Научная статья на тему 'Этос и кайрос в социализации девиантных подростков'

Этос и кайрос в социализации девиантных подростков Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
160
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТОС / КАЙРОС / СВОБОДА ВЫБОРА / ЭФФЕКТ СОЦИАЛЬНОСТИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИНТЕРАКЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Путченко Людмила Борисовна

Статья посвящена рассмотрению аспектов социализации девиантных подростков посредством усвоения ими двух взаимодействующих составляющих: «этоса» традиций, жизненных убеждений, образовывающих основу для совместной общественной жизни, и «кайроса» необходимостью выбирать своевременность или несвоевременность действий в каждой проблемной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Путченко Людмила Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этос и кайрос в социализации девиантных подростков»

УДК 111.1+165

ПУТЧЕНКО Людмила Борисовна, аспирант кафедры философии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, старший воспитатель Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при УВД Архангельской области

ЭТОС И КАЙРОС В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена рассмотрению аспектов социализации девиантных подростков посредством усвоения ими двух взаимодействующих составляющих: «этоса» - традиций, жизненных убеждений, образовывающих основу для совместной общественной жизни, и «кайроса» - необходимостью выбирать своевременность или несвоевременность действий в каждой проблемной ситуации.

Этос, кайрос, свобода выбора, эффект социальности, самоопределение, интеракция

Процесс социализации (т.е. усвоения и активного воспроизведения социального опыта) может протекать в разных условиях: в условиях воспитания - т.е. целенаправленного формирования личности; в условиях стихийного воздействия на развивающуюся личность различных факторов общественного бытия. Причем они могут быть совершенно противоположно направлены.

Невнимание со стороны общества к образу жизни подростка может привести к тому, что у несовершеннолетнего сформируются социально отрицательные интересы. Одними из причин подростковой преступности являются социальная бесконтрольность и антисоциальное влияние. Основная мера борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних - это педагогически правильно организованный процесс их интенсивной социализации. При этом важно не прямое воздействие, а воздействие на подростка через референтную для него группу. Искусство воспитания состоит в том, чтобы организовать включение

подростка в социально положительные группы. Воспитание - это формирование и постоянное расширение системы социально положительных связей; это раскрытие перед личностью все новых и новых возможностей ее вхождения в жизнедеятельность человеческого общества.

То, что обуславливает человека из бытия, есть свобода. Свобода выбора. Последний, однако, не произвольная игра сил в духе «своей глупой воли». Свободу выбора в социуме выгодно отличает опосредованность полем правил, некой инструктивной канвой «что и как делать», ориентирующей на поведенческое преодоление низин жизни, исключающей абсурдистско-парадокса-листские веления, самоосуществления, импровизации на подобии нелепого кредо: «Какое мне дело до законов природы и арифметики, когда мне эти законы и дважды два четыре не нравятся»1. Измерение «социо». Фундаментальное условие нормосообразного - приобщенность к социальному этосу (совокупность правил общежития,

Путченко Л.Б. Этос и кайрос в социализации девиантных подростков

набор согласованных норм, институционально защищаемые установления). Причастность к социальности обусловлена принадлежностью к статусам2.

Новизна придает каждой ситуации ее особенный характер. Своеобразие ситуации означает, что нет никакого общего правила, согласно которому можно было бы судить о ситуации в целом. Такое правило еще предстоит открыть. В этом и состоит, по Канту, работа рефлектирующей способности суждения. В каждой проблемной ситуации, на каждом совете возникает вопрос о своевременности или несвоевременности действий. Нельзя пропустить момент, когда уже «пора». Осознание того, что существует подходящий и неподходящий момент для определенного решения - та основная часть повседневного опыта времени, которую обозначают с помощью термина «кайрос». Решается, как вообще можно действовать в данной ситуации, но всегда возникает вопрос, как действовать должно.

Общая взаимосвязь жизненных убеждений, образующих основу для совместной общественной жизни, называется словом «этос». Этос намечает, в горизонте каких норм нужно действовать. Спор о наиболее подходящем суждении предполагает наличие этоса у членов сообщества. Из-за неожиданности, проявляющейся в кайросе, всякий раз необходимо решать заново, как вообще возможно действовать.

Личность в контексте социального мира из-за столкновения мнений занимает неустойчивое положение между кайросом и этосом. Неопределенность будущего, выявляющееся в неожиданной новизне каждой проблемной ситуации, основывается на том, что в настоящем мы не можем с определенностью знать будущие формы действия. Кайрос проясняется из непостижимого будущего, которое регулируют лишь идеалы. Этос относится к прошлому, то есть к традиции. Аристотель писал о кайросе, что все частные случаи не может предусмотреть ни одно искусство, ни все известные умения. Напротив, те, кто совершает поступки, всегда должны сами иметь в виду их уместность и своевременность. Цель поступка зависит от определенных условий3. Понятие кай-роса в двадцатом веке было проанализировано из-

вестным культурологом Паулем Тиллихом. Греки различали хропос, то есть формальное время, и кайрос, подлинное время, момент, исполненный содержания и смысла. Кайрос - момент полноты времени. Лишь для абстрактного, отстраненного созерцания, время является пустой формой, способной вместить любое содержание. Для того, кто осознает творческий характер жизни, время насыщено напряжениями, чревато возможностями. Оно обладает качественным характером и наполнено смыслом. Не все возможно во всякое время, не всякое истинно во всякое время и не все требуется во всякое время4. Кайрос - исключительный момент во временном процессе и во всяком творчестве, столкновение с чем-то принципиально новым, когда происходят значительные преобразования в человеческом существовании, все новые попытки самоопределения своего места в этой жизни и своего дела в жизни общества5.

А. Бандурой было установлено, что процесс усвоения ценностей и правил общественного поведения проходит через стадии идентификации и моделирования:

- сначала дети наблюдают допустимое с точки зрения общественной морали поведение взрослых и отмечают, что взрослым нравится, а что не нравится;

- затем, будучи прекрасными имитаторами, они стараются поступать также - по большей части из-за того, что родители являются для них очень многим: источником любви или ненависти, материального благополучия или лишений, спокойствия или страданий, безопасности или тревоги, удовлетворения и исполнения тайных желаний. Шаг за шагом дети становятся социально адаптированными личностями и ведут себя должным образом, даже при отсутствии внешних стимулов; согласие само по себе становится лучшей наградой. В результате систематического повторения социально положительных форм поведения формируются поведенческие навыки и привычки. Привычки, шаблоны поведения формируются в наиболее часто встречающихся, типичных ситуациях социального взаимодействия, в которых поведение социально одобряется или порицается.

В поведении человека закрепляются те формы, которые содействуют, способствуют его

адаптации в данной социальной среде. Значительный фонд навыков социализированного поведения формируется благодаря эмоциональным реакциям окружающих людей на те или иные акты поведения.

В.В. Ильин пишет, что жизнь не делает нас совершенными, - она делает нас нормосообразными, встраивая в качестве частей в глубокий и мощный строй социально выверенного. Укрощение угроз вследствие свободы самовыражения, безнарядного произвола осуществлялось ab origine вставлением деятельности и созидания в твердые рамки предопределения. Человек задуман по образу и подобию Божью, а сотворен только по образу. Подобие достигается в само-творчестве по неким правилам. Сфера человеческого в истории - сфера регуляризованного. В кругу общения мы взаимозависимы. Основание действий - наш выбор, без которого мы элемент природы, но выбор подготовленный, экс-пектационный. Эффект социальности - эффект вовлечения, участия, сопричастия. Т.е. согласия поведения с системой ожиданий. Отсутствие таковой равносильно бездомью человека, пребывающего в асоциальной форме - вне общества и его установлений. Римляне ставили на изгоев клеймо “cave furem”, обрекая на отлучение, от-

чуждение. Схожим клеймом отмечены отвергаемые обществом социальные типажи «девианта», «делинквента», «деликта» (три «д»), патологично неспособные на сколько-нибудь прочные, глубокие отношения, требующие хоть ничтожной доли души6. Представители этих трех «д» являются носителями асоциального.

При оптимальных условиях воспитания особенности подросткового возраста нейтрализуются соответствующей социально положительной деятельностью. При неблагоприятных социальных условиях эти особенности усиливают вредные влияния, приобретают отрицательную направленность.

Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально положительных, так и в сторону социально отрицательных влияний. И именно этот момент является главнейшим в вопросе предупреждения социальных отклонений несовершеннолетних.

Нерв социальности - интеракция, складывающаяся на базе норм. Каковы нормы, таково и межсубъективное взаимодействие. В случае с девиантными подростками чаще функцию образца социально положительных норм поведения выполняют представители государства.

Примечания

1 Достоевский Ф.М. Собр. соч. М., 1975. Т. 5. С. 105.

2 Ильин В.В. Аксиология. М., 2005. С. 29.

3 Аристотель. Соч. М., 1984. Т. 4. С. 80, 95.

4 Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. С. 216.

5 Учебно-метод. пособие. С. 10.

6 Ильин В.В. Аксиология. М., 2005. С. 25.

Putchenko Lyudmila ETHOS AND CHIROS IN DEVIANT ADOLESCENTS' SOCIALIZATION

This article is devoted to considering some aspects of deviant adolescents' socialization by means of their mastering two interacting components: “ethos” (traditions and beliefs as a basis for common social life) and “chiros” (necessity to choose timely or untimely actions in every problematic situation).

Рецензент - Опенков М.Ю., доктор философских наук, профессор кафедры философии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.