Научная статья на тему 'Этнопедагогическая готовность педагога к работе в многонациональной сельской школе'

Этнопедагогическая готовность педагога к работе в многонациональной сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEАCHER / ЭТНОС / ETHNICITY / NАTIONАL EDUC8TION / N0TION6L EDUC8TION / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ETHNO-PEDАGOGICАL THINKING / ПЕДАГОГ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Ш.А., Ахмедов М.А.

Ценности и нормы традиционной педагогической культуры, все достижения общечеловеческой культуры, социальной жизни должны проникать в систему целостного педагогического процесса, ориентируя будущего педагога на его гуманитарно-личностное развитие и саморазвитие. Авторы пришли к выводу, что осуществление основных целей этнопедагогической и полиэтнопедагогической подготовки возможна, но только в рамках моделирования требуемых знаний, умений, личностных качеств педагога, поскольку именно в этом случае модель предстанет своеобразным ориентиром, благодаря которому возникнет возможность построения содержания этнопедагогической и полиэтнопедагогической подготовки будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедов Ш.А., Ахмедов М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETHNO-PEDAGOGICAL READINESS OF THE TEACHER TO WORK IN A MULTICULTURAL RURAL SCHOOL

Todаy higher pedаgogicаl educаtion should address to a person, that is to his spirituаl, culturаl аnd life needs аnd requirements. The vаlues аnd norms of trаditionаl pedаgogicаl culture, аrt, morаlity, аll the аchievements of humаn culture аnd sociаl life need to breаk in the holistic educаtionаl process аnd directing the future teаcher for Humаnities, personаl development аnd self-development. The authors came to the conclusion that the realization of the objectives of ethnopedagogical and poly-ethnopedagogical training possible, but only in modelling the required knowledge, skills, personal qualities of the teacher, since in this case the model will appear as a benchmark, by which one will get the possibility to build contents of ethnopedagogical and poly-ethnopedagogical training of future teachers

Текст научной работы на тему «Этнопедагогическая готовность педагога к работе в многонациональной сельской школе»

4. Kolyakina V.I. K probleme professional'nogo otbora abiturientov na dizajnerskie special'nosti. Razvitie Rossijskogo i zarubezhnogo dizajn-proektirovaniya: teoriya i praktika: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 10-letiyu kafedry hudozhestvennogo proektirovaniya 25 - 26 aprelya. Magnitogorsk: MaGU, 2003: 59 - 62.

5. Kuzin V.S. Psihologiya: uchebnik. 3-e izd., pererab. i dop. Moskva: AGAR, 1997.

6. Andrejkina E.K. Razvitie lichnosti studenta na zanyatiyah po nachertatel'noj geometrii v vuze. Perspektivy hudozhestvenno-obrazovatel'nogo i socio-kul'turnogo razvitiya stolichnogo megapolisa: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Moskva, 23 marta -14 aprelya 2016 g.: v 2 ch. Redkollegiya: I.D. Levina. L.I. Ukolova, E.A. Bodina. L.A. Burovkina. V.V. Koreshkov. S.P. Roschin, 'E.I. Medved', S.M. Nizamutdinova. Moskva: MGPU, 2016; Ch. 1: 198 - 200.

7. Chepurova O.B. Koncepciya razvitiya proektno-obraznogo myshleniya (iz opyta dizajn-obrazovaniya v Orenburge). Razvitie Rossijskogo i zarubezhnogo dizajn-proektirovaniya: teoriya i praktika: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 10-letiyu kafedry hudozhestvennogo proektirovaniya 25 - 26 aprelya. Magnitogorsk: MaGU, 2003: 62 - 65.

8. Koreshkov V.V., Novikova L.V. Formirovanie i razvitie lichnosti v processe dizajn obrazovaniya. Fundamental'naya nauka i tehnologii: materialy XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 21 vek. North Charleston, USA, Tom 1: 102 - 107.

9. Kantor K.M. Pravda o dizajne. Dizajn v kontekste kul'tury doperestroechnogo tridcatiletiya (1955-1985). Moskva: ANIR 1996 g.

Статья поступила в редакцию 19.04.17

УДК 378

Magomedov Sh.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Sociаl Work, Dаgestаn Stаte University

(Makhachkala, Russia), E-mail: аlizhаnowа@mаil.ru

Akhmedov M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Legаl Disciplines, Dаgestаn Stаte University

(Makhachkala, Russia), E-mail: аlizhаnowа@mаil.ru

THE ETHNO-PEDАGOGICАL REАDINESS OF THE TEАCHER TO WORK IN А MULTICULTURАL RURАL SCHOOL. Today higher pedagogical education should address to a person, that is to his spiritual, cultural and life needs and requirements. The values and norms of traditional pedagogical culture, art, morality, all the achievements of human culture and social life need to break in the holistic educational process and directing the future teacher for Humanities, personal development and self-development. The authors came to the conclusion that the realization of the objectives of ethnopedagogical and poly-ethnopedagogical training possible, but only in modelling the required knowledge, skills, personal qualities of the teacher, since in this case the model will appear as a benchmark, by which one will get the possibility to build contents of ethnopedagogical and poly-ethnopedagogical training of future teachers.

Key words: teаcher, ethnicity, nаtionаl educаtion, nаtionаl educаtion, ethno-pedаgogicаl thinking.

Ш.А. Магомедов, канд. пед. наук, доц. каф. «Социальная работа», Дагестанский государственный университет,

г. Махачкала, E-mail: аlizhаnowа@mаil.ru

М.А. Ахмедов, канд. пед. наук, доц. каф. юридических дисциплин, Дагестанский государственный университет»,

г. Махачкала, E-mail: аlizhаnowа@mаil.ru

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Ценности и нормы трaдиционной педaгогической культуры, все достижения общечеловеческой культуры, социaльной жизни должны пронигать в систему целостного педaгогического процессa, ориентируя будущего педaгогa Ha его гумaнитaр-но-личностное рaзвитие и сaморaзвитие. Авторы пришли к выводу, что осуществление основных целей этнопедaгогической и полиэтнопедaгогической подготовки возможнa, но только в рaмкaх моделировaния требуемых знaний, умений, личностных ячеств педaгогa, поскольку именно в этом случaе модель предстанет своеобрaзным ориентиром, блaгодaря которому возникнет возможность построения содержaния этнопедaгогической и полиэтнопедaгогической подготовки будущих педaгогов.

Ключевые слова: педагог, этнос, национальное воспитание, этнопедагогическое мышление, этнопедагогическая культура.

На сегодняшний день современный педагог обладает целым спектром возможностей в своей профессиональной деятельности, опираясь на традиционную педагогическую культуру, выраженную в материальной и духовной жизни этноса, отражающую эволюцию народных представлений о воспитании, этнопедагоги-ку, изучающую педагогику этнической общности, составляющую часть общечеловеческой культуры воспитания [1].

В связи с этим перед высшими учебными заведениями стоят научные и практические задачи подготовки педагога как носителя и субъекта самобытной многонациональной этнопедагоги-ческой культуры, владеющего богатым духовным опытом, знает свои корни, язык, обычаи, культуру и исторические традиции своего народа и народов живущих рядом с ним.

Подготовка будущего педагога к работе в многонациональном сельском образовательном учреждении в русле этнопедаго-гической концепции воспитания требует чёткого представления об отличиях условий работы в многонациональном сельском образовательном учреждении от городского. При отсутствии основы этой специфики у обучающихся неминуемо будут возникать трудности в переносе и адаптации полученных в педагогическом университете теоретических знаний и практических умений в конкретную обстановку многонационального педагогического коллектива. «Подготовка педагога, на современном этапе в высших педагогических учебных заведениях, не обеспечивает решения этих задач на требуемом уровне, - отмечает Ш.А. Магомедов, - и молодым педагогам, начинающим работу в сельских

многонациональных образовательных учреждениях, с большими трудностями приходится самостоятельно, в меру, понимания и возможностей, приобретать необходимые знания и умения» [2, с. 44].

С вышеизложенным нам трудно не согласиться, Ш.А. Магомедов подчёркивает, что сложности адаптации молодых педагогов очевидны - снижается качество их работы в первые годы, а это во многом отразится и на всей последующей работе сельских педагогов.

Как показывает сравнительный анализ педагогических исследований, сельский обучающийся занимает иное положение в семье и образовательном учреждении по сравнению с городским. На нём лежат более ответственные обязанности, отсюда и чувство ответственности сельских обучающихся значительно выше, что говорит о сохранившемся традиционном укладе в дагестанских многонациональных сельских семьях. Диапазон трудовой деятельности сельских ребят шире, чем городских, поэтому их отличает большое трудолюбие, то качество, которое всегда характерно для сельского населения. В этнопедагогической деятельности нельзя не учитывать и такие этнопсихологические особенности сельских ребят, как застенчивость, скованность в незнакомой обстановке, в общении с незнакомыми людьми. Всё это в совокупности существенно влияет на диапазон этно-педагогической активности сельских обучающихся, сужая его до пределов класса или образовательного учреждения. Сельские обучающиеся ближе к народным обычаям, традициям, которые

ещё сохранились в сёлах. Именно они являются инструментом по возрождению многонациональной народной культуры [3; 4].

Однако это вовсе не исключает ряда особенностей и трудностей в работе педагога в многонациональном сельском образовательном учреждении. В нашей статье предпринята попытка дать классификацию трудностей, с которыми сталкивается сельский педагог. Мы подразделяем их на 3 группы: низкая материально-техническая база сельского образовательного учреждения; наличие определенных сложностей в организации внеклассной воспитательной работы с многонациональным коллективом обучающихся; отсутствия слаженного механизма работы по взаимодействию с родителями разных этнических групп и общественностью. Кроме перечисленных выше трудностей, имеются и другие, негативно сказывающиеся на работе молодого сельского педагога. Одна из них состоит в том, что обучающиеся, которые живут в сельской местности, больше загружены домашними делами и значительно реже могут принимать участие в мероприятиях, способствующих приобщению их к народной культуре [5].

Подобные условия накладывают отпечаток на этнопедаго-гическую и полиэтнопедагогическую деятельность педагога, и, в свою очередь, неминуемо являются препятствием в его непосредственной работе, в отличие от городских педагогов, сталкивающихся с такими рода проблемами значительно реже.

На сегодняшний день, как показывает практика, к национальному воспитанию обучающихся необходимо привлекать больше взрослых. Все это доказывает важность и подтверждает необходимость специальной этнопедагогической и поли-этнопедагогической подготовки будущих педагогов к работе в многонациональном сельском образовательном учреждении. Ведь, по сути, педагог, который ещё на вузовской скамье получит специальную этнопедагогическую и полиэтнопедагогическую подготовку, гораздо быстрее адаптируется в многонациональном педагогическом коллективе образовательного учреждения, сумеет найти контакт с родителями своих подопечных, будет иметь представление о характере взаимоотношений сельских жителей, и знать этнопсихологические особенности своих воспитанников. Мы считаем, что скоординированная работа педагога во многом упростит решение проблемы национального, нравственного, патриотического, эстетического, гражданского воспитания и проблему воспитания личности сельского обучающегося в целом. Имеющиеся исследования, моделирующие личность педагога, который будет работать в многонациональном сельском образовательном учреждении, недостаточно учитывают необходимость этнопедагогической и полиэтнопедагогической подготовки будущих педагогов к работе в условиях дагестанских сёл, что предполагает моделирование системы этнопедагогической и по-лиэтнопедагогической подготовки педагога по данной проблеме; содержания и технологии его подготовки; осознание необходимости использования народного воспитания дагестанских народов. В связи с этим высшие образовательные учреждения должны решать одну из социальных задач - подготовку будущего педагога к работе в многонациональном сельском образовательном учреждении с учётом этносоциокультурных факторов окружающей среды. Этнопедагогическая и полиэтнопедагогическая культура, став достоянием конкретного педагога, должна придать организуемой им образовательно-воспитательной деятельности полиэтно-национальную направленность [6].

Библиографический список

При этом ценности и нормы традиционной педагогической культуры, искусство, нравственность, все достижения общечеловеческой культуры, социальной жизни должны проникать в систему целостного педагогического процесса, ориентируя будущего педагога на гуманитарно-личностное развитие и саморазвитие.

Выявить этнический потенциал содержания национального образования во многом поможет учет культурно-исторических, духовно-нравственных традиций народов Дагестана в их единстве с общечеловеческой культурой. Личность в этом случае рассматривается не только в рамках социума, но и этноса. Такой подход в определении содержания образования принято называть культурологическим, поскольку он предусматривает фунда-ментализацию содержания педагогического образования, характеризует глубину и широту общефилософских, общекультурных и психолого-педагогических знаний.

Следовательно, этнопедагогическая и полиэтнопедагогиче-ская подготовка обучающихся к работе в сельском многонациональном образовательном учреждении является, по своей сути, целенаправленным процессом, в котором как содержание, так и организация определена полиэтносоциокультурной средой, требованиями к людям, занимающимся обучением и воспитанием.

В нашем исследовании под этнопедагогической и полиэт-нопедагогической готовностью педагога к работе в сельском многонациональном образовательном учреждении мы понимаем: морально-психологическое состояние, характеризующееся осознанностью педагогом своего места в целостном педагогическом процессе; достаточный уровень развития полиэтнопеда-гогической культуры; комплекс полиэтнопедагогических знаний, умений и навыков; сформированные профессиональные качества педагога, способствующие осуществлению педагогической деятельности по воспитанию и обучению сельских обучающихся средствами народной педагогики, таким образом, задачами такой подготовки являются: включение обучающихся в родную этническую и полиэтническую традицию; формирование у них необходимого уровня этнопедагогической и полиэтнопедагогической культуры, этнопедагогической и полиэтнопедагогической направленности и активности педагога, устойчивых интересов к этнопедагогической и полиэтнопедагогической деятельности и традиционной культуре воспитания, развитие потенциальных способностей в практической этнопедагогической и полиэтнопе-дагогической деятельности.

Исходя из всего вышеизложенного, мы пришли к выводу, что осуществление основных целей этнопедагогической и по-лиэтнопедагогической подготовки возможна, но только в рамках моделирования требуемых знаний, умений, личностных качеств педагога, поскольку именно в этом случае модель предстанет своеобразным ориентиром, благодаря которому возникнет возможность построения содержания этнопедагогической и полиэтнопедагогической подготовки будущих педагогов. Содержание этнопедагогической и полиэтнопедагогической готовности педагога к работе в сельском образовательном учреждении представлено взаимосвязанными внешними и внутренними отношениями мо-тивационно-ценностного, когнитивного и операционного блоков, где мотивационно-ценностный блок связан с митивационно-цен-ностным отношением личности к этнопедагогической и полиэтнопедагогической деятельности, когнитивный - с теоретической готовностью, операционный - с практической.

1. Алижанова Х.А. Применение исследовательского метода в образовательном процессе. European Social Science Journal. 2012; 10-1 (26): 44 - 50.

2. Магомедов Ш.А. Особенности подготовки будущих педагогов к работе в сельской местности. Махачкала, 2013.

3. Омарова М.О., Алижанова Х.А. Дидактические особенности проектной деятельности в профессиональном образовании. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014; 3 (28): 127 - 130.

4. Омарова М.О., Алижанова Х.А. Профессиональное становление педагога как культура профессионально-личностного самоопределения. European Social Science Journal. 2014; 6-2 (45): 196 - 201.

5. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в 21 веке. Москва, 2005.

6. Шиянов Е.Н. Формирование потребностно-мотивационной сферы будущего учителя. Москва, 2003

References

1. Alizhanova H.A. Primenenie issledovatel'skogo metoda v obrazovatel'nom processe. European Social Science Journal. 2012; 10-1 (26): 44 - 50.

2. Magomedov Sh.A. Osobennostipodgotovki buduschih pedagogovk rabote vsel'skoj mestnosti. Mahachkala, 2013.

3. Omarova M.O., Alizhanova H.A. Didakticheskie osobennosti proektnoj deyatel'nosti v professionalem obrazovanii. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2014; 3 (28): 127 - 130.

4. Omarova M.O., Alizhanova H.A. Professional'noe stanovlenie pedagoga kak kul'tura professional'no-lichnostnogo samoopredeleniya. European Social Science Journal. 2014; 6-2 (45): 196 - 201.

5. Bibler V.S. Ot naukoucheniya - k logike kul'tury: Dva filosofskih vvedeniya v 21 veke. Moskva, 2005.

6. Shiyanov E.N. Formirovanie potrebnostno-motivacionnojsfery buduschego uchitelya. Moskva, 2003

Статья поступила в редакцию 28.04.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.