B.V. Bazarov Ethno-social processes in modern Buryatia
The subject of this article are the special features of the ethno-social processes in Buryatia in the modern world. Provides objective statistical and sociological data about the peculiarities of the socio-economic development of the peoples of the Republic. The author emphasizes the need for a comprehensive study of ethno-social processes using methods of different sciences.
Keywords. Ethno-social processes, ethno-demographic situation, ethnic groups.
УДК 316.48
С.В. Мурашева
Этносоциальные и этнокультурные изменения в современной России как факторы возникновения межэтнических конфликтов
В статье предпринята попытка определить воздействие этнокультурных и этносоциальных трансформаций, происходящих в современной России, на возникновение межэтнических конфликтов. Материалом для анализа послужили статистические и социологические данные, полученные при изучении обстановки и межэтнического взаимодействия в Орловской области.
Ключевые слова: глобализация, этнос, этническая культура, миграционные процессы, интолерантность, ми-грантофобия, этностереотипы, гиперидентичность, национально-психологические особенности, типовые программы и схемы поведения.
В условиях современного процесса глобализации закономерно становится актуальной потребность представителей различных этносов в восстановлении этнокультурной идентичности. Это связано с их ориентацией на воссоздание традиционных ценностей, норм, социальных отношений и форм жизнедеятельности для обретения целостности и полноты повседневного быта народа. Однако изменившиеся условия нередко ведут к невозможности восстановления этнокультурного наследия в полном объеме. При этом элементы этнической культуры, как правило, используются неравномерно.
По мнению норвежского социального антрополога Ф. Барта, для маркировки этнических различий могут иметь значение не только культурные характеристики. В качестве этнических границ он рассматривает те факторы, которым группой придается маркирующее значение [Дробиже-ва, 2003, с. 73]. Так, например, существенным разграничителем может быть неравенство в оплате труда. В последнее время в больших городах в России все чаще встречается явление расколотого рынка: состоятельные люди «восточных» национальностей (азербайджанцы, армяне, грузи© Мурашева С. В., 2015
ны) нанимают на работу лиц славянских национальностей за более низкую плату, нежели своих сограждан. В других случаях на таких же принципах нанимают на строительные работы работников с Северного Кавказа [Там же, с. 75].
К детерминантам межэтнических взаимодействий относят психологические особенности, присущие конкретным участникам конфликтного взаимодействия, и психологические основы наций, представителями которых являются оппоненты. Именно в этой сфере этничность выступает как компенсирующий механизм, проявляет себя в защитной функции, восполняет потребность в групповой принадлежности, когда другие идентичности неустойчивы или ненадежны.
В сфере межэтнического взаимодействия переживаются все старые и недавние обиды, воспринимается статус своей группы и «других», проявляется стремление к позитивной идентичности, наблюдается избирательность получаемой информации, появляются оценки удовлетворенности-неудовлетворенности интересов, потребностей, переносится ответственность на иные группы, идет поиск врагов, возникают негативные проекции.
Общепринятым является факт, что все уровни социальной детерминации существуют и функционируют вместе, а также взаимодействуют и дополняют друг друга [Стефаненко, 2009, с. 76].
В обыденном сознании психологические основы собственной нации рассматриваются как естественные. Однако правила культуры относительны и не имеют универсальной значимости. То есть для адекватного межнационального взаимодействия необходимо производить оценку смыслов и значений действий собеседника не в соответствии со стандартами и критериями своей культуры, а исходя из того, насколько поведение оппонента традиционно для его собственной культуры [Социальное неравенство этнических групп:..., 2002, с. 116].
Одной из основных причин возникновения межнациональных противоречий является стерео-типизация в восприятии специфических национальных личностных особенностей. Этнические стереотипы представляют собой относительно устойчивые, упрощенные, схематизированные и эмоционально-окрашенные образы обобщенного характера о той или иной этнической группе, которые с легкостью распространяются на всех представителей этой группы. Они вызывают ожидания определенного поведения от оппонентов, и субъекты стереотипизации невольно пытаются подтвердить эти ожидания. Иными словами, стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться, поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения других людей, которые соответствуют этим стереотипам [Лебедева, 1998, с. 57].
Этнические стереотипы включают в себя набор типовых программ и схем поведения. Они усваиваются очень рано, преимущественно в детском возрасте, и используются задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся. Кроме того этнические стереотипы хоть и являются устойчивыми, регулярно повторяемыми элементами образа жизни, однако не осознаются носителями поведения как поступки.
Объектом этнической стереотипизации, как правило, становятся национально-психологические особенности, то есть компоненты психологии нации, которые характеризуют своеобразие протекания психических процессов и состояний, специфику взаимодействия, взаимоотношений и общения представителей конкретных этносов. Через национально-психологические особенности проявляется психология конкретного этноса.
Этническая культура присутствует в жизни народа скорее как символическая ценность. Глобализация, расширив пространство существования этнических общностей, порождает стремление предъявить обществу локальную культуру региона (по сути полиэтнического сообщества) как уникальное явление, тем самым, увеличив его социально-экономическую и этнокультурную привлекательность [Кары-мова, 2012, С. 67].
Миграционная ситуация в России на сегодняшний день является очень сложной и неоднозначной. Количество иностранных граждан, прибывающих на территорию Российской Федерации, постоянно растет, даже несмотря на экономические проблемы в стране. Это в первую очередь связано с отсутствием на рынке труда должной политики и несовершенством миграционного законодательства. Изменение социальной структуры российского общества, произошедшее в последние десятилетия, вызывает необходимость изучения новых проблем, связанных с мобильностью отдельных социальных групп.
Современное состояние общества характеризуется высокими темпами перемещения населения. Разные причины обусловливают подвижность людей в границах тех или иных территорий или за их пределы. При этом масштабы, интенсивность и направленность миграционных потоков актуализируют изучение влияния миграции на социальную структуру принимающего общества, его экономическую и демографическую составляющие, межэтническое взаимодействие и возникновение конфликтов.
Интенсификация миграционных процессов неизбежно расширяет масштабы социального взаимодействия этнических мигрантов и населения принимающих обществ. По мнению исследователя М.В. Донцовой, социальное взаимодействие в системе «этнические мигранты - принимающее общество» представляется структурным целым, включающим в себя ряд элементов:
- участники взаимодействия (этнические мигранты, население принимающего общества, принимающее общество как структурное целое, власть);
- уровни взаимодействия (институциональный, групповой, межличностный);
- цели взаимодействия;
- условия ситуации (этноконтактная ситуация);
- нормативная ориентация [Донцова, 2007, с. 45].
Каждый из перечисленных элементов имеет собственные характеристики и функциональное назначение. Несовпадение целей мигрантов и норм принимающего общества составляет кон-фликтогенную основу межэтнической интеракции. В этих условиях наблюдаются негативные стратегии взаимодействий, результатом которых выступают интолерантность и мигрантофобия.
Интолерантность проявляется в нетерпимости к этнокультурным различиям, несогласии с присутствием иноэтнических групп в социальном пространстве. Основаниями для интолерантности являются распространенность негативных общественных стереотипов по отношению к той или иной этнической группе, усиление ощущения доминантности «своего» этноса, т. е. гиперидентичность.
В основе мигрантофобии лежит ощущение социальной угрозы, исходящей от иноэтнических групп, осознание претензий этих групп на социальные ресурсы. Демограф и социолог Л.Л. Ры-баковский [2005, с. 71] к предпосылкам возникновения мигрантофобии относит следующие факторы: усиление локально-идентификационных тенденций, общеэкономические предпосылки, ухудшение ситуации на рынках труда, обострение жилищных проблем, социально-льготную конкуренцию, ухудшение оперативной обстановки.
Направленность межэтнического взаимодействия определяется комплексом факторов, которые пронизывают все уровни данного взаимодействия -от институционального до межличностного.
На институциональном уровне находят отражение объективные факторы, которые касаются характеристик принимающего общества с точки зрения его экономического развития, политического устройства, направленности миграционной политики, социально-структурных и культурных условий, степени этнической дифференциации, численности мигрантов и т. д.
На групповом уровне актуализируются факторы межгруппового взаимодействия, такие, как особенности межэтнических стереотипов, степень внутригрупповой солидарности и сплоченности, особенность внутригрупповой идентичности, направленность межэтнических установок, наличие/отсутствие в групповом сознании мигрантофобии и т. д.
Межличностный уровень взаимодействия определяется субъективными (личностными) факторами, наиболее значимыми из которых яв-
ляются: характер социальной и этнической идентичности, социальная дистанция по отношению к представителям иноэтнических групп, наличие/отсутствие в сознании индивидуального фактора мигрантофобии [Донцова, 2007, с. 45]. Указанные факторы в зависимости от их характеристик могут направить процесс социального взаимодействия в системе «мигранты - принимающее общество» как в позитивную, так и в негативную сторону.
Интолерантность как свойство межэтнических отношений проявляется, главным образом, на уровне межгрупповой и межличностной коммуникации, где актуализируются этностереоти-пы и направленность социальной и этнической идентичности, а мигрантофобия затрагивает по большей части институциональный уровень, характеристики которого и определяют степень распространенности мигрантофобии.
При решении выше перечисленных проблем в полиэтнических регионах важно акцентировать внимание на особенностях межэтнического взаимодействия, уровнях толерантности отдельных этнических групп по отношению друг к другу, а также возможностях адаптации этногрупп к политическим и экономическим преобразованиям.
Миграционные процессы, происходящие в Орловской области, характеризуются высокими темпами динамики. К числу наиболее важных характеристик миграции на территории области можно отнести следующие:
- несмотря на благоприятную миграционную ситуацию в регионе в целом, наблюдается естественная убыль населения в совокупности с миграцией населения из региона;
- основной миграционный обмен происходит с регионами России, значительное количество которых составляют области Центрального федерального округа;
- темпы внутрирегиональной миграции достаточно высоки, при этом перераспределение идет как в городском, так и в сельском масштабах, наблюдается смещение вектора направленности миграции -увеличивается поток желающих переехать на постоянное место жительства в сельскую местность.
Из-за сокращения и старения коренного населения Орловской области миграция способствует его компенсации и положительно влияет на демографические, качественные и квалификационные характеристики. В половозрастном составе мигрантов в область большая часть приходится на женщин
и лиц трудоспособного возраста. В национальном составе мигрантов, прибывающих на территорию Орловской области, преобладают русские.
Миграционная обстановка в Орловской области в 2014 г. определялась экстренным массовым прибытием граждан Украины. В течение 2014 г. в регион прибыло и поставлено на миграционный учёт 48 150 человек, что на 62,9% больше, чем в 2013 г. Увеличение произошло за счет граждан Украины, прибывающих в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке.
В этнографическом отношении основное население Орловской губернии составляли великорусы. Жили здесь и представители других национальностей: украинцы, поляки, французы, немцы, цыгане, евреи и татары. Они составляли небольшой процент населения (от 1 до 3%).
На территории Орловской области абсолютное большинство в национальной структуре населения составляют русские (96,04%). Второй по численности национальной группой являются украинцы (1,02%). Среди других национальных групп, численность которых составляет свыше тысячи человек, выделены армяне (0,5%), азербайджанцы (0,28%), белорусы (0,22%), цыгане (0,17%), курды (0,17%), татары (0,16%) и чеченцы (0,13%). Национальные группы с численностью менее тысячи человек составляют молдаване (0,11%), турки (0,09%), немцы (0,08%), грузины (0,06%), узбеки (0,07%), лезгины (0,05%), таджики (0,05%) и евреи (0,04%).
Анализ данных 2010 и 2015 гг. показывает незначительный прирост числа представителей азербайджанской, армянской, курдской, таджикской, узбекской и цыганской национальностей, проживающих в Орловской области. На территории области расположено 370 мест компактного проживания национальных меньшинств, включающих представителей 29 этносов и народов.
Несмотря на присутствие в Орловской области представителей более 70 различных этносов в настоящее время обстановка в сфере межнациональных отношений остается стабильной. В регионе отсутствуют исторически обусловленные точки межнациональной напряженности.
Таким образом, особенностями современного этносоциального и этнокультурного развития многих сообществ являются опора на историческую память, использование потенциала прошлого, воспроизведение национальных традиций. Традиция выступает значимой формой бесконфликтности, устойчивости, будучи важным компонентом историко-культурного наследия и способом трансляции этнокультурного опыта, передачи его от поколения к поколению.
Литература
Донцова М.В. Этнические мигранты и принимающее общество: процессы социального взаимодействия (на материалах Краснодарского края): дис. .. .канд. социолог. наук: 22.00.04. - Краснодар, 2007.
Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. — 376 с.
Карымова Л. С. Отношение этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России: дис. .канд. социол. наук: 22.00.04. -Екатеринбург, 2012.
Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М.: Психология, 1998. - 224 с.
Рыбаковский Л.Л. Демографическое будущее России и миграционные процессы // Социс. - 2005. - №2. - С. 71.
Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / отв. ред. Л.М. Дробижева. -М.: Academia, 2002. - 480 с.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 368 с.
S.V. Murasheva
Ethno-social and ethno-cultural changes in the modern Russia as factors of
emergence of the interethnic conflicts
The article is an attempt to define impact of the ethno-cultural and ethno-social transformations happening in the modern Russia on emergence of the interethnic conflicts. Materials for the analysis were statistical and sociological data obtained when studying a situation and interethnic interaction in the Oryol region.
Keywords: globalization, ethnos, ethnic culture, migration processes, intolerant, migrantophobia, ethnotherapy, hy-peridentity, national-psychological peculiarities typical of program and patterns of behavior.