Научная статья на тему 'Этнопедагогические аспекты развития образования. Историко-ретроспективный анализ'

Этнопедагогические аспекты развития образования. Историко-ретроспективный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цаллагова Зарифа Борисовна

Реформирование системы образования в Российской Федерации, осуществляемое в настоящее время, может привести к существенным успехам только в том случае, если будет базироваться на концептуальных основах системы образования с учетом особенностей региональных образовательных систем. Все это в совокупности приводит к определению новой образовательной парадигмы, в рамках которой обеспечение высокого уровня образования, общей культуры, развития интеллекта, удовлетворения личностных познавательных интересов учеников происходит путем погружения в этнокультуру, приобщения к национальным, российским и мировым ценностям культуры и цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF EDUCATION DEVELOPMENT. RETROSPECTIVE ANALYSIS

The education system reforming, which has taken place nowadays in the RF could be successful only in case it to be based on the fundamental backgrounds of the education system with the regional educational systems specifics taken into account. This aggregation makes for a new educational paradigm in the scopes of which the high level of education, culture, and intellectual development becomes obtainable being involved into the ethnic culture, the national, Russian, and world values of civilization.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогические аспекты развития образования. Историко-ретроспективный анализ»

> це-

лем, всех ’ ос-• До продача гач-шом

в.:

>фия )ф ия кого ге//

ОКОЙ

ова-

галь-

рь в

ЛЬог new I йе ^ес! Ьйса1 :Л.

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ИСТОРИКО-РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

З.Б. ЦАЛЛАГОВА

Институт этнологии и антропологии Российская академия наук Ленинский пр-т, 32-а, 334117 Москва, Россия

Реформирование системы образования в Российской Федерации, осуществляемое в настоящее время, может привести к существенным успехам только в том случае, если будет базироваться на концептуальных основах системы образования с учетом особенностей региональных образовательных систем. Все это в совокупности приводит к определению новой образовательной парадигмы, в рамках которой обеспечение высокого уровня образования, общей культуры, развития интеллекта, удовлетворения личностных познавательных интересов учеников происходит путем погружения в этнокультуру, приобщения к национальным, российским и мировым ценностям культуры и цивилизации.

Процессы национально-регионального развития образовательных систем протекают на фоне общей политической и социально-экономической нестабильности, в условиях низкой правовой культуры отношений между субъектами Российской Федерации. Тенденция регионализации, а вместе с тем национализации, явилась основой и содержанием российских реформ последних лет в области образования.

Современные требования к введению национально-регионального компонента содержания образования связаны с необходимостью решить сложнейшую диалектически противоречивую проблему приобщения ребенка к общецивилизационным знаниям и ценностям одновременно с обеспечением его национальной самоидентификации. При этом основной целью реализации национально-регионального компонента в школьной образовательной практике выступает воспитание и обучение ребенка основам национальной культуры, родному языку, с одновременным включением его в систему мировых общекультурных и нравственных ценностей. Однако дискуссионными продолжают оставаться вопросы о том, какими методами и средствами данная цель будет достигнута, какие требования следует предъявить к тому образовательному процессу, в ходе которого должны формироваться интеллект и характер ребенка, каким образом следует наряду с общими требованиями учитывать его индивидуальные способности и особенности.

Современная образовательная практика обозначила необходимость разработки концептуально-теоретических подходов к изучению проблем развития национально-региональных образовательных систем в качестве приоритетной задачи российской педагогической науки, в которой до сих пор не разработаны принципы реализации национально-региональных аспектов в образовательной и вое-

питательной практике, не определены направления изучения данной проблемы X

Одной из первых попыток подобного рода является работа В.И Загвязинского С

«Проектирование региональных образовательных систем», в которой впервые прогнозируются пути эволюции российского образования в продолжающийся щ

период «глубокого и перманентного кризиса». Как указывает автор, «...сегодня ес

высвечивается важная миссия российского образования — способствовать соци- оi

альной стабильности и прогрессу, восстановлению и развитию культурного и п<

кадрового потенциала страны посредством гармонизации отношений в макро-, ц

мезо- и микросоциуме Прежде всего, это касается кардинальных, основопола- кс

гающих отношений в таких системах как человек—природа, человек—общество, «!

общество—природа, человек—человек»! 1, с. 8] щ

Федеративность Российского государства предполагает ориентацию социаль- р)

ных институтов на региональные социально-экономические, культурно-образо- тс

вательные, этноисторические, эколого-деятельностные и другие особенности щ

конкретного региона. Показательны в этом плане программные документы «Фе- ос

деральная программа развития российского образования», «Национальная док- дс

трина образования до 2025 г.», определяющие образовательно-воспитательную ш

сферу как национальное достояние вг

В свое время А Дистервег, великий немецкий педагог XIX в., подчеркивал, и(

что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и време- «i

ни, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю Ж

современную культуру в мировом и всеобъемлющем смысле слова [2]. Этот 6i

педагогический принцип созвучен с идеями современного регионально-нацио- ж

нального подхода к построению содержания обучения и воспитания подрастаю- ш

щего поколения в Российской Федерации — многонациональном государстве, на ст

территории которого проживает 128 этносов. За семивековой период формиро- о{

вания российского многонационального государства в него вошли народности, pi

относящиеся к различным расовым, этническим, языковым группам, развиваю- с*

щиеся на основе своих культурных традиций. сс

Первые попытки построения системы образования на территории Российского ж

государства были предприняты во второй половине XVIII в., когда Екатерина II и

решила заимствовать у австрийцев основополагающие принципы построения школы Воплощением данных идей занимался Ф.И. Янкович де Мириево (1741— bi

1814), который перевел на русский язык разные уставы и инструкции учителям, н<

а также перевел и издал первые учебники на русском языке: «Российский бук- Р<

варь», «Сокращенный катехизис», «Руководство к арифметике», «Священная ис- н<

тория», «Руководство к российскому чистописанию» и др. Основные теоретичес- А

кие положения организации образования были изложены Ф.И. Янковичем в «Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ Российской м

империи» (1783 г.). Данный педагогический труд систематизировал все известные те

дидактические принципы организации образовательного процесса в школах (в н!

дальнейшем основные положения будут заимствованы для построения школ 31

других народностей России) 31

В 1786 г. был разработан и утвержден «Устав народных училищ», впервые Ki

определивший вариативность в организации образовательных учреждений. Не- Б

смотря lia то, что при построении системы народного образования в данный период были допущены значительные ошибки и неучтены некоторые обстоятель- П1

ства, тем не менее, именно в это время произошло возникновение первых русских У*

школ, провозглашены принципы национальной политики Российского государ- о(

ства в области образования. Первая половина XIX в. дополнила и расширила с

образовательную сеть на принципах либерализма. Однако впервые обсуждение ч'

проблем образования и воспитания в национальной школе относится к 60-м гг. н

емы- XIX в. и связано с именами Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого,

:кого С.А. Рачинского, Н.А. Корфа и других известных педагогов.

Рвые Именно К.Д. Ушинскому принадлежит идея народности воспитания, которая

ийся предусматривает, что школа и воспитание в каждой стране должны строиться в

одня соответствии с потребностями данного народа; подражание в деле воспитания

°Ци- одного народа другому выведет на ложную почву, принесет больше вреда, чем

го и пользы. Педагогическая концепция К Д. Ушинского была реализована на прак-

Ф°-, тике, методически оформилась в учебниках «Родное слово» и «Детский мир»,

ола- которые по праву считаются образцовыми для начального обучения. Учебник

:тво, «Родное слово» выдержал 146 переизданий в течение полувека. Явившись вопло-

щением принципа народности в обучении, книга содержит лучшие произведения эль- русского народного творчества. В духе народности стала осуществляться подго-

азо- товка народного учителя в педагогических учебных заведениях, созданных по

эсти проекту великого педагога. В известном труде К.Д. Ушинского «О народности в

Фе- общественном воспитании» указывается, что воспитание, созданное самим наро-

*ок- дом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой

ную нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимство-

ванных у другого народа... Народное воспитание является живым органом в вал, историческом процессе народного развития. И далее, отождествляя понятия

5ме- «нация» и «народность», К.Д. Ушинский выводит основную аксиому своей пе-

всю дагогической теории: воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно

*тот быть народным [3]. Лишь обращаясь к народности, мы способны задействовать

;ио- живые и сильные чувства человека, которые воспитывают сильнее убеждений и

аю- наказаний. Понятие «общественное воспитание» целиком и полностью отожде-

, на ствлялось с семейным воспитанием. Именно в семье природа подготавливает в

[ро- организме детей возможность повторения и дальнейшего развития характера

2ти, родителей. Свое непреходящее значение сохраняет и другой тезис К.Д. Ушин-

аю- ского о том, что организм новых поколений в народе носит в себе возможность

сохранения и дальнейшего развития исторического характера народа.... Всякая ого живая историческая народность есть самое прекрасное создание Божие на земле,

а II и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника,

-шя В работе «О необходимости сделать русские школы русскими» К.Д. Ушинским

1— впервые в истории отечественной педагогики поставлена проблема государствен-

ям, ной заинтересованности и значимости организации народного воспитания в

ук- России. Анализируя образовательные ситуации, сложившиеся в различных стране- нах мира, педагог делает следующий вывод: в Швейцарии, Германии, Англии и

ес- Америке в основу всего народного образования давно уже проникло убеждение,

1 в что знания разделяются на необходимые, полезные и приятные и что необходи-

сой мые должны ложиться в душу ребенка прежде всех и в основу всем, и приобре-

гые тение их должно быть поставлено в зависимость от приобретения прочих, полез-

(в ных и приятных. Такими необходимыми знаниями для каждого человека при-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сол знаются: умение читать, писать и считать, знание оснований своей религии и

знание своей родины. Это уже ясно выработавшаяся педагогическая аксиома; ые кажется, что и нам пора осознать ее и провести повсюду в народном образовании.

1е- Без этого нельзя сделать никакого серьезного шага вперед [3].

ый Традиции русской народной жизни, семейного воспитания и российского

1Ь- православия легли в основу педагогической концепции С.А. Рачинского. Долгий

31 х учительский труд позволил ему сделать вывод о том, что главными ценностями

ф_ обучения детей в школе является формирование в ребенке христианской основы

та с присущими ему национальными чертами. Идея народности в воспитании соне четалась с целенаправленным эстетическим развитием детей, формированием у

гг> них творческих потребностей. Не случайно его ученики: Т. Никонов, И. Петер-

сон, Н. Богданов-Вельский в последующем стали талантливыми художниками. В школьной художественной мастерской С.А. Рачинский сам проводил занятия по ука

живописи, рисованию, на которых использовался национально-региональный лш

материал. Глубокие национальные корни имело и музыкальное образование. зна

Педагог знакомил учеников с историей и культурой древней русской земли, учил опь

беречь крупицы народной культуры и искусств, ремесел, возрождая забытые ист

народные традиции. С.А. Рачинский впервые в российской педагогической прак- прі

тике применил народный способ воспитания патриотизма — путешествия по рус- пер

ским святым местам Ему удалось впервые полнее, ярче, нагляднее и убедительнее о р

всех показать, чего ищет народ в школе и что должна дать русскому народу наь

сельская начальная школа. Идеи создания и развития подлинно национальной обр

школы были обобщены в работах «Заметки о сельских школах», педагогических иде

статьях и очерках. Особо ценилась современниками книга «Сельская школа», 1

которая переиздавалась шесть раз с 1891 по 1991 г. и была названа «школьным н0*

заветом для русской народной школы». син

Значительной педагогической системой, реализующей принципы народного вьц

обучения и воспитания, считается концепция JI.H. Толстого. Обосновывая свои дис

позиции, педагог исходит из того, что школа должна развиваться из потребностей лод

самого народа, его традиций и жизненного опыта, из того мощного пласта име

истинного национального самосознания, которые накопили предшествующие из

поколения в процессе исторического развития. Считая, что школа должна быть чел

национальной, JI.H. Толстой создал такую модель школы, которая соответствует вил

историческим и национальным особенностям народа. Основную задачу школы с н

он видел в том, чтобы приводились в гармонию и порядок понятия, усвоенные как

в жизни. Именно поэтому успешность обучения целиком и полностью зависит от жизненного опыта ребенка. Ряд

Идея народности у Л.Н. Толстого непосредственно связана с воспитанием у СР£

детей чувства глубокого патриотизма и любви к родине. Он считал, что многие вйт

предметы, преподаваемые в начальной школе, обладают глубоким национальным и С

потенциалом. Прежде всего, это история и география (формирующие интерес к 0CF-

историческим событиям и познанию своей страны), родной язык, обладающий Р°с

значительным воспитательным значением, наряду с изучением родной литерату- noí

ры. Изучение географии следует начинать со своей классной комнаты, своей ^Н]

деревни, своего родного края. K.I

Педагогика Л.Н. Толстого выросла из знания основ народной жизни, народ- 191

ного духа, народной педагогики. Педагогические принципы его системы осно- Рос

вывались на народной мудрости: нравственной обоснованности и практической она

целесообразности передаваемых детям знаний, утверждений любви и уважения к вак

достоинству личности, организации школы на идеях национального воспитания. P°N

В работе «О народном образовании» Л.Н. Толстой так определил аксиому своей педагогической системы: школа хороша только тогда, когда она осознала те ван

основные законы, которыми живет народ. Задачу школы Толстой видел в том, В.Е

чтобы в ходе учения приводились в гармонию понятия, бессознательно усвоенные чел

в жизни. Успешность учения ребенка он ставил в прямую зависимость от его обс

жизненного опыта. Чем богаче жизненный опыт обучающегося, тем больше еди

возможностей успешно и результативно его обучать.

Народ, считал Л.Н. Толстой, является носителем высоких нравственных идеа- ЦУ3

лов и ценностей. Преклоняясь перед нравственным природным совершенством МУ>

ребенка, Толстой считал необоснованным, с точки зрения педагогической науки все

и практики, какое-либо принуждение по отношению к воспитаннику. Образова- соЄ

ние при этом должно иметь только одну цель — достигнуть наибольшей гармонии ноі

в смысле правды, красоты и доброты. еди

И. В На национальный характер образования и воспитания в российской школе

5 по указывал В.Я. Стоюнин, подчеркивая, что дело школы можно рассматривать

ный лишь в связи со всеми условиями жизни того народа, для которого она предна-

-ше. значается, что она не преобразуется и не создается по чужой истории и по чужим

чил опытам, что школу надо устраивать на почве данных народной психологии и

тые истории, согласовать ее с общественными потребностями, принять во внимание

>ак- при ее организации экономические, климатические и иные условия страны и

>ус- передать заведование образования не иностранцам, а русским людям. В «Заметках

нее о русской школе» В.Я. Стоюнин предпринял попытку построить новые основы

оду национальной школы, разработать все структурные элементы государственной

юй образовательной системы, наполнить деятельность каждой ступени обучения

ких идеями народности.

га», Своеобразным итогом обобщения различных подходов к построению народ-

ым ной и национальной школы в России стала известная работа В.Н. Сороки-Ро-

синского «Путь русской национальной школы», вышедшая в 1916 г. В ней эго выражены новаторские идеи, которые автор развивал в целом ряде статей («На-

юи циональное и героическое в воспитании», «Наше будущее и наша школа», «Мо-

гей лодняк»). В данной работе В.Н. Сорока-Росинский указывает, что воспитание,

зта имеющее своей целью активность психики воспринимаемых, должно исходить

(ие из понятия национального, должно опираться на то, что связывает единичного

пъ человека с его нацией, должно развивать в его душе то, что может слить инди-

^ет видуальность с духом народа и высшим проявлением духовной жизни нации —

пы с национальной культурой. Народность в понимании педагога выступает уже не

ые как идея, а как природная наклонность, не как цель, а как средство,

ит Национально-региональные особенности образования были заложены в целом

ряде педагогических программ, которые были успешно реализованы на практике, у Среди них необходимо отметить педагогический проект «Новая школа» Е.С. Ле-

ие витской в Царском Селе (1900), гимназии Е.Д. Петровой в Новочеркасске (1906)

ш и О.Н. Яковлевой в Голицыне под Москвой (1910). Осуществляя воспитание на

к основе этнографического и регионального материала, данные учебные заведения

1й России начала XX в. накопили опыт педагогической деятельности в области

у- подготовки национальных кадров для различных сфер общественной жизни.

;й Уникальна в этой связи деятельность «Реального училища на правах гимназии»

К.И. Мая в Петербурге, открытого в 1860 г. и просуществовавшего до революции а;- 1917 г. Майская гимназия, подготовившая десятки выдающихся представителей

> российской культуры и науки, может служить примером гуманистической, нацией онально-ориентированной воспитательной системы школы, успешно подцержи-

к вающей русские традиции, которые стали значительным воспитательным факто-

я. ром.

й Значительный вклад в понимание основ и специфики национального образо-

'е вания внесли представители русского зарубежья: П.М. Бицилли, С.И. Гессен,

fj В.В. Зеньковский, С.И. Карцевский, А.К. Елачич и др. В работе «Нация и

е человечество. Национальное образование» С.И. Гессен философию образования

0 обосновывает на том, что вовлечение народа в образовательный процесс есть

е единственное средство разбудить дремлющее национальное сознание.

Само понятие «национальное образование» было выдвинуто деятелями Французской революции (1789). Оно как нельзя более соответствовало ее «патриотиз-л му», основанному на идеале «единого и нераздельного отечества». В этом смысле

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s все проекты в области образования, выдвигавшиеся деятелями Законодательного

собрания и Конвента, называли свою систему народного образования националь-

1 ной. Образование, по мнению французских революционеров, должно воплощать единую волю народа, во имя которой Французская революция боролась с раз-

личными проявлениями «федерализма». Вопросы национального образования и убежде]

воспитания были отражены в проектах Талейрана (1790), Кондорсе (1792), Ро- должна

беспьера (1793). Характерно, что первое понятие национального образования витии

совпадает с идеей единой школы, вытекающей из принципов нравственно-пра- начала

вового обучения. уважен

Таким образом «национальное образование» синонимично «правовому обра- народа

зованию», поскольку именно оно и создает нацию. Подобное понимание термина сокров!

«национальное образование» определило собою всю историю народного образо- ления

вания во Франции XIX в. С.И. Гессен противопоставил данной трактовке извест- есть у£

ную концепцию национального образования К.Д. Ушинского, согласно которой образоЕ

предназначением истинного образования является пробуждение истинно народ- целям i

ных сил, национальных ресурсов и подлинно гуманистических традиций. Про- ского, <

должением данного определения является теория «областной педагогики», раз- своего

виваемая сторонниками национального образования в Австрии, Англии, Фран- На з

ции, Ирландии, России. В Австрии вопрос об областной национальной школе образоЕ

был вопросом о праве национального меньшинства иметь школу на своем родном A.A. Г

языке. Уже к концу XIX в. все австрийские национальности имели развитую Г.И. Д:

литературу и вполне пригодный для преподавания в школе язык, при этом В из

проблема национального образования сводилась к политической задаче обеспе- ного яз

чения за национальным меньшинством его права на создание своей школы. С не разв

педагогических позиций вопрос сводился к необходимости включения в програм- Искусс

му народной школы одного иностранного языка, а именно государственного, невозм<

преподавание которого оправдывалось, прежде всего, практическими и полити- его же

ческими, а не педагогическими соображениями. В то же время во Франции Г.И. Д

«областная педагогика» носила ярко выраженный педагогический характер. Из- национ

вестный французский педагог Ж. Оруз предложил наиболее полную и закончен- получав

ную концепцию национального образования, основанную, главным образом, на он усва

новейших принципах обучения родному языку и основам национальной литера- воспитг

туры. Однако преимущество дает преподавание истории, географии, естествозна- опреде;

ния, которое исходит от изучения окружающей ребенка среды, от фольклора, чем гл}

флоры и фауны родного ему края. Национально-региональное образование, по ребенк*

мнению Ж. Оруза, не только не уничтожит общенационального единства, но ния ин<

теснее спаяет между собой отдельные области Франции. Ибо подлинная высшая ставлен

форма единства не противоречит многообразию, но на нем основывается и ваться

вбирает его в себя. ства.

Анализируя основные положения «областной педагогики», С.И. Гессен при- Сеге

ходит к следующему пониманию национального образования: как нация есть не ного ш

культура, а ее естественный стиль и форма, достигаемые тогда, когда нация как строен!

таковая не полагается в качестве особой цели достижения, так и национальное ститущ

образование есть не особый вид образования, а есть просто хорошее образование. вовым*

Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет националь- В°п]

ным, и наоборот, подлинно национальным образованием, действительно созида- отража

ющим, а не разрушающим нацию, будет только хорошо поставленное нравствен- «Конве

ное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось спе- вания,

циально о развитии национального чувства. социал

Понимая значительное преимущество подлинно народного образования, В чг

С.И. Карцевский в своей работе «Национализм в школе» уделяет особое внима- что ра

ние результату, к которому может привести образование, носящее ярко выражен- свобода

ный национальный характер. Останавливаясь на идеях так называемого «нового конкре

воспитания», педагог видит основной задачей школы развитие в ребенке его ст-

индивидуальных дарований. Однако задачей правильного национального воспи- зовани«

тания и образования не должно быть формирование политических и религиозных ности,

убеждений, хотя С.И. Карцевский не отрицает, что результатом образования должна выступить согласованность «индивидуальности и общественности» в развитии ребенка. Разбирая педагогический опыт Англии, Бельгии и Германии начала XX в., ученый приходит к следующему выводу о том, что любовь и уважение к своему строится в школе не на осознании индивидуальности своего народа в общей семье народов, а на изучении того, что свой народ внес в общую с о кро в кщ п и цу человеческого творчества. Однако вместо освобождения и укрепления национального чувства по большей части разжигается национализм, то есть убеждение в своих преимуществах перед другими. Такое национальное образование и воспитание перерастает в националистическое, которое чуждо целям и задачам гуманной школы. Не допустить это, по мнению СИ. Карцев-ского, способен высоко образованный учитель, тонко различающий результаты своего влияния на воспитанников.

На важность приобщения учащихся к основам национально-регионального образования указывали выдающиеся просветители народов Северного Кавказа: А.А. Гассиев, А.Г. Ардасенов, К.Л. Хетагуров, Х.А. Уруймагов, Г.В. Баев, Г.И. Дзасохов, Н. Цагов, А.Т. Цаликов и др.

В известной работе «Образовательное и воспитательное значение отечественного языка» Г.И. Дзасохов указывает, что, не окрепнув на своей родной почве, не развив достаточно своих природных сил, дитя легко может погибнуть духовно. Искусственно можно только развить природные задатки человека, но создать их невозможно. Развить же природные задатки человека можно только при помощи его же родного языка. Понимая под словом «образование» запас знаний, Г.И. Дзасохов приходит к выводу, что вместе с изучением родного языка и национальной культуры ребенок приобретает такое множество познаний, что получает возможность смело вступить в жизнь, ибо одновременно с культурой он усваивает плоды мысли и чувства предшествовавших поколений. Если задача воспитания видится в том, чтобы дать известный облик, известное нравственное определение ребенку, то это достигается изучением национальной культуры, и чем глубже она будет воспринята, тем цельнее и плодотворнее будет личность ребенка. Осетинский педагог делает поистине политический вывод: цель обрусения инородцев может быть достигнута более рациональным путем, именно предоставлением им свободы в изучении родного языка; дайте им возможность развиваться на своей почве, и тогда они сами постепенно войдут в организм государства.

Сегодня происходит бурное развитие национальной школы как социокультурного института современного российского общества. Основные вопросы ее построения регламентируются как международными правовыми актами, так и Конституцией Российской Федерации, Федеративными законами и нормативно-правовыми документами на уровне субъектов Федерации.

Вопросы удовлетворения этнокультурных запросов в образовательной сфере отражаются в важнейших правовых актах: «Всеобщей декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка», «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», «Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах».

В частности, «Всеобщая декларация прав человека» в статье 26 определяет, что развитие человеческой личности и воспитание уважения к ее правам и свободам определены в качестве целей и задач системы образования. Более конкретно на этнокультурную сторону современного образования указывают ст. 28, 29 и 30 «Конвенции о правах ребенка», в которых отмечается, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к культуре, самобытности, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает

(ст. 29) и, в то же врет, к культуре и языку других народов и мировой цивилизации в целом. Ст. 30 «Конвенции о правах ребенка» фиксирует право ребенка, принадлежащего к этническим и языковым меньшинствам или к коренному населению, пользоваться своей культурой и языком. Это предполагает изучение и знание родного языка и приобретение образования, основанного на национальной культуре. Именно в этой статье указывается на создание национальной школы, в которой каждый ребенок мог бы обучаться на родном языке, постигать историю и культуру своего народа. Однако образование в национальной школе должно гарантировать получение знаний о культурах и языках других народов.

В Конституции РФ — ст. 29, ч. 2; ст. 43, ч. 1; ст. 46, ч. 2 — одной из важнейших целей образования устанавливается формирование личности, терпимо и уважительно относящейся ко всем окружающим ее культурам и их представителям.

Полисубъектные отношения в сфере образования впервые были регламентированы в Законе Российской Федерации «Об образовании». В преамбуле данного документа образование трактуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. При этом не подчеркивается многонациональный характер российского государства, не указывается об интересах этносов в сфере образования. Ст. 2 провозглашает приоритет общечеловеческих и национальных ценностей и свободное развитие личности. Это требует нахождения правильного соотношения в содержании образования общечеловеческих и национальных ценностей. Несмотря на полисубъектность в отношениях необходимо сохранять единое федеральное культурно-образовательное пространство, развивая при этом региональные системы образования, построенные на основе этнокультурных ценностей. Статья 6 Закона РФ «Об образовании» подтверждает право на получение основного общего образования на родном языке, а также выбор языка обучения в пределах возможностей образовательной системы.

Ст. 7 Закона «Об образовании» — «Государственные образовательные стандарты» — указывает на то, что устанавливаемые в Российской Федерации государственные образовательные стандарты включают наряду с федеральным и национально-региональный компонент. Это положение являлось принципиально новым в российском законодательстве об образовании. Установление национально-региональных компонентов, определение его структуры и содержания находится в ведении субъектов Российской Федерации (ст. 29, ч. 8).

Ст. 14 «Общие требования к содержанию образования» указывает, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системы мировой и национальных культур.

Для сохранения и развития региональных систем образования предусмотрена разработка и реализация республиканских законов об образовании, которые смогли бы в полной мере учесть национально-региональные особенности, культурные традиции того или иного территориального образования.

На специфику развития национального образования оказывает существенное влияние социокультурная ситуация, которая сложилась в современном российском обществе. С одной стороны, интенсивное проникновение западной культуры и различных поведенческих стандартов приводит к забыванию собственных традиций, присущих своему народу. С другой стороны, невозможно замкнуться в собственно-культурной среде и избежать данного, чаще всего неприемлемого для нашего общества, влияния извне. Единственным выходом из данной ситуации является сохранение и возрождение культур народов России в условиях быстрого продвижения по пути модернизации. Система образования предоставляет для этого уникальные возможности спланированного воздействия на про-

цесс форм из труднеі националь в ее решен народов, националь Постро демократи современн ностью реї ния ребен обеспечен] Главна* воспитать языка, с ( нравствен/ ствами да тому обра зовательна ми требов остро дані языка и ті хождения ученые и і ная школа тельного і только ли МерОПрИЯ! кие кадры ников к э вательный биями. Ні тем, что ь циональнс второсорт ность на і Наряду ство любе гресса, гуі обогащега но-регион мирового гресса и і мообогащ данное пс на особые пать не т специфич наставниь Аксиом

ОТІЮИІІТеї

идеала пр

цесс формирования личности каждого человека — представителя народа. Одной из труднейших проблем современной России является сохранение очагов межнациональных конфликтов. Образовательные проекты и программы вносят вклад в ее решение, через проведение работы по расширению знаний о культурах других народов, формированию взаимотерпимости и готовности к продуктивному межнациональному общению.

Построение национальной школы на рубеже веков происходит в условиях демократизации и гуманизации всей образовательной системы. Очевидно, что современные требования к национальному образованию связаны с его способностью решить сложнейшую диалектически противоречивую проблему приобщения ребенка к общецивилизационным знаниям и ценностям одновременно с обеспечением его национальной самоидентификации.

Главная цель и задача любой национальной школы достаточно очевидна: воспитать и обучить ребенка на основе национальной культуры, в среде родного языка, с одновременным включением его в систему мировых общекультурных и нравственных ценностей. Дискуссия идет лишь о том, какими методами и средствами данная цель будет достигнута, какие требования следует предъявить к тому образовательному процессу, в ходе которого должна формироваться образовательная и воспитательная траектория ребенка, учитывающая, наряду с общими требованиями, его индивидуальные способности и особенности. Особенно остро данная проблема стоит перед этносами, которым угрожает потеря родного языка и традиционных этнокультурных ценностей. Несмотря на некоторые расхождения в понимании путей практического решения данной проблемы, многие ученые и педагоги сходятся в том, что современная национально-ориентированная школа должна обеспечить высокое качество всех элементов учебно-воспитательного процесса, имеющих отношение к этносфере. При этом недостаточно только лишь выявить набор учебных предметов, спецкурсов и воспитательных мероприятий. Необходимо подготовить высококвалифицированные педагогические кадры, способные решать учебно-воспитательные задачи приобщения учебников к этнокультуре средствами преподаваемого предмета, обеспечить образовательный процесс учебно-методическими, наглядными, дидактическими пособиями. Низкое качество обучения и воспитания в области этносферы чревато тем, что может создать в общественном сознании негативное отношение к национально-региональному образованию в целом как к чему-то второстепенному, второсортному, неконкурентоспособному. Именно в этом видится главная опасность на пути развития национального образования.

Наряду с этим необходимо, чтобы этнокультурное образовательное пространство любой национальной школы было максимально открытым для идей прогресса, гуманизма, непрерывного диалога культур, их взаимодействия и взаимо-обогащения в ходе сложного исторического развития данного этноса. Национально-региональные аспекты образования должны служить составной частью общемирового культурно-образовательного процесса, быть пронизаны идеями прогресса и гуманизма, непрерывного диалога культур, их взаимодействия и взаи-мообогащения в ходе сложного исторического развития данного этноса. Реализуя данное положение в практике общеобразовательных школ, также следует указать на особые требования, предъявляемые к преподавателям. Учитель должен выступать не только как носитель и передатчик национальной культуры со всеми ее специфическими особенностями, но и как широко мыслящий, образованный наставник, способный определить место национальной культуры в общемировой.

Аксиоматично, что религия и народные верования играют этнообразующую, этиоиптегрирующую роль. Многовековой поиск народных истин, нравственного идеала происходил преимущественно в религиозных формах. Обычаи, традиции

современной жизни также носят ярко выраженный культовый характер. В этой связи в системе национально-регионального обучения возникает серьезная проблема внесения в светское, главным образом, рационально-научное образование элементов духовного воспитания.

Указанные образовательные критерии в национальной школе должны опираться на современные концепции и методики личностно-ориентированного обучения и воспитания Только глубоко индивидуальный подход, реальное обеспечение конкретных условий для развития природных способностей и задатков каждого ребенка позволит школе успешно решить проблему формирования ребенка, в структуре личности которого гармонично сочетаются гражданское сознание и национальное самосознание. Приобщение ребенка к общецивилизационным знаниям и ценностям одновременно с обеспечением его национальной самоидентификации — главная цель и задача любой национальной школы, которая должна воспитать и обучить ребенка на основе национальной культуры, в среде родного языка, с одновременным включением его в систему мировых общекультурных и нравственных ценностей. Современная школа Российской Федерации, особенно национальных республик, ставит задачу разработки и реализации на практике национально-региональных компонентов образования, в которых отражаются особенности культуры данного региона, традиции, обычаи, язык народа. Разработка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного образования. При разработке содержательного наполнения этого компонента образовательного стандарта важен учет следующих принципов.

Принцип региональное™ и этнологичности учебно-воспитательного процесса, ориентирующий на учет региональных особенностей (география региона в российском и мировом масштабе, знакомство с политическими, экономическими, социальными аспектами, физической картой и т. д.).

Принцип историко-культурной направленности, предполагающий основной вектор организации учебно-воспитательного процесса направлять в сторону изучения истории и культуры своего народа и своеобразных сторон в культуре народов, проживающих в данном регионе. В рамках данного принципа раскрывается историческая обусловленность тех или иных явлений прошлого и настоящего, фольклор, национальное искусство, обычаи и традиции. При этом само понятие «национальная культура» приобретает обширный, всеобъемлющий и многоаспектный смысл, как интегративная категория, объединяющая всевозможные аспекты идентификации социума в российской и мировой культуре. Данный принцип нацеливает на диалектический анализ места и роли своего народа и народов-соседей в общей культурной традиции России и всего мира. При этом важно отметить, что в системе содержательной реализации данного принципа необходимо опираться на идеи поликультурности и толерантности в образовании и воспитании, которые обеспечивают согласованность национального подхода с идеями формирования представителя мировой культуры и цивилизации.

Принцип гуманитарно-ориентированного построения содержания образования, основанный на включении в региональное содержание образования знаний о человеке и обществе. Личностно-ориентированный подход позволит формировать у подрастающего поколения гуманистическое мировоззрение и гуманитарную грамотность, создать условия для самопознания, саморазвития и самореализации личности в системе поликультурности современного мира.

Принцип глобальности и комплексности учебно-воспитательного процесса, отвечающий за развитие целостного поликультурного мировоззрения, коммуникативных особенностей личности в современном мире, включающих преодоление языковых барьеров, религиозных, расовых, национальных. Данный принцип дол-

В ЭТОЙ 1Я про-ование

>i стланного з обес-датков ия ре-:ое со-изаци-альной , кото-УРЫ, в 1ровых

1ЙСК0Й и реа-ния, в эычаи, тупает разра-ндарта

щесса, в рос-лоими,

[ОВНОЙ

[у изу-льтуре юкры-насто-î само ций и

13МОЖ-

анный юда и i этом нципа (вании хода с

ваиия,

ний о ровать арную [зации

;а, от-шика->ление п дол-

жен найти свое практическое воплощение в преподавании всех школьных дисциплин, выступать доминирующим фактором в определении содержания образования, привлечении информационных и коммуникативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Загвязинский В.И. Проектирование региональных образовательных систем // Педагогика. - 1999. - № 5. - С. 8.

2. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Избранные педагогические сочинения. — М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1956.

3. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11-ти тт. — М.—Л., 1948—1952.

ETHN O-PEDAGOGÏCÀL ASPECTS OF EDUCATION DEVELOPMENT.

RETROSPECTIVE ANALYSIS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Z.B. TSALLAGOVA

Institute of Ethnology and Anthropology Russian Academy of Sciences 32-a, Leninsky Ave., 334117 Moscow, Russia

The education system reforming, which has taken place nowadays in the RF could be successful only in case it to be based on the fundamental backgrounds of the education system with the regional educational systems specifics taken into account. This aggregation makes for a new educational paradigm in the scopes of which the high level of education, culture, and intellectual development becomes obtainable being involved into the ethnic culture, the national, Russian, and world values of civilization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.