Научная статья на тему 'Этнополитические конфликты: их особенности в республике Киргизия и подходы к решению'

Этнополитические конфликты: их особенности в республике Киргизия и подходы к решению Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
270
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнополитические конфликты: их особенности в республике Киргизия и подходы к решению»

денцию на вытеснение Москвы из региона, выходя уже за пределы экономической сферы, где этот процесс имеет место в настоящее время. При этом Россия все больше становится «младшим партнером» КНР.

В заключение можно констатировать, что с точки зрения национальных интересов России наиболее перспективным является первый сценарий. Сценарий 2 предполагает увеличение региональных рисков в непосредственной близости от границ России. Сценарий 3 предполагает активную трату российских ресурсов на противостояние Западу, от которого, видимо, куда больше выигрывает Китай (пример - строительство китайских трубопроводов и прекращение российского контроля над региональными энергоресурсами), чем Россия. Сценарий 4 предполагает отказ от статуса великой региональной державы в пользу роли младшего партнера Пекина. Описанные выше перспективы вызывают определенную тревогу в российском и мировом экспертном и политическом сообществе, заставляют пересмотреть сложившиеся ранее представления о средствах, целях и перспективах региональной политики как России, так и ряда других ключевых глобальных акторов.

«Политэкс-РоШвх», СПб., 2012 г., т. 8, № 4, с. 84-94.

М. Ташиева,

политолог (РУДН)

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ: ИХ ОСОБЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КИРГИЗИЯ И ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ

Современную эпоху можно назвать эпохой конфликтов (от латинского слова сопШСш, что значит столкновение, серьезное разногласие или спор, чреватые осложнениями, борьбой). Как подчеркивается в «Политической энциклопедии», конфликт есть один из типов социального взаимодействия индивидов, социальных общностей и социальных институтов, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, препятствуют реализации ее целей (интересов). Появилась новая отрасль науки - конфликтология, призванная изучать проблемы происхождения, развертывания, регулирования и разрешения разного рода конфликтных ситуаций в обществе. В центре внимания этой науки - изучение этнических конфликтов. Трудно назвать такую страну, которая бы не знала никаких - прямых или косвенных -

межэтнических противоречий и конфликтов. Свое проявление они находят и на территории бывшего СССР, опровергая тем самым господствовавшую тогда теоретическую установку о бескризисном развитии советского общества. В учебнике профессора Н.П. Медведева по политической регионалистике говорится, что на территории бывшего Советского Союза существует более 100 потенциальных очагов конфликтов, нацеленных на перераспределение политической власти в новых независимых государствах, а также на изменение их национально-государственного устройства. Только в Киргизстане, по сообщению председателя Государственного комитета национальной безопасности Республики Киргизия, имеется 147 очагов межнациональной розни, которые могут перейти в открытый конфликт.

Образование мононациональных государств в условиях смены политических режимов, социально-экономических систем и принципов управления неизбежно порождает разного рода конфликты, в том числе этнические. Это проявилось на всей территории бывшего СССР. Не стал исключением и регион Центральной Азии. Как подчеркивают А. Исаев и А. Алмакулов, в странах Центральной Азии в основу государственного строительства изначально был положен этнический принцип, осуществлялась политика, направленная на приоритетное развитие титульной нации и повышение ее доли в общей структуре населения. Представителями некоренных наций происходящие изменения были восприняты как угроза этнокультурной безопасности, это поставило их в ситуацию острой этнической дезадаптации.

Пути и формы урегулирования межэтнических конфликтов и отношений в любом государстве во многом зависят от характера установленной в нем политической системы. В этом отношении центральноазиатские республики бывшего СССР представляют весьма непростую картину. Как пишет известный казахстанский политик доктор политических наук Касым-Жомарт Токаев, «центральноазиатские республики уже сильно отличаются друг от друга с точки зрения политических систем. Они в основном пошли по пути «просвещенного авторитаризма». Правда, с просвещенностью вышла некоторая неувязка, с ней в отдельных государствах случился явный дефицит, в то же время с авторитаризмом проблем не существует, его оказалось в достатке».

Рассмотрим, какая политическая система установилась в Киргизстане, какие пути и формы урегулирования межэтнических конфликтов и отношений она, т.е. политическая система, предпо-

читает использовать. Становление государственности Киргизской Республики и новой политической системы произошло через возрождение полуфеодальной системы общественных отношений. Киргизский клан - это региональное объединение, опираясь на которое и действуя в его интересах, тот или иной политик участвует в политической борьбе и претендует на долю во власти и распределении ресурсов. И.Д. Зягелевская отмечает, что «возрождение кланово-семейных связей и национализма было продиктовано естественным чувством выживания человека, для обретения социального комфорта в условиях дикого рынка, слома традиционных экономических отношений, политической и социальной нестабильности на постсоветском пространстве».

За период с 2005 по 2012 г. в Республике Киргизия произошли серьезные социально-политические изменения - «тюльпановая революция» 24 марта 2005 г., политический переворот 7 апреля 2010 г., тяжелейший межнациональный конфликт на Юге республики в июне 2010 г., выборы Президента Республики Киргизия.

Напомним, анализ событий приводит к выводам о том, что причинами конфликта на Юге страны в 2010 г. были:

- социальная напряженность в регионе и незащищенность граждан, отсутствие жилья и безработица, социально-экономическое отставание Юга Киргизстана, кадровая чехарда как результат государственного переворота 7 апреля 2010 г.;

- бездействие властей по своевременному предотвращению сепаратистских настроений среди узбеков, митингов и пикетов. Мэр города Ош М. Мырзакматов, пишет, что на его письмо с предупреждением о возможном конфликте на Юге глава Временного Правительства Р. Отунбаева не отреагировала, позже она сослалась на то, что письмо затерялось среди документов;

- действия неформальных организаций во главе с узбекскими лидерами К. Батыровым, И. Абдурасуловым и др., ставшие причиной разжигания межнациональной розни. Напомним, основным требованием этих лидеров было создание узбекской автономии;

- отсутствие официальной и объективной информации. Очевидцы событий утверждают, что национальные телеканалы транслировали футбольные игры вместо того, чтобы освещать события на Юге;

- запоздалое и замедленное реагирование официальных властей на поступающую к ним информацию. Представители Вре-

менного правительства приехали на место событий лишь через восемь часов после начала конфликта;

- феномен психологии толпы и действия подстрекателей и криминальных лиц в разжигании межнационального конфликта. Известно, что на домах в г. Ош во время трагедии были написаны слова «SOS» и «UZBEKZONE» светоотражающими специальными красками, которые не продаются в Киргизстане. Они были ввезены из за рубежа.

Неготовность силовых структур к непредвиденным обстоятельствам, неопытность руководителей высших ступеней в системе управления войск, недостаток информации у представителей центральной власти о сложной ситуации, нескоординированные действия военных комендатур. Е. Троицкий в статье «Драма власти в Бишкеке» отмечает, что в случае повторения кризисов в республике представляются два сценария развития событий: инерционный и кризисный.

Кризисный сценарий может характеризоваться следующими чертами: фактическим нарушением территориальной целостности Киргизстана и потерей контроля Бишкека над южными Ошской, Джалал-Абадской, Баткенской областями; эскалацией захватов люмпенизированной частью населения земель и домов; фактической потерей способности Бишкека к проведению внешней политики; экономическим коллапсом; эскалацией межэтнической напряженности, прежде всего между киргизами и узбеками; сползанием страны, вследствие наложения социальных, кланово-ре-гиональных и межэтнических противоречий, к гражданской войне.

При урегулировании межнационального конфликта июня 2010 г. на Юге страны между киргизами и узбеками в интересах обеспечения безопасности граждан, в целях скорейшей нормализации обстановки Временным Правительством был введен комендантский час на территории Ошской и Джалал-Абадской областей, принят Декрет «Об объявлении частичной мобилизации в Киргизской Республике», в зону конфликта были направлены войска. Однако быстро ликвидировать столкновения между этносами правительственным силам не удалось. Ввиду продолжающихся беспорядков Киргизская Республика официально обратилась к России с просьбой ввести в зону ошского конфликта «третьи силы». Однако Россия не стала вмешиваться в конфликт путем ввода военной силы. Президент России Д. Медведев отметил, что «это внутренний конфликт и пока Россия не видит условий для участия в его урегулировании». Помощь России выражалась через эконо-

мическую составляющую. Откликнулись на призыв о помощи и страны Организации Исламская конференция, выделив Киргизста-ну материальную помощь в сумме около 3,3 млн. долл. США. Для расследования причин и обстоятельств межэтнической трагедии Правительством Республики Киргизия была создана Национальная комиссия по расследованию июньских событий 2010 г. на Юге, которая провела расследование обстоятельств трагедии. Однако не на все вопросы в ее отчете есть ответы.

Сложной является проблема обеспечения пострадавших жильем. В настоящее время создана Государственная дирекция по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад. Правительство Республики Киргизия приняло Постановление «О мерах по оказанию государственной помощи пострадавшим лицам в строительстве и восстановлении города Ош, Ошской и Джала-Абадской областей». Одновременно власти республики проводят акции примирения между киргизами и узбеками. Аксакалы (старейшины) обеих национальностей собираются вместе, обсуждают сложившуюся ситуацию, пытаясь найти правильные решения. Священнослужители в Ошской области проводили усиленную работу по примирению граждан во время мусульманского праздника Рамазан, проводя совместные молитвы киргизско-узбекских верующих. Следует отметить, что киргизы и узбеки приверженцы одной религии - ислама. Этот фактор является одним из мощнейших инструментов психологического воздействия на людей в стране. Пока примирительные мероприятия охватывают только старшее поколение. Считается, что у обоих народов еще сильны традиции послушания, внимательного отношения к словам аксакалов. Однако времена изменились. Молодежь уже не так прислушивается к старикам, как прежде. Поэтому мирить, прежде всего, необходимо молодежь, тех, кто активно участвовал в межнациональном конфликте. Так, в печати сообщается, что в Москве несколько узбекских лидеров, в частности Кадыржан Батыров (он находится в розыске), некоторые его друзья-коллеги по депутатскому корпусу и другие выходцы из Ошской области встречались с узбекскими олигархами и просили богатых сородичей помочь продвижению интересов узбекского населения в южных регионах страны. На предоставленные им средства был снят двухчасовой документальный фильм про «геноцид узбеков» (на базе съемок, сделанных во время июньских событий), в Лондоне отпечатан фотоальбом тиражом 5 тыс. экземпляров, содержащий 200 характерных снимков. Альбом уже распространяют в западноевропейских

странах, а в Турции заказано еще 25 тыс. экземпляров издания. Эти люди обратились и к лидерам узбекских диаспор в Москве, Санкт-Петербурге, Англии, Франции, Канаде с просьбой посодействовать им в борьбе против киргизов. На часть собранных денег парней-узбеков отправляют в Пакистан, где они обучаются ведению боя. К. Батыров дал интервью одной из украинских газет, которая представила его как «лидера узбекского сопротивления, скрывающегося от расправы киргизских спецслужб».

Известный российский ученый Т.Г. Стефаненко в ряде научных трудов по этнопсихологии подчеркивает важность взаимного обмена информацией между этническими группами с соблюдением условий, способствующих изменению ситуации. Этот метод носит название информационного пути разрешения конфликтов. Поэтому для полного и глубокого изучения конкретной межнациональной ситуации необходимо проведение социологических исследований. Поисковое прогнозирование крайне необходимо на современном этапе развития межнациональных отношений. В Республике Киргизия возникла необходимость создания системы оперативного информирования о состоянии этнополитической ситуации. Доктор философских наук, один из ведущих специалистов в России в области межнациональных отношений и этнопо-литической конфликтологии Э.Н. Ожиганов подчеркивает важность разработки автоматизированных баз знаний - компьютерных средств анализа этнополитических конфликтов. Он говорит, что автоматизированные базы знаний о внутренних и внешних конфликтах могут быть использованы аналитиками с целью создания «аналогий» и концептуальной разработки интересующих их баз знаний. Хотя после событий 1990 г. рядом ученых проводились социологические исследования в области состояния этнопо-литической ситуации в южных регионах, но они носили случайный характер, не были систематическими. В.Н. Давыдов отмечает, что технология управления этнополитическими конфликтами -менее всего теоретически освоенная «территория». Поэтому он предлагает в качестве первого шага всесторонний анализ причин возникновения и механизмов развития конфликта, происхождения стадий и фаз, состава участников и их ролевых функций, а также выявление типа генезиса этнополитического конфликта. Если мы сравним причины этнополитических конфликтов 1990 и 2010 гг., то увидим, что они остались прежними, основные причины этнической напряженности остались неустраненными.

Поэтому наши практические рекомендации посвящены, в первую очередь, технологиям предупреждения внутригосударственных конфликтов, в частности созданию банка информации, включающего следующие разделы:

1) перечень регионов (областей) и муниципальных образований (городов и сельских районов), в которых имели место локальные межэтнические конфликты;

2) статистическую информацию о социально-экономической, демографической, миграционной и криминогенной ситуации в конфликтных регионах (районах) в динамике за последние три года;

3) нормативно-правовые документы органов власти районов (администраций, ОВД, прокуратуры) по проблемам миграции и межэтнических отношений;

4) документацию этнических общественных объединений (уставы, планы работы, решения, заявления и т.п.);

5) материалы местных СМИ (районных газет, радио, наглядной агитации) по этнической тематике;

6) результаты социологического мониторинга, посвященного межэтническим отношениям (соцопросы и фокус-группы);

7) мониторинг интернет-материалов;

8) экспертные оценки динамики уровня напряженности на предконфликтной и постконфликтной стадиях.

Главным в стране остается необходимость развития демократических процессов, обеспечивающих людям разных национальностей равные права, одинаковые условия для проживания независимо от веры, национальности и языка.

«Вопросы национальных и федеративных отношений», М., 2012 г., вып. 3 (18), с. 173-179.

Х. Юнусова,

доктор исторических наук (НУУз им. М. Улугбека) ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ИНЦИДЕНТОВ В ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЕ. 80-е ГОДЫ XX ВЕКА

Советское правительство со дня установления советской власти вело политику беспощадных репрессий, в том числе депортаций. Гонения не только какой-то части населения, а целых народов привели к увеличению числа национальностей в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.