1992 г. внутри партии было расследовано более 874 тыс. дисциплинарных дел, наказаны более 733 тыс. членов партии10. С октября 1992 по июнь 1997 г. органами контроля и надзора за дисциплиной по всей стране было возбуждено более 731 тыс. дел, привлечено к партийным и государственным дисциплинарным взысканиям более 669 тыс. человек11.

На следующем этапе, с 2000-х по 2012 г., продолжается интенсивная реализация идей предыдущего периода. Однако происходит очередное переосмысление основ антикоррупционной политики, акцент переносится на предупреждение и профилактику коррупционного поведения. Несколько десятилетий интенсивной разработки правил и законодательных ограничений привели к пониманию, что они не являются панацеей в решении задачи по снижению уровня коррупции. В частности, исследователи справедливо отмечают, что, с одной стороны, правила учат поступать правильно, но, с другой — они навязываются сверху и не способствуют формированию желаемого осознанного этического поведения государственных служащих. Кроме того, законодатель не может предусмотреть и предвидеть все возможные формы злоупотреблений служебным положением и разработать исчерпывающий набор правил, регулирующих поведение чиновников. А значит, крайне сложно, если вообще возможно, избежать серых зон, неоднозначных трактовок правил, что открывает возможности для манипулирования ими. И наконец, практика показывает, что формальные правила и ограничения можно обойти с помощью неформальных практик12. Неформальные социальные отношения, типичные для китайского общества, продолжают существовать в современных политико-правовых условиях, в некоторых случаях остаются важным инструментом разрешения ситуаций, связанных в том числе с получением неправомерного

10 [Сборник документов Четырнадцатого съезда Коммунистической партии Китая]. ЗЬЖ [Пекин]: AKffi^íi [Народное издательство], 2022. С. 70.

11 Ф^АЙЛ^ПН®^ [Краткая история Китайской Народной Республики]. ЗЬЖ [Пекин]: АЙЖШ± [Народное издательство], 2021. С. 263.

12 Gong Т., Tu W. Fighting Corruption in China // China Review. 2022. Vol. 22. No. 2. P. 1-19.

доступа к государственным ресурсам, вызывают дискуссию о допустимости использования, например, межличностных сетей гуаньси в отношениях с представителями бюрократии13.

Успешное движение по пути реализации целей реформ и борьбы с коррупцией дало свои плоды, потому что стремительное разрастание частно-рыночных отношений привело к тому, что сократилось монопольное влияние государства на экономику, исчезла основная причина коррупции. По данным исследователей, по состоянию на 2006 г. доля частных компаний в экономике увеличилась до 53,7 %. Благодаря членству в ВТО предприниматели стали усваивать и внедрять новые глобальные стандарты ведения бизнеса, присоединение Китая к Конвенции ООН о противодействии коррупции также открыло доступ к новым стандартам и практикам борьбы.

Действующий ныне политический лидер Китая Си Цзиньпин в первый год своего правления страной (2013) назвал коррупцию экзистенциальной угрозой для правящей партии и государства, констатировав тем самым, что ранее предпринятые усилия внесли вклад в решение проблемы, но не добились искоренения этого порока. Однако, несмотря на крайне неблагоприятную ситуацию с коррупцией, Китаю удалось обеспечить стремительный рост экономики14.

С 2012 г. в Китае начинает набирать обороты самая крупная и амбициозная антикоррупционная кампания, ужесточающая подход к борьбе с коррупцией. Эта политика фундаментально меняет акценты в противодействии коррупции. В новых реалиях необходимо преследовать за коррупционные преступления:

1) не только высокопоставленных чиновников («тигров»), но и рядовых государственных служащих низкого уровня («мух»);

2) чиновников, независимо от их должности, выслуги лет, нахождения на пенсии;

3) независимо от масштаба злоупотреблений;

4) не только должностных лиц, но и членов партии любого уровня.

Между XVII и XX Национальными съездами Коммунистической партии Китая национальными органами по проверке и надзору за дисциплиной было возбуждено более 4648 тыс. дел, из кото-

13 См. подробнее: Михайлова О.В., Шао Ц. Социально-культурные аспекты коррупционного поведения. Опыт Китая // Государственное управление: Электронный вестник. 2023. № 98. С. 178-190.

14 Ang Y. China's Gilded Age: The Paradox of Economic boom and Vast Corruption. Cambridge: Cambridge University Press, 2020; Ang Y. Unbundling Corruption: Revisiting Six Questions on Corruption // Global Perspectives. 2020. Vol. 1. No. 1. P. 1-19.

рых: 553 — в отношении кадров центрального управления, более 25 тыс. — кадров на уровне бюро и более 182 тыс. — в отношении чиновников на уровне уездов15. Только в первом квартале 2023 г. уволено 110 тыс. чиновников.

Одним из принципов текущей антикоррупционной политики является принцип нулевой терпимости в борьбе с коррупцией, требующий не только принимать во внимание сами факты коррупции, но и следить за поведением, которое потенциально коррупционно. Эта идея заложена в основу «Кодекса восьми пунктов» (Ф^А^ШИЙ, baxiang guiding), направленного на борьбу с «четырьмя поветриями» ("ИМ" ЙШ), провоцирующими коррупционное поведение, — формализмом, бюрократией, гедонизмом, стремлением к роскоши, и сокращение «нежелательных методов работы членов партии». В итоге по состоянию на октябрь 2022 г., за десять лет действия «Кодекса восьми пунктов», национальные органы по проверке и надзору за дисциплиной рассмотрели 769 тыс. случаев, нарушающих этот регламент, а также провели просветительскую работу по этим вопросам среди 1097 тыс. человек. 690 тыс. человек были подвергнуты партийным, дисциплинарным и административным взысканиям16.

Важные преобразования с 2017 г. были проведены в институциональной структуре антикоррупционной политики. В частности, многоведомственная структура антикоррупционного надзора была преобразована в Национальную наблюдательную комиссию, как центральное ведомство для осуществления надзора за реализацией антикоррупционной политики. Чжуан Дэшуй считает, что после объединения антикоррупционных ресурсов и сил будет произведен эффект «1+1 больше, чем 2»17.

[Центральная дисциплинарная комиссия: после 18-го Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая было зарегистрировано и рассмотрено 553 ответственных сотрудника, а также было объявлено количество кадров на уровне бюро

и уезда]. URL: https://mp.weixin.qq.eom/s?_biz=MjM5MzY5ODM4MA==&mid=26

51277879&idx=2&sn=3b1e58a0600a13b29ba0b08e294995d0&chksm=bd60ed148a17 64022988f7a878fcc78f8a52ca8b270c9349b2d02fb4a91f0f1ed12a07472e54&scene=27

16 [Zhengguan news: Восемь постановлений применялись в течение десяти лет: 690 000 человек были подвергнуты партийной дисциплине и правительственным санкциям] // [Энциклопедия Байду]. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=175137160038413232 0&wfr=spider&for=pc

17 ФН[Центральная народная радиовещательная станция. Путь «высокоуровневого проекта» учреждений Китая по борьбе с коррупцией постепенно проясняется] // [Энциклопедия Байду]. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1581930993135483463&wfr=spider&for=pc

Несмотря на тот факт, что антикоррупционная политика Китая основана на реализации модели «сверху вниз», граждане также привлекаются к информированию властей о фактах и подозрении в коррупции, что согласуется с принципом нулевой терпимости к ней. С 2012 по 2017 г. властями проверено 2,36 млн сообщений о возможных преступлениях и нарушениях, 1,409 млн должностных лиц были наказаны18.

На данном этапе антикоррупционная политика действительно стала последовательной и системной деятельностью государства, направленной на разработку и обновление мер по профилактике, выявлению и ликвидации коррупции в системе государственного управления. Благодаря наличию политической воли Си Цзиньпина, стремящегося добиться в этом вопросе положительной динамики, а также мобилизации значимых финансовых и административных ресурсов, в том числе для ведения просветительской работы и привлечения экспертных знаний, сложились благоприятные условия для заметных сдвигов страны в международных рейтингах и нахождения новых, современных способов противодействия коррупции с использованием цифровых технологий.

Выводы и констатации

В вопросе выработки эффективной антикоррупционной политики большое значение имеют понимание природы коррупции на конкретном временном отрезке и комплексность воздействия на этот порок системы государственного управления.

Опыт Китая демонстрирует, каким образом политические ограничения и экономические вызовы определяют подходы к противодействию коррупции. Специфика политической системы допускает использование подхода «сверху вниз», акцентируя тем самым ключевую роль государства и использование преимущественно административных и силовых методов воздействия на коррупционеров. При этом стремительное реформирование экономики и ее колоссальный рост в последние десятилетия, открытость международным рынкам создали новые источники коррупции и угрозы сопротивления бюрократического аппарата проводимой борьбе, преодолеть которые возможно благодаря наличию политической воли у лидеров страны и установке на нулевую терпимость в обществе к злоупотреблениям чиновников. И все же открытость экономики порождает не только новые вызовы, но и стимулирует обучение как новым управленче-

18 Румянцев Е.Н. Указ. соч.

ским подходам в противодействии коррупции, так и новым моделям поведения бизнесменов и чиновников, вынужденных для повышения эффективности и легитимности своих действий сокращать масштабы некоторых традиционных межличностных практик, воспринимаемых как коррупционные.

ЛИТЕРАТУРА

Михайлова О.В., Шао Ц. Социально-культурные аспекты коррупционного поведения. Опыт Китая // Государственное управление: Электронный вестник. 2023. № 98. С. 178-190.

Мозиас М. Коррупция в Китае: причины, формы, тенденции // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9. Востоковедение и африканистика. 2019. № 1. С. 35-62.

Румянцев Е.Н. Борьба с коррупцией в Китае в годы правления Си Цзиньпина (2012-2022) // Российское китаеведение. 2023. № 1. С. 167-184.

Ang Y. China's Gilded Age: The Paradox of Economic boom and Vast Corruption. Cambridge: Cambridge University Press, 2020.

Ang Y. Unbundling Corruption: Revisiting Six Questions on Corruption // Global Perspectives. 2020. Vol. 1. No. 1. P. 1-19.

Bakken B., Wang J. The Changing Forms of Corruption in China // Crime, Law and Social Change. 2021. Vol. 75. P. 247-265.

Gong T. Managing Government Integrity under Hierarchy: Anti-Corruption Efforts in Local China // Journal of Contemporary China. 2015. Vol. 24. No. 94. P. 684-700.

Gong T., Tu W. Fighting Corruption in China // China Review. 2022. Vol. 22. No. 2. P. 1-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ko K., Weng C. Structural Changes in Chinese Corruption // The China Quarterly. 2012. Vol. 211. P. 718-740.

Ф^АЙ^^ПЯЩ^ [Краткая история Китайской Народной Республики]. ЗЬ М [Пекин]: [Народное издательство], 2021.

[Сборник документов Двенадцатого съезда Коммунистической партии Китая]. ЗЬЖ [Пекин]: [Народное издательство], 1982.

[Сборник документов Четырнадцатого съезда Коммунистической партии Китая]. ЗЬЖ [Пекин]: ASffi^tt [Народное издательство], 2022.

ЙШШ [Цзинь Ш.]. Ф^Ш^ШЙ^Ш^^ЭД^ЙШ [Историческая эволюция и реалистичные функции Центральной комиссии по проверке дисциплины] // [Золотая эпоха]. 2020. Vol. 10. No. 1.

REFERENCES

Ang, Y. "Unbundling Corruption: Revisiting Six Questions on Corruption," Global Perspectives, Vol. 1, No. 1, 2020, pp. 1-19.

Ang, Y. China's Gilded Age: The Paradox of Economic boom and Vast Corruption. Cambridge: Cambridge University Press, 2020.

Bakken, B., and Wang, J. "The Changing Forms of Corruption in China," Crime, Law and Social Change, Vol. 75, 2021, pp. 247-265.

Gong, T. "Managing Government Integrity under Hierarchy: Anti-Corruption Efforts in Local China," Journal of Contemporary China, Vol. 24, No. 94, 2015, pp. 684-700.

Gong, T., and Tu, W. "Fighting Corruption in China," China Review, Vol. 22, No. 2, 2022, pp. 1-19.

Ko, K., and Weng, C. "Structural Changes in Chinese Corruption," The China Quarterly, Vol. 211, 2012, pp. 718-740.

Mikhailova, O. V., and Shao Zixuan. "Sotsial'no-kul'turnye aspekty korruptsi-onnogo povedeniia. Opyt Kitaia," Gosudarstvennoe upravlenie: Elektronnyi vestnik, No. 98, 2023, pp. 178-190.

Mozias, M. "Korruptsiia v Kitae: prichiny, formy, tendentsii," Sotsial'nye i gu-manitarnye nauki. Otechestvennaia i zarubezhnaia literatura. Seriia 9. Vostokovedenie i afrikanistika, No. 1, 2019, pp. 35-62.

Rumiantsev, E. N. "Bor'ba s korruptsiei v Kitae v gody pravleniia Xi Jinping'a (2012-2022)," Rossiiskoe kitaevedenie, No. 1, 2023, pp. 167-184.

Ф^ЛЙЛдаЯ®^ [A Brief History of the People's Republic of China]. ЗШ [Beijing]: АЙЖШ± [People's Publishing House], 2021.

[Collection of Documents of the Twelfth Congress of the Communist Party of China]. ifM [Beijing]: АЙЖШ± [People's Publishing House], 1982.

[Collection of Documents of the Fourteenth Congress of the Communist Party of China]. ib~M [Beijing]: ASffi^tt [People's Publishing House], 2022.

[Jin, S.]. ["Historical Evolu-

tion and Realistic Functions of the Central Commission for the Inspection of Discipline,"] [Golden Age], Vol. 10, No. 1, 2020.

ОБ АВТОРАХ

Ольга Владимировна Михайлова — доктор политических наук, профессор кафедры политического анализа факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова (Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия), e-mail: Mikhaylova@spa.msu.ru.

Шао Цзысюань — аспирант Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультет) МГУ имени М.В. Ломоносова (Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, 119991, Москва, Россия), e-mail: 619543842q@ gmail.com.

ABOUR THE AUTHORS

Olga Vladimirovna Mikhaylova — Doctor of Political Sciences, Professor, Program on Political Analysis, Public Administration Department, Lomonosov Moscow State University (Leninsky Gory 1, 119991, Moscow, Russia), e-mail: Mikhaylova@spa.msu.ru.

Shao Zixuan — Graduate Student, Higher School of Cultural Policy and Management in the Humanitarian Sphere (Department), Lomonosov Moscow State University (Leninsky Gory 1, 119991, Moscow, Russia), e-mail: 619543842q@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.