КОНФЕРЕНЦИИ
Надежда Ровенко, Софья Лойтер
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ НЕЁЛОВ — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СКАЗКИ И ФАНТАСТИКИ: К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
В обзоре представлены материалы научного семинара, посвященного юбилею профессора Е.М.Неёлова (1947-2014), чья жизнь и научная деятельность были связаны с Петрозаводским государственным университетом. Это мероприятие стало продолжением семинара памяти профессора И. П. Лупановой. Цель семинаров заключается в том, чтобы благодаря углубленному знакомству с личностью и трудами И. П. Лупановой и Е. М. Неёлова расширить проблематику изучения фольклорной и литературной сказок, современного школьного фольклора, детской литературы, научной фантастики и фэнтези. Обсуждение предлагаемых тем предполагает профессиональную полемику и способствует углублению и закреплению материала, так как участниками, помимо преподавателей и ученых, являются студенты и магистранты, а также учителя и ученики старших классов. В обзоре детально характеризуются доклады, представленные на семинаре, отмечается то, как их темы и методы связаны с научным наследием Е. М. Неёлова. В докладах и сообщениях, прозвучавших на семинаре, раскрывается новаторский и оригинальный характер исследований Е. М. Неёлова, демонстрируется преемственность подходов современных исследователей и методологии, разработанной Неёловым. В поле зрения исследователей оказываются не только жанры сказки и фантастики, но и произведения детской литературы, школьный фольклор, творчество писателей Х1Х-ХХ1 вв. (Е.Баратынского, К.Гнетнева, М.Булгакова, В. Каверина, Л. Петрушевской, А. и Б. Стругацких, В. Пелевина).
Ключевые слова: детская литература, народная и литературная сказка, научная фантастика, фэнтези, Е. М. Неёлов
Надежда Вилениновна Ровенко, Софья Михайловна Лойтер Петрозаводский государственный университет Петрозаводск
rovenko@petrsu.ru, sofia5@sampo.ru
БО!: 10.31860/2304-5817-2023-1-23-445-452
24 марта 2022 г. исполнилось 75 лет со дня рождения Евгения Михайловича Неёлова (1947-2014), литературоведа, критика, автора фундаментальных исследований в области фольклора, литературной сказки, современной научной фантастики и фэнтези, доктора филологических наук, заслуженного деятеля науки Республики Карелия, почётного работника высшего профессионального образования России, профессора кафедры русской литературы и журналистики Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ). 29 ноября 2022 г. в читальном зале Научной библиотеки ПетрГУ состоялся семинар, посвященный памятному юбилею Евгения Михайловича. Организаторами выступили исследователи и специалисты А. Е. Розова, Д. Д. Бучнева, М. П. Отливанчик, Н. В. Ровенко, представляющие кафедру классической филологии, русской литературы и журналистики Института филологии, Научную библиотеку ПетрГУ и отдел объединенной редакции научных журналов ПетрГУ.
Евгений Михайлович Неёлов был учеником профессора И. П. Лупановой, которого она выделяла как самостоятельного и оригинального мыслителя. Сказка и научная фантастика с первых студенческих работ до докторской диссертации и последних публикаций являлись главными предметами его изучения. Кандидатскую диссертацию «Литературная сказка и научная фантастика» Е.М.Неёлов защитил в 1973 г. в Петрозаводском университете, докторскую диссертацию «Волшебно-сказочные корни научной фантастики» — в 1988 г. в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук СССР. Евгений Михайлович стал продолжателем школы И. П. Лупановой и редактором основанного ею сборника научных трудов «Проблемы детской литературы и фольклор».
Семинар памяти Е. М. Неёлова поднял вопросы, связанные с фольклористикой, детской литературой, научной фантастикой и фэнтези, объединив прежде всего его учеников-филологов разных лет, студентов, магистрантов, учителей Петрозаводска и учащихся старших классов. Открывший работу семинара проректор по учебной работе ПетрГУ К. Г. Тарасов, чьим научным руководителем был Е. М. Неёлов, рассказал о том, какую роль в его жизни сыграл Евгений Михайлович, заинтересовав изучением фантастики и фэн-тези, и отметил значимость мероприятий по сохранению памяти известных исследователей и преподавателей. Директор Института филологии О. Г. Абрамова обратилась к участникам семинара со словами о Евгении Михайловиче как о «талантливом педагоге,
великолепном ученом, подготовившим несколько поколений филологов, безмерно благодарных ему за мудрость и погружение в мир сказки и фантастики». Заведующий кафедрой классической филологии, русской литературы и журналистики ПетрГУ профессор В. Н. Захаров в своем обращении к участникам семинара напомнил, что Е. М. Неёлов принадлежал к школе детской литературы Ирины Петровны Лупановой, которая в 1980-е гг. передала ему дело своей жизни. Изучая фольклорную сказку и научную фантастику, Е. М. Неёлов сформулировал парадокс о «ненаучности» научной фантастики и ее родстве с современной сказкой. Эта и другие идеи Е. М. Неёлова нашли продолжение в трудах его учеников и актуальны по сей день.
В докладе доктора филологических наук Е. И. Марковой (бывшей однокурсницы Е. М. Неёлова) «Герой в ситуации без выбора в научно-фантастической повести К. Гнетнева „Ветреный пояс"» на структурном и концептуальном уровнях демонстрируется, как работает базовый вывод Е. М. Неёлова о родстве фольклорной сказки и научной фантастики на материале литературы XXI в. В центре произведения — образ журналиста, узника Беломорлага (невинно гонимого), решившегося на побег (на путь из своего мира, ставшего чужим, в иной). Данный переход равнозначен состоянию инициации, в результате которой происходит трансформация образа: журналист/зэк/исследователь + писатель (популяризатор науки) / ученый-подвижник. Он жертвует во имя науки жизнью, ибо для героя-ученого научной фантастики, как и для героя сказки, по утверждению Е. М. Неёлова, не стоит проблема выбора: он должен свершить предназначенное.
В докладе профессора С. М. Лойтер говорилось о новаторском характере и широкой известности исследований Е. М. Неёлова, где соотносятся фольклорная сказка и фантастика. С. М. Лойтер отметила, что Неёлов является одним из ведущих отечественных исследователей научной фантастики. Глубокое постижение и знание большого художественного материала позволило ученому поставить вопросы, связанные с перспективами изучения этого жанра: его истории, теории, фантастического мира как категории исторической поэтики, специфики художественного мира современной фантастики. Эрудиция и несомненный дар — основа такого проникновения в текст, когда Неёловым обнаруживаются неожиданные ассоциации, смыслы и мотивы в многочисленных литературных произведениях, например, в «Снегурочке» А. Н. Островского, «Трех толстяках» Ю. Олеши, «Роковых яйцах»
М.Булгакова, сказочном цикле В.Каверина и др. С.М.Лойтер поделилась воспоминаниями о совместной работе с Евгением Михайловичем, которой они занимались, составляя по итогам фольклорных студенческих практик пединститута и университета пособие-хрестоматию «Современный школьный фольклор» (1995). Это была одна из первых тогда публикаций текстов современного школьного фольклора и одновременно исследование таких жанров, как детские страшные истории, садистские стихи и девичьи альбомы, до этого практически не попадавших в поле зрения ученых. Е. М. Неёлов предложил свою интерпретацию поэтики черного юмора в садистских стихах: он определил этот жанр как детский бунт «кромешного мира». Докладчица вспомнила статью Е. М. Неёлова, представляющую диалог и полемику с ее собственной работой — «Об одной из идей С. М. Лойтер: игра в страну-мечту и фэнтези», в которой говорится: «единственный момент в концепции С. М. Лойтер, который, как нам кажется, можно оспорить, связан со стремлением исследовательницы рассматривать игру в утопическую страну как игру-миф. Правда, и тут мы вновь наблюдаем сходство и даже родство с поэтикой фэн-тези, которую многие фэнтастоведы считают мифологической... Таким образом, открытие игры в страну-мечту дает важный материал не только для изучения современного детского фольклора и психологии ребенка, но позволяет обнаружить новые аспекты генезиса, семантики и поэтики фантастических литературных жанров».
Доклад Н. В. Патроевой, доктора филологических наук Петр-ГУ, был посвящен вопросу истолкования медитативной элегии Е.А.Баратынского «Последняя смерть» с точки зрения формирования жанра антиутопии в русской словесности и выявления интертекстуальных связей, в частности, с библейскими ветхозаветными текстами, поэзией Дж. Г. Байрона (стихотворение «Тьма» («Darkness»). Н. В. Патроева подчеркнула значение научных трудов Е. М. Неёлова для исследования поэзии наряду с прозой в аспекте уточнения научно-фантастической, утопической и антиутопической жанровой основы.
Н. В. Ровенко (ПетрГУ), чья кандидатская работа, посвященная сказочному циклу Вениамина Каверина «Ночной Сторож, или семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году», продолжает разработку идей Е. М. Неёлова. В книге «Сказка, фантастика, современность» (1987), сравнивая фольклорную сказку с литературной,
Е. М. Неёлов приходит к выводу: в фольклорной сказке границы между мирами непроходимы, а в литературной сказке границы проходимы. Если же говорить о научной фантастике, то там границы между мирами и проходимы, и непроходимы. Н. В. Ровенко доказывает это на примере сказочной повести В. Каверина «Легкие шаги», характерной чертой которой стала «переработка фольклорного первообраза Снегурочки», проявившаяся в «уничтожении абсолютности, непроходимости, непроницаемости границ между своим и чужим мирами».
Г. А. Мехралиева, специалист пресс-центра Администрации Петрозаводского городского округа, в докладе «Научно-фантастические мотивы в сказках Л. Петрушевской» с опорой на исследования Е. М. Неёлова доказывает, что образы, мотивы и сюжеты, характерные для научной фантастики, могут включаться автором в литературную сказку, не разрушая сказочный мир, а органично включаясь в него, и способствуют развитию жанра.
А. С. Лызлова, научный сотрудник сектора фольклористики и литературоведения Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, и Е. А. Великанова, доцент кафедры музыкальной педагогики и гуманитарных дисциплин Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова, в совместном докладе «Изучение русской народной сказки „Курочка ряба" в иностранной аудитории», опираясь на идеи Е. М. Неёлова, фольклористические данные и современные методы работы с художественным текстом, представили методику работы с русской народной сказкой. Знакомство с ней открывает читателю глубокие смыслы, в том числе и наднациональные, общечеловеческие, и в то же время обращает к национальной культуре России.
Е. М. Неёлов известен как один из создателей оригинальной концепции о волшебно-сказочных истоках научной фантастики и фэнтези. Этим вопросам посвящены его фундаментальные монографии «Волшебно-сказочные корни научной фантастики» (1986), «Сказка. Фантастика. Современность» (1987), учебное пособие «Фольклорная волшебная сказка и научная фантастика. Анализ художественного текста» (1986) и др. Е. А. Сафрон, доктор филологических наук ПетрГУ, ученица Е. М. Неёлова, представила доклад, в котором доказала, что хронотоп городского фэнтези ориентирован на реализацию мотива пути-дороги. Данный мотив заимствован из фольклорной волшебной сказки и является сюжетообразующим. Проходя по дороге, протагонист преодолевает свой путь, меняющий его и в физическом, и в нравственном плане.
Три доклада были посвящены исследованию творчества Аркадия и Бориса Стругацких. В докладе «Трансформация фольклорно-сказочной традиции в „Повести о Дружбе и Недружбе" братьев Стругацких» А. Е. Розовой, доцента кафедры классической филологии, русской литературы и журналистики ПетрГУ, фольклорная волшебно-сказочная традиция рассматривалась не только на уровне художественной организации текста, но и на уровне содержания. В основе «Повести о Дружбе и Недружбе» лежит традиционная ось повествования волшебной сказки — путешествие туда и обратно, ключевыми же фольклорно-сказочными мотивами оказываются мотив пути-дороги и мотив испытания. Сохраняет своё фольклорно-сказочное значение и ситуация выбора, в которую трижды попадает главный герой: ему, как и протагонисту в сказке, по словам Е.М.Неёлова, «всегда — добрая судьба», ситуация выбора таким образом оказывается иллюзорна. В докладе также рассматривалось влияние на повесть Стругацких основных идей «Философии общего дела» Н. Ф. Фёдорова, о глубоком внутреннем родстве этого труда с фольклорной сказкой подробно писал Е. М. Неёлов в своем учебном пособии «Натурфилософия русской волшебной сказки» (1989) и статье «От волшебной сказки к литературе: фольклорная трансформация евангельской традиции в учении Н. Ф. Федорова о воскрешении» (1994). О фольклоризме в творчестве А. и Б. Стругацких говорила в своем выступлении студентка Института филологии ПетрГУ А. Д. Босенко. Магистрант Института филологии ПетрГУ Т. П. Озеринникова в докладе «Образ истинного ученого в повести Аркадия и Бориса Стругацких „За миллиард лет до конца света"» рассматривала один из аспектов концепции образа ученого у Е. М. Неёлова.
М. С. Комиссарова, студентка Института филологии ПетрГУ, вычленила из разных работ Е. М. Неёлова «фигуру современного писателя» — Виктора Пелевина. «Просто необходимо отмечать в очевидном „новом" не всегда очевидное „старое", позволяющее в хаосе видеть если не порядок, то попытку его рождения (возрождения)», — говорит Е. М. Неёлов о Пелевине. Фольклорист отмечает огромную роль интертекста у одного из самых известных представителей постмодернистского направления в русской литературе. В. Пелевин иронизирует над социальным строем постсоветского общества, что проявляется в характерах главных героев его рассказов, написанных в 1990-е гг. Е. М. Неёлов подчеркивал важную роль использования фольклорных образов в прозе В. Пелевина, так как они показывают перевоплощение человека из самоотверженного ком-
муниста в современного человека с проблемами, обусловленными распадом СССР.
Е. Н. Велева, петрозаводский журналист, в докладе «Мифологические структуры в блогах в социальных сетях» рассказала о том, как из множества сюжетов, транслируемых авторами на своих страницах, может выстраиваться миф об авторе как о герое. Данная интерпретация контента интернет-блогов позволяет говорить о конструировании кинематографического сценария, поскольку у каждой такой сюжетной линии может быть своя завязка, развитие и кульминация, а сам сюжет строится по принципу путешествия героя в волшебных сказках и мифах. Для блогеров, продюсеров, РЯ-специалистов такой подход открывает новые возможности для создания нарративов, создающих устойчивую связь с целевой аудиторией.
Подводя итоги работы, участники семинара отметили, что научные проблемы, поставленные Евгением Михайловичем Неёловым, позволяют и сегодня углублять заявленную проблематику в изучении фольклорной и литературной сказки, а также научной фантастики и фэнтези, обнаруживая неожиданные ассоциации, смыслы и мотивы. Семинар, ставший в определенной степени продолжением семинара, посвященного столетию И. П. Лупановой в 2021 году, еще раз подтвердил, как важно, перерабатывая и усваивая сделанное, накапливать и сохранять начатое предыдущими поколениями.
Nadezhda Rovenko, Sofia Loiter Petrozavodsk State University
PROFESSOR EVGENIY NEYOLOV. FAIRY TALE AND FANTASY RESEARCHER: CELEBRATING HIS 75TH BIRTHDAY ANNIVERSARY
The review covers the materials of a research seminar dedicated to the anniversary of Professor Evgeniy Neyolov (1947-2014), which was a continuation of the seminar in memory of his teacher, Professor Irina Lupanova. The purpose of these seminars is to broaden the scope of the study of folklore and literary fairy tales, modern school folklore, children's literature, science fiction and fantasy through in-depth familiarity with the personalities and works of Irina Lupanova and Evgeniy Neyolov. The purpose of these seminars is to broaden the scope of the study of folklore and literary fairy tales, modern school folklore, children's literature, science fiction and fantasy. The discussion of the proposed topics involves professional polemics and deepens and consolidates the material, as the participants include not only educators and scholars but also undergraduate and graduate students as well as high school teachers and students. The papers and presentations delivered at this seminar reveal the innovative and original nature of Ev-geniy Neyolov's research and demonstrate the continuity of the approaches of contemporary researchers and the methodology developed by the scholar. In the world of fairy tale and fantasy unexpected associations, meanings and motifs are revealed, which is shown in the presentations, primarily devoted to the work of a variety of writers: Yevgeny Baratynsky, Konstantin Gnetnev, Veniamin Kaverin, Lyudmila Petrushevskaya, Mikail Bulgakov, Arkady and Boris Strugatsky, and Viktor Pelevin.
Keywords: children's literature, folk and literary fairy tale, science fiction, fantasy, Evgeniy Neyolov