РАЗДЕЛ VII ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
УДК 378.4(571.56) :37
Н. Д. Неустроев
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Постановка проблемы формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов, осуществляющих приобщение учащихся к этнокультурным ценностям в процессе воспитательной работы в школе, обусловлена тенденциями общественного развития, связанными актуализирующимся «феноменом этничности».
Рассматривая содержание понятия «профессиональная компетентность учителя», одни исследователи отмечают, что оно выражает единство теоретической и практической готовности учителя к осуществлению педагогической деятельности, проявляющейся в обобщенном умении педагогически мыслить, обладать аналитическими, прогностическими, проективными, рефлексивными, организаторскими и коммуникативными умениями (В. А. Сластенин). Другие отмечают готовность к продуктивной педагогической деятельности как интеграцию теоретико-методологического, культурного, предметного, психолого-пе-дагогического и технологического компонентов (В. А. Адольф) и т. д.
Вместе с тем, проведенный анализ показал, что этнокультурная компетентность как черта профессиональной компетентности не являлась объектом пристального внимания современной профессиональной педагогики. Следовательно, нам необходимо хотя бы схематично рассмотреть это понятие, связав его с родственными понятиями: «культурная компетентность», «этнопедагогическая культура», «этнопедагогическая компетентность» и др.
Полностью разделяя целостную концепцию программы «Учитель», мы считаем принципиально важным выделить из этой системы подготовку учителей для села вообще [6] и подготовку национальных педагогических кадров для сельских малокомплектных школ в условиях Севера, в частности [3]. В связи с этим следует частично модернизировать научно-методическое направление формирования личности учителя с учетом специфики учебно-воспитательной работы школ и этнических особенностей коренных народов Севера.
Практика показывает, что обеспечение школ учителями может эффективно осуществляться в первую очередь за счет подготовки кадров в своем регионе. В связи с этим возникает необходимость расширения приема, усиления национальной направленности подготовки учительских кадров. В качестве аргументов следует привести ряд факторов.
Во-первых, сегодня на селе функционируют около 70 % общеобразовательных школ республики, и в основном все они малокомплектные и национальные.
Во-вторых, в университете мы традиционно готовим учителей по одной специальности согласно единым учебным планам. В малокомплектной школе по ряду предметов (история, география, физика, биология, химия, иностранный язык) нет полной учебной нагрузки. Молодого учителя «догрузят» часами других дисциплин не по специальности. В результате из года в год в этих школах хронически не хватает учителей, сильна текучесть кадров.
В-третьих, уже много лет поднимается вопрос о необходимости подготовки учителей широкого профиля для сельских малокомплектных школ. На современном этапе это как-то созвучно идее модернизации российского образования по системе многоуровневой и профильной подготовки специалистов. В частности, в рекомендациях межвузовской научно-практической конференции, посвященной 50-летию Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова «Университет XXI века: достижения, перспективы, стратегия развития» (2-3 февраля 2006 г.), принят пункт 1.6: «Создать рабочую группу вузов республики по перспективному планированию перехода на многоуровневую профессиональную подготовку специалистов (бакалавр, специалист, магистр)».
Организационно-методическую сторону решения данной проблемы мы видим в следующем: следует принять во внимание языковую ситуацию среди народов Севера, для которых русский и якутский языки являются вторым родным языком. К тому же в республике работает много хорошо подготовленных специалистов по языкам. В настоящее время в университете функционируют кафедры по истории Якутии и народов Северо-Востока страны и по языкам и литературам народов Севера. В частности, Педагогический институт ЯГУ создает гарантированную предпосылку в обеспечении сельских малокомплектных школ Севера национальными педагогическими кадрами.
Идет активный процесс возрождения языка, истории и культуры малочисленных народов Севера. Развитие языковых ситуаций и выбор языка обучения выступают прямым показателем потребности в национальных педагогических кадрах. Следует отметить, что, как правило, преподавание всех письменных родных языков народов Севера осуществляется в пределах начальных классов, но в основной и средней школе все они переходят на русский или якутский язык обучения. С точки зрения преемственности, принципа последовательности и систематичности обучения следовало бы изучать родной язык и литературу в любой национальной школе с 1-го по 11-й класс как непрерывный учебный процесс.
Подготовка учителя для школ коренных народов Севера предполагает знание сущности и методической системы традиционного народного воспитания. У народов Севера издавна сложилась своеобразная по содержанию, формам и методам система народной педагогики. Она помогала коренным малочисленным народам сохранять и воспроизводить себя из поколения в поколение в экстремальных условиях Севера. Нами предусмотрено в учебном плане и программах педагогического вуза введение этнопеда-гогики и этнопсихологии как цементирующего методического элемента в рациональном сочетании национального и межнационального в учебно-воспитательной работе с учащимися.
В целом для школ Севера необходима подготовка учителей широкого профиля, способных вести два-три профилирующих предмета гума-
нитарного или естественно-научного циклов, а также воспитательную работу в социуме. При этом подготовку учителя широкого профиля следовало бы вести в двух направлениях: 1) по циклу учебных предметов и интегрированных курсов; 2) по предметной специализации и организации внеклассной, внешкольной воспитательной работы [3].
По зарубежному опыту (Финляндия), речь идет об универсальных учителях, которые готовятся к начальному обучению с 1 -го по 6-й классы, а также к многопредметному преподаванию в 7 - 9-х классах, т. е. в основной школе. В Оулунском университете Финляндии на педагогическом факультете готовят именно таких учителей по непрерывной системе: бакалавр - 3 года, магистр - 2 года. На наш взгляд, подобную многоуровневую систему без особых затруднений можно было бы внедрить в нашей университетской практике, решив юридическую сторону вопроса.
Проведение показательных уроков и внеклассных мероприятий для студентов с применением элементов народной педагогики подтверждает следующие методические положения:
- народам Севера присущи эмпирические элементарные представления и знания, которые при умелой подаче вызывают интерес у детей, расширяют их кругозор, развивают нестандартное мышление, пространственное воображение, логическую память, интуицию, живую речь;
- на внеклассных занятиях молено использовать не только дидактические игры и игровые упражнения, примерный перечень которых приводится в программе обучения, но и игры народов Севера, помогающие развивать у детей смекалку, сообразительность, находчивость, быстроту, ловкость, выносливость, целеустремленность и другие положительные качества;
- тесная связь учебного материала с элементами народной педагогики в широком плане способствует воспитанию в детях национального самосознания и гордости за многонациональное Отечество и т. д.
В процессе этнопедагогизации подготовки будущих учителей должны решаться следующие задачи:
- формирование ценностного отношения к истории своего народа;
- развитие интереса к приобретению знаний, умений и навыков по эт-нопедагогике;
- формирование знаний об этнопедагогическом воспитании, его основных средствах и факторах;
- освоение родного языка и литературы;
- освоение обычаев, традиций самобытной культуры народов республики;
- развитие способностей по видам народного творчества (декоративноприкладного, музыкального и др.);
- индивидуализация, дифференциация, гуманизация и гуманитаризация этнопедагогической подготовки учителей национальной школы;
- формирование культуры межнациональных отношений на основе изучения и признания духовных ценностей разных народов.
- формирование этнопедагогических качеств личности, необходимых для будущей работы в национальной школе.
Студент - будущий учитель, освоив традиционную педагогическую культуру народа, поняв воспитательную сущность ее ценностей, учится использовать их в современной практике обучения и воспитания. К основным эле-
ментам педагогической культуры В. А. Николаев относит этнопедагогичес-кое сознание и мышление, этнопедагогическую деятельность. Этнопедагогическая культура учителя является составной частью профессионально-пе-дагогической культуры [2], которую студенты приобретают при усвоении и практическом использовании основных средств народного воспитания. К ним относятся средства: материальной культуры (предметы быта, труда, прикладного искусства); духовной культуры (фольклор, религия, нравы); со-ционормативной культуры (обряды, нормы, этикет). Средства, как и содержание, должны быть усвоены для использования в практической деятельности. В этом случае они выступают как содержание.
Этнопедагогическая подготовка реализуется в этнопедагогической деятельности «по образованию, развитию и воспитанию учащихся средствами этнической педагогики, положенной в основу многих учебных предметов национально-регионального компонента. Изучение учебных предметов на основе традиционной культуры призвано способствовать развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности, формированию мировоззрения, уважительному отношению к народным традициям и обычаям, осознанию духовной жизни родного народа» [1].
М. Г. Харитонов совершенно верно предполагает, что в содержании этнопедагогической подготовки сплавляются воедино многие составляющие:
- этнопедагогические аспекты медико-биологических предметов;
- этнопедагогические аспекты общекультурных дисциплин;
- сопутствующие предметные дисциплины: «Методика преподавания родных языков», «Методика преподавания русского языка», «Методика трудового обучения», «Методика изоискусства», «Детская литература» и др.;
- этнопедагогические аспекты психологии и педагогики;
- реализация комплекса этнопедагогических умений в процессе педагогической практики [5].
Содержание этнопедагогического образования учителей состоит из четырех компонентов:
1) системы знаний о культуре, истории, языке, религии, обычаях, биофизических особенностях и традициях народа;
2) системы общих интеллектуальных и практических умений и навыков по передаче национальной культуры;
3) опыта творческой деятельности будущего учителя по использованию народного творчества в учебно-воспитательной работе;
4) опыта эмоционально-волевого отношения к действительности для формирования сознательной профессиональной позиции [4].
В понятие этнопедагогической подготовки учителей входит развитие необходимых этнопедагогических качеств, овладение этнопедагогическими знаниями, умениями и навыками, отражающими требования квалификационной характеристики учителей национальной школы.
Понятие «этнопедагогическая культура учителя национальной школы» состоит из двух частей: системы этнопедагогических знаний и этнопедагогической деятельности. Первая часть - этнопедагогические знания - определяют такое профессиональное качество, как этнопедагогическая компетентность учителя национальной школы. Вторая часть - этнопедагогическая деятельность и этнопедагогический профессионализм.
Этнопедагогическая компетентность учителя предполагает знание им:
- целей изучения учебных предметов в национальной школе на основе традиционной педагогической культуры и приоритетности в современных условиях;
- психологических механизмов овладения этнопедагогическим знанием и способов их использования в процессе обучения, воспитания и развития школьников национальной школы;
- этнопедагогических понятий и фактов, представленных в школьных учебниках и непосредственно связанных с жизнью;
- критериев оценки дидактической и развивающей ценности различного этнопедагогического содержания;
- способов работы с различным этнопедагогическим содержанием и др.
Этнопедагогический профессионализм учителя национальной школы предполагает владение:
- способами решения этнопедагогических задач, представленных в содержании школьных предметов, и использованием их для целей развития школьников национальной школы;
- приемами пробуждения и развития познавательного интереса учащихся национальной школы к этнопедагогическому содержанию и др.
Таким образом, этнопедагогическая подготовка учителя в системе профессионального образования требует соблюдения следующих условий:
- при осуществлении психолого-педагогической и методической службы опираться на традиции народной педагогики;
- в содержание этнопедагогической подготовки учителей будут включены этнопедагогические аспекты психологии, педагогики, общекультурных, медико-биологических и сопутствующих дисциплин по методике преподавания;
- реализация комплекса этнопедагогических умений в процессе педагогической практики.
Литература
1. Волков, Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г. Н. Волков. - М., 2001. - 160 с.
2. Николаев, В. А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: дис. ... д-ра пед. наук / В. А. Николаев. - М., 1998.
3. Неустроев, Н. Д. Специфика деятельности сельских малокомплектных школ на Крайнем Севере / Н. Д. Неустроев. - Якутск, 1990. - 140 с.
4. Семенова, А. Д. Этнопедагогическая подготовка учителя / А. Д. Семенова //Педагогическое наследие и профессиональная компетентность современного педагога. - Якутск, 2004. - С. 53 - 56.
5. Харитонов, М. Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальных школ: дис.... д-ра пед. наук / М. Г. Харитонов. -М., 1990.
6. Чалов, А. II. Подготовка педагогических кадров для села / А. Н. Чалов. -Ростов-н/Д, 1978. - 168 с.