ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ТЕМА В «МАСТЕРЕ И МАРГАРИТЕ» М.А.БУЛГАКОВА, «ПЛАХЕ» Ч.Т.АЙТМАТОВА И «ОТЯГОЩЕННЫХ ЗЛОМ, ИЛИ СОРОК ЛЕТ СПУСТЯ» А. И Б.Н.СТРУГАЦКИХ: ОПЫТ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
Суровцева Е.В. ®
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник лаборатории общей и компьютерной лексикологии и лексикографии филологического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова
Аннотация
В статье предпринимается попытка проанализировать евангельскую тему в таких произведениях, как «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, «Плаха» Ч.Т.Айтматова и «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» А. и Б.Н.Стругацких. При этом мы ставим себе целью проследить также отражение булгаковских традиций в «Плахе» и «Отягощённых злом» В заключение делаются выводы из нашего исследования относительно адекватности отражения в трёх рассматриваемых нами произведениях христианского вероучения.
Ключевые слова: Айтматов, Булгаков, Стругацкие, Евангелие, Христос, богословие, традиции.
Keywords: Aitmatov, Bulgakov, Strugatskys, the Gospel, Christ, theology, traditionbi.
В XX веке в России появились произведения, напрямую вводящие евангельские сюжеты в ткань повествования. Одно из таких произведений - «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова (1928 - 1940). Не менее интересен тот факт, что к подобному же приёму прибегает Ч.Т.Айтматов (1986) - писатель, принадлежащий к внехристианской культуре, но обладающий двойственным художественным мышлением и пишущий на двух языках. Чуть позже вышел ещё один роман, посвящённый, в частности, евангельской теме -«Отягощённых злом, или Сорок лет спустя» А. и Б.Н.Стругацких (1988)». На наш взгляд, в «Плахе» и в «Отягощённых злом» преломились традиции булгаковского произведения, хотя и весьма по-разному.
В отечественной науке оценка произведения Булгакова весьма неоднозначно - от возвеличивания до прямых обвинений в сатанизме. Однако, на наш взгляд, Булгаков в этой своей книге предстал как христианский писатель, свидетельствующий о Боге.
В литературоведении уже делалась попытка сопоставить книги Булгакова и Айтматова [3]. Исследовательница полагает, что Айтматов ведёт с Булгаковым диалог в духе традиции назира («ответа»). Не оспаривая этого положения, нам хотелось бы ещё раз проанализировать, в чём именно сходство и отличие булгаковского [2] и айтматовского [1] романов, а также произведений Булгакова и Стругацких [7]. На наш взгляд, сопоставление в рамках одной статьи всех трёх названных произведений поможет систематизировать фактический материал и поможет лучше уяснить сложнейшие проблемы русского литературоведения - с одной стороны, использование евангельских сюжетов в нашей литературе, с другой - смысл и восприятие «Мастера и Маргариты», а также влияние романа на последующую литературную традицию.
При чтении «Плахи» бросается в глаза большая точность в передаче известных евангельских деталей по сравнению с «Мастером и Маргаритой». Назовём некоторые из них. Айтматовский Иисус въезжает в Иерусалим на серой ослице, тогда как булгаковский Иешуа входит в город пешком. Айтматовский Иисус имеет много учеников и последователей, Иешуа же предан один Левий Матвей. Очень важно то, что айтматовский Иисус - Сын
® Суровцева Е.В., 2017 г.
Божий, булгаковский Иешуа - безродный бродячий философ. (Любопытная деталь: в «Плахе» есть упоминание о сне жены Пилата и о её попытке спасти Христа; Айтматов вкладывает в уста своего Пилата известную фразу «Я умываю руки» - всё это нам известно по Евангелию от Матфея). Совершенно другой ракурс, другой «сюжет» - у Стругацких. В произведении говорится о том, что через несколько лет после крёстной смерти Христа апостол Иоанн, в прошлом разбойник, в ссоре убивает Агасфера - Вечного Жида. Проклятие Агасфера переходит на Иоанна. Апокалипсис был записан учеником Иоанна Прохором - так же, как учение булгаковского Иешуа - Левием Матвеем. Однако и Прохор, и Левий Матвей записали «учение» своих наставников в искажённом виде: Матвей не понял слов Иешуа, Прохор же в силу того, что Иоанн был довольно костноязычен, вынужден был «творчески перерабатывать» услышанное.
Анализируя образ Иешуа в «пилатовских главах» «Мастера и Маргариты», следует отметить, что, на наш взгляд, Булгаков под именем Иешуа вывел Христа, но не евангельского, а так, как изображала его атеистическая пропаганда: Иисус - не Христос, не Сын Божий, Он не воскресал, Он не творил чудес, Его учение абстрактно и к реальной жизни неприменимо и даже непонятно, в чём оно, собственно, состоит, так как Евангелия недостоверны. Не всё однозначно и в «Плахе». Видения встречи Иисуса и Пилата возникли в сознании бывшего семинариста Авдия Каллистратова, но несмотря на всю близость этих видений к евангельскому тексту это сознание законченного атеиста, видящего лишь внешнюю канву земной истории Христа, но не понимающего, например, смысла Голгофы, не признающего объективного существования Бога и принижающего Его до уровня человека. Так, на вопрос Петрухи, есть ли Бог, он отвечает, что для кого-то Он есть, для кого-то - нет, и вообще Он существует только в наших головах. Очевидно, что человеку с такими воззрениями в семинарии делать нечего. Главной темой романа Стругацких стала тема воспитания. Кроме того, по меткому замечанию С. Лукьяненко, писатели «были атеистами - не воинствующими, конечно, но Бога они уверенно вынесли за скобки». «Отягощённые злом» - единственный роман, в котором религиозный материал «оказался для них даже не фоном, а предметом разговора» [5, с. 10]. Именно атеистическое восприятие личности Христа как Стругацкими, так и читателями и критиками, предполагающее отношение к Спасителю как к простому учителю нравственности позволяет сделать вывод, например, о том, что смерть на кресте - это единственная возможность высказаться и быть услышанным, и отметить параллели между Иоанном, Агасфером Лукичом, Игорем Мытариным [6, с. 203, 204]. Более того: в результате пересечения сюжетов в романе Стругацких делается прямое отождествление Иоанна с Агасфером Лукичом и Христа («Равви») с Демиургом, не могущим творить абсолютное добро, а только добро, «отягощённое злом» (что отсылает нас к учению гностиков), да ещё в обмен на «особую нематериальную субстанцию», иными словами - душу. Отметим также, что в «Отягощённых злом» Демиург имеет целый ряд наименований - он назван именем иудейского Бога и целого ряда языческих божков из самых разнообразных культов - Гефест, Гу, Вишвакарман и др. Ещё один важный момент: сами Стругацкие уподобляют Демиурга Воланду [7, с. 10].
Айтматовский Гришан, подобно булгаковскому Воланду, доказывает невозможность существования добра без зла. Дьякон Андрей Кураев замечает, что «... если в романе Мастера излагается философия Толстого, то от себя Воланд (добавим от себя: и Гришан -Е.С.) излагает философию Блаватской - Рериха» [4, с. 30].
Роман «Мастер и Маргарита» написан христианином, который задался целью «методом от противного» доказать существование Бога. Критики романа «Плаха» отмечали некоторую философскую эклектичность мировоззрения его автора. Несогласие может вызвать то, что Айтматов рассматривает христианскую церковь в основном как чисто социальный институт, оберегающий «чистоту вероучения от каких бы то ни было, пусть даже благонамеренных новомыслей» [1, с. 17] (естественно, человек, не соотносящий себя с христианством, не обязан принимать на веру постулат о Церкви как о Христовом установлении, однако, берясь за христианскую тему, желательно учитывать логику
христиан). Однако крайне важен тот факт, что взгляд Айтматова на Церковь весьма благожелателен. Роман «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» написан с чисто атеистических позиций, рассматривающих Христа только как учителя нравственности (отметим, что в тексте романа есть прямые высказывания против христианства).
Литература
1. Айтматов Ч.Т. Плаха. - М., 1987.
2. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Роман. - М., 1988.
3. Давыдова Т.Т. Диалог Ч.Айтматова с М.Булгаковым и традиция назира // Традиции русской классики XX века и современность. Материалы международной научной конференции, 14 - 15 ноября 2002 года. - М.: Издательство Московского университета, 2002. - С. 237 - 239.
4. Кураев Андрей, дьякон. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? - М., 2005.
5. Лукьяненко С. Отягощённые мудростью. Ещё раз о братьях Стругацких // Фома. - 2009. - № 2.
6. Переслегин С. Скованные одной цепью [Послесловие] // Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Отягощённые злом, или Сорок лет спустя. Роман. - М., 1989.
7. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Отягощённые злом, или Сорок лет спустя. Роман. - М., 1989.