Научная статья на тему 'ЕВХЕРИЙ ЛИОНСКИЙ* СТРАДАНИЕ АГАУНСКИХ МУЧЕНИКОВ'

ЕВХЕРИЙ ЛИОНСКИЙ* СТРАДАНИЕ АГАУНСКИХ МУЧЕНИКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕВХЕРИЙ ЛИОНСКИЙ* СТРАДАНИЕ АГАУНСКИХ МУЧЕНИКОВ»

ЕВХЕРИЙ ЛИОНСКИЙ

СТРАДАНИЕ АГАУНСКИХ МУЧЕНИКОВ

Евхерий Лионский ок. 450 г.), один из выдающихся епископов своего времени. Он принадлежал к одному из галльских сенаторских родов, был женат на Галле, от которой имел двух сыновей Салония и Верания. Примерно в 422 г. Евхерий отрекся от мира и удалился на остров Лерин, в недавно основанный там св. Гоноратом монастырь. Пребывая в Леринском монастыре, Евхерий вел переписку со многими видными служителями Церкви. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин именно ему и Гонорату адресовал вторую часть своих «Собеседований». Позже Евхерий покинул Лерин и поселился на соседнем острове Леро, где написал свои аскетические труды, которыми в первую очередь прославился как церковный писатель. Это прежде всего «Похвала пустыне», написанная в виде послания Иларию Аре-латскому (между 427 и 429 годами), и сочинение «О презрении к миру и земной премудрости», которое адресовано родственнику Евхерия, аристократу Валериану. В этих произведениях Евхерий на основе примеров из Ветхого и Нового Заветов показывает спасительность подвига пустынножительства и призывает жаждущих Бога бежать в пустыню, утверждает христианскую аскезу, обосновывает тщетность мирских благ.

Кроме того, Евхерий является автором экзегетических произведений, «Наставления в двух книгах» и «Образчики духовного понимания», которые были посвящены его сыновьям. В первом он рассуждает о понимании некоторых мест Священного Писания, во втором им объясняются некоторые библейские термины и личные имена. В 441 г. Евхерий участвовал уже как епископ Лугдунский (Лионский) в работе Оранжского собора.

Представленное в этом выпуске альманаха «Страдание агаунских мучеников» менее известно. Это произведение было написано Евхерием примерно во второй четверти V века по просьбе Сальвия (Сильвия), епископа г. Октодур (ныне Марти-ньи, Швейцария), с той целью, чтобы не оказался позабыт подвиг мучеников чтобы он служил примером для современников,

2018 22

© Цивилева В. Е., перевод на русский язык, предисл., коммент.,

которые все больше кичатся материальными благами, а не поступками и праведным образом жизни.

«Страдание агаунских мучеников» повествует о событиях Великого гонения, когда были изданы эдикты, отменяющие гражданские права христиан и требующие от них соблюдения традиционных римских религиозных практик, обязывавшие всех жителей империи совершать языческие жертвоприношения. Разрушались церкви, люди, исповедовавшие христианство, лишались свободы. В это время западной частью Римской империи правил Максимиан Геркулий, соправитель Диоклетиана.

В «Страдании...» рассказывается о фиваидском легионе, состоящем из христиан, который был призван с востока в помощь для борьбы с христианами. События, изложенные Евхери-ем, происходили вблизи города Агаун, в Агаунском ущелье. Узнав о цели передислокации, легион отказался подчиняться. Чтобы заставить исполнять приказ, Максимиан приказал подвергнуть фиваидский легион децимации, но воины предпочли умереть, нежели выступить против христианской веры. Весь легион принял венец мученичества.

Составляя страдание, Евхерий, скорее всего, пользовался устным преданием, которое подверг литературной обработке. По всей видимости, им самим «реконструировано» письменное обращение солдат легиона к императору (§ 9). Также в рассказе Евхерия о кончине Максимиана можно заметить влияние рассказа Лактанция об обстоятельствах кончины этого императора.

В «Страдании.» сообщается имя начальника этого легиона, св. Маврикия, а также имена некоторых других воинов. Рассказывается также о чудесном обретении мощей мучеников епископом Феодором и о строительстве на месте гибели легиона базилики в их честь. Но, видимо, складывавшийся культ святых требовал не только безупречной жизни, но и посмертных чудес. Чудеса являлись важным доказательством святости, поэтому в конце «Страдания.» Евхерий рассказывает о чудесах, которые произошли в базилике, построенной в честь мучеников.

Перевод с латинского языка выполнен В. Цивилевой под руководством В. М. Тюленева по изданию: Eucherius. Passio acaunensium martyrum / Ed. B. Krusch // MGH SS. rer. Merov. T. III. Hannover, 1896. P. 32-39.

В. Е. Цивилева

(1) Мы начинаем рассказ о страдании святых мучеников, которые [до сих пор] украшают Агаун1 достойной славы кровью, - что прославить их подвиг, доверяя, разумеется, тому, как дошла до нас история этого мученичества, ибо благодаря именно рассказу потомков подвиг их еще не истерся из памяти. И если места отдельные есть в защиту отдельных мучеников, которые ими владеют, или есть отдельные города, знаком отмеченные, и не без причины, потому что в конце концов ценность души святого возвращается в защиту Бога, поэтому следует развивать священное уважение упомянутым агаунским местам, в которых, как рассказывается, в защиту Христа было убито так много мучеников. Сейчас скажем о причине страдания блаженнейших.

(2) При Максимиане2, который обладал властью в Римском государстве вместе с Диоклетианом3, практически во всех провинциях терзали и убивали мучеников народа. Ведь этот самый Максимиан, с одной стороны, безумствовал, будучи объят жадностью, сладострастием, жестокостью и другими пороками, с другой стороны, преданный достойным проклятия языческим обрядам и не ведающий небесного Бога, нечестивость свою направил на истребление христианского имени. И если кто-то осмеливался тогда выражать почтение истинному Богу, его хватали разосланные повсюду воинские турмы, либо чтобы придать пыткам, либо чтобы убить; он так внезапно поднял оружие на религию, словно бы случилось опустошение со стороны варварских племен.

1 Теперь город С.-Морис в Швейцарии, на реке Роне.

2 Цезарь Марк Аврелий Валерий Максимиан Август, император Запада (286-293 гг.) и тетрарх Италии, Испании и Африки (293305 гг.). Отрекся от власти вместе с Диоклетианом 1 мая 305 г. Получил прозвище Геркулий, т. е. «происходящий от Геркулеса».

3 Цезарь Гай Аврелий Валерий Диоклетиан Август (245-313 г. (316 г.?)), император с 17.11.284 г. по 1.05.305 г. 1 мая император Диоклетиан вместе с августом Максимианом Геркулием отрекся от власти.

(3) Был в то время в войске легион солдат, который назывался фиванским1. Легионом же называлось войско, которое включало шесть тысяч и шесть сот воинов. Эти мужи, призванные из областей Востока2 на помощь Максимиану, были отважны в военных делах и отличались доблестью, но больше отличались они верой; они сражались за императора с храбростью, а за Христа — с набожностью. Имея оружие в руках, они не забывали об исполнении евангельской заповеди и воздавали кесарю кесарево и Богу Божие (см. Лк. 20:25).

(4) Поэтому, когда они, подобно прочим солдатам, также были отправлены на поимку множества христиан, они единственные отважились отказаться служить жестокости и подчиняться такого рода приказаниям. Максимиан находился неподалеку, ибо он задержался около Октодора3, обессиленный в дороге. Когда ему было сообщено там через гонцов, что этот легион, воспротивившийся царскому приказу, остановился в Агаунском ущелье, пришел от негодования в бешенство.

(5) Видимо, мне, прежде чем я припомню оставшееся, следует сказать в рассказе о расположении этого места. Агаун -город, который находится приблизительно в шестидесяти милях от города Генавы4, и лежит в четырнадцати милях от того места у озера Лиманн5, где вытекает Родан6. Место то еще было расположено в долине между Альпийскими кряжами, к нему ведет

1 Также фиваидский легион, названный по месту своей постоянной дислокации в Фиваиде (историческая область в Северной Африке на территории Египта).

2 Имеется в виду диоцез Восток, который включал в себя такие провинции, как Ливия, Египет, Сирия, Палестина, Киликия, Аравия, Месопотамия, Исаврия, Кипр.

3 Октодор или Октодур - город на территории совр. Швейцарии, совр. Мартиньи.

4 Генава - город в верховьях Родана, близ Лемана (Женевского озера), совр. Женева.

5 Лиманн или Леман - озеро на границе совр. Швейцарии и Франции.

6 Родан или Рона - главная река Галлии, ныне протекает на территории Швейцарии и Франции.

тернистая и узкая дорога, грозящая опасностями для путников, ведь бурный Родан оставил проход у основания каменистой горной цепи, едва удобный для тех, кто пробираются через кряж. Если преодолеть узкие расселины и пройти через них, то неожиданно между утесами гор открывается довольно большая равнина. В этом месте и находился святой легион.

(6) Итак, как мы уже сказали выше, когда Максимиан узнал ответ фиванцев на его приказ, он, кипя гневом из-за их небрежения к его повелению, приказывает убивать мечом каждого десятого из легиона, чтобы другие, устрашенные, с готовностью подчинились царским предписаниям; и, объявив вновь приказ, повелел, чтобы остальные начали преследовать христиан. Однако, когда фиванцы еще раз получили приказание, и они узнали, что на них вновь возлагается осуществление нечестивых преследований, крики и смятение поднялись в лагере [воинов], утверждающих, что они не будут нести столь нечестивое служение, что они навсегда отреклись от нечестия идолов, что он, напитанные христианскими таинствами и наставляемые в культе божественной религии, почитают одного Бога Вечности, что лучше быть убитыми, чем поступать противно христианской вере.

(7) И вот, когда это стало известно, Максимиан, который был кровожаднее всякого зверя, снова обратился к своей свирепости и приказал, чтобы вновь каждый десятый из их числа был предан смерти, чтобы тем самым остальные были принуждены к исполнению того, от чего они отказались. Когда приказания вновь были доставлены в лагерь, был выхвачен и убит каждый, которому на долю выпал жребий быть десятым, в свою очередь остальные воины, коих было множество, в разговоре призывали друг друга и дальше сохранять стойкость в столь славном деле.

(8) Как передают, у святого Маврикия1, который был тогда примицерием того легиона2, в то время было великое побуждение веры; он вместе с Экзуперием, которого в войске

1 День поминовения Маврикия, Экзуперия и Кандида - 22 сентября.

2 Примицерий - букв. «начальник», «глава». В качестве прими-церия Маврикий подчинялся трибуну и руководил легионом.

называли кампидоктором1 , и сенатором Кандидом подбадривал войско, каждого вдохновляя и увещевая. Приводя примеры верных боевых товарищей, ставших уже мучениками за службу Христу, за [верность] божественным заповедям, призывал, чтобы все, если того потребует необходимость, приняли смерть и последовали за своими товарищами и однополчанами (сопШЪет-паЩ2, которые уже взошли на небеса. И в самом деле, воспылал тогда в блаженнейших мужах славный огонь мученичества.

(9) И вот, воодушевленные своими руководителями и их авторитетом, они, движимые как благочестием, так и храбростью, отправляют письмо Максимиану, все еще охваченному безумием. Сообщается, что оно было такого рода: «Мы - твои солдаты, император, но все же мы - слуги Божии, Которого охотно исповедуем. Тебе мы обязаны нести службу, ему -невинность, от тебя мы получаем жалованье ^Ирепётш)3 за труд, от Него мы обрели начало жизни. В том никак не можем мы следовать за императором, чтобы отречься от Бога Творца и Создателя нашего, от Бога, хочешь не хочешь, и твоего Создателя. Если мы не будем принуждены к столь постыдному [делу], чтобы наносить вред Ему, мы, как делали это и прежде, дальше также будем повиноваться тебе, в противном случае, мы будем, конечно, повиноваться Ему, а не тебе. Мы готовы обратить руку нашу против какого угодно врага, но считаем нечестием обагрять ее кровью невинных. Наши десницы знают, что должно сражаться против нечестивых и врагов, но не следует терзать благочестивых и сограждан. Мы помним, что взяли оружие в руки прежде всего в защиту сограждан, а не против них. Мы сражались всегда в защиту справедливости, благочестия, во спасение невинных. И это до сих пор служило нам наградой за опасности. Мы сражались за верность; сохраним ли мы ее тебе в том случае, если не выкажем ее Богу нашему? Мы клялись сперва в службе божеской, затем клялись в службе царской, ни-

1 Кампидоктор - инструктор, обучающий солдат военному делу.

2 Термином, который использует в данном случае Евхерий, обозначали воинов, живущих в одной палатке.

3 Имеется в виду солдатское жалованье, плата за военную службу.

чего не должно поручать нам из второго, если мы попираем первое. Ты приказываешь, чтобы мы казнили христиан. Тебе не следует требовать от нас подобного, если мы исповедуем следующее: "Мы верим в Бога Отца Создателя всего и в Сына Его Иисуса Христа Бога". Мы видели, как те, кто всегда были нам товарищами в [ратных] делах наших и среди опасностей, были убиты оружием и при этом мы сами обагрили себя их кровью, все же мы не оплакивали смерть святых сослуживцев и гибель братьев, не горевали, но славили их и с радостью провожали, потому что удостоились они пострадать ради Бога, Господа их. Не тяготы этой жестокой жизни заставили восстать нас, и не вооружило нас против тебя, император, отчаяние, которое весьма велико в [момент] опасности. Смотри! Мы в руках у нас оружие, но не сопротивляемся, так как скорее жаждем быть убитыми и погибнуть невинными, чем жить, неся вину на себе. Если что-либо в отношении нас установишь большее, если еще что-то прикажешь, еще что-то применишь, огонь ли, пытки, железо, мы готовы все снести. Мы признаем себя христианами и не можем преследовать христиан».

(10) Когда Максимиан услышал такие [слова] и он увидел, как души мужей упорствуют в вере Христовой, не надеясь уже, что сможет одолеть столь славную стойкость их, решил одним разом убить всех, и приказывает, чтобы исполнили это, окружив воинов. Когда посланные [отряды] пришли к блаженнейшему легиону, они обнажили оружие против святых, не отказывающихся из любви к жизни умереть. И вот их убивали мечами без разбора, а они даже не кричали и не сопротивлялись, но, сложив оружие, вытянули перед преследователями шеи, подставляя разившим их свое горло и неприкрытое тело. Они не стали пытаться ни посредством множества своего, ни посредством крепкого вооружения защищать оружием справедливость, но думали только о том, чтобы исповедовать Того, Кто безропотно был веден на заклание и, как агнец, не открывал уст своих (ср. Ис. 53:7); и вот они, как Господне стадо овец, также позволили растерзать себя [гонителям], словно бы напавшим волкам.

(11) Земля там была покрыта телами преданных смерти благочестивых [мужей], текли полные ручьи драгоценной крови. Предавала ли ярость когда-либо вне войны смерти такое

множество человеческих тел? Какая еще свирепость одной фразой своей приказывала [когда-либо] убивать сразу стольких людей, даже виновных? Множество, стремившееся, чтобы не наказывались праведные, не было пощажено, в то время как то, что множество совершает неправедно, обычно остается безнаказанным. Так огромной жестокостью тирана был истреблен народ благочестивых, который презрел сущее ради надежды на грядущее. Так был уничтожен совершенно ангельский легион, который, как мы верим, уже вместе с легионом ангелов неизменно славит в небесах Господа Бога Саваофа.

(12) Мученик же Виктор не принадлежал к тому легиону, и не был воином, но был ветераном, уже закончившим службу. Когда он, держа путь, оказался вдруг среди тех, кто тут и там пировали, радуясь трофеям, добытым у мучеников, и был приглашен ими разделить с ними пиршество, то, узнав о причине это пира, как она была по порядку изложена самими пирующими, отрекся от них и покинул ненавистный пир. Когда же они спросили, не является ли он и сам христианином, он ответил, что он христианин и всегда останется христианином, и тотчас был убит набросившимися на него, и в том же месте присоединился к другим мученикам как смертью, так и почетом.

(13) Из числа тех мучеников известны лишь имена блаженных Маврикия, Экзуперия, Кандида и Виктора, имена других хоть и неизвестны, но записаны в книге жизни.

(14) Говорят, что из того же легиона были мученики Урс1 и Виктор, о которых молва сообщает, что они пострадали в Са-лодоре2. Салотор же - это крепость за рекой Арулой3, расположенная недалеко от Рена4.

(15) Стоит также указать, какая смерть выпала на долю свирепого тирана Максимиана. Когда Максимиан, строя козни

1 День поминовения - 30 сентября.

2 Салодор - город в Швейцарии, совр. Золотурн.

3 Арула или Аре - река в Швейцарии, левый приток Рейна.

4 Рен или Рейн - река в Западной Европе, главным образом в Германии.

зятю своему Константину1, обладавшему тогда властью, замышлял смерть ему, Константин обнаружил обман и у Масси-лии захватил в плен Максимиана, который вскоре после этого

был удушен и, приняв эту ужаснейшую казнь, закончил заслу-

" 2 женной смертью нечестивую жизнь2.

(16) Рассказывают, что тела блаженнейших агаунских мучеников спустя многие года после страдания их были открыты святым Феодором3, епископом того места. Я полагаю, никак не нельзя умолчать, какое чудо было явлено тогда, когда в их честь возводилась базилика, которая, примыкая к голой скале, стоит, прислонившись к ее склону одной стороной.

(17) Случилось так, что среди прочих мастеров, которые, по-видимому, были приглашены для такого дела, был один мастер, который, насколько известно, оставался еще язычником. И вот, в день господень4, когда прочие накануне этого дня ушли, один задержался в мастерской; и когда он был в этом одиночестве, внезапно в ярком сиянии явились перед ним святые; они

1 Цезарь Гай Флавий Валерий Константин Август. Старший сын Констанция Хлора от брака с Еленой. Был провозглашен императором войсками 25.07.306 г. после смерти отца в Британии; умер 22.05.337.

2 Подробно о смерти Максимиана Геркулия рассказывает Лак-танций, который сообщает, что сначала Максимиан захватил власть, когда Константин отправился воевать с франками. Но Константин вернулся, лишил власти Максимиана, но сохранил ему жизнь. Но Мак-симиан «затеял новое коварство». Он пытался склонить свою дочь Фаусту, жену Константина, к предательству мужа, Фауста поведала обо всём Константину. Тогда они, сделав вид, что обман удался, приготовили ловушку Максимиану. Он был пойман, его обвинили в измене и преступлении и дали право самому определить себе вид смерти. Ср.: «Итак, великий император римского народа, исполнявший с великой славой в течение долгого двадцатилетнего срока свои устремления, когда его чванливое горло было сдавлено и тело обмякло, жизнь гнусную завершил позорной и постыдной смертью» (Лактанций. О смертях преследователей. 29-30).

3 Святой Феодор - епископ г. Октодур. Согласно Евхерию, он обрел мощи св. Маврикия и его сподвижников из Фиванского легиона. День поминовения 16 августа.

4 Имеется в виду воскресенье.

увлекают этого мастера, и он уже готовится то ли к казни, то ли пыткам. Он видит толпу мучеников, которая ругает и попрекает его, либо потому что в день господень он один отсутствует в церкви, либо потому что, будучи язычником, осмеливался взяться за это святое строительство. Несомненно, это совершенно было святыми столь милосердно, что мастер пришел в замешательство и, испугавшись, просил для себя спасительное имени и сразу был сделан христианином.

(18) Я бы не стал пренебрегать в чудесах святых тем, что также известно и было признано всеми. Мать семейства (та(ег-familias) Квинта, выдающегося и почтенного мужа, была тогда настолько поражена параличом, что ей не могла ступать ногами, и она попросила, чтобы ее отнесли к Агауну, что было довольно далеко. Когда она прибыла туда, на руках слуг была внесена в базилику святых мучеников, а вышла уже пешком; умирающим членам было возвращено здоровье, и теперь она сама рассказывает о случившемся с ней чуде.

(19) Я подумал, что следует ограничиться только двумя чудесами [в рассказе о] страдании святых. Впрочем, этих [чудес] достаточно много, ибо каждодневно там проявляется сила Господа через Его святых либо в очищении от бесов, либо в исцелениях иного рода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.