Научная статья на тему 'ЭВАКУАЦИЯ МОСКОВСКОГО АВТОЗАВОДА ИМЕНИ СТАЛИНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ГОРОД ШАДРИНСК: ВОСПОМИНАНИЯ Л.Я. ПУЧКОВА'

ЭВАКУАЦИЯ МОСКОВСКОГО АВТОЗАВОДА ИМЕНИ СТАЛИНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ГОРОД ШАДРИНСК: ВОСПОМИНАНИЯ Л.Я. ПУЧКОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
299
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЭВАКУАЦИЯ / ШАДРИНСК / ШАДРИНСКИЙ АВТОАГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД / ВОСПОМИНАНИЯ / ПУЧКОВ Л.Я / ДИРЕКТОР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пьянков Степан Александрович

В статье анализируются воспоминания Л.Я. Пучкова - первого директора Шадринского автоагрегатного завода, созданного в результате эвакуации Московского автомобильного завода имени И.В. Сталина в годы Великой Отечественной войны. Отмечено, что жизненный путь Л.Я. Пучкова был сложным и во многом типичным для руководителей промышленности периода Великой Отечественной войны. Автор воспоминаний прошел ступени карьерного роста от рабочего до крупного руководителя промышленностью. Сделан вывод о том, что воспоминания позволяют расширить наши представления о ходе и результатах процесса эвакуации промышленности на Урал, воссоздать детальную картину становления новых предприятий автомобилестроения в условиях военного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVACUATION OF THE MOSCOW AUTO PLANT NAMED AFTER STALIN DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR TO THE CITY OF SHADRINSK: MEMORIES OF L.YA. PUCHKOV

The article analyzes the memories of L.Ya. Puchkov, the first director of the Shadrinsk Auto Aggregate Plant, created as a result of the evacuation of the Moscow Automobile Plant (Zavod Imeni I.V. Stalina) during the Great Patriotic War. It is noted that the life path of L.Ya. Puchkov was difficult and in many ways typical for the leaders of industry during the period of Great Patriotic War. The author of the memoirs went through the stages of career growth from a worker to a major industry leader. It is concluded that memories allow us to expand our understanding of the course and results of the evacuation of industry to the Urals cities, to recreate a detailed picture of the formation of new automotive enterprises in wartime conditions.

Текст научной работы на тему «ЭВАКУАЦИЯ МОСКОВСКОГО АВТОЗАВОДА ИМЕНИ СТАЛИНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ГОРОД ШАДРИНСК: ВОСПОМИНАНИЯ Л.Я. ПУЧКОВА»

15. ЦГАСО. Ф. Р-1692. Оп. 10. Д. 5.

16. Самарский областной архив социально-политической истории (СОГАСПИ). Ф. 656. Оп. 30. Д. 687.

17. СОГАСПИ. Ф. 714. Оп. 1. Д. 699.

18. СОГАСПИ. Ф. 714. Оп. 1. Д. 693.

19. СОГАСПИ. Ф. 714. Оп. 1. Д. 694.

20. СОГАСПИ. Ф. 714. Оп. 1. Д. 695.

21. СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 31. Д. 180.

22. СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 59. Д. 127.

23. СОГАСПИ. Ф. 899. Оп. 10. Д. 519.

24. СОГАСПИ. Ф. 1683. Оп. 1. Д. 102.

25. СОГАСПИ. Ф. 1683. Оп. 1. Д. 103.

26. СОГАСПИ. Ф. 1683. Оп. 1. Д. 119.

27. СОГАСПИ. Ф. 2461. Оп. 1. Д. 507.

28. СОГАСПИ. Ф. 1683. Оп. 16. Д. 7.

29. СОГАСПИ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 43.

30. СОГАСПИ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 57.

References and Sources

1. Talashova V.A. Sovetskij komsomol - aktivnyj uchastnik dvizheniya solidarnosti s respublikanskoj Ispaniej v period nacional'no-revolyucionnoj vojny (1936-1939 gg.): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - L., 2006.

2. Elpat'evskij A.V. Ispanskaya emigraciya v SSSR. Istoriografiya i istochniki. - Tver', 2002.

3. Sergeev S.S. Dvizhenie solidarnosti sovetskogo naroda s respublikanskoj Ispaniej (1936-1939 gg.): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - Yaroslavl', 2006.

4. Malaj V.V. Mezhdunarodnye aspekty Grazhdanskoj vojny v Ispanii 1936-1939 gg.: avtoref. dis. ... dokt. ist. nauk. - M., 2004.

5. Fernandes-Eres A.P. Social'naya adaptaciya vypusknikov detskih domov dlya ispanskih detej (1940-1947) // Vestnik RGGU. Seriya «Istoriya. Filologiya. Kul'turologiya. Vostokovedenie». - 2018. - № 5 (38). - S. 64-73.

6. Malinkin E.M. «NINOS DE RUSIA» («Deti Rossii») V Kujbysheve // Informacionnaya deyatel'nost' upravleniya gosudarstvennoj arhivnoj sluzhby Samarskoj oblasti. 2017.

7. SHorina A. «Viva SSSR!»: kak zhili malen'kie ispancy v Kujbyshevskom detdome // 63.ru. Samara onlajn. URL: https://63.ru/text/culture/2018/05/07/54398941/, rezhim dostupa - svobodnyj

8. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Samarskoj oblasti (CGASO). F. R-1646. Op. 2. D. 1.

9. CGASO. F. R-1646. Op. 2. D. 2.

10. CGASO. F. R-1646. Op. 2. D. 3.

11. CGASO. F. R-1646. Op. 2. D. 4.

12. CGASO. F. R-1646. Op. 3. D. 2.

13. CGASO. F. R-1646. Op. 3. D. 13.

14. CGASO. F. R-1646. Op. 3. D. 1.

15. CGASO. F. R-1692. Op. 10. D. 5.

16. Samarskij oblastnoj arhiv social'no-politicheskoj istorii (SOGASPI). F. 656. Op. 30. D. 687.

17. SOGASPI. F. 714. Op. 1. D. 699.

18. SOGASPI. F. 714. Op. 1. D. 693.

19. SOGASPI. F. 714. Op. 1. D. 694.

20. SOGASPI. F. 714. Op. 1. D. 695.

21. SOGASPI. F. 656. Op. 31. D. 180.

22. SOGASPI. F. 656. Op. 59. D. 127.

23. SOGASPI. F. 899. Op. 10. D. 519.

24. SOGASPI. F. 1683. Op. 1. D. 102.

25. SOGASPI. F. 1683. Op. 1. D. 103.

26. SOGASPI. F. 1683. Op. 1. D. 119.

27. SOGASPI. F. 2461. Op. 1. D. 507.

28. SOGASPI. F. 1683. Op. 16. D. 7.

29. SOGASPI. F. 9414. Op. 1. D. 43.

30. SOGASPI. F. 9414. Op. 1. D. 57.

РОКУТОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Медицинского университета «Реавиз» (г. Самара) (rokutowa.olga@yandex.ru).

ROKUTOVA, OLGA A. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of Humanitarian Disciplines of the Medical University "Reaviz" (Samara) (rokutowa.olga@yandex.ru).

УДК 94(470.5)«1941/1945»:929(093.3) Б01: 10.24412/2308-264Х-2022-5-253-262

ПЬЯНКОВ С.А.

ЭВАКУАЦИЯ МОСКОВСКОГО АВТОЗАВОДА ИМЕНИ СТАЛИНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ГОРОД ШАДРИНСК: ВОСПОМИНАНИЯ Л.Я. ПУЧКОВА

Ключевые слова: Великая Отечественная война, эвакуация, Шадринск, Шадринский автоагрегатный завод, воспоминания, Пучков Л.Я., директор.

В статье анализируются воспоминания Л.Я. Пучкова - первого директора Шадринского автоагрегатного завода, созданного в результате эвакуации Московского автомобильного завода имени И.В. Сталина в годы Великой Отечественной войны. Отмечено, что жизненный путь Л.Я. Пучкова был сложным и во многом типичным для руководителей промышленности периода Великой Отечественной войны. Автор воспоминаний прошел ступени карьерного роста от рабочего до крупного руководителя промышленностью. Сделан вывод о том, что воспоминания позволяют расширить наши представления о ходе

и результатах процесса эвакуации промышленности на Урал, воссоздать детальную картину становления новых предприятий автомобилестроения в условиях военного времени.

P'YANKOV, S.A.

EVACUATION OF THE MOSCOW AUTO PLANT NAMED AFTER STALIN DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR TO THE CITY OF SHADRINSK: MEMORIES OF L.YA. PUCHKOV

Keywords: Great Patriotic War, evacuation, Shadrinsk, Shadrinsk Auto Aggregate Plant, memories, Puchkov L.Ya., director.

The article analyzes the memories of L.Ya. Puchkov, the first director of the Shadrinsk Auto Aggregate Plant, created as a result of the evacuation of the Moscow Automobile Plant (Zavod Imeni I.V. Stalina) during the Great Patriotic War. It is noted that the life path of L.Ya. Puchkov was difficult and in many ways typical for the leaders of industry during the period of Great Patriotic War. The author of the memoirs went through the stages of career growth from a worker to a major industry leader. It is concluded that memories allow us to expand our understanding of the course and results of the evacuation of industry to the Urals cities, to recreate a detailed picture of the formation of new automotive enterprises in wartime conditions.

Воспоминания первого директора Шадринского автоагрегатного завода - Леонида Яковлевича Пучкова посвящены эвакуации Московского автомобильного завода имени Сталина и созданию автомобильного производства в тыловых районах страны. Они были записаны по прошествии более чем 18 лет после окончания Великой Отечественной войны - 18 февраля 1964 г. Обстоятельства появления на свет этого и других подобных письменных свидетельств о событиях военной поры непосредственно связаны с работой комиссии по истории автогиганта советской индустрии - Московского автозавода имени И.А. Лихачева (ЗИЛ), до 1956 г. носившего имя И.В. Сталина. Работа комиссии по истории Московского автозавода развернулась в преддверии 50-летнего юбилея предприятия. В ее состав вошли видные представители коллектива автозавода, а также научные сотрудники Института истории Академии наук СССР. Главным результатом работы комиссии стала монография «История Московского автозавода имени И.А. Лихачева», вышедшая в издательстве «Мысль» в 1966 году. В ходе подготовки книги были собраны многочисленные архивные документы, материалы заводской, московской городской и центральной печати, а также воспоминания участников исторических событий. По свидетельству авторов книги, в ее подготовке участвовали многие заводчане: «Свыше 500 заводских работников помогали воссоздать правдивую картину сложного, трудного, но славного пути коллектива предприятия...» [1, с. 8].

Собранный комиссией массив документов отложился в архивном фонде завода, который в настоящее время хранится в Центральном государственном архиве города Москвы (Фонд Р-415. «ОАО "Московский завод им. И.А. Лихачева" (АМО ЗИЛ)»). При подготовке «Истории Московского автозавода имени И.А. Лихачева» была использована лишь часть воспоминаний. Некоторые из собранных письменных свидетельств работников завода были опубликованы. Так, например, в 1966 г. вышли в свет воспоминания П.И. Смирнова, работавшего накануне войны начальником производства Московского автозавода, а в годы войны принимавшего участие в эвакуации автозавода и в строительстве Ульяновского автозавода [2]. Тем не менее, большое количество воспоминаний, так и не были опубликованы.

В современной отечественной исторической науке (в отличие от историографии советской) история промышленности уже давно не занимает прежних лидирующих позиций. Однако несмотря на эти обстоятельства, история развития советской индустрии не может и не должна быть снята с повестки дня современной российской исторической науки. История промышленных предприятий страны, а тем более флагманов советской индустрии, в предельно концентрированном виде отражает в своем развитии перипетии социально-экономической трансформации страны почти всего XX в. Одним из символов «советской промышленной цивилизации» является ЗИЛ. История автозавода демонстрирует стремительный взлет советской индустрии, преодоление тягот и невзгод военного времени, Победу в Великой Отечественной войне, достижения послевоенного развития, а также разрушение отечественной промышленной мощи в последнее десятилетие XX столетия [3-9].

Внимание исследователей к документальному наследию Московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева, несмотря на ликвидацию предприятия и застройку его территории, сохраняется и в настоящий момент [10, 11]. Продолжается изучение исторических источников, отложившихся в архивных хранилищах [12, 13]. Поднимаются вопросы о сохранении документального наследия заводского музея, которое может быть безвозвратно утрачено, а вместе

с его утратой бесследно исчезнут значимые страницы прошлого истории страны и города Москвы [14]. Полагаем, что изучение архивных источников является одним из лучших способов познания прошлого. Публикации архивных документов последних лет показывают, что фонды отечественных архивов хранят еще множество документов, позволяющих раскрыть и детализировать обстоятельства эвакуации Московского автозавода в Поволжье и на Урал, воссоздать детальную картину становления новых предприятий автомобильной промышленности в условиях военного времени и оценить результаты этого процесса для социально-экономического развития страны [15, 16].

В результате эвакуации части оборудования и работников предприятия на Востоке страны был создан ряд заводов автомобильной отрасли: Ульяновский автомобильный завод имени И.В. Сталина, Уральский автомобильный завод имени И.В. Сталина в городе Миассе, Кузнечнопрессовый завод имени И.В. Сталина в городе Челябинске, Шадринский автоагрегатный завод имени И.В. Сталина. Таким образом, эвакуация лишь одного гиганта советской автоиндустрии положила начало новой для Урала отрасли промышленности -автомобилестроения [17].

Публикуемые воспоминания Л.Я. Пучкова повествуют о создании Шадринского автоагрегатного завода, директором которого он являлся на протяжении всего периода Великой Отечественной войны. Имя Л.Я. Пучкова лишь упоминается на страницах книг по истории Московского автомобильного и Шадринского автоагрегатного заводов [1, с. 356-359], [18, с. 5-62].

Жизненный путь Л.Я. Пучкова был сложным и во многом типичным для руководителей промышленности периода Великой Отечественной войны. Автор публикуемых воспоминаний прошел ступени карьерного роста от рабочего до крупного руководителя промышленностью.

Согласно скупым строкам биографических данных, имеющихся в нашем распоряжении, Леонид Яковлевич Пучков родился в семье рабочего в 1908 г. Отец Л.Я. Пучкова работал наборщиком Первой образцовой типографии в Москве, известной до революции 1917 г. как «Сытинская типография», мать была домохозяйкой [19, л.л. 7-12]. В 1926 г. Пучков в возрасте 17 лет устроился на автомобильный завод учеником жестянщика в Кузнечном цехе. Работа жестянщика на автозаводе в то время была трудным занятием и подразумевала изготовление вручную таких сложных деталей кабины полуторатонного грузовика АМО Ф-15 как: кожух капота, крылья и других деталей автомобиля.

Работая на автозаводе, Л.Я. Пучков включился в общественную деятельность. В 1926 г. он был принят в ряды ВЛКСМ, с 1927 по 1930 г. являлся секретарем комсомольской организации Кузовного цеха. В 1929 г. стал кандидатом в члены ВКП(б), а в 1930 г. - членом партии.

В 1928-1929 гг. на Московском автозаводе развернулось социалистическое соревнование, активным участником которого был и Л.Я. Пучков. В эти годы Пучков возглавлял комсомольско-молодежную бригаду жестянщиков Кузовного цеха. В конце 1929 г. Московский автозавод взял шефство над Новоаннинским районом (в настоящее время входит в состав Волгоградской области). В 1930 г. Л.Я. Пучков был командирован на комсомольско-партийную работу в Новоаннинский район. Первый год на новом месте он работал заместителем секретаря районного комитета комсомола, а в течение 1931 г. - секретарем районного комитета Новоаннинского района, был членом пленума районного комитета партии. В конце 1931 г. по собственной просьбе Л.Я. Пучков возвращен на автомобильный завод в Москву. На автозаводе Леонид Яковлевич был назначен на работу в отдел снабжения на должность заместителя начальника подотдела смежных производств. В 1937 г. подотдел смежных производств был преобразован в самостоятельный отдел. Начальником вновь созданного отдела назначили Л.Я. Пучкова.

С 1937 г. по 15 октября 1941 г. наш герой работал помощником директора Московского автозавода имени И.В. Сталина по снабжению и транспорту. В октябре 1941 г. направлен в эвакуацию, 5 ноября 1941 г. назначен директором Шадринского автоагрегатного завода имени И.В. Сталина. Директором Шадринского автоагрегатного завода Леонид Яковлевич проработал всю Великую Отечественную войну - до мая 1945 года. С мая 1945 по 1948 г. Л.Я. Пучков -заместитель директора Кутаисского автомобильного завода (Грузинская ССР), с 1948 по 1957 г. -заместитель начальника Главснаба Министерства автомобильной промышленности СССР. С 1957 г. до момента записи воспоминаний (18 февраля 1964 г.) работал заместителем начальника Управления материально-технического снабжения Мосгорсовнархоза. Леонид Яковлевич Пучков

имел государственные награды. К 1964 г. он был дважды награжден орденом Трудового Красного Знамени, а также орденом Красной Звезды [19, л.л. 7-12].

Работникам Шадринского автоагрегатного завода Л.Я. Пучков запомнился компетентным руководителем, хорошо понимавшим особенности производства. Так, например, Павел Васильевич Ховрин, работавший в Шадринске в годы войны на должностях начальника технической части инструментального цеха № 2, главного технолога и главного инженера автоагрегатного завода, вспоминал: «Пучков Леонид Яковлевич руководил коллективом завода отлично, пользовался авторитетом у работающих, умел быть строгим и быть добрым с теми, которые заработали трудом, а не словами. Пучков Л.Я. за короткий срок изучил производство инструментального цеха №2 2, радиаторного и карбюраторного цеха. Руководил он конкретно» [20, л. 12].

Воспоминания Л.Я. Пучкова, записанные комиссией по истории завода ЗИЛ, отражают личный взгляд участника исторических событий. Это интересное письменное свидетельство позволяет расширить наши представления о ходе и результатах процесса эвакуации.

Текст публикуемого документа передается с сохранением стилистики подлинника, в соответствии с современными правилами орфографии. В частности, сохранено авторское написание прописных и строчных букв. Слова и части слов, пропущенные или сокращенные в оригинале, восстановлены по смыслу и обозначены квадратными скобками — []. Археографические примечания к тексту обозначены звездочкой — (*), примечания по содержанию текста документа обозначены римскими цифрами в круглых скобках — (I).

Документ 1.

Воспоминания Л.Я. Пучкова об эвакуации Московского автомобильного завода в город Шадринск и создании Шадринского автоагрегатного завода*

[18 февраля 1964 г.]

По решению партии и правительства об эвакуации Московского автомобильного завода в октябре месяце 1941 года было решено отправить оборудование и людей в следующие города: г[ород] Ульяновск, г[ород] Миасс (Челябинской области), г[ород] Шадринск Курганской области (до 1943 года г[ород] Шадринск входил в Челябинскую область) и в г[ород] Челябинск - на завод кузнечно-прессового оборудования (I).

В эти четыре месяца должен был эвакуироваться завод.

В г[ород] Шадринск было решено эвакуировать следующие цехи: Арматурный, Деревообрабатывающий, Карбюраторный завод, Вспомогательный завод, Инструментальный № 2 (военная продукция: взрыватели и снаряды).

Город Шадринск собой представлял к этому времени следующую картину: население около 40000 человек, промышленность развита слабо, была мешочная фабрика, ликероводочный завод, спиртовой завод и мелкие кустарные предприятия местной промышленности.

Для того, чтобы разместить и пустить производство карбюраторов, боеприпасов и другую продукцию требовались производственные площади, жилье для рабочих. Это подготовлено не было. Условия в этом отношении с размещением рабочих были тяжелые. Пришлось завод разместить в 7-ми местах: мешочная фабрика - 2500 кв[адратных] м[е]т[ров] производственных площадей; городской клуб - 1000 кв[адратных] метров; помещение типографии - 600-700 кв[адратных] метров; каменные склады, в которых раньше хранилось зерно и другие сельскохозяйственные продукты.

Кроме того, в городе была электростанция с одной турбиной мощностью 1000 киловатт.

Первое оборудование из Москвы в г[ород] Шадринск начало поступать 10 ноября 1941 г[года], к этому времени рабочих еще не было, а было только человек 10-12 главным образом ИТРовских (II) работников. Так как оборудование приходило эшелонами в больших количествах, до 20-30 вагонов в день, а рабочей силы не было для разгрузки, то пришлось обратиться за помощью в военную школу политработников, которая находилась в г[ороде] Шадринске. С помощью этой военной школы мы первые две недели разгружали оборудование. Потом вместе с оборудованием начали приезжать и рабочие с семьями. Трудности были с размещением рабочих и членов их семей в городе. Местные партийные и советские организации и само население сознавали всю ответственность военного времени по эвакуации автомобильного завода. Начали

принимать и размещать рабочих в частном секторе. Кроме этого было отведено два 8-ми квартирных дома, которые представил Горисполком, куда разместили итровских работников. Всего прибыло, примерно, до 3000 человек.

Основная задача, которая стояла перед руководством и партийной организацией Шадринского завода, - это быстрее приспособить производственные площади, которые выделялись городом, под прибываемое оборудование из Москвы, под производство боеприпасов и автомобильных агрегатов: карбюратор, радиатор, бензонасос и др[угие].

Сразу же появились большие трудности. Трудности усугубились еще и тем, что с 10-го ноября начались сильные морозы, доходящие до 33°. Народ не был подготовлен к таким морозам, питание еще не было налажено. В этих условиях нужно было как можно быстрее восстанавливать завод.

Были развернуты строительные работы производственных площадей и жилья, с одновременным монтажом прибывшего оборудования в новые производственные площади. В частности, в первую очередь на бывшей мешочной**** фабрике смонтировали оборудование для производства боеприпасов. За короткое время, в течение 4-5 месяцев основное оборудование было смонтировано и начало давать первую продукцию. Прибывший на завод в конце февраля 1942 года директор завода товарищ Лихачев (III), который в то время был директором всех автозаводов, которые организовывались на базе Московского автозавода, подписал приказ - считать Шадринский автоагрегатный завод действующим с 1-го марта 1942 г[ода].

Технологические процессы производства приходилось восстанавливать по памяти, так как к этому времени отсутствовала необходимая документация, особенно проявили большую находчивость и изобретательность т[оварищ] Ховрин П.В. (IV), он был начальником техчасти (V), в последствии начальником цеха и главным инженером завода; т[оварищ] Игнатов Павел (VI), Кузовков Александр Александрович (VII), был начальником 2-го Инструментального цеха, впоследствии был также главным инженером завода, т[оварищ] Бабич***** Владимир Захарович (VIII), Каплунов Всеволод Александрович (IX), ныне работающий главным инженером Шадринского автоагрегатного завода, Николай Николаевич Веселовский (X) - начальник цеха.

Для того, чтобы полностью пустить оборудование требовалось большое количество электроэнергии, а так как местная электростанция имела всего одну турбину в 1000 киловатт, она не обеспечивала электроэнергией не только нашего завода, но другие предприятия, эвакуированные в г[ород] Шадринск - завод Пожарных машин (XI), Радиозавод (XII) и Юрюзаньский мех[анический] завод (XIII).

Встала задача перед нашим заводом об обеспечении электроэнергией. Наш завод принял в свое ведение электростанцию, получили через т[оварища] Лихачева вторую турбину в 5000 киловатт и в течение 40 дней смонтировали вторую турбину в 5000 к[ило]в[ат]т с брызгальным бассейном, которая полностью удовлетворила нужды производства не только нашего завода, но и всех предприятий г[орода] Шадринска.

В строительстве и монтаже турбин особенно было проведена большая работа т[оварища] Гурова В.И. (XIV) - заместителя] главного инженера, он же главный механик и энергетик завода, директором ТЭЦ (XV) Карочкиным Н.П. (XVI) и другими товарищами.

На разгрузке оборудования и в размещении людей прибывших с заводов жильем особенно оказали большую помощь физкультурники завода, которые были эвакуированы из Москвы, такие мастера спорта, как Виктор Маслов (XVII), Николай Морозов (XVIII), Георгий Жарков (XIX), Николай Разумовский (XX), Загрецкий (XXI) и другие.

Основные цехи были смонтированы и пущены в следующих производственных помещениях: Инструментальный цех № 2 и № 3 по производству боеприпасов на основной территории завода, это мешочная фабрика. Здесь не было размещено производство радиаторов. В городском клубе размещено производство бывшего Карбюраторного завода, по производству бензонасосов, домкратов, подъемников и др[угой] аппаратуры, которая по кооперации поставлялась головному автомобильному Миасскому автозаводу (XXII).

Инструментальный цех и завод вспомогательного оборудования был размещен в помещении бывшего здания городской типографии и прилегающих к ней других производственных площадей.

Производство автомобильных кабин было организовано на площади бывшего Промкомбината гор[ода] Шадринска.

В течение 3-х месяцев был построен новый производственный корпус под автомобильные кабины до 3000 кв[адратных] метров.

Наряду со строительством завода, строилось и жилье для рабочих завода. В течение 1942-[19]43 г[одов] было построено несколько тысяч квадратных метров жилой площади.

Рабочие в первые годы[:] 1941-[19]42 г[оды] жили в частном секторе, было построено 1-2 барака для рабочих. Основные рабочие были размещены в городе. Рабочих население встретило неплохо. Размещение людей, прибывших из Москвы, происходило через специальных инспекторов по размещению, которые ходили по домам, выявляли свободную площадь и в порядке уплотнения размещали прибывших людей, а потом уже оформляли прописку. Надо сказать, что каких-либо инцидентов с населением не было. В основном, население

относилось сознательно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопросы с питанием пришлось решать следующим путем. Решением ГОКО (XXIII) было передано заводу подсобное хозяйство - совхоз имени Буденного. Это подсобное хозяйство было большое: около 4000 пахотной земли, а всего до 7000 (XXIV) земли с пастбищами, до 30 тракторов, 10 комбайнов, более 1000 свиней, 250 коров. Кроме того, создали 2 рыболовецкие бригады, которые ловили в реке сетью рыбу. Продукты совхоза шли на общественное питание и для выдачи продуктов через ОРС (XXV). Было развито индивидуальное огородничество, где сажали картофель.

При заводе была создана поликлиника, организованная в одном из домов. Был построен хороший детский сад, он был показательным на весь наш район и область.

В городе был местный театр, которому пришлось оказывать большую помощь в ремонте здания, там проводились все торжественные вечера и праздники.

Производственный энтузиазм был очень большим. По существу высококвалифицированные силы были все из Москвы, как мастера, наладчики, рабочие. Рабочие и подростки работали также на предприятиях. Предприятия работали в три смены, а на таких участках, как по боеприпасам работали в праздничные дни.

В инструментальном цехе № 2 была организована молодежная бригада, они прекрасно работали, проявляли большой энтузиазм. Если какой-либо станок выходил из строя, то механики Харитонов Михаил (XXVI) и другие сутками не выходили с завода, работали по восстановлению станка. У нас было награждено 16 человек.

Снабжение по металлу шло главным образом с Урала. Но так как требовалась для производства карбюраторов и боеприпасов калиброванная сталь, а поставщики ее поставляли плохо, для того, чтобы выйти из этого положения мы вынуждены были своими силами изготовить два волочильных станка, построили отжигательную печь и калибровали сами для своего производства необходимый металл, благодаря чему мы смогли более бесперебойно снабжать свое производство калиброванной сталью.

Выполнять план не всегда удавалось, были срывы. В соревновании среди заводов, хотя мы и имели отдельные срывы, но за успешную работу по выполнению программы имели первые, вторые и третьи места за лучшую работу среди предприятий.

Наш автоагрегатный завод награждался премиями и присуждались места среди предприятий Министерства автомобильной промышленности (XXVII).

ЦГАМ. Ф. Р-415. Оп. 16. Д. 288. Л. 1-6. Подлинник. Машинопись.

Примечания:

* Заголовок редактора. Собственный заголовок документа: «Воспоминания Пучкова Леонида Яковлевича об эвакуации завода в г. Шадринск». ** Исправлено, в документе «по решении».

*** В слове «подготовлено» буква «г» вписана чернилами от руки. **** Исправлено, в документе «мешечной». ***** Исправлено, в документе «Бабичев». ****** Исправлено, в документе «месяцеы». ******* Исправлено, в документе «инциндентов».

I. Челябинский кузнечно-прессовый завод - машиностроительное предприятие, созданное на основе эвакуированного в город Челябинск Московского автозавода имени И.В. Сталина в 1941 г. В годы Великой Отечественной войны изготавливал детали и полуфабрикаты для производства грузовых автомобилей, а также поковки для авиационной и танковой техники, тракторов, штампованные детали для мотоциклов и малогабаритных двигателей [21].

II. Автор имеет в виду инженерно-технических работников (ИТР).

III. Лихачев Иван Алексеевич (1896-1956) - советский государственный деятель, руководитель промышленности. Родился в семье крестьянина. Член Коммунистической партии с июня 1917 г. Образование незаконченное высшее: в 1925 г. окончил три курса Московского электромеханического института. С 1908 г. - ученик слесаря, а с 1911 г. - слесарь Путиловского завода в Санкт-Петербурге. В 1915-1917 гг. - матрос Балтийского флота. В октябрьские дни 1917 г. формировал Красногвардейские отряды в Гельсингфорсе. С декабря 1917 г. - сотрудник ВЧК, позднее командовал отрядом особого назначения. В 1921-1926 гг. - управляющий делами Московского губернского профсоюза «МОСПС». Одновременно учился в Горной академии, затем в Московском электромеханическом институте. В 1926-1939 гг. - директор Московского автомобильного завода. В феврале 1939 - октябре 1940 гг. - народный комиссар среднего машиностроения СССР. В октябре 1940 - апреле 1950 гг. - директор Московского автомобильного завода. В апреле 1950 - августе 1953 гг. -директор Московского машиностроительного завода. В августе 1953 - мае 1956 гг. - министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. С июня 1956 г. - министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР [22, с. 390].

IV. Ховрин Павел Васильевич - работал на Московском автомобильном заводе имени И.В. Сталина с 1936 г. С 1944 г. - член ВКП(б). В ноябре 1939 г. назначен начальником технической части инструментального цеха № 4. После объединения инструментальных цехов № 4 и № 2 он был назначен начальником технической части инструментального цеха № 2. 1 декабря 1941 г., во время эвакуации Московского автомобильного завода имени И.В. Сталина, назначен начальником эшелона, направленного в город Шадринск. После эвакуации работал начальником технической части инструментального цеха № 2 Шадринского автоагрегатного завода имени И.В. Сталина (ШААЗИС). Инструментальный цех № 2 ШААЗИС специализировался на производстве «спецпродукции» (боеприпасов). С 15 июня 1943 г. - главный технолог ШААЗИС. В январе 1944 г. назначен на должность главного инженера ШААЗИС. 15 января 1946 г. переехал в Москву, работал на Московском автомобильном заводе имени И.В. Сталина (с 1956 г. - Завод имени И.А. Лихачева) [20, л. 1-12].

V. Техчасть - техническая часть.

VI. Игнатов Павел - личность установить не удалось.

VII. Кузовков Александр Александрович - в годы Великой Отечественной войны начальник инструментального цеха № 2, затем главный инженер Шадринского автоагрегатного завода имени И.В. Сталина (до января 1944 г.) [19, л. 10], [20, л. 20].

VIII. Бабич Владимир Захарович - в годы Великой Отечественной войны работал главным инженером Шадринского автоагрегатного завода имени И.В. Сталина [19, л. 10].

IX. Каплунов Всеволод Александрович (1908-1980) - инженер, организатор машиностроительного производства. Родился в Санкт-Петербурге. В 1929 г. окончил механический техникум, в 1933 г. -высшие инженерные курсы в Московском институте повышения квалификации. В 1933-1941 гг. работал на Московском карбюраторном заводе. В 1941-1973 гг. - на Шадринском автоагрегатном заводе: начальник инструментального (изготовление спецпродукции) и карбюраторного цехов, главный технолог. В 1958-1973 гг. являлся главным инженером завода. Под его руководством разработаны и реализованы три проекта реконструкции завода, в тои числе под выпуск девяти изделий для автомобиля КамАЗ; внедрены автоматические линии и агрегатные станки. В результате реконструкции к 1980 г. все цехи ШААЗ были сосредоточены на основной территории завода. Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1945), Красной Звезды (1944), медалями.

X. Веселовский Николай Николаевич - в годы Великой Отечественной войны работал на должности начальника арматурного цеха Шадринского автоагрегатного завода имени И.В. Сталина [19, л. 10].

XI. Шадринский завод противопожарных машин (ШЗПМ) - образован в октябре 1941 г. на базе Шадринского мотороремонтного завода и эвакуированных Московского экспериментального завода продовольственного машиностроения имени Калинина, Прилукского завода противопожарного оборудования. В апреле 1942 г. ШЗПМ переименован в Государственный завод № 815. В годы войны завод находился в ведении Народного комиссариата минометного вооружения СССР. С 1946 г. -Государственный союзный Шадринский завод полиграфических машин, с 1954 г. - Шадринский завод полиграфических машин [23, с. 175-177].

XII. Вероятно, автор воспоминаний имеет ввиду Государственный Союзный завод № 649, образованный в конце июля 1942 г. на базе эвакуированного в город Шадринск Московского радиозавода № 18. С 1946 г. - Шадринский телефонный завод министерства радиотехнической промышленности СССР [См.: 23, с. 173-175].

XIII. Автор документа имеет ввиду Юрюзаньский металлозавод - предприятие по производству конно-подковной продукции в городе Шадринске. В ноябре 1941 г. перемещен из поселка Юрюзань Челябинской области в город Шадринск. После размещения в городе Шадринске переименован в Шадринский металлозавод. С 1949 г. - Шадринский металлопрокатный завод, с 1975 г. - Шадринский завод по ремонту металлургического оборудования, с 1980 г. - Шадринский завод по ремонту тепловозов в составе Шадринского производственного объединения по ремонту тепловозов. В 1987 г. объединение ликвидировано. С 1991 г. - Объединение арендных предприятий «Шадринский завод по ремонту тепловозов», с 1994 г. - Государственное предприятие «Шадринскиий завод по ремонту тепловозов», с 1996 г. - АООТ «Шадринский завод по ремонту тепловозов», с 1997 г. - ОАО «Шадринский завод по ремонту тепловозов». В 2004 г. ОАО «Шадринский завод по ремонту тепловозов» ликвидировано [23, с. 178].

XIV. Гуров Владимир Иванович - в годы Великой Отечественной войны работал на Шадринском автоагрегатном заводе имени И.В. Сталина на должностях заместителя главного инженера, главного механика, главного инженера [19, л. 10].

XV. ТЭЦ - теплоэлектроцентраль.

XVI. Карочкин Николай Павлович - в годы Великой Отечественной войны занимал должность начальника электростанции в Шадринске [19, л. 10].

XVII. Маслов Виктор Александрович (1910-1977) - советский футболист и тренер, полузащитник. Мастер спорта СССР (1960). Заслуженный тренер Украинской ССР (1966).

XVIII. Морозов Николай Петрович (1916-1981) - советский футболист, полузащитник, тренер. Заслуженный мастер спорта СССР (1946). Заслуженный тренер СССР (1967).

XIX. Жарков Георгий Иванович (1915-1981) - советский футболист, тренер.

XX. Разумовский Николай Сергеевич (1910-1993) - советский футболист, вратарь, спортивный функционер.

XXI. Зарецкий Александр Иванович (1911-1990) - советский футболист, тренер.

XXII. Автор воспоминаний имеет в виду Уральский автомобильный завод имени И.В. Сталина (УралЗИС) - предприятие создано в ноябре 1941 г. в результате эвакуации Московского автомобильного завода имени И.В. Сталина. Основан как Миасский автомоторный завод имени И.В. Сталина. В связи с реорганизацией и расширением производства 14 февраля 1943 г. переименован в Миасский автомобильный завод имени И.В. Сталина. С 21 апреля 1944 г. - Уральский автомобильный завод имени И.В. Сталина. В годы Великой Отечественной войны выпускал автомобильные двигатели, коробки переключения передач, автомашины ЗИС-5 [24].

XXIII. ГОКО - Государственный комитет обороны.

XXIV. Так в документе. В книге по истории Московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева приведены другие данные о размере подсобного хозяйства Шадринского автоагрегатного завода имени И.В. Сталина: «Заводу передали большое подсобное хозяйство (700 га пахотной земли) с 30 тракторами и 10 комбайнами» [1, с. 359].

XXV. ОРС - Отдел рабочего снабжения.

XXVI. Харитонов Михаил - механик инструментального цеха № 2 Шадринского автоагрегатного завода имени И.В. Сталина.

XXVII. Автор воспоминаний имеет ввиду Народный комиссариат среднего машиностроения СССР (НКСМ СССР) - центральный орган управления исполнительной власти в СССР, ведавший отдельной отраслью народного хозяйства, аналог министерства. НКСМ СССР образован 5 февраля 1939 г. из Народного комиссариата машиностроения СССР. 17 февраля 1946 г. на базе НКСМ СССР образован Народный комиссариат автомобильной промышленности, преобразованный 15 марта 1946 г. в Министерство автомобильной промышленности СССР [22, с. 48].

Литература и источники

1. История Московского автозавода имени И.А. Лихачева / А.П. Салов, Т.М. Сидоренко, П.И. Смирнов и др. - М.: Мысль, 1966. - 647 с.

2. Смирнов П.И. Московский автозавод едет на восток // Эшелоны идут на восток. Из истории перебазирования производительных сил СССР в 1941-1942 гг. / Отв. ред. Ю.А. Поляков. - М., 1966. - С. 246-260.

3. Музей истории Акционерного Московского общества «Автомобильный завод имени И.А. Лихачева» / автор проекта, сост. В.Г. Мазепа. - М.: МГИУ, 2015. - 296 с.

4. Легенды и были Тюфелевой рощи / автор проекта, сост. В.Г. Мазепа; под ред. В.Г. Мазепы, О.О. Петровой, А.В. Курковой. - М.: Московский политех, 2016. - 554 с.

5. Дороги, которые мы выбирали / автор проекта, сост. В.Г. Мазепа; под ред. В.Г. Мазепы, А.В. Курковой. - М.: Московский политехнический университет, 2016. - 288 с.

6. Завод и люди. 1916-2016: В 3 томах. Т. 1: Зарождение автомобилестроения / авторы проекта, сост. В.Г. Мазепа, М.А. Шелепенков; под ред. М.А. Шелепенкова, А.В. Курковой. - М.: Московский политехнический университет, 2016. - 548 с.

7. Завод и люди. 1916-2016: В 3 томах. Т. 2: Флагман отрасли / авторы проекта, сост. В.Г. Мазепа, М.А. Шелепенков; под ред. М.А. Шелепенкова, А.В. Курковой. - М.: Московский политехнический университет, 2016. - 412 с.

8. Завод и люди. 1916-2016: В 3 томах. Т. 3: Сдача позиций / авторы проекта, сост. В.Г. Мазепа, М.А. Шелепенков; под ред. М.А. Шелепенкова, А.В. Курковой. - М.: Московский политехнический университет, 2016. - 556 с.

9. Размышления у закрытой проходной / автор проекта, сост. В.Г. Мазепа; под ред. В.Г. Мазепы, А.В. Курковой. - М.: Московский Политех, 2018. - 364 с.

10. Белый К.В. Крушение автогиганта ЗИЛ как отражение метаморфоз развития отечественной автомобильной промышленности в постсоветский период // Земля и власть в истории России. Сборник научных статей участников научной конференции памяти профессоров А.Г. Кузьмина, В.Г. Тюкавкина, Э.М. Щагина. Москва, 11-12 декабря 2018 года. - М.: МПГУ, 2020. - С. 693-703.

11. Белый К.В., Наумова Г.Р. Завод исчез, а история его осталась // Клио. - 2021. - № 2(170). - С. 177-181.

12. Белый К.В. Стенограммы заводских производственных совещаний как источник промышленных предприятий (на примере стенограмм АМО ЗИЛ) // Исторический журнал: научные исследования. - 2020. - № 1. - С. 91 -101.

13. Белый К.В. Стенограммы воспоминаний руководителей и сотрудников Московского автомобильного завода АМО как источник по социально-психологическим аспектам начальной истории предприятия (1915-1924 гг.) // Исторический журнал: научные исследования. - 2020. - № 3. - С. 73-85.

14. Белый К.В. Сохраним архив Московского автомобильного завода им. И.А. Лихачева // Отечественные архивы. - 2019. -№ 5. - С. 133-137.

15. Путь к Победе: Эвакуация промышленных предприятий в Челябинскую область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: сборник документов / редкол. : Н.А. Антипин и др. - СПб.: Первый ИПХ, 2020. - 400 с.

16. Эвакуация: трудный путь к Победе / авт.-сост. Г.А. Демочкин, науч. и археогр. ред. Р.В. Ильязова. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2020. - 256 с.

17. Курлаев А.Е. Эвакуация МАЗИС и создание автомобильной промышленности на Урале // Россия между прошлым и будущим: исторический опыт национального развития. - Екатеринбург, 2008. - С. 224-227.

18. Бендик Л.П. Родом из сорок первого: (О Шадринском автоагрегатном заводе). - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1991. - 224 с.

19. Центральный государственный архив города Москвы (ЦГАМ). Ф. Р-415. Оп. 16. Д. 288.

20. ЦГАМ. Ф. Р-415. Оп. 16. Д. 298.

21. Шкребень Г.С. Челябинский кузнечно-прессовый завод // Челябинская область: энциклопедия / гл. ред. К.Н. Бочкарев. -Челябинск: Каменный пояс, 2008. Т. 7. - С. 240.

22. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923-1991 гг. Историко-биографический справочник / Сост. В.И. Ивкин. - М.: РОССПЭН, 1999. - 639 с.

23. Парфенова С.А. Хроника эвакуированных заводов // Шадринск военной поры / Отв. ред. С.В. Борисов. Т. 1. - Шадринск: Издательство Шадринского пединститута, 1995. - С. 173-181.

24. Пьянков С.А., Бедель А.Э. Война, люди и моторы: история создания Уральского автомобильного завода (1941-1945 гг.) // Клио. - 2018. - № 9(141). - С. 176-183.

References and Sources

1. Istorija Moskovskogo avtozavoda imeni I.A. Lihacheva / A.P. Salov, T.M. Sidorenko, P.I. Smirnov i dr. - M.: Mysl', 1966. - 647 s.

2. Smirnov P.I. Moskovskij avtozavod edet na vostok // Jeshelony idut na vostok. Iz istorii perebazirovanija proizvoditel'nyh sil SSSR v 1941-1942 gg. / Otv. red. Ju.A. Poljakov. - M., 1966. - S. 246-260.

3. Muzej istorii Akcionernogo Moskovskogo obshhestva «Avtomobil'nyj zavod imeni I.A. Lihacheva» / avtor proekta, sost. V.G. Mazepa. - M.: MGIU,

2015. - 296 s.

4. Legendy i byli Tjufelevoj roshhi / avtor proekta, sost. V.G. Mazepa; pod red. V.G. Mazepy, O.O. Petrovoj, A.V. Kurkovoj. - M.: Moskovskij politeh,

2016. - 554 s.

5. Dorogi, kotorye my vybirali / avtor proekta, sost. V.G. Mazepa; pod red. V.G. Mazepy, A.V. Kurkovoj. - M.: Moskovskij politehnicheskij universitet, 2016. - 288 s.

6. Zavod i ljudi. 1916-2016: V 3 tomah. T. 1: Zarozhdenie avtomobilestroenija / avtory proekta, sost. V.G. Mazepa, M.A. Shelepenkov; pod red. M.A. Shelepenkova, A.V. Kurkovoj. - M.: Moskovskij politehnicheskij universitet, 2016. - 548 s.

7. Zavod i ljudi. 1916-2016: V 3 tomah. T. 2: Flagman otrasli / avtory proekta, sost. V.G. Mazepa, M.A. Shelepenkov; pod red. M.A. Shelepenkova, A.V. Kurkovoj. - M.: Moskovskij politehnicheskij universitet, 2016. - 412 s.

8. Zavod i ljudi. 1916-2016: V 3 tomah. T. 3: Sdacha pozicij / avtory proekta, sost. V.G. Mazepa, M.A. Shelepenkov; pod red. M.A. Shelepenkova, A.V. Kurkovoj. - M.: Moskovskij politehnicheskij universitet, 2016. - 556 s.

9. Razmyshlenija u zakrytoj prohodnoj / avtor proekta, sost. V.G. Mazepa; pod red. V.G. Mazepy, A.V. Kurkovoj. - M.: Moskovskij Politeh, 2018. -364 s.

10. Belyj K.V. Krushenie avtogiganta ZIL kak otrazhenie metamorfoz razvitija otechestvennoj avtomobil'noj promyshlennosti v postsovetskij period // Zemlja i vlast' v istorii Rossii. Sbornik nauchnyh statej uchastnikov nauchnoj konferencii pamjati professorov A.G. Kuz'mina, V.G. Tjukavkina, Je.M. Shhagina. Moskva, 11-12 dekabrja 2018 goda. - M.: MPGU, 2020. - S. 693-703.

11. Belyj K.V., Naumova G.R. Zavod ischez, a istorija ego ostalas' // Klio. - 2021. - № 2(170). - S. 177-181.

12. Belyj K.V. Stenogrammy zavodskih proizvodstvennyh soveshhanij kak istochnik promyshlennyh predprijatij (na primere stenogramm AMO ZIL) // Istoricheskij zhurnal: nauchnye issledovanija. - 2020. - № 1. - S. 91-101.

13. Belyj K.V. Stenogrammy vospominanij rukovoditelej i sotrudnikov Moskovskogo avtomobil'nogo zavoda AMO kak istochnik po social'no-psihologicheskim aspektam nachal'noj istorii predprijatija (1915-1924 gg.) // Istoricheskij zhurnal: nauchnye issledovanija. - 2020. - № 3. - S. 73-85.

14. Belyj K.V. Sohranim arhiv Moskovskogo avtomobil'nogo zavoda im. I.A. Lihacheva // Otechestvennye arhivy. - 2019. - № 5. - S. 133-137.

15. Put' k Pobede: Jevakuacija promyshlennyh predprijatij v Cheljabinskuju oblast' v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg.: sbornik dokumentov / redkol. : N.A. Antipin i dr. - SPb.: Pervyj IPH, 2020. - 400 s.

16. Jevakuacija: trudnyj put' k Pobede / avt.-sost. G.A. Demochkin, nauch. i arheogr. red. R.V. Il'jazova. - Ul'janovsk: Korporacija tehnologij prodvizhenija, 2020. - 256 s.

17. Kurlaev A.E. Jevakuacija MAZIS i sozdanie avtomobil'noj promyshlennosti na Urale // Rossija mezhdu proshlym i budushhim: istoricheskij opyt nacional'nogo razvitija. - Ekaterinburg, 2008. - S. 224-227.

18. Bendik L.P. Rodom iz sorok pervogo: (O Shadrinskom avtoagregatnom zavode). - Cheljabinsk: Juzhno-Ural'skoe knizhnoe izdatel'stvo, 1991. -224 s.

19. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv goroda Moskvy (CGAM). F. R-415. Op. 16. D. 288.

20. CGAM. F. R-415. Op. 16. D. 298.

21. Shkreben' G.S. Cheljabinskij kuznechno-pressovyj zavod // Cheljabinskaja oblast': jenciklopedija / gl. red. K.N. Bochkarev. - Cheljabinsk: Kamennyj pojas, 2008. T. 7. - S. 240.

22. Gosudarstvennaja vlast' SSSR. Vysshie organy vlasti i upravlenija i ih rukovoditeli. 1923-1991 gg. Istoriko-biograficheskij spravochnik / Sost. V.I. Ivkin. - M.: ROSSPJeN, 1999. - 639 s.

23. Parfenova S.A. Hronika jevakuirovannyh zavodov // Shadrinsk voennoj pory / Otv. red. S.V. Borisov. T. 1. - Shadrinsk: Izdatel'stvo Shadrinskogo pedinstituta, 1995. - S. 173-181.

24. P'yankov S.A., Bedel' A.Je. Vojna, ljudi i motory: istorija sozdanija Ural'skogo avtomobil'nogo zavoda (1941-1945 gg.) // Klio. - 2018. - № 9(141). - S.176-183.

ПЬЯНКОВ СТЕПАН АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт истории и археологии УрО РАН (kliostefan@mail.ru).

P'YANKOV, STEPAN A. - Ph.D. in History, Senior Researcher, Institute of History and Archeology of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (kliostefan@mail.ru).

ЭТНОГРАФИЯ И ЭТНОЛОГИЯ

УДК 397:291.2(=511.2) DOI: 10.24412/2308-264X-2022-5-262-268

СТЕПАНОВА О.Б., ГАЛЕЕВА Н.Ф., СУМИН В.В., РЯБИЦЕВ А.Р. ИЗ ПОЛЕВОГО ОТЧЕТА ЭКСПЕДИЦИИ 2022 Г.: КУЛЬТОВЫЕ ОБЪЕКТЫ НА

ОЗЕРЕ МОМЧИК

Ключевые слова: северные селькупы, эвенки, сакральный ландшафт, культовые объекты, изображения духов, рыбный промысел.

Статья посвящена объектам сакрального ландшафта северных селькупов на оз. Момчик, которые были исследованы экспедицией Научного центра изучения Арктики (г. Салехард) в полевой сезон 2022 г. В качестве исследовательских инструментов в статье применялись анализ, описание, метод исторической ретроспективы. Исследование строилось на полевых материалах экспедиции и данных научной литературы. В задачи исследования входило аккумулировать собранные по культовым объектам озера Момчик сведения и провести их первичное осмысление. В результате были сделаны следующие выводы. Было установлено, что изображение духа и шаманская лиственница-лестница на небо - культовые объекты на озере Момчик принадлежат именно селькупам, но почитаются и другими проживающими в этой местности народами - эвенками и ненцами. Изображенный на дереве дух видится бородатым дедом, отвечающим за удачу в рыбном промысле. Для получения этой удачи к нему полагается обратиться по определенным правилам - накормить рыбой, ухой или дымом. Представляется, что выполнять просьбы людей, не связанных с рыбным промыслом и обращающихся к нему не по форме, он может, но не обязан. Вера в силу порге, стоящего на Момчике, по-прежнему сильна у тех, кто там живет или проезжает мимо. Исследование вносит вклад в селькупскую этнографию, помогая сохранению традиционной селькупской культуры и оказывая содействие современным народам Севера в поиске новых форм этничности.

STEPANOVA, O.B., GALEEVA, N.F., SUMIN, V.V., RYABITSEV, A.R. FROM THE FIELD REPORT OF THE 2022 EXPEDITION: CULT OBJECTS ON LAKE MOMCHIK

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: Northern Selkups, Evenks, sacred landscape, cult objects, images of spirits, fishing.

The article is devoted to the objects of the sacred landscape of the northern Selkups on the lake. Momchik, which were studied by an expedition from the Scientific Center for the Study of the Arctic (Salekhard) in the field season of2022. Analysis, description, and the method of historical retrospective were used as research tools in the article. The study was based on field materials of the expedition and scientific literature data. The objectives of the study were to accumulate the information collected on the cult objects of Lake Momchik and to conduct their initial comprehension. As a result of the study, the following conclusions were drawn. It was established that the image of the spirit and the shamanic larch-stairway to heaven - cult objects on Lake Momchik belong specifically to the Selkups, but are also revered by other peoples living in this area - Evenks and Nenets. The spirit depicted on the tree is seen as a bearded grandfather, responsible for good luck in fishing. To obtain this good luck, he is supposed to be approached according to certain rules - to feed him with fish, fish soup or smoke. It seems that he can, but is not obliged, to fulfill the requests of people who are not connected with the fishery and who do not address him in the form. Faith in the strength of the porg standing on Momchik is still strong among those who live there or pass by. The study will contribute to the Selkup ethnography, help preserve the traditional Selkup culture and assist the modern peoples of the North in the search for new forms of ethnicity.

В августе-сентябре 2022 г. на базе Научного центра изучения Арктики (г. Салехард) и при поддержке Департамента внешних связей ЯНАО была реализована полевая часть проекта «Комплексные этнографические исследования селькупов в Ямало-Ненецком автономном округе». В экспедиционный отряд вошли авторы данной статьи. Маршрут экспедиции включал озеро Момчик, где планировалось собрать материалы о предположительно имеющемся там порге -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.