Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И РЕЛИГИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖУЛИАНА ХАКСЛИ (1887-1975)'

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И РЕЛИГИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖУЛИАНА ХАКСЛИ (1887-1975) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ / МИСТИКА / НАУКА / ГУМАНИЗМ / "НОВАЯ РЕЛИГИЯ"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трофимова З.П.

This paper focuses on creation english philosopher, evolutionist Julian Huxley. In his publications he investigate problems of evolution and religion, mysticism and science. J. Huxley propose to create a “new religion” - evolutionary humanism, which saves whole mankind again social evil.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Трофимова З.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTIONISM AND RELIGION IN THE WORKS OF ENGLISH PHILOSOPHER JULIAN HUXLEY (1887-1975

This paper focuses on creation english philosopher, evolutionist Julian Huxley. In his publications he investigate problems of evolution and religion, mysticism and science. J. Huxley propose to create a “new religion” - evolutionary humanism, which saves whole mankind again social evil.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И РЕЛИГИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖУЛИАНА ХАКСЛИ (1887-1975)»

3. Pruzhinin B. I., Avtonomova N. S., Artemeva T. V., Kantor V. K., Mikhaylov I. A., Pasternak E. V., Porus V. N., Razumovskiy I. S., Ryskeldieva L. T., Smirnov A. V., Shchedrina T. G., Yancen V. V. Metodologicheskie problemy publikatsii filosofskikh tekstov: materialy konferentsii -"kruglogo stola" [Methodological problems of publication of philosophical texts. Materials of the round-table conference]. Voprosy filosofii [Problems of philosophy], 2016, no. 3, pp. 5-50.

4. Mongen J.-P. Bezumnyy den professora Kanta [The Crazy Day of Professor Kant]. Moscow, Ad Marginem Publ., 64 p.

5. Irvine M. The making of Textual Culture: "Grammatica" and Literary Theory, 350-1100. Available at: http://assets.cambridge.org/97805214/14470/sample/9780521414470ws.pdf (Accessed: 05.07.2016).

6. Kunzle D. The History of the Comic Strip. Berkeley, University of California Press Publ., 1990, vol. 2: The Nineteenth Century, 411 p.

7. McCloud Scott. Understanding Comics: The Invisible Art. New York, A Kitchen Sink Press Book for HarperPerennial Publ., 1994, 216 p.

8. Textual Cultures: Texts, Context, Interpretation. Society for textual Scholarship. Available at: https://textualsociety.org/sts-journal-textual-cultures/ (Accessed: 02.09.2016).

9. Written Texts and the Rise of Literate Culture in Ancient Greece. Ed. by Harvey Yunis. Available at: http://catdir.loc.gov/catdir/samples/cam033/2002071492.pdf (Accessed: 30.08.2016).

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И РЕЛИГИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ АНГЛИЙСКОГО ФИЛОСОФА ДЖУЛИАНА ХАКСЛИ (1887 - 1975)

Трофимова Зорина Павловна, доктор философских наук, профессор

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Российская Федерация, 119991, Москва, ГСП-1, Ломоносовский пр-т, 27, к. 4

E-mail: 8relig@philos.msu.ru; irlaz@mail.ru

Статья посвящена исследованию творчества английского философа, эволюциониста Джулиана Хаксли. В своих работах он исследует проблемы эволюции и религии, мистицизма и науки. Дж. Хаксли предлагает создать «новую религию» - эволюционный гуманизм, который спасет все человечество от социального зла.

Ключевые слова: религия, эволюция, мистика, наука, гуманизм, «новая религия»

EVOLUTIONISM AND RELIGION IN THE WORKS OF ENGLISH PHILOSOPHER JULIAN HUXLEY (1887-1975)

Trofimova Zorina P., D.Sc. (Philosophy), Professor

Lomonosow Moscow State University

build. 4, 27 Leninskie Gory, Moscow, GSP-1, 119234, Russian Federation

E-mail: relig@philos.msu.ru; irlaz@mail.ru

This paper focuses on creation english philosopher, evolutionist Julian Huxley. In his publications he investigate problems of evolution and religion, mysticism and science. J. Huxley propose to create a "new religion" - evolutionary humanism, which saves whole mankind again social evil.

Keywords: religion, evolution, mysticism, science, humanism, "new religion"

В современной сложной международной ситуации перед человечеством стоит задача переосмысления всех ценностей, опираясь на философские и исторические идеи прошлого и настоящего. Современный противоречивый мир приобретает характер взаимозависимого и взаимосвязанного в целом. Эта тенденция усиливается в связи с угрозой ядерной катастрофы, экстремизма во всех его проявлениях. В связи с этим появляется необходимость разностороннего сотрудничества всего человечества в духовных процессах общества, создания соответствующей единой философской системы мышления, с выдвижением на первый план общечеловеческих задач.

В этом аспекте вызывает большой интерес концепция эволюционного гуманизма - весьма влиятельного течения на Западе, одной из целей которого является попытка создания на основе теории эволюции новой, обновленной религии. И хотя труды основоположника этого течения Джулиана Хаксли написаны в основном в 1930-1970 гг., они остаются актуальными и в современный период.

Дж. Хаксли - видный английский биолог, философ, общественный деятель, внук соратника Ч. Дарвина Т. Хаксли, брат писателя О. Хаксли. Он - основатель Международного гуманистического и этического союза, действующего до сих пор, первый президент ЮНЕСКО, председатель Британской гуманистической ассоциации. В 1960-1970 гг. им были организованы международные форумы, на которых обсуждались проблемы будущей эволюции человечества, «гуманистической революции» за справедливое удовлетворение человеческих потребностей в современном мире, роли религии в настоящую эпоху и другие немаловажные вопросы. Дж. Хаксли - автор многочисленных трудов по антропологии, биологии, философии. Одно из главных его произведений - «Религия без откровения». К сторонникам ученого можно отнести философов-гуманистов: К. Биджеланда, Г. Бонди, Дж. Ларно, К. Ламонта, Дж. Хемминга, провозгласивших идеи необходимости дальнейшего прогресса в современном мире, сотрудничества народов за выживание человечества в ядерную эпоху. Дж. Хаксли - основоположник концепции эволюционного гуманизма, согласно которой необходимо проведение радикальной реорганизации всех ныне существующих идеологических систем, в частности, новый синтез науки и религии. При жизни ученого его поддерживали многие естествоиспытатели и философы: С. Хол-дейн, Дж. Симпсон, К.Х. Уодингтон и др.

Анализируя философскую концепцию эволюционного гуманизм Дж. Хаксли, необходимо кратко остановиться на состоянии теории эволюции, которая в настоящее время представлена различными концепциями.

Эволюционная проблематика в современной биологии и философии стала несравненно шире, чем во времена Дарвина. Кроме естественного отбора в биологическую эволюцию вносят свой вклад и другие эволюционные процессы, которые привлекают все большее внимание исследователей. Из наиболее интересных и принимаемых теорий в настоящее время широкой известностью пользуется так называемая «синтетическая», одним из основателей которой является Дж. Симпсон. Эта теория была построена на основе классической генетики и идей естественного отбора. Ее последователем был Дж. Хаксли.

В предисловии к изданию книги Ч. Дарвина «Происхождение видов» профессор Р. Леки, показывая современное состояние эволюционизма, отмечает, что споры между креационистами и учеными-материалистами становятся все более и более ожесточенными. Как отмечается в передовой статье английского журнала «Свободомыслящий», эволюционная теория, являясь краеугольным камнем секулярного взгляда, атакуется различными течениями фундаменталистов США и Англии» [3, с. 149]. Одновременно профессор Д. Трайб отмечает, что «дарвинизм более чем борьба с религиозными доктринами. Он является орудием, с помощью которого ученые пытаются решить глубокие проблемы, стоящие перед человечеством» [14, с. 55].

Среди противников теории эволюции в Великобритании в основном наблюдаются два направления. Первое направление - креационистское, согласно которому все в мире сотворено Богом. Причина возникновения жизни, ее совершенство и целесообразность строения определяются не свойствами материи, а побуждениями творящего жизнь интеллекта - Бога, «мирового разума». В Великобритании существует множество организаций, которые выступают против теории эволюции, в частности, «Общество по изучению библейской теории творения».

Сущность второго направления состоит в том, что для ее представителей теория эволюции не является научной, так как она не может быть обоснована или опровергнута опытом. В защиту этой теории выступает профессор Р. Майлс, автор книги «Эволюция». Он утверждает, что «теория эволюции является исторической теорией,

но не научной, так как события, связанные с ней уникальны и не могут быть повторены или проверены» [4, с. 147]. При этом он опирается на концепцию критического реализма К. Поппера, который заявлял, что результат всякой науки должен быть фальсифицирован или принципиально опровергнут. Однако если эволюционная наука - наука прошлого, то ее гипотезы не могут быть фальсифицированы и поэтому не имеют практической ценности для современного мира. Согласно ему теория эволюции не истинна и не ложна.

Его поддерживает профессор биологии Д. Берк, который считает, что наука имеет дело с объектами и фактами действительности, однако при этом не в состоянии открыть «неожиданное» и «внезапное». Под последним он имеет в виду акт творения, который рассматривается им как нечто «неожиданное» и «мгновенное». При этом Д. Берк утверждает, что понятие «эволюция» не должно быть применимо к такому маленькому факту, как появление человека. Скорее оно касается изменений более высокого порядка» [2, с. 11].

В противоположность им профессор биологии Д. Вебстер считает, что теория эволюции пронизана оптимизмом, так как «...не ограничивает человеческую деятельность во времени и спасает людей от страха перед жестокостью и непознанным миром.» [15, с. 37].

Отметим, что распространение концепции эволюционного гуманизма связано ещё с одним обстоятельством. Сегодня мы стоим перед лицом угрозы гибели всего человечества. Профессор Л. Мюллер пишет: «Растущее загрязнение окружающей среды, экологический кризис, кризис продовольствия, увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми, опасность войны. - вот далеко не все трудности, перед которыми оказался человек» [12, с. 68]. Эти изменения, отмечает он, имеют две реакции. Первая состоит в нежелании доискаться до истинных причин данного положения, и как следствие, попытка уйти в религию. Вторая - эволюционная теория, которая, как подчеркивает Л.А. Мюллер, «встречает опасности с открытым сердцем и открытыми глазами, вскрывая причины, объясняя их, делая попытки найти пути уничтожения» [12, с. 69].

Как же понимает процесс эволюции Дж. Хаксли?

Ученый неоднократно в своих работах отмечает, что цивилизация, культура, все социальные институты нельзя рассматривать как продукт сверхъестественного разума. Под эволюцией, подчеркивает он, мы не имеем в виду некую мистическую силу: «Эволюция в самом широком определении есть природный процесс необратимых изменений, производящий новое, приводящий к росту разнообразия и повышения уровня организации, всякая действительность может быть рассмотрена в этом аспекте как эволюция. Биологическая эволюция является только частью или фазой всеобщего процесса» [8, с. 33]. Мы живем в мире, который постоянно изменяется и эволюционирует. Этот процесс эволюционного развития имеет поступательный характер и приводит к возникновению всё новых, более высоких форм реальной действительности.

Согласно Хаксли, единый процесс эволюции включает три основных процесса: первый - формирование определённых видов и высших организаций; второй -трансформация, ведущая к адаптации, прогрессу лучше устроенных организмов, включая человеческое поведение и разум; третий - стабилизация всех организаций и уровней развития. Тем самым, первая стадия означает процесс развития от неорганической природы к органической. Вторая фаза - переход от органической к биологической. И наконец, третья - переход от биологической к психосоциальной, которую он иногда называл «сознательной, целенаправленной фазой эволюции» [13, с. 310]. По Хаксли, всякое прогрессивное изменение означает развитие в направлении к все лучше устроенной системе. Рассматривая человеческую эволюцию, он справедливо подчеркивает, что она не есть только биологическая, но и «психосоциальная, так как в ней действует механизм культурной традиции, который включает самореализацию и самовоспроизведение умственной продукции» [13, с. 312].

Как естествоиспытатели, Хаксли, Симпсон, Уоддингтон сознательно выступают против механистического понимания детерминизма и физических теорий «сведения» высших уровней организации к низшим, защищая тезис о возникновении нового качества на определённых этапах развития. По теории Хаксли, необходимо исследовать механизм процессов развития, которые носят сложный характер, часто включая в себя обратные связи. Вместе с тем процесс эволюции не может осуществляться одновременно повсюду. В разных частях Вселенной эволюционное развитие осуществляется различными путями и темпами.

Выступая против преформистских представлений, возникших под влиянием различных интерпретаций данных эмбриологии и молекулярной генетики, Хаксли подчеркивает, что развитие науки свидетельствует в пользу эпигенеза. Ученый фактически выступает против витализма, телеологии и механицизма в понимании движущих сил развития органического мира.

В процессе биологической эволюции механизм естественного отбора является тем стимулом, который вел к возрастанию уровня биологической организации. Эволюционный успех тех или иных вновь возникших видов доказывал, что они выше по сравнению с другими, не выдержавшими конкуренции. Однако сам по себе факт эволюционного успеха какого-либо типа организации не является исчерпывающим критерием для определения его места в иерархии уровней организаций. Наличие так называемых тупиков эволюции, развитие односторонней необратимой специализации свидетельствует о том, что для правильной оценки необходим общебиологический подход, с точки зрения которого органическая природа рассматривается как единая и в то же время дифференцированная, развивающаяся система. При таком анализе, подчеркивает Хаксли, критерий эволюционного подхода должен быть дополнен критерием, характеризующим степень эволюционной пластичности данного типа организации, т.е. возможности ее перехода к ещё более высокому уровню.

Поскольку человек выступает как вершина биологической эволюции, по Хаксли, оказывается, что в критерий усложнения организации включается степень приближения к человеку. Это положение, отмечает учёный, не имеет ничего общего с телеологической идеей божественной преднаправленности, восходящего развития к человеку как «венцу творения».

Появление человека является как бы прорывом в биологической организации, открывающей принципиально новую фазу «психосоциального» развития. Здесь человек рассматривается в качестве разумного существа, несущего ответственность не только за себя самого, но и за всю окружающую природу.

Как же рассматривает Хаксли эволюцию общества?

Эволюция общества, именуемая им психосоциальной, есть прежде всего эволюция культуры. Она находит свое выражение в изменении культурных достижений и их закрепления в традиции. Человек при помощи сознания упорядочивает сырой материал своего опыта и трансформирует его в специфические модели поведения, приспосабливаясь к действительности. С накоплением организованного знания в рамках культурной традиции, с использованием символических языков науки создается стимул для эволюции. Одна эпоха человеческой эпохи тем самым отличается от другой тем, какая система идей является доминантной. По Хаксли, психосоциальная жизнь является постоянной передачей накопленного опыта из поколения в поколение.

Ученый в своих работах неоднократно проводит идею о том, что «само существование человека может быть улучшено, так как для этого могут быть найдены огромные возможности» [9, с. 360]. Основу всех успехов он видит в увеличивающихся средствах познания, ведущих к новой системе идей, чувств и вере. Таким образом, система мышления поддерживает основу общества и культуры и в большей степени детерминирует человеческую политику и его линию поведения. По мере психосоциальной эволюции, подчеркивает Хаксли, происходит адаптация одних идей к новым условиям: «Возрастание познания движет нас к радикально новому типу системы идей, которую я называю эволюционным гуманизмом» [9, с. 360].

Большую роль в теории эволюционного гуманизма Хаксли отводит религии. Какова же его концепция религии?

Профессор Г. Хаутон - первый президент Британской гуманистической ассоциации, в статье «Гуманизм Джулиана Хаксли» отмечает, что многие ученые были шокированы тем, что Хаксли применяет понятие религии в своей концепции. Однако если рассмотреть суть этого понятия, используемого им, то явно видно, что в нем нет главного, что определяет всякую религию, а именно - идеи сверхъестественного в различном его проявлении: «Религия, - отмечает ученый, - является органом психосоциальной организации человека и касается вопросов человеческой судьбы.» [6, с. 18]. И далее продолжает: «религия - это жизненный путь, который помогает человеку сдерживать себя и внушает ему чувство подчинения священному» [6, с. 19]. Под священным он понимает «все-то, что связано с человеческой судьбой и самим человеком» [10, с. 6]. Поэтому история религии, по Хаксли, есть история постепенного изменения человеческой сущности, что обусловлено переменами в условиях жизни и возрастанием познавательного опыта. История религии - есть история постепенного освобождения религиозных эмоций от таких элементов, как, например, страх, и замена их более рациональными чувствами и ситуацией, в которой религия будет себя истощать.

Рассматривая религию как продукт развития человека, Хаксли подчеркивает, что она претерпевает изменения, как и вся человеческая деятельность. Он выделяет три стадии мистического мышления, показывает в соответствии с этим эволюцию религии. К первой стадии он относит магию, которая опирается на мир чувств и эмоций первобытного человека, его неудовлетворенные желания. Она своеобразным способом удовлетворяет эти эмоции путем символических действий. Хаксли сравнивает период магии с ранним детством ребенка, когда последний преимущественно живет своими эмоциями. Эту стадию он также называет инфантильной.

Вторая стадия, по Хаксли, предполагает этап, когда личность проектирует себя на внешний мир. На этой стадии человек осознает себя. Здесь уже появляются боги как персонификация самих людей. Эти персонифицированные существа влияют на мир желаний и эмоций человека.

Третью стадию мистического мышления он называет мифологической, а иногда религиозной. На этой стадии фактического обыденного человеческого познания недостаточно. Это стадия развитых религий.

Подобные стадии развития религий являются следствием эволюции мифологического мышления, которую он связывает с переходом от неорганической природы к органической, а затем к человеческой.

Хаксли в своих трудах пытается провести параллели и показать сходства в сознании и формировании обществ и организаций богов. При этом он отмечает, что в пантеоне богов отражается процесс культурной эволюции. Если первоначально функции богов были связаны с природными явлениями, то постепенно они становятся социальными, обосновывая идеалы справедливости и истины. Хаксли в работе «Религия без откровения» показывает как в процессе биологической и культурной эволюции претерпевает изменения сама идея Бога.

Рассматривая современную обстановку, Хаксли подчеркивает, что сегодня теистические религии несовместимы с человеческим прогрессом и познанием действительности. Отсюда ученый ставит задачу создания такой религии, которая способствовала бы дальнейшему развитию человека и всего человечества. Эта «новая религия должна выражаться в реалистических терминах и иметь дело с реальным миром. Она должна быть открытой и саморазвивающейся системой» [10, с. 143]. В то же время, отмечает он, в старых религиях содержится много ценного, что необходимо учитывать современному человеку. Во-первых, их система веры, которая вызывает чувство почтения и благоговения. Во-вторых, эти религии содержат ценную культовую систему, которая касается рождения, смерти, т.е. основных сторон человеческого бытия. Все это должна принять «новая религия». Отсюда он делает вывод, что одной

из задач, стоящих перед учеными, является «реформирование традиционных концепций и культов путем создания новой терминологии и нового содержания религиозных систем идей» [9, с. 360].

Однако все религиозные теории, подобно Богу, душе, спасению и т.д., имеют основу в человеческом опыте. В связи с этим необходим социальный психологический анализ человеческого опыта и бытия, в результате которого будет создана философская концепция, тесно связанная с реальной действительностью и обстоятельствами, созданными самим человеком. Эту задачу должна осуществить философия гуманизма.

В своих ранних работах Хаксли вводит понятие «научный гуманизм», подчеркивая тем самым, что в его теории эволюции, которая опирается на естественнонаучное знание, человек занимает главное место. В более поздних работах он заменяет его понятием «эволюционный гуманизм», имея в виду под ним синтез теории эволюции и учения о человеке как высшей ценности эволюционного процесса. По Хаксли, «человек не только высший продукт эволюции, но и единственно активно действующее существо на земле. Он ответственен за будущее всей планеты. В этом состоит суть эволюционного гуманизма» [1, с. 15].

Центром эволюционного гуманизма является развитая религия, которая должна удовлетворять следующим требованиям. Она не должна ограничивать людей чем-то мистическим, в ней нет мифологической системы и соответственно традиционного религиозного ритуала. Религия будет очищена от элементов сверхъестественного и обращена к чистой духовной силе интеллекта и логике. Центральное место в ней занимают моральные требования. Это будет осознанная, организованная и унифицированная религия, которая в дальнейшем соприкасается со всеми аспектами духовной жизни человека и всего человечества. Хаксли делает вывод: «... любая религия, которая не утверждает высшую ценность истины и познания, красоты, добра и морального действия, является ложной религией.» [10, с. 199].

В связи с этим он справедливо подчеркивает, что если процессы, происходящие в религии, не идут в русле изменений в обществе, то религия становится консервативной силой. Отметим, что это положение актуально в современном мире.

Далее согласно ученому, религия может стать универсальной системой, если она охватывает все человечество: «С этого момента она становится силой, которая ведет нас к добру» [10, с. 200].

Однако по Хаксли, для достижения этой цели необходима «гуманистическая революция», в основе которой лежит эволюционный процесс. Она происходит на психосоциальной стадии эволюции, которая в своём развитии ведет к высшему уровню организации, в частности изменению идей, социальных и экономических систем. Как мы видим, «гуманистическая революция» у него связана с культурной эволюцией, которая приводит к изменению социальной структуры общества и его моральных установок. Главным результатом станет создание нового типа организации мышления, фундамент которого составит эволюционный гуманизм.

Одним из аспектов эволюционного гуманизма являются взаимоотношения человека и природы. Рассматривая эти связи, ученый заявляет, что нельзя видеть человека только как победителя природы. Человек должен быть партнером природы, составной частью единого естественного процесса, в котором он одновременно и продукт этого процесса и в то же время играет в нем самую важную роль.

Другой аспект эволюционного гуманизма - новая этика отношений между народами. Хаксли в своих работах неоднократно говорит о создании такой общей экономической ситуации на планете, когда бы все народы поднялись на более высокий жизненный уровень.

Одной из причин разъединения людей он видит в том, что они живут в различных культурных, в том числе религиозных системах. В связи с этим необходима единая философская система мышления. Средством ее достижения должны быть образование, воспитание, усвоение достижений мировой истории культуры.

Необходимость распространения образования в широких слоях населения всех наций он связывает, во-первых, с прогрессом биологической и социальной эволюции и, во-вторых, с успехами научно-технической революции. Хаксли неоднократно подчеркивает, что эволюция общества и прогресс в области культуры, науки, морали возможны только на основе углубления и дальнейшего внедрения образования в жизнь общества. Будущее человека он связывает, с одной стороны, с прогрессом науки, производства, образования, с другой - с развитием демократии.

Отметим, что сегодня с теоретическими принципами эволюционного гуманизма выступают многие западные философы. Так, профессор Дж. Хемминг подчеркивает, что необходимо разработать систему рациональных взглядов в современном мире, создать единую теоретическую платформу в рассмотрении Вселенной и живущих на ней людей. Для этого, с его точки зрения, «необходимо покончить с традиционными идеалами, в частности религиозными, и создать новые творческие отношения между людьми и всем, что нас окружает» [15, с. 14]. Однако решить данную задачу Хемминг предлагает с помощью морального совершенствования людей в обществе. Он признает, что мораль социально обусловлена, подчеркивая, что «человеческая мораль есть то последнее, за что ещё держится религия» [15, с. 75]. Согласно Хеммингу, необходимо создать универсальную мораль для всего человечества, а также универсальную декларацию ценностей.

В заключение отметим, что Хаксли и его сторонники скептически настроены по отношению к мистическим и антинаучным взглядам. Заслуга Хаксли состоит в том, что он открыто отрицал всякие виды сверхъестественного. В противовес агностицизму своего деда Т. Хаксли, он писал: «Я не только агностик. Я вообще не верю в личного Бога, в каком бы смысле он не употреблялся. Бог не создал человека. Сверхъестественные религии умерли, потому что бессмысленны» [1, с. 15].

Отметим, что исследователи творчества Хаксли видят игру слов в применении им понятия «религия». Анализируя концепцию ученого, американский философ К. Ламонт заявляет, что если «Хаксли предпочитает называть гуманизм религией, то он (Ламонт -З.Т.) всегда называет его философией и путем жизни» [11, с. 101].

К сожалению, у Хаксли мы не всегда найдем четких критериев при определении сущности религии и гуманизма, что дает возможность ряду западных исследователей интерпретировать его концепцию в различных направлениях. В то же время в лице Хаксли и его последователей мы видим ученых, которые в своих трудах ставили и ставят задачи нахождения путей процветания человечества в современную эпоху.

Список литературы

1. Barker J. R. Julian Huxley. Science and World Civilization (1887 to 1975) / J. R. Barker. -London : Home University Library, 1978. - P. 156.

2. Burke D. Creation and Evolution / D. Burke. - London : SCM Press, 1985. - P. 424.

3. Editor // The Freethinker. - 1994. - № 10. - P. 149.

4. Halstead B. In Bed with Creationists / B. Halstead // The Freethinker. - 1981. - № 4. -P. 147.

5. Hemming J. Instead of Dod. A Pragmatic Reconstruction of Beliefs and Values / J. Hemming. - London : Allen and Unwin, 1986. - P. 384.

6. Huxley J. The Humanist Frame The Modern Humanism of Life / J. Huxley. - New Jersey : Constable, 1961. - P. 184.

7. Huxley J. The Human Crisis / J. Huxley. - Washington : Macmillan Press, 1963. - P. 238.

8. Huxley J. Essays of Humanist / J. Huxley. - London : Home University Library, 1966. -P. 330.

9. Huxley J. Evolution Humanism and Religion / J. Huxley // The Humanist. - 1971. - № 12. -P. 360.

10. Huxley J. Religion Without Revelation / J. Huxley. - London : Max Parrish, 1957. - P. 252.

11. Lamont C. Sir Julian Huxley / C. Lamont // The Religious Humanism. - 1975 - № 3. -P. 101.

12. Muller L. A. The Humanist Today / L. A. Muller // The Freethinker. - 1974. - № 11. -P. 168.

13. Plender P. What Humanism Means Today / P. Plender. - New Jersey : Macmillan Press, 1961. -P. 320.

14. Tribe D. The Impact of Darvinism / D. Tribe. - London : Watts, 1984. - P. 201.

15. Webster G. The Etiology and Psychological Significance of Civilization / G. Webster. -London : Watts, 1988. - P. 370.

References

1. Barker J. R. Julian Huxley. Science and World Civilization (1887 to 1975). London, Home University Library Publ., 1978, p. 156.

2. Burke D. Creation and Evolution. London, SCM Press Publ., 1985, p. 424.

3. Editor. The Freethinker, 1994, no. 10, p. 149.

4. Halstead B. In Bed with Creationists. The Freethinker, 1981, no.4, p. 147.

5. Hemming J. Instead of Dod. A Pragmatic Reconstruction of Beliefs and Values. London, Allen and Unwin. Publ., 1986, p. 384.

6. Huxley J. The Humanist Frame The Modern Humanism of Life. New Jersey, Constable Publ., 1961, p. 184.

7. Huxley J. The Human Crisis. Washington, Macmillan Press Publ., 1963, p. 238.

8. Huxley J. Essays of Humanist. London, Home University Library Publ., 1966, p. 330.

9. Huxley J. Evolution Humanism and Religion. The Humanist, 1971, no. 12, p. 360.

10. Huxley J. Religion Without Revelation. London, Max Parrish Publ., 1957, p. 252.

11. Lamont C. Sir Julian Huxley. The Religious Humanism, 1975, no. 3, p. 101.

12. Muller L. A. The Humanist Today. The Freethinker, 1974, no. 11, p. 168.

13. Plender P. What Humanism Means. New Jersey, Macmillan Press Publ., 1961, p. 320.

14. Tribe D. The Impact of Darvinism. London, Watts Publ., 1984, p. 201.

15. Webster G. The Etiology and Phichological Significance of Civilization. London, Watts Publ., 1988, p. 370.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ТРАДИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО МИРОПОНИМАНИЯ1

Хлыщева Елена Владиславовна, доктор философских наук, профессор Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: culture_mar@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира. Это тот фундамент мировосприятия, опираясь на который человек в этом мире действует, наделяя свои действия определенным значением. Любая картина мира не статична, она изменяется по мере развития общества. Множество картин одного и того же мира затрудняет процесс адаптации. Опыт показывает, что в условиях гетеротопии невозможно сохранить свою традиционную культуру, она в любом случае деформируется и вбирает в себя определенные элементы других культур. Однако когда «малая» общность боится потерять свою идентичность, идет насильственное культивирование определенного (чаще всего традиционного) образа жизни, который еще резче подчеркивает групповые различия. Так под видом сохранения культурных отличий создается своеобразный симулякр картины мира, исключающий членов данной группы из культурной жизни целого общества. В индустриальном обществе не должно существовать этноконфессиональной привязки к определенной группе лишь по факту рождения. Однако желание сохранить культурную самобытность способствует консервации многих культурных форм, не соответствующих развитию постиндустриального общества. Нахождение же равновесия между традиционной и инновационной картиной мира значимо для гуманитарной науки, так как именно картина мира является средством интеграции сфер и универсалий культуры, жизнедеятельности человека в целом.

Ключевые слова: глобализация, инновация, традиционная картина мира, адаптация, этноконфессиональность, культурная память

'Выполнено при поддержке РГНФ проект № 15-33-11172 а(ц) «Культурная безопасность в условиях гетеротопии» (Supported by RFH project No. 15-33-11172 a(c) "Cultural security under heterotopia").

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.