Этнопсихологические особенности ценностно-потребностной сферы личности делинквентных подростков в процессе тренинга коммуникативных навыков*
А. В. Мантикова
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия), [email protected]
В наше время не только в Хакасии и всей Российской Федерации, но и в мире всё отчетливее проявляется тенденция к сближению этносов внутри одной нации. В первую очередь, это происходит за счёт продолжающегося процесса глобализации, который проявляется, в частности, в активном «потреблении» и обмене информацией в единой информационной сети Интернет, массированном воздействии СМИ. В некотором смысле процесс глобализации связан не столько с интеграцией, сколько с этнической дифференциацией внутри нации, в ходе которой происходит разрушение длительных культурных и иных связей между этносами. Вместе с тем, активно продолжается процесс ассимиляции, который усиливает эффект взаимного влияния этносов не только на генетическом уровне, но и в рамках семейных и иных социальных
* Статья подготовлена при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда, № проекта 12-16-19008
Научный руководитель профессор В.Г. Морогин
взаимоотношений.
На выборке воспитанников ГОУ «Специальное профессиональное училище открытого типа г. Абакана» было проведено исследование ценностно-потребностной сферы личности (ЦПСЛ) на стадии её формирования; экспериментальная группа представлена делинквентными подростками 14-17 лет. Помимо изучения этнопсихологических особенностей содержания общественной и родовой подструктур ЦПСЛ делинквентных подростков в рамках сплошного исследования [1], в работе рассматривались их этнопсихологические особенности во время проведения тренинга коммуникативных навыков. В задачи тренинга входили коррекция аттитюдов, отвечающих за взаимодействие с социальным окружением, формирование стремления к положительно эмоционально окрашенному общению, а также навыков упрочения и развития межличностных контактов.
Среди методов коррекции и реабилитации социальной дезадаптации и делинквентного поведения несовершеннолетних одно из ведущих мест занимают социально-психологические тренинги, частью которых является тренинг коммуникативных навыков. Это методы групповой коррекционной работы с нарушениями коммуникативной и эмоционально-волевой сфер, неадекватной самооценкой, характерной для дезадаптированных подростков. Кроме того, социально-психологический тренинг эффективно формирует навыки ассертивного и дружелюбного общения, способствующего лучшему пониманию и самооценке, получению опыта рефлексии, а также возможности увидеть своё поведение «со стороны» при групповом обсуждении участниками тренинга ролевых игр и упражнений.
В работе с дезадаптированными делинквентыми подростками в условиях специального учреждения необходимо учитывать, что, наряду с некоторыми общими методическими принципами, на основе которых проводятся групповая работа и социально-психологические тренинги, общение с этой категорией имеет некоторую специфику, которая должна быть учтена при организации и проведении тренингов. Учреждение, на базе которого проведено исследование, является режимным, ежедневно
проводятся построения и перекличка подростков. Оно функционирует по типу интерната, подростки находятся в училище 5-6 дней в неделю и в это время не имеют права покидать территорию училища. Контингент воспитанников учреждения по этническому составу заключён в пропорцию 60/40%, где русские подростки составляют большинство по сравнению с подростками-метисами. Такая пропорция характерна и для Республики Хакасия в целом. Для обеспечения репрезентативности отбор делинквентных подростков в тренинговую группу осуществлялся методом рандомизации, поэтому данная этническая пропорция в экспериментальной выборке сохранилась.
На рисунке приведены показатели выраженности ценностно-потребностных зон в общественной и родовой подструктуре личности делинквентных подростков русского этноса и метисов, п=60. Родовая подструктура личности диагностирована при помощи калейдоскопической (сукцессивной) техники предъявления личностно значимых ценностей, общественная - тахистоскопической (симультанной) [2].
12 11 10 9 8 7 6 5 4
1
■
t
г , 1 1
Г1 П1 IV 11111111 н
I I I I ITI
^v & ■ ММЦл9 ¿у / / **
Рис. Общественная и родовая подструктуры ЦПСЛ
делинквентных подростков русского этноса(п=36) и метисов
(п=24).
В иерархии зон ЦПСЛ делинквентных подростков русского этноса и метисов имеются как сходства, так и различия. На первом месте у подростков обеих этнических групп гедонистическая зона. Подростки русского этноса более ориентированы на межличностное взаимодействие, у них выражена аффилиативная потребность. В это же время подростки метисы ориентированы на субъективную необходимость защиты, находясь в этническом меньшинстве, преобладание потребности в безопасности филогенетически оправдано. Наличие среди преобладающих эго-зоны отмечено у обеих этнических групп. Проживая на общей территории под властью одних и тех же общественных институтов и под воздействием СМИ, культивирующих индивидуализм, амбиции становятся важными как для подростков русского этноса, так и для подростков метисов. В отличие от подростков русского этноса, подросткам метисам в иерархии зон ЦПСЛ не свойственно преобладание когнитивной зоны [1].
Тренинг коммуникативных навыков состоял из 12 занятий по 1,5 часа, которые проводились с периодичностью два раза в неделю в течение 1,5 месяцев. Индикаторами эффективности реализованной программы тренинга коммуникативных навыков послужили глубинные личностные изменения делинквентных подростков. Они отражены в статистически значимых изменениях структуры ценностно-потребностной сферы личности делинквентных подростков - участников тренинга, и в отсутствии значимых изменений в контрольной группе делинквентных подростков того же учреждения.
Можно отметить, что на статистически достоверном уровне усиление показателей экзистенциальной и аффилиативной зон общественной подструктуры ЦПСЛ делинквентных подростков обеих этнических групп после проведения тренинга произошло параллельно со снижением роли гедонистической зоны и зоны безопасности в данной подструктуре. Гедонистическая зона, доминирующая на предварительном этапе исследования, после реализации программы тренинга
коммуникативных навыков, переместилась у подростков обеих этнических групп на последнее место в иерархии зон общественной подструктуры ЦПСЛ.
Поведение делинквентных подростков в процессе тренинга в зависимости от этнической принадлежности имело свою специфику. Можно отметить следующие поведенческие особенности.
Во-первых, подростки русского этноса во время тренинга (на всём его протяжении) были более склонны проявлять черты демонстративности. Речевыми высказываниями, мимикой и жестами, в которых содержались попытки быть оригинальным или вызвать смех у группы, они охотно привлекали внимание к своей персоне. У подростков-метисов подобной тенденции не было отмечено.
Также, подростки русского этноса значительно чаще подростков-метисов своими действиями в тренинге косвенно просили одобрения тренера, т.е., референтного для них лица. Это свидетельствует о том, что мнения, оценка их поведения и его поддержка более значимы для подростков русского этноса. Эти поведенческие особенности согласуются с глубинными различиями подростков данных этнических групп, в частности, с более выраженными у русских подростков аффилиативной и экзистенциальной (связанной с взаимоотношениями личности и социума) ценностно-потребностными зонами [3].
Ещё одно различие в поведении между подростками данных этнических групп наблюдалось в начале тренингового процесса, впоследствии оно нивелировалось. Оно касалось замкнутости, неготовности открыться для нового коммуникативного опыта подростков-метисов, и проявлялось в использовании ими правила «Стоп» -возможности отказаться выполнять какое-либо тренинговое задание. Подростки этнически смешанной группы на первых 3-х занятиях задействовали данное правило, в то время как подростки русского этноса не прибегали к его помощи.
Подростки из этнически неоднородной группы в процессе тренинга чаще, чем подростки русского этноса, копировали поведение друг друга. Можно сказать, что они более склонны к внутригрупповой конформности.
Возможно, это проявление защитной реакции - быть как все, не выделяться в группе, связанное с тем, что в группе тренинга так же, как и в условиях спецучилища, они находятся в этническом меньшинстве.
В целом, можно отметить, что в процессе тренинга коммуникативных навыков на его начальном этапе русские подростки вели себя более ассертивно, раскрепощённо по сравнению с подростками метисами. По мере приближения тренинговой программы к завершению видимых поведенческих различий между делинквентными подростками обеих этнических групп не наблюдалось; также усилилась групповая сплочённость всей группы. Это может свидетельствовать о том, что для вхождения «в колею» группового взаимодействия в тренинге и социальной адаптации подросткам из этнически смешанной группы требуется больше времени, чем подросткам русского этноса. Однако это - текущие особенности, так как после прохождения тренинга динамика общественной подструктуры ЦПСЛ делинквентных подростков обеих этнических групп оказалась сходной.
Исследование выявило влияние тренинга коммуникативных навыков на динамику содержания общественной подструктуры ЦПСЛ делинквентных подростков; при этом, родовая подструктура ценностно-потребностной сферы личности подростков русского этноса и подростков метисов осталась без изменений. Направленные воздействия на содержательные элементы общественной подструктуры затрагивают вполне определённые зоны, перестраивают их иерархию, не провоцируя и не усиливая внутриличностный конфликт между содержанием общественной и родовой подструктур ЦПСЛ.
Тренинг коммуникативных навыков призван не только реанимировать, но и развивать навыки ролевого общения, которые обычно начинают деградировать у делинквентных подростков -воспитанников специального училища, в связи с суженным и однообразным кругом общения, способствующим не развитию, а, наоборот, частичной изоляции от общества. К тому же, в результате диагностики ценностно-потребностной сферы личности делинквентных подростков специального училища (сплошное исследование) перед
проведением тренинга выявлено: делинквентным подросткам хватает в их жизни удовольствий, познания и традиций, но наблюдается дефицит безопасности, удовлетворения амбиций, достижения целей (эго-зона), а также потребностей экзистенциальной, аффилиативной и трансцендентальной ценностных зон. С учётом данных особенностей и составлялась программа тренинга, направленная на удовлетворение экзистенциальных, аффилиативных и эго-потребностей (в самопроявлении) подростков.
Исследование содержания ценностно-потребностной сферы личности делинквентных подростков осуществлялось с использованием автоматизированного комплекса экспериментально-психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности В.Г. Морогина [2].
Исследование показало эффективность групповой работы с делинквентными подростками в смешанной по этническому составу тренинговой группе.
Как у подростков-метисов, так и у русских подростков после реализации программы тренинга коммуникативных навыков зафиксировано статистически значимое снижение уровня конфликта в общественной и родовой подструктурах ценностно-потребностной сферы личности, следовательно, структура ЦПСЛ стала более сбалансированной. Несмотря на различия в поведении подростков русского этноса и метисов непосредственно во время тренинга, тренинг коммуникативных навыков оказал однообразное влияние на динамику содержания общественной подструктуры ЦПСЛ обеих этнических групп и не повлиял на содержание родовой подструктуры ЦПСЛ русских и подростков-метисов.
Помимо глубинных изменений в ценностно-потребностной сфере личности, в частности, в её общественной подструктуре, среди позитивных поведенческих изменений, достигнутых посредством тренинга коммуникативных навыков, у делинквентных подростков обеих этнических групп можно отметить расширение репертуара реагирования на различные ситуации межличностного взаимодействия в сторону
увеличения социально одобряемых и полезных копингов. Это свидетельствует об оптимизации аттитюдов посредством групповой формы работы в смешанной по этническому составу группе.
Литература
1. Мантикова, А.В. Этнопсихологические особенности ценностно-потребностной сферы личности делинквентных подростков метисов [Текст]: // XX Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов», Москва, 2012.
2. Морогин, В.Г. Ценностно-потребностная сфера личности: концепция и методология исследования [Текст]: // Сибирский психологический журнал, № 24, 2006.
3. Морогин В.Г. Общетеоретические и этнопсихологические вопросы теории ценностно-потребностной сферы личности // Социокультурные проблемы современного человека. Материалы IV Международной научно-практической конференции (19-24 апреля 2010).Ч. I. Новосибирск: НГПУ. 2010. С. 91-111.
— • —