Научная статья на тему 'НАУЧНЫЙ СЕМИНАР "К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИРИНЫ ПЕТРОВНЫ ЛУПАНОВОЙ" (ПЕТРОЗАВОДСК, 26 ОКТЯБРЯ 2021 Г.)'

НАУЧНЫЙ СЕМИНАР "К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИРИНЫ ПЕТРОВНЫ ЛУПАНОВОЙ" (ПЕТРОЗАВОДСК, 26 ОКТЯБРЯ 2021 Г.) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. П. ЛУПАНОВА / ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лойтер Софья Михайловна, Ровенко Надежда Вилениновна

В обзоре представлены материалы Всероссийского научного семинара, посвященного памяти И. П. Лупановой (1921-2003), историка детской литературы, литературоведа, фольклориста и педагога. Доклады раскрывают вклад И. П. Лупановой в изучение детской литературы и фольклора, показывают, как преломляется ее наследие в деятельности современных исследователей, и дополняют биографию ученой. Семинар организован Петрозаводским государственным университетом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC SEMINAR “ON THE 100TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF IRINA LUPANOVA” (PETROZAVODSK, 26 OCTOBER 2021)

The review presents the materials of the All-Russian scientific seminar in memory of Irina Lupanova (1921-2003), historian of children’s literature, literary critic, folklorist and educator. The reports shares the contributions of Lupanova to the study of children’s literature and folklore, shows how her heritage is refracted in the activities of modern researchers, and complements the biography of the scientist. The seminar was organized by the Petrozavodsk State University.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЙ СЕМИНАР "К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИРИНЫ ПЕТРОВНЫ ЛУПАНОВОЙ" (ПЕТРОЗАВОДСК, 26 ОКТЯБРЯ 2021 Г.)»

КОНФЕРЕНЦИИ

Софья Лойтер, Надежда Ровенко

НАУЧНЫЙ СЕМИНАР «К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИРИНЫ ПЕТРОВНЫ ЛУПАНОВОЙ» (ПЕТРОЗАВОДСК, 26 ОКТЯБРЯ 2021 Г.)

В обзоре представлены материалы Всероссийского научного семинара, посвященного памяти И. П. Лупановой (1921-2003), историка детской литературы, литературоведа, фольклориста и педагога. Доклады раскрывают вклад И. П. Лупановой в изучение детской литературы и фольклора, показывают, как преломляется ее наследие в деятельности современных исследователей, и дополняют биографию ученой. Семинар организован Петрозаводским государственным университетом.

Ключевые слова: И. П. Лупанова, литературная сказка, детская литература, детский фольклор

24 июня 2021 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Ирины Петровны Лупановой (1921-2003), литературоведа, фольклориста, исследовательницы детской литературы, доктора филологических наук, заслуженного деятеля науки Республики Карелия, профессора Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ). 26 октября этого года в Петрозаводском университете прошел научный семинар, посвященный научной и педагогической деятельности И. П. Лупановой. Организаторами выступили А. Е. Розова (кафедра классической филологии, русской литературы и журналистики), С. Н. Филимончик (кафедра отечественной истории) и

Софья Михайловна Лойтер; Надежда Вилениновна Ровенко Петрозаводский государственный университет Петрозаводск

sofia5@sampo.ru; rovenko@petrsu.ru

БОТ: 10.31860/2304-5817-2021-2-20-338-343

Н. В.Ровенко (отдел объединенной редакции научных журналов ПетрГУ).

Открывший работу семинара К. Г. Тарасов (ПетрГУ), научные интересы которого связаны с детской литературой, подчеркнул значимость мероприятия по сохранению памяти выдающейся исследовательницы и педагога, особо обращаясь к студентам и молодым исследователям, участвующим в мероприятии.

Системный взгляд на творческое и педагогическое наследие юбиляра, её роль в формировании гуманитарной культуры города Петрозаводска был представлен в докладе ученицы Ирины Петровны Лупановой, профессора Софьи Михайловны Лойтер — «И. П. Лупанова — фольклорист, литературовед, писатель». Ученица М. К. Азадовского и В. Я. Проппа, И. П. Лупанова стала автором первого фундаментального исследования о русской литературной сказке, о влиянии фольклорной сказки на писателей первой половины XIX в. (А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, П. П. Ершов, В. И. Даль и др.). После выхода книги И. П. Лупановой «Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX в.» в 1959 г. (в 1961 г. она была защищена как докторская диссертация, при оппонировании В. Я. Проппа, Г. П. Макогоненко и Г. А. Бялого) появился целый ряд работ о литературной сказке XIX и ХХ века, в которых монография Ирины Петровны стала неизменной точкой отсчета. В своем исследовании И. П. Лупанова рассматривает эволюцию отношения к фольклору в русском обществе: она показывает различный характер использования фольклорно-сказочного материала писателями первой половины XIX в. В этом же русле написана статья «Русская литературная сказка первой половины XIX в. в современной фольклорной традиции Карельского Поморья». Среди сказковедческих работ И. П. Лупановой, вызвавших большой интерес, статьи — «„Смеховой мир" русской волшебной сказки», «Современная литературная сказка и ее критики. Заметки фольклориста». В последней Лупанова дала убедительную отповедь тем авторам, кто из идеологических и конъюнктурных соображений, игнорируя природу сказки как жанра, пытался отлучить сказки Бориса Заходера и других сказочников от русской национальной традиции и культуры. Аргументация Лупановой отличается не только научной глубиной, но и присущими ей полемическим талантом и остротой.

И. П. Лупанова — автор большой обобщающей книги «Полвека» (М., 1969), посвященной истории советской детской литературы за период с 1917 по 1967 гг. Ирина Петровна известна как

создатель Петрозаводской научной школы по изучению детской литературы, начало которой было положено на занятиях научного студенческого кружка, созданного в 1953 г. Понятие «школа» относится прежде всего к первому в нашей стране академическому направлению по изучению детской литературы и подтверждается выполненными под руководством Ирины Петровны дипломными работами и кандидатскими диссертациями по фольклору и детской литературе, десятками учеников, ныне продолжающих исследование детской литературы. В 1976 г. по инициативе Лупановой в Петрозаводском университете был издан первый выпуск сборника научных трудов «Проблемы детской литературы и фольклор», ставшего регулярным и объединившим усилия исследователей Москвы, Петербурга, Мурманска, Ульяновска, Йошкар-Олы, Волгограда, Тюмени, Средней Азии, Украины, Болгарии. Издано более десяти сборников, 13-й выпуск посвящен 90-летию И. П. Лупановой.

В последние годы жизни И. П. Лупанова работала над воспоминаниями, которые стали основой книги «„Минувшее проходит предо мною...". Книга о пережитом», изданной ее учениками: Л. Н. Колесовой, Г. А. Комлевой, С. М. Лойтер, Е. И. Марковой, Е. М. Неёловым, Н. Н. Шабалиной в 2007 г. Эта книга раскрыла ещё одну грань таланта И. П. Лупановой — писательскую. Стержень книги — воспоминания, что хранятся «в сердечной глубине» о дорогих и близких людях, о событиях собственной жизни и событиях истории. Бесценна фактографическая основа книги: описан старый Петрозаводск 1920-1930-х гг., предвоенная школа, Ленинградский университет с его цветом филологической науки, война и эвакуация, послевоенный Ленинградский университет, Петрозаводский университет, запечатлены образы коллег и многое другое.

Научный семинар, посвященный столетию Ирины Петровны Лупановой, поднял вопросы, связанные не только с фольклористикой и детской литературой, но и шире — с историей науки и образования, историей университетов, и носил междисциплинарный характер, объединив филологов, историков, биологов, педагогов, музееведов.

В докладе ученицы Ирины Петровны, Е. И. Марковой, посвященном проблемам научной этики, подчеркивалось уважительное отношение Лупановой к трудам предшественников, владение ею широким спектром научных методов, что сегодня имеет большое значение для молодого поколения ученых. Взгляд фольклориста на комическое в творчестве С.Довлатова представила ученица И. П. Лупановой Н. Г. Черняева (Экономический

университет, Варна, Болгария). Ее сообщение было посвящено освоению С. Довлатовым ряда элементов и принципов фольклорно-мифологической поэтики в комическом и смешанном — серьезно-комическом режиме. Способы создания комического эффекта проиллюстрированы на материале микросюжета из повести «Иностранка» (история обогащения Аркаши Лернера). В докладе А. С. Лызловой (Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН) было рассказано ещё об одной из учениц И. П. Лупановой — Татьяне Ивановне Сенькиной (1945-1993), фольклористе-сказко-веде, научной сотруднице Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН. Их взаимоотношения прошли долгий путь от наставничества к сотрудничеству.

В сообщении А. М. Петрова (Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН) был поднят вопрос о проблемах подготовки адаптированного литературного пересказа быличек и преданий для детей. Вниманию слушателей были предложены доклады, касающиеся поэтики и проблематики произведений для детей писателей разных эпох: «Оппозиция „город — природный мир, деревня" в художественной системе „Задушевных рассказов" П. В. Засодимского» Л. И. Вигериной (Ленинградский университет им. Пушкина); «Пенье и музицирование в повести Аркадия Гайдара „Тимур и его команда"» В. В. Головина (ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом)). Оригинальное и неожиданное прочтение, предложенное в последнем докладе, вызвало бурное обсуждение.

В монографии «Полвека» И. П. Лупанова писала, что многим сказочным произведениям 1930-х гг. «свойственны те новаторские черты, что были введены в сказочный обиход романом Юрия Олеши. ...вместо традиционного народно-сказочного героя-одиночки здесь — одерживающий победу коллектив». Описанная ситуация сохраняется в литературной сказке и более позднего периода (В.Каверин, Э.Успенский и др.), и даже в современной (романы-фэнтези Н. Щербы и др.). Э. Успенский не только сохраняет, но и продолжает поэтические и семантические традиции жанра литературной сказки 20-30-х годов ХХ века. Специфике образа «героя-коллектива» был посвящен доклад «Герой-коллектив в творчестве Э. Успенского» А. Е. Розовой (ПетрГУ). Своеобразие «кооперативной беллетристики» для детей и юношества первой трети ХХ в. представила в своем докладе Е.В. Дианова (ПетрГУ). И. А. Сергиенко (ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом)) рассказала о современной научной жизни Петербургской школы изучения детской литературы и журнале «Детские чтения».

Жанровая природа фольклорной волшебной сказки, переживающая трансформацию благодаря прохождению через творческое сознание шведского писателя Свена Нурдквиста, стала предметом рассмотрения в докладе «Народно-сказочные истоки цикла Свена Нурдквиста о Петсоне и Финдусе», представленного Е. А. Сафрон (ПетрГУ). Студентка Института филологии ПетрГУ Е. С. Кобко в своем докладе «Особенности современной детской литературы Швеции» кратко осветила основные тенденции детской литературы Швеции. Особый акцент был сделан на затрагиваемых авторами темах, которые традиционно являются табуированными: вопросах телесности, буллинга, смерти.

Педагогическая тематика была отражена в докладе А. Д. Гу-саровой (г. Петрозаводск), где говорилось о проблемах конфликта в детском рассказе Л. Толстого «Акула», а также в докладе И. Н. Минеевой (Петрозаводское президентское кадетское училище), которая поделилась новыми методическими разработками, касающимися организации клуба юных писателей.

С 1941 г. по 1947 г. Ирина Петровна Лупанова училась в Ленинградском государственном университете, её последующая многолетняя исследовательская деятельность также была связана с Санкт-Петербургским университетом, а педагогическая — с Петрозаводским государственным университетом. Поэтому участниками семинара были предложены следующие доклады: Т. Н. Жуковская (Санкт-Петербургский институт истории РАН) рассмотрела и систематизировала различные формы взаимодействия столичного вуза с городским сообществом в первой половине XIX в., проанализировав способы репрезентации академической культуры в социуме. Российский университет середины XX в. как коммуникационное пространство по материалам книги И. П. Лупановой «Минувшее проходит предо мною» охарактеризовала С. Н. Филимончик (ПетрГУ). Несколько докладов были посвящены истории высшего педагогического образования: А. В. Башев представил разработанную им технологию поиска биографических материалов руководителей Удмуртского пединститута довоенного и военного периода; Е.А.Калинина (ПетрГУ) рассмотрела проблемы организации учебного процесса на отделении физического воспитания Карельского пединститута в 1956-1965 гг., что связано с тем, что именно на этом факультете преподавал в свое время муж Ирины Петровны — Евгений Михайлович Эпштейн (1923-1993). Семинар позволил представить роль семьи Лупано-вых в развитии педагогического образования Карелии: в докладе

Е. Ф. Марковской (ПетрГУ) «К 130-летию Петра Андреевича Лупанова» рассказывалось об отце Ирины Петровны, заслуженном деятеле науки Карело-Финской ССР, а в докладе В. Г. Кондратьева (Карельский институт развития образования) «Александра Георгиевна Бонч-Осмоловская: страницы жизни» речь шла о ее матери, заслуженном учителе школы Карело-Финской ССР.

Подводя итоги работы, участники семинара отметили, что научные проблемы, освещаемые через личность ученого, могут объединять исследователей из разных сфер, углубляя заявленную проблематику и расширяя формы рассмотрения. Семинар, посвященный «дарившей нам блаженный свет» Ирине Петровне Лупановой, еще раз подтвердил: в мире науки и культуры свершившееся не уходит в небытие, но пребывает как настоящее, и светлая память множит силы тех, кто в пути.

Sofia Loiter, Nadezhda Rovenko Petrozavodsk State University

SCIENTIFIC SEMINAR "ON THE 100TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF IRINA LUPANOVA" (PETROZAVODSK, 26 OCTOBER 2021)

The review presents the materials of the All-Russian scientific seminar in memory of Irina Lupanova (1921-2003), historian of children's literature, literary critic, folklorist and educator. The reports shares the contributions of Lupanova to the study of children's literature and folklore, shows how her heritage is refracted in the activities of modern researchers, and complements the biography of the scientist. The seminar was organized by the Petrozavodsk State University.

Keywords: Irina Lupanova, literary tale, children's literature, children's folklore

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.