Научная статья на тему 'Этнотекстиль в учебных постановках по живописи (для студентов специальностей «Дизайн костюма» и «Дизайн»)'

Этнотекстиль в учебных постановках по живописи (для студентов специальностей «Дизайн костюма» и «Дизайн») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
167
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнотекстиль в учебных постановках по живописи (для студентов специальностей «Дизайн костюма» и «Дизайн»)»

весна» (1974). Другие его пейзажи также полны тонкой музыкальности и необычных оттенков в передаче красоты Севера»1.

В настоящий момент ученикам Н.С.Соколова уже много лет (в среднем 60 и более), но все они - носители знаний, эстетического видения мира. Эти талантливые люди, как и сам Николай Семенович Соколов, достойны внимания и места в памяти потомков.

С.А. Клубникина

Этнотекстиль в учебных постановках по живописи (для студентов специальностей «Дизайн костюма» и «Дизайн»)

В условиях перехода на новую двухуровневую систему образования, когда в перечне обязательных дисциплин появились новые предметы, особенно остро встает вопрос объема и тематики практических заданий по живописи. Сравнительно небольшое количество часов у будущих дизайнеров костюма обусловлено спецификой их профессии, требующей, в первую очередь, базовых знаний в области цветоведения.

Составление колористической гармонии в каждой отдельной работе является первостепенной задачей студента. Живопись у дизайнеров - дисциплина вспомогательная, она лишь дополняет курс дисциплин, направленных на раскрытие способностей к проектированию костюма. Однако именно задания по живописи, наряду со специальными графическими заданиями по рисунку, способны не только развить творческий потенциал студента, но и воспитать у обучающихся чувство текстуры, пластики ткани. В данном случае с особым вниманием стоит отнестись к выбору тканей для учебных постановок.

На первом и втором курсе, когда студентами еще в достаточной степени не изучена история костюма и предметов быта, этнический текстиль становится не просто эффектным элементом натурной постановки - он знакомит студентов с историей декоративных тканей. Изучение народного костюма входит в программу учебной практики на втором курсе, а включение винтажных тканей в натюрморты позволяет будущим дизайнерам оценить красоту народного орнамента намного раньше.

В истории живописи изображения тканей и драпировок встречаются как в связи с изображением костюма, так и в составе

1 Воронина О. Первые друзья искусства в Выборге // Выборг. 2011. № 38.

С. 3.

176

натюрмортов. Сюжетные живописные полотна эпохи Возрождения раскрывают средствами орнамента и цветовой символики все нюансы феодальных отношений и классовой принадлежности. Пышный декор итальянских шелковых тканей, знаменитый «гранатовый узор» и в XXI в. продолжает вдохновлять дизайнеров и художников по текстилю1.

Голландские натюрморты нередко включают сложные по цвету багровые и золотисто-красные ворсовые ковры. Однако современных студентов более всего привлекает искусство авангарда, где знаковый орнамент определяет образное решение всего произведения. При выборе работ для копирования будущие дизайнеры, как правило, останавливают свой выбор на произведениях Н. Гончаровой, М. Ларионова, И. Машкова.

Живописные полотна А. Матисса представляют для будущих дизайнеров пример по изучению орнаментального ритма этнических тканей. В работах «Семейный портрет» (1911), «Красная комната» (1912), «Одалиска в красных шароварах» (1917), «Поднятое колено», «Испанский натюрморт» (1911), «Восточные ковры» (1906) ведущую роль играют ткани с крупным орнаментом.

Свободная и лаконичная трактовка этнических узоров в живописном решении костюма прослеживается в произведениях «Румынская блуза» (1940), «Мадам Матисс» (1907), «Манильская шаль» (1911).

В холсте «Мавританская ширма» (1917-1921) сине-белая филигрань восточного орнамента заполняет внушительную часть картинной плоскости, а в оранжево-зеленом «Интерьере с баклажанами» (1911-1912) свободные от орнамента плоскости отсутствуют2.

Произведение «Мастерская художника» («Розовая мастерская», 1911) стало первым «симфоническим интерьером» Матисса. Ведущая роль в симфонии красок принадлежит розовому цвету, который заливает почти все пространство интерьера, то сгущаясь почти до красноты в изображении пола, то становясь более нежным, достигая прозрачности акварели в изображении стены. Желтым цветом художник обозначил восточный ковер на полу. Расположенный наискось он, не разрушая плоскости картины, вызывает иллюзию глубины комнаты. Звучным аккордом врывается в розово-охристую гамму картины зеленая ширма с наброшенной на нее синей тканью, находя себе цветовые повторения в пейзаже за окном. На самом деле стены мастерской Матисса были белыми, но в зависимости от колористической задачи композиции они могли

1

' Пономарева Т. История мировой живописи. Т. 4. Итальянская живопись начала XVI века. М.: Белый город, 2008. 128 с.

2 Анри Матисс. Заметки живописца. М.: Азбука, 2001.640 с.

177

получать разную тональность, при помощи которой живописец вводил зрителя во власть своих эмоций. Кроме предметов, свидетельствующих об увлечении Востоком, Матисс изобразил и созданные им произведения1.

За последнее десятилетие педагогами кафедры «Дизайн костюма» СПбГУСЭ разработаны задания по живописи, в основе которых заложено выявление гармоничных сочетаний и изучение этнических мотивов. Учебные постановки с использованием среднеазиатских тканей - сюзане, бекасаб, ханатлас, патакшойи -стали неотъемлемой частью программы по живописи для студентов первого и второго курсов2.

Кафедра «Дизайн костюма» за небольшой период времени (около десяти лет) выработала собственную методику и требования к живописным работам. Оригинальность данной методики состоит в нестандартном использовании традиционных для учебной живописи материалов: бумага, гуашь, темпера. Применение фактурной и цветной бумаги, процарапывания, наложение краски «по-сырому», работа мастихином совмещаются с локальными, гладкоокрашенными плоскостями. Рисунки на тканях трактуются студентами свободно, без полного подчинения натуре. Щедро расшитые рельефные сюзане и блестящие икаты превращаются в живые орнаментальные массы, на которых «рассыпаны» фрукты и металлическая посуда.

В 2011-2013 гг. стали появляться натюрморты с индонезийскими тканями, которые преобразованы студентами в молочно-белые и коричневые тона. Мелкий, почти набивной орнамент студентка Ася Олигерова передает смелыми широкими мазками умбры, дополненными золотистыми крапинками, по сырой колерованной бумаге3. Черные чайник, бутылка и статуэтка на первом плане намечены черными и красными линиями, все предметы прозрачны.

Авторское видение традиционных орнаментов продемонстрировала студентка третьего курса Руфина Лагутина. Ее ответы на живописные задания, предложенные на втором и третьем курсе обучения, представляют собой насыщенные цветовые сегменты, в которых мексиканские орнаменты выступают розовожелтым фоном для обнаженной фигуры. Плоскостно-декоративное решение тела она дополняет рисунком из квадратов и ромбов, отсылающим одновременно к работам Г. Климта и к текстилю в технике пэчворк.

1 URL: http://www.newpaintart.ru (дата обращения: 01.03.2013).

2 Янес М. А. Ткани Ферганской долины. Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии / Материалы XV Междунар. науч. конф. / под ред. Н.М. Калашниковой. СПб.: СПГУТД, 2012. С. 246-250.

3 Дизайн костюма / сост. Быкова Н.Б. 2010. С. 26.

178

При всем многообразии авторских методик в учебной живописи способ подготовки студентов направления 072500.62 «Дизайн» отличается от остальных. Преподавателями СПбГУСЭ сделан акцент на изучение декоративных тканей и развитие

колористической грамотности через практические занятия. Работа гуашью, темперой и акрилом в достаточной степени способствует раскрытию творческого потенциала будущих дизайнеров.

Этнические ткани в учебных постановках не только стимулируют интерес студентов к истории текстильного искусства, но и являются подходящим для дальнейшей цветовой и стилистической трансформации мотивом.

М.В. Асалханова

Из истории текстильного искусства

Искусство текстиля является одной из древнейших форм самовыражения человека. В тканях отражена история каждого народа. Особенности материала, способы и технологии изготовления, орнамент ткани свидетельствуют о культурных, социальных, религиозных и политических особенностях различных народов и культур.

История появления и развития текстильного искусства неразрывно связана с историей развития человечества. Первые следы одежды, обнаруженные археологами, относятся ко времени начала позднего (верхнего) палеолита, то есть созданы сорок -тридцать пять тысяч лет назад. Развитие керамики, витья, плетения и ткачества, усложнение форм одежды относится к периоду неолита. Витье и плетение можно считать наиболее древними текстильными техниками и предшественниками ткачества. По мнению некоторых исследователей, витье и плетение можно рассматривать «как наиболее архаичные формы преобразования природного материала, ... которые послужили истоком самой идеи ткачества. На уровне взаимодействия природы и культуры они отражают две принципиально различные стратегии моделирования объектов: витье (вращение, как динамическая вертикальная

структура) - мышление в природе, внутреннее развитие объекта; плетение (статичная горизонтальная структура) - мышление в культуре, внешнее развитие объекта»1.

1 Лысенко О.В., Комарова С.В. Ткань. Ритуал. Человек. Традиции ткачества славян Восточной Европы. СПб.,1992. С. 16.

179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.