Научная статья на тему 'Эволюционные закономерности права'

Эволюционные закономерности права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
545
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА / УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕТАЛИЗАЦИЯ / ДИНАМИЗМ / УНИФИКАЦИЯ ПРАВА / ЮРИДИКОТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ / SCOPE OF APPLICATION / SPECIFIC WEIGHT OF LEGAL REGULATION / SPECIALIZATION / SPECIFICATION / DYNAMISM / UNIFICATION OF LAW / LEGAL-TECHNICAL EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашанина Татьяна Васильевна

В статье анализируются регулируемые правом общественные отношения на предмет выявления закономерностей права, приобретенных им в процессе исторического развития. Автору на сегодняшний день таковых удалось пока установить десять. Все они подробно рассматриваются и иллюстрируются, в их числе: увеличение удельного веса (плотности) правового регулирования, расширение сферы правового регулирования, усиление специализации правового регулирования, повышение детализации права, ускорение динамизма права, повышение степени абстрактности права, наращивание доли общих интересов в праве, разрастание массива регулятивных норм, повышение юридико-технической оснащенности права и унификация права. Делается вывод, что эволюционные закономерности свидетельствуют о том, что значимость и регулятивная сила права неуклонно растут.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolutionary Patterns of Law

The article analyses social relations regulated by law in the context of identifying the patterns of law that have developed in the course of historical development. So far, the author has determined 10 patterns. They are all being examined and illustrated in detail, including: Increasing the specific weight (density) of legal regulation, broadening the scope of legal regulation, strengthening the specialization of legal regulation, increasing specification of law, accelerating dynamism of law, increasing degree of abstractiveness of law, increasing share of the general interest in law, proliferation of regulatory norms, increasing legal-technical capacity of law, and the unification of law. It is concluded that evolutionary patterns show that the importance and regulatory power of law are steadily growing.

Текст научной работы на тему «Эволюционные закономерности права»

ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Т. В. Кашанина*

Эволюционные закономерности права

Аннотация. В статье анализируются регулируемые правом общественные отношения на предмет выявления закономерностей права, приобретенных им в процессе исторического развития. Автору на сегодняшний день таковых удалось пока установить десять. Все они подробно рассматриваются и иллюстрируются, в их числе: увеличение удельного веса (плотности) правового регулирования, расширение сферы правового регулирования, усиление специализации правового регулирования, повышение детализации права, ускорение динамизма права, повышение степени абстрактности права, наращивание доли общих интересов в праве, разрастание массива регулятивных норм, повышение юриди-ко-технической оснащенности права и унификация права. Делается вывод, что эволюционные закономерности свидетельствуют о том, что значимость и регулятивная сила права неуклонно растут.

Ключевые слова: сфера, удельный вес правового регулирования, специализация, детализация, динамизм, унификация права, юридико- техническая оснащенность.

001: 10.17803/1994-1471.2017.85.12.044-053

Когда речь идет о социальных закономерностях, то имеются в виду существенные и постоянно повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие поступательное развитие общества. Можно попытаться определить слово «закономерность» и через синонимы, в числе которых регулярность, правильность, неслучайность, объяснимость, логичность. Соответственно, правовая закономерность — это объективная, систематическая повторяемость, взаимосвязь

фактов в сфере права1. Обычно установить закономерности удается, если взять для анализа большой временной отрезок развития права, а лучше всего — весь его исторический путь. Такой анализ позволяет высветить эволюционные закономерности права2. Они таковы. 1. Увеличение удельного веса (плотности)

правового регулирования

Данная правовая закономерность просматривается отчетливо. Не случайно во многих научных работах указывается на неуклонный

1 См.: Витютнев Ю. Ю. Государственно-правовые закономерности. Введение в теорию. Элиста, 2006. С. 17.

2 Поскольку основной формой права является законодательство, то, как представляется, характеристика права с опорой на законодательство вполне допустима и, более того, позволяет сделать анализ права отнюдь не умозрительным.

© Кашанина Т. В., 2017

* Кашанина Татьяна Васильевна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ка$Иап1па@таИ . ги

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

количественный рост законодательных актов. И это характерно не только для России, где федеральных и региональных нормативных актов насчитывается более 500 тыс.

П111 цш

Увеличение удельного веса или плотности правового регулирования выражается в интенсивности развития законодательства. При этом процесс законодательной интенсификации идет по двум направлениям: 1) обновление законодательства; скорость этого процесса все время увеличивается в связи с ускорением общественной динамики и усложнением социальной реальности; 2) увеличение круга правотворческих субъектов; по сравнению с советским периодом количество субъектов, издающих нормативные правовые акты, практически возросло вдвое (появилось региональное законодательство, корпоративное правотворчество и т.д.). Это связано с развитием демократических начал в обществе.

Одним словом, с течением времени общественная жизнь так или иначе всегда усложняется, что неуклонно ведет к повышению социального объема и, соответственно, удельного веса правового регулирования.

2. Расширение сферы правового регулирования

Это объективный процесс, характерный для развития всех стран. Никто не станет опровергать, что усложнение социальной жизни

приводит к увеличению многообразия общественных отношений. Это проявляется в усложнении социальной структуры, расширении потребностей индивидов, и, как следствие, в расширении числа функций, выполняемых государством. Помимо модификации правового регулирования уже существовавших общественных отношений потребовалось законодательное сопровождение вновь возникших сфер жизни, например информационной деятельности, платной медицины, частных школ и вузов, банковской деятельности, рынка ценных бумаг, аудиторской, рекламной, страховой, биржевой и других видов деятельности. Государство их развитие не должно пускать на самотек.

Современная российская система законодательства идет по этому пути. Она стала более развитой, более обширной. Многие отрасли права стали настолько разветвленными, что в их лоне выделяется несколько подотраслей. Так, конституционное право включает в себя следующие подотрасли: гуманитарное право (основные права и свободы), избирательное право, парламентское право; административное право — информационное право, образовательное право; финансовое право — бюджетное, налоговое, банковское, инвестиционное право. Примеры можно продолжить. Но несомнено одно: система права будет продолжать пополняться новыми нормами, субинститутами, институтами, подотраслями и отраслями.

Если первая тенденция характеризует количественное изменение законодательства, то расширение сферы правового регулирования имеет прямое отношение к совершенствованию его качества. Понятно, что этот процесс носит постоянный и непрерывный характер.

3. Усиление специализации правового регулирования

Закон специализации — это всеобщий закон развития окружающего мира. Право ему подвержено в полной мере. В общем процессе «разделения труда» социальных норм право первоначально взяло на себя функцию охранительную (жизни, здоровья, имущества), а затем и упреждающего регулирования наиболее важных общественных отношений. В самом же праве процесс специализации обнаружил себя уже на ранних этапах.

Суть процесса специализации состоит в том, что отдельные нормы и их комплексы все более дифференцируются и нацеливаются на выполнение тех или иных операций в правовом регулировании.

По мере развития общества возрастает потребность в еще большем «разделении труда» норм права и юридическом урегулировании многосложных процессов, различных сфер жизни с помощью норм, прицельно направленных на упорядочение тех или иных общественных отношений. Они устанавливаются с целью учета своеобразия и особенностей какого-либо вида (подвида) общественных отношений, род которых регулируется общей правовой нормой.

Несмотря на то, что специальные нормы производны от общих норм и действуют в тесной связи с ними, они при коллизиях имеют преимущество перед общими нормами.

Специализация законодательных норм все больше набирает обороты. И это неумолимая тенденция, отражающая сложность общественной жизни.

Если специализация проявляется в дифференциации правового регулирования, т.е. в его разветвлении, расщеплении и приобретении той или иной ветвью правовых норм все более специфических, своеобразных черт, то детализация правового регулирования — все более подробное регулирование отдельных элементов и сторон общественных отношений. При детализации производится более тонкое урегулирование общественных отношений, своего рода их уточнение.

Разграничительную линию следует провести и между детализацией и конкретизацией норм права. При детальном урегулировании того или иного участка общественной жизни не теряется общий подход. Он заключается в том, что модели правовых предписаний разрабатываются на основе обобщения типичных ситуаций, пусть и не глобального масштаба. Например, Министерство образования и науки РФ приказом от 11 мая 2016 г. № 536 г. «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» закрепило положение, согласно которому расписание учебных занятий должно строиться таким образом, чтобы не допускать перерывов (или «окон») в работе преподавателей. Положение было сформулировано на основе недовольства и многочисленных жалоб учителей и преподавателей вузов растратой их времени и здоровья.

4. Повышение детализации права

Детализацию права следует отличать от специализации.

Конкретизация же предполагает наглядность, указание на реально существовавший (или существующий) факт, на основе которого формулируется правило3. Конкретизированное

3 Подробнее о казуальном регулировании см.: Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М. 2015. С. 199—209.

или казуальное правовое регулирование — это вчерашний и даже позавчерашний уровень правового регулирования. Так, например, в древнем праве телесные повреждения описывались в виде перечисления: синяки, ушибы, потеря глаза, лишение уха и т.д. Сегодня конкретизированное законодательное урегулирование используется в качестве исключения. Детализация производится обычно с помощью законодательных актов, относящихся к более низкому уровню в иерархии нормативных актов.

5. Ускорение динамизма права

Термин «динамизм» означает подвижность, стремительность развития действия, характеризует смену состояния, интенсивность преобразований.

Право в силу своей природы является формой общественных отношений и не может не изменяться вслед за ними, а поэтому оно находится в постоянном движении. Это проявляется в постоянном принятии новых нормативных правовых актов, их пересмотре и внесении изменений и дополнений, одним словом, в способности оперативно реагировать на изменяющиеся условия общественной жизни4. Поскольку динамика развития социальной жизни с течением времени постоянно увеличивается, скорость изменения нормативно-правового массива также возрастает.

В юридической литературе часто высказываются положительные мнения по поводу динамизма законодательства. Однако здесь не все гладко и обнаруживаются некоторые проблемы, связанные с динамизмом права.

Во-первых, где та мера в совершенствовании законодательных норм, которая бы не подорвала стабильность общественной жизни. Ведь именно стабильность и уверенность в завтрашнем дне являются одной из важнейших социальных ценностей, именно прогнозируемость своей дальнейшей жизни на какой-то продолжительный отрезок времени дает возможность людям чувствовать себя психологически комфортно и предпринимать шаги с учетом более или менее отдаленной перспективы. Вероятно, в самом общем виде эта дилемма может быть решена в следующем ключе: кардинальные основы жизни (безопасность, собственность, основные права и свободы) должны быть неизменными на очень длительный период. Другие вопросы, не относящиеся к данной категории, могут меняться, но с разной скоростью, которая зависит от того, насколько глубоко они затрагивают жизненные основы.

Во-вторых, всегда ли принятые законодательные новеллы сопровождаются глубоким предварительным анализом и научно обоснованным прогнозом? Не секрет, что есть и законы-скороспелки.

Динамизм законодательства в большей мере может быть обеспечен подзаконными актами, хотя при необходимости срочно внести изменения в процесс регулирования общественных отношений годятся и законы (хотя здесь минимальный срок прохождения новых норм права исчисляется 6 месяцами). Однако среди законов есть такие, которые, что называется, малоподъемны, и на них возлагать надежды на обеспечение динамики правового регулирования вряд ли стоит. Речь идет о кодексах. Это наиболее стабильная, можно сказать, даже консервативная часть законодательства.

Ускорение динамики в правовой сфере исключает возможность превращения права в застывшую, оторванную от реальных жизненных отношений систему регулирования.

6. Повышение степени абстрактности права

Развитие права на протяжении всего периода его существования неуклонно идет по пути от казуального регулирования к общему.

Алексеев С. С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971. С. 126.

4

Более того, степень повышения уровня нормативных обобщений все увеличивается. На указанную тенденцию в юридической литературе уже давно было обращено внимание5. Однако в настоящее время этот процесс усилился в несколько раз и буквально переменил наше представление о праве.

Дозволения

Предписания

Запреты

Деление нормы права (правила поведения) на отдельные фрагменты, которые автономно и закрепляются в нормативных актах, стало явлением всеобщим. Поначалу складывалось впечатление, что эти отдельные фрагменты и есть нормы права. Однако, когда А. В. Мицкевич еще в 1967 г.6 для их обозначения ввел понятие правового предписания, то все стало на свои места: все перестали искать правовую норму в целостном выражении и молчаливо согласились, что ее деление на правовые предписания — это реальность. Некоторые ученые подкорректировали определение права и стали его трактовать как систему нормативных предписаний. Конечно, виртуально нормы права существуют. Но это логические построения (логические нормы права), которые и состоят из системы нескольких нормативно-правовых предписаний.

Сами же правовые предписания (фрагменты логической нормы) делятся на две группы: 1) модальные (от лат. modus — категория, характеризующая способ действия или отношение к действию). Таковых нормативных предписаний существует три разновидности: запреты, предписания и дозволения;

2) общие (принципы права, правовые дефиниции, предписания-цели, задачи, мотивы, правовые декларации, юридические конструкции, правовые презумпции, правовые фикции, правовые аксиомы, предписания-сроки, статутные предписания и т.п.). Конечно, в законодательстве существует бесконечное множество сочетаний модальных и общих нормативных предписаний (можно было бы назвать их смешанными). Но при накоплении данных для обобщения их соединение разрывается. И этот процесс не остановим. Чем он обусловлен?

Во-первых, абстрактное изложение норм позволяет охватить все многообразие общественных отношений. Сделать это можно только путем обобщений.

Во-вторых, возрастает интеллектуальный потенциал общества. Это касается и тех, кто занимается правотворчеством, и тех, на кого рассчитаны абстрактно выраженные нормативные предписания. Обобщения становятся не только вполне допустимым средством правового регулирования, но и необходимым, обыденным.

В-третьих, развивается юридическая наука, которая становится реальной силой в осуществлении эффективного процесса регулирования общественной жизни и, в частности, хорошим подспорьем в формулировании обобщений, т.е. общих правовых предписаний.

В. К. Бабаев считал, что, раз общим нормативным предписаниям не свойственно повеление, т.е. указание действовать определенным образом, то им не может корреспондировать категория нормы права7. Однако впоследствии большинство ученых признали их нормативный характер. Более того, по масштабам этого воздействия они превосходят обычные модели поведения (субъективное право, обязанность, запрет), поскольку концентрированно выражают общечеловеческие ценности и объективные потребности развития общества. Даже незначительные искажения заключенных в общих предписаниях требований становятся противоестественными и могут оцениваться

5 Общая теория права. М., 1966. С. 8 ; Алексеев С. С. Социальная ценность права в советском обществе. С. 81.

6 См.: Мицкевич А. В. Акты высших органов Советского государства. Юридическая природа нормативных актов высших органов государственной власти и управления СССР. М., 1967. С. 34.

7 Бабаев В. К. Советское право как логическая система. М., 1978. С. 178.

не просто как правонарушения с неблагоприятными последствиями для субъектов права, а как деформации, наносящие ущерб всему обществу (например, нарушение принципа формального равенства).

Таким образом, формулирование нормативных предписаний, которые специализируются не на регулировании определенных сторон поведения людей, а на осуществлении отдельных «операций» в процессе правового регулирования, позволяет повысить производительность самого правового регулирования.

7. Наращивание доли общих интересов в праве

Всем известна характеристика права как социального явления, данная К. Марксом и Ф. Энгельсом в знаменитом «Манифесте коммунистической партии». Они его определяли как возведенную в закон волю господствующего класса. И это было справедливо на ранних исторических этапах. Однако объективная реальность заставляла принимать во внимание нужды и других социальных слоев. Понятно, что это было результатом социальной борьбы, осуществлялось под напором масс людей и постепенно. К примеру, в выборах парламента вначале принимали участие лишь мужчины, для которых устанавливался имущественный ценз. С течением времени круг избирателей расширялся, и теперь практически во всех странах выборы носят всеобщий характер, а парламенты выражают интересы различных слоев населения.

Октябрьская революция 1917 г. в России напугала весь мир. Доля общих интересов, которые отражались в законодательных нор-

мах, резко пошла вверх — политические элиты европейских государств отнюдь не хотели повторения подобных событий в своих странах. Усиленно стало наращивать темпы социальное законодательство. Этот процесс получил широкое распространение. Глобализационные же процессы, по всему спектру развернувшиеся в наши дни, лишь подтолкнули наращивание доли социальных интересов в законодательном регулировании8.

Вообще же по тому, насколько полно законодательные нормы выражают интересы людей, как обеспечиваются и охраняются права и свободы личности, можно судить о правовом прогрессе.

8. Разрастание массива регулятивных норм

История развития права началась с формирования охранительных норм, направленных на защиту интересов, значимых для общества. Обратившись к анализу первых письменных источников права, мы увидим, что практически весь их объем заполняется нормами уголовно-правового характера.

Однако люди способны рефлектировать, т.е. оценивать себя со стороны и предвидеть определенные события. Сама возможность

8 О демократизации и гуманизации российского законодательства (или усилении его социализации) см.: Кашанина Т. В. Структура права. М., 2014. С. 423—424.

предвосхищать события дает возможность их предотвращать или ускорять, устанавливая определенные правила поведения. Итак, возможно, не только для устранения конфликтов, но и для регулирования общественной жизни создавалось право. Например, люди уже в далеком прошлом, заметив, что далеко не всегда занятие земледелием дает хороший урожай, стали устанавливать правила по созданию запасов продуктов на случай неурожаев. Постепенно пришло понимание, что разрешение конфликтов, конечно, необходимо. Но гораздо эффективнее их не допускать. Человеческий разум, поднявшийся на новую высоту, в определенной мере позволял это делать. Право, таким образом, понемногу стало выполнять и регулятивную функцию.

Какие же вопросы общественной жизни стало необходимо регулировать с помощью принятия норм права?

На первом этапе развития человеческого общества лишь небольшой круг вопросов требовал упорядочения посредством правовых норм. Можно назвать такие, как распределение территории при вынужденной передислокации народа (заключение своего рода договора между племенами, определение порядка использования водоема, установление запрета на сбрасывание в него отходов, установление правил экзогамии, запреты инцестов и др.). Существовали также правила-запреты на охоту в определенных местах, сбор плодов или определенных растений. Затем с развитием производства возникает необходимость регламентировать уже не только порядок приобретения землевладения, но и ведения сельскохозяйственного производства. Когда же развитие производства перешло на новый уровень и обмен продуктами труда стал носить массовый характер, начинают регулироваться меры весов, устанавливаются денежные системы, справедливые цены на товары. Развитие средств сообщения и производства вызвало к жизни установление правил мореплавания, лоции, норм цехового (гильдейского) права. Одним словом, по мере необходимости сфера экономической жизни людей стала регулироваться нормами права все плотнее и плотнее.

Однако право очень долго не могло «взять в плен» политику, т.е. урегулировать вопрос о политическом властвовании. Тираны, деспо-

ты, диктаторы не одно тысячелетие «парили» над людьми, уничтожали их в массовом количестве, и лишь только в Новое время понемногу с помощью права начинают регулироваться и властеотношения. Сегодня спектр политических вопросов, урегулированных правом, существенно расширился (деятельность политических партий, выборы органов власти, максимальный срок пребывания в должности президента и т.д.). Все это способствует утверждению открытого и предсказуемого характера политики, обеспечению контроля над деятельностью власти со стороны народа и созданию правового государства.

Продолжает возрастать и объем «регулятивного права» в сфере экономики. Да, многие вопросы экономической жизни людей давно подверглись правовому урегулированию (землепользование, морское дело, защита собственности и др.). Однако в целом экономика развивалась по законам саморегулирования. И лишь в XX в. началось обуздание ее негативных свойств с помощью права (борьба с монополизмом, загрязнением окружающей среды и т.д.). Так что регулятивные возможности права сегодня возрастают еще более.

Очевидно, что «утихомирить» всех, согласовать интересы людей, не позволить им тратить силы и средства на борьбу между собой и не дать им подвергать себя опасности уничтожения — это первоочередная задача, стоящая перед правом, своего рода программа-минимум, основанная на признании всеми членами общества таких объединяющих ценностей, как право на жизнь, здоровье, свободу и т.п. На достижение этой цели направлены охранительные отрасли права, и прежде всего уголовное право.

Но у права есть и программа-максимум,

а именно обеспечение сотрудничества между людьми. Выполнение этой задачи обеспечивается регулятивными отраслями права, такими как гражданское, семейное, конституционное, административное, трудовое право и др.

В настоящее время соотношение охранительного права и регулятивного отнюдь не в пользу первого. Опережающий рост регулятивного права вызван двумя причинами: 1) усложнение социальной действительности,

что требует создания правил поведения для

четкой работы социального организма и недопущения сбоев;

2) усилившаяся интеллектуальная мощь человечества, что позволяет заранее разрабатывать оптимальные нормы поведения. Если эти обстоятельства будут не только иметь место в дальнейшем, но и усиливаться, то объем «регулятивного права» будет нарастать.

9. Повышение юридико-технической оснащенности права

На ранних этапах развития законодательства вопросу о том, как излагать законодательные нормы, не уделялось внимания. Постепенно пришло понимание, что от того, как они формулируются, зависит их эффективность. Сложилась целая наука — юридическая техника, изучающая способы выполнения юридической работы и составления юридических документов, и в частности составления нормативных правовых актов (законодательная техника — составная часть юридической техники)9.

Содержание юридической техники составляют шесть групп правил.

К содержательным правилам относятся правила, позволяющие соотнести нормативные акты с реальной обстановкой (в противном случае от них вреда будет больше, чем пользы).

Без логических правил вообще невозможно обойтись. Законодательная деятельность очень сложна: она состоит, как правило, из нескольких этапов, протяженна по времени и достаточно затратна с точки зрения нервной энергии. Вот почему остро ставится во главу угла проблема достижения поставленной цели. Наикратчайшим путем, позволяющим достичь намеченной цели в процессе выполнения юристом профессиональной работы, является

соблюдение логических правил в построении общего плана работы, но особенно при формулировании нормативных актов (согласованность частей нормативного акта, отсутствие между ними противоречий, последовательность изложения юридических предписаний, убедительность нормативных актов и др.).

Структурные правила придают правотворческой деятельности четкость. И это касается не только самого правотворческого процесса, который разбивают на стадии, в процессе которых ставятся свои определенные задачи. Очень важна четкая структура (строение) самого нормативного акта, что позволяет полно изложить законодательные нормы, а также обеспечить их эффективное усвоение пользователями.

Языковые правила в не меньшей степени важны для правотворчества. Точность, ясность, доступность для понимания, краткость, официальность стиля — вот основные языковые правила. Законодательная деятельность осуществляется для людей, и любой нормативный акт ими должен быть понят.

Формальные (реквизитные) требования не может игнорировать ни один юрист. Нормативные акты порождают юридические последствия. Порой они могут круто изменить не только правовое положение субъекта права, но и его судьбу. Крайне важно знать, кто составил нормативный документ. В случае обнаружения в его содержании юридических ошибок необходимо их устранить и привлечь к юридической ответственности субъекта, действовавшего непрофессионально.

Однако подготовка и принятие нормативных актов должны осуществляться в определенной процедуре, поскольку последствия принятия этих важных юридических актов могут быть самыми разнообразными, в том числе неблагоприятными для субъектов права. Соблюдение процедурных правил законодательной техники помогает предотвратить злоупотребления при производстве законодательных норм со стороны государственных органов и должностных лиц.

Техническая оснащенность законодательства постоянно повышается. Разрабатываются и внедряются новые правила, что делает его все более технологичным.

Кашанина Т. В. Юридическая техника : учебник для вузов. 2-е изд. М., 2011.

9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Унификация права

Унификация (от лат. unio — единство и facere — делать, что означает приведение чего-нибудь к единообразию) — это деятельность правотворческих субъектов, направленная на выработку правовых норм, единообразно регулирующих определенные виды общественных отношений.

Ее следует рассматривать как прямое проявление глобализационных процессов, наблюдаемых в современном мире. Какими путями осуществляется унификация права?

1 . Заимствование чужого законодательного опыта. Это своего рода эволюционный путь унификации. Оно осуществляется по мере необходимости теми государствами, которые считают, что подобный опыт правового регулирования соответствует целям их государственного развития. И в этом нельзя усмотреть что-то недозволенное. В самом деле, зачем вновь изобретать велосипед? В качестве примера можно проанализировать опыт конституционного развития. Первой в мире конституцией считается Конституция США (1787 г.). Первая писаная конституция на европейском континенте — Конституция Польши (1791 г.), а 3 сентября того же года была принята Конституция Франции. Далее, как говорится, процесс пошел. Россия при Александре II также была очень близка к принятию конституции, но это осуществилось только в ХХ в. Сегодня даже африканские страны считают для себя неприличным не иметь конституции. Понятно, что конституционным процессом никто не дирижирует, а сами страны, исходя из сложившихся социальных условий, решают самостоятельно свой конституционный вопрос. Так, при подготовке Конституции РФ 1993 г. был использован опыт США, Франции, Германии и других передовых стран. И, в принципе,

Конституция РФ получилась вполне современной, поскольку вобрала в себя лучшее из опыта конституционного развития других стран. Структура же всех конституций практически одинакова: прорисовывается правовое положение личности и государственного аппарата.

2. Стандартизация законодательства. Правовая стандартизация выражается в установлении в рамках международных организаций, а также в государственном масштабе единых минимальных норм и требований к законодательному регулированию тех или иных вопросов общественной жизни, а стандартизация как способ унификации законодательства придала ей революционный и даже взрывной характер.

Стандартизация законодательства проявляет себя на трех уровнях:

а) внутригосударственная правовая стандартизация. Она осуществляется в целях недопущения органами государства и должностными лицами, а также органами местного самоуправления злоупотреблений при осуществлении своей компетенции. Так, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.), не лишая свободы населения участвовать в решении тех или иных вопросов на местном уровне, устанавливает не ограничительные барьеры, а всего лишь направляющие нормы, касающиеся принципов организации местного самоуправления, форм участия населения, выборных местных органов, их компетенции, а также ответственности органов за допущенные ошибки;

б) региональная правовая стандартизация. Здесь речь идет об установлении общих законодательных норм для государств, находящихся в территориальной близости друг от друга (например, страны ЕС, СНГ). Поскольку государства-соседи вынуждены осуществлять тесное общение (экономическое, политическое и др.) друг с другом, то установление правил, касающихся общих вопросов, в национальных законодательствах позволяет существенно упростить взаимоотношения и сделать их более эффективными. Для этой цели создаются модельные законы, которые каждая страна региона адаптирует с учетом существующих условий;

в) международная стандартизация. Стандарты на этом уровне стали устанавливаться в середине прошлого века международными

организациями, и сегодня они охватывают многие сферы правового регулирования. Они касаются прав и свобод личности, проведения выборов, функционирования правосудия, ведения бизнеса, финансовой отчетности, содержания заключенных и др.

Указанные закономерности правового регулирования имеют разную степень выраженности. Однако анализ правового развития позволяет сделать неоспоримый вывод: значимость и регулятивная сила права неуклонно растут.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 . Алексеев С. С. Социальная ценность права в советском обществе. — М., 1971.

2 . Бабаев В. К. Советское право как логическая система. — М., 1978.

3 . Витютнев Ю. Ю. Государственно-правовые закономерности. Введение в теорию. — Элиста, 2006.

4 . Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. — М., 2015.

5 . Кашанина Т. В. Структура права. — М., 2014.

6 . Кашанина Т. В. Юридическая техника : учебник для вузов. — 2-е изд. — М., 2011.

7. Мицкевич А. В. Акты высших органов Советского государства. Юридическая природа нормативных актов высших органов государственной власти и управления СССР. — М., 1967.

8. Общая теория права. — М., 1966.

Материал поступил в редакцию 29 сентября 2017 г

EVOLUTIONARY PATTERNS OF LAW

KASHANINA Tatyana Vasilievna — Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of the Theory of the State and Law at the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) kashanina@mail . ru

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

Abstract. The article analyses social relations regulated by law in the context of identifying the patterns of law that have developed in the course of historical development. So far, the author has determined 10 patterns. They are all being examined and illustrated in detail, including: Increasing the specific weight (density) of legal regulation, broadening the scope of legal regulation, strengthening the specialization of legal regulation, increasing specification of law, accelerating dynamism of law, increasing degree of abstractiveness of law, increasing share of the general interest in law, proliferation of regulatory norms, increasing legal-technical capacity of law, and the unification of law. It is concluded that evolutionary patterns show that the importance and regulatory power of law are steadily growing.

Keywords: scope of application, specific weight of legal regulation, specialization, specification, dynamism, unification of law, legal-technical equipment.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1 . AlekseevS. S. Social'naja cennost' prava v sovetskom obshhestve. — M., 1971.

2 . Babaev V. K. Sovetskoe pravo kak logicheskaja sistema. — M., 1978.

3 . Vitjutnev Ju. Ju. Gosudarstvenno-pravovye zakonomernosti. Vvedenie v teoriju. — Jelista, 2006.

4 . Kashanina T. V. Proishozhdenie gosudarstva i prava. — M., 2015.

5 . Kashanina T. V. Struktura prava. — M., 2014.

6 . Kashanina T. V. Juridicheskaja tehnika : uchebnik dlja vuzov. — 2-e izd. — M., 2011.

7. Mickevich A. V. Akty vysshih organov Sovetskogo gosudarstva. Juridicheskaja priroda normativnyh aktov vysshih organov gosudarstvennoj vlasti i upravlenija SSSR. — M., 1967.

8. Obshhaja teorija prava. — M., 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.