Научная статья на тему 'Этнопедагогика коренных малочисленных народов Севера: информационное сопровождение проблемы'

Этнопедагогика коренных малочисленных народов Севера: информационное сопровождение проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ / БАЗА ДАННЫХ / БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ENTHOPEDAGOGICS OF NORTHERN PEOPLES / DATABASE / BIBLIOMETRIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыкова В.В.

В статье представлен краткий библиометрический анализ информационного потока по этнопедагогике малых народов из базы данных собственной генерации ГПНТБ СО РАН «Научная Сибирика», раздел «Коренные малочисленные народы Севера».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогика коренных малочисленных народов Севера: информационное сопровождение проблемы»

Рыкова В.В. ©

Старший научный сотрудник, Г осударственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук

ЭТНОПЕДАГОГИКА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА: ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация

В статье представлен краткий библиометрический анализ информационного потока по этнопедагогике малых народов из базы данных собственной генерации ГПНТБ СО РАН «Научная Сибирика», раздел «Коренные малочисленные народы Севера»

Ключевые слова: этнопедагогика северных народов, база данных,

библиометрический анализ.

Keywords: enthopedagogics of northern peoples, database, bibliometric analysis.

Для обеспечения информационного сопровождения научных исследований по широкому спектру проблем коренных малочисленных народов Севера сотрудниками ГПНТБ СО РАН была генерирована и представлена в свободном доступе в Интернете база данных библиографического типа «Коренные малочисленные народы Севера». Ее объем составил более 26 000 документов за 1986-2014 годы, где каждый документ включает полное библиографическое описание, переводы к зарубежным изданиям, при необходимости более полного раскрытия содержания документа - аннотации, а также географическую и систематическую рубрики. Тематика материалов, включенных в БД довольно разнопланова, что нашло отражение в предметном рубрикаторе: этнический состав и происхождение, правовые основы развития, экология территорий проживания КМНС, хозяйство, социальная сфера, культура, образование, традиционные верования и др. Отличительной особенностью создаваемой БД является предметная рубрика, куда дается ссылка о народах, которым посвящены публикации. В 2011 г. вышеназванная БД стала составной частью БД «Научная Сибирика» со своим предметным рубрикатором.

Информационно-библиографическое обслуживание ученых и

специалистов в ГПНТБ СО РАН помимо создания электронных информационных продуктов (библиографических и полнотекстовых БД) сопровождается отбором и библиометрическим анализом потоков документов по отдельным актуальным проблемам. Из БД «Коренные малочисленные народы Севера» нами были отобраны публикации, касающиеся традиционной практики воспитания и обучения, исторически сложившейся у различных северных этносов. Документальный поток (ДП) по этнопедагогике народов Севера насчитывает более 1 500 записей за 25-летний период, которые сосредоточены в разделе «Образование». Следует отметить, что публикации 2013-2014 гг. выпуска еще продолжают поступать в фонд библиотеки, поэтому суммарное количество документов за исследуемый период значительно большее. Анализ временной структуры ДП по этнопедагогике свидетельствует о том, что он имеет тенденцию постоянного роста. Необходимо отметить тот факт, что интерес к исследуемой проблематике значительно вырос в последнее

1

десятилетие. Самая весомая часть документов БД - материалы конференций, составляющие половину ДП. Обмен мнениями ученых и специалистов регулярно происходит на конференциях, посвященных различным аспектам вышеозначенной проблемы, причем некоторые из них были полностью посвящены вышеуказанной теме, другие - рассматривали эту проблему на специальных секциях. Невозможно перечислить все научные мероприятия, поэтому назовем лишь некоторые. Подобные встречи специалистов проходили на разных уровнях (от международного до регионального): Народная

традиционная культура в образовательных программах и научных исследованиях: Всероссийские конференции 2008-2010 гг.; Этнопедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии в современном социокультурном пространстве (IV Волковские чтения): Всероссийская

конференция с международным участием (Улан-Удэ, 23-26 июня 2011 г.); Этнопедагогика: психолого-педагогические особенности воспитания и

обучения у финно-угорских народов: республиканская конференция (Саранск, 2011 г.); Этнопедагогические доминанты в образовании XXI века: проблемы, поиски, решения (V Волковские чтения Чебоксары, 24-26 июня 2012 г.); Современная система спортивной подготовки в национальных видах спорта и использование народных игр в физическом воспитании: I университетская конференция студентов (Якутск, 2013 г.); Реальность этноса. Роль образования в развитии межнациональных отношений в современной России: XV

Международная научно-практическая конференция (Санкт-Петербург, 2013 г.) и многие другие.

Особенно активно данное направление исследований развивается в Республике Саха (Якутия) и Ханты-Мансийском автономном округе. Вышеозначенной проблеме частично или полностью посвящено более 80 монографических работ, по теме защищено около 40 диссертаций. Этот факт свидетельствует о большом количестве накопленного материала, высокой степени его обобщения, актуальности данной проблематики в России. В Приложении представлены монографические издания по теме, вышедшие в свет в последние годы. Среди авторов наибольшей публикационной активностью по теме выделяются А. Н. Фролова (Северный международный университет, Магадан), И. С. Портнягин (Якутский университет им. М. К. Аммосова).

В заключение следует отметить, что БД доступна для пользователей Интернета на сайте библиотеки по адресу www.spsl.nsc.ru (опции Электронные каталоги и БД ^ Библиографичесие БД ^ Научная Сибирика ^ Коренные малочисленные народы Севера). Все документы, информация о которых представлена в наших БД, хранятся в фондах ГПНТБ СО РАН или библиотеках сети, поэтому их можно легко получить по межбиблиотечному абонементу в электронной или традиционной форме. Информацию из БД собственной генерации ГПНТБ СО РАН можно также получить в традиционной или машиночитаемой форме по электронной почте, обратившись по адресу onb@spsl.nsc.ru в Отдел научной библиографии.

Литература

Монографии по этнопедагогике коренных малочисленных народов Севера за 2010-2013 гг., имеющиеся в фонде ГПНТБ СО рАн 1. Бакиева О. А. Этнокультурное воспитание на уроках изобразительного искусства.

— Тюмень: ТОГИРРО, 2012. — 72 с. Аннотация: Характерные особенности

русского, татарского и хантыйского народного костюма населения Тюменской

2

области, с. 33-41.

2. Бучек А. А. Ранняя социализация личности в традиционной культуре: на примере коренных народов Северо-Востока России / Камч. гос. ун-т им. В. Беринга. — Петропавловск-Камчатский : КамГУ, 2012. — 281 с.

3. Гоголев Н. Е. Методика физической подготовки гимнастов в вузе с использованием якутских самобытных средств / ред. А. А. Сергин ; Сев.-Вост. федер. ун-т им. М.К. Аммосова. — Якутск, 2011. — 84 с. Аннотация: Якутские самобытные средства в аспекте этнопедагогических исследований, с. 12-20.

4. Григорян А. Б., Младенцев А. В., Синявский Н. И. Этнопедагогика физического воспитания народов Севера (ханты и манси) / Ин-т развития образования. — Ханты-Мансийск : ИРО, 2010. — 143 с.

5. Данилов Д. А., Черкашин И. А. Организационно-педагогическое обеспечение интеграции физического и духовного воспитания юношей в этнокультурном пространстве / Сев.-Вост. федер. ун-т им. М. К. Аммосова, Пед. ин-т. — Якутск, 2010. — 247 с. Аннотация: Духовность в этнической педагогике народов Севера, с. 77-97.

6. Долженко Ю. Ю., Шаймарданов Р. Х. Генезис национального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры / Сургут. гос. пед. ун-т, Науч. лаб. исслед. в сфере этн. образования. — Сургут : Шадрин. дом печати, 2012. — 230 с.

7. Зимонина О. В. Семейная педагогика: системный подход / Брян. гос. ун-т им. И. Г. Петровского. — Брянск : Курсив, 2011. — 311 с. Аннотация: Семейный быт народов Крайнего Севера, с. 45-49.

8. Ичин-Норбу З. Н. Этнопедагогическая психология школьного обучения, воспитания и развития (на примере дошкольников и школьников Таймыра). — М. : Спутник+, 2011. — 186 с.

9. Ичин-Норбу З. Н. Этнокультурные факторы среды, влияющие на комплексное развитие ребенка. — М. : Спутник+, 2012. — 178 с. Аннотация: Этнодидактическая модель школьного образования в процессе социализации личности ребенка (на примере этнокультурной среды КМНС), с. 9-24.

10. Ичин-Норбу З. Н. Психологические условия преодоления школьной

неуспешности. — М. : Спутник+, 2010. — 234 с. Аннотация: Этнические особенности традиций семейного воспитания народностей Крайнего Севера, с. 50-72.

11. Краева И. Ю. Традиционная коми семья: особенности воспитания / Сыктывк. гос. ун-т. — Сыктывкар : СыктГУ, 2010. — 110 с.

12. Кряклина Т. Ф. Образование как фактор развития культур народов Сибири / Алт. акад. экономики и права. — Барнаул : Изд-во ААЭП, 2012. — 163 с. Аннотация: Народности Севера, проживающие в Томской области, и проблемы их образования; Новые подходы к построению многоступенчатого образования народов Севера, с. 90-112.

13. Кыласов А. В. Теория этноспорта / Комис. Рос. Федерации по делам ЮНЕСКО. — М. : Совет. спорт, 2012. — 110 с.

14. Кыласов А. В. Этноспорт. Конец эпохи вырождения. — М. : Территория будущего, 2013. — 141 с.

15. Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. — М. : Аванглион-принт, 2013. — 492 с. Аннотация: Воспитание детей у эскимосов Камчатки (XVIII в.), с. 180-181.

16. Максимов И. Е. Культивизация по А. Е. Кулаковскому в географическом центре России и создание эколого-культурного центра этнопедагогических инноваций в Якутии / Новосиб. гос. ун-т, Междунар. каф. ЮНЕСКО "Устойчивое развитие, науки об окружающей среде и соц. проблемы". — Новосибирск : НГУ, 2012. — 60 с.

3

17. Максимова О. А. Основы самобытного физического воспитания эвенков / Сев.-Вост. федер. ун-т им. М. К. Аммосова. — Якутск : СВФУ, 2012. — 216 с.

18. Оконешникова З. Н. Формирование духовно-ценностных отношений младших школьников к национальной музыкальной культуре (на примере музыкальных школ Республики Саха (Якутия) / ред. К. Д. Уткин ; Сев.-Вост. федер. ун-т им. М. К. Аммосова. — Якутск : СВФУ, 2011. — 90 с.

19. Павлов А. А. Профессиональные и средние школы Якутии (XVIII - начало XX вв.) / ред. Л. Е. Винокурова ; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т гуманитар. исслед. и проблем малочисл. народов Севера. — Якутск : Бичик, 2013. — 175 с. Аннотация: Освещены вопросы подготовки технических и учительских кадров, в том числе и из коренного населения.

20. Прокопенко В. И., Головина С. Ю. Устная традиция коренных малочисленных народов Тюменского Севера в контексте этнической педагогики / ред. Т. Н. Петрова ; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т гуманитар. исслед. и проблем малочисл. народов Севера, Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Ин-т народов Севера. — Новосибирск : Наука, 2013. — 144 с.

21. Сергин А. А., Петров С. В. Подготовка учащихся к безопасной жизнедеятельности в условиях северо-востока России / ред.: Р. И. Айзман, С. В. Петров ; Сев.-Вост. федер. ун-т им. М.К. Аммосова, Ин-т физ. культуры и спорта. — Якутск, 2011. — 160 с. Аннотация: Резервы формирования культуры безопасности средствами этнопедагогики, с. 38-50.

22. Тимонин Е. И. Очерки истории Сибири (конец XVI-XIX вв.). В 2 ч. Ч. 2. Общественно-политическая жизнь и духовная культура Сибири. — Омск : Изд-во Ом. экон. ин-та, 2012. — 408 с. Аннотация: Школьное образование у коренных народов Сибири, с. 178-185.

23. Фрумак И. В. Тенденции государственного управления в сфере образования коренных малочисленных народов Дальнего Востока: историографический аспект / Камч. гос. техн. ун-т. — Петропавловск-Камчатский : Изд-во Камч. гос. техн. унта, 2012. — 150 с.

24. Чехордуна, Е. П. Этнокультурные основы педагогики олонхо [Электронный ресурс]. — Киров : МЦНИП, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.