Александр СМИРНОВ
ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В РУССКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ В КОНЦЕ 1860-х -НАЧАЛЕ 1870-х гг.
В статье анализируется переосмысление идей евангельского учения, которое тесно связывается с революционным учением и созданием новой религии.
The article analyses reconsideration of Evangelic ideas closely associated with revolutionary principles and creating the new religion.
Ключевые слова:
осмысление, евангельский социализм, новая религия, народники, судебный процесс, богоискательство; reflection, Evangelic socialism, new religion, populist movement, judicial process, God seeking.
СМИРНОВ
Александр
Григорьевич —
к.и.н., доцент
кафедры
правоведения
Нижегородского
государствеиного
ирхитектурно-
строитеиьного
университета
гstmnдФlum.m
Русские революционные демократы, недовольные ограни -ченным характером реформ в России в 60 -х — 70 -х гг. XIX в., вели неустанные поиски путей освобождения народа от цар -ского гнета, от религиозного дурмана, от произвола властей. Все их помыслы были подчинены главной задаче — побуждению народа, прежде всего крестьянства, к социальной революции, т.е. корен -ному изменению российского государственного и общественного устройства на социалистических началах. Во имя осуществления социалистической революции они использовали и теорию «разум -ного эгоизма», широко пропагандируемую в начале 1860 -х гг., и просветительские идеи, и обращения к народным массам в целях их побуждения к противодействию существующему режиму, и теорию эмансипации личности, и, наконец, пропаганду так называемого евангельского социализма.
К идее евангельского социализма впервые обратился сотруд -ник демократического журнала «Русское слово», революционный публицист Н. Соколов в работе «Социальная революция», кото -рая была издана в 1863 г. в Швейцарии на немецком языке, пере -ведена на русский язык и тайно переправлялась в Россию членами революционно демократического кружка чайковцев.
В этой книге, носившей памфлетно публицистический характер, Н. Соколов рассматривает христианство, да и само Евангелие, не как религиозный манускрипт, а как социально исторический доку мент. Публицист, анализируя Евангелие с позиции революционного народничества и утопического социализма, видит в нем наличие коммунистических идей: «Что такое учение Иисуса Христа, как не кодекс коммунизма? Иисус Христос и его апостолы проповедо -вали, чтобы мы владели всем сообща». Коммунистическое отрица ние собственности, по утверждению Н. Соколова, «есть в действи -тельности следствие учения Христа», поэтому необходимо отме -нить частную собственность и прекратить грабить народ: «Богачи, ожидайте при нынешней тишине бурю... Царство бедных близко. Берегитесь!»1.
Евангельский социализм Н. Соколова, как ни у одного из его сторонников и последователей, выражал отрицание официаль ной религии и христианской церкви, которую он характеризовал как орудие одурманивания народа, его духовного порабощения и с которым народ, прозрев и осознав свое губительное положение,
1 Кузнецов Ф. Публицисты I860-х годов. — М., 1981, с. 280.
покончит в ходе социальной революции. Н. Соколов перечеркивал христианскую заповедь о непротивлении злу насилием, видел в Христе первого революционера на земле, защитника бедных и слабых от про извола властей. Он показывал, что истин -ными продолжателями учения Христа были Томас Мюнцер, а в современной России — революционеры - народники и что так называемое Царствие Божие есть не что иное, как господство бедных и нищих, т.е. «социальная революция».
В своеобразном переосмыслении фигу ры Христа Н. Соколов зашел так далеко, что его Бог становился не только первым социалистом и первым революционером, но даже и первым анархистом, отрицав шим всякую государственность, любые формы надстроечного управления людьми. Соколов прямо утверждал: «Иисус был не только коммунистом, но также и анархи стом, потому что он не имел и понятия о гражданском управлении. Каждый маги страт казался ему врагом человечества»1. Говоря о том, что первые христиане при -зывали к неподчинению законам, к уни -чтожению государства со всеми учрежде ниями и законами, Н. Соколов трансфор мирует христианские идеи в современный ему анархизм, связывает их с теориями Прудона и Бакунина.
Идея осуществления социальной рево люции через евангельскую мораль всту пила в непримиримое противостояние с господствующей идеологией «самодержавие — православие — народность». Книга Н. Соколова была запрещена, но, по всей вероятности, не осталась без внимания среди революционных народников и в последующие годы.
Более обстоятельно идею евангельского социализма обосновал в начале 1870 -х гг. просветитель -демократ В.В. Берви - Фле -ровский2, работу которого «Положение рабочего класса в России» высоко оценил К. Маркс. Яркий публицист - народник, преследовавшийся властями за анти правительственные взгляды, В.В. Берви -Флеровский (Берви — псевдоним), убе -дившись в бесперспективности побужде -ния крестьянства к революции путем при зывов и прокламаций народников, при шел к выводу, что успеха можно достичь
1 Там же, с. 281.
2 Берви- Флеровский В.В. Избранные экономические произведения. В 2 т. — М. : Изд-во соц. -экон. литературы, 1959.
обходным путем — через создание новой религии, религии равенства, а ее апосто лами сделать молодых революционеров, направив их в народ. Это был историче -ски проторенный много веков назад путь распространения христианства, ставшего мировой религией.
Идею создания новой религии Берви Флеровский обосновал в книге «Как надо жить по закону природы и правды», изданной в 1873 г. в подпольной типогра фии долгушинского кружка. Именно в ней была изложена суть новой религии — без Бога и святых, религии революцион -ного характера. Берви -Флеровский стал идейным вдохновителем революционного кружка А.Д. Долгушина. Внимательно наблюдая за ходом революционно демократического движения в 60- х— 70 -х гг., Берви - Флеровский писал о моло -дых революционерах, готовящихся идти в народ: «... я пришел к убеждению, что успех можно будет обеспечить только одним путем — созданием новой религии! Если бы убывающие их ряды пополня -лись все новыми верующими, которые, подобно первым христианам, горели бы возрастающим энтузиазмом, тогда успех дела был бы обеспечен»3.
А.В. Долгушин написал прокламацию «К русскому народу», которая выражала идеи новой религии. В ней говорилось следующее: «Мы, ваши братья, обраща -емся к вам, угнетенным людям, и взываем во имя вечной справедливости, восстаньте против этих несправедливых порядков, не подобаемых человеку, высшему и лучшему созданию на земле... И вот когда вы потре -буете для себя лучшей участи, злые люди лиходеи станут кричать против вас, что вы бунтовщики, что вы всех перерезать хотите... Это уж так бывает всегда, вспом -ните, что говорил Христос: “Остерегайтесь же людей, ибо они будут отдавать вас в судилище и в синагогах своих будут бить вас. И поведут вас к правителям и царям за меня для свидетельства перед ними и язычниками”»4.
Долгушинцы в своей революционной пропаганде сделали отступление от идей Н.Г. Чернышевского, взяв на вооруже -ние заповеди Христа. Переосмысление Евангелия в революционном духе под тверждает утопичность их взглядов. Но
3 Кузнецов Ф. Указ. соч., с. 287.
4 Там же, с. 279.
потребность в «новой религии» вызывалась реальными обстоятельствами обществен ной жизни — необходимостью усиления пропаганды нравственного подвижниче ства во имя счастья угнетенного народа, освобождения его от пут самодержавно крепостнического строя, полицейского произвола.
Трагедия русского народничества состо яла в том, что его теоретики, последова тели и пропагандисты идей, носивших социалистическую окраску, столкнулись в реальной жизни с непониманием кре -стьянами идеи создания социализма через крестьянскую общину. Осознавая, что побудить крестьянство к борьбе за новую жизнь почти невозможно из за его религиозности и веры в царя, народ ники стали искать путь к разуму и сердцу крестьян через новую религию. Об этом совершенно ясно говорил один из членов долгушинского кружка Гамов: «На царя у нас смотрят как на помазанника божьего, а потому идти против царя в России невозможно; для этого нужно выдумать такую религию, которая была бы против царя и правительства... Надо катехизис и моменты в этом духе».
Евангельские идеи В.В. Берви-Флеровского, их пропаганда некоторыми революционными кружками в начале 70 х гг. были пресечены царскими вла стями. В 1874 г. прошел открытый судеб -ный процесс по делу народнического кружка А.В. Долгушина, существовавшего в 1872—1873 гг. в Петербурге и Москве, насчитывавшего около 20 членов и имев -шего подпольную типографию.
Особое внимание в ходе судебного процесса было обращено на проклама цию кружковцев «О мученике Николае и как должно жить по закону природы и правды». Эта тема была созвучна с вопро сом о «нормальном человеке», который был одним из основных в дискуссиях. В публикуемых материалах о ходе судеб ного процесса приводились слова А.В. Долгушина по вопросу о «нормальном человеке»1. Речь шла, надо понимать, об отсутствии в царской России самых обык новенных прав, которыми должен обла -дать человек. Требование долгушинцев обеспечить естественные, равные права
личности противоречило российским законам.
Суд приговорил пятерых из числа обви -няемых за противоправительственную пропаганду и антицерковное направление мыслей к каторжным работам (от 5 до 10 лет) с лишением всех прав, в т.ч. числе и прав дворянства. Это были А.В. Долгушин, инженер Л.А. Дмоховский (дворянин), которого прокурор назвал главным «идей -ным вдохновителем кружка», бывшие сту -денты И.И. Панин и Н.А. Плотников, а также учитель Д.И. Гамов (дворянин).
Попытки части народников исполь зовать в борьбе с самодержавно крепостническим строем евангельский социализм, чтобы через него, т.е. обход -ным путем, побудить народ к социаль ному перевороту, оказались неудачными не только потому, что были пресечены царскими властями, но и потому, что они были наивными, умозрительными, дале кими от реальной действительности.
Однако сама идея евангельского социа -лизма, представленная перед русской общественностью в ходе открытого судеб -ного процесса над долгушинцами, стала предметом художественного воплощения в русской литературе. Первым писате -лем, уделившим внимание этой идее, был Ф.М. Достоевский, своеобразно прело-мивший ее в своем романе «Подросток». В нем он поставил вопрос о соотношении социализма и атеизма, нигилизма и рели гии. Используя материалы судебного про цесса над долгушинцами, Достоевский показал, что настоящий нигилизм и ниги листы (а долгушинцы были нигилистами) ни под каким видом не могут примириться с реальным положением дел в обществе2.
Уклон революционных демократов в богоискательство и богостроительство в 1870 - е гг. был во многом обусловлен теми реальными трудностями, которые переживали революционеры, пытаясь настроить народ против царя, идя на под вижническое самопожертвование через казни, каторгу и ссылку. После поражения Первой русской революции 1905—1907 гг., в годы реакции идеи евангельского социа лизма были трансформированы в фило -софском направлении богостроительства и богоискательства.
1 Голос, 1874, 13 июля, № 142.
2 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. XVI, с. 285.