Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Социология
УДК 316.354
Этнонациональная школа и/или поликультурное образование? (О некоторых тенденциях конструирования проблемы этнокультурного образования в СМИ)
Мухарямова Л.М.
Доктор политологических наук, профессор, заведующая кафедрой истории, философии, социологии и политологии Казанского государственного медицинского университета
Андреева А.Р.
Ассистент кафедры истории, философии, социологии и политологии Казанского государственного медицинского университета
В статье рассматриваются проблемы развития этнонационального образования в России. На основе использования базы данных Интегрум авторы показывают изменение отношения общества к этому феномену за последние 20 лет, противоречия институциализации этнонационального образования.
Ключевые слова: этнонациональная школа, этнокультурная школа, поликультурное образование, поликультурный регион, контент-анализ.
Вопросы изучения особенностей проблем образования в поликультурных обществах представляют собой противоречивую и дискуссионную область. В качестве одной из иллюстраций можно привести эмоциональное высказывание А. Каспржака, произнесенное в рамках Приветственного слова на VII конференции «Тенденции развития образования» в 2010 г. А. Каспржак отметил: «Тема настоящей конференции “Проблемы образования в многоконфессиональном и поликультурном обществе” звучит для подавляющего большинства граждан сегодняшней России как минимум вызывающе. Наши коллеги, услышав замысел, уклончиво опускали взгляд и советовали нам отказаться от затеи, мотивируя, подкрепляя свою позицию народной мудростью: “Не тронь лихо, пока оно тихо”. Не скрою, именно это нас насторожило. Мы же, как нам казалось, хотели поговорить о простых, но очень важных проблемах, к разрешению которых не существует, как мне видится, никакой ясности» [1].
Почему, казалось бы, простые вещи вызывают столь неожиданную реакцию? Проблемы образова-
ния, формирование современных образовательных проектов, управление образованием с позиций стратегического планирования, формирование механизмов взаимодействия различных уровней управления и т.д., как показывает анализ СМИ, научных публикаций, защищенных диссертаций, относятся к числу наиболее публично представленных. Нет недостатка и в разработках педагогических технологий или методик по поликультурному образованию. Однако в тех случаях, когда речь идет об учете особенностей поликультурного региона в управлении образовательной системой, то есть об управлении системой образования на основе признания культурных, этнических и конфессиональных различий, целях этого управления, ожидаемых результатах, обсуждения происходят либо в формате острых политических столкновений, либо тихих кабинетных договоренностей. С чем это связано?
Авторами проведен контент-анализ категорий, относящихся к теме этнонационального образования, по материалам СМИ. Методика анализа основы-
202
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Социология
вается на ресурсах и ограничивается возможностями электронного медиабанка информационно-аналитического агентства «Интегрум»1 2. Методика основана на сравнительной статистике и динамике сообщений об интересующем объекте, их сравнительной упо-минаемости, региональном распределении сообщений в СМИ, структуре сообщений по типам СМИ, распределении сообщений в наиболее влиятельных СМИ. Преимуществом базы данных является также и то, что она предоставляет возможность проследить присутствие объекта в различных информационных источниках, включая информацию официальных учреждений и законодательства.
Общая картина присутствия концепта этнонаци-онального образования в СМИ позволяет сделать вывод об утвердившемся статусе этого феномена в качестве самостоятельной темы в средствах массовой информации. Однако популярность тематики этнонационального образования является несравнимо низкой по сравнению, например, с другими отраслями социальной сферы, такими как культура, экономика, здравоохранение и т.д. (для сравнения: на 4049 упоминаний категорий «культура» и 5521 использования категории «здравоохранение» в 2003 г. приходится всего 989 упоминаний категории «система этнонационального образования» за весь период с 2000 по 2010 гг.). Такая ситуация вполне объяснима: проблемы этнонационального образования не являются значимыми для всех, они затрагивают лишь небольшое количество людей, которые озабочены поддержанием этнической, языковой, культурной идентичности, сохранения многообразия общества.
В ходе анализа СМИ удалось выявить также утверждение в качестве самостоятельного объекта медиа-дискурса таких категорий как «поликультурное образование» и «мультикультурное образование». Причем наиболее часто встречаемой оказалась первая категория. На рис. 1. представлена динамика
но -----------------------------------------------«&■
1££6' 2002 2GC4 2003 202S
Года
Рис. 1. Упоминаемость категории «поликультурное образование» в ресурсах масс-медиа (в абсолютных показателях)2
1 Авторам бы предоставлена возможность краткосрочного тестового доступа к ресурсам базы данных «Интегрум-Профи» и «Интегрум-Монитор» в январе 2011 г.
2 Всего за период с 1999 по 2009 гг. обнаружено 1039 упоминаний.
упоминаемости категории «поликультурное образование» (для сравнения: в период с 1990 по 1999 гг. обнаружено всего 10 упоминаний этой категории).
Исследование показало, что категория «этнона-циональная школа», выбранная авторами в качестве основного объекта для контента, практически не используется в медиа-дискурсе исследуемого периода. По рис. 2 видно, что в информационном пространстве с большей частотой используются такие категории как «этническая школа», «нерусская школа». При этом необходимо отметить, что в информационном пространстве эти категории укоренились лишь с 2000-х гг. Так, в период с 1990 по 1999 гг., согласно электронному архиву данных, на исследуемые объекты в совокупности приходится не более 50 упоминаний. В то же время в данном временном отрезке встречается 287 упоминаний категории «татарская школа» (в архивах региональных СМИ). Очевидно, что эта популярность связана с повсеместным открытием школ с родным языком обучения в бывших автономных республиках России в 1990-х гг. Как известно, в Республике Татарстан этот процессы нашли яркое освещение в публичном дискурсе.
в ресурсах медиа-дискурсе (в абсолют. показателях)
В целом, исследование упоминаемости этнооб-разовательной тематики обнаружило смену периодов с относительно низкой частотой присутствия темы на этапы повышения интереса к исследуемой теме. Изучение сравнительной упоминаемости категорий в период с 1999 по 2010 гг. демонстрирует возрастание частоты их присутствия, главным образом, на этапе наступления определенных событий в этнообразовательной сфере. К примеру, 2006 г. ознаменован принятием Концепции национальной образовательной политики РФ. Это событие, как видно по рис. 1, привлекло внимание СМИ к теме этнонационального образования.
Вступление в силу Федерального закона от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения и понятия структуры государственного образовательного стандарта», отменившего право субъектов РФ устанавливать национально-региональные компоненты образовательных стандартов, также
203
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Социология
послужило важным событием, вызвавшим рост количества упоминаний исследуемых категорий в 2007 г. Совещание руководителей законодательных органов и органов управления образованием субъектов РФ с участием представителей Федерального Собрания РФ, проходившее в ноябре 2008 г. в Казани по вопросу обеспечения прав участников образовательного процесса на реализацию их запросов и потребностей в условиях действия нового Федерального закона, стало информационным поводом для обсуждения темы в СМИ в 2008 г.
Следует обратить внимание на тот факт, что характерной особенностью отмеченных обсуждений является их локальный характер, выражающийся в отсутствии масштабности и всеохватности и наличии точечного всплеска в региональных СМИ. Региональное распределение категорий «этническая школа» и «нерусская школа» в СМИ за период с 1999 по 2010 гг. представлено следующим образом. Наибольшее количество упоминаний зафиксировано в следующих городах: в Москве 125 упоминаний категории «этническая школа» и 147 упоминаний категории «нерусская школа»; в СМИ Пермского края 47 упоминаний категории «нерусская школа», 10 упоминаний этой же категории в Уфе и 15 - в Казани.
Таким образом, начиная с 2000-х гг. по настоящее время, проблематика этнонациональной школы укоренилась в публичном дискурсе и стала самостоятельной категорией информационного пространства. Изучение контента этой категории в СМИ, в первом приближении, позволило авторам выявить несколько важных тенденций, определяющих конфликтность и неоднозначность подходов в решении проблем этнообразовательной сферы. Анализ показал, что система этнообразования и его отдельные элементы, к примеру, этнонациональная школа, не обрели устойчивый общественный, правовой, терминологический статус. Например, в публичном
дискурсе авторы употребляют разные термины для обозначения школы на родном языке, часто закладывая в них абсолютно разные смыслы.
Начиная с середины 2000-х гг., в публичный дискурс активно внедряется термин поликультурное образование. Повышению употребляемости этого термина способствовала разработка в 2010 г. Проекта концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. Эта концепция исходит из того, что проблема поликультурного образования актуальна для всех регионов и населенных пунктов страны, независимо от того, как сложилась полиэт-ничность структуры населения. При этом термин поликультурное образование имеет широкий смысловой контекст, претендующий на объяснение всего многообразия потребностей граждан, этнических и культурных групп, элементов и структур этнического образования. На наш взгляд, такой подход приводит к излишнему обобщению и абстрагированию, и в некотором роде к «растворению» собственно института этнонациональной школы в концепциях поликультурности. Эта ситуация приводит к отсутствию единого дискурса системы этнонационально-го образования, единых общепринятых алгоритмов в решении проблем, рассогласованию между управленческими структурами разного уровня.
Литература:
1. Материалы VII конференции «Тенденции развития образования». - URL: http://www.msses.ru/ science/conferences/trends/2010/kasprzhak-open-speech.pdf (Дата обращения: 31.07.2011)/
Ethnonational School and / or Polycultural unit?
(On Some Tendencies of Construction of the Problem of Ethnocultural Education in Mass Media)
L. Moukharyamova, A.Andreeva Kazan State Medical University
The paper deals with the problems of development of ethnonational education in Russia. Based on data provided by Integrum the authors demonstrate changes of the social attitude to the phenomenon in recent 20 years and contradictions of institualization of ethnonational education.
Key words: ethnonational school, ethnocultural school, polycultural education, polycultural region, content analysis.
204