— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/3034-3364-2024-3-6 УДК 008
Attribution
сс by
ЭТНОСПОРТ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Логинова М.В., Матвеев Д.А.
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева
Аннотация. В статье рассматривается роль этноспорта и традиционных народных игр в актуализации этнокультуры; акцентируется внимание на потенциале этнических спортивных практик в сохранении культурного наследия, укреплении межнационального общения и развитии физических и нравственных качеств личности. Авторы статьи обращаются к анализу традиционных видов спорта, встроенных в культурный контекст региона как механизму социализации и транслятору культурных ценностей.
В статье анализируются педагогические аспекты реализации образовательных задач средствами этноспорта, принципы отбора народных игр для учебно-воспитательного процесса. Приводится классификация традиционных игр мордовского народа по их целевой направленности и их значение в образовательном пространстве Республики Мордовия.
Ключевые слова: этноспорт, традиционные игры, этнокультура, двигательная компетенция, межнациональное общение, педагогические аспекты, классификация народных игр, мордовский этнос.
ETHNOSPORTS AS A PEDAGOGICAL VALUE IN THE EDUCATION FIELD OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA
Marina V. Loginov, Dmitry A. Matveev
Ogarev National Research Mordovian State University
Abstract. The article examines the role of ethnosport and traditional folk games in the actualization of ethnoculture; focuses on the potential of ethnic sports practices in preserving cultural heritage, strengthening interethnic communication and developing physical and moral qualities of a person. The authors of the article turn to the analysis of traditional sports embedded in the cultural context of the region as a mechanism of socialization and translator of cultural values. The article analyzes the pedagogical aspects of the implementation of educational tasks by means of ethnosport, the principles of selection of folk games for the educational process. The classification of traditional games of the Mordovian people according to their target orientation and their importance in the educational space of the Republic of Mordovia is given.
Keywords: ethnosport, traditional games, ethnoculture, motor competence, interethnic communication, pedagogical aspects, the classification of national games, the Mordvinian ethnos.
Введение. исследований в сфере этнопедагогики в послед-
Анализ педагогических возможностей, присущих народной системе образования, а также воссоздание и продвижение традиций физического развития молодых поколений, которые активно формировались в прошлом, сегодня утратили свою прежнюю актуальность. Однако, как демонстрируют современные исследования, интеграция элементов народного обучения, включая игры и другие традиционные формы физической активности в педагогический процесс, способствует решению ряда значимых социально-педагогических и культурных проблем современности. Несмотря на сокращение количества
ние годы, научное изучение традиционных спортивных практик продолжает оставаться актуальным. Знания и методы народной физкультурной системы нуждаются в дополнительном изучении и активном применении в образовательной, оздоровительной и профилактической деятельности среди молодежи, которую проводят государственные и муниципальные структуры, общественные объединения, профессиональные союзы и другие органы гражданского общества.
Исследования в области народной педагогики в Мордовии подчеркивают значительную роль этноспорта в формировании как физических, так и
— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —
моральных качеств молодежи. Традиционные виды спорта, встроенные в культурный контекст региона, служат не только средством укрепления здоровья, но и мощным инструментом социализации и передачи культурных ценностей.
Спортивные игры, пронизанные духом народных традиций, исторически служили основой для духовного и нравственного развития личности. В контексте народной педагогики, они представляют собой эффективное средство для воспитания молодежи, поддерживая не только физическое, но и психологическое и умственное развитие.
Уникальность этноспорта заключается в его способности объединять физическое воспитание с привитием уважения к историческому и культурному наследию этноса.
Обсуждение.
Важность этноспорта как педагогического инструмента подтверждается мнениями многих ученых и педагогов. В статье о педагогических правилах воспитания человека Л.В. Алиева отмечает, что, для К.Д. Ушинского воспитание, основанное на народных традициях, обладает уникальной воспитательной силой, недостижимой для систем, построенных на искусственных принципах или заимствованиях. Это подчеркивает необходимость глубокого изучения и активного внедрения народной системы физического воспитания в современное образовательное пространство [2, с. 21].
Несмотря на снижение активности исследований в этой области в последние годы, потребность в разработке и применении народной спортивной культуры остается высокой. Этноспорт, как отмечается, предоставляет ценные возможности для образовательной, рекреационной и профилактической работы с молодежью, проводимой различными организациями. Это признание подчеркивает важность дальнейшего изучения и активного использования народных спортивных игр и физических упражнений в рамках образовательного процесса.
Традиционные виды спорта и игры, заряженные национальным духом, привлекают внимание исследователей как в России, так и за рубежом. Основополагающие работы в области этноспорта, охватывающие физическое, моральное, профессиональное и эстетическое развитие, были проведены такими учеными, как В.С. Агапов, И.Л. Фельдман [0], С.-А.М. Аслаханов [0], Е.Н. Ломшина, П.В. Мигунов, О.С. Сафонкина [0] и др. В частности, они подчеркивали воспитательный потенциал национальных видов спорта и игр.
Исследования А.В. Кыласова и Е.А. Истягиной-Елисеевой [0] показали, что этноспорт не только сохраняет культурное наследие, но и способствует процессу этнокультурной самоидентификации через участие в традиционных спортивных играх и других формах физической активности,
которые тесно связаны с обычаями и традициями народов.
В контексте образовательного пространства, Республики Мордовия наша цель заключается в анализе педагогического воздействия этноспорта и других традиционных видов двигательной активности. Мы используем методы, такие как анкетирование, опросы и обобщение, чтобы оценить текущее состояние и выявить проблемы и возможности для дальнейшего развития национальной системы физического воспитания в этом регионе.
Эти методы позволят нам получить объективные данные о влиянии этноспорта на физическое и психосоциальное развитие участников, а также его роль в сохранении культурной идентичности финно-угорских народов, проживающих в Мордовии. Это, в свою очередь, поможет определить стратегии для укрепления и развития народных видов спорта как важного элемента образовательного пространства региона.
Состояние здоровья и физической подготовки детей и подростков в России, включая регион Мордовии , сегодня вызывает озабоченность среди специалистов. Согласно информации от Министерства здравоохранения и социального развития РФ, только 14 % учащихся старших классов можно отнести к категории практически здоровых. Более того, свыше 40 % молодых людей, призывного возраста не соответствуют критериям, необходимым для службы в армии, включая выполнение минимальных физических нормативов. Правительственные меры по возрождению системы ГТО и организации спортивно-массовых мероприятий пока не смогли коренным образом изменить сложившуюся ситуацию.
В этом контексте представляется особенно актуальным более полное и активное включение в образовательный процесс элементов народных спортивных игр и национальных видов спорта, которые могут способствовать развитию физической культуры среди молодежи.
На фоне возрастающего интереса к национальным корням и культуре, использование этно-спорта как педагогического инструмента в учебных заведениях Мордовии может стать значимым шагом к улучшению здоровья и физической подготовленности учащихся. Это, в свою очередь, способствует не только физическому, но и морально-этическому воспитанию молодого поколения, укрепляя связь с традициями и культурным наследием региона.
Результаты.
В данном контексте, нам представляется особенно актуальным более полное и активное включение в образовательный процесс элементов народных спортивных игр и национальных видов спорта, которые могут способствовать развитию физической культуры среди молодежи. На фоне возрастающего интереса к националь-
— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —
ным корням и культуре, использование этноспорта как педагогического инструмента в учебных заведениях Мордовии может стать значимым шагом к улучшению здоровья и физической подготовленности учащихся. Это, в свою очередь, способствует не только физическому, но и морально-этическому воспитанию молодого поколения, укрепляя связь с традициями и культурным наследием региона.
В контексте обогащения образовательной среды Мордовии, традиционные национальные виды спорта, представляющие собой уникальное культурное наследие, могут играть ключевую роль. Например, народные спортивные практики, такие как бег на различные дистанции, лазание по масленому столбу или канату, преодоление препятствий с помощью шеста или без него, различные виды метаний (копья или камня), стрельба из лука, верховая езда, вольтижировка, а также искусство обращения с холодным оружием и традиционные борьбы, являются общими для многих народов России.
Внедрение этих видов спорта в образовательную программу школ Мордовии не только способствует физическому развитию учащихся, но и служит мостом к пониманию и уважению многонациональной культуры страны. Этноспорт, как часть педагогического процесса, помогает студентам лучше осознать культурные корни и традиции, способствуя формированию уважительного отношения к различным народам и их истории.
Кроме того, активное включение национальных видов спорта в учебные программы может стать эффективным средством борьбы с проблемами современной молодежи, такими как недостаток физической активности и снижение интереса к традиционной культуре. Этот подход не только укрепит физическое здоровье детей, но и обогатит их духовный мир, предоставив им возможность глубже понять и проанализировать свои корни и идентичность.
Рассуждая о вкладе Республики Мордовии в спортивную сферу, стоит отметить, что этот регион проявил себя как основательный участник в продвижении олимпийских идей на мировой арене, благодаря усиленной работе по развитию спорта и физической культуры на высоком уровне. Мордовия, несмотря на свои скромные размеры, смогла утвердиться как значимый элемент в глобальной олимпийской системе. Вместе с тем, особое внимание заслуживают и национальные виды спорта, которые не только помогают сохранять уникальное культурное наследие региона, но и способствуют укреплению его репутации на международной арене [0].
Исследователи все чаще используют термин «этноспорт» для описания традиционных форм физической активности [0]. Этноспорт включает в себя не только национальные виды спорта, но и традиционные игры коренных народов, которые возрождаются как исторические реконструк-
ции. А.В. Крыласов отмечает, что необходимость выделения этноспорта как отдельной категории связана с культурным разнообразием в условиях глобализации [0, с. 19].
Этноспорт призван расширять понимание спорта как социокультурного феномена, добавляя к его функциям поддержку и сохранение этнокультурного разнообразия. В современном мире спорт переосмысляется и обогащается новыми видами активности, которые не всегда могут быть официально классифицированы как спорт, например, такие народные забавы, как бег с ложкой во рту или хороводные игры. Эти виды деятельности, глубоко укоренившиеся в национальных культурах, не подходят для спорта высших достижений из-за своей карнавальной природы. Этноспорт предлагает альтернативу официальному спорту, ставя своей задачей сохранение игрового наследия и способствуя развитию традиционных форм физической активности, которые являются частью культурного наследия.
В наше время происходит усиление институционального статуса этноспорта. Формирование таких организаций, как Федерация исконных забав и этноспорта России (ФИЗЭР), подчеркивает его растущее значение [0]. Эта организация активно сотрудничает с различными общественными группами и правительственными структурами. Кроме того, под эгидой Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту была учреждена Межведомственная комиссия, которая занимается продвижением традиционных видов физической активности и массового спорта, руководителем которой стал министр спорта.
Разберем ключевые аспекты развития этноспор-тивных мероприятий. Этноспортивные фестивали выделяются уникальным сочетанием традиционных видов спорта с народным искусством. Основная их характеристика заключается в проведении спортивных состязаний на фоне выступлений фольклорных ансамблей, что придает атмосферу традиционного народного праздника. Реализация таких мероприятий возможна благодаря сотрудничеству культурных учреждений и спортивных организаций, которые в рамках своих полномочий и бюджетов координируют даты и места проведения совместных акций. Эта модель успешно функционировала в таких городах как Иркутск, Москва, Тамбов, Улан-Удэ, Ханты-Мансийск, Якутск и других. Кроме того, формат этноспортивных фестивалей подходит для проведения многоуровневых квалификационных состязаний, которые кульминируют во время крупных национальных этнокультурных праздников, таких как Всероссийская Масленица, федеральный Сабантуй или бурят-монгольский Наа-дан.
Ретроспективный анализ спортивных традиций финно-угорских народов Мордовии показывает, что с давних времен физическая активность использовалась как инструмент образования и
— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —
подготовки молодого поколения к работе и защите родины, а также как способ оценки их физических и духовных способностей. В культуре мордвы особой популярностью пользовались соревнования силачей, а также борцовские состязания, которые традиционно проводились на ярмарках [0].
Одним из перспективных направлений в развитии этноспорта в Республике Мордовия, по нашему мнению, является интеграция традиционных игр в рамки праздничной культуры. Эта интеграция может охватывать как общегородские торжества, такие как Новый год и Масленица, так и специально воссоздаваемые фольклорные и национальные праздники. Праздники играют важную роль в поддержании национальной культуры и предоставляют возможность человеку вспомнить о своих этнических корнях, даже если он длительное время был от них оторван. Национальные праздники, связанные с положительными эмоциями, могут стать эффективным средством для этого.
Включение элементов этноспорта в сценарий праздника может способствовать следующим аспектам:
1. Обогащению знаний о традициях и обычаях национальной культуры, что помогает укрепить культурные связи и понимание среди разных поколений.
2. Выделению и подчеркиванию национальной уникальности, поскольку каждый вид этноспорта несет в себе особенности, отражающие ценности, культуру и быт народа, который его практикует.
3. Повышению туристической привлекательности региона, так как уникальные и аутентичные события привлекают туристов, желающих испытать новые и незабываемые впечатления.
4. Актуализации этнических образов, что способствует сохранению и развитию этнической идентичности на фоне глобализации и культурного ассимилирования [0].
С целью изучения проблем и перспектив развития этноспорта и традиционных видов двигательной активности мордовского народа, в 20222023 учебном году на базе Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева нами было проведено эмпирическое исследование.
Выборку исследования составили 320 респондентов, связанных с кафедрой физической культуры и спорта университета. Из них 250 человек -студенты 1-4 курсов, обучающиеся по физкультурным специальностям (78 % выборки), и 70 человек - преподаватели этой кафедры (22 %). Методами сбора данных выступили анкетирование и углубленные интервью с экспертами.
Полученные результаты позволили выявить ряд ключевых проблем в развитии этноспорта и традиционных видов двигательной активности мордовского народа в университетской среде:
1. Низкая осведомленность и «оторванность» от традиционной культуры, отмеченная у 68 % студентов и 45 % преподавателей.
2. Слабая интегрированность этноспорта и традиционных практик в учебные программы и внеучебную деятельность, на что указали 77 % студентов и 63 % преподавателей.
3. Отсутствие специализированной инфраструктуры (клубов, секций, центров) для развития этноспорта.
4. Недостаточное информационное освещение и пропаганда данной тематики, проблема отмечена 62 % студентов и 39 % преподавателей.
5. Низкий уровень взаимодействия университета с национально-культурными объединениями и общественными организациями по вопросам этноспорта (73 % преподавателей).
Таким образом, результаты исследования выявили существенные пробелы в деятельности вуза по сохранению и популяризации этноспор-тивных традиций мордовского народа. Респонденты отметили необходимость комплексных мер для решения обозначенных проблем.
Результаты проведенного опроса позволили сформулировать следующие рекомендации для учреждений и организаций Республики Мордовия по развитию этноспорта и традиционных видов двигательной активности мордовского народа:
1. Для приобщения студенческой молодежи, их родителей и преподавателей к традиционной мордовской культуре целесообразно создать специализированный этнокультурный центр при Мордовском государственном университете. Он сможет выполнять просветительские, научно-исследовательские, образовательные и спортивно-оздоровительные функции.
2. Создание такого этнокультурного центра позволит повысить уровень интеграции этноспорта и традиционных практик в учебные программы и внеучебную деятельность университета по физической культуре. Также центр будет способствовать развитию информационного сопровождения и пропаганды этноспортивных традиций, налаживанию взаимодействия с национально-культурными объединениями мордовского народа.
Опрос студентов показал, что большинство из них (62 %) объясняют свою осведомленность о мордовских народных играх и видах спорта тем, что играли в них во время поездок в сельскую местность. 28 % узнали об этноспортивных традициях от старших родственников, и лишь 10 % -от преподавателей в вузе.
— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —
Анализ предпочтений студентов в проведении свободного времени выявил следующее распределение:
• 52 % отдают предпочтение социальным сетям и компьютерным играм;
• 38 % увлекаются спортивными играми, из них лишь 12 % - национальными мордовскими играми;
• 10 % проводят досуг за настольными играми (шашки, шахматы).
Результаты опроса преподавателей кафедры показали их высокую озабоченность сохранением и развитием этноспортивного наследия мордовского народа. 68 % педагогов отметили низкую осведомленность и «оторванность» современной молодежи от традиционной культуры.
Подавляющее большинство опрошенных преподавателей (83 %) указали на слабую интегриро-ванность элементов этноспорта в учебные программы и внеучебную деятельность по физической культуре в университете. Также они обозначили проблему отсутствия специализированной инфраструктуры (62 %) и недостатка информационного освещения данной тематики (51 %).
73 % преподавателей высказались за необходимость более тесного взаимодействия университета с национально-культурными объединениями мордовского народа по вопросам сохранения и популяризации этнокультурного спортивного наследия.
В ходе опроса студентов младших курсов были получены следующие данные об их знакомстве с традиционными мордовскими видами спорта и народными играми.
Большинство респондентов (65 %) отметили, что играли в них в детстве во время поездок в сельскую местность. 25 % узнали об этнических играх и физических практиках от старших родственников, передававших семейные традиции. И лишь 10 % студентов познакомились с мордовским этноспортом уже в вузе, в рамках образовательного процесса по физической культуре.
Анализ ответов показал, что по мере взросления респонденты лучше осведомлены о мордовских народных играх и их видах. Студенты старших курсов смогли классифицировать игры на подвижные, игры-упражнения с предметами и др. Также наблюдается тенденция роста популярности этнических игр среди опрошенных.
Параллельный опрос преподавателей кафедры физической культуры и спорта был направлен на определение их готовности использовать этно-спорт и народные игры мордовского народа в образовательной деятельности. В выборке приняли участие 35 педагогов с высшим профильным образованием.
Подавляющее большинство опрошенных (89 %) считают игровое общение студентов с представителями старшего поколения эффективным средством приобщения к традиционной мордовской культуре физического воспитания и здоровому образу жизни.
Преподаватели также отметили важность формирования у молодежи общественной мотивации к занятиям этноспортом, способствующим успешной социализации и подготовке к социально-полезной деятельности.
При отборе народных игр и практик для использования в учебном процессе педагоги руководствуются принципом педагогической целесообразности, оценивая их соответствие учебной программе, возрасту, физическому развитию и двигательной подготовленности студентов, наличию инвентаря и другим факторам.
Участники опроса классифицировали народные игры и физические упражнения мордовского этноса по их содержательной направленности:
- развитие умственных способностей и физических качеств, важных для трудовой деятельности;
- воспитание физических, морально-волевых и духовно-нравственных качеств, необходимых защитнику Отечества (военно-прикладное значение).
Преподавателями была подчеркнута необходимость активного использования этнического игрового наследия как в учебных занятиях, так и во внеучебной работе со студентами для достижения воспитательных целей.
В научных трудах педагога С.-А.М. Аслаханова представлена детализированная классификация народных игр и физических упражнений, основанная на функциональном назначении и специфике применения в образовательном процессе. Аслаханов разделяет народные игры и упражнения на две основные категории:
1. Подводящие, подготовительные и основные упражнения, применяемые в рамках специфических учебных занятий. Основные упражнения соответствуют структуре изучаемых двигательных действий и интегрированы в различные модули учебной программы, такие как гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, народные танцы, борьба и другие.
2. Народные игры и физические упражнения, классифицированные согласно их влиянию на развитие ключевых двигательных качеств: сила, скорость, ловкость, выносливость и гибкость, или комплекс этих качеств [0].
Результаты.
Педагогическая практика высоко ценит простоту организации занятий с использованием народ© Логинова М.В., Матвеев Д.А.
— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —
ных спортивных игр, которые не требуют специализированного, дорогостоящего оборудования. Это подтверждается мнением учителей, один из которых в анкете указал: «В большинстве случаев, для проведения занятий народными спортивными играми не требуется специальный инвентарь, а в исключительных ситуациях необхо-
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
димые предметы можно изготовить самостоятельно или с помощью родителей и учителей без значительных затрат». Это делает народные спортивные игры особенно доступными и привлекательными для широкого круга образовательных учреждений.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Агапов B.C. Развитие профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов / B.C. Агапов, И.Л. Фельдман, Т.Н.Шайденкова. М., 2005. 201 с.
2. Алиева Л.В. К.Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека / Л.В. Алиева // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 2(17). С. 19-31. URL : https ://cyberleninka.ru/article/n/k-d-ushinskiy-o-pedagogicheskih-pravilah-vospitaniya-cheloveka (дата обращения 03.05.2024).
3. Аслаханов С-А.М. Педагогические аспекты реализации образовательных задач народными средствами физического воспитания / С-А.М. Аслаханов // Царскосельские чтения. 2013. № XVII. С. 353-357. URL : https://cyberleninka.rU/article/n/pedagogicheskie-aspekty-realizatsii-obrazovatelnyh-zadach-narodnymi-sred stvami-fizicheskogo-vospitaniya (дата обращения 03.05.2024).
4. Гоголев Н.Е. Формирование двигательной компетенции на основе этноспорта и традиционных игр народов Арктики в аспекте многоуровневости образования / Н.Е. Гоголев, А.П. Божедонова, Е.В. Бубя-кина // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 72-79. URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-dvigatelnoy-kompetentsii-na-osnove-etnosporta-i-traditsionnyh-igr-narodov-arktiki-v-aspekte-mnogourovnevosti (дата обращения 03.05.2024).
5. Кыласов А.В. Этноспорт и этнически стилизованный спорт: сравнительный анализ социальной эффективности / А.В. Кыласов, Е.А. Гуреева // Этноспорт и традиционные игры. 2019. № 1(1). С. 63-72.
6. Кыласов А.В. Этноспорт. Конец эпохи вырождения. М. : Территория будущего, 2013. 144 с.
7. Кыласов А.В. Игровые традиции народов - культурная основа российского спорта / А.В. Кыласов, Е. Истягина-Елисеева. М., 2012. 52 с.
8. Ломшина Е.Н. Этноспорт как способ актуализации этнокультуры (на примере финно-угорских народов) / Е.Н. Ломшина, П.В. Мигунов, О.С. Сафонкина // Финно-угорский мир. 2020. № 3. С. 325-331. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/etnosport-kak-sposob-aktualizatsii-etnokultury-na-primere-finno-ugorskih-narodov (дата обращения 03.05.2024).
9. Общероссийская общественная организация «Федерация исконных забав и этноспорта России». URL : http://ethnosport.ru/about (дата обращения 03.05.2024).
10. Серов А.А. Традиционные формы досуга как средство межнационального общения (на примере Мордовии) / А.А. Серов // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2007. № 17. С. 117-179. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-formy-dosuga-kak-sredstvo-mezhnatsionalnogo-obsche niya-na-primere-mordovii (дата обращения 03.05.2024).
11. Терёшкина А.В. Развитие региональной политики в сфере физической культуры и спорта в республике Мордовия / А.В. Терёшкина // Контентус. 2016. № 3(44). С. 35-39. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ razvitie-regionalnoy-politiki-v-sfere-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-respublike-mordoviya (дата обращения 03.05.2024).
References:
1. Agapov B.C. The development of professional self-knowledge in the structure of the self-concept of a primary school teacher / B.C. Agapov, I.L. Feldman, T.N. Shaidenkova. M., 2005. 201 p.
2. Alieva L.V. K.D. Ushinsky on the pedagogical rules of human education / L.V. Alieva // Domestic and foreign pedagogy. 2014. № 2(17). P. 19-31. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/k-d-ushinskiy-o-pedagogicheskih-pravilah-vospitaniya-cheloveka (date of application 05/03/2024).
3. Aslakhanov S.-A.M. Pedagogical aspects of the implementation of educational tasks by folk means of physical education / S.-A.M. Aslakhanov // Tsarskoye Selo readings. 2013. № XVII. P. 353-357. URL : https://cyberle ninka.ru/article/n/pedagogicheskie-aspekty-realizatsii-obrazovatelnyh-zadach-narodnymi-sredstvami-fiziches kogo-vospitaniya (date of application 05/03/2024).
— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —
4. Gogolev N.E. Formation of motor competence based on ethnosport and traditional games of the peoples of the Arctic in the aspect of multilevel education / N.E. Gogolev, A.P. Bozhedonova, E.V. Bubyakina // Problems of modern pedagogical education. 2019. № 65-1. P. 72-79. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/formiro vanie-dvigatelnoy-kompetentsii-na-osnove-etnosporta-i-traditsionnyh-igr-narodov-arktiki-v-aspekte-mnogour ovnevosti (date of application 05/03/2024).
5. Kylasov A.V. Ethnosport and ethnically stylized sport: a comparative analysis of social effectiveness / A.V. Kylasov, E.A. Gureeva // Ethnosports and traditional games. 2019. № 1(1). P. 63-72.
6. Kylasov A.V. Ethnosport. The end of the degeneration era. M. : Territory of the Future, 2013. 144 p.
7. Kylasov A.V. Gaming traditions of peoples - the cultural basis of Russian sports / A.V. Kylasov, E. Istyagina-Eliseeva. M., 2012. 52 p.
8. Lomshina E.N. Ethnosport as a way to actualize ethnoculture (on the example of Finno-Ugric peoples) / E.N. Lomshina, P.V. Migunov, O.S. Safonkina // Finno-Ugric world. 2020. № 3. p. 325-331. URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/etnosport-kak-sposob-aktualizatsii-etnokultury-na-primere-finno-ugorskih-narodov (date of application 05/03/2024).
9. All-Russian public organization «Federation ancestral amusements and ethnosport of Russia». URL : http:// ethnosport.ru/about (date of application 05/03/2024).
10. Serov A.A. Traditional forms of leisure as a means of interethnic communication (on the example of Mordovia) / A.A. Serov // Industry: economics, management, technologies. 2007. № 17. P. 117-179. URL : https:// cyber-leninka.ru/article/n/traditsionnye-formy-dosuga-kak-sredstvo-mezhnatsionalnogo-obscheniya-na-primere-mordovii (date of application 05/03/2024).
11. Tereshkina A.V. Development of regional policy in the field of physical culture and sports in the Republic of Mordovia / A.V. Tereshkina // Contentus. 2016. № 3(44). P. 35-39. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ razvitie-regionalnoy-politiki-v-sfere-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-respublike-mordoviya (date of application 05/03/2024).
Информация об авторах
Логинова Марина Васильевна
доктор философских наук, профессор,
зав. кафедрой культурологии и библиотечно-информационных ресурсов, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева [email protected]
Marina V. Loginova
Doctor of Philosophy, Professor,
Head of the Department of Cultural Studies
and Library and Information Resources,
Ogarev National Research Mordovian State University
Матвеев Дмитрий Александрович
аспирант кафедры культурологии и библиотечно-информационных ресурсов, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева [email protected]
Dmitry A. Matveev
Postgraduate Student
of the Department of Cultural Studies
and Library and Information Resources,
Ogarev National Research Mordovian State University