Научная статья на тему 'ЭТНОСПОРТ: ПОНЯТИЕ И ДИСКУРС'

ЭТНОСПОРТ: ПОНЯТИЕ И ДИСКУРС Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
228
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КРОССКУЛЬТУРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭТНОСПОРТ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Матвеев Дмитрий Александрович

В статье изучается роль этноспорта в современных процессах глобализации, актуализируется его роль в процессах сохранения этнической идентичности. Раскрываются теоретические концепты этноспорта как методологической базы развития социокультурных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOSPORT: CONCEPT AND DISCOURSE

The article examines the role of ethnosport in the modern processes of globalization, actualizes its role in the processes of preserving ethnic identity. The theoretical concepts of ethnosport as a methodological basis for designing and forecasting the processes of formation and functioning of socio-cultural systems are revealed.

Текст научной работы на тему «ЭТНОСПОРТ: ПОНЯТИЕ И ДИСКУРС»

МАТВЕЕВ Д. А.

ЭТНОСПОРТ: ПОНЯТИЕ И ДИСКУРС Аннотация. В статье изучается роль этноспорта в современных процессах глобализации, актуализируется его роль в процессах сохранения этнической идентичности. Раскрываются теоретические концепты этноспорта как методологической базы развития социокультурных систем.

Ключевые слова: этноспорт, этнокультура, аксиология, гражданская и нравственная идентичность, кросскультурное восприятие.

MATVEEV D. A.

ETHNOSPORT: CONCEPT AND DISCOURSE

Abstract. The article examines the role of ethnosport in the modern processes of globalization, actualizes its role in the processes of preserving ethnic identity. The theoretical concepts of ethnosport as a methodological basis for designing and forecasting the processes of formation and functioning of socio-cultural systems are revealed.

Keywords: ethnosport, ethnoculture, axiology, civil and moral identity, cross-cultural perception.

Всевозрастающие процессы глобализации, создающие предпосылки исследований процессов самоидентификации народов, их игровой культуры, традиций и обрядов, обуславливают и повышение интереса к феномену этноспорта. Цель данной статьи состоит в рассмотрении этноспорта как «мировой системы» (И. Валлерстайн), выявлении тех парадигмальных изменений, которые он оказывает на сферы деятельности человека:

- в антропологическом измерении - в ракурсе единого целого, включающего в себя процессы и периоды этнокультурного развития, факторы этнической, национальной и гражданской идентичности и самоидентификации;

- социокультурном пространстве - в ракурсе оказания им влияния на социокультурную сферу, во взаимодействии с культурными традициями, процессами возникновения новых видов спорта, спортивных организаций международного, национального и регионального уровня, деятельность которых способствует сохранению культурного и цивилизационного многообразия мира;

- с позиций аксиологии этноспорт способствует формированию не только квазирелигиозной сплоченности religio athletae (П. Кубертен), «командного духа», «идеалов спорта», «веры в спорт», но и через интерес к традиционным играм поддерживает уважение к общественным идеалам, историческому наследию;

1

- с точки зрения культурологии этноспорт позволяет рассматривать тенденции «гибридизации и ассимиляции его концептуального распространения и кросскультурного восприятия в различных культурно-исторических типах обществ» [6, с. 87].

Отметим, что в отечественной науке заслуга введения в научный оборот термина «этноспорт» принадлежит А. В. Кыласову, который выдвинул и обосновал теорию неизбежного изменения парадигмы спорта, соотнеся ее с понятием «культурный релятивизм», принципами равенства культур всех народов [4]. Исследователь отмечает, что истоки возникновения этноспорта находятся в культурных практиках традиционных игр различных народов. Несмотря на то, что их игровой диапазон значительно сужается, можно наблюдать увеличение количества различных праздников с исконными забавами, «продолжающих традиции предков в целях сохранения национального обособления» [5, с. 7]. Теория этноспорта наглядно выявляет «пережиточное состояние традиций» (А. ван Геннеп), способствует появлению нового культурного вида спорта - его «отсутствующей структуры» (У. Эко) - фольклорной составляющей.

Этноспорт интегрирует в себе те спортивные мероприятия, программа которых формируется из традиционных игр и состязаний. Этноспортивные мероприятия для достижения аутентичности восприятия организуются по правилам и с использованием инвентаря локальных традиционных игр, спортивной инфраструктуры с привлечением спортсменов из схожих видов спорта. Примером может служить участие атлетов вольной и греко-римской борьбы, дзюдо, джиу-джитсу и других в турнирах по традиционной борьбе.

Понятию «этноспорт» присущ междисциплинарный характер, который формируется в области спорта, антропологии, истории, культурологии, социологии, педагогики, психологии и экономики. Само понятие «этноспорт» применяется в качестве синонима национальных видов спорта [7, с. 107]. Можно утверждать, что этноспорт - это трансвидовая особенность спорта с ярко выраженными чертами этнической самобытности.

Этнокультурная самобытность спорта в наши дни подвергается системному анализу на основе научных концептов о сохранении и воспроизводстве культурно-исторического наследия. Причем в научном дискурсе присутствует четкое разделение методов сохранения этнокультурных игр и состязаний: спортизация, предполагающая их перевод в национальный спорт, и этноспорт - проведение соревнований в рамках организации народных праздников [10]. Данное разделение отправляет нас к методологии Ж. Бодрийяра [1], в соответствии с которой национальные виды спорта можно рассматривать в качестве симулякров -функциональных аналогов традиционных видов физической культуры, а этноспорт - как копии примордиальных игровых ритуалов, которые функционируют и сегодня.

Интересен также и научный подход осмысления «вечного возвращения» Ж. Делеза [3], благодаря которому можно понять принципы сохранения игровых традиций в дискурсе этноспорта и определить их в качестве формы темпоральной трансляции биосоциального и культурного наследия этнических групп, выраженной в обычаях, мифо-ритуальном комплексе и языке. Раскрытию же внутренней логики возникновения этноспорта, его организационных особенностей помогают структурно-функциональный и семиотический подходы У. Эко [9]. В качестве методологической основы распространения этноспорта в мире используют структуралистскую концепцию П. Бурдье, определяющего культурно-символические, социально-экономические, религиозные процессы в пространстве взаимодействия макроструктур (международных организаций) и локальных сообществ [2]. П. Бьюкенен, И. Валлерстайн, К. Коукер исследуют культурфилософскую природу спорта, рассматривая ее как инструмент сохранения традиционных игр различных этносов, обосновывают причины снижения активности англо-саксонского влияния в спорте, обусловившего значительное изменение международных институтов спорта, их культурное многообразие.

Анализ научного дискурса позволяет резюмировать тесную взаимосвязь общественных отношений с интеллектуальным и нравственным прогрессом человечества. Сегодня наблюдается растущая потребность в новых ценностных регуляторах, формирующих поведение членов общества и способствующих восстановлению моральных норм, в том числе и в сфере спорта. Здесь актуализируется использование принципов историзма и системности в сочетании со сравнительно-культурным методом, помогающих понять всю внутреннюю логику этнокультурных традиций в спорте.

Широкое многообразие видов спорта приводит к появлению точечных, региональных предпочтений на основе этнокультурных традиций. Г. Эйхберг, комментируя данную ситуацию, пишет: «Спорт сейчас - это преимущественная сфера диалога между народами» [8, с. 58]. Это подтверждает, что региональные тенденции развития спорта коррелируют с традиционными играми и состязаниями на основе детерминации с локальным ландшафтом и присутствием исторической эстетики движений.

Развитие этноспорта пробуждает интерес европейцев не только к своим, но и к иным, в первую очередь, азиатским, восточным традициям. При этом повышенного спроса к этническим традициям Африки и Америки на сегодняшний день не возникает. Большой популярностью и в странах Западной Европы, и в России пользуется индийская йога, что стало особенностью развития общеизвестной фитнес-формы.

Другим ярким примером является дзюдо, которое было скомпилировано из

различных видов борьбы с использованием в качестве первоначальной экипировки

3

традиционного нижнего мужского белья (ги). Дзюдо можно считать первым в мире примером эксплуатации внешней формы традиционных состязаний с полной заменой их содержания на спортивную «начинку».

На современном этапе развитие этноспорта происходит в двух направлениях. Первое - развитие универсальной модели англо-саксонского спорта, модернизация традиционных спортивных состязаний с использование элементов народных забав и игр. Примером может служить борьба на поясах, популярная в странах Центральной Азии, керлинг - в Скандинавских странах и т. д.

Согласно второму направлению, осуществляется поиск новых форм («незападных» по происхождению) локальных культур, их продвижение, создание региональных этнокультурных спортивных центров. Это направление предполагает обязательное использование национальных костюмов, транскрибированной лексики в проведении состязаний, в общении между участниками. В качестве примера можно привести деятельность Международной организации «Спорт для всех», которая с 90-х гг. ХХ в. проводит одноименные Всемирные игры, которые также курируют ЮНЕСКО и Международный олимпийский комитет.

Таким образом, становится очевидным, что этноспорт является значимым и эффективным инструментом не только в процессах сохранения культурно-исторической самобытности народов, но и в их социальной мобилизации. Весомую роль в этом процессе занимают традиционные единоборства и состязания, выступающие издревле событийным ядром народных гуляний и праздников. Их оригинальность и инновационность способствует созданию новых траекторий взаимодействия субъектов, участвующих в сохранении народных традиций. Этноспорт привносит в современную жизнь не только новые коммуникационные модели, но и важное ощущение и осознание гармоничной сопричастности к истории России, своего народа, мировым этносам, что является важным показателем качества жизни и ментального здоровья любого человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции = Simulacres et simulation. - М. : Постум,

2015. - 240 с.

2. Бурдье П. Социология социального пространства / П. Бурдье ; общ. ред. пер.

Н. А. Шматко. - М. : Ин-т эксперим. социологии, 2005. - 288 с.

3. Делез Ж. Логика смысла. - М. : Академ. проект, 2011. - 472 с.

4. Кыласов А. В. Окольцованный спорт. Истоки и смысл современного олимпизма. -

М. : АИРО XXI, 2010. - 328 с.

5. Кыласов А. В. Традиционные игры и состязания вдоль Шелкового пути // Этноспорт и традиционные игры. - 2019. - № 1. - С. 1-11.

6. Маркарян Э. С. Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи. - М. : Центр гуманитарных инициатив, 2014. - 187 c.

7. Прокопенко В. И. Развитие этноспорта народов Севера в Российской Федерации // Физическая культура и спорт: тенденции развития в условиях Азиатско-Тихоокеанского региона : материалы междунар. науч.-практ. конф. 26-27 июля 2004 г. - Якутск, 2004. - С. 105-108.

8. Эйхберг Г. Культура олимпийского и других движений: исключение, признание, праздник // Логос. - 2009. - № 6. - С. 58-81.

9. Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. - СПб. : Symposium, 2004. - 538 c.

10. Этнокультурное брендирование территории в контексте стратегии регионального развития: научно-методологические подходы и практики / И. И. Горлова, Т. В. Коваленко, О. И. Бычкова [и др.] ; Юж. филиал Рос. науч.-исслед. ин-та культур. и природ. наследия им. Д. С. Лихачёва. - М. : Ин-т наследия, 2020. - 114 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.