Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИОННАЯ КАУЗАЛЬНО-ФИНАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ И ИММАНЕНТНАЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ ТЕЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ'

ЭВОЛЮЦИОННАЯ КАУЗАЛЬНО-ФИНАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ И ИММАНЕНТНАЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ ТЕЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
144
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕНИ / ИММАНЕНТНАЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ / ЭНЕРГИЯ / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ ЗАКОН / СОБЫТИЙНОСТЬ / ЭВОЛЮЦИЯ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / СУБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гаращенко Максим Анатольевич

Цель исследования - выявление имманентной взаимосвязи между событийностью, временем и всеобъемлющим причинно-следственным законом. Она организована в неотвратимой сопряженности с психической структурой субъекта и является основой эволюционной каузально-финалистической конституции, данной ему с целью реализации трансформации индивидуального сознания. Отмечается, что суть текущего этапа состоит в трансформации индивидуального сознания. Событийность, дуализированное время и всеобъемлющий причинно-следственный закон рассматриваются как конституирующие каузально-финалистические атрибуты действительности, непосредственно данные психической структуре субъекта с целью реализации процесса энергетической эволюции. Рассматривается феноменология нереальности времени и обосновывается, что время реально в пределах психической структуры тех состояний сознания, которые обусловлены субъектно-объектной детерминацией. Переживание состояния безобъектного сознания тождественно вневременности, и нереальность времени становится непосредственно переживаемым опытом. Переживание вневременности, состояние вечного покоя, отождествление с безобъектным сознанием есть освобождение от дуалистической порабощенности, что тождественно является преодолением конвергентного этапа эволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTIONARY CAUSAL-FINALISTIC CONSTITUTION AND THE IMMANENT PURPOSEFULNESS OF THE TIME CURRENT

The purpose of the study is to identify the immanent relationship between eventfulness, time and a comprehensive cause-and-effect law. It is organized in inevitable conjugation with the mental structure of the subject and is the cornerstone of the evolutionary causal-finalistic constitution given to the subject in order to realize the transformation of individual consciousness. The author notes that the essence of the current stage is the transformation of individual consciousness. Eventfulness, dualized time and comprehensive cause-and-effect law are considered as constituting causal-finalistic attributes of reality, directly given to the mental structure of the subject in order to implement the process of energy evolution. The phenomenology of the unreality of time is viewed, and it is substantiated that time is real within the mental structure of those states of consciousness that are conditioned by subject-object determination. The experience of the state of the objectless consciousness is identical with timelessness, and the unreality of time becomes some sort of immediate experience. The experience of timelessness, the state of eternal rest, identification with the objectless consciousness is the liberation from dualistic enslavement, which is identically the overcoming of the convergent stage of evolution.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИОННАЯ КАУЗАЛЬНО-ФИНАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ И ИММАНЕНТНАЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ ТЕЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ»

Общество: философия, история, культура. 2023. № 5. С. 112-117. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 5. P. 112-117.

Научная статья УДК 113+115

https://doi.org/10.24158/fik.2023.5.16

Эволюционная каузально-финалистическая конституция и имманентная целенаправленность течения времени

Максим Анатольевич Гаращенко

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия, mag1993.08.24@mail.ru, https://orcid.org/0009-0008-0661-0340

Аннотация. Цель исследования - выявление имманентной взаимосвязи между событийностью, временем и всеобъемлющим причинно-следственным законом. Она организована в неотвратимой сопряженности с психической структурой субъекта и является основой эволюционной каузально-финалистиче-ской конституции, данной ему с целью реализации трансформации индивидуального сознания. Отмечается, что суть текущего этапа состоит в трансформации индивидуального сознания. Событийность, дуализированное время и всеобъемлющий причинно-следственный закон рассматриваются как конституирующие ка-узально-финалистические атрибуты действительности, непосредственно данные психической структуре субъекта с целью реализации процесса энергетической эволюции. Рассматривается феноменология нереальности времени и обосновывается, что время реально в пределах психической структуры тех состояний сознания, которые обусловлены субъектно-объектной детерминацией. Переживание состояния безобъектного сознания тождественно вневременности, и нереальность времени становится непосредственно переживаемым опытом. Переживание вневременности, состояние вечного покоя, отождествление с безобъектным сознанием есть освобождение от дуалистической порабощенности, что тождественно является преодолением конвергентного этапа эволюции.

Ключевые слова: время, концепция времени, имманентная целенаправленность, энергия, причинно-следственный закон, событийность, эволюция, бессознательное, субъект

Для цитирования: Гаращенко М.А. Эволюционная каузально-финалистическая конституция и имманентная целенаправленность течения времени // Общество: философия, история, культура. 2023. № 5. С. 112-117. https://doi.org/10.24158/fik.2023.5.16.

Original article

The Evolutionary Causal-Finalistic Constitution and the Immanent Purposefulness of the Time Current

Maxim A. Garashchenko

Admiral Ushakov Maritime State University, Novorossiysk, Russia, mag1993.08.24@mail.ru, https://orcid.org/0009-0008-0661-0340

Abstract. The purpose of the study is to identify the immanent relationship between eventfulness, time and a comprehensive cause-and-effect law. It is organized in inevitable conjugation with the mental structure of the subject and is the cornerstone of the evolutionary causal-finalistic constitution given to the subject in order to realize the transformation of individual consciousness. The author notes that the essence of the current stage is the transformation of individual consciousness. Eventfulness, dualized time and comprehensive cause-and-effect law are considered as constituting causal-finalistic attributes of reality, directly given to the mental structure of the subject in order to implement the process of energy evolution. The phenomenology of the unreality of time is viewed, and it is substantiated that time is real within the mental structure of those states of consciousness that are conditioned by subject-object determination. The experience of the state of the objectless consciousness is identical with time-lessness, and the unreality of time becomes some sort of immediate experience. The experience of timelessness, the state of eternal rest, identification with the objectless consciousness is the liberation from dualistic enslavement, which is identically the overcoming of the convergent stage of evolution.

Keywords: time, time conception, immanent purposefulness, energy, cause-and-effect law, eventfulness, evolution, unconscious, subject

For citation: Garashchenko, М. A. (2023) The Evolutionary Causal-Finalistic Constitution and the Immanent Purposefulness of the Time Current. Society: Philosophy, History, Culture. (5), 112-117. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.5.16 (In Russian).

© Гаращенко М.А., 2023

Содержание современных научных изысканий, посвященных концептуальным представлениям о реальной природе времени, отражает актуальность таких исследований, а также необходимость в трансформации феноменологического представления о его природе с целью перспективного сущностного познания. Статья посвящена выявлению имманентной взаимосвязи между событийностью, временем и всеобъемлющим причинно-следственным законом, которая организуется в неотвратимой сопряженности с психической структурой субъекта и является краеугольным камнем эволюционной каузально-финалистической конституции, данной субъекту с целью реализации трансформации сознания. Основой для постановки вопроса о постулировании эволюционной каузально-финалистической конституции становится анализ работ Ф. Меррелл-Вольфа, К.Г. Юнга, Ж.-П. Сартра, А. Бергсона, П. Тейяр де Шардена.

В более ранней работе нами постулируется, что «на текущем конвергентном этапе энергетической эволюции разумное существо (субъект) - это неотъемлемый элемент, связующее звено, в отсутствие которого ни Вселенная, ни время фактически не существуют» (Гаращенко, 2023: 148). Трансцендентальный подход, концептуально осуществленный немецким философом И. Кантом, определяет сущностную природу времени в качестве априорной формы чувственного восприятия, то есть формы сознания субъекта (Кант, 2022). Однако вопрос о том, возможно ли существование времени без или, вернее выразиться, прежде сознания о нем, в частности - в процессе гоминизации, И. Кант оставляет открытым. Ответ обнаружен при рассмотрении процесса энергетической эволюции. Во Вселенной реализуется однонаправленный энергетический поток дивергенции, развитие которого направлено на появление и становление рефлексивно-разумных существ. Возникновение разума становится отправной точкой качественного иного, ныне действительного конвергентного этапа энергетической эволюции, в процессе которого возможность существования Вселенной реализуется в неотъемлемой сопряженности с осознающим-воспринимающим субъектом. И, таким образом, можно отметить, принимая во внимание воззрение американского философа-мистика Ф. Меррелл-Вольфа, что Вселенная трансмутирует в «сферу, детерминированную и обусловленную законом», и эквивалентно - «сферу, обусловленную мыслью (хотя такая мысль не обязательно ограничивается общеизвестными формами). Это подразумевает, что Вселенная не существует иначе, кроме как для мыслящего» (Меррелл-Вольф, 2020: 241). Дивергенцию возможно представить в форме своеобразного эквивалента времени, который обладает смысловым содержанием и активной действенной фазой исключительно в пределах соответствующего ему этапа энергетической эволюции.

Необходимо особо отметить, что дивергенции свойственна имманентная целенаправленность, которая обнаруживается в стремлении к достижению и кульминационной реализации гоминизации. Поскольку это один из этапов энергетической эволюции, следовательно, ныне действительный конвергентный этап в присущих ему потенциальных пределах эквивалентно располагает специфической имманентной целенаправленностью, которая соответственно и непременно куль-минируется переходом к «уровню эволюции более высокого порядка» (Меррелл-Вольф, 2020: 188). В этом обнаруживается телеологичность самого процесса эволюции или же его финалистичность при рассмотрении непосредственно с позиции психической структуры осознающего-воспринимающего субъекта. Таким образом, существует единая эволюционная цель, постижение которой является процессом, к перманентным качествам которого необходимо отнести естественность, неумолимость, непрерывность, беспристрастность, всеобъемлющее тяготение, а субъект как разумное существо, переживающее человеческий опыт, предстает в качестве ключевого и неотъемлемого элемента соответствующего процесса. Ввиду того, что со всей определенностью и достоверностью ему неизвестно ничего, за исключением индивидуального содержания и многообразия состояний сознания (Меррелл-Вольф, 2009), становится очевидным, что конвергентный этап по своей сути тождественен процессу эволюционной трансформации сознания субъекта.

На этом этапе рассуждений следует обратить внимание на воззрение швейцарского психолога К.Г. Юнга, утверждающего, что «жизнь есть энергетический процесс. Подобно всякому другому аналогичному процессу, она принципиально необратима, а потому направлена к некоторой цели. Эта цель - состояние покоя. В конечном счете все, с нами происходящее, является следствием изначального нарушения состояния вечного покоя, которое беспрестанно пытается восстановиться. Жизнь телеологична, это внутреннее стремление к цели, и живой организм представляет собой систему направленных целей, которые ищут реализации. Пределом всякого процесса является его цель» (Юнг, 2022: 528-529). Таким образом, в приведенном изречении обнаруживается подтверждение существования единой эволюционной цели энергетического процесса самой жизни, реализация которого сопровождается кульминационным переживанием состояния вечного покоя во внутреннем мире субъекта, что тождественно является освобождением от дуалистической порабощенности. В своем же фактическом и смысловом содержании такая реализация представляет собой преодоление конвергентного этапа энергетической эволюции.

Анализируя ранее приведенные доводы Ф. Меррелл-Вольфа и К.Г. Юнга и принимая во внимание философское воззрение французского философа А. Бергсона в интерпретации современного исследователя его творчества, что «живое время предстает в качестве самодостаточной формы познания жизнью самой себя» (Новиков, 2011: 25), представляется возможным сформулировать приведенный далее тезис. Энергия (или субстанция), лежащая в первооснове всего сущего, совершает абсолютный созидательно-трансформационный акт познания и осознавания самой себя, структурируя дуальное энергоплотностное многообразие Вселенной (то есть материально-антиматериальный мир), погруженное в динамическую среду времени и неотвратимо подверженное эффективному влиянию всеобъемлющего причинно-следственного закона. Еди-номоментно в этом заключается и бесконечная цель, и вечный процесс.

С появлением разумных существ Вселенная достигает «горизонта событий», которым является энергетически сложная, сознающая психическая структура субъекта (Гаращенко, 2023), а значит, отныне она пребывает в вечном исчезновении. Наблюдаемое явление энтропии есть фактор проявленного подтверждения процесса исчезновения материальной Вселенной. Но подвержен ли субъект соответствующей бесперспективной и бессмысленной тленности? Ответ на этот вопрос обнаруживается в словах французского философа и теолога П. Тейяр де Шардена: «Если наблюдать со стороны, человек разлагается так же, как и животное, но тут и там функции феномена противоположны. У животного со смертью радиальное поглощается тангенциальным, у человека же оно ускользает и освобождается. Происходит бегство от энтропии путем разворота к точке Омега. Гоминизирована сама смерть» (Тейяр де Шарден, 2022: 246). Следовательно, Вселенная существует для субъекта с тем, чтобы пробудить на основании свободного волеизъявления стремление к реализации единой эволюционной цели - трансформации индивидуального сознания.

Конституирующими имманентными атрибутами реализации данного процесса, которые могут быть самым естественным образом непрерывно обнаруживаемыми субъектом, являются время, всеобъемлющий причинно-следственный закон и событийность, в отношении которых необходимо отметить следующие важные аспекты:

- время, являющееся краеугольной дуальностью, а также фундаментальной структурирующей средой, в которой организуется влияние всеобъемлющего причинно-следственного закона, в высшей степени беспристрастно;

- всеобъемлющий причинно-следственный закон совершенно безошибочен в своих следствиях, конфигурируемых в качестве проявленной событийности с преобладающими в ней ситуационно-обстоятельственными элементами, явлениями и процессами, которые попадают в поле внимания субъекта и вовлекают его в энергетическое взаимодействие;

- происходящая в качестве свершающихся фактов проявленная следственная событийность, попадающая в поле внимания субъекта и вовлекающая его в энергетическое взаимодействие, случается исключительно своевременно и лишь потому, что он достоин и заслуживает ее прямо сейчас, в противном случае в ее происхождении не было бы предвосхищающей причины и, соответственно, целесообразной необходимости к наступлению.

Основополагающим критерием относительно психической структуры субъекта в данном случае выступает степень бдительности, то есть внутренняя восприимчивость к конфигурирующейся событийности, становящейся свершающимся фактом проявленной действительности, и готовность к принятию, познанию и осознанному предпринятию в отношении нее освобождающего действия, зиждущегося на уже имеющемся опыте или же влекущего за собой его обретение. Примем в качестве подтверждения изречение французского философа Ж.-П. Сартра: «Изменения, которые нужно внести в мир, тетически даются в присутствующих вещах в качестве объективных потенциальностей, которые должны быть реализованы посредством заимствования нашего тела в качестве инструмента подобной реализации» (Сартр, 2015: 94).

В рамках нашего рассуждения сошлемся на пассаж А. Бергсона: «Актуальное сознание принимает в каждое мгновение полезное, временно откидывая излишнее. Всегда устремленное к действию, оно может материализовать только те наши давние восприятия, которые органично дополняют наличное восприятие, чтобы содействовать окончательному решению» (Бергсон, 1999: 559560). Вновь обнаруживается подтверждение, что проявленный мир феноменальной пространственно-временной множественности не обладает самосущей реальностью, но предстает в качестве непрерывного процесса воссоздания и материализации для субъекта, периферия бессознательного которого становится источником текущей экстравертной пространственной проекции такой событийности, которая в необходимой данности, охватываемой и выделяемой полем его внимания, наполнена преобладанием ситуационно-обстоятельственных элементов, актуализирующих на уровне непосредственно переживаемого субъектом состояния сознания возможность реализации предпринятия растворительно-аннигилирующего действия, то есть освобождающего от пора-бощенности и детерминации вовлеченным содержимым бессознательного (эквивалентно памяти,

прошлого). Такое действие, являющееся интуитивным, качественно «со-настроено» в своём проявлении с гармонизирующими принципами всеобъемлющего причинно-следственного закона, то есть принципами каузальной финалистичности. Как утверждает Ф. Меррелл-Вольф, «человек рождается со скрытым в области бессознательного истинным Знанием Закона, которое более или менее несовершенно проявляется в качестве интуиции» (Меррелл-Вольф, 2020: 243).

Всеобъемлющий причинно-следственный закон предстает в качестве функционального, организующего и неотъемлемого элемента времени, исключающего по отношению к субъекту его потенциально бессмысленное энтропийное течение и наполняющего смысловым содержанием и целенаправленностью. Эффективное влияние причинно-следственного закона конституируется в «со-настроенности» с единой целью, которая на текущем конвергентном этапе преследуется энергетической эволюцией или самой жизнью. В трансцендентном смысле и время, и всеобъемлющий причинно-следственный закон, и событийность рождены жизнью, а жизнь как существование организмов - это часть тленной пространственно-временной множественности. В этой дифференциации лежит ответ на вопрос о вечности и бессмертии. Проблема вечности и бессмертия остается немыслимой в случае ее формулирования по отношению к жизни как живому организму, заключенному в оковах феноменальной пространственно-временной множественности.

Жизнь как энергетический процесс тождественна самой вечности и неотделима от субъекта, поскольку необходимо является источником всей его тотальной психической структуры, включающей области трансформированного познанного, осознаваемого (текущее многообразие самоощущений-отождествлений как восприятия себя), непознанного (уровни индивидуального, коллективного и космического бессознательного), подсознательного (инкарнационный опыт индивидуальной души, опыт коллективной души, опыт вселенского гнозиса). Суть процесса энергетической эволюции заключается в растворительной аннигиляции дуальных энергоплотностных структур - субъективной «сансары» (бессознательного), порабощающей и удерживающей душу в пространстве энергетического многообразия дуального мира. Течение времени, важным топологическим критерием которого согласно сделанному нами ранее выводу (Гаращенко, 2023) постулируется дуализированность, реализует неумолимый процесс имманентной целенаправленности. Соответственно, исключение времени аннулирует действие всеобъемлющего причинно-следственного закона, а при исключении последнего нет смысла во времени. Взаимозависимость и взаимодействие всеобъемлющего причинно-следственного закона и времени позволяют еже-моментно актуализировать для субъекта своевременное структурирование и воплощение в проявленной действительности сугубо оптимальной с позиции переживаемого состояния сознания и необходимой с точки зрения каузальной финалистичности пространственной событийности. Очевидно, что категории «пространство», «время» и «движение» в психической структуре субъекта трансформируются и принимают вид событийности, дуализированного времени и действия всеобъемлющего причинно-следственного закона соответственно.

Поскольку для субъекта внешний мир проявленных материальных феноменов (или объектной дискретности) не является не чем иным, как пространственным отражением периферии индивидуального бессознательного, по своей сути он иллюзорен. Но психически он воспринимается реальным на уровне переживаемых состояний сознания субъекта именно по факту наличия во внутреннем мире антиматериального гомогенного содержимого бессознательного (Гаращенко, 2023), которое существует в нем в качестве непознанного потенциала ввиду подавления или отрицания. Субъект, невежественно пытаясь обнаружить спасение от бессознательного во внешней реальности, детерминирует себя: ограничивает привязанностью к материальным феноменам и обрекает на ошибочную отождествленность с ними. Однако ввиду их фактической эфемерности такое спасение мимолетно, чревато переживанием вновь и вновь страданий от неминуемого умирания перспектив быть вечным обладателем формы достигнутого. Более того, любая привязанность к объекту порождает его антиматериальное дополнение во внутренней психической структуре субъекта, увеличивая тем самым потенциал непознанного. Для более детального пояснения целесообразно воспользоваться совместным изречением древнегреческого философа Гераклита и его ученика Кратила с последующим раскрытием сути: «В одну реку не войти дважды... Скажу вам, что в одну и ту же реку нельзя войти даже один раз...»1. Лишь только психическая структура субъекта отождествляется с каким-либо объектом материального мира, начинается процесс разрушения, умирания последнего: он никогда не будет тем же, что в кульминационный момент обретения. И этот факт порождает страдание от разрушительной неотвратимости энтропийного времени. Но ведь сам субъект содержит в своем внутреннем мире его дуальную часть, антиматериальное дополнение, без которого реализовать равновесие дуального

1 Лосев А.Ф. Краткий анализ диалога Платона «Кратил» [Электронный ресурс] // Библиотека МГУ им. Ломоносова. 2006. URL: http://genhis.philol.msu.ru/article_64.shtml (дата обращения: 15.03.2023).

мира не представляется возможным. Суть в том, что именно субъект - разрушитель этого объекта. А если идти еще глубже, то прежде того, как он успеет привязаться к объекту, прежде чем завладеет им, последний уже разрушен, уничтожен. И поэтому даже нет смысла в отождествлении, поскольку в нем заключено лишь стремление к порождению бессмысленного страдания.

Единственное реальное спасение заключается в обращении вектора внимания вовнутрь с целью принятия, познания, осознания и освобождения от бессознательного посредством энергетического взаимодействия с внешней проявленной событийностью, чему всецело способствуют время и всеобъемлющий причинно-следственный закон как целенаправленный энергетический процесс самой жизни. Тем самым тождественно реализуется познание собственного внутреннего мира, направляющего по пути индивидуальной трансформации сознания.

Тотальное растворяющее искоренение внутреннего антиматериального потенциала бессознательного естественным образом сопровождается освобождением от всякой привязанности к внешней проявленной материи ввиду обретения независимости от любой из пар противоположностей. Материя становится иллюзией, наблюдаемой в качестве непрестанной динамической игры дуальных форм, не затрагивающей субстанциальную природу субъекта. Состояние тотальной самодостаточной независимости от любых детерминаций, налагаемых вселенским энергоплотностным многообразием, временем и причинно-следственным законом, есть не что иное, как свобода от дуалистической порабощенности, достижение единой эволюционной цели, субстанциальное растворение во вневременном безобъектном сознании и соответственное постижение воспоминания о нереальности времени.

Говоря о нереальности времени, следует отметить парадоксальный аспект. Нет необходимости отрицать нереальность времени, а безусловно утверждать ее нецелесообразно. Воспоминание о нереальности времени становится непосредственным переживанием вследствие свершившейся эволюционной трансформации сознания субъекта, когда осознается тождество с ничем не затронутым безобъектным сознанием. Но субъективная убежденность в нереальности времени не имеет смыслового основания при фактическом пребывании во времени и эквивалентно - в «сфере, детерминированной и обусловленной законом» (Меррелл-Вольф, 2020: 241). Безобъектное сознание - это нейтральная, вечная, неизменная реальность. Согласно исследованиям Ф. Меррелл-Вольфа, это «универсальный растворитель, являющийся полем действия центров напряжения объектов» (Меррелл-Вольф, 2020: 245). Неотъемлемым элементом переживания состояния сознания неизменной реальности является тождественность «высокой беспристрастности». То есть в системе отсчета субъекта реализуется свидетельствование качественной беспристрастности времени, проявляемой посредством действия всеобъемлющего причинно-следственного закона в пространстве, которое создается содержимым феноменального энергоплотностного многообразия.

Время реально в пределах психической структуры тех состояний сознания, которые обусловлены субъектно-объектной детерминацией и в которых присутствует индивидуальная убежденность в реальности любой из пар противоположностей, вовлеченность субъекта в динамическую игру плотных (грубых и тонких) энергетических структур. В состоянии запредельности всех пар противоположностей во времени нет необходимости: оно преодолевается как краеугольная дуальность, тотально завершая тем самым процесс эволюционной трансформации индивидуального сознания. Переживание состояния безобъектного сознания тождественно вневременно-сти, соответственно, нереальность времени становится непосредственным опытом, а не гипотетической или концептуальной идеей.

В результате проведенного исследования, положения которого изложены в настоящей статье, определяются следующие принципиальные выводы:

1. Субъект является ключевым и неотъемлемым звеном реализации энергетической эволюции, суть которой состоит в трансформации индивидуального сознания.

2. Трансформация индивидуального сознания как энергетический процесс самой жизни кульминируется достижением единой эволюционной цели.

3. В «со-настроенности» с единой эволюционной целью в мире дуального энергоплотностного многообразия действует всеобъемлющий причинно-следственный закон.

4. Действие закона осуществляется в непосредственной сопряженности со временем, течение которого обретает имманентную целенаправленность.

5. Событийность, дуализированное время и действие всеобъемлющего причинно-следственного закона - это конституирующие каузально-финалистические атрибуты, непосредственно данные психической структуре субъекта с целью реализации процесса энергетической эволюции.

6. В качестве перспективного направления полученные результаты планируется применить в области научного исследования интроцептуалистической концепции времени.

Список источников:

Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память // пер. с фр. Минск, 1999. 1408 с.

Гаращенко М.А. Постулирование дуализированной направленности течения времени // KANT. 2023. № 1 (46). С. 143-149. https://doi.org/ 10.24923/2222-243X.2023-46.25.

Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского. М., 2022. 784 с.

Меррелл-Вольф Ф. Пробуждение в сверхсознании: Гносеология как Путь в иные измерения / пер. с англ. А.Е. Вели-ченко. М., 2009. 640 с.

Меррелл-Вольф Ф. Философия сознания без объекта: Размышления о природе трансцендентального сознания / пер. с англ. Д. Бурбы. М., 2020. 288 с.

Новиков Ю.Ю. Концепция времени в философии А. Бергсона // Пространство и Время. 2011. № 1 (3). С. 63-67. Сартр Ж.-П. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания / пер. с фр. Д. Кралечкина. М., 2015. 160 с. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Божественная среда / пер. с фр. М., 2022. 416 с. Юнг К.Г. Динамика бессознательного : сборник / пер. с нем. В. Желниновой. М., 2022. 688 с.

References:

Bergson, Н. (1999) Creative evolution. Matter and memory. Translated from French. Minsk. 1408 p. (In Russian) Garashchenko, M. A. (2023) Postulirovanie dualizirovannoi napravlennosti techeniya vremeni [Postulation of a dualized direction of the time current]. KANT. (1 (46)), 143-149. Available from: doi:10.24923/2222-243X.2023-46.25. (In Russian)

Jung, C. G. (2022) Dinamika bessoznatelnogo [Structure and dynamics of the psyche]. Translated from German by Zheln-inova, V. (2022) Moscow. 688 p. (in Russian)

Kant, I. (2022) The Critique of Pure Reason. Translated from German by Losskii, N. (2022) Moscow. 784 p. (in Russian) Merrell-Wolff, F. (2009) Transformations in consciousness: the metaphysics and epistemology. Translated from English by Velichenko, A. E. (2009) Moscow. 640 p. (In Russian)

Merrell-Wolff, F. (2020) Filosofiya soznaniya bez obekta. Razmishleniya o prirode transcendentalnogo soznaniya [The philosophy of consciousness without an object. Reflection on the nature of transcendental consciousness]. Translated from English by Burba, D. (2020) Moscow. 288 p. (In Russian)

Novikov, Yu. Yu. (2011) Koncepciya vremeni v filosofii A. Bergsona [Time concept in the philosophy of H. Bergson]. Pros-transtvo i Vremya. (1 (3)), 63-67. (In Russian)

Sartre, J.-P. (2015) Transcendenciya Ego. Nabrosok fenomenologicheskogo opisaniya [The transcendence of the Ego. The outline of a phenomenological description]. Translated from French by Kralechkin, D. (2015) Moscow. 160 p. (In Russian)

Teilhard de Chardin, P. (2022) The Phenomenon of Man. The Divine Milieu. Translated from French. Moscow. 416 p. (in Russian)

Информация об авторе М.А. Гаращенко - соискатель, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=961237

Information about the author M.A. Garashchenko - External PhD student, Admiral Ushakov Maritime State University, Novorossiysk, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=961237

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.03.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 05.04.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 23.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.