Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ: ОТ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ К МАРКЕТПЛЕЙСАМ'

ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ: ОТ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ К МАРКЕТПЛЕЙСАМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / МАРКЕТПЛЕЙС / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дюкова Ольга Михайловна

В статье описаны факторы, под влиянием которых происходит превращение интернет-магазинов в маркетплейсы, рассмотрены основные объекты логистической инфраструктуры интернет-магазина и маркетплейса, выявлены отличия в их организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ELECTRONIC TRADE LOGISTICS: FROM ONLINE STORES TO MARKETPLACES

The article describes the factors that influence the transformation of online stores into marketplaces, considers the main objects of the logistics infrastructure of an online store and marketplace, and identifies differences in their organization.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ: ОТ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ К МАРКЕТПЛЕЙСАМ»

Дюкова ОМ.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ: ОТ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ К МАРКЕТПЛЕЙСАМ

Аннотация. В статье описаны факторы, под влиянием которых происходит превращение интернет-магазинов в маркетплейсы, рассмотрены основные объекты логистической инфраструктуры интернет-магазина и маркетплейса, выявлены отличия в их организации.

Ключевые слова. Логистика, электронная торговля, интернет-магазин, маркетплейс, логистическая инфраструктура.

Dyukova O.M.

DEVELOPMENT OF ELECTRONIC TRADE LOGISTICS: FROM ONLINE STORES TO MARKETPLACES

Abstract. The article describes the factors that influence the transformation of online stores into marketplaces, considers the main objects of the logistics infrastructure of an online store and marketplace, and identifies differences in their organization.

Keywords. Logistics, e-commerce, online store, marketplace, logistics infrastructure.

Введение

В последние годы электронная торговля развивается быстрыми темпами, значительный скачок произошёл в этой сфере в период пандемии. Однако и раньше происходили трансформации, влияющие, прежде всего, на организацию логистики компаний в сфере электронной торговли. Электронная торговля или интернет-торговля - это часть электронного бизнеса, которая представляет собой обмен товарно-материальными и/или нематериальными ценностями, реализуемый посредством использования информационных сетевых технологий, в том числе технологий сети Интернет [5, с. 7]. Исходя из данного определения, объектами интернет-торговли выступают товарно-материальные и нематериальные ценности.

Субъектами интернет-торговли могут выступать: поставщики товаров и услуг (юридические и физические лица), реализующие их через электронные торговые площадки, интернет-магазины, маркетплейсы и иные информационно-коммерческие системы; покупатели товаров и услуг (юридические и физические лица), приобретающие их через электронные торговые площадки, интернет-магазины, мар-кетплейсы и иные информационно-коммерческие системы; посредники (юридические и физические лица), специализирующиеся на оказании различного рода услуг, в том числе логистических.

Сегменты, которые можно выделить, исходя из вариантов взаимодействия субъектов - В2В, В2С, С2С и т.д. Остановимся более подробно на сегменте В2С. В сегменте В2С основным фактором конкурентоспособности компании является скорость доставки и удобство получения товара. Именно эти два фактора способствуют повышению лояльности и увеличению количества покупателей.

ГРНТИ 06.81.55 © Дюкова О.М., 2022

Ольга Михайловна Дюкова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 500-43-03. Е-mail: olga_dukova@list.ru. Статья поступила в редакцию 25.04.2022.

Большинство субъектов в данном сегменте представлено двумя основными типами: интернет-магазины и маркетплейсы. В целом же и тот, и другой тип субъектов можно представить в форме логистической системы, состоящей из двух основных подсистем: информационная подсистема (цифровая платформа) и логистическая инфраструктура. Принципиальным отличием маркетплейсов от интернет-магазинов является отсутствие перехода права собственности на товар от поставщиков к маркетплейсу, что предполагает и разницу в организации логистической системы.

Логистическая система интернет-магазина

Основными логистическими функциями интернет-магазинов являются: закупка товара у поставщиков с переходом права собственности на товар, управление запасами, хранение товаров на складе и доставка их до покупателей через собственные и партнерские пункты выдачи и курьерские службы. Риски непродажи товаров при данной схеме работы значительные, затраты на хранение, в том числе, неликвидного товара, высокие, при масштабировании данной структуры большая часть средств уходит на закупку товаров, создавая кассовый разрыв и усложняя задачу развития логистической инфраструктуры. Схематично логистическая система интернет-магазина представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Логистическая система интернет-магазина (составлено автором)

Как видно на рис. 1, в логистическую систему интернет-магазина входят, прежде всего, отделы закупок и продаж. В функции отдела закупок входит: поиск и выбор поставщиков, заключение договоров; размещение заказов; контроль за поставками. В целом, от деятельности отдела закупок, прежде всего от выбора закупаемых товаров, зависит успех деятельности всего магазина, а значит в функции данного отдела входит и изучение спроса на товары и проведение маркетинговых исследований. В функции отдела сбыта интернет-магазина входит: продвижение магазина; прием и обработка заказов покупателей; работа с претензиями и возвратами.

Значительная доля затрат интернет-магазина уходит на рекламу и продвижение, так как рынок электронной торговли отличается большим количеством мелких магазинов, конкурирующих между собой, а также с крупными маркетплейсами.

В логистическую инфраструктуру интернет-магазинов, как правило, входит: склад, выполняющий приемку товаров по количеству и качеству и осуществляющий хранение товаров и управление запасами; собственный парк транспортных средств, прежде всего автомобилей, для перевозки товаров; собственные мощности для доставки товаров покупателям (курьеры, пункты выдачи заказов, постаматы). Тем не менее, большинство интернет-магазинов нередко отдает часть логистических услуг на аутсорсинг. На постоянной или периодической основе привлекаются сторонние курьерские службы, для расширения зоны доставки товаров покупателям заключаются договора с партнерскими пунктами выдачи заказов и постаматами.

Наиболее успешными в настоящее время интернет-магазинами являются те, которые совмещают продажи через интернет с розничной торговлей (имеют сеть розничных точек продаж). Для таких структур интернет-магазин служит дополнительным каналом продаж, а розничные магазины выполняют функции пунктов выдачи заказов. В качестве примера можно назвать интернет-магазины по продаже бытовой техники и электроники (DNS, М.Видео, Эльдорадо), книг и канцелярии (Буквоед, Читай-го-род), одежды (Твое, Oodji, SELA) и т.д.

Многие интернет-магазины в процессе своего развития переходили на работу по системе дропшип-пинга, когда хранение товаров заменялось на информацию о поставщиках товара и заключение с ними договора о срочных поставках в случае заказа покупателя. Этот способ организации логистики позволил многим небольшим интернет-магазинам значительно расширить ассортимент и вложить деньги в развитие службы доставки товаров до покупателей (логистика «последней мили»). Тем не менее, большинство интернет-магазинов, работающих по системе дропшиппинга, не могли конкурировать по срокам доставки с теми, у которых товар был в наличии и хранился на складе. Именно поэтому сейчас данная модель работы применяется только специализированными интернет-магазинами, торгующими дорогими и технически сложными товарами. Логистическая система маркетплейса

Большая часть маркетплейсов трансформировалась из интернет-магазинов именно после отказа от закупки товаров у поставщиков и перехода на работу по договору комиссии. Такие крупные маркет-плейсы, как Ozon и Wildberries, пошли по такому пути, превратив свою информационную систему в открытую цифровую платформу для работы поставщиков. Этому в значительной мере способствовала происходящая в последние 5 лет цифровая трансформация экономики.

Открытая цифровая платформа предполагает, что, во-первых, у контрагентов есть доступ к информационной системе маркетплейса, во-вторых, все логистические операции выполняются самим владельцем цифровой платформы. Примерами модели открытой цифровой платформы в мире являются JD.com, Tmall, Amazon [8, с. 210]. Схематично логистическая система маркетплейса представлена на рис. 2.

Как видно из рис. 2, маркетплейсы, как и интернет-магазины, состоят из двух основных подсистем - цифровая платформа и логистическая инфраструктура. В отличие от логистической системы интернет-магазинов, в логистическую систему маркетплейсов следует включить и непосредственных поставщиков, осуществляющих хранение товаров на собственных складах и транспортировку их на склад маркетплейса. В логистическую инфраструктуру крупных маркетплейсов входят следующие объекты:

• склады (центральные и региональные). Они выполняют функции приемки и хранения запасов, а также сборку и комплектацию заказов. Функции управления запасами непосредственно маркет-плейсами не реализуется, она выполняется самими поставщиками. Исключение составляют собственные товары маркетплейса;

• сортировочные центры (СЦ). В них осуществляется приемка, сортировка заказов и перенаправление их на центральные и региональные склады или наоборот на пункты выдачи заказов;

• пункты приема заказов (ППЗ). В них осуществляются функции приемки товаров от поставщиков, работающих со своего склада. В дальнейшем эти товары поступают на сортировочные центры или непосредственно на склад;

• магистральный транспорт - это собственные транспортные средства маркетплейса, осуществляющие перевозки между складами. В основном используется автомобильный транспорт;

• пункты выдачи заказов (ПВЗ), постаматы. Предназначены для получения заказов конечными покупателями. Большинство пунктов выдачи не принадлежит маркетплейсу, они открываются частными лицами по агентскому договору;

• курьерские службы и логистика «последней мили». «Последняя миля» - это заключительный этап доставки заказа непосредственно конечному покупателю [6, с. 37].

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

МАРКЕТПЛЕИС

Поставщики 1-го уровня:

Склады поставщиков

Транспорт поставщиков

Сервисные предприятия

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

(витрина с доступом для каждого поставщика, база данных по поставщикам и покупателям, серверы)

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Рис. 2. Логистическая система маркетплейса (составлено автором)

К сервисным предприятиям в логистической системе маркетплейса относятся: партнерские ПВЗ; курьерские службы на аутсорсинге; партнерские постаматы; частные перевозчики. Для доставки товаров покупателям маркетплейсы чаще всего нанимают самозанятых, заключая с ними договор оказания услуг, что существенно снижает стоимость доставки.

Заключение

Преимущества логистической системы маркетплейса перед интернет-магазином организационно исходят из отсутствия необходимости закупки товаров с переходом права собственности и, как следствие, в отсутствии необходимости управления запасами. Эта логистическая функция переходит к поставщикам, при этом у маркетплейса высвобождаются ресурсы (временные, кадровые, финансовые) на организацию логистической инфраструктуры и расширение сети объектов для обеспечения логистики «последней мили», что повышает лояльность покупателей и существенно сокращает сроки доставки товаров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Базиков А.А., Базикова В.Л. Опыт и проблемы развития интернет-логистики в экономике России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21709194_40243661.pdf (дата обращения 03.04.2022).

2. Зубцова С., Лыкова А.И. Интернет-логистика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka. сотЛ1_Е18М_2010/Есопот^/63261.doc.htm (дата обращения 03.04.2022).

3. Клитина Н.А. Интернет-логистика и логистика последней мили в условиях роста трансграничного онлайн-ритейла: особенности развития российского рынка доставки // Успехи современной науки и образования. 2016. № 12. Том 3. С. 91-95.

4. Кочерышкина Э.Г., Хусаинов З.Х. Анализ тенденций развития интернет-логистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_29269506_93585030.pdf (дата обращения 03.04.2022).

5. Логистика электронной торговли / А.В. Парфенов, И.М. Шаповалова, О.М. Дюкова, Е.В. Локтионова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. 68 с.

6. Локтионова Е.В. Логистика последней мили: уроки воздействия пандемии // Логистика: форсайт-исследования, профессия, практика. Материалы II Национальной научно-образовательной конференции. 2021. С. 36-40.

7. Михайлюк М.В. Магистральная логистика и интернет-логистика: реконфигурация цепей поставок в условиях роста онлайн-ритейла // Учет и статистика. 2016. № 4 (44). С. 131-137.

8. Чжао Дань. Экосистемная организация хозяйственных связей в трансграничной электронной торговле // Известия СПбГЭУ. 2021. № 4 (130). С. 208-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.