Ethnopsychological competence of a higher education teacher as a resource for improving the learning motivation of foreign students
Chislov Aleksandr Ivanovich, DSc of Judicial sciences, Professor, Tyumen Institute for Advanced Studies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Tyumen
Currently, Russia ranks sixth in the world in terms of the number of international students. The export of Russian education contributes to the improvement of the positive image of Russia among the importing countries of education, contributes to the growth of the national income of the country, satisfies the demands for the training of modern personnel and the development of new technologies. The purpose of the study: actualization and development of the ethno-psychological competence of a lecturer as a significant resource for increasing the educational motivation of foreign students. The novelty of the research: firstly, ethnopsychological competence is considered as a separate component of the ethno-cultural competence of a higher school teacher, along with ethnopedagogic and multicultural competencies; secondly, the influence of the prevailing mental attitudes of foreign students on the peculiarities of behavior and communication, as well as educational motivation, which is not always authentically understood by representatives of other cultures, in particular including teachers of higher education.
Keywords: high school teacher; ethnopsychological competence; foreign students; motivation of educational activity.
Цитировать: Числов А.И. Этнопсихологическая компетентность преподавателя высшей школы как ресурс повышения учебной мотивации иностранных студентов // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 346-352. EDN: RKYXWI. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.62
Числов Александр Иванович, доктор юридических наук, профессор, Тюменский институт повышения квалификации МВД России, Тюмень
ORCID:0000-0003-2023-996X
В настоящее время Россия занимает шестое место в мире по количеству иностранных студентов. Экспорт российского образования содействует повышению положительного имиджа России у стран-импортёров образования, способствует росту национального дохода страны, удовлетворяет запросы на подготовку современных кадров и освоение новых технологий. Цель исследования: актуализация и развитие этнопсихологической компетентности преподавателя высшей школы как значимого ресурса повышения учебной мотивации иностранных студентов. Новизна исследования: во-первых, этнопсихологическая компетентность рассматривается как отдельный составной компонент этнокультурной компетентности преподавателя высшей школы, на ряду с этнопедагогической и поликультурной компетентностями; во-вторых, обосновывается влияние сложившихся ментальных установок иностранных студентов на особенности поведения и общения, а также учебной мотивации, что не всегда аутентично понимается представителями других культур, в том числе преподавателями высшей школы. В результате исследования сформирован ряд ключевых аспектов этнопсихологической компетентности преподавателя высшей школы, направленных на повышение учебной мотивации иностранных студентов и оптимизации образовательного процесса в целом.
Ключевые слова: преподаватель высшей школы; этнопсихологическая компетентность; иностранные студенты; мотивация учебной деятельности.
УДК 159.922.4 + 378.016
5.8.7
Числов А.И.
Этнопсихологическая компетентность преподавателя высшей школы как ресурс повышения учебной мотивации иностранных студентов
Введение
В последнее десятилетие наблюдается рост экспорта российского высшего образования. По количеству иностранных студентов Россия занимает шестое место в мире [7]. Актуальные цели и задачи по увеличению экспорта российского образования поставлены в Федеральном проекте «Экспорт образования», реализация которого запланирована на период 2017 – 2025 гг. Проект ориентирован на увеличение количества иностранных студентов в системе российского высшего образования, если в 2017 г. обучалось 220 тыс. студентов, то на 2025 г. запланировано увеличение до 710 тыс. студентов.
Следует отметить, что на международном пространстве сформировался устойчивый рынок экспорта образовательных услуг, где лидерами являются престижные университеты экономически развитых стран. Конкуренция за экспорт высшего образования между государствами и университетами увеличивается с каждым годом, при этом, с одной стороны, идет процесс глобализации и универсализации, с другой – сохранение приоритетов ценностей национальной культуры и усиление перспектив профессиональной реализации студентов-выпускников на рынке труда.
Во-первых, экспорт высшего образования существенно влияет на увеличение притока финансов в бюджет страны. Так, например, в США иностранные студенты составляют 25% от общего числа обучающихся, а в Австралии экономическая выгода от привлечения в страну иностранных студентов занимает третье место в ежегодных отчетах о национальном доходе (студенты оплачивают затраты на обучение, проживание, развлечения и др.).
Во-вторых, исходя из принципа «мягкой силы» имидж страны, экспортирующей высшее образование, становится более привлекательным для широкого круга социальных групп, укрепляются международные связи, что позитивно отражается на развитие других сфер (политика, торговля, экономика, научный обмен, интерес к национальной культуре и рост туризма) [1].
В-третьих, усиливается конкуренция между университетами, что стимулирует их развитие: создание современных научно-исследовательских лабораторий, продуцирование инноваций в сегменте определенной отрасли промышленности или экономике; рост научных публикаций по актуальным исследованиям в высоко рейтинговых журналах.
В-четвертых, значимой характеристикой экспорта образовательных услуг являются соответствие запросам стран-импортеров абитуриентов. В первую очередь ориентация на конкретные результаты, а именно, подготовку современных профессиональных кадров высокой квалификации, освоение новых технологий, что будет способствовать расширению национальных рынков труда, развитию промышленности, торговли, услуг. Россия в этом контексте имеет ряд наработанных традиций и сложившиеся прочные связи со многими странами Евразии, Африки и Латинской Америки. Таким образом, актуальность повышения уровня и качества образовательной подготовки иностранных студентов не вызывает сомнения.
Теоретическая разработанность темы и методы исследования. Перспективы экспорта российского образования является одной из актуальных тем научных исследований. А.Л. Арефьев рассматривает количественные характеристики подготовки профессиональных кадров в российских вузах иностранных студентов [2]. С.М. Юн обосновывает перспективы сотрудничества в сфере образования в рамках Евразийского экономического союза, что способствует интеграции России и стран Ближнего зарубежья в сфере экономики и трудовых ресурсов [12]. Ряд исследований посвящен вопросам социокультурной адаптации и трудностям обучения иностранных студентов. Так, А.А. Демин с соавторами акцентирует внимание на проблемах и перспективах обучения иностранных студентов [4]. Э.В. Екеева исследует вопросы формирования поликультурного образовательного пространства и социокультурной адаптации иностранных студентов [5]. Исследование активации и способов учебной мотивации студентов представлены М.Н. Крыловой [6]. В работах Т.Р. Рахимова анализируются ключевые компетенции преподавателя в рамках организации процесса обучения иностранных студентов в российском вузе [9; 10]. Теоретические и практико-ориентированные аспекты компетентностного подхода в российской образовательной системе разрабатывали А.А. Деркач, Э.З. Зеер, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.
Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы включает теоретическую и практическую подготовленность, овладение рядом компетенций, а также личностную готовность их реализовывать (компетентность) и способность самостоятельно, ответственно, эффективно выполнять функции обучения, воспитания и развития будущих специалистов.
На основе изучения и анализа научной литературы по данной теме, представляется, что основным методом исследования является компетентностный подход.
Практическая значимость. Межкультурная коммуникация осуществляется не только между студентами, но и в диаде «студент – преподаватель», в которой преподаватель выступает как типичный представитель и своей культуры. Иностранные студенты, проживающие в разных странах, но относящиеся к одному региону, объединенному исторической общностью культуры и религии, показывают наибольшее этнопсихологическое сходство и ментальность, на основе которых формируются поведенческие реакции, учебная мотивация, особенности коммуникации и взаимодействия.
Вышеуказанные аспекты позволяют классифицировать и обосновать психолого-педагогические рекомендации в контексте этнопсихологической компетентности преподавателя высшей школы, что будет способствовать повышению учебной мотивации иностранных студентов.
Основная часть
Евразийское пространство, на котором расположена и Россия, объединяет около 100 стран с количеством населения более 5,4 млрд человек. Наиболее активными странами-импортерами студентов для получения высшего образования в российских вузах являются государства СНГ и Ближнего зарубежья: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Украина, Туркмения, Таджикистан. Российское образование по-прежнему остается престижным для студентов из стран, с которыми исторически сложилось взаимопонимание и взаимодействие во многих сферах: Ближний Восток (Турция, Иран, Ирак, Сирия), страны Северо-Восточной Азии (Китай, Монголия, Северная Корея); страны Южной Азии (Афганистан, Пакистан, Бангладеш, Непал, Индия, Шри-Ланка); страны Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Индонезия и др.). Российское образование по-прежнему остается престижным для студентов из стран Африки и Южной Америки.
В количественном соотношении в 2020/2021 уч. году в российских вузах больше всего обучается студентов из стран СНГ и Азии: Узбекистан – 40020 чел., Туркменистан – 36389 чел., Китай – 29617 чел., Таджикистан – 21185 чел., Индия – 15803 чел., Украина – 11593 чел., Беларусь – 10509 чел., Египет – 8731 чел., Азербайджан – 7884 чел., Киргизия – 7493 чел., Молдова – 4238 чел. Наиболее многочисленной стратой представлен Казахстан – 61462 чел., так как по международному договору граждане этой страны не обязаны проходить процедуру признания аттестата о среднем образовании, абитуриенты достаточно свободно владеют русским языком.
В настоящее время для иностранных студентов наиболее популярными являются три направления: 1) инженерные программы и – 19,89%; 2) медицинские программы – 20,46%; 3) экономика и менеджмент – 17,77%. Наблюдается дифференциация образовательных предпочтений студентов из определенных регионов и стран мира: студенты из Китая предпочитают направления профессиональной подготовки по экономике и лингвистике; для студентов из Индии наиболее привлекательны информационные технологии, психолого-педагогическое образование, математические факультеты; из стран Африки выбирают международные отношения, экономику, лингвистику, строительство, медицину. Таким образом, экспорт образовательных услуг должен быть ориентирован на национальные рынки труда и востребованные направления профессиональной подготовки.
Иностранные студенты различаются качеством предшествующей образовательной подготовки, сформировавшимся стилем когнитивной и интеллектуальной деятельности, сложившимися способами освоения знаний и навыков, уровнем освоения русского языка (на котором ведется преподавание), этнопсихологическими особенностями поведения и привычными паттернами общения и взаимодействия. Существует проблема снижения учебной мотивации у иностранных студентов и в результате неудовлетворенность уровнем профессиональной подготовки. Перечисленные условия необходимо учитывать при способах трансляции знаний и методах организации учебной деятельности иностранных студентов. От преподавателя высшей школы требуется этнопсихологическая компетентность для наиболее грамотного применения педагогических методов обучения в целях повышения учебной мотивации иностранных студентов и организации образовательного процесса.
Как отмечается в исследовании Э.В. Екеевой этнокультурная компетентность педагога (преподавателя) включает три компонента: поликультурный, этнопедагогический и этнопсихологический. Этнопедагогический компонент рассматривает знания национальных особенности воспитания на основе традиционной культуры. Поликультурный компонент показывает степень освоения специфики общения и взаимодействия на основе этнических особенностей. Этнопсихологический компонент акцентирует внимание на понимании национального характера, особенностей поведения иностранных студентов не только как представителей различных этнических групп, но и обладающих индивидуально-типологическими особенностями, что позволяет оказывать влияние на учебную мотивацию и конечные результаты образования. Но вопросам развития этнопсихологической компетентности преподавателя как значимого ресурса повышения учебной мотивации иностранных студентов уделяется недостаточное внимание, что и является целью данного исследования.
Иностранные студенты из стран Центральной Азии. Длительное пребывание населения данного региона в составе Российской Империи, а затем в течение нескольких поколений в СССР заложило фундамент национального высшего образования и активное вовлечение женщин в профессиональную деятельность. В настоящее время страны данного региона являются активными «импортерами» высшего образования, в целях ускоренной модернизации национальной экономики.
Этнопсихологические особенности студентов из стран Центральной Азии: спокойствие и рассудительность, честность и добросовестность, стойкость в трудных условиях, коллективно-ориентированный стиль общения и взаимодействия, подчеркнутое уважение к страшим. В учебной деятельности студенты показывают практический склад ума, старательность, исполнительность, стремление довести дело до конца, получить результат.
Этнопсихологическая компетентность преподавателя и способы активации учебной мотивации студентов: выражается не только в высоком уровне профессиональных знаний, но и в культуре поведения (спокойная манера речи, доброжелательность), так как для студентов преподаватель – это «образец» для подражания. Важно создать доверительные отношения, что будет способствовать самораскрытию потенциала студентов. Для повышения учебной мотивации студентов необходимо ставить новые цели и задачи, задавать вопросы, применять проблемно-развивающие методы обучения, озвучивать и поощрять достигнутые успехи.
Иностранные студенты из стран Закавказья. Исторически сложившиеся под воздействием культуры и религии национальные особенности, отличаются подчеркнуто уважительным отношением к старшему поколению, крепости брачных уз, родительской заботы к детям и их образованию. Остается особое отношение к сыновьям, у которых развивают свободолюбие, самостоятельность и ответственность, воспитывается гордость за многовековую национальную культуру. В странах данного региона сформировался широкий слой интеллигенции, ценность образования.
Этнопсихологические особенности студентов из стран Закавказья: в поведении проявляется яркая эмоциональность, коммуникативная активность, деловая инициативность, предприимчивость, стремление отличиться и показать свои успехи. Студенты в учебной деятельности стремятся показать острый ум, находчивость, афишируют свои успехи, любят быть на виду.
Этнопсихологическая компетентность преподавателя: заключается в умении установить разумный баланс в общении и взаимодействии со студентами, так как с их стороны наблюдаются стремление уменьшить социальную дистанцию, перейти на неформальный стиль общения, но при этом они очень чувствительны к проявлению неуважения по отношению к себе. В учебной деятельности необходимо четко формулировать задания, осуществлять поэтапный контроль, своевременно отмечать учебные успехи, стимулировать потребности в новых достижениях.
Иностранные студенты из стран Ближнего Востока. Страны данного региона имеют ряд ярковыраженных, исторически сложившихся культурно-религиозных особенностей. Особняком в этом ряду стоит Турция, где под влиянием близости со странами Европы сложились свои традиции в сфере образования и его доступности для всех слоев общества. В некоторых арабских страх высшее образование в основном доступно для мужчин из привилегированного класса
Этнопсихологические особенности студентов из стран Ближнего и среднего Востока. Арабские студенты отличаются эмоциональностью, открытостью, выраженным интересом к другим людям, но при этом могут проявлять импульсивность. Арабский язык отличается витиеватостью, метафоричностью. Арабские студенты принадлежат к этносу с коллективистской традиционной культуры, ориентация на интересы общества для них приоритетна. В учебной деятельности, с одной стороны, студенты направлены на самореализацию и повышение собственной значимости, а с другой стороны отличаются умеренной учебной мотивацией, не ценят строгую логику изложения и аргументированные доказательства. В общении не воспринимают критику, в следствие могут быть раздражительными и конфликтными. В целом стремятся к освоению компетентности в рамках направления профессиональной подготовки [8].
Этнопсихологическая компетентность преподавателя и способы активации учебной мотивации студентов. В процессе общения проявлять спокойствие и деликатность, взаимную вежливость, акцентировать внимание на пунктуальности и выполнении договоренностей. Для повышения учебной мотивации делать акцент на дискуссии, нацеливать на итоговый результат, осуществлять поэтапный контроль выполнения заданий. Развивать умение выполнять задания как индивидуально, так и в микро-группах. Соотносить полученные знания с жизненной реальностью, акцентировать внимание на практическом применении изучаемого материала.
Иностранные студенты из стран Восточной Азии. В настоящее время центр политической и экономической жизни смещается на Восток. Длительное влияние высокоразвитой культуры Китая, распространение буддизма и конфуцианство заложили основы мировосприятия (стремление к гармонии), ментальные установки, специфику социально-возрастной иерархии [11].
Этнопсихологические особенности студентов из стран Восточной Азии. В конфуцианстве постулируется почтительное отношение к «учителю и наставнику», ценность образования. Следует отметить влияние «иероглифики» на формирование стиля и склада мышления (целостность восприятия, образность, сравнение). Желание получить престижное «заграничное образование» связано с высоким уровнем конкуренции на внутреннем рынке труда, особенно в Китае. Студенты испытывают трудности с перестройкой стиля восприятия и мышления, больше ориентированы на получение «диплома», чем образования.
Этнопсихологическая компетентность преподавателя и способы активации учебной мотивации студентов. Поддерживать учебную мотивацию студентов, конкретизировать задания, включать в групповую работу, отмечать индивидуальные успехи, поддерживать коммуникацию. Наибольшие трудности студенты испытывают при работе над текстом. Ориентировать студентов на активную включенность в учебный процесс, реальные результаты. Длительная демографическая политика «одна семья – один ребенок» привела к снижению требований по отношению к единственному ребенку, что отразилось на формировании самостоятельности и трудолюбии. Следует акцентировать внимание на морально-этической стороне учебной деятельности, ценности образования и приобретении опыта, развивать у студентов ответственность, исполнительность и дисциплину. Развивать навыки самостоятельной работы, ориентировать на поэтапный контроль и объективность оценки.
Иностранные студенты из стран Африки. Многочисленные страны Африки на настоящий период демонстрируют диаметрально противоположные тенденции уровня социально-экономического развития, что отражается на формирование образовательных запросов на подготовку кадров для национальных рынков труда. Наследием длительного колониализма является деление на «англоговорящие» и «франкоговорящие» страны [3].
Этнопсихологические особенности студентов из стран Африки. Африканские студенты из «англоговорящих» стран эмоционально сдержанные, с четкими правилами поведения, повышенной реакцией на безопасность, с более медленным усвоением знаний и новых понятий. Внутренняя жизнь, наоборот, отличается интенсивностью, мечтательностью, желанием осмыслить свое место в мире. Африканские студенты из «франкоговорящих» стран более открыты и непосредственны как в общении, так и в поведении, но можно отметить тенденции к сниженному самоконтролю и своеволию
Этнопсихологическая компетентность преподавателя и способы активации учебной мотивации студентов. В общении проявлять открытость и доброжелательность, поддерживать беседы о смысле жизни и дальнейших перспективах. Уделять внимание этике личных границ и социальной дистанции. Для активизации учебной мотивации вовлекать в дискуссию, ориентировать на освоение и развитие профессиональных компетенций, их значимости в контексте жизненных перспектив. Стимулировать развитие навыков самоорганизации и дисциплины. Учебную мотивацию и саморазвитие ориентировать на самосоревнование «сегодня я лучше, чем вчера», использовать метод «создание успеха».
Заключение
1. В настоящее время в России активно развивается экспорт высшего образования, что способствует повышению имиджа страны на мировой арене, способствует притоку высокомотивированной молодежи на получение качественного образования и возможности последующего трудоустройства, способствует увеличению национального дохода.
2. Страны-импортеры иностранных студентов заинтересованы в подготовке высококвалифицированных кадров, освоению новых технологий, соответственно экспорт образовательных услуг должен быть ориентирован на национальные рынки труда и востребованные направления профессиональной подготовки.
3. Поликультурная образовательная среда представляет существенные ресурсы для социокультурного обогащения, личностного роста и развития толерантности студентов. Следует учитывать, что сложившиеся этнопсихологические особенности иностранных студентов влияют на их социальную и учебную адаптацию в новых культурных условиях. Существует проблема снижения учебной мотивации у иностранных студентов.
4. Этнокультурная компетентность преподавателя высшей школы включает три компонента: поликультурный компонент, этнопедагогический и этнопсихологический. Этнопсихологическая компетентность, во-первых, отражает понимание этнокультурных и индивидуальных мотивов поведения и образовательных потребностей иностранных студентов; во-вторых, способствует продуктивности общения и взаимодействия субъектных позиций «студент-преподаватель»; в-третьих, повышает учебную мотивацию иностранных студентов; в-четвертых, содействует оптимизации образовательного процесса в целом.
Литература:
1. Аржанова И.В., Дыдзинская Д.В., Мусина Е.А., Селезнев П.С. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования "мягкой силы" // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28. - № 8-9. - С. 9-20. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20
2. Арефьев А. А. Тенденции экспорта российского образования в 2005–2015 гг. // Вестник Российской академии наук. – 2016. – Т.86. - № 10. – С. 902–908. DOI: https://doi.org/10.7868/ S0869587316100030
3. Бондаренко Д. М. Историко-культурные аспекты формирования наций в постколониальных государствах Африки // Вестник Российской академии наук. – 2022. – Т. 92. - №1. – С. 86-96. DOI: 10.31857/S0869587322010030
4. Демин А.А., Дунаева О.Н. Иностранные студенты в российских вузах: проблемы и перспективы // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2018. – № 5. – С. 33 – 41.
5. Екеева Э. В. Этнокультурная компетентность педагога // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – №7. – С. 291 – 293.
6. Крылова М. Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза // Перспективы науки и образования. – 2013. - №3 (3). – С. 86 – 95.
7. Международные студенты. Статистика студентов по странам. Основные тенденции развития образования в современном мире. [Электр. рес.]. — URL: https://www.unipage.net/ru/student_statistics (дата обращ. 15.11.22)
8. Орсооо Т. Этнопсихологическая специфика организованности арабских и монгольских студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2012. – №3. С. 113-120.
9. Рахимов Т. Р. Ключевые компетенции преподавателя в рамках организации процесса обучения иностранных студентов в российском вузе // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 365. – С. 149-153.
10. Рахимов Т. С. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития // Язык и культура. – 2010. – 34 (12). – С. 123-136.
11. Филимонова Н. Ю, Романюк Е. С. Китайские студенты в вузах России // Высшее образование в России. – 2014. – № 8-9. – С. 76-81.
12. Юн С.М. Образование как сфера сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного университета. История. - 2017. - № 50. - С. 89–92. DOI: 10.17223/19988613/50/13