Научная статья на тему 'Евангельский социализм в русской публицистике в конце 1860-х начале 1870-х гг'

Евангельский социализм в русской публицистике в конце 1860-х начале 1870-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСМЫСЛЕНИЕ / ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СОЦИАЛИЗМ / НОВАЯ РЕЛИГИЯ / НАРОДНИКИ / СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / БОГОИСКАТЕЛЬСТВО / REFLECTION / EVANGELIC SOCIALISM / NEW RELIGION / POPULIST MOVEMENT / JUDICIAL PROCESS / GOD SEEKING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнов Александр Григорьевич

В статье анализируется переосмысление идей евангельского учения, которое тесно связывается с революционным учением и созданием новой религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses reconsideration of Evangelic ideas closely associated with revolutionary principles and creating the new religion.

Текст научной работы на тему «Евангельский социализм в русской публицистике в конце 1860-х начале 1870-х гг»

Александр СМИРНОВ

ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В РУССКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ В КОНЦЕ 1860-х -НАЧАЛЕ 1870-х гг.

В статье анализируется переосмысление идей евангельского учения, которое тесно связывается с революционным учением и созданием новой религии.

The article analyses reconsideration of Evangelic ideas closely associated with revolutionary principles and creating the new religion.

Ключевые слова:

осмысление, евангельский социализм, новая религия, народники, судебный процесс, богоискательство; reflection, Evangelic socialism, new religion, populist movement, judicial process, God seeking.

СМИРНОВ

Александр

Григорьевич —

к.и.н., доцент

кафедры

правоведения

Нижегородского

государствеиного

ирхитектурно-

строитеиьного

университета

гstmnдФlum.m

Русские революционные демократы, недовольные ограни -ченным характером реформ в России в 60 -х — 70 -х гг. XIX в., вели неустанные поиски путей освобождения народа от цар -ского гнета, от религиозного дурмана, от произвола властей. Все их помыслы были подчинены главной задаче — побуждению народа, прежде всего крестьянства, к социальной революции, т.е. корен -ному изменению российского государственного и общественного устройства на социалистических началах. Во имя осуществления социалистической революции они использовали и теорию «разум -ного эгоизма», широко пропагандируемую в начале 1860 -х гг., и просветительские идеи, и обращения к народным массам в целях их побуждения к противодействию существующему режиму, и теорию эмансипации личности, и, наконец, пропаганду так называемого евангельского социализма.

К идее евангельского социализма впервые обратился сотруд -ник демократического журнала «Русское слово», революционный публицист Н. Соколов в работе «Социальная революция», кото -рая была издана в 1863 г. в Швейцарии на немецком языке, пере -ведена на русский язык и тайно переправлялась в Россию членами революционно демократического кружка чайковцев.

В этой книге, носившей памфлетно публицистический характер, Н. Соколов рассматривает христианство, да и само Евангелие, не как религиозный манускрипт, а как социально исторический доку мент. Публицист, анализируя Евангелие с позиции революционного народничества и утопического социализма, видит в нем наличие коммунистических идей: «Что такое учение Иисуса Христа, как не кодекс коммунизма? Иисус Христос и его апостолы проповедо -вали, чтобы мы владели всем сообща». Коммунистическое отрица ние собственности, по утверждению Н. Соколова, «есть в действи -тельности следствие учения Христа», поэтому необходимо отме -нить частную собственность и прекратить грабить народ: «Богачи, ожидайте при нынешней тишине бурю... Царство бедных близко. Берегитесь!»1.

Евангельский социализм Н. Соколова, как ни у одного из его сторонников и последователей, выражал отрицание официаль ной религии и христианской церкви, которую он характеризовал как орудие одурманивания народа, его духовного порабощения и с которым народ, прозрев и осознав свое губительное положение,

1 Кузнецов Ф. Публицисты I860-х годов. — М., 1981, с. 280.

покончит в ходе социальной революции. Н. Соколов перечеркивал христианскую заповедь о непротивлении злу насилием, видел в Христе первого революционера на земле, защитника бедных и слабых от про извола властей. Он показывал, что истин -ными продолжателями учения Христа были Томас Мюнцер, а в современной России — революционеры - народники и что так называемое Царствие Божие есть не что иное, как господство бедных и нищих, т.е. «социальная революция».

В своеобразном переосмыслении фигу ры Христа Н. Соколов зашел так далеко, что его Бог становился не только первым социалистом и первым революционером, но даже и первым анархистом, отрицав шим всякую государственность, любые формы надстроечного управления людьми. Соколов прямо утверждал: «Иисус был не только коммунистом, но также и анархи стом, потому что он не имел и понятия о гражданском управлении. Каждый маги страт казался ему врагом человечества»1. Говоря о том, что первые христиане при -зывали к неподчинению законам, к уни -чтожению государства со всеми учрежде ниями и законами, Н. Соколов трансфор мирует христианские идеи в современный ему анархизм, связывает их с теориями Прудона и Бакунина.

Идея осуществления социальной рево люции через евангельскую мораль всту пила в непримиримое противостояние с господствующей идеологией «самодержавие — православие — народность». Книга Н. Соколова была запрещена, но, по всей вероятности, не осталась без внимания среди революционных народников и в последующие годы.

Более обстоятельно идею евангельского социализма обосновал в начале 1870 -х гг. просветитель -демократ В.В. Берви - Фле -ровский2, работу которого «Положение рабочего класса в России» высоко оценил К. Маркс. Яркий публицист - народник, преследовавшийся властями за анти правительственные взгляды, В.В. Берви -Флеровский (Берви — псевдоним), убе -дившись в бесперспективности побужде -ния крестьянства к революции путем при зывов и прокламаций народников, при шел к выводу, что успеха можно достичь

1 Там же, с. 281.

2 Берви- Флеровский В.В. Избранные экономические произведения. В 2 т. — М. : Изд-во соц. -экон. литературы, 1959.

обходным путем — через создание новой религии, религии равенства, а ее апосто лами сделать молодых революционеров, направив их в народ. Это был историче -ски проторенный много веков назад путь распространения христианства, ставшего мировой религией.

Идею создания новой религии Берви Флеровский обосновал в книге «Как надо жить по закону природы и правды», изданной в 1873 г. в подпольной типогра фии долгушинского кружка. Именно в ней была изложена суть новой религии — без Бога и святых, религии революцион -ного характера. Берви -Флеровский стал идейным вдохновителем революционного кружка А.Д. Долгушина. Внимательно наблюдая за ходом революционно демократического движения в 60- х— 70 -х гг., Берви - Флеровский писал о моло -дых революционерах, готовящихся идти в народ: «... я пришел к убеждению, что успех можно будет обеспечить только одним путем — созданием новой религии! Если бы убывающие их ряды пополня -лись все новыми верующими, которые, подобно первым христианам, горели бы возрастающим энтузиазмом, тогда успех дела был бы обеспечен»3.

А.В. Долгушин написал прокламацию «К русскому народу», которая выражала идеи новой религии. В ней говорилось следующее: «Мы, ваши братья, обраща -емся к вам, угнетенным людям, и взываем во имя вечной справедливости, восстаньте против этих несправедливых порядков, не подобаемых человеку, высшему и лучшему созданию на земле... И вот когда вы потре -буете для себя лучшей участи, злые люди лиходеи станут кричать против вас, что вы бунтовщики, что вы всех перерезать хотите... Это уж так бывает всегда, вспом -ните, что говорил Христос: “Остерегайтесь же людей, ибо они будут отдавать вас в судилище и в синагогах своих будут бить вас. И поведут вас к правителям и царям за меня для свидетельства перед ними и язычниками”»4.

Долгушинцы в своей революционной пропаганде сделали отступление от идей Н.Г. Чернышевского, взяв на вооруже -ние заповеди Христа. Переосмысление Евангелия в революционном духе под тверждает утопичность их взглядов. Но

3 Кузнецов Ф. Указ. соч., с. 287.

4 Там же, с. 279.

потребность в «новой религии» вызывалась реальными обстоятельствами обществен ной жизни — необходимостью усиления пропаганды нравственного подвижниче ства во имя счастья угнетенного народа, освобождения его от пут самодержавно крепостнического строя, полицейского произвола.

Трагедия русского народничества состо яла в том, что его теоретики, последова тели и пропагандисты идей, носивших социалистическую окраску, столкнулись в реальной жизни с непониманием кре -стьянами идеи создания социализма через крестьянскую общину. Осознавая, что побудить крестьянство к борьбе за новую жизнь почти невозможно из за его религиозности и веры в царя, народ ники стали искать путь к разуму и сердцу крестьян через новую религию. Об этом совершенно ясно говорил один из членов долгушинского кружка Гамов: «На царя у нас смотрят как на помазанника божьего, а потому идти против царя в России невозможно; для этого нужно выдумать такую религию, которая была бы против царя и правительства... Надо катехизис и моменты в этом духе».

Евангельские идеи В.В. Берви-Флеровского, их пропаганда некоторыми революционными кружками в начале 70 х гг. были пресечены царскими вла стями. В 1874 г. прошел открытый судеб -ный процесс по делу народнического кружка А.В. Долгушина, существовавшего в 1872—1873 гг. в Петербурге и Москве, насчитывавшего около 20 членов и имев -шего подпольную типографию.

Особое внимание в ходе судебного процесса было обращено на проклама цию кружковцев «О мученике Николае и как должно жить по закону природы и правды». Эта тема была созвучна с вопро сом о «нормальном человеке», который был одним из основных в дискуссиях. В публикуемых материалах о ходе судеб ного процесса приводились слова А.В. Долгушина по вопросу о «нормальном человеке»1. Речь шла, надо понимать, об отсутствии в царской России самых обык новенных прав, которыми должен обла -дать человек. Требование долгушинцев обеспечить естественные, равные права

личности противоречило российским законам.

Суд приговорил пятерых из числа обви -няемых за противоправительственную пропаганду и антицерковное направление мыслей к каторжным работам (от 5 до 10 лет) с лишением всех прав, в т.ч. числе и прав дворянства. Это были А.В. Долгушин, инженер Л.А. Дмоховский (дворянин), которого прокурор назвал главным «идей -ным вдохновителем кружка», бывшие сту -денты И.И. Панин и Н.А. Плотников, а также учитель Д.И. Гамов (дворянин).

Попытки части народников исполь зовать в борьбе с самодержавно крепостническим строем евангельский социализм, чтобы через него, т.е. обход -ным путем, побудить народ к социаль ному перевороту, оказались неудачными не только потому, что были пресечены царскими властями, но и потому, что они были наивными, умозрительными, дале кими от реальной действительности.

Однако сама идея евангельского социа -лизма, представленная перед русской общественностью в ходе открытого судеб -ного процесса над долгушинцами, стала предметом художественного воплощения в русской литературе. Первым писате -лем, уделившим внимание этой идее, был Ф.М. Достоевский, своеобразно прело-мивший ее в своем романе «Подросток». В нем он поставил вопрос о соотношении социализма и атеизма, нигилизма и рели гии. Используя материалы судебного про цесса над долгушинцами, Достоевский показал, что настоящий нигилизм и ниги листы (а долгушинцы были нигилистами) ни под каким видом не могут примириться с реальным положением дел в обществе2.

Уклон революционных демократов в богоискательство и богостроительство в 1870 - е гг. был во многом обусловлен теми реальными трудностями, которые переживали революционеры, пытаясь настроить народ против царя, идя на под вижническое самопожертвование через казни, каторгу и ссылку. После поражения Первой русской революции 1905—1907 гг., в годы реакции идеи евангельского социа лизма были трансформированы в фило -софском направлении богостроительства и богоискательства.

1 Голос, 1874, 13 июля, № 142.

2 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. XVI, с. 285.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.