100
ЭТНОСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
А.Д. Семенова, У.А. Винокурова, Л.С. Ядрихинская
Аннотация. Общеобразовательная школа,, являясь основным институтом социализации личности, должна, по мнению авторов, учитывать проблему соотношения этнического и общечеловеческого не только в содержании, но и в технологиях образования. Авторы делают попытку этнодидактического обоснования инновационной технологии коллективного способа обучения, являющегося одним из эффективных механизмов реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Ключевые слова: этносоциализация, саморегуляция поведения, технологии коллективного способа обучения.
Summary. The article defines a secondary school as a basic institute of personality socialization. In author's opinion, secondary schools should take into consideration the problem of ethnic and universal correlation both in content and technologies of education. Authors make an attempt ofgiving ethnodidactic ground to the innovative technology of a collective way of training as one of the effective mechanisms of implementing the Federal state educational standard requirements of general education
Keywords: ethnic socialization, self-regulation of behavior, technologies of collective method of educating.
Решение актуальной проблемы сохранения культурного разнообразия народов мира начинается с создания условий этнической безопасности не только в содержании, но и в технологиях современной педагогики.
Суть добра - создание атмосферы общения, любви и поддержки для раскрытия способностей, формирования достоинства личности - раскрывается в сохранившихся элементах этнопеда-гогических традиций нравственного воспитания детей. Именно доброе отношение к ближнему было основой воспитания и смыслом жизни в
мировоззрении экофильных (поклоняющихся природе) народов.
Как показывает образовательная практика, среди современных институтов воспитания наибольшим потенциалом влияния обладают технологии обучения во время учебных занятий. Как показывает опыт, одной из таких технологий, оказывающих уникальное комплексное воздействие на личность обучаемых, является «коллективный способ обучения» (КСО) В.К. Дьяченко [1]. В педагогической дидактике это единственная технология, в которой сосредоточены мето-
дики эффективного успешного управления учебным процессом. В основе данной технологии лежит механизм управления общением, что в условиях полиэтнического общества становится основой формирования культуры межнационального общения.
Общение как предмет исследования гуманитарных и социальных наук занимает ключевую позицию с точки зрения его формирующего влияния на личность. Потребность личности в общении вызывается потребностью в оценке другого человека, потребностью сообща решать вопросы жизнеобеспечения и жизнеустройства. Соответственно, общение как процесс, решающий задачу согласования действий нескольких индивидов, способствует гармоническому развитию личности в полиэтническом образовательном поле. Общение является основным инструментом этнической социализации в моноэтнической, би-этнической и полиэтнической среде.
Этносоциализация - это процесс становления индивида как члена этноса, присвоение им ценностей, норм и поведенческих стандартов своего и других народов, социально-адаптированная саморегуляция поведения.
Социализация интернализуется в системе образования в результате взаимного влияния людей в процессе деятельности общения. Народная мудрость гласит: «человека невозможно воспитывать словом», он воспитывается в деятельности. Поэтому назрела необходимость в изменении организации самого процесса обучения.
Система образования вступила в период внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования. Рассмотрим инновационные требова-
ния ФГОС: стандарт разработан на основе глубокого анализа и синтеза ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования; образование рассматривается как важнейшая социальная деятельность, одной из ведущих задач которой является консолидация общества на основе роста гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп. Такой подход фокусируется на социокультурной составляющей образовательного процесса, ранее слабо разработанного аспекта в педагогической науке; отличительной особенностью нового ФГОС является его направленность на придание образовательному процессу воспитательной функции.
Проблема формирования универсальных учебных действий, особенно личностно-регулятивных и коммуникативных, недостаточно разработана в педагогической науке. На основе многолетних исследований мы пришли к выводу о том, что использование технологии коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко может успешно решить эту проблему.
Исследование этнопедагогиче-ской дидактики и технологии коллективного обучения показало, что прогрессивные по своей природе методы, формы этнического обучения и воспитания в обогащенном, позитивно преобразованном виде трансформированы в современную систему образования в виде арсенала инновационной технологии взаимообучения В.К. Дьяченко.
101
102
В системе образования Республики Саха (Якутия) ведется массовая инициативная опытно-экспериментальная работа по повышению качества обучения и этносоциализации детей на основе идей народной педагогики в учебно-воспитательном процессе. Практикующие педагоги активно используют труды В.Ф. Афанасьева [2], У.А. Винокуровой [3], Г.Н. Волкова [4], А.А. Григорьевой [5], Д. А. Данилова [6], А.Д. Семеновой [7] и др. в реализации программ воспитания личности. В педагогическом институте СВФУ создана учебно-научная лаборатория этнокультурного образования, целью которой является методологическая, технологическая и методическая разработка инновационных технологий культурологической педагогики, в том числе этнодидактическое обоснование инновационной технологии коллективного способа обучения, являющегося одним из механизмов реализации требований ФГОС общего образования. Идеи этнопедагогизации технологий обучения и воспитания изложены в трудах А.Д. Семеновой, продолжателя идей В.К. Дьяченко в Якутии [7].
Методы КСО успешно формируют универсальные учебные действия. Рассмотрим, какие конкретные общеучебные умения и универсальные учебные действия можно сформировать у учащихся при использования некоторых методов коллективного способа обучения: «Методика Ривина» («МР»), «Методика обучающего изложения» («МОИ»), «Методика взаимодиктантов» («ВД») и др.
Воспитанию личности в процессе обучения способствуют коллективные учебные занятия - альтернатива традиционного урока. Они повышают активность подрастающего поколения, про-
буждают его энергию и стремление к знаниям. Учащиеся становятся активными участниками учебного процесса, а не пассивными потребителями разжеванного учителем знания.
Учащийся, освоивший универсальные учебные действия (УУД), далее учится целенаправленно и с увлечением. Такой ученик в ходе самообразования привлекает различные источники, использует разные способы объяснения нового. У него развиваются такие логические учебные действия, как анализ знаний и их систематизация. У такого ребенка появляется мотивация к самостоятельному добыванию дополнительных знаний. Кроме того, развивается навык системного самостоятельного добывания знаний.
В процессе коллективных учебных занятий основной формой деятельности является общение - важное средство передачи знаний, моральных ценностей.
Таким образом, совместная учебная деятельность по технологии коллективного способа обучения (взаимообучения) становится фактором этносоциализации личности. Общение человека с человеком - это способ развития его индивидуальности. Общаясь во время взаимообучения, учащиеся удовлетворяют потребность в сотрудничестве с другими членами коллектива для достижения хороших результатов в обучении. Деятельность по взаимообучению обогащает личность отношениями взаимодействия, взаимопомощи и сотрудничества.
Из всего вышеизложенного, полученного в результате экспериментальной работы исследователей во многих регионах России, а также в Казахстане и Армении, можно сформулировать следующие выводы по
Таблица
Методика Ривина («МР»)
Универсальные учебные действия
Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные
Общеучебные Логические
Уверенность в себе; самостоятельность Контроль; коррекция; оценка Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; развитие монологической и диалогической речи Смысловое чтение; извлечение необходимой информации Умение анализировать; построение логической цепи рассуждений
Решение задач в парах сменного состава
Универсальные учебные действия
Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные
Общеучебные Логические
Уверенность Саморегу- Умение с до- Выбор наиболее Анализ объектов с целью
в себе; ляция; статочной пол- эффективного выделения признаков;
самостоя- контроль; нотой и точно- способа решения синтез - составление
тельность коррекция; стью выражать задачи; целого из частей;
оценка свои мысли; самостоятельное выбор критериев для
сотрудниче- создание алгоритмов сравнения;
ство в поиске деятельности; подведение под понятие;
и сборе умение установление причинно-
информации моделировать; следственных связей;
контроль и оценка умение анализировать;
процесса и построение логической
результата цепи рассуждений;
деятельности доказательство
проблеме этносоциализации лично- 2. сти обучаемых при использовании технологии взаимообучения: обуче-
3
ние и воспитание становятся единым процессом, и основное воспитание проводится во время учебного процесса; воспитывается саморазвивающаяся личность безопасного типа в каждом учебном заведении; формируется культура межнационального об- 5. щения, тем самым обеспечивается этническая безопасность. 6
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 7
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. -Красноярск, 1998. - 435 с.
Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока.
- М., 1979. 103
Винокурова У.А. Этносоциология. - М., 2011.
Волков Г.Н. Проблема взаимодействия национального и интернационального в воспитании // Интернациональное воспитание молодежи. - Орджоникидзе, 1973.
- С. 113-133.
Григорьева А.А. Семейная педагогика. -Якутск: ЯГУ, 1998.
Данилов Д.А. Служение педагогической науке. - М.: Образование и информатика, 2007. - 480 с.
Семенова А.Д. Современное функционирование этнопедагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности. - Якутск: ЯГУ, 2005. - 117 с. ■