Научная статья на тему 'ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА ОБЪЕКТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ'

ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА ОБЪЕКТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
эвакуация населения / начало движения / безопасность людей. зрелищные залы / больших масс людей / гражданской защиты / чрезвычайных ситуации / безопасная зона / пожар / энергия / объекты и сооружения.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Джураев Бобомурод Худайназарович

в данной статье определены меры по эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях в местах массового скопления людей. А также рекомендации о том, как люди должны действовать в чрезвычайных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Джураев Бобомурод Худайназарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА ОБЪЕКТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА ОБЪЕКТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Джураев Б.Х.

Джураев Бобомурод Худайназарович - ассистент,

кафедра Экология и охрана труда, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республики Узбекистан

Аннотация: в данной статье определены меры по эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях в местах массового скопления людей. А также рекомендации о том, как люди должны действовать в чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: эвакуация населения, начало движения, безопасность людей. зрелищные залы, больших масс людей, гражданской защиты, чрезвычайных ситуации, безопасная зона, пожар, энергия, объекты и сооружения.

В настоящее время общество регулярно переживает потрясения от чрезвычайных ситуаций в результате воздействия природных, техногенных факторов и актов незаконного вмешательства из-за отсутствия эффективных инструментов их предотвращения. Переход Республики к рыночной экономике привел к опасному уровню качества эксплуатации объектов, а также ситуация усугубляется реальными угрозами терроризма.

К объектам с массовым пребыванием людей сооружения, в которых имеется минимум одно помещение площадью не менее 50 м2, где могут находиться 50 человек и более. Объектом подобного типа может считаться здание, внутри которого одновременно размещаются от 50 человек и на каждого из которых приходится 1 м2 площади. Кроме того, объектами массового пребывания людей признают сооружения, оснащенные трибунами, террасами и другими подобными конструкциями в закрытом пространстве для 50 и более посетителей. Такие объекты должны быть отдельно стоящими, не предназначенными для проживания и производственной деятельности. Таким образом, к ним относится большая часть городской инфраструктуры, которую мы посещаем ежедневно: магазины, кафе, рестораны, школы, спортзалы, художественные галереи и др.

Эвакуация населения - это один из эффективных способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных и культурных ценностей в безопасные зоны. В отдельных ситуациях этот способ является единственно приемлемым способом защиты.

Самую большую проблему представляет обеспечение безопасности немобильных людей, неспособных к самостоятельной эвакуации, количество которых в стационарах может достигать 50 человек. Основной функциональный контингент стационаров лечебно-профилактических и социальных учреждений состоит из людей, чье физическое состояние можно охарактеризовать как немощное, поэтому требуется значительно больше времени на их эвакуацию из здания в случае чрезвычайных ситуаций.

Эвакуационные пути должны обеспечить безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в помещениях зданий, через эвакуационные выходы.

Таблица 1. Нормируемые значения ширины и уклона лестниц и пандусов.

Тип здания Ширина лестничного марша. м Уклон марша Ширина пандуса. м Уклон пандуса

Общественное Не менее ширины выхода с этажа, но не менее 0,9-1,35 м или из расчета 80165 чел. на 1 марш Не более 1:2, 1:1,5 Не менее 1,0 м 1:1,20- 1:6

Жилое 0,9-1,05м 1:1,5-1:1,25 - -

Производственное 0,6 м на 100 чел эвакуирующихся Не более 1:2, до 1:1,5 - -

Общие требования здание и сооружения 0,9-1,35 м Не более 1:1 0,7-1,2 м Не более 1:6

В последние годы террористические группы осуществляют террористическую деятельность и захват заложников в местах скопления людей. В таких случаях эвакуация людей становится более сложной.

Печальный опыт совершенных в последние годы террористических актов в местах зрелищ, массовые побоища фанатов и столкновения в толпе на фоне межэтнических конфликтов не очень успешном продень. В результате погибает много людей. Например, террористический акт в Бесл^не - захват заложников в школе № 1 города Беслана (Северная Осетия), совершённый террористами утром 1 сентября 2004 года во время торжественной линейки, посвящённой началу учебного года. В результате теракта погибли 314 человек из числа заложников, из них 186 детей. Всего, включая спасателей, погибло 333 человека, и не менее 783 получили ранения разной степени тяжести. Террористический акт на Дубровке в Москве, 23 октября в 21:05 к здание захватила концертный зал и взяла в заложники 916 человек. В результате операции по освобождению заложников были убиты все находившиеся в здании на тот момент террористы, в общей сложности, по официальным данным, погибли 174 человека.

Эвакуация людей из мест массового скопления людей усложняется, особенно во время пожара. По данным МЧС Республики Узбекистан, за последние пять лет при общем снижении количества погибших при пожарах количество погибших на пожарах в лечебно-профилактических учреждениях и учреждениях социальной защиты возросло более чем в 3,5 раза.

В начале XXI в. регистрируется до 7 млн. пожаров ежегодно, на которых погибает около 70 тыс. человек, до 1 млн человек получают травмы, а потери от пожаров и затраты на борьбу с ними достигают 1 % валового национального продукта стран мирового сообществ.

Проведенных исследования отечественных и зарубежных ученых установлено:

- максимальная температура, кратковременно переносимая человеком в сухой атмосфере, составляет 149

0С;

-во влажной атмосфере вторую степень ожога вызывало воздействие температуры 55 0С в течение 20 с и 70 0С в течение 1 с;

-плотность лучистых тепловых потоков 3500 Вт/м2 вызывает практически мгновенно ожоги дыхательных путей и открытых участков кожи.

Концентрации токсичных веществ в воздухе приводят к летальному исходу:

-1,0% окиси углерода (СО)- за 2.. ..3 мин;

-5% цианистого хлористого водорода НС1 0,001____0,015% останавливается дыхание;

-при снижении концентрации кислорода в воздухе с 23 до 16% ухудшается функции организма и мускульная координация нарушается до такой степени, что самостоятельное движение людей становится невозможным;

-снижение концентрации кислорода до 9% приводит к смерти через 5 мин.

Комплексные проверки объектов здравоохранения и соцзащиты по вопросам их функционирования, условиям проживания и обеспечению безопасности, показали, что очень большого количества нетранспортабельных больных часто размещают малоподвижных людей на четвертых, пятых, шестых этажах. В большинстве случаев гибель людей обусловлена тем, что они не успевают покинуть здание до наступления критических значений опасных факторов ЧС на путях эвакуации.

Совместное действие некоторых факторов усиливает их воздействие на организм человека и здесь, согласно общеизвестной статистике, основными источниками пожара являются: [7]

• электрооборудование;

• огневые работы в случае ремонта;

• неосторожное обращение с огнем, исходящее от самого человека.

Для обеспечения пожарной безопасности в торговых центрах имеются следующие средства:

• Планы эвакуации.

• Системы обнаружения пожара.

• Системы оповещения и управления эвакуацией.

• Первичные средства пожаротушения.

Посмотрим на них глазами обычного посетителя.

План эвакуации - на плане эвакуации в виде схемы указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации. Однако такие планы эвакуации являются устаревшим форматом подачи информации и могут использоваться только для обучения и инструктажа работников комплексов. Планы эвакуации абсолютно не помогают сориентировать посетителей в случае возникновения экстренной и опасной для жизни ситуации.

Рис.1. План эвакуации.

Системы обнаружения пожара - ни одно здание невозможно ввести в эксплуатацию без наличия автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией. По факту на системы пожарной безопасности организации стараются тратить ровно столько финансовых средств, сколько позволит ввести объекте в эксплуатацию и в дальнейшем обеспечить отсутствие предписания от инспектора по надзорной деятельности [6].

В современных строительных нормативно- технических документах в рамках действующих противопожарного нормирования уделяется большое внимание безопасной эвакуации людей при возникновении пожара в различных зданиях и сооружениях. За выполнение этих важных задач отвечают инженерно - технические элементы комплекса современной активной огнезащиты - это установки автоматической пожарной системы, стационарные системы пожаротушения, дымоудаления, принудительного подпора чистого воздуха и т.д.

Рис. 2. Схема автоматической пожарной системы.

Любые технические средства спасения могут оказаться малоэффективными, если отсутствуют заранее полученные знания и психологический настрой (внутренняя готовность) на успешное преодоление чрезвычайной ситуации.

Порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах с круглосуточным пребыванием людей [3].

1. Не паникуйте и не поддавайтесь панике! Призывайте окружающих к спокойствию! Паника в любой чрезвычайной ситуации вызывает неосознанные действия, приводящие к тяжелым последствиям, затрудняет действия пожарно-спасательных подразделений, медработников и других специалистов.

2. Немедленно звоните по телефону «101» или «1050». При своем сообщении сохраняйте спокойствие, выдержку. Старайтесь говорить коротко и понятно.

В сообщении необходимо сказать:

- что случилось;

- адрес места происшествия или ЧС, ориентиры;

- если Вы оказались очевидцем и Вам ничего не угрожает, постарайтесь оставаться на месте до приезда пожарно-спасательных подразделений, сотрудников полиции.

3. Если Вы оказались вблизи пострадавшего, окажите первую помощь. Своевременное оказание первой помощи позволит предотвратить или снизить тяжелые последствия.

4. Включите радио, телевизор, прослушайте речевое сообщение, передаваемое через уличные громкоговорители и громкоговорящие устройства. В речевом сообщении до Вас доведут информацию о том, что произошло, основные рекомендации и правила поведения.

5. Выполняйте рекомендации специалистов (спасателей и пожарных, сотрудников полиции, медицинских работников). Это поможет своевременно оказать помощь пострадавшим, снизить или предотвратить последствия (воздействия опасных факторов).

6. Не создавайте условия, препятствующих и затрудняющих действия пожарно-спасательных подразделений, медицинских работников, сотрудников полиции, сотрудников общественного транспорта. Пропустите автотранспорт, двигающийся со специальными сигналами и специальной раскраской. Не заходите за ограждение, обозначающее опасную зону.

На основании вышеперечисленных факторов можно сделать следующие выводы.

Вопросы безопасности объектов с массовым пребыванием людей находятся под постоянным государственным контролем. Идет активная работа, направленная на устранение избыточных административных барьеров и совершенствование законодательства, вносятся изменения в Положение о составе и содержании разделов проектной документации и корректируется законопроект, направленный на совершенствование деятельности соответствующих государственного органов. На сегодняшний день:

1. Внесены необходимые изменения в законодательство.

2. Внедрен риск-ориентированный подход.

3. Вносятся изменения в Положение о составе и содержании разделов проектной документации в части их оптимизации.

4. Ведется работа над законопроектом, направленным на совершенствование деятельности государственного пожарного надзора.

Однако, несмотря на большую работу, проделываемую в рамках устранения существующих сложностей, ряд проблем по-прежнему остается. Перечислим некоторые основные пожелания, которые, на наш взгляд, важно учитывать при совершенствовании законодательства.

Первое пожелание касается необходимости в рамках проводимой актуализации откорректировать нормативные документы таким образом, чтобы специалисты могли осуществлять проектирование зданий и сооружений без разработки специальных технических условий.

В рамках совершенствования законодательства также важно установить более четкие и конкретные требования к объему разрабатываемой и предоставляемой на экспертизу проектной документации. Кроме этого, в ходе актуализации законодательства важно совершенствовать нормативную базу для обоснованного применения уже упоминаемого риск-ориентированного подхода, причем как в плане отнесения объектов защиты к определенной категории риска, так и в плане доработки существующих методик.

При возникновении чрезвычайных ситуаций в местах скопления населения требуется проводить эвакуацию населения под руководством одного органа. Потому что в ряде случаев план этих мероприятий и их этапы засекречены и не представляются в средства массовой информации, поэтому необходимо координировать силы и средства всех органов при проведении таких мероприятий.

Список литературы

1. Закон Республики Узбекистан № 824-1 от 20 августа 1999 года. «О защите населения и территорий от чрезвычайного ситуации природного и техногенного характера».

2. Закон Республики Узбекистан № 80-11 от 26.05.2000 года «О гражданской защите».

3. ГОСТ Р 22.3.01-94 Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования М. 1994

4. Указ Президента Республики Узбекистан от 1 июня 2017 года № УП-5066 «О мерах по коренному повышению эффективности системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 февраля 2019 года №137 «Об утверждении положения о порядке создания, использования и восстановления резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций».

6. Холбаев Б.М., Рахимов О.Д., Махматкулов Н.И. Безопасность жизнедеятельности Учебник. - Т.: «Ворис-нашриёт», 2020. 304 с.

7. Худоева А.Э. Пожарная безопасность. 2-е издание. -Т.: Уз.Р. Высшее техническое училище пожарной безопасности МВД. 2007. - 722 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.