Научная статья на тему 'Эволюционные синхронизмы и гармония «Космомузыкальных кодов раннегреческих мифов»'

Эволюционные синхронизмы и гармония «Космомузыкальных кодов раннегреческих мифов» Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
101
47
Поделиться
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ СИНХРОНИЗМЫ / ГАРМОНИЯ / ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ / СИНЕРГЕТИКА / КОСМОМУЗЫКАЛЬНЫЙ КОД / ГАРМОНИЯ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ / ГЛОБАЛЬНОСТЬ ГАРМОНИЧЕСКИХ КОДОВ

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Буданов Владимир Григорьевич

С помощью синергетики автор делает попытку доказать гармонию природы, Космоса и доступность ее восприятия живыми системами. Гармония как один из ключей постижения целостности мира и как путь спасения современной цивилизации. В построении модели используется синтез естественнонаучно-астрономической, искусствоведческо-музыкальной и историческо-мифологической линий. Греческая мифология, пифагорейская «музыка сфер», исследования И. Кеплера, А. Чижевского. Анализ гармонии Солнечной системы, раскрытие закономерности ее строения в ранних греческих мифах с помощью космомузыкального ключа. Связь высоты звука и цвета сквозным каскадным синхронизмом. Рассматривается гипотеза эволюционных синхронизмов, выдвигаются новые гипотезыкультурно-генетическая, гипотеза прямого восприятия, гипотеза глобальности гармонических кодов эволюции. Необходимость гармонических пропорций косморитмов для возникновения и поддержания феномена жизни

Текст научной работы на тему «Эволюционные синхронизмы и гармония «Космомузыкальных кодов раннегреческих мифов»»

В.Г.Буданов

Эволюционные синхронизмы и гармония «космомузыкальных кодов раннегреческих мифов»

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.

Э.Кант

О гармонии космоса

Издревле звездное небо завораживает людей глубиной своей тайны, влечет и восхищает. В переживании космоса черпают вдохновение поэты и философы, пророки и простые люди. Небо - то общее, что было у истоков Земли, Жизни, Человечества. Небо было важнее земного для древних людей, и в этом они выше нас. Они строили пирамиды и города как астрономические сооружения, понимали ритм космоса и его связь с человеческой жизнью. Возможно, мы очень скоро переоткроем эти знания, и они станут нашими тоже. Путь к этому знанию сегодня лежит не только через мистические откровения, но и через современную науку, которая должна, наконец, прислушаться к легендам и мифам, обратиться к изучению традиционных знаний и практик. Одна из таких вечных загадок - Гармония - тема вечная и всегда юная, еще совсем недавно далекая от науки, сегодня востребованная ею как один из ключей постижения целостности мира,

как путь обновления нашей агонизирующей цивилизации. Для древних это основной способ существования - уподобления себя и своей деятельности Универсуму, причащение ему.

Пифагор утверждал, что мудрый, высокодуховный человек способен слышать «пение» светил, звук, издаваемый при рассекании небесным телом некоего эфира, заполняющего космос, подобно тому как мы слышим свист крыльев пролетающей птицы. Метафора божественной музыки сфер несет в себе веру во влияние космоса на человека, в возможность его чувственного постижения и переживания, в нашу гармонизацию через сопричастность ему. Отчасти об этом же говорит и астрология. Но только в конце ХХ века, после работ А.Чижевского, наука поверила во взаимосвязь земных процессов и солнечной активности, стала разбираться в механизмах планетных влияний на нашу жизнь. Возможно, мы стоим на пороге нового открытия гравитационного, быстро меняющегося влияния планет и далеких звезд на жизнь на Земле, о чем свидетельствуют очень интересные многолетние работы биофизика С.Шноля по изучению времени.

Сегодня наука может объяснить, почему наша Солнечная система гармонична. Когда-то миллиарды лет назад медленно вращающееся газопылевое облако стало сжиматься к своему центру под действием сил взаимного гравитационного притяжения частиц. Основная масса облака сжалась в звездное вещество и зажгла термоядерные реакции синтеза внутри Солнца. Остальная масса распределилась вблизи так называемых резонансных орбит (А.Пуанкаре). Из вращающейся на этих орбитах материи и сформировались впоследствии планеты. Эти орбиты приближенно таковы, что периоды обращения по ним относятся как небольшие целые числа. Периодическое движение можно соотнести с колебательным движением того же периода, а свойство двух колебаний, а именно отношение их периодов, и дает музыкальное созвучие, иначе интервал, если оно есть отношение небольших целых чисел.

Приятные на слух, гармоничные отношения частот называют консонансами: это прима - 1/1, октава - 2/1, квинта - 3/2, кварта -4/3, малая терция - 6/5, большая терция - 5/4, малая секста - 8/5, большая секста - 5/3. Интересно, что античные греки пользовались преимущественно квинтой и квартой, на их основе строится пифагорейская гамма. Терции добавились к ним в Средневековье, а сексты лишь в эпоху Возрождения, т.е. само понятие гармоничности созвучий со временем расширялось. Неприятные на слух, дисгармоничные отношения называют диссонансами, это: малая секунда - 16/15, большая секунда - 9/8, 10/9, тритон - 7/5, 10/7, большая септима -15/8, малая септима - 9/5, 16/9. Эти интервалы называют натуральным строем гаммы, они были экспериментально обнаружены еще

труды онц км. путь эволюции

Иоганном Кеплером в XVI веке и проверены им на планетной гармонии Солнечной системы.

Опираясь на синергетику, мы попробуем доказать, что гармония пронизывает природу и ее восприятие объективно «доступно» живым системам. Поэтому намерение «поверить гармонию алгеброй» ни в коей мере не есть посягательство на сакральный акт творчества художника. Но сначала посмотрим, насколько гармонична сама Солнечная система и что могли знать об этом в древности. Впервые эти идеи высказаны мной в 1996 г.1

Синергетическая апология музыки сфер, космомузыкальные коды греческого мифа

В орфических мистериях Древней Греции музыкальная культура была весьма высоко развита и вместе с тем сакрализована, наполнена духовными и символическими смыслами. Храмовый музыкант считался вторым человеком после жреца. Греки соотносили с каждой наблюдаемой ими планетой конкретное божество своего пантеона, хотя для некоторых основных божеств, видимых невооруженным глазом, планет явно не хватало. Вероятно, в древнегреческих культовых знаниях должны были искусно сплавляться Космос - Музыкальная Гармония -Миф. Попробуем это представить.

Обратимся к полумистической пифагорейской легенде о «музыке сфер», той божественной гармонии движения светил, которую якобы можно услышать. Оказывается, что в некотором смысле это действительно так. Для «античной семерки» светил (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн) периоды их обращений, конечно, могли быть известны в Египте и Вавилоне и оттуда принесены Пифагором в Элладу. Но вовсе не в качестве астрономических знаний, что абсурдно для младенческого уровня древнегреческой науки, а в качестве музыкальных интервалов - как степень гармоничности отношений частот обращения планет, обожествленных греками.

Интересно, что частоты обращения светил изменяются примерно в 1000 раз (от Луны до Урана) и примерно во столько раз изменяются частоты в нашем слуховом диапазоне (Уран почти не «слышен» и не виден).

Мы выдвигаем гипотезу: сакрализация этих знаний и закрепление их в форме космогонических мифов, возможно, была еще

1 Буданов В.Г. Принципы гармонии, как эволюционные синхронизмы - начала демистификации //Тр. междунар. конф. «Математика и искусство», Суздаль 23-27 сентября 1996. М., 1997.

до греков, предположительно в эпоху крито-микенской культуры или гипотетических доисторических цивилизаций. Попытаемся ее обосновать.

В качестве планетарных частот могут быть выбраны либо сидерические, либо синодические частоты. Под сидерическим периодом обращения понимается время, за которое тело совершает полный оборот вокруг Солнца. Синодический период обращения - это время, в течение которого космическое тело Солнечной системы, двигаясь по своей орбите, возвращается в прежнее положение относительно Солнца при наблюдении с поверхности Земли. И соответственно сидерические частоты представлены в гелиоматрице, а синодические - в геоматрице. Следовательно, мы можем построить две матрицы взаимных отношений планет, просто взяв попарные отношения их периодов.

Так, например, отношение частот Марса к Венере будет рассчитано в гелиоматрице следующим образом:

ш^/ш? = Т?/Т^ = 224,7 сут/ 687 сут,

где 1 < Т?/Т^ < 2.

Дальнейший результат получается при приведении синодической частоты обращения Венеры в одну октаву путем умножения периода на 2 необходимое количество раз. Если отношение частот больше 2 (меньше 1), необходимо делить (умножать) на 2 до тех пор, пока отношение не окажется между 1 и 2. Это и есть способ приведения частоты в одну октаву. В музыке это хорошо известный способ перенесения мелодии в соседние октавы с сохранением нотации «до» в «до», «ля» в «ля» и т.д. Подобным образом рассчитываются данные для геоматрицы. Ниже представлены две матрицы, где каждому цвету соответствует свое значение в музыкальном аналоге. В результате картинка получилась пятицветной (таб. 1 и 2).

Система обозначений:

Р - резонансный консонанс (диссонанс), отклонение от чистого созвучия не выше 1%.

Ф - значения интервалов, отличающихся от золотого сечения (1,618... ) не более 10%.

Консонансы Приближенные консонансы Нейтральные созвучия Приближенные диссонансы Диссонансы

Белый цвет

Таблица 1. Гелиоматрица - таблица планетарных консонансов и диссонансов для сидерической системы отсчета (солнечного наблюдателя). Величины музыкальных интервалов для отношений частот, или периодов, приведенных к одной октаве

Как в гелио-, так и в геоматрице наблюдаются несколько наиболее точных и ярких резонансных консонансов (отмеченных р на светлом поле). В гелиоматрице к таким можно отнести отношения: Меркурий-Нептун - чистая кварта; Меркурий-Плутон - прима; Венера-Юпитер - малая терция; Венера-Сатурн - чистая квинта, а также Нептун-Плутон - квинта; Нептун-Меркурий - чистая квинта; Юпитер-Венера - большая секста; Сатурн-Венера - кварта; Плутон-Меркурий - приближенное значение к октаве.

Небесное С Л М В 3 М Ю С У Н П

тело или 0 У е е а п а р е л

мифологи- л н Р н е Р и т а п У

чсскии н а к е м с т У н т т

персонаж ц У р л е Р у О

пантеона е Р- а я р н II II

Таблица 2. Геоматрица - таблица планетарных консонансов и диссонансов для синодической системы отсчета (земного наблюдателя)

Наиболее яркие резонансные диссонансы (отмеченные р на темном фоне) гелиоматрицы: Венера-Уран - точная малая секунда; соответственно Уран-Венера - большая септима; Марс-Земля - малая секунда; Земля-Марс - значение не является абсолютно диссонансным, но приближено к большой септиме; Марс-Уран - уменьшенная квинта; Уран-Марс - более слабый диссонанс, приближенный к увеличенной кварте. Достаточно яркие диссонансы можно наблюдать между Сатурном и Ураном, Сатурном и Нептуном, выраженные соответственно в увеличенной кварте и уменьшенной квинте. Диссонанс

большая секунда прослеживается между Ураном и Юпитером, а также увеличенная кварта - между Нептуном и Сатурном. В таблице можно также заметить четыре значения, приблизительно соответствующих Золотому сечению: Ф = 1,618 и 2/Ф = 1,236. Это отношение показывает взаимодействие Солнца (Луны) и Плутона, равное 1,6184(!), Юпитера -Солнца (Луны) - 1,6131. И частоту, равную 2/Ф, отражает отношение между Землей и Венерой - приблизительно 1,2302, Солнцем (Луной) -Юпитером - 1,2398.

И вторая матрица при наблюдении за движением планет с Земли -геоматрица.

Наиболее яркие консонансы - Луна-Сатурн - малая секста; Сатурн-Луна - большая терция; Меркурий-Уран - приблизительно малая секста; Уран-Меркурий - большая терция; Венера-Земля - большая терция; Венера-Марс - кварта; Земля-Венера - малая секста; Марс-Венера - квинта, а также Земля-Плутон - прима; Плутон-Нептун -около примы.

Самые яркие диссонансы геоматрицы: Солнце-Земля - увеличенная кварта; Земля-Солнце - уменьшенная квинта; Солнце-Плутон -увеличенная кварта; Плутон-Солнце - уменьшенная квинта; Марс-Земля - малая септима; Марс-Плутон - большая септима; Плутон-Марс - малая секунда.

В геоматрице также присутствуют частоты, очень близкие к значению Золотого сечения Ф = 1,618 между Венерой и Луной, равное 1,6167, и 2/Ф = 1,236 между той же парой, только в другом соотношении, равное 1,2371.

В целом как гелио-, так и геоматрицу можно считать гармоничной, что видно из таблиц: преобладают консонансные и приближенные к ним значения, нежели диссонансные. Можно отметить некоторые пересечения в проявленных ярких консонансах в обеих системах, такие как отношения Земли и Венеры, Плутона и Нептуна, и достаточно большое количество сопоставляемых нормальных консонан-сных значений, помимо просто приближенных значений, а также «кричащих» диссонансов Марса - Земли, Урана - Юпитера и более спокойных Земли и Марса, Юпитера и Урана; многие другие пересечения в матрицах простых диссонансов - Солнца и Нептуна, как и Нептуна с Солнцем, Юпитера с Нептуном и Нептуна с Юпитером; вместе с приближенными диссонансными значениями Урана с Марсом и наоборот, и т.д. Точность попадания в консонансы и диссонансы здесь оценивается по критериям крупнейшего музыковеда

Н.А.Гарбузова (1939), открывшего области сохранения качества созвучий. Большую работу по уточнению таблиц космической гармонии Солнечной системы и их мифологической интерпретации провела моя ученица, культуролог Е.В.Маслова.

Рис. Сведение в одну октаву отношений частот обращения планет вокруг Солнца: гелиосистема - наблюдение относительно центра Солнца; геосистема - наблюдение с поверхности Земли; Ф - Золотое сечение1; 2/Ф - его октавное дополнение

Для нас является важным моментом, что подобные знания могли присутствовать уже в Греции для «античной семерки» планет (до Сатурна), так как они могут быть основаны на наблюдениях невооруженным глазом и реально присутствовать в эпоху доинструменталь-ной астрономии.

Представим теперь интервалы планет относительно Земли в гелио-и геосистемах на нотном стане в пределах одной октавы.

В гелиосистеме компактная группа планет (Земля, Плутон, Меркурий, Марс, Сатурн) в пределах двух тонов символически объединяет почти все «мужские» планеты, «возглавляемые» Сатурном,

1 Золотое сечение (пропорция, отношение) есть отношение двух величин, большей к меньшей, на которые делится целое, такое, что отношение большей к меньшей части равно отношению целого к большей части. Повсеместно встречается как признак жизни и красоты в природе и искусстве.

с характерными символическими «земными» качествами и интересами: война, торговля и т.д. Их интервалы в среднем диссонируют с Землей. Интервал Земля - Марс дает с точностью 0,3% самый сильный диссонанс - малая секунда! Ближе к гармоническим интервалы Плутона и Меркурия.

Следующей планетой, стоящей особняком, является Юпитер -интервал кварта. Последняя группа консонирующих с Землей планет, в частности, включает в себя все «женские планеты», за исключением Земли, «возглавляемые» Ураном: Уран - квинта, Нептун, Венера -малая секста, Солнце-Луна - большая секста. Напомним, все интервалы приводятся относительно Земли. Эта группа также расположена в пределах двух тонов, и по греческой теогонии Уран действительно породил Гелиос, Селену и Афродиту. Замечательно, что сидерический период Луны совпадает с периодом обращения Солнца вокруг собственной оси (27,3 сут), усиливая резонансы гелиовлияния на Землю.

Интересно, что все символически «супружеские» и подчиненные пары планет: Земля-Уран, Венера-Марс и другие находятся в отношении квинты - призывного, самого сильного консонанса. Интервал же богини красоты Венеры (Венера-Земля) (1,625) лишь на 0,5% отличен от Золотого сечения, а интервал границы Солнечной системы (Солнце-Луна) - Плутон дает 1,618 (ЗС) с фантастической точностью 0,005%.

В целом гелиоматрица гармонична, диссонансы дают лишь отношения планет античной семерки (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн), исключая Землю с Ураном, а также отношения Сатурна с высокими (за орбитой Марса) планетами. Причем роль диссонансного начала для Земли играет Марс. Такие отношения гармонии и дисгармонии есть буквальный изоморфизм космогонического мифа о борьбе богов и титанов, оскоплении Урана Сатурном и наказании Геи!

Подчеркнем, что все это могло быть известно грекам из наблюдений за небом лишь частично! Есть и физические признаки космической катастрофы: ось вращения Урана лежит в плоскости эклиптики, что можно объяснить лишь серьезным космическим катаклизмом, произошедшим в доисторические времена.

Итак, гелиоматрица указывает на следующие попарные связи: консонансные (или близкие к ним) : Луна(Солнце)-Земля, Меркурий-Нептун-Плутон, Юпитер-Венера-Сатурн (в каждой указанной группе планет любые парные отношения гармоничны);

золотого отношения (или сходного): Меркурий-Луна(Солнце)-Юпитер-Сатурн, Луна(Солнце)-Плутон;

диссонансные (или близкие к ним): Луна(Солнце)-Нептун-Сатурн-Уран-Марс-Земля, Уран-Венера.

Анализ геоматрицы добавляет ряд новых диссонансов для Земли: Солнце-Земля - тритон, Юпитер-Земля - большая секунда и позволяет перераспределить отношения гармонии между планетами.

Здесь, на наш взгляд, легко усматривается архетип следующего этапа мифологического космогенеза - свержение Юпитером своего отца Сатурна, миф о змее Тифоне, соперничество Геры и Зевса, создание олимпийского пантеона. Обнаруживаем новое свидетельство присутствия Золотого сечения (ЗС) в Солнечной системе: Венера-Луна -1,618 с точностью 0,005%(!), Венера-Земля - 1,236, что равно величине 2/1,618, иногда называемой также золотой пропорцией, точнее, ее октавным дополнением.

Важно подчеркнуть, что самые ранние версии греческих мифов, записанных Гесиодом, содержат сюжеты только однозначных парных отношений, либо симпатии, либо антипатии, либо нейтрального отношения между участниками пантеона богов; важно, что отношения не меняются от сюжета к сюжету. Только по этой версии можно построить матрицу взаимности, комплиментарности между персонажами пантеона. Поскольку божества у греков были соотнесены с конкретными планетами Солнечной системы, то идея их сравнения на основе музыкальной гармонии лежит на поверхности, что я и сделал в 1996 году1. Подчеркнем также, что те планеты, которые нельзя было увидеть в древности (Уран, Нептун, Плутон), не мог видеть и И.Кеплер. Однако они также укладываются в мифологическую матрицу социометрического анализа, неожиданно и их гармонические отношения оказались «правильными». Похоже, что астрономы в Новое время называли их в соответствии с мифологическими образами.

Подробный анализ ранних греко-римских мифов позволяет заключить, что фактически приведенные нами ранее планетарные гелио- и геоматрицы гармонии оказались тождественны социометрическим матрицам взаимоотношений персонажей пантеона богов. Первому этапу космогенеза, т.е. Раннему, Небесному, Солнечному пантеону (до рождения Зевса), отвечает гелиоматрица, второму - Земному, Олимпийскому, современному для античных греков (после рождения Зевса), отвечает геоматрица. Обнаруженные соответствия показывают, что информация ранних греческих мифов, расшифрованная нами посредством музыкального космопланетарного кода, несет в себе очень глубокие знания об устройстве Солнечной системы и ее эволюции. Эту информацию можно было узнать лишь частично (около 50%) в античные времена, но она была зашифрована, зашита в мифах народов, которые, как мы сейчас знаем, могут жить тысячелетиями, дольше культур, народов, этносов.

1 Буданов В.Г. Принципы гармонии, как эволюционные синхронизмы - начала демистификации.

Кто-то возразит: может быть, все это случайное совпадение? Однако не сложно посчитать, что вероятность случайного совпадения двух симметричных космомузыкальных гелио- и геоматриц 11х11 с социометрическими матрицами мифов раннего космогенеза и Олимпийского этапа фантастически мала, не больше 10-30, т.е. легче найти затерявшуюся в зимнюю вьюгу снежинку, чем угадать планетарные матрицы.

Может возникнуть вопрос: почему к подобным выводам не пришел Иоганн Кеплер в своем великом труде «Гармония мира»? Фактически мы повторили его путь, путь анализа гармонии Солнечной системы, но во времена Кеплера ничего не было известно о далеких планетах (Уране, Нептуне, Плутоне), астрономия не располагала инструментальными средствами, как и в античные времена, а без Урана нет и первого этапа теогенеза греков. Не была ему известна и частота обращения Солнца вокруг своей оси; кроме того, не строил он матрицу гармонии для геосистемы. В результате ему не хватало примерно 70% данных для полного гармонического анализа, который удалось провести нам. И, наконец, самое главное: надо было допустить, что греческий миф можно прочесть в космомузыкальном ключе и тогда он раскроет многие закономерности строения Солнечной системы! Таким образом, Кеплер просто не мог этого открыть по объективным причинам, но он сделал для науки много больше - открыл точные физические законы движения планет, из которых спустя столетие Исаак Ньютон выведет фундаментальный закон всемирного тяготения.

Обратим внимание на особый статус Земли. С позиции принципов гармонии это не рядовая планета Солнечной системы. Фактически только Земля и ее спутник Луна связана с другими планетами и Солнцем сверхточными золотыми пропорциями как в гео-, так и в гелиоматрице. Можно предложить гипотезу о необходимости гармонических пропорций косморитмов для возникновения жизни, что может служить дополнительным требованием для космологического антропного принципа. Тогда феномен жизни окажется еще более редок в планетных системах. Вероятно, золотая пропорция ритмов в биосфере является необходимым катализатором процессов эволюции, так как известно, что это характеристическое свойство границы порядка и динамического хаоса, на которой и рождаются структуры.

Таким образом, гелио- и геосистемы гармонии вполне могли порождать космогонические мифы о небесном и земном проявлении божественных начал, являясь музыкальным культурогенным кодом передачи законов ближнего космоса, который может жить дольше этносов, языков, рас. Сейчас проводится более тщательный анализ возможных изоморфизмов символических структур мифа и предложенного здесь космомузыкального языка.

Методологический анализ. Фактически мы использовали при построении модели и в междисциплинарном исследовании три совершенно независимые линии: естественнонаучно-астрономическую, искусствоведческо-музыкальную, историческо-мифологическую, которые в современной научной культуре ничего «не хотят знать» друг о друге. Впервые идея их культурного пересечения возникла 2500 лет назад у пифагорейцев, точнее, скорее всего в античной культуре эти линии и не были явно разделены. Второй синтез был осуществлен Иоганном Кеплером в XVII веке, который, правда, мифом пользовался неосознанно, лишь сохраняя античные названия планет, но не использовал структуру мифов. Полный синтез стал возможен лишь в XX веке, когда планетную систему хорошо изучили. Работу Кеплера повторил в конце 80-х годов прошлого века Шарль Кусто, выписав «космическую октаву» - сидерические октавные образы частот. Мы проделали это, не зная о результатах Кусто, в 1996 году, но сразу и для синодических частот, так как полагали, что эти частоты так же важны земному наблюдателю. Окончательный синтез требовал следующего шага, возвращения к идее связи с мифом, и это было сделано нами в 1996 г., только теперь не на уровне изоморфизма элементов «бог - планета», как в древности, а на уровне изоморфизма социометрической системы пантеона богов раннегреческого мифа и космомузыкальной системы-матрицы гармонии Солнечной системы. Как мы видели, случайность такого совпадения реально невозможна. Что же дальше? Корреляция установлена, но какие выводы? Какая наука возьмется их делать? Такой науки сегодня нет, точнее, это некая сверхмеждисциплинарная наука, наверное, «синергетическая» антропология, ведь надо реконструировать протоисторию, в которой могло быть что угодно. Если сегодня мы хорошо знаем, что один раз в 100 000 лет происходит большое оледенение, один раз в 10 000 лет в океан падает астероид и цунами смывает большую часть суши и цивилизации, то почему нельзя допускать, что мы не первая цивилизация? Пережить тысячелетия упадка помогает сакрализованный миф, в котором естественно хранить послание потомкам. По аналогичным причинам сегодня все аппараты исследования дальнего космоса снабжают символической информацией на случай контакта с внеземной цивилизацией.

Выше сказанное позволяет нам выдвинуть первую культурно-генетическую гипотезу, состоящую в том, что структура греческих мифов в космомузыкальном ключе - это послание ранних доисторических цивилизаций современному человечеству, свидетельство их высокого уровня знаний о Вселенной и уникальный способ доказательства своего существования.

Вторая гипотеза заключается в том, что человек искусства, человек творчества в состоянии интуитивного канала действительности может

в некотором смысле, о котором ниже, «слышать» эту самую «музыку сфер». Это свойство присутствует в каждом из нас, и мы способны ускоренно воспроизводить чувствознание об этом уголке космоса вне зависимости от того, были или нет послания от предков, это - гипотеза прямого восприятия. Для ее обоснования в следующем параграфе мы рассмотрим еще один синергетический механизм тонкой эволюционной коммуникации.

Подобные гипотезы являются рабочими, но тем не менее могут быть основой для привлечения к ответственности за антинаучные высказывания, поскольку не принадлежат ни одной из наук, более того - разрушают современные мифы истории человечества. Нечто подобное наблюдалось, когда возникала гелиотараксия, учение А.Чижевского о солнечно-земных связях. Несмотря на всеобщую обструкцию со стороны научного сообщества, единственная поддержка была выражена К.Циолковским, который указал А.Чижевскому, что предстоят еще десятилетия сбора статистических материалов, которые и должны лечь в основу доказательных научных аргументов. В нашем случае объект-событие-корреляция уникальна и единственна, никакой статистики быть не может, событие мегаисторическое. Вывод: единственным ключом к проблеме является метод исторической реконструкции и проверки гипотез с учетом палеоисторических знаний о природе, космосе, антропологии, эволюционной эпистемологии, это - метод теоретической истории, сложная обратная задача моделирования, подобная той, что возникает в космологическом антропном принципе, это - синергетика моделирования времени.

Космические эволюционные синхронизмы: гипотеза космической сети восприятия и глобальной гармоничности

И все же вернемся к пифагорейской «музыке сфер». Можем ли мы воспринимать с помощью наших органов чувств космические планетарные ритмы? Подчеркнем, что здесь речь не идет о прямом влиянии космических циклов на жизнь планеты и человека: этими вопросами последние тысячи лет занимается астрология, а в ХХ веке это также стало предметом серьезных научных исследований. Действительно, нельзя непосредственно услышать месячный период обращения Луны или десятилетний период Юпитера, ведь мы способны услышать лишь очень малые периоды колебаний, не больше 1/20 с, что отвечает низшей частоте, воспринимаемой человеческим ухом, - 20 Гц. Эти периоды отличаются в десятки миллионов и миллиардов раз от планетарных периодов. Казалось бы, ответ отрицательный, мы никогда не услышим «пение светил»!

Однако в акустике хорошо известно, что любая нота, извлекаемая на музыкальном инструменте, имеет призвуки более высоких частот, называемых обертонами, которые имеют частоты, кратные (в целое число раз большие) основной частоте колебания. Кстати, именно индивидуальный набор обертонов создает неповторимый тембр каждого голоса, каждого музыкального инструмента. Поэтому даже если мы не можем услышать слишком низкую основную частоту, то, может быть, нам удастся услышать кратные ей обертоны с большей частотой. На современных музыкальных инструментах - струнных, духовых, ударных - количество обертонов исчисляется десятками, т.е. могут появиться частоты в десятки раз большие основной, но нам необходимы не десятки раз, а миллионы! Возможно ли это?

Гипотеза и обоснование такой возможности впервые предложена мной десять лет назад в работах1 и названа гипотезой эволюционных синхронизмов.

Во-первых, не будем забывать о том, что и музыкальный инструмент в нашем случае грандиозен, теперь это будет не оркестровый барабан, а весь ближний Космос. Основные частоты - партии в космическом оркестре играют вращающиеся небесные тела: планеты, Солнце, Луна, и, как мы ранее убедились, в процессе эволюции этот оркестр самонастроился и звучит весьма гармонично. Во-вторых, в этом оркестре есть и другие участники, точнее, огромный хор - межпланетная среда разреженной плазмы, ионосферы и магнитосферы Солнца, Земли и других планет. Именно эта сверхподвижная, живая среда, видимо, и является аналогом легендарного пифагорейского эфира, она порождает при движении планет огромные цепочки обертонов, которые могли влиять и влияют на эволюцию биосферы Земли через электромагнитные колебания земной ионосферы. Космос мог запечатлевать, запоминать в себе эти обертоны в процессе эволюции, проецировать их в биосфере Земли и других планет, создавать новые обертоновые частоты. Их влияние могло дойти и до диапазонов частот нашего восприятия, точнее, сформировать в нас, как в эволюционирующих вместе с биосферой существах, предпочтительные, избранные частоты восприятия, каждая из которых должна быть очень высоким обертоном от основной частоты одной из планет, т.е. мы можем нести в своем восприятии, как и любые живые существа, архетипические планетарные частоты, являющиеся эволюционными синхронизмами нашего уголка Вселенной, остается доказать их существование.

При обосновании нашей гипотезы на помощь приходит современная физика, точнее, синергетика - наука о сложных развивающих-

1 Буданов В.Г. Принципы гармонии, как эволюционные синхронизмы - начала демистификации.

ся системах, которыми, несомненно, являются Солнечная система, Земля, ее биосфера и человек. Оказывается, что одним из наиболее распространенных сценариев изменения частот в эволюционирующей системе является сценарий Фейгенбаума - сценарий последовательного удвоения частоты, его также называют каскадом Фейгенбаума1. На музыкальном языке это перенос ноты-частоты на одну октаву выше, затем еще на одну и т.д. формально неограниченное число раз, реально до некоторой эволюционной границы. Напомним, что интервал октава является самым сильным консонансом, и можно сказать, каскад Фейгенбаума является самым гармоничным сценарием развития. Понятно, что так можно получать очень высокие частоты.

Попробуем теперь показать, что мы можем слышать музыку сфер, но не сами частоты обращения светил, а их октавные образы, т.е. частоты, перенесенные на десятки октав выше, в области нашего восприятия - звукового, ритмического, цветового! Причем эти частоты действительно выделены для нашего восприятия.

Метроритмическая сеть восприятия

Звуки. Поднимая частоту Земли на 33 октавы, попадаем между «до» и «до диез» первой октавы в 272,2 гц, что легко позволяет восстановить весь частотный строй. Тем самым в пределах октавы возникает метроритмическая сеть избранных, резонансных частот, изоморфных частотам космических ритмов нашего уголка Вселенной. Покажем, что эти частоты действительно избраны для восприятия человека.

Действительно, октавные образы сидерических и синодических частот обращения планет, попадающих между «соль диез» и «ля диез», есть не что иное, как эталонные частоты камертонов для настройки инструментов в европейских оркестрах начиная со времени введения в 1711 году камертона англичанином Джоном Шором: 419,9 гц, что с точностью 0,3% (5 центов) совпадает с синодической частотой Луны. В 1741 г. Гендель применял частоту 422,5 гц - это с точностью до 0,05% (0,8 цента, никакой эксперт не отличит) совпадает с сидерической частотой Нептуна. Вебер (1815 г.) использовал 423,2 гц, что отличается от частоты Нептуна всего на 4 цента. В 1826 г. в Дрезденской опере применялся камертон 435 гц, который совпадает с точностью 7 центов с частотой пульсации Солнца (160 мин). В 1841 г. в Парижской опере принята частота 453 гц, а в Венской -456 гц, что отличается (не более чем на 5 центов) от сидерического периода Луны и среднего периода суток Солнца. Здесь мы привели

1 Фейгенбаум М. Универсальность в поведении нелинейных систем //Успехи физ. наук. 1983. Т. 141. Вып. 2. С. 343-374.

сведения по истории камертона без изъятия из книги Н.Гарбузова и сравнили их с планетарными частотами1.

Еще несколько данных. Известно, что современный эталон, принятый в США в 1925 г., равен 440 гц и отличается от сидерической частоты Венеры не более чем на 9 центов! Согласно В.Г.Порвенкову, по некоторым причинам в больших оркестрах, в состав которых входят духовые инструменты, строй завышен до 443 гц, что отличается от сидерической частоты Венеры лишь на 3 цента2.

Напомним также, что погрешность в 5 центов при различении двух чистых тонов обычный музыкант не слышит, а 10 центов не различает средний слушатель. Таким образом, мы видим, что в истории европейского искусства конвенция о высоте камертона возникала неосознанно всякий раз вблизи одной из планетарных частот, музыканты как бы считывали ее, хотя мотивы изменения частоты были всегда вполне земными.

В древней китайской традиции, материалы по которой за 2000 лет любезно предоставил мне В.Е.Еремеев, частота камертона менялась только при смене династий и также была архетипической: обычно это частоты сидерических Юпитера, Сатурна, пульса Солнца, синодической Венеры и земных суток. Как видим, они практически не совпадают с европейскими камертонами, но также находятся в косморитмических октавных резонансах.

Ритмы. Подчеркнем, что подобные «впечатанные» частоты и ритмы наблюдаются и в архаических танцах, и в ритуальных песнопениях - всюду, где человек соединяется с космическим началом в себе, где возможны трансовые состояния. Приведем несколько примеров из книги «Красота и мозг: биологические аспекты эстетики» о соотношениях темпов музыки разных древних традиций3. Во всех примерах фигурируют очень стабильные трансовые ритмы, которые мы проанализировали для своих целей.

Бушмены из пустыни Калахари отмечают праздник медоеда, который длится несколько дней. Антропологов поразила сверхвысокая стабильность ритма 0,641 с, который с точностью до 3% совпадает с октавным ритмом земных суток (синодический ритм Солнца). Подчеркнем, что для ритмов такая неточность неразличима для восприятия.

Тибет. Монастырь Дхарамсала (место убежища Далай-Ламы в Непале). Ритуальные песнопения идут с постоянным ритмом 0,472 с, что с точностью 0,4% совпадает с частотой Земли (земного года).

1 Гарбузов Н.А. Музыкальная акустика. М., 1939.

2 Порвенков В.Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов: Методическое пособие по настройке. М.: Музыка, 1990. - 19 с.

3 Красота и мозг: биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995.

Непал. Богослужение касты Невари. Частоты 0,471 с. С точностью 0,1% совпадает с частотой Земли. Ритм 0,325 с совпадает с точностью

1,3% с земными сутками.

Индейцы племени Ориноко (Венесуэла). Ритуал «Химу» - торговый напев продавец-покупатель продолжительностью более часа с точностью до 10% совпадает с частотой земных суток.

Итак, мы видим, что для людей, живущих в контакте с природой, октавный образ ритмов земного года и суток является естественным и органичным, он легко воспроизводим в танцах и обрядах, причем в обрядах происходит более точное их воспроизведение. Человек уподобляется природе и сливается с ней через ее ритм, реализуя антро-покосмическое единство.

Цвета. Попробуем переместить при помощи октавного принципа наши гелиоинтервалы в область частот видимого спектра, которая занимает ровно октаву (!) (380 нм - 760 нм), что позволит нам раскрасить гамму в цвета радуги. При этом частота Земли («до») будет соответствовать длине волны 501 нм (сине-зеленый цвет) - это частота максимума спектральной чувствительности красного пурпура - вещества, отвечающего за цветовое зрение у всех позвоночных животных на Земле. Цвет Солнца и Луны («ля») оказался золотистый, а вот соединение краев спектра (красного и фиолетового) происходит на частоте Юпитера («фа») и дает пурпур - цвет власти.

таким образом, впервые удается получить не психофизиологическую, субъективную окраску звуков, но связать высоту звука и цвет сквозным каскадным синхронизмом. Среди композиторов к нашему видению палитры музыкальной гаммы ближе всех Асафьев и Римский-Корсаков.

У планеты Венеры оказался совершенно особый статус (рисунок). Как мы видели, в обеих (гелио- и гео-) системах отсчета период обращения Венеры оказывается напрямую связан с золотой пропорцией: для геосистемы интервал по отношению к Земле 2/Ф = 1,236 фиксируется в области лилового цвета; для гелиосистемы эта величина близка значению самого золотого сечения Ф = 1,618, что соответствует шафрановому цвету. Оба этих цвета особо отмечены в традиционных одеждах представителей двух древнейших «краевых» (Восток - Запад) мировых религий - христианства и буддизма. Светло-зеленый цвет ислама также выделен: в геосистеме он отвечает цвету стоящих рядом Юпитера и Марса.

Приведенные октавные изоморфизмы между характерными цветами, принятыми в религиозных традициях, и чувственным восприятием, с одной стороны, и косморитмическими интервалами, с другой, свидетельствуют о ранее неизвестных, глобально-резонансных, пронизывающих десятки порядков свойствах октавной гармонии,

обнажающей природу рождения символического в процессе антропогенеза.

Метроритмическая сеть восприятия. Выдвинем гипотезу о наличии в сфере восприятия, в частности восприятия искусства (архитектура, живопись, музыка, прикладное творчество), архетипических частот, архетипических размеров и архетипических форм, с которыми резонируют произведения мастера. Размеры связаны с частотами через скорость звука или света в среде. Наши первые исследования показывают, что это действительно октавные образы планетных частот. Причем это знание доступно людям искусства интуитивно через невербальный канал в актах творчества, художественного переживания и восприятия, таким образом, оно доступно любому человеку, любому земному существу.

Принцип локальной гармоничности и гипотеза глобальности гармонических кодов эволюции

С позиций классической нелинейной науки в распространенности консонансных интервалов и доминанты второй гармоники ничего удивительного нет. Это свойство можно было бы назвать принципом локальной гармоничности в системах, эволюционирующих по типу Солнечной. Здесь гармония проявлена на уровне безразмерных отношений частот-интервалов, она не зависит от тональности мелодии, от значения самих частот. Этот принцип гармонии хорошо известен в западной культуре. Мы предлагаем ввести еще один принцип, обосновывая его с помощью современных синергетических подходов, -принцип глобальной гармоничности, т.е. наличие цепи октавных синхронизмов, которые и создают метроритмическую сеть восприятия избранных частот. В западной культуре такой принцип совершенно неизвестен, он используется интуитивно художниками и музыкантами, на Востоке он используется через сакрализацию традиции и тоже не описан. Именно глобальный гармонический принцип «вписывает» нас в Универсум, наделяя способностью к коэволюции с ним, допуская к безднам информации прошлого, соединяя ритмокаскадными нитями с настоящим, отличая искусственное от природного. Возможно, таков нерефлексируемый механизм интуиции, информационный канал, работающий по методу гомологических рядов, аналогии, символов. Возможно, такова гомеопатическая эмпирика, возвращающаяся сегодня во врачебную практику? Быть может, гармония и есть основной проводник антропного принципа? Сегодня это новая исследовательская программа, которую можно было бы назвать гармонической антропологией.