Научная статья на тему 'ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМы СОВРЕМЕННОГО ДАГЕСТАНА'

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМы СОВРЕМЕННОГО ДАГЕСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
626
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Дагестан / этническая география / этническая политика / автохтонные этносы Дагестана / коренные малочисленные этносы Дагестана / Republic of Dagestan / ethnic geography / ethnic policy / Dagestan's autochthonous ethnoses / Dagestan's autochthonous minorities

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Амбурцев Р. А., Хрущев С. А.

Многонациональный состав населения Дагестана объективно обусловливает необходимость проведения действенной государственной национальной политики. В политической сфере это привёло к созданию системы негласной иерархии этносов в органах государственной власти, которая в современных условиях требует своей модернизации. До сих пор открытым остаётся вопрос о реальном, а не формальном выделении коренных малочисленных этносов Дагестана. Важной проблемой является наличие разделённых этносов государственной границей с Азербайджаном. При росте доли автохтонных этносов в населении Дагестана происходит усиление их миграционного оттока за пределы Республики. Массовый миграционный отток и депопуляция русского населения привели к практической ликвидации некогда представительно русской общины в Дагестане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnopolitic problems of modern Dagestan

The multinational structure of the population of Dagestan objectively causes need to lead effective state national policy. In the political sphere it has led to creation of system of informal ethnic hierarchy in public authorities which in modern conditions demands its modernization. Still open is a question of real, but not formal allocation Dagestan's autochthonous minorities. Important problem is presence of the divided ethnoses by frontier with Azerbaijan. With a growth of a share of autochthonous ethnoses in the population of Dagestan there is strengthening of their migratory outflow from Republic. Mass migratory outflow and depopulation of the Russian population have led to practical elimination of once representatively Russian community in Dagestan.

Текст научной работы на тему «ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМы СОВРЕМЕННОГО ДАГЕСТАНА»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

«наука. инновации. технологии», № 4, 2017

удк 911.3+323.11 Амбурцев Р.А. [Amburtsev R.A.], Хрущев С.А. [Khrushchev S.A.]

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМы СОВРЕМЕННОГО ДАГЕСТАНА

Ethnopolitic problems of modern Dagestan

Многонациональный состав населения Дагестана объективно обусловливает необходимость проведения действенной государственной национальной политики. В политической сфере это привёло к созданию системы негласной иерархии этносов в органах государственной власти, которая в современных условиях требует своей модернизации. До сих пор открытым остаётся вопрос о реальном, а не формальном выделении коренных малочисленных этносов Дагестана. Важной проблемой является наличие разделённых этносов государственной границей с Азербайджаном. При росте доли автохтонных этносов в населении Дагестана происходит усиление их миграционного оттока за пределы Республики. Массовый миграционный отток и депопуляция русского населения привели к практической ликвидации некогда представительно русской общины в Дагестане.

The multinational structure of the population of Dagestan objectively causes need to lead effective state national policy. In the political sphere it has led to creation of system of informal ethnic hierarchy in public authorities which in modern conditions demands its modernization. Still open is a question of real, but not formal allocation Dagestan's autochthonous minorities. Important problem is presence of the divided ethnoses by frontier with Azerbaijan. With a growth of a share of autochthonous ethnoses in the population of Dagestan there is strengthening of their migratory outflow from Republic. Mass migratory outflow and depopulation of the Russian population have led to practical elimination of once representatively Russian community in Dagestan.

Ключевые слова: Республика Дагестан, этническая география, этническая политика, автохтонные этносы Дагестана, коренные малочисленные этносы Дагестана.

Key words: Republic of Dagestan, ethnic geography, ethnic policy, Dagestan's autochthonous ethnoses, Dagestan's autochthonous minorities.

20 января 2016 года исполнилось 95 лет Дагестанской АССР/Дагестанской ССР/Республики Дагестан (РД) в составе РСФСР/РФ. На момент своего создания Дагестан был уже не первым национально-территориальным образованием в составе РСФСР, имеющим многонациональный состав и названный по географическому, а не этническому принципу1. После выхода Туркестана из состава РСФСР в 1924 году и реорганизации в 1945 году Крымской АССР в область Дагестан до 18.3.2014 года был единственным национально-территориальным образованием2, название которого не со-

1 Первым таким образованием была Туркестанская АССР, существовавшая с 30.4.1918 по 24.10.1924. Через 10 месяцев, после образования Дагестана на карте РСФСР появился ещё один национально-территориальный субъект, названный по географическому принципу - Крымская АССР (18.10.1921). Республика Крым была восстановлена в составе РФ 18.3.2014 года.

2 В 1930-х гг. в составе РСФСР было два национальных округа с географическими, а не титульными названиями - Аргаяшский (1934 г., титульный этнос - башкиры) и Витимо-Олёкминский (1930-1938 гг., титульный этнос - эвенки), но они не были административно-территориальными единицами первого порядка.

держит титульного этнонима (либо двух этнонимов), что, конечно, связано с его «уникальностью этнического состава населения» [11, ст. 1]. Следует отметить, что полиэтничность Дагестана не есть результат статистики3, а обусловлена его разнообразными природно-географическими условиями, географическим положением и историческим развитием, что сделало его пространство месторазвитием (кормящим ландшафтом) для различных этносов. Таким образом, уникальность этнического состава Дагестана состоит в наличии большого количества автохтонных этносов, у которых с его пространством неразрывно связаны их этногенез, этническая история, традиционная хозяйственная деятельность, культурные традиции и межэтнические отношения. Многочисленность автохтонных этносов является не только имманентной чертой Дагестана, но и обусловливает наличие ряда этнополитических и этногеографических проблем, требующих либо своего решения, либо учёта при проведении социально-экономической и региональной политики. Выделим наиболее значимые из них.

1. Какие этносы являются автохтонными для Дагестана.

Ответ на этот вопрос в советское время имел практическое этнополитическое значение, ибо автохтонный этнос - это титульный этнос, который соответственно должен быть представлен в органах партийной, советской, исполнительной и судебной власти. При этом ещё задолго до изобретения на западе позитивной дискриминации, в советских национально-территориальных образованиях в рамках «коренизации» советского и партийного аппарата принадлежность к титульному этносу давала негласные, но неоспоримые преимущества не только в номенклатурной карьере, но и во всех сферах общественной жизни. В постсоветское время титульный дискурс не исчез, а трансформировался в проблему представительства в выборных органах власти, влияния этнических элит на принятие решений, развитие предпринимательства и т.д.

Формально на законодательном уровне этот вопрос в Дагестане был решён 16 лет назад Постановлением № 191 от 18.10.2000 года Государственного совета РД «Об особенностях применения Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в Республике Дагестан». В нём было определено 14 коренных (автохтонных) для Дагестана этносов: аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, русские, цахуры, че-ченцы-акинцы [17, ст. 1]. Оставив пока за скобками тезис «о малочисленности» перечисленных этносов, отметим, что цифра 14 здесь не случайна и генетически связана с практикой избрания Конституционного Собрания и формирования Государственного Совета РД. Однако, ни в Законе РД «О Конституционном Собрании» от 10.6.1994 года, ни в Законе РД «О Государственном Совете РД» от 16.8.1994 года нет перечисления коренных народов Дагестана,

а есть лишь замечание, что в состав Государственного Совета из 14 человек «не может входить более одного представителя одной и той же национальности» [12, ст. 2].

Не вступая в полемику с авторами Постановления № 191, насколько коренными для Дагестана являются русские, азербайджанцы и таты, в данной статье к автохтонным этносам Дагестана отнесены:

— Аварский кластер - аварцы, 13 андо-цезских этносов (андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, кара-тины, тиндалы, чамалалы, цезы (дидойцы), бежтины, гун-зебцы, гинухцы, хваршины) и арчинцы;

— Даргинский кластер - даргинцы и два их субэтноса (куба-чинцы и кайтагцы);

— Лезгинский кластер - лезгины, табасараны, агулы, рутуль-цы, цахуры;

— Лакцы;

— Тюркский кластер - кумыки, ногайцы.

Итого 24 этноса и 2 субэтноса общей численностью 2543,6 тыс. человек или 87,4% всего населения Дагестана4.

Вывод. Тривиальный для большинства национально-территориальных субъектов РФ вопрос в условиях Дагестана требует более чёткого и обоснованного решения, особенно это касается реальных (а не по Постановлению № 191) коренных малочисленных этносов.

2. Негласная иерархия этнических элит в представительных органах и органах государственной власти Дагестана.

В советское время при «коренизации» партийного, советского и государственного аппарата сложилась негласная иерархия среди автохтонных этносов Дагестана в представительстве высших руководящих органов Республики, которая только до 1948 года нарушалась представителями других этносов (табл. 1).

В первые десять лет существования Республики партийное руководство было не только интернациональным, но и быстросменяемым, поэтому фактически высшим руководителем Дагестана в 1921-1931 гг. был выдающийся политический деятель Председатель СНК ДАССР кумык Джелал-Эд-Дин Асельдерович Коркмасов (1887-1937). В 1930-е гг. и особенно в воен-

3 Фиксируя при проведении переписи почти 200 этносов и субэтносов, отечественная этнодемогра-фическая статистика формально делает многонациональными почти все субъекты РФ.

4 Рассчитано по данным ВПН 2010 года [5]. По данным федерального статистического наблюдения «Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года» (далее - мик-роперепись-2015) доля автохтонных этносов достигла 90,3% (рассчитано по [20]).

Таблица 1. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ РУКОВОДСТВА ДАГЕСТАНА В 1921-2017 ГГ.*

Годы 1 2 3

1921-1922 азербайджанец кумык лезгин

1922-1923 азербайджанец кумык даргинец

1923-1924 русский кумык даргинец

1924 осетин кумык лезгин

1924-1927 даргинец кумык лезгин

1927-1928 еврей кумык армянин

1928-1931 русский кумык даргинец

1931 еврей кумык даргинец

1932-1934 еврей азербайджанец даргинец

1934-1937 лезгин азербайджанец даргинец

1937-1939 русский даргинец кумык

1939-1940 еврей даргинец кумык

1940-1942 еврей аварец кумык

1942-1948 азербайджанец аварец кумык

1948-1951 аварец лезгин кумык

1951-1967 аварец даргинец кумык

1967-1978 даргинец кумык аварец

1978-1983 даргинец аварец кумык

1983-1987 аварец даргинец кумык

1987-1991 аварец кумык даргинец

1991-1994 даргинец кумык см. № 1

1994-2006 даргинец кумык аварец

2006-2010 аварец кумык даргинец

2010-2013 даргинец аварец кумык

2013- аварец даргинец кумык

1 - Глава Республики (с 1921 по 1991 год - первый секретарь Дагестанского обкома РКП(б) / ВКП(б) / КПСС;

1991-1994 гг. - Председатель Верховного Совета ДССР-РД; 26.7.1994-20.2.2006 - Председатель Государственного совета РД; 20.2.2006-31.12.2013 - Президент РД; с 1.1.2014 г. - Глава РД).

2 - Глава Правительства (1921-1948 гг. - Председатель СНК ДАССР; 1948-1994 гг. - Председатель Совета

министров ДАССР/ДССР/РД; с 26.7.1994 г. - Председатель Правительства РД).

3 - Глава Парламента (1921-1938 гг. - Председатель ДагЦИКа; 1938-1990 гг. - Председатель Президиума

Верховного Совета ДАССР; 24.4.1990-24.2.1995 - Председатель Верховного Совета ДАССР/ДССР/РД; с 18.4.1995 - Председатель народного собрания РД). * Составлено по [4, 7, 19, 21].

ные годы, когда обком ВКП(б) Дагестана возглавил азербайджанец А.М. Алиев (дед по материнской линии нынешнего Президента Азербайджана), вертикаль власти в Дагестане оформилась окончательно.

С 3 декабря 1948 года, когда на посту Первого секретаря Дагестанского обкома ВКП(б) А.М. Азизова сменил аварец А.Д. Даниялов в высшем руководстве Республики находятся только представители автохтонных этносов Дагестана. С сентября 1951 года, когда пост Председателя Совета Министров ДАССР оставил лезгин С.М. Айдинбеков, на протяжении 66 лет высшее руководство Республики представлено этнической триадой - аварцы, даргинцы, кумыки. За 1951-2016 гг. высший руководящий пост в Республике даргинцы занимали 34 года, а аварцы - 31. С одной стороны, это формально отражает этническую структуру населения Дагестана, где эти этносы занимают первые три строчки по численности. Однако если взять весь лезгинский кластер, то он по численност5 будет существенно превосходить и даргинцев, и кумыков вместе с ногайцами. Но в современной негласной системе этнического квотирования кадров Дагестана лезгины занимают лишь четвёртый пост в иерархии руководящих должностей - Первого заместителя Председателя правительства РД. Устойчивость сложившейся в РД иерархии этнических элит в представительных органах и органах государственной власти ярко иллюстрирует тот факт, что для назначения в 2016 году аварца Р.М. Алиева (видимо необходимого по своим деловым качествам) на пост Первого заместителя Председателя правительства РД [16], Главе РД необходимо было сначала изменить структуру исполнительных органов власти Республики, введя ещё одну должность Первого заместителя Председателя правительства [10], чтобы лезгин А.Ш. Карибов остался при должности по этнической квоте.

Выводы. Негласное квотирование высших должностных постов по этническому признаку в РД является своеобразным, ещё одним дополнительным и пока действенным инструментарием сдержек и противовесов не только среди ветвей власти, но между властными притязаниями этнических элит. Учитывая многочисленность лезгинского кластера в самой РД, наличие автохтонного ареала расселения этносов этого кластера в Азербайджане, где проживает 226 тыс. лезгин, рутульцев и цахуров6, а также его обширную диаспору за пределами Дагестана в РФ и на постсоветском пространстве, делает всё более необходимым постепенное трансформирование этнической триады в квартет.

5

610,2 тысяч человек или 24% от численности всех автохтонных этносов РД. Рассчитано по данным переписи 2010 года [5]. Оценка на начало 2016 года.

3. Проблемы институционализации малочисленных автохтонных этносов Дагестана

Среди почти ста автохтонных этносов России, для которых её пространство является их этнической родиной и месторазвитием, всегда особое место занимали малочисленные коренные (автохтонные) народы. Ещё задолго до появлений Конвенций МОТ № 107 и N° 1697 в двадцатые годы прошлого века в РСФСР были разработаны правовые основы проведения государственной политики по отношению к народам Севера и законодательно были выделены 26 малочисленных северных этносов [18, ст. 1].

Уже в постсоветский период был принят специальный федеральный закон о коренных малочисленных народах России (далее - КМН), определяющий не только правовые гарантии, но и значительно расширивший их географию и номенклатуру на основе чётко сформулированных принципов выделения [11, ст. 1]:

— проживание на территориях традиционного расселения своих предков;

— сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

— численность в РФ менее 50 тысяч человек;

— осознание себя самостоятельными этническими общностями.

По представлению органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают этносы, соответствующие этим признакам, в номенклатуру КМН вошли не только уже до этого законодательно выделяемые все малочисленные северные народы, но и этносы Северо-Запада, Среднего Поволжья, Южного Урала и Северного Кавказа. Для Республики Дагестан, «учитывая уникальность этнического состава населения по числу проживающих на её территории народов», федеральным законом (ФЗ-82) в статье 1 было специально определено, что «Государственный Совет Республики Дагестан определяет количественные и иные особенности её коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации» [11, ст. 1]. В результате, как уже указывалось выше, появилось Постановление № 191 от 18.10.2000 года Государственного совета РД, в котором законодательно были определено 14 коренных малочисленных народов Республики Дагестан [17, ст. 1]. При этом анализ Постановления № 191 показывает:

1) Постановление не «определяет количественные и иные особенности её коренных малочисленных народов», что требует ФЗ-82 от руководства Дагестана. Косвенно в литературных источниках указывается, что принци-

пом выделения являлось лишь «наличие официальной письменности на соответствующих языках» [10]. В рамках данного подхода в 1926 году ВЦИК и СНК РСФСР не выделил бы ни одного малочисленного северного этноса. В результате, например, младописьменные ороки входят в номенклатуру КМН РФ, а андийцы, дидойцы и все другие андо-цезские этносы - нет.

2) В Постановлении смешаны понятия «коренные малочисленные народы» и «этнические меньшинства». В результате в список попали этносы:

— автохтонные для РФ, но демографически не малочисленные - русские;

— не автохтонные для РФ и не малочисленные (азербайджанцы);

— не автохтонные для РФ, но малочисленные (таты).

3) Так как по Постановлению Правительства РФ от 28 марта 2001 г. № 236 перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан является частью Единого перечня коренных малочисленных народов РФ [13], то Единый перечень de-jure включает не 47, а 61 этнос, из которых 11 не соответствуют (либо качественно, либо количественно) принципам их выделения согласно ФЗ-82.

Всё это делает неприменимой имплементацию Постановления № 191 для включения КМН Дагестана в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации»8, а также косвенно содержит ирредентистский потенциал для геополитического проекта «Большой Азербайджан».

Выводы. Постановление № 191 не отражает фактической этнодемог-рафической и этнополитической ситуации в РД, фактически блокирует включение в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации» почти два десятка этносов Дагестана, соответствующих критериям КМН РФ (агулы, рутульцы, цахуры, 13 андо-цезских этносов и арчин-цы9). В связи с этим неотлагательно необходимо провести обновление содержательной части Постановления № 191, убрав из него устаревшие этнополи-

7 Соответственно «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах» от 26.6.1957 года и «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» от 27.6.1989 года.

8 В статье С.М. Шапиева [22] говорится, что «данное решение после многочисленных консультаций и обсуждений, в том числе и на уровне Президента Российской Федерации, было поддержано Правительством Российской Федерации». Но Правительство РФ уже пять раз после выхода Постановления № 191 модифицировало Единый перечень КМН РФ, но так и не включило в него не только русских, аварцев, азербайджанцев, но и агулов, рутульцев и цахуров, которые de-facto полностью соответствуют положениям ФЗ-82.

9 Вопрос о включении в «Единый перечень...» чеченцев-аккинцев Терско-Сулакского междуречья Дагестана (116 человек по переписи 2002 года и 15 человек по переписи 2010 года) требует дальнейшего специального этногеографического изучения и этнополитической оценки.

тические принципы, что, с одной стороны, даст возможность КМН Дагестана из de-facto стать de-jure, а с другой - станет действенным механизмом по гармонизации межнациональных отношений и элиминирует локальные межэтнические напряжения в аварском и лезгинском кластерах.

4. Разделённые автохтонные этносы Дагестана (лезгинский и аварский кластеры).

Проблемы разделённых автохтонных этносов Дагестана находятся в сфере национальной политики Республики. На заседании Изборс-кого клуба в Махачкале в октябре 2013 года Первый заместитель министра по национальной политике РД З.З. Ильясов отметил: «У нас есть проблема разделённых народов: это лезгины, аварцы, цахуры, которые оказались по ту сторону государственной границы» [8, с. 2]. Несовпадение этнических и политических границ при превалировании барьерных, а не контактных функций государственных границ, создаёт не только гуманитарные проблемы, но и приводит к возникновению ирредентистских тенденций. Кроме того, у разделённых этносов возникает возможность сравнения уровня социально-экономического и этнокультурного развития по другую сторону границы10.

Этнополитическая ситуация у всех трёх указанных З.З. Ильясовым этносов, разделённых государственной границей РФ и Азербайджана, имеет существенные различия.

1. Доля проживающих в автохтонных ареалах на территории Азербайджана11 относительно РД у аварцев составляет 6,2%; лезгин - 46,8% и цахуров - 125,9%, т.е. большая часть этого народа проживает в Азербайджане.

2. В Кусарском районе лезгины составляют абсолютное большинство населения (90,6%); доля аварцев в Балаканском и Загатальском районах превышает 1/4, тогда как доля ца-хуров в Загатальском районе из-за их абсолютной малочисленности составляет всего 9,5%.

3. Аварский кластер, представлен только аварцами, а андо-цезские народы в Азербайджане практически не проживают.

4. Лезгинский кластер представлен не только лезгинами (191 тыс. человек по оценке на начало 2016 года, т.е. это второй по численности этнос в Азербайджане) и цахурами (18 тыс. человек), но и не имеющими автохтонных ареалов проживания в РД крызами (4,4 тыс. человек), удинами (4,0 тыс. человек) и будухами (1,1 тыс. человек). Кроме того, в Азербайджане (Шекинский и Кахский районы) проживает значительная часть рутульцев (по оценкам - 17 тыс. человек

или 55% от их населения в Дагестане), что, правда, не фиксируется азербайджанскими переписями населения [23, p. 54] и соответственно остаётся за пределами внимания властей РД.

5. Этнополитическое положение лезгин в Азербайджане обусловливает их устойчивую эмиграцию, прежде всего в Дагестан. Так за 1997-2007 гг. в горной зоне Северного Кавказа по иммиграционному приросту лезгины уступали среди кавказских этносов только осетинам [2, с. 83].

Выводы. Лезгины не только количественно выделяются на фоне других меньшинств Азербайджана, но и de-jure обоснованно могут претендовать на особое положение и в этногеографическом аспекте, составляя большинство населения в Кусарском районе12. Пока у официальных властей Азербайджана нет даже проекта национально-культурной автономии лезгин, не говоря уже о создании автономии территориальной. Такое положение лишь усиливает осознание национального ущемления по обе стороны реки Самур. Расположение автохтонного ареала расселения лезгин, где они численно преобладают, на стратегическом транспортном коридоре между РФ и Азербайджаном делает лезгинский фактор важной составляющей в реализации интересов России в регионе.

Что касается рутульцев, проживающих Азербайджана, то их пример наглядно иллюстрирует ассимиляционную составляющую в национальной политике этой страны.

5. Диаспоры автохтонных этносов Дагестана (регионы РФ, постсоветское пространство, дальнее зарубежье).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2013 году в специальном Указе Президента Республики Дагестан были сформулированы 10 приоритетных проектов её развития [15]. Для их реализации (прежде всего проекта «Инвестиции в Дагестан») как центр сопровождения ключевых институциональных реформ, а также центра компетенций, экспертизы и подготовки проектов Стратегического совета при Президенте РД был создан Фонд «Диаспора - сила Дагестана». Появление фонда с таким названием не случайно и отражает объективно высокую значимость общин автохтонных этносов Дагестана за его пределами для раз-

10 Например, у эскимосов в РФ и в США, Канаде и Гренландии; алеутов в РФ и в США, саамов в РФ и в Финляндии, Швеции и Норвегии.

11 У аварцев это Загатальский район; у лезгин - Кусарский, Габалинский и Хачмасский районы; у цахуров - Загатальский район.

12 Следует отметить, что Гусарский район является единственным районов в Азербайджане (за исключением районов Арцаха/Нагорного Карабаха), где азербайджанцы по численности являются меньшинством.

Таблица 2. ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ АВТОХТОННЫХ ЭТНОСОВ ДАГЕСТАНА,

тыс. чел.*

19261 1989 2010 2016

Дагестан 586,3 1444,8 2543,6 2722

РФ вне Дагестана 20,6 304,3 445,5 540

% к Дагестану 3,5 21,1 17,5 19,8

СССР/постсоветское пространство вне РФ 76,8 314,8 353,9

% к Дагестану 13,1 21,8 13,0

* - Составлено и рассчитано по [1, 3, 5, 9, 20]. 1 - в современных границах РФ

вития экономики и предпринимательской деятельности в РД. С другой стороны, отток населения из РД в перспективе может привести не только к росту денежных переводов и прямых инвестиций, но и обусловить нехватку трудовых ресурсов.

Особенности социально-экономического и демографического развития Дагестана как в советское, так и в постсоветское время, когда темпы развития экономики не всегда поспевали за темпами роста численности населения, обусловили наличие постоянного оттока автохтонного населения из Дагестана, который особенно усилился с 1980-х годов. Всё это сделало неизбежным формирование и рост общин этносов Дагестана за его пределами в пределах РФ, а в советское время - в республиках СССР (табл. 2).

В настоящее время за пределами Дагестана проживает почти 900 тыс. человек, относящихся к автохтонным этносам этой Республики, что составляет 1/3 от их численности. Ещё около 15 тыс. человек проживает за пределами постсоветского пространства, главным образом в Румынии (ногайцы) и Турции (аварцы).

На численность и географическое распределение общин автохтонных этносов Дагестана за его пределами оказывает, прежде всего, несовпадение этнических и административных/государственных границ. Так на постсоветском пространстве по численности населения дагестанских этносов лидирует Азербайджан - 282 тыс. человек или 4/5 от всей постсоветской диаспоры. В РФ, так как значительная часть автохтонного ареала ногайцев находится за пределами РД13, то вне Дагестана ногайцев проживает в 1,6 раза больше, чем в самой Республике. По данным переписи населения 2010 года большую долю диаспоры в пределах РФ, чем у автохтонных этносов в целом по РД (17,5%), имели (кроме ногайцев) цахуры - 30,7%; рутульцы - 26,5%; таба-сараны - 23,1%; лезгины - 23%; агулы - 21,8% и даргинцы - 20,2%. С учётом

постсоветского пространства самый «диаспорный» по численности этнос в РД - это лезгины. За пределами Республики их проживает 269 тыс. человек или 70% от их численности.

Выводы. Общины автохтонных этносов Дагестана за его пределами могут играть важную роль в социально-экономическом развитии РД, а при определённых обстоятельствах внести вклад в реализацию приоритетного проекта развития «Бренд Нового Дагестана». В диаспоральной компоненте существенную часть играет расселение этносов Дагестана в пределах своих автохтонных ареалов, но за пределами Республики.

6. Дерусификация этносферы Дагестана.

Дерусификация не является эксклюзивным процессом, происходящим только в Дагестане, среди республик Северного Кавказа [2, с. 78]. В сложившихся в РД этнополитических и социально-экономических условиях главным фактором этого процесса выступает, прежде всего, миграционный отток русского населения14. Динамика русской общины в Дагестане за 1926-2016 гг. представлена в таблице 3.

Таблица 3. ДИНАМИКА РУССКОЙ ОБЩИНЫ В ДАГЕСТАНЕ ЗА 1926-2016 ГГ.*

1926 1959 1989 2010 2016

Тыс. чел. 98,2 213,9 165,9 104,0 91,1

Удельный вес, % 12,5 20,1 9,2 3,6 3,0

Составлено и рассчитано по [3, 5, 6, 9, 20].

Сокращение русской общины в РД началось ещё в 1960-х гг., но наиболее интенсивно этот процесс проходил в конце XX - в начале XXI в. Сейчас численность русских в РД меньше, чем 90 лет назад, и поэтому показателю их превзошли чеченцы, которых в 1926 году было меньше русского населения 4,5 раза. Безусловно, современное руководство РД осознаёт негативные последствия сокращения русской общины, которая всегда здесь выступала этнокультурным мостом между народами Дагестана и остальной частью Рос-

13 Нефтекумский район в Ставропольском крае и Ногайский район в Карачаево-Черкесской Республике.

14 В специальной статье, посвящённой этническим миграциям на Северном Кавказе, авторы для миграции русских используют эмфатическое выражение «исход», тогда как для евреев, немцев и армян - «отток» [2, с. 78].

сии. В рамках реализации приоритетного проекта развития РД «Человеческий капитал» в подпроекте «Просвещённый Дагестан» отдельно выделен раздел «Русскоязычный Дагестан» [14], где в качестве источников финансирования планируется привлечение диаспоральных благотворительных фондов (БФ «Пери» и Suleyman Kerimov Foundation). Следует отметить, что даже широкое привлечение современных методов и технологий дистанционного обучения, безусловно, даст возможность улучшить качество образования учителей по обучению русскому языку как неродному, но вряд ли увеличит число носителей русского языка как родного.

Выводы. По данным переписи 2010 года и микропереписи-2015 по доле русского населения Дагестан занимал в России третье место с конца после Чечни и Ингушетии, что позволяет заключить о закате носителей русской цивилизации в этой Республике. В этих условиях первое место по сохранению русских традиций теперь принадлежит русскому языку, который продолжает использоваться как lingua franca в межэтнической коммуникации у народов Дагестана и Северного Кавказа.

Библиографический список

1. 25 лет Содружеству Независимых Государств 1991-2015. Статистический сборник. М.: Межгосударственный статистический комитет, 2016. 500 с.

2. Белозеров В.С., Чихичин В.В., Глущенко И.В. Региональные особенности этнических миграций на Северном Кавказе // Наука. Инновации. Технологии. 2016. № 1. С. 71-92.

3. Всесоюзная перепись населения 1926 г. Окончательные итоги. Отдел I. Народность. Родной язык. Возраст. Грамотность. Т. IX. РСФСР М.: ЦСУ СССР, 1929. VI, 228 с.

4. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. Том 2. XX век. Махачкала, 2005. 392 с.

5. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Т. 4: Национальный состав и владение языками, гражданство. Кн. 1. М.: ФСГС, 2012. 847 с.

6. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 г. РСФСР. М.: Гос-статиздат, 1963. 456 с.

7. Казанбиев М.А. Национально-государственное строительство в Дагестанской АССР (1920-1940). Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1960. 144 с.

8. Мой Дагестан. Заседание Изборского клуба в Махачкале и Дербенте // Завтра. - 2013. - 10 октября. - № 41 (1038). - С. 2.

9. Национальный состав населения РСФСР по данным ВПН 1989 г. М.: Госкомстат РСФСР, 1990. 747 с.

10. О внесении изменения в Указ Президента Республики Дагестан

от 13 сентября 2013 г. № 257 [Текст]: Указ Главы Республики Дагестан от 1 февраля 2016 г № 26 [Электронный ресурс] -http://president.e-dag.ru/dokumenty?start=660

11. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 18. - Ст. 2208.

12. О Государственном Совете Республики Дагестан [Текст]: Закон Республики Дагестан от 16 августа 1994 года. [Электронный ресурс] - http://pravo.levonevsky.org/bazazru/texts24/txt 24895.htm

13. О постановлении Государственного Совета Республики Дагестан от 18 октября 2000 г № 191 [Текст]: Постановление Правительства РФ от 28 марта 2001 г. № 236. [Электронный ресурс]

- http://base.garant.rU/183401/#ixzz4jPCgu285

14. О реализации приоритетных проектов Президента Республики Дагестан [Текст]: Постановление Правительства Республики Дагестан от 4 июля 2013 г. № 340. [Электронный ресурс]

- http://e-dag.ru/2013-05-27-06-54-30/postanovleniya-pravitelstva-rd.html?start=1490

15. О реализации приоритетных проектов Президента Республики Дагестан [Текст]: Указ Президента Республики Дагестан от 19 апреля 2013 г. № 134. [Электронный ресурс] - http://president.e-dag.ru/dokumenty/ukazy?start=1200

16. Об Алиеве Р.М. [Текст]: Указ Главы Республики Дагестан от 1 февраля 2016 г. № 27 [Электронный ресурс] - http://president.e-dag.ru/dokumenty?start=660

17. Об особенностях применения Федерального закона «О коренных малочисленных народах Российской Федерации» в Республике Дагестан [Текст]: Постановление Государственного Совета РД от 18 октября 2000 г. № 191 // Собрание законодательства Республики Дагестан. - 2000. - № 10. - Ст. 922.

18. Об утверждении Временного Положения об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР [Текст]: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 25.10.1926 [Электронный ресурс] - http://bsk.nios.ru/content/dekret-vcik-snk-rsfsr-ot-25-10-1926-goda-ob-utverzhdenii-vremennogo-polozheniya-ob

19. Репрессии 30-х годов в Дагестане / отв. ред. А.И. Османов. Махачкала: «Юпитер», 1997. 528 с.

20. Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года. [Электронный ресурс] - http://www.gks. ru/free_doc/new_site/population/demo/micro-perepis/finish/micro-perepis.html

21. Справочник по истории Коммунистической партии и СССР. 19891991. [Электронный ресурс] - http://www.knowbysight. infoZ25.10.1926 года // Собрание узаконений РСФСР. - 1926. -№ 73. - Ст. 575.

22. Шапиев С.М. Полиэтничность и обеспечение представительс-

тва во власти» (на примере Республики Дагестан). [Электронный ресурс] - http://www.rcoit.ru/news/detail/16555/ 23. Demographic indicators of Azerbaijan. Statistical yearbook. Baku: State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan, 2016. 477 p.

References

1. 25 let Sodruzhestvu Nezavisimykh Gosudarstv 1991-2015. Statis-ticheskij sbornik (25 years of the Commonwealth of Independent States 1991-2015. Statistical compilation). M.: Mezhgosudarstven-nyj statisticheskij komitet, 2016. 500 s.

2. Belozerov V.S., Chikhichin V.V., Glushchenko I.V. Regional'nye os-obennosti etnicheskikh migratsij na Severnom Kavkaze (Regional features of ethnic migration in the North Caucasus) // Nauka. Inno-vatsii. Tekhnologii. 2016. № 1. S. 71-92.

3. Vsesoyuznaya perepis' naseleniya 1926 g. Okonchatel'nye itogi. Otdel I. Narodnost'. Rodnoj yazyk. Vozrast. Gramotnost' (All-Union Population Census of 1926. Final results. Division I. Nationality. Native language. Age. Literacy). T. IX. RSFSR. M.: TSSU SSSR, 1929. VI, 228 s.

4. Istoriya Dagestana s drevnejshikh vremen do nashikh dnej. V 2-kh tomakh. Tom 2. XX vek (The history of Dagestan from ancient times to our days. In 2 volumes. Volume 2. XX century.). Makhachkala, 2005. 392 s.

5. Itogi Vserossijskoj perepisi naseleniya 2010 goda. T. 4: Natsional'nyj sostav i vladenie yazykami, grazhdanstvo (Results of the All-Russia Population Census of 2010. T. 4: National composition and language proficiency, citizenship). Kn. 1. M.: FSGS, 2012. 847 s.

6. Itogi Vsesoyuznoj perepisi naseleniya 1959 g. RSFSR (Results of the All-Union Population Census of 1959 in the RSFSR). M.: Gos-statizdat, 1963. 456 s.

7. Kazanbiev M.A. Natsional'no-gosudarstvennoe stroitel'stvo v Dagestan-skoj ASSR (1920-1940) (National-state construction in the Dagestan ASSR (1920-1940)). Makhachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1960. 144 s.

8. Moj Dagestan. Zasedanie Izborskogo kluba v Makhachkale i Derbente (My Dagestan. Meeting of the Izborsk club in Makhachkala and Derbent). // Zavtra. - 2013. - 10 oktyabrya. - № 41 (1038). -S. 2.

9. Natsional'nyj sostav naseleniya RSFSR po dannym VPN 1989 g. (National composition of the population of the RSFSR according to the 1989 APC data) M.: Gos-komstat RSFSR, 1990. 747 s.

10. O vnesenii izmeneniya v Ukaz Prezidenta Respubliki Dagestan ot 13 sentyabrya 2013 g. № 257 [Tekst]: Ukaz Glavy Respubliki Dagestan ot 1 fevralya 2016 g. (Decree of the Head of the Republic of Dagestan on February 1, 2016). № 26 [Elektronnyj resurs] -http://president.e-dag.ru/dokumenty?start=660

11. O garantiyakh prav korennykh malochislennykh narodov Rossijs-koj Fede-ratsii [Tekst]: Federal'nyj zakon ot 30 aprelya 1999 goda № 82-FZ (On Guarantees of the Rights of Indigenous Peoples of the Russian Federation [Text]: Federal Law No. 82-FZ of 30 April 1999) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii. - 1999. -№ 18. - St. 2208.

12. O Gosudarstvennom Sovete Respubliki Dagestan [Tekst]: Zakon Respub-liki Dagestan ot 16 avgusta 1994 goda (On the State Council of the Republic of Dagestan [Text]: Law of the Republic of Dagestan of August 16, 1994). [Elektronnyj resurs] - http://pravo. levonevsky.org/bazazru/texts24/txt24895.htm

13. O postanovlenii Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Dagestan ot 18 oktyabrya 2000 g. № 191 [Tekst]: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28 marta 2001 g. № 236. [Elektronnyj resurs] - http://base. garant.ru/183401/#ixzz4jPCgu285

14. O realizatsii prioritetnykh proektov Prezidenta Respubliki Dagestan [Tekst]: Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Dagestan ot 4 iyulya 2013 g. № 340. [Elektronnyj resurs] - http://e-dag.ru/2013-05-27-06-54-30/postanovleniya-pravitelstva-rd.html?start=1490

15. O realizatsii prioritetnykh proektov Prezidenta Respubliki Dagestan [Tekst]: Ukaz Prezidenta Respubliki Dagestan ot 19 aprelya 2013 g. № 134. [Elek-tronnyj resurs] - http://president.e-dag.ru/dokumenty/ ukazy?start=1200

16. Ob Alieve R.M. [Tekst]: Ukaz Glavy Respubliki Dagestan ot 1 fe-vralya 2016 g. № 27 [Elektronnyj resurs] - http://president.e-dag.ru/ dokumenty?start=660

17. Ob osobennostyakh primeneniya Federal'nogo zakona «O korennykh malo-chislennykh narodakh Rossijskoj Federatsii» v Respub-like Dagestan [Tekst]: Po-stanovlenie Gosudarstvennogo Soveta RD ot 18 oktyabrya 2000 g. (On the peculiarities of the application of the Federal Law "On the indigenous small-numbered peoples of the Russian Federation" in the Republic of Dagestan [Text]: The formation of the State Council of the Republic of Dagestan of October 18, 2000). № 191 // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Dagestan. - 2000. - № 10. - St. 922.

18. Ob utverzhdenii Vremennogo Polozheniya ob upravlenii tuzemnykh na-rodnostej i plemen severnykh okrain RSFSR (On the Approval of the Provisional Regulations on the Management of Indigenous Peoples and Tribes of the Northern Regions of the RSFSR) [Tekst]: Postanovlenie VTSIK i SNK RSFSR ot 26.10.1926 [Elektronnyj resurs] - http://bsk.nios.ru/content/dekret-vcik-snk-rsfsr-ot-25-10-1926-goda-ob-utverzhdenii-vremennogo-polozheniya-ob

19. Repressii 30-kh godov v Dagestane (Repression of the 30s in Dagestan) / Otv. red. A.I. Osmanov. Makhachkala: «YUpiter», 1997. 528 s.

20. Sotsial'no-demograficheskoe obsledovanie (mikroperepis' nasele-niya) 2015 goda (Social and demographic survey (microcensus of population) 2015.). [Elektronnyj resurs] - http://www.gks.ru/free_

doc/new_site/population/demo/micro-perepis/finish/micro-perepis. html

21. Spravochnik po istorii Kommunisticheskoj partii i SSSR.1989-1991. (Handbook on the history of the Communist Party and the USSR.1989-1991). [Elektronnyj resurs] - http://www.knowbysight. info/ 25.10.1926 goda // Sobranie uzakonenij RSFSR. - 1926. -№ 73. - St. 575.

22. Shapiev S.M. Polietnichnost' i obespechenie predstavitel'stva vo vla-sti» (na primere Respubliki Dagestan) (Polyethnicity and provision of representation in power "(on the example of the Republic of Dagestan). [Elektronnyj resurs] - http://www.rcoit.ru/news/de-tail/16555/

23. Demographic indicators of Azerbaijan. Statistical yearbook. Baku: State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan, 2016. 477 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.