А. А. Салтыков
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ЙОХАННЕСА В. ЙЕНСЕНА
Йоханнес В. Йенсен (1873-1950) — один из самых выразительных датских прозаиков и поэтов XX в. — дебютировал на страницах датских периодических изданий в середине 1890-х гг. Молодой Йенсен постепенно занял важное место в датской литературе. Его первые романы «Датчане» (Danskere, 1896) и «Эйнер Элькер» (Einar Elkær, 1898) были выполнены в символистской традиции, находящейся на передовых позициях в литературе Дании того времени. Впоследствии автор очень быстро отошел от принципов символизма, даже обвинял датских писателей в чрезмерной приверженности к мистицизму и беспредметным рассуждениям о бытии.
Последующее творчество Йенсена представляет собой явление противоречивое. Его достаточно сложно отнести к какому-либо художественному направлению. Оставаясь на позициях реализма в большинстве своих зрелых произведений, писатель, тем не менее, широко использовал стилевые приемы импрессионизма, неоромантики и символизма. Большинство литературоведов и критиков отмечают, что в художественно-изобразительной манере писателя тесно переплетались элементы различных литературных течений и направлений. В датской литературоведческой традиции художественная манера Йенсена классифицируется как мистический реализм или мистический натурализм (Det mystiske realisme, det mystiske naturalisme) — сочетание психологического реализма с мифологической традицией [1].
Нередко Йенсен обращался к тематике, характерной для датского неоромантизма конца XIX в., прославляя дофеодальную и дохристианскую культуру скандинавских народов, используя при этом многочисленные красочные описания датской природы. В прозе Йенсена можно отметить стилевую близость к датским романтикам А. Элен-шлегеру и С. Бликеру.
Многогранность художественной манеры отображения действительности значительно затрудняет соотнесение творчества Йенсена с каким-либо определенным художественным направлением. Это также обусловливает неугасающий интерес литературоведов и критиков к наследию писателя. Так, называя Йенсена «писателем противоречивых воззрений», В. П. Неустроев справедливо отмечает, применительно к творческому методу Йенсена, что он (метод) не может быть определен однозначно: реалистические принципы в нем переплетаются (и противоборствуют) с модернистскими [2, с. 122].
Действительно, принципы правдивого отображения окружающей действительности, сочетающиеся с разносторонней социальной проблематикой, дают все основания утверждать, что реализм является одной из доминант творчества писателя. Вместе с тем, говоря о модернистских тенденциях, необходимо отметить доминанту мифотворчества, которая занимает одну из центральных позиций в художественных произведениях писателя, от поэтических сочинений до крупной прозы.
© А. А. Салтыков, 2011
Творческое наследие Йенсена, определение его художественно-изобразительной манеры и идеологического наполнения произведений по сей день остаются наиболее противоречивыми вопросами датского литературоведения XX в. При этом необходимо отметить, что все исследователи творчества Йенсена абсолютно единодушны относительно высокой эстетической ценности его наследия, безупречности стиля, богатства используемого лексического материала и средств художественной выразительности. В творчестве писателя — чрезвычайно сложном и неординарном с точки зрения языковых и стилистических особенностей — нашли отражение как многие художественные направления и течения уходящего XIX в., так и основные литературные тенденции начала XX в.
Несмотря на то что позитивистская философия контовского образца к началу XX в. во многом ментально устарела, Йенсена отчасти можно считать ее преемником. Так, например, в художественной форме нашли воплощение в цикле «Долгий путь» и контовская программа позитивной «естественной науки об обществе», и тезис французского мыслителя о том, что «социальные факты» могут быть исследованы столь же объективно, как и природные явления [3, 4].
Будущий нобелевский лауреат Йоханнес В. Йенсен родился в провинциальном ютландском городке Фарсё, в семье ветеринарного врача. После окончания гимназии в 1893 г. Йенсен покидает Ютландию и едет в Копенгаген, где поступает на медицинский факультет Копенгагенского университета, но, проучившись менее пяти лет (до 1898 г.), он оставляет университет и начинает писательскую деятельность. Уже во время учебы на медицинском факультете Йенсен печатается в журнале «Ревьюен» под псевдонимом Ивар Люке (1895-1898) [5].
На деньги, полученные от публикации дебютного романа «Датчане», Йенсен совершает свое первое путешествие: едет в США, где проводит несколько месяцев. Впоследствии путешествия станут неотъемлемой частью его жизни и своеобразным катализатором всего дальнейшего творчества. Многочисленные поездки Йенсена по Европе и Соединенным Штатам в качестве корреспондента газеты «Политикен» дали ему материал для публицистического и художественного творчества.
Вторым масштабным художественным произведением молодого писателя становится роман «Эйнер Элькер». Герои первых романов Йенсена — мечтатели, люди, лишенные силы воли. Они приезжают из провинции в Копенгаген, где вскоре происходит крушение их ожиданий и надежд. В столице они чувствуют себя одинокими и чужими. Герои на собственном опыте убеждаются, как резка грань между неприглядной действительностью и мечтаниями. Впоследствии Йенсен строго критиковал эти произведения, называл их слабыми и находил в них много заимствованного у других авторов [6, с. 466]. Он даже не стал включать их в собрание сочинений. Писатель нередко крайне критично относился ко всему, что было написано им до начала изучения и разработки собственной эволюционной концепции развития человеческого общества, основанной на теории эволюции Ч. Дарвина. Не менее резко он впоследствии отзывался о своем самом известном произведении — трехчастном романе «Падение короля» (Kongens Fald, 1901).
Здесь автор обращается к историческим событиям, которые происходили в Скандинавии в конце XV — начале XVI вв., во время правления короля Кристиана II. В этот период происходит распад Кальмарской унии скандинавского союза под верховной властью Дании. В романе представлены судьбы двух людей — короля Кристиана II
и его слуги, недоучившегося студента, а впоследствии солдата королевской армии Ми-келя Тегерсена. Фактически, Микель является главным героем произведения, так как все события в романе описываются автором через их преломление в его восприятии.
Трехчастное композиционное построение романа обусловливается авторской идеей изобразить в художественной форме ключевой момент в истории Дании — превращение некогда могущественной европейской державы в провинциальное государство «на отшибе» Европы. Писатель представляет стадиальное повествование о событиях, которые стали причиной этого «падения». Стадиальность, в частности, находит отражение в символичных названиях частей романа. В первой части — «Смерть весны» — рассказывается о событиях, происходивших в Дании в конце XV в. В это время Дания — крупное государство, под властью которого находится весь скандинавский север Европы, — готовится к войне со Швецией.
Вторая часть — «Великое лето» — посвящена событиям, происходившим в Стокгольме в 1523 г., когда Кристиан II устроил «кровавую баню» для своих противников. Это событие привело в конечном итоге к обретению Швецией независимости от датского трона и свержению самого Кристиана II.
В третьей части романа, которая называется «Зима», повествуется о крестьянских войнах против феодалов, бывших вассалов, нынешних врагов Кристиана II. На фоне панорамы исторических событий раскрываются судьбы героев романа. Король Кристиан II, движимый идеалом создания великого Датского королевства, становится виновным в его историческом упадке. Личностное «падение» Микеля связано с муками и унижением, на которые он обрекает свою любимую. В образе обоих героев Йенсен показывает черты, свойственные, по его мнению, большинству датчан: мечтательность, легко уязвимое самолюбие и отсутствие четко выраженных жизненных целей. Именно эти качества, с точки зрения писателя, стали истинной причиной «падения» как короля Кристиана II и преданного ему Микеля, так и всего государства. Йенсен вновь, как и в первых своих романах, представляет героев, которые не могут отделить мечту от реальности. Оба они стремятся к счастью, но в итоге эти стремления оканчиваются несчастьями и бедами для всех тех, кто находится рядом с ними. Не случайно судьбы обоих героев объединены в романе общим финалом — крушением всех надежд и стремлений.
На протяжении практически двух десятилетий Йенсен пишет рассказы, посвященные жизни датских крестьян. Основой для их создания стали сюжеты народных легенд и преданий, заимствованные и переработанные автором. Значительную роль в зарисовках крестьянской жизни играет авторский комментарий. Героями таких новелл стали жители ютландской провинции Химмерланд, родины писателя. Существует гипотеза, что название «Химмерланд» этимологически восходит к названию прагерманского племени кимвров, рассказу о судьбе которого посвящена четвертая часть эпического цикла «Долгий путь» (1908-1922) — роман «Поход кимвров» (1922).
Справедливо характеризует жанр «Химмерландских историй» отечественный исследователь В. П. Неустроев: «Жанр „Химмерландских историй“ — нечто „среднее“ между новеллой и эссе. Это картинки из жизни, снабженные авторским размышлением» [2, с. 123]. В 1898 г. в свет вышел первый сборник рассказов о крестьянах, который получил название «Люди Химмерланда» (Himmerlandsfolk). Спустя шесть лет появляется второй сборник, названный «Новые химмерландские истории» (Nye Himmerl andshistorier, 1904), а в 1910 г. Йенсен публикует третий сборник — «Химмерландские
истории. Третий сборник» (Himmerlandshistorier. Tredie Sämling). В 1933 г. автор объединяет все сборники, добавляя к ним еще несколько рассказов, написанных в период с 1910 по 1933 гг., и издает книгу под общим названием «Химмерландские истории» (Himmerlandshistorier).
Тема «крестьянства» получает широкое распространение в датской литературе начала XX в. [7]. Это было связано с тем, что почти все крупные молодые писатели данного периода были выходцами из провинции (Й. Окэр, М. Андерсен Нексё, Й. Скьоль-борг и др.). Изображая героев крестьянских рассказов, Йенсен отмечает, что исходная личностная гармония, целостность и духовная сила были безвозвратно утеряны современным городским человеком.
Помимо написания прозы и публицистики Йенсен на протяжении всего творческого пути выпускает несколько поэтических сборников. Его первые стихи публикуются в 90-е гг. XIX в., а в 1906 г. в свет выходит первый поэтический сборник «Стихотворения» (Digte), который, по мнению датского писателя К. Рифбьерга, оказал влияние на все последующее развитие датской поэзии XX в. [8]. Творческая оригинальность и бесспорные художественные достоинства позволяют говорить о поэтических сочинениях Йенсена как о самых выдающихся образцах стихосложения в датской литературе соответствующего периода1. Заслугой Йенсена в области поэтического творчества является также то, что он первым ввел в национальную поэтическую традицию «свободный стих». В 1948 г. вышло в свет собрание лирики Йенсена, названное, как и первый поэтический сборник, «Стихотворения» (Digte).
В период с 1907 по 1912 гг. Йенсен выпускает четыре сборника небольших рассказов-зарисовок философского характера, которым дает название «мифы». «Мифы» Йенсена — это обрывки воспоминаний, переживания, картины природы, которые автор пытается осмыслить. Иногда это наблюдения за животными и людьми. В статье «Миф как форма искусства» писатель дает несколько толкований того, чем, по его мнению, является миф. Так, это может быть «картина природы, воплощенная во времени», или «ритм универсума, запечатленный во времени» [6, с. 472]. Что касается жанровой формы, йенсеновский миф — это представленное в художественной форме опоэтизированное наблюдение писателя за окружающей действительностью [9].
Всего Йенсен выпустил девять сборников мифов и рассказов: «Мифы и охота» (Digt og Jagter, 1907), «Новые мифы» (Nye Myter, 1908), «Мифы, новый сборник» (Myter. Ny Samling, 1910), «Писанг» (Pisangen, 1932), «Пшеничное поле» (Kornmarken, 1932), «Мельница» (M0llen, 1944) и др.
Также Йенсен неоднократно выступает как талантливый публицист. Его перу принадлежат ряд биографических очерков и статей, посвященных творчеству выдающихся писателей и поэтов: «Северный дух» (Nordisk Ánd, 1911), «Редьярд Киплинг» (Rudyard Kipling, 1912), «Уолт Уитмен. Стихотворения» (Walt Whitman. Digte, 1919), «Форма и душа» (Form og Sjæl, 1931), «Свифт и Эленшлегер» (Swift og Oehlenschlaeger, 1950).
В период с 1915 по 1950 гг. Йенсен также выпускает несколько сборников философских эссе: «Введение в наш век» (Introduktion til vor Tidsalder, 1915), «Духовные стадии» (Aandens Stadier, 1928) и др. — и путевых очерков: «На дорогах Дании» (Pâ Danske Veje, 1931), «Северный путь» (Nordvejen, 1939), «Из свободных штатов» (Fra Fristaterne, 1939) и др.
1 Сборники «Ютландский ветер» (Den jyske Blæst, 1931) и «Чистый четверг» (Paaskebadet, 1937).
Побывав на всемирной выставке в Париже в 1901 г., Йенсен находился под глубоким впечатлением от увиденного. Этот опыт послужил импульсом к разработке новой мировоззренческой позиции и наложил отпечаток на все последующее творчество писателя. Он заявляет (сначала на страницах газеты «Политикен», а позднее — в своих эссе и художественных сочинениях), что самые значительные достижения в области науки и техники были сделаны в англосаксонских странах, в первую очередь в самой молодой из них — США. По мнению писателя, это обусловлено тем, что жители этих стран — потомки древних германцев, а точнее, бесследно исчезнувшего племени готов.
Впервые эти мысли были сформулированы в сборнике эссе «Готический ренессанс» (Den gotiske Renaissance, 1901), где автор анализирует, в чем заключается успех развития современной Америки. В результате он вновь приходит к выводу о том, что высокий уровень индустриального развития обусловливается происхождением людей, проживающих в США. По его мнению, американцы — это потомки людей, которые некогда принадлежали к культурам скандинавского Севера. Обоснование этого утверждения впоследствии найдет воплощение в заключительной части цикла «Долгий путь» — романе «Христофор Колумб» (1921).
Писатель утверждает, что человеческое общество развивалось в соответствии с теорией эволюции Ч. Дарвина. Он использует один из основополагающих тезисов дарвинизма, впервые сформулированный Ч. Дарвином в работе 1859 г. «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь»: человек появился в процессе многочисленных мутаций и естественного отбора, который происходил на протяжении многих тысячелетий. Таким образом, разница между возникновением человека и других биологических видов, согласно Дарвину, отсутствует. Следовательно, процессы развития природы и человека подчинены одним и тем же внутренним законам. Йенсен при этом отмечает, что человека нельзя рассматривать как обычного представителя животного мира (в этом его коренное отличие от сторонников социального дарвинизма, получившего широкое распространение в конце XIX — начале XX в.). Так, с точки зрения Йенсена, в процессе эволюции отбирались созидательные способности человека, используемые им в интересах общества, а не для реализации своих личных, эгоистических целей [10, с. 130]. Этот тезис также демонстрирует, что писателю был чужд ницшеанский вариант радикального индивидуализма, влияние которого испытывали многие скандинавские авторы того времени.
Впечатления от поездок в Париж на Всемирную выставку и в США также нашли художественное воплощение в двух романах — «Мадам Д’Ора» (Madame D’Ora, 1904) и «Колесо» (Hjulet, 1905). Действие обоих произведений происходит в США. В центре первого романа автор изображает столкновение разумного и иррационального начал. Главный герой романа — ученый Эдмунд Холл — хочет воскресить образ своей погибшей возлюбленной. Он пытается пойти против законов природы, возлагает на себя ее функции. Подобные стремления, по мнению автора, недопустимы, так как человеческий разум не должен идти вопреки законам природы. Таким образом, герой сам обрекает себя на провал.
В следующем романе — «Колесо» — писатель представляет психологический конфликт между двумя героями: поэтом Ли, олицетворяющим в произведении высокое духовное начало, и его полной противоположностью — Эдвардсеном, который является воплощением жестокости и корыстолюбия. По мнению автора, любовь к людям
и созидательное начало в личности побеждают инстинкты, присущие низшей форме развития человеческой природы. Именно поэтому победителем в центральном конфликте романа в итоге становится поэт.
Воззрения Йенсена, сформулированные в эссе «Готический ренессанс» и нашедшие отражение в американских романах, также легли в основу эволюционной культурноисторической концепции, воплотившейся в полной мере в эпическом цикле «Долгий путь». В результате Йенсену удается создать масштабное произведение, повествующее об эволюции человеческого общества с древних времен до нового времени [11].
«Долгий путь» — центральное произведение в творчестве писателя, над созданием которого он работал более четырнадцати лет. Эпический цикл, состоящий из шести отдельных романов2, бесспорно, стал одним из самых выдающихся произведений скандинавской литературы XX в. Созданные в разные годы романы, повествующие об эволюции человека и общества, были объединены автором в единую эпопею. При этом каждое ее звено — самостоятельное законченное произведение, которое может рассматриваться как в контексте цикла, так и в отрыве от него.
Основной целью создания так называемых «эволюционных» романов стало стремление писателя представить литературное изображение исторического воспоминания человечества в форме героико-мифологического повествования. Фактически, Йенсе-ну удается создать универсальный миф, приводящий к единому знаменателю различные магии, верования, мифологии и религии. Мифологическая основа цикла находит проявление как в центральных образах, композиции и повествовательной манере, так и в сюжетном развитии и распространенных философско-мифологических и исторических, а точнее псевдоисторических, обобщениях.
В то же время, авторский миф выстраивается здесь на основах философии позитивизма и теории эволюции Дарвина. Контовские понятия «среды», «расы» и «момента», равно как и тезис о «выживании и эволюции видов, наиболее быстро приспосабливающихся к условиям среды» (использованный в первой части эпопеи — романе «Потерянная земля»), во многом определяют философский контекст произведения. Принцип цикличности, заложенный в развитии природы, находит свое воплощение на страницах романов. Подтверждением тому служат круговое композиционное построение произведений, а также цикличное развитие сюжетной линии как в каждом романе в отдельности, так и в эпопее в целом.
Вместе с тем центральное место в цикле занимает романтический натурфилософский мотив «родовой тоски», сохраненный в «коллективной памяти» людей, о некогда потерянной «земле обетованной» — стране вечного лета, или земном рае. Согласно концепции писателя, весь прогресс человечества возможен исключительно благодаря неосознанному стремлению героев — людей, оказавшихся в благоприятных исторических условиях, — вновь обрести свою обетованную землю.
Эта натурфилософская нить тесно переплетается в эпопее с понятием «готической расы», что стало одной из причин неверной трактовки философского наполнения романов. По сути «готическая раса» здесь — это само человечество, так как все люди, согласно концепции Йенсена, вышли из доледникового тропического леса — колыбели человечества. Общечеловеческие стремления к созиданию и научному прогрессу,
2 Романы «Ледник» (Bmen, 1908, рус. пер. 1911, 1922), «Норне-Гест» (Norne-Gxst, 1919, рус. пер. 1927), «Поход кимвров» (Cimbrernes Tog, 1922, рус. пер. 1927), «Корабль» (Skibet, 1912, рус. пер. 1926), «Христофор Колумб» (Christofer Columbus, 1921, рус. пер. 1927).
творческое начало и непреклонность в достижении своей цели ради других становятся в цикле основными характеристиками представителей «готической расы». Такие качества дают возможность каждому из героев «Долгого пути» совершенствоваться и нести прогресс своему народу и всему человечеству. Герои йенсеновского мифа во многом абстрактны (что неоднократно отмечал и сам автор). В рамках мифа об эволюции они становятся своеобразным воплощением рода человеческого, носителями прогресса. При этом в их образах нет ни социальных, ни индивидуальных доминант.
Эволюционный подход рассматривается в цикле как универсальное средство понимания и объяснения исторического процесса. Йенсен трактует эволюционную теорию относительно прогресса человечества как развитие от низких образований к более высоким общественным формам, акцентируя здесь внимание на тех гуманистических основах, которые, по его мнению, изначально заложены в природе человека. Слияние различных культур и народностей провозглашается в произведениях цикла одним из основных факторов развития человека. Только благодаря взаимопроникновению культур, согласно концепции писателя, возможен переход на более высокую общественную и культурную ступени развития. В связи с этим обоснованной представляется йенсеновская характеристика цикла: «последовательно выраженный протест против теории Ницше о развитии путем жестокости» [12, S. 125].
Любопытными и по сути своей справедливыми представляются строки одного из первых отечественных исследователей творчества Йенсена А. П. Пинкевича. В предисловии к изданию романа «Ледник» он пишет:
О чем пишет Йенсен? О развитии человека, о развитии светлого человеческого духа, о происхождении материальной культуры...
...у Йенсена надо учиться любить человека и верить в него; любить за человеческие красоту и добро, верить в неодолимую силу человеческого разума... [13, с. 29].
Действительно, реконструируя историю человечества на страницах эпического цикла, писатель неоднократно подчеркивает общий жизнеутверждающий характер своей культурно-исторической концепции. Стремление к совершенствованию окружающего мира и научному познанию, неоднократно декларируемая мысль о первичности созидательного начала и силы духа в природе человека — все это обусловливает оптимистическую тональность всех произведений эпического цикла [10, с. 135]. Эти принципы определяют характер йенсеновского творчества в целом.
Во время работы над эпопеей и в последующие годы писатель публикует ряд философско-публицистических эссе, посвященных эволюционной теории, своей культурно-исторической концепции и романам цикла3.
Эпический цикл «Долгий путь» стал центральным литературным и культурно-историческим трудом писателя. Идеологическая последовательность концепции подкрепляется здесь значительным научным материалом, использованным автором при создании эпопеи. Многочисленные антропологические, исторические, этнографические и археологические научные исследования и концепции, переплетаясь с мотивами и образами древнескандинавской литературы и мифологии, получают на страницах цикла новые трактовки. Эта особенность во многом обусловливает самобытность и яркость йенсеновской стилистической манеры.
3 Сборники «Эстетика и эволюция» (Æstetik og Udvikling, 1923), «Эволюция и мораль» (Evolution og Moral, 1925).
Глубина и разработанность философского и культурно-исторического контекста, мастерство исполнения и богатство средств художественной выразительности, оригинальное композиционно-стилистическое решение и масштабность как по форме, так и по затронутой проблематике — все это позволяет отнести цикл «Долгий путь» к самым выдающимся образцам скандинавского литературного наследия XX в., а его автора — к разряду классиков датской литературы.
Литература
1. Dansk Biografisk Leksikon. K0benhavn, 1933. Bind XI.
2. Неустроев В. П. Литература скандинавских стран (1870-1970). М.: Высш. школа, 1980. 279 с.
3. Конт О. Курс положительной философии: в 6 т. СПб.: Экон. тип., 1899.
4. Скирбекк Г., Гилье Н. Развитие общественных наук // Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М.: Владос, 2003. С. 645-682.
5. Den store dansk encyklopædi. K0benhavn, 1998. Bind X.
6. Сергеев А. Реализм и миф в творчестве Й.В. Йенсена // Йенсен Й. В. Избранные произведения. М.: Панорама, 2000. С. 465-477.
7. Кристенсен С. М. Датская литература 1918-1952 гг. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. 391 с.
8. RifbjergK. Denne Jensen! Weekendavisen // Kultur. 2006. № 36 (8-14 September).
9. Dansk litteratur fra Saxo til Kaj Munk. K0benhavn, 1949. Bind II.
10. Куприянова И. П. Культурно-историческая концепция Й. В. Йенсена. Эпопея «Долгий путь» // Скандинавская филология. V. Л., 1991.
11. Houe P. Johannes V. Jensens lange rejse. K0benhavn, 1996.
12. Jensen J. V Immoralisten // Æstetik og Udvikling. K0benhavn, 1923. S. 125.
13. Пинкевич А. П. Предисловие // Йенсен Й. В. Ледник. Пб.: Всемир. лит., 1922. С. 5-29.
Статья поступила в редакцию 13 октября 2011 г.