Научная статья на тему 'ЭТНОЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНАХ ЮЖНОЙ СИБИРИ'

ЭТНОЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНАХ ЮЖНОЙ СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC
176
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ / РЕСПУБЛИКИ ЮЖНОЙ СИБИРИ / ЯЗЫКИ ТИТУЛЬНЫХ ЭТНОСОВ / РОДНОЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГОВ / ЯЗЫКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭТНОЯЗЫКОВЫЕ ФАКТОРЫ / НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЯЗЫКА / LANGUAGE PROBLEM / MONITORING RESULT / SOCIO-DEMOGRAPHIC INDICATORS / LANGUAGE POLICY / NATIVE LANGUAGE / LANGUAGES OF THE TITULAR ETHNIC GROUPS / REPUBLICS OF SOUTHERN SIBERIA / ETHNOLINGUISTIC SITUATION / ETHNOLINGUISTIC FACTORS / AREAS OF LANGUAGE RESEARCH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трошкина Ирина Николаевна

Цель - изучить этноязыковую ситуацию в регионах Южной Сибири. Задачи: выделить основные направления исследований в рамках этноязыковой тематики рассматриваемых регионов в постсоветский период; прояснить основные статистические показатели этноязыковой динамики у титульных этносов; раскрыть основные факторы, оказывающие влияние на этноязыковую ситуацию; на основании социологических исследований, проведенных в республиках, раскрыть языковые проблемы. Объектом исследования является представители титульных этносов Южной Сибири, предметом - этноязыковая ситуация в регионах Южной Сибири. В статье рассматривается этноязыковое состояние титульных этносов Южной Сибири на базе социально-правовой, социально-демографической, социологической. Основное внимание уделяется социально-правовой составляющей. Выводы: 1. Доминирующими направлениями исследований этноязыковой ситуации являются изучение проблем функционирования русского и тувинского языков в р. Тыва, языков титульных этносов - в Хакасии, на Алтае. 2. Основные статистические показатели (число владеющих родным языком, монолингвов, говорящих на русском языке среди титульных этносов) свидетельствуют о продолжающемся языковом сдвиге. 3. Определяющими факторами, оказывающими влияние на этноязыковую ситуацию, являются этноязыковое законодательство, социальная среда. Языковое законодательство титульных этносов Южной Сибири имеет особенности развития, которые явно проявляются у р. Тыва на первом и последнем этапе языкового законодательства. Социальная среда в р. Тыва характеризуется более выгодным территориальным и информационным пространством, определяющим положение в сфере функционирования родного языка, далее следует Алтай, Хакасия. 4. Выделяются языковые проблемы: отсутствие языковой среды (дисперсное расселение алтайцев, хакасов), особенности билингвизма в регионах (русско-хакасского; тувинско-русского; русско-алтайского и русско-казахского), несовершенство комплекса образовательных компонентов (учебных материалов для не владеющих и слабо владеющих родным языком, совершенной методологии преподавания, соотношения уровней преподавания родного языка в системе образования по категориям основной предмет, факультативный).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOLINGUISTIC SITUATION IN THE REGIONS OF SOUTHERN SIBERIA

The goal of this research consists in examination of ethnolinguistic situation in the regions of Southern Siberia. The author sets the following tasks: determine the key vectors of research within the framework of ethnolinguistic theme of the indicated regions in post-Soviet period; elucidate the main statistical factors of ethnolinguistic dynamics in the titular ethnic groups; reveal the main factors influencing ethnolinguistic situation; analyze language problems in the republics. The object of this research is the representatives of titular ethnic groups of Southern Siberia, while the subject is ethnolinguistic situation in the regions of Southern Siberia. The article discusses ethnolinguistic situation of the titular ethnic groups of Southern Siberia based on socio-legal, socio-demographic, and sociological factors. Special attention is given to socio-legal component. The following conclusions are formulated. 1. The dominant vectors of research on ethnolinguistic situation consist in examination of the problems of functionality of the Russian and Tuvan languages in the Tuva Republic, and languages of the titular ethnic groups - in Khakassia and Altai. 2. The main statistical indicators (number of native speakers, monolinguals, Russian speakers among titular ethnoses) testify to the ongoing language shift. 3. The crucial factors impacting ethnolinguistic situation are ethnolinguistic law and social environment. The language law of titular ethnic groups of Southern Siberia has the peculiarities of development with clear manifestation in Tuva Republic at the first and last stage of language law. Social environment in the Tuva Republic is characterized by a more beneficial territorial and information space, which defines the situation in the sphere of functionality of native language; then follow Altai and Khakassia. 4. The determined language problems consists in the absence of language environment (dispersed settlement of Altai, and Khakas population), specifics of bilingualism in the regions (Russian-Khakas, Tuvan-Russian; Russian-Altai, and Russian-Kazakh), imperfection of the complex of educational components (educational materials for not native speakers, proper teaching technique, ratio of the levels of teaching native language within the system of education by the categories principal subject and elective course).

Текст научной работы на тему «ЭТНОЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНАХ ЮЖНОЙ СИБИРИ»

Социодинамика

Правильная ссылка на статью:

Трошкина И.Н. — Этноязыковая ситуация в регионах Южной Сибири // Социодинамика. - 2020. - № 12. DOI: 10.25136/2409-7144.2020.12.34604 URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=34604

Этноязыковая ситуация в регионах Южной Сибири

Троикина Ирина Николаевна

кандидат философских наук

заведующий сектором экономики и социологии, Государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение Республики Хакасия "Хакасский научно-исследовательский институт

языка, литературы и истории"

655001, Россия, республика 655001, г. Аэакан, ул. Щетмнкина, 23, оф. 3

i.troschkina2012@yandex.ru

Статья из рубрики "Национальный вопрос"

DOI:

10.25136/2409-7144.2020.12.34604

Дата направления статьи в редакцию:

08-12-2020

Дата публикации:

15-12-2020

Аннотация.

Цель - изучить этноязыковую ситуацию в регионах Южной Сибири. Задачи: выделить основные направления исследований в рамках этноязыковой тематики рассматриваемых регионов в постсоветский период; прояснить основные статистические показатели этноязыковой динамики у титульных этносов; раскрыть основные факторы, оказывающие влияние на этноязыковую ситуацию; на основании социологических исследований, проведенных в республиках, раскрыть языковые проблемы. Объектом исследования является представители титульных этносов Южной Сибири, предметом - этноязыковая ситуация в регионах Южной Сибири. В статье рассматривается этноязыковое состояние титульных этносов Ю жной Сибири на базе социально-правовой, социально-демографической, социологической. Основное внимание уделяется социально-правовой составляющей. Выводы: 1. Доминирующими направлениями исследований этноязыковой ситуации являются изучение проблем функционирования русского и тувинского языков в р. Тыва, языков титульных этносов - в Хакасии, на Алтае. 2. Основные статистические показатели (число владеющих родным языком, монолингвов, говорящих на русском языке среди титульных этносов) свидетельствуют о продолжающемся языковом сдвиге. 3. Определяющими факторами, оказывающими влияние на этноязыковую ситуацию, являются этноязыковое законодательство, социальная среда. Языковое законодательство титульных этносов Южной Сибири имеет особенности развития,

которые явно проявляются у р. Тыва на первом и последнем этапе языкового законодательства. Социальная среда в р. Тыва характеризуется более выгодным территориальным и информационным пространством, определяющим положение в сфере функционирования родного языка, далее следует Алтай, Хакасия. 4. Выделяются языковые проблемы: отсутствие языковой среды (дисперсное расселение алтайцев, хакасов), особенности билингвизма в регионах (русско-хакасского; тувинско-русского; русско-алтайского и русско-казахского), несовершенство комплекса образовательных компонентов (учебных материалов для не владеющих и слабо владеющих родным языком, совершенной методологии преподавания, соотношения уровней преподавания родного языка в системе образования по категориям основной предмет, факультативный).

Ключевые слова: этноязыковая ситуация, республики Южной Сибири, языки титульных этносов, родной язык, языковая политика, социально-демографические показатели, результаты мониторингов, языковые проблемы, этноязыковые факторы, направления исследований языка

Введение. Глобализационные и интеграционные процессы, которыми охвачено современное мировое сообщество, характеризуются культурными, этноязыковыми сдвигами. В связи с тем, что язык является основным этническим маркером, влияющим на формирование национального самосознания и этносоциальные процессы, изучение языковых процессов у средних и малых этносов требует повышенного внимания научной общественности. Этноязыковая ситуация в России, странах СНГ, характеризуется сужением социально-коммуникативных функций у нерусских языков, данная тенденция

является ведущей и бесспорной [31, С 77], что актуализирует проблему этноязыковой, этнической ассимиляции.

Проблема этноязыковой ассимиляции, наряду с проблемами разнонаправленного двуязычия и многоязычия, этноязыкового поведения в различных сферах

жизнедеятельности этноса ———^^ изучаются в рамках одного из приоритетных направлений исследований этноязыковых процессов - функционирование родных нерусских языков (этнических меньшинств) в полиэтничных регионах. Данные проблемы рассматриваются с позиций примордиализма (В. Берг, Э. Смит, Л.Н. Гумилев, Ю.Б. Бромлей и др.), конструктивизма (Б. Андерсон, П. Бурдьё, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум, В.А. Тишков и др.), инструментализма (Д. Белл, Н. Глейзер и др.), на стыке данных методологических подходов (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, Ж.Т. Тощенко и др.). Современные исследования преимущественно используют синтезированный методологический подход, освящают круг проблем, связанных с функционированием, как русского языка, так и языков этнических меньшинств в многонациональном обществе, двуязычия, государственной языковой политики.

Данные проблемы актуальны для республик Южной Сибири в связи с тем, что этноязыковые процессы более ощутимо проходят на территории национальных регионов, отмечается снижение числа носителей родного языка в большинстве случаев в условиях увеличения численности титульных этносов республик.

Направления исследований по этноязыковой тематике в Южной Сибири. В

национальных регионах Южной Сибири акцент на ту или иную проблематику этноязыковой ситуации смещается в зависимости от уровня владения населением основным официальным (русским) языком в регионе. Изучение проблем функционирования русского и родного языков более характерно для Республики Тыва,

для Хакасии и Алтая - актуальной является тема воспроизводства и сохранения родного (нерусского) языка титульных этносов. В целом этноязыковые исследования в Южной Сибири находились в центре внимания специалистов в области социолингвистики: Т.Г.

Боргояковой Г5", А.В. Зыкина-23", С.В. Литвинов 13Ü. Вопросы развития этноязыковых процессов в Туве на современном этапе освещались в работах многочисленной плеяды

исследователей: Ч.С. Цыбенова Г42-46"", т.Г. Боргоякова И-9!, С.В. Литвинов--31!, И.Р. Карамчакова t24", С.С. Сади-14", А.В. Сат-14", С.М. Карашпай t14", А.А. Монгуш Г14 33", И.С. Тарбастаева[41], Н.Ч. Серээдар-39", З.Ю. Доржу l^8" и др. Ученые акцентируют внимание на уровне владения русским и тувинском языками, а также языковых предпочтениях, уровне грамотности населения, рассматривают проблему преимущественно с социолингвистической позиции. Что касается Республики Хакасия , то данная тема продолжительное время являлась объектом исследования Т.Г. Боргояковой Г3-9"", А.Г. Гусейновой Г16-18"", а.С. Кызласова Г29, 30", П.Е. Белоглазова [29, 30", З.В. Каскараковой Г29, 30"", В.В. Субраковой Г29, 30"", а также привлекала внимание И.Р. Карамчаковой Г24", И.П. Амзараковой-Ш, И.В. Пекарской Г1", С.А. Боргоякова

Т.Н. Боргояковой г-10" и др. Ученые исследуют проблемы функционирования хакасского языка, языкового законодательства, языковой лояльности, билингвизма и др. В

Республике Алтай современное этноязыковое состояние изучалось В.В. Николаевым Г2, 35", Е.А. БельгибаевымГ2", И.И. Назаровым-2", А.П. Чемчиевой Г47", А. Н. МайзинойГ33", Н.Н. Тадыковой -ИШ, а.Э. Чумакаевым J48" и др. Исследования посвящены изучению сфер функционирования алтайского языка, уровню владения алтайским языком.

Специалисты сходятся в позиции об активном изменении этноязыковой ситуации у титульных этносов, в связи со сменой условий функционирования этносов, снижения уровня мотивации к изучению родного языка; особенностях развития данных процессов, которые существенно отличаются у тувинского этноса.

В связи с тем, что переписи населения не в полной мере отражают те динамические процессы, которые происходят в сфере этноязыковых процессов, особую актуальность приобретают ежегодные мониторинги, социологические исследования в регионах.

Изучение этноязыковых процессов в Южной Сибири, охвачено как общими межрегиональными исследованиями, так и индивидуальными, последние исследуют состояние, используя различные, порой несопоставимые, методики, что усложняет анализ этноязыковой ситуации. Основными маркерами этноязыковых изменений ученые, как правило, выделяют: сферы использования языка, степень владения родным языком, количество носителей родного языка, признающих его родным, число русскоязычных монолингвов, языковую лояльность и др. Мы рассмотрим основные маркеры.

Основные показатели этноязыковой динамики титульных этносов Южной Сибири.

Рост численности тувинского этноса в период с 2002 по 2010 гг. на 15,7 тыс. чел. сопровождался сокращением носителей родного языка на 1,8 %; у алтайцев прирост численности составил 6,7 тыс. чел, при этом доля говорящих на языке своей национальности сократилась на 18,5 %. Что касается хакасов, их численность снизилась на 1,8 тыс. чел., при этом, число владеющих родным языком сократилось на 9,9 % (табл. 1).

Таблица 1

Динамика численности владеющих родными языками среди титульных этносов

Южной Сибири 2002-2010 гг., %

Щ, 121

алтайский тувинский хакасский

2002 89,1 98,5 71,0

2010 70,6 96,7 61,1

Сокращение числа владеющих языком своей национальности отчасти связано с уменьшением доли населения, говорящих только на языке титульной нации (монолингвов) (табл. 2).

Таблица 2

Динамика численности владеющих только одним (родным) языком среди титульных этносов Южной Сибири 2002-2010 гг., тыс. чел. [11, 121

алтайский тувинский хакасский

2002 4,7 54,8 1,4

2010 4,3 45,0 0,9

Уровень сокращения коммуникативных функций в регионах России различный, в целом, отмечается сужение функций языка титульных этносов до семейно-бытового общения

входящего в структуру неофициального межличностного общения, как одной из четырех сфер языкового использования (образования, массовых коммуникаций, духовной культуры, неофициального межличностного общения) —С—186!. Сужение границ функционального использования языков происходит под воздействием основных факторов: социально-экономического положения, политической ситуации в регионах, социальной среды, языкового законодательства, где последний из них является ведущим.

Определяющие факторы языковой динамики. Основными факторами языковой динамики выступают языковое законодательство, социальная среда. Современная этноязыковая ситуация у титульных этносов Южной Сибири, складывалась продолжительное время под влиянием языкового законодательства . Она вторила развитию многих региональных языков страны, проходящих трехэтапный период: языкового строительства (1920 - середина 1930-х гг.), языковой ассимиляции (латинизация и кириллизация, «чистка языка» - с середины 1930-х - 1970 гг.), возврата к политике поддержки и развития языков (актуализации языковых проблем, признания языков титульных этносов вторыми государственными языками - с конца 1980-х гг.)

——125-1281. В отличие от хакасского и алтайского этносов, прошедших данные исторические этапы в упомянутые сроки, тувинский, в силу позднего вхождения в состав страны, был включен в общеэтноязыковые процессы со смещением в один этап. Данное обстоятельство определило в целом - этнические процессы, в частности, этноязыковую ситуацию в Тыве.

На современном этапе развития языкового законодательства большое значение приобрели принципы, на которых было построено этноязыковое законодательство (табл. 3). Если в республиках Алтай, Хакасия в начале 1990-х гг. официально было провозглашено два государственных языка, то в Тыве на начальном этапе - один язык титульного этноса, который функционировал в сложившейся ситуации около десятилетия, в дальнейшем в 2003 г. было официально провозглашены официальными языками -

русский и тувинский. Об этой особенности языкового законодательства упоминает в своих исследованиях Т.Г. Боргоякова: «Тува была одной из республик, принявший закон об языках, в соответствии с которым тувинский язык провозглашался единственным государственным языком на ее территории, за русским языком был закреплен статус

языка межнационального общения» [8, С 531.

Таблица 3

Законы республик Южной Сибири в области языков народов, проживающих на

данных территориях

Алтай

Принятие конституции (07.06.1997 г., ст. 13), устанавливающей два государственных языка - алтайский и русский 1261.

Закон Республики Алтай от 03.03. 1993 года № 9-6 «О языках народов, проживающих на

территории Республики Алтай», в редакции законов Республики Алтай от 24.06.1993 № 16-8, от 24.09.2002 № 6-31, от 30.12.2008 № 135-РЗ, от 06.06.2011 № 24-РЗ, от 10.07.2012 № 46-РЗ, от 19.12.2013 № 77-РЗ, от 18.12.2015 №81-РЗ, от 03.06.2016 № 46-РЗ

Тыва

Принятие двух

конституций (23.10.1993

г . [ 27 , 481, 06.05.2001 г.). В первом случае государственным языком провозглашен «тыва язык», в последующем -

тувинский и русский языки I251.

Закон Республики Тыва от 31.12.2003 года № 462 ВХ-1 «О языках в Республике Тыва»,

в редакции законов Республики Тыва от 10.07.2009 № 1511 ВХ-2, от 20.12.2010 № 233 ВХ-1, от 12.05.2011 № 416 ВХ-1, от 09.07.2012 N 1470 ВХ-1, от 01.07.2014 № 2644 ВХ-1, от 12.04.2019 № 484-ЗРТ, с изм., внесенными решением Верховного суда РТ от 03.02.2012

Хакасия

Принятию конституции (25.05.1995 г.), в с оотв е тс тв ии с ко то ро й предусмотрено оказание помощи в развитии культуры, языка,

сохранении

самобытности всех

национальных общностей, пре дше с тв о в а л о утверждение Закона «О языках...» --261.

Закон Республики

Хакасия от 20.10.1992 года № 11 «О языках народов, проживающих на территории

Республики Хакасия»,

в редакции законов Республики Хакасия

от 02.10.2002 № 55, от 01.03.2004 № 07, от 05.05.2008 № 06-ЗРХ, от 10.12.2012 № 109-ЗРХ, от 26.12.2013 № 137-ЗРХ, от 09.03.2016 № 15-ЗРХ

Динамика численности носителей родных языков во многом обусловлена изменением среды обитания (территориальной, информационной) в местах компактного, локального проживания титульных этносов (культурных анклавах). Социально-экономическое развитие регионов Южной Сибири в советский и постсоветский периоды обусловило пространственную организацию титульных этносов, что отразилось на уровне современной этноязыковой ситуации в регионах. Дисперсное расселение хакасов в постсоветский период обусловило ощутимое снижение численности носителей языка в результате активных межэтнических контактов с представителями доминирующих

этнических общностей, компактное размещение тувинского этноса и компактно-дисперсное расселение алтайцев - несмотря на рост представителей титульной нации, также привело к формированию общей тенденции - снижению численности носителей родного языка.

Основными территориями локализации хакасского этноса на сегодняшний день являются два сельских муниципальных образования из восьми, где доли русского и хакасского этносов фактически пропорциональны, составляют около 50 % (Аскизский, Таштыпский районы); для алтайского этноса - это пять районов из десяти, в трех из них (Усть-Канский, Улаганский, Онгудайский районы) процент алтайцев достигает более 70 %, в двух иных (Кош-Агачский, Шебалинский), отмечается фактически пропорциональное соотношение между казахами и алтайцами, русскими и алтайцами; для тувинского этноса - все города и семнадцать кожуунов из семнадцати, в двенадцати из них моноэтничное население - тувинцы (Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Монгин-Тайгинский, Овюрский, Сут-Хольский, Тере-Хольский, Тес-Хемский, Тоджинский, Улуг-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Эрзинский), в пяти остальных соотношение долей русского и тувинского этносов колеблется в пределах 60-80 %, с расширенной

долей последнего (Кызылский, Каа-Хемский, Пий-Хемский, Тандинский, г. Кызыл)[38!. Таким образом, лучший принцип расселения для сохранения, воспроизводства родного языка отмечается у тувинского этноса, далее следует - алтайский, хакасский.

Немаловажное значение для функционирования языков имеет информационная среда с все расширяющейся зоной покрытий территорий, где основной поток информации происходит на общегосударственном языке. Основной переменной, определяющей перспективу этноязыковой динамики, является развитие интернет сети, в связи с тем, что она рассчитана на молодежные группы. Максимальная зона покрытия интернет-провайдеров характерна для Хакасии (7 интерене-провайдеров), это преимущественно Ширинский, Аскизский, Алтайский районы, городские округа. Стоит отметить, что в зону интенсивного покрытия попадает Аскизский район с высокой долей титульного этноса. На Алтае (8 интернет-провайдеров) охваченными являются зоны северной части республики, Кош-Агачского района, где в меньшей степени локализуется алтайский этнос. В Тыве (6 интернет-провайдеров) сетью охвачены городские зоны, преимущественно территории Кызылского, Тандинского, Эрзинского кожуунов, среди них

высокий процент титульного этноса отмечается в Эрзинском I25!. Таким образом, максимальная зона покрытия интернет-сети, в местах проживания титульных этносов характерна для Хакасии, далее следует Тыва, на последнем месте - республика Алтай.

Языковые проблемы.Согласно мониторингам I"13, 29, 30, 33-37' 40, 45, 481, основными проблемами этноязыкового функционирования у титульных этносов являются: отсутствие языковой среды (дисперсное расселение алтайцев, хакасов), особенности билингвизма в регионах (русско-хакасского; русско-тувинского; русско-алтайского и русско-казахского), несовершенство комплексов образовательных компонентов (учебных материалов для не владеющих и слабо владеющих родным языком, совершенной методологии преподавания, соотношения различных уровней преподавания родного языка в системе образования - основной предмет, факультативный).

Вывод. Этноязыковые процессы на территории Южной Сибири имеют общие тенденции -снижение численности носителей родных языков, увеличение монолингвов, говорящих на русском языке, что приводит к расширению среди титульных этносов практик билингвизма, дальнейшего языкового сдвига. Данная проблема, как и ряд сопутствующих, изучаются в рамках проблемного поля функционирования русского и

тувинского языков в республике Тыва, языков титульных этносов - в Хакасии, на Алтае. Основными факторами, оказывающими влияние на этноязыковую ситуацию, являются этноязыковое законодательство, социальная среда. Языковое законодательство титульных этносов Южной Сибири имеет особенности развития, которые связаны с поздним включением Тывы в общий языковой законотворческий процесс, на последнем этапе в период 1993-2003 гг. провозглашением тувинского языка единственным государственным языком. Социальная среда в Тыве характеризуется более выгодным территориальным и информационным пространством, определяющим положение в сфере функционирования родного языка, далее по степени этноязыковой комфортности -Алтай, Хакасия. Исследователями, в ходе изучений этноязыкового состояния, выделяются основные этноязыковые проблемы: отсутствие языковой среды (дисперсное расселение алтайцев, хакасов), особенности билингвизма в регионах (русско-хакасского; тувинско-русского; русско-алтайского и русско-казахского), несовершенство комплекса образовательных компонентов (учебных материалов для не владеющих и слабо владеющих родным языком, совершенной методологии преподавания, соотношения уровней преподавания родного языка в системе образования по категориям основной предмет, факультативный).

Библиография

1. Амзаракова И.П., Пекарская И.В. Языковая политика и языковое образование в поликультурном регионе: от проблем мотивации к проблемам эффективной коммуникации (на материалах анализа языковой ситуации в Республике Хакасия)// Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2015. № 14. С. 72-77.

2. Бельгибаев Е.А., Назаров И.И., Николаев В.В. Современные этноязыковые процессы у северных алтайцев // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы: М.А. Демин, Т.К. Щеглова. 2005. С. 155-157.

3. Боргоякова Т.Г. Правовой и функциональный статус языков Республики Хакасия // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. Т. №

16. С. 156-162.

4. Боргоякова Т.Г. Проблемы языковой глобализации в региональном аспекте // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2014. № 7. С. 22-25.

5. Боргоякова Т.Г. Развитие социальных функций государственных тюркских языков республик Южной Сибири: дис. на соискание ученой степени д. филол. н.: 10.02.19. М., 2002. С. 186.

6. Боргоякова Т.Г. Социолингвистические процессы в Республиках Южной Сибири // Российская Академия Наук, Институт языкознания, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова. Абакан, 2002. 264 с.

7. Боргоякова Т.Г., Гусейнова А.В. Статус и функционирование тюркских языков Южной Сибири. Абакан, 2017. 137 с.

8. Боргоякова Т.Г., Биткеева А.Н. Тувинский язык в правовом и функциональном измерении// Новые исследования Тувы. 2020. № 1. С. 53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Боргоякова Т.Г. Языки коренных народов: перспективы витальности (на примере языков Южной Сибири) // Языки в полиэтническом государстве: развитие, планирование, прогнозирование. Материалы Международной конференции. 2019. С.

17.

10. Боргояков С.А., Боргоякова Т.Н. Языковая ситуация и проблемы обучения

хакасскому языку в Республике Хакасия // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2016. № 3 (15). С. 12-22.

11. Владение языками (кроме русского) населением отдельных национальностей по республикам, автономной области и автономным округам Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id = 17 (дата обращения: 12.09.2020).

12. Владение языками населением многочисленных национальностей по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:

http://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-07.pdf (дата обращения: 12.09.2020).

13. Сади С.С., Сат А.В., Карашпай С.М., Монгуш А.А. Отчет по результатам социологического исследования ТИГПИ 2020 г. "О функционировании русского языка как межнационального языка в РТ") [Электронный ресурс]. URL: https://tigpi.ru (дата обращения: 13.09.2020).

14. Галлямов Р.Р., Гарипов Я.З. Этноязыковые процессы как элемент этносоциального развития общества: содержание и функциональные составляющие // Вестник ВЭГУ № 4 (84). 2016. С. 33-43.

15. Гарипов Я.З. Этноязыковые процессы в многонациональном российском регионе: тенденции развития и особенности социального проектирования (на примере Республики Татарстан): автореф. дис. на соискание ученой степени д-ра социол. наук: 22.00.04. Уфа, 2017. 44 с.

16. Гусейнова А.В. Региональный язык в медиапространстве Республики Хакасия // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 29 (320). С. 34-36.

17. Гусейнова А.В. Языки народов Республики Хакасия в коммуникативном пространстве региона // Таврический научный обозреватель. 2017. № 10-1 (27). С. 79-84.

18. Гусейнова А.В. Хакасский язык в системе образования: состояние и перспективы // Вестник ВЭГУ. 2014. № 1 (69). С. 178-183.

19. Доржу З.Ю., Чулдум А.М. К вопросу о реализации государственной языковой политики в Республике Тыва [Электронный ресурс]. URL: elibrary_32669772_72753579 (дата обращения: 12.09.2020).

20. Елаев А.А., Гунжитова Г.-Х. Ц. Этноязыковые процессы в Бурятии в XX в. - начале XXI в. // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 7. С. 125128.

21. Зыкин А.В. Анализ этнокультурной идентичности и этноидентификации коренных народов Южной Сибири // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 7-1. С. 114-118.

22. Зыкин А.В. К вопросу о национально-культурной деятельности СМИ в системе социальных отношений // Современный ученый. 2017. № 6. С. 286-289.

23. Зыкин А.В. Место и роль языка в структуре традиционной культуры: на материале коренных этносов Южной Сибири: автореф. дис. ... д-ра культурологии. СПб., 2019. 67 с.

24. Карамчакова И.Р. Этноязыковые процессы в республиках Южной Сибири: типология и специфика // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 4. С. 203210.

25. Каталог интернет-провайдеров России [Электронный ресурс]. URL: https ://101internet.ru/select-region?backUrl=/providers (дата обращения: 12.12.2020).

26. Катунин Д.А. Языковое законодательство в республиках Сибири. Язык и культура. 2009. № 4 (8). С. 13-24.

27. Конституция РФ. [Электронный ресурс]. URL:

https ://constitution.garant.ru/region/cons_altai/chapter/4d6cc5b8235f826b2c67847b96 7f8695/ (дата обращения: 10.12.2020).

28. Конституция 1993 года: Жизнь сложнее политических формул // Новые исследования Тувы от 07.05.2010 г. [Электронный ресурс]. URL:

https ://www.tuva.asia/news/tuva/1691-konst1993.html (дата обращения: 10.12.2020).

29. Кызласов А.С., Белоглазов П.Е., Каскаракова З.Е., Субракова В.В. Особенности функционирования хакасского языка в городской среде // Мир науки, культуры, образования. № 2.(69). 2018. С. 584-587.

30. Кызласов А.С., Белоглазов П.Е., Каскаракова З.Е., Субракова В.В. О языковой ситуации у хакасов (в местах проживания сельского хакасского населения) // // Мир науки, культуры, образования. № 2. (75). 2019. С. 486-488.

31. Литвинов С.В. Языковая ситуация в Республиках Алтай, Тыва, Хакасия // Гуманитарные науки в Сибири. 2005. № 3. С. 56-59.

32. Магомедханов М.М. Проблемы этноязыковой ассимиляции в Дагестане // Сохранение и развитие языков: языковое планирование в Европе и России. Материалы международного семинара. 28-29 сентября 2004 г. Элиста, Республика Калмыкия, Российская Федерация. Элиста: АПП «Джангар», 2005. С. 77.

33. Майзина А. О результатах мониторинга по языковой ситуации в Республике Алтай // Башкирский язык и литература в условиях глобализации и полиэтнической среды: опыт и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. 2019. С. 192-200.

34. Монгуш А.А. Этноязыковая ситуация в условиях двуязычия (на примере социологического исследования в Республике Тыва) // Коренные народы современной России: этноязыковые, правовые, социокультурные и духовные проблемы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной объявленному ООН в 2019 году Международному году языков коренных народов. Уфа, 2019. С. 190-195.

35. Мониторинг языковой ситуации в Республике Алтай (2018-2019 гг.) [Электронный ресурс]. URL: https://altaicholmon.ru/2020/06/02/altaj-respublikada-til-janyna-а]'а1дапу^Ы^ер-2018-2019]'-]7(дата обращения: 12.09.2020).

36. Николаев В.В. Этноязыковые процессы у коренного население предгорий северного Алтая в XX - нач. XXI вв. // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2018. Т. 24. С. 427-430.

37. Отчет о научно-исследовательской работе «Оценка состояния и перспективы развития хакасского языка в Республике Хакасия в 2018 г.». Руководитель Т.Г. Боргоякова. Абакан, 2018 г.

38. Росстат. Запрос данных по численности титульных этносов в разрезе муниципальных образований на 2010 г.

39. Серээдар Н.Ч. Тувинский язык как средство общения тувинцев: проблемы и перспективы // Новые исследования Тувы. 2018. № 1. С. 1.

40. Тыдыкова Н.Н. Языковая ситуация в Кош-Агачском районе Республики Алтай (по результатам всероссийских переписей 2002, 2010 годов и социолингвистической экспидиции 2020 г.) // Наука и мир. 2016. Т. 2. № 8 (36). С. 13-16.

41. Тарбастаева И.С. Русский язык и этнонациональная политика в Республике Тыва //

Русский язык в иноязычном окружении: современное состояние, перспективы развития, культурно-речевые проблемы: Материалы Российской научной конференции с международным участием. Элиста, 2016. С. 172-180.

42. Цыбенова Ч.С. Коммуникативное пространство русского языка в республике Тыва // Русский язык и литературы в образовательном пространстве Азиатского региона. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня образования кафедры русского языка и общего языкознания, кафедры русской и зарубежной литературы Бурятского государственного университета. Ответственный редактор О.А. Колмакова. Улан-Удэ, 2017. С. 72-75.

43. Цыбенова Ч.С. Современная языковая ситуация в Республике Тыва: социопсихолингвистический аспект: дис. на соискание ученой степени к. филол. наук: 10.02.19. Улан-Удэ, 2019. 240 с.;

44. Цыбенова Ч.С. Языковые установки и языковая лояльность носителей малых языков в условиях национально-русского двуязычия (на примере бурят и тувинцев) // Новые исследования Тувы. 2020. № 1. С. 5.

45. Цыбенова Ч.С. Социолингвистическое исследование тувинского языка (историографический обзор) // Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. Т.Г. Боргоякова. 2019. С. 56-61.

46. Цыбенова Ч.С. Функциональное развитие тувинского языка: диахронический аспект // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2018. № 3 (21). С. 56-66.

47. Чемчиева А.П. Языковая ситуация в среде коренных малочисленных народов города Горно-Алтайска // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-5 (86). С. 237-240.

48. Чумакаев А.Э. О результатах реализации проекта «Мониторинг языковой ситуации в Республике Алтай»// История повседневности населения Западной Сибири и сопредельных регионов как форма цивилизационной идентичности Евразии. Материалы Всероссийской с международным участием научной конференции: электронный ресурс. Ответственный редактор А.В. Литягина. 2018. С. 131-134.

49. Шестнадцать лет назад тувинский парламент принял Декларацию о государственном суверенитете // Тува-онлайн от 26.12.2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tuvaonline.ru/2006/12/11/declaration.html (дата обращения: 10.12.2020).

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В представленной работе акцент сделан на исследовании проблемы этноязыковой ситуации в регионах Южной Сибири. Данная проблема имеет выраженный междисциплинарный характер, но кроме этого, является достаточно актуальной в силу прежде всего того обстоятельства, что затрагивает ключевой момент для консолидации этнических общностей на основе языкового взаимодействия. Данная проблема связана также с вопросами этноязыковой ассимиляции, которая в свою очередь затрагивает проблемы разнонаправленного двуязычия и многоязычия, этноязыкового поведения в различных сферах жизнедеятельности этноса. В конечном итоге очевидно, что поднятый

автором в статье вопрос может оказаться важнейшим в разрешении этнонациональной напряженности, возникающей локально на тех или иных территориях разных стран, включая и Россию. Стоит также подчеркнуть, что выбор проблемы адекватно отражает имеющиеся тренды в современных социальных исследованиях, среди которых прочное место занимает этническая напряженность в масштабе всей страны и ее отдельных регионов. Автор верно уловил актуальность проблемы и основываясь на результатах эмпирического исследования представил убедительные обобщения и выводы, имеющие научную ценность и также практикоориентированный характер. Отмечу достаточно глубокую проработку проблемы на уровне теоретического осмысления. Этому посвящен специальный раздел в статье под названием «Направления исследований по этноязыковой тематике в Южной Сибири». Примечательно, что данный вопрос рассматривается как через призму общих или универсальных подходов к изучению этноязыковой ситуации как таковой, так и с учетом той или иной региональной специфики. Таким образом, автор имеет возможность опираться на наиболее значимые положения теоретических исследований в соответствующей области для дальнейшего более прицельного изучения, в том числе и с привлечением методов эмпирического исследования. Автор изучил работы ученых, которые занимались этноязыковыми процессами в регионах России, например, Тыве, республиках Алтай, Хакасия и т.д., что безусловно повышает эвристический уровень предпринятого исследования в целом. На основании теоретического анализа проблемы автором делается заслуживающий внимания вывод о том, что «изучение этноязыковых процессов в Южной Сибири, охвачено как общими межрегиональными исследованиями, так и индивидуальными, последние исследуют состояние, используя различные, порой несопоставимые, методики, что усложняет анализ этноязыковой ситуации». Но важным моментом в исследовании является тот факт, что автор обращается к необходимости выделения основных маркеров этноязыковых изменений. Собственно, как я понимаю, это и является главной целью работы. Представляется, что обозначенные маркеры вполне отражают специфику этноязыковой ситуации в регионах Ю жной Сибири и позволяют автору сделать выводы, которые будут иметь значение для междисциплинарного изучения данной проблематики. Поскольку статья основывается на конкретных результатах эмпирического исследования, то для него необходимо выявить основные показатели этноязыковой динамики титульных этносов Южной Сибири. Собственно, этому уделяется внимание в отдельной части работы. В представленных таблицах довольно полно и показательно представлены основные выводы. Кроме того, для каждой таблицы автор приводит необходимые пояснения и комментарии, которые позволяют понять имеющиеся данные. Довольно любопытной является интерпретация динамика численности носителей родных языков. Как отмечается в статье, она «обусловлена изменением среды обитания (территориальной, информационной) в местах компактного, локального проживания титульных этносов (культурных анклавах). Социально-экономическое развитие регионов Южной Сибири в советский и постсоветский периоды обусловило пространственную организацию титульных этносов, что отразилось на уровне современной этноязыковой ситуации в регионах». Используя потенциал эмпирического исследования, автор обращает внимание также на дисперсное расселение хакасов в постсоветский период, компактное размещение тувинского этноса и компактно-дисперсное расселение алтайцев. Это позволило в конечном итоге установить общую тенденцию снижения численности носителей родного языка. Считаю, что полученные выводы являются эвристическими, поскольку основаны как на детальной теоретической проработке проблемы, так и на данных эмпирических исследований. В этом плане статья отражает логику научной работы, имеет соответствующую цельную структуру и заключения. Применительно к обозначенной

проблеме выбор методики также вполне состоятелен и не вызывает сомнений. Добавлю к сказанному, что автор достаточно полно представил основные результаты, базирующиеся на интерпретации данных эмпирики, в целом складывается впечатление о профессионализме автора. Что касается выводов и источников, то они в полной мере отражают суть авторской концепции, содержат убедительные доводы, а также работы, являющиеся авторитетными и значимыми для понимания проблемы. Думаю, что данный материал будет интересен читателям и заслуживает поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.