Научная статья на тему 'ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ ИНДИИ: ТЕЛУГУ/АНДХРА В БОРЬБЕ ЗА АВТОНОМИЮ (ВОПРОСЫ ИСТОРИОГРАФИИ)'

ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ ИНДИИ: ТЕЛУГУ/АНДХРА В БОРЬБЕ ЗА АВТОНОМИЮ (ВОПРОСЫ ИСТОРИОГРАФИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Индия / Андхра-Прадеш / Телангана / Вишаландхра / историография / этнонационализм / автономизм / телугу / андхра / India / Andhra Pradesh / Telangana / Vishalandhra / historiography / ethnonationalism / autonomism / Telugu / Аndhra

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бочковская Анна Викторовна, Сагимбаев Алексей Викторович, Черешнева Мария Сергеевна, Гепалов Александр Сергеевич

В статье представлен обзор современной историографии этнонационализма телугу (андхра) в контексте исследования национальных движений и развития политического самосознания народов независимой Индии. Рост религиозного и этнического национализмов, сепаратистских и автономистских настроений в современном мире актуализировал потребность в осмыслении указанных процессов с учетом проводимой государствами этнонациональной политики. В Республике Индии, полтора миллиарда жителей которой говорят на 19,5 тысячах языков и диалектов и представляют свыше десятка религий (включая три мировые), а также множество религиозных верований, вопросы этнолингвистической и этноконфессиональной принадлежности граждан все чаще политизируются и становятся мощным ресурсом в руках как региональных, так и общеиндийских политических, экономических, культурных и иных элит. Авторы статьи обращаются к работам зарубежных и отечественных исследователей, сгруппированным по трем направлениям: 1) труды, ориентированные на проблематику национализма и федерализма в общеиндийском контексте (с привлечением материалов по южноиндийским регионам); 2) работы, посвященные конструированию Вишаландхры и «встраиванию» ее в административно-территориальное устройство Индии в 1950-х годах, 3) публикации, анализирующие движение за автономизацию Теланганы, то есть процесс реконструирования «Большой Андхры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNONATIONALISM AND POLITICS IN CONTEMPORARY INDIA: TELUGU/ANDHRA STRUGGLE FOR AUTONOMY (ISSUES IN HISTORIOGRAPHY)

The paper discusses issues in the contemporary historiography of Telugu (Andhra) ethnonationalism as part of research on national movements and development of political consciousness of the peoples of independent India. The growth of religious and ethnic nationalisms, separatism and autonomous movements in the contemporary world has put forward the necessity of rethinking the above processes within the framework of ethnonational policies pursued by states. In the Republic of India whose 1.5 billion people speak 19.5 thousand languages and dialects and represent more than ten religions (including three world religions) as well as many religious beliefs, the problems of ethno-linguistic and ethno-confessional belonging get increasingly politicized as a powerful resource for regional and allIndia political, economic, cultural and other elites. Authors of this paper discuss aspects of foreign and Soviet/Russian scholarly studies along the following lines: 1) nationalism and federalism within the all-India context (with a particular focus on South India); 2) the setting up of Vishalandhra and building it into India’s administrative territorial framework of the 1950s; 3) the Telangana movement, or the ‘Greater Andhra’ restructuring process.

Текст научной работы на тему «ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ ИНДИИ: ТЕЛУГУ/АНДХРА В БОРЬБЕ ЗА АВТОНОМИЮ (ВОПРОСЫ ИСТОРИОГРАФИИ)»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 2. C. 18-40 Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 2, pp. 18-40 (In Russ.)

DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-2-2

ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ ИНДИИ: ТЕЛУГУ/АНДХРА В БОРЬБЕ ЗА АВТОНОМИЮ (ВОПРОСЫ ИСТОРИОГРАФИИ)

А.В. Бочковская, А.В. Сагимбаев, М.С. Черешнева, А.С. Гепалов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия; ORCID 0000-0001-6666-4246; abochkovskaya@iaas.msu.ru Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Брянск, Россия; ORCID 0000-0002-1872-7297; sagimbaev@yandex.ru

Липецкий государственный педагогический университет имени

П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия; ORCID 0000-0003-1751-123X;

chereshneva20@gmail.com

Липецкий государственный педагогический университет имени

П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия; ORCID 0000-0002-7416-2120;

museum48@mail.ru

Аннотация: В статье представлен обзор современной историографии этно-национализма телугу (андхра) в контексте исследования национальных движений и развития политического самосознания народов независимой Индии. Рост религиозного и этнического национализмов, сепаратистских и автономистских настроений в современном мире актуализировал потребность в осмыслении указанных процессов с учетом проводимой государствами этнонациональ-ной политики. В Республике Индии, полтора миллиарда жителей которой говорят на 19,5 тысячах языков и диалектов и представляют свыше десятка религий (включая три мировые), а также множество религиозных верований, вопросы этнолингвистической и этноконфессиональной принадлежности граждан все чаще политизируются и становятся мощным ресурсом в руках как региональных, так и общеиндийских политических, экономических, культурных и иных элит. Авторы статьи обращаются к работам зарубежных и отечественных исследователей, сгруппированным по трем направлениям: 1) труды, ориентированные на проблематику национализма и федерализма в общеиндийском контексте (с привлечением материалов по южноиндийским регионам); 2) работы, посвященные конструированию Вишаландхры и «встраиванию» ее в административно-территориальное устройство Индии в 1950-х

© Бочковская А.В., Сагимбаев А.В., Черешнева М.С., Гепалов А.С., 2023

годах, 3) публикации, анализирующие движение за автономизацию Теланганы, то есть процесс реконструирования «Большой Андхры».

Ключевые слова: Индия, Андхра-Прадеш, Телангана, Вишаландхра, историография, этнонационализм, автономизм, телугу, андхра

Финансирование: Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант № 23-28-00293, https://rscf.ru/project/23-28-00293/

Для цитирования: Бочковская А.В., Сагимбаев А.В., Черешнева М.С., Гепа-лов А.С. Этнонационализм и политические процессы в современной Индии: телугу/андхра в борьбе за автономию (вопросы историографии) // Вестн. Моск.ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 2. С. 18-40. DOI: 10.55959/ MSU0320-8095-13-67-2-2

ETHNONATIONALISM AND POLITICS IN CONTEMPORARY INDIA: TELUGU/ANDHRA STRUGGLE FOR AUTONOMY (ISSUES IN HISTORIOGRAPHY)

Anna V. Bochkovskaya, Alexey V. Sagimbayev, Mariia S. Chereshneva, Alexander S. Gepalov

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; ORCID 0000-0001-6666-4246; abochkovskaya@iaas.msu.ru Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, Bryansk, Russia; ORCID 0000-0002-1872-7297; sagimbaev@yandex.ru Lipetsk State Pedagogical P.P. Semenov-Tyan-Shansky University, Lipetsk, Russia; ORCID 0000-0003-1751-123X; chereshneva20@gmail.com Lipetsk State Pedagogical P.P. Semenov-Tyan-Shansky University, Lipetsk, Russia; ORCID 0000-0002-7416-2120; museum48@mail.ru

Abstract: The paper discusses issues in the contemporary historiography of Telugu (Andhra) ethnonationalism as part of research on national movements and development of political consciousness of the peoples of independent India. The growth of religious and ethnic nationalisms, separatism and autonomous movements in the contemporary world has put forward the necessity of rethinking the above processes within the framework of ethnonational policies pursued by states. In the Republic of India whose 1.5 billion people speak 19.5 thousand languages and dialects and represent more than ten religions (including three world religions) as well as many religious beliefs, the problems of ethno-linguistic and ethno-confessional belonging get increasingly politicized as a powerful resource for regional and all-India political, economic, cultural and other elites. Authors of this paper discuss aspects of foreign and Soviet/Russian scholarly studies along the following lines: 1) nationalism and federalism within the all-India context (with a particular focus on South India); 2) the setting up of Vishalandhra and building it into India's administrative territorial framework of the 1950s; 3) the Telangana movement, or the 'Greater Andhra' restructuring process.

Keywords: India, Andhra Pradesh, Telangana, Vishalandhra, historiography, ethnonationalism, autonomism, Telugu, Andhra

Funding: The research has been carried out within the framework of the Russian Science Foundation grant № 23-28-00293, https://rscf.ru/project/23-28-00293/

For citation: Bochkovskaya A.V., Sagimbayev A.V., Chereshneva M.S., Ge-palov A.S. Ethnonationalism and Politics in Contemporary India: Telugu/Andhra Struggle for Autonomy (Issues in Historiography). Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 2, pp. 18-40. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-2-2 (In Russ.)

В Республике Индии, полтора миллиарда жителей которой говорят на 19,5 тысячах языков и диалектов и представляют свыше десятка религий (включая три мировые), а также множество религиозных верований, вопросы этнолингвистической и этноконфессиональной принадлежности граждан все чаще политизируются и становятся мощным ресурсом в руках как региональных, так и общеиндийских политических, экономических, культурных и иных элит. Исторически это отчасти объясняется тем, что несмотря на мощное национальное движение, приведшее Индию к освобождению от колониальной зависимости в 1947 г., у населения страны к середине ХХ столетия не сложилось ощущения принадлежности к единой нации.

Данный факт констатировали создатели вступившей в силу в 1950 г. индийской конституции, которые осознавали, что для сохранения сплоченности и территориальной целостности государства «необходимо взращивать и тщательно культивировать идею национальной общности и единства»1. Фактически речь шла о развитии идей общеиндийского секулярного2, или «инклюзивного», национализма, составлявшего основу деятельности партии Индийский национальный конгресс — лидера освободительного движения в стране. Оппозицию им в первой половине ХХ в. составлял религиозный («эксклюзивный») национализм, прежде всего, в мусульманской и индусской ипостасях, поскольку понятия «нация»

" 3

и «религия» в индийском контексте зачастую отождествлялись3.

1 Цит. по: Report of the Sarkaria Commission. 1988. URL: http://interstatecouncil.nic. in/wp-content/uploads/2015/06/CHAPTERI.pdf (дата обращения 10.04.2023).

2 Под секуляризмом в данном контексте понималось равноуважительное отношение ко всем религиям, представленным в стране.

3 Понятия «инклюзивного» и «эксклюзивного» национализма предложила ведущий индийский историк Ромила Тхапар, отмечая, что в первом случае все индийцы, безотносительно религиозной, этнической или социальной принадлежности, являются частью единой нации. См. Thapar R. The Future of the Indian Past // Outlook. 01.04.2004. URL: https://www.outlookindia.com/website/story/the-future-of-the-indian-past/223453 (дата обращения 20.04.2023); Ванина Е.Ю. Индия: история в истории. М. 2014. С. 149-152, 190-201; Ванина Е.Ю. Колониальный период — «проектиро-

Высшим его проявлением стала теория двух наций, «индусской» и «мусульманской»4, которая была взята на вооружение главой партии Мусульманская лига Мухаммадом Али Джинной (1876-1948), в конечном итоге добившимся создания в 1947 г. отдельного мусульманского государства под названием Пакистан.

Идеи эксклюзивного — этнолингвистического и этнорелигиозного — национализма получили дальнейшее развитие в независимой Индии. В значительной степени их стимулировали реформы 1950-х годов, связанные с реконфигурацией на этнолингвистической основе границ штатов — основных административно-территориальных единиц страны. Впрочем, проведение таких преобразований само было следствием выхода на поверхность «эксклюзивно-националистических» настроений в разных частях индийской федерации.

Сегодня, спустя семь десятилетий, в полной мере сохраняет актуальность обращение к вопросам соотношения общеиндийского и региональных/локальных (этнолингвистических и/или этнорелигиозных) национализмов, специфики этнонациональной политики властей Индии в контексте деятельности федеральных структур по регулированию этнополитических процессов и управлению ими. В этой связи большой интерес для исследования представляют два стратегически важных региона Индии, население которых в ХХ веке оказалось разделенным государственными и/или административно-территориальными границами — Панджаб (Пятиречье) на северо-западе страны, граничащий с Исламской Республикой Пакистан, и область Телангана/Андхра, расположенная на юге Индостана. Оба региона прошли сложный путь интеграции в состав независимой Индии; непростой была и хронология изменения их административно-политического статуса в рамках индийской федерации, что определялось особой значимостью этнического и религиозного факторов в истории Панджаба и Андхры. Предлагаемая читателю серия из двух статей посвящена современной историографии национализма системообразующих этносов этих регионов—телугу и панджабцев;

вание» нации и страны // Индия — Россия: стратегия партнерства в XXI веке. М., 2009. С. 83-92.

4 Об индусском и мусульманском национализмах см. Празаускас А.А. Этнос, политика и государство в современной Индии. М., 1990.

Российский историк Л.А. Черешнева отмечает, что в первой половине ХХ в. «рост светского национализма сопровождался активизацией религиозного национализма и регионального сепаратизма <...> Причины <...> крылись во временах мусульманского завоевания Индии, в более быстром экономическом и социальном развитии индусской и отставании мусульманской идентичностей, во вмешательстве чужеродного британского элемента в эти сложные процессы». Черешнева Л.А. Радуга над Красным фортом: раздел колониальной Индии в 1947 г. М., 2012. С. 76.

одной из задач является выявление вклада отечественных индологов в региональные исследования. В настоящей, первой, публикации авторы обращаются к проблематике Андхры.

Телугу и политико-административные границы: слияние и размежевание

Телугу, или андхра, представляют собой один из наиболее крупных (более 80 млн5) южноиндийских этносов. Большинство телугу (83,5%) сегодня проживают в штатах Телангана и Андхра-Прадеш, еще около 10% — в соседних Карнатаке и Тамилнаду. Этнос длительное время оставался разделенным политическими и административными границами: до обретения Индией независимости значительная часть телугу находилась в области Телангана княжества Хайдарабад, а часть — восточнее, ближе к побережью Бенгальского залива, в Раяласиме и Прибрежной Андхре, входивших в провинции Мадрас и Орисса. Также некоторое количество телугу проживали в Центральных провинциях и в княжествах Майсур, Бастар, Банганапалли. Мадрас, Орисса и Центральные провинции управлялись колониальной администрацией Британской Индии; княжества формально сохраняли независимость. После обретения Индией свободы в 1947 г. и включения в ее состав княжеских владений границы, разделявшие телугу, сохранились, хотя их конфигурация впоследствии менялась.

В 1953 г. из провинции Мадрас были выделены 11 дистриктов с телугу-говорящим населением; они составили Андхра-Прадеш — первый в стране штат, созданный по лингвистическому принципу6. Его появление стало начальным результатом борьбы за Вишаландхру (Visäländhra, Великая Андхра) — движения за объединение всех телугу. Следующим этапом было присоединение спустя три года телугу-говорящей части бывшего княжества, а с 1950 г. — штата Хайдарабад к Андхра-Прадешу. Таким образом, создание «большого» Андхра-Прадеша в 1956 г. ознаменовало воссоединение исторически разделенного народа.

5 Переписи населения в Индии не включают вопрос о национальности или этнической принадлежности (исключение составляют племена); учитываются только данные по языку. По данным последней (2011) переписи телугу назвали своим родным языком 81,1 млн индийцев или почти 7% населения страны. Census of India. 2011. URL: https://censusindia.gov.in/nada/index.php/catalog/42561 (дата обращения 15.04.2023).

6 Системная административно-территориальная реформа, связанная с созданием штатов страны по этнолингвистическому признаку («один язык — один штат»), была проведена в 1956 г.

Однако спустя почти 60 лет административные границы штата вновь изменились и с небольшими модификациями вернулись к конфигурации 1953 г.: после нескольких десятилетий ожесточенной политической борьбы из Андхра-Прадеша была выделена Телангана, получившая в 2014 г. статус самостоятельного штата. Более того, на повестку дня стал вопрос о разукрупнении Андхра-Прадеша в его нынешних границах и создания двух новых штатов, которые фактически возвратили бы на административно-политическую карту исторические территории — Прибрежную Андхру и Раяласиму. Причиной тому стали накопившиеся внутриэтнические противоречия вкупе с экономическими и политическими, а в некоторых случаях — с религиозными7 мотивациями местных элит. Это придало новое измерение национализму телугу в XXI столетии: его фрагментированность, исторически обусловленная политическими и административными перегородками, предопределила усиление в нем центробежных тенденций.

В обширном корпусе публикаций по рассматриваемой тематике наиболее важными представляются следующие группы исследований: 1) труды, ориентированные на проблематику национализма и федерализма в общеиндийском контексте (с привлечением материалов по регионам); 2) работы, посвященные конструированию Вишал-андхры и «встраиванию» ее в административно-территориальное устройство Индии в 1950-х годах; 3) публикации, анализирующие движение за автономизацию Теланганы (фактически — процесс реконструирования «Большой Андхры») и традиционные факторы, способствующие фрагментации национального самосознания телугу.

Национализм телугу в индийском контексте: общеметодологические аспекты

Проблема этноконфессиональных взаимоотношений и политики в Индии традиционно является важным объектом внимания зарубежной историографии. В ней, в частности, в трудах британских исследователей, продолжают существовать направления, восходящие к либеральному и консервативному «трендам» в исследовании системы британского колониального управления, оформившимся,

7 По данным общеиндийской переписи 2011 г., где учитывались данные по на тот момент неразделенному Андхра-Прадешу, религией подавляющего большинства телугу (88,4%) является индуизм; около 10% исповедуют ислам. Особый вес в политике региона играет мусульманская община Хайдарабада, где доля мусульман составляет 30%. Census of India. 2011. URL: https://censusindia.gov.in/nada/index.php/ catalog/42561 (дата обращения 15.04.2023).

в своей основе, на рубеже XIX-XX вв. С другой стороны, заметным является влияние постмодернистской методологии: в середине 1980-х годов оформилась историографическая школа, получившая название «новая имперская история». Примером таких исследований является монография американского исследователя А. Малдуна8.

Для британской историографии, связанной с изучением этнической политики постколониальной Индии, также характерен заметный акцент на вопросах преемственности особенностей федеративного развития индийского государства по отношению к политико-административным преобразованиям, предпринятым в первой трети XX в. британскими колониальными властями и увенчавшимся принятием первой индийской конституции в 1935 г. Одной из обстоятельных публикаций, иллюстрирующих данную тенденцию, является труд Л. Тиллин9, занимающейся проблемами федерализма и территориальной политики в Индии. Характеристике развития индийской конституционной модели посвящены работы британского историка О. Грэнвилла10. А. Ли осветил особенности государственной политики в отношении отдельных кастовых общностей в постколониальной Индии11. Этноконфессиональные взаимоотношения в независимой Индии являются предметом исследований Б. Гирвина, который обращает особое внимание на эволюцию индийского национализма как национализма большинства (majority nationalism) в сторону эксклюзивного мажоритарного национализма (majoritarian nationalism), имеющего этнорелигиозную подоснову12.

Д.Э. Лоу13 рассматривает процесс развития освободительного движения в Индии и характеризует попытки Великобритании использовать фактор этнических противоречий в отдельных индийских регионах. Он делает интересные умозаключения относительно мотивов сложной трансформации, которую претерпела в 1930-1940-х годах стратегия британской правящей элиты на фоне серьезного обострения ситуации в индийских владениях, а также ее глубокого

8 Muldoon A. Empire, Politics and the Creation of the 1935 India Act: Last Act of the Raj. London, 2009.

9 Tillin L. Indian Federalism. London, New Delhi, 2019.

10 Granville O. The Indian Constitution: Cornerstone of a Nation (Classic Reissue). London, 1999; Granville O. Working a Democratic Constitution: The Indian Experience (Law in India Series). London, 2000.

11 Lee A. From Hierarchy to Ethnicity: The Politics of Caste in Twentieth-Century India. Cambridge, 2019.

12 Girvin B. From Civic Pluralism to Ethnoreligious Majoritarianism: Majority Nationalism in India // Nationalism and Ethnic Politics. 2020. Vol. 26. P. 27-45.

13 Low D.A. Britain and Indian Nationalism: The Imprint of Ambiguity, 1929-1942. Cambridge, 1997.

воздействия на последующие процессы этноконфессионального взаимодействия в постколониальной Индии.

Отдельные аспекты сложных процессов национального и религиозного размежевания, приведшего к разделу Британской Индии на два доминиона, рассматриваются С.М. Бёрком и С.А. Курайши14. Исследователи подробно анализируют факторы, приведшие к росту национального самосознания отдельных этнических общностей индийского населения, а также специфику проявлений национализма в Индии, истоки которых они видят в сложных процессах кризиса британского колониального правления в 1920-1940-х годах.

Британский историк Б. Кон15 глубоко исследовал социокультурную составляющую колониальной политики Великобритании в Индии. Он подробно анализирует, в числе прочего, последствия британских модернизационных нововведений, включая реформы в сфере образования, распространение британской системы права и элементов британской политической культуры для становления и развития феномена этнического национализма в отдельных индийских регионах.

Опыт британского имперского строительства, а также конкретные примеры его воздействия на этнические процессы в Индии, явились предметом внимания американского историка Д. Джадда16. Следуя превалирующей в британской историографии тенденции, автор продолжает рассматривать колониальную экспансию Великобритании исключительно с точки зрения «экспорта» демократических ценностей и институтов. Джадд подробно анализирует историю британского правления в Индии, а также формирования специфической системы англо-индийского правления17. Характеризуя причины кризиса и падения власти Великобритании в ключевом колониальном владении, автор пытается обосновать их преимущественно с позиций влияния субъективного фактора, подчеркивая исключительную роль Мохандаса Карамчанда Ганди (1869-1948) в становлении и развитии индийского национализма. В то же время, он обращает внимание на происходившие в первой половине XX в. процессы этнической консолидации и роста национального самосознания отдельных этнических групп индийского населения,

14 Burke S.M., Quraishi S.A. The British Raj in India. Oxford, 1995.

15 Cohn B.S. Colonialism and Its Forms of Knowledge: The British in India. Princeton, 1996.

16 JuddD. Empire: The British Imperial Experience, 1756 to the Present. N.Y., 1996.

17 JuddD. The Lion and the Tiger: The Rise and Fall of the British Raj, 1600-1947. Oxford, 2004.

оказавшие существенное влияние на развитие федеративной модели устройства независимой Индии18.

Проблема статуса индийских княжеств, а также политики князей в контексте сложных этнических процессов, происходивших в Индии на этапе перехода от колониального режима к политической независимости, находится в центре внимания британского историка Й. Коупленда19. В его исследованиях делаются важные выводы относительно заметной роли индийских князей в политических процессах на завершающем этапе британского колониального управления, а также их существенного влияния на формирование федеративной политико-административной модели независимой Индии.

Исторические проблемы общеиндийского национализма, в том числе особенности его становления в условиях британского колониального режима, были объектом исследований кембриджской школы «старой имперской истории»20; труды Д. Уошбрука21 по социально-политическому развитию индийского Юга, в частности, Мадрасской провинции, важны для понимания современных этнополитических трендов региона. С совершенно иной стороны на этносоциальную и этнополитическую проблематику — через исследование «роли подчиненных» — смотрели индийские ученые школы субалтернов22, обращая особое внимание на социальный состав массовых движений в регионах Индии, в том числе в среде телугу.

На фоне ускорения глобализационных процессов и сопряженных с ними проблем обострения этнической и конфессиональной идентичности к рубежу XX-XXI вв. усиливается внимание исследователей к изучению факторов этнополитической нестабильности в индийских административно-территориальных единицах. Анализируются процессы формирования коллективной идентичности различных этнических и конфессиональных групп населения Индии, в том числе в Андхре, а также попытки индийского руководства воздействовать на них. Данная тематика нашла свое отражение

18 Ibid. P. 108.

19 Copland I. The Princes of India in the Endgame of Empire, 1917-1947. Cambridge, 1997.

20 Seal A. Emergence of Indian Nationalism: Competition and Collaboration in the Later Nineteenth Century. Cambridge, 1971; Johnson G. Provincial Politics and Indian Nationalism: Bombay and the Indian National Congress 1880-1915. Cambridge, 1973.

21 Washbrook D.A. The Emergence of Provincial Politics: The Madras Presidency 1870-1920. Cambridge, 1976.

22 См. например Bhattacharya S., PrasadB. (eds) Towards Freedom. Documents on Movement for Independence in India. 1945. New Delhi, 2008.

в работах П. Брасса23, К. Жаффрело24, С. Корбриджа и Дж. Харри-са25, Л. Тиллин26, С. Бхатта27 и др. Глубокое системное исследование отечественного индолога А.А. Празаускаса28 вскрывает взаимосвязь этнического фактора и политической системы Индии в Новое и Новейшее время; автор показал многомерность и противоречивость процессов межэтнической интеграции, специфику взаимоотношений «центр — штаты», контекстуализируя межэтнические конфликты в Индии, в том числе проблемы субэтнических противоречий и локального национализма в Андхра-Прадеше.

Из методологически значимых отечественных исследований последнего десятилетия следует выделить коллективную монографию «Территория и принадлежность: геополитическое конструирование и субъектность восприятия обитаемых пространств»29, выполненную в рамках междисциплинарного проекта «Под небом Южной Азии»30. В контексте пространственного/территориального «поворота» авторы показывают специфику физической и виртуальной взаимосвязи индивидов и сообществ — этнических, религиозных, социальных, политических и иных — с реальными или вымышленными южноазиатскими локусами.

Конструирование Вишаландхры: опыт 1950-х годов

В трудах, посвященных встраиванию районов проживания те-лугу в административно-территориальную систему Республики Индии, особое место принадлежит проблеме интеграции княжеств, и прежде всего, крупнейшего из них — Хайдарабада. Обращение к хайдарабадской тематике важно для анализа стратегии и тактики индийских властей по «собиранию земель» на начальном этапе существования независимого государства, а также для процесса объединения телугу в рамках единого штата.

Исследователями детально рассмотрена история правления Мира Османа Али-хана (1886-1967) — последнего хайдарабадского

23 Brass P. The Politics of India Since Independence. Cambridge, 1994.

24 Jaffrelot С^ The Hindu Nationalist Movement in Indian Politics. London, 1996.

25 Corbridge S., Harriss J. Reinventing India. Cambridge, 2000.

26 Tillin L. Remapping India: New States and Their Political Origins. London, 2013

27 Bhatt Ch. Hindu Nationalism: Origins, Ideologies and Modern Myths. Oxford, 2001.

28 Празаускас А.А. Этнос, политика и государство в современной Индии. М., 1990.

29 Под небом Южной Азии. Территория и принадлежность: геополитическое конструирование и субъектность восприятия обитаемых пространств. М., 2016.

30 См.: ГлушковаИ.П. О проекте «Под небом Южной Азии». Концептуализация пространственных сегментов в контексте политической и культурной территориальности. Прошлое, настоящее и будущее // Под небом Южной Азии. Территория и принадлежность... Указ. соч. С. 8-31.

низама (правителя), особенности леворадикальных и этнонацио-налистических движений в княжестве31, специфика переговорного процесса 1947-1948 гг. по подписанию договора о присоединении к Индийскому Союзу и нюансы проведения правительством страны военной операции по силовому включению владений низама в состав Индии32. Важным аспектом остаются массовые протестные движения крестьян33, а также религиозно-общинные волнения те-лугу 1930-1940-х годов34, раскачивавшие обстановку в княжестве накануне и в первые годы независимости.

В переговорном процессе с Хайдарабадом, как и с другими княжествами, особая роль принадлежала Валлабхаи Пателю (1875-1950), занимавшему в молодом индийском государстве должности заместителя премьер-министра, министра по делам княжеств и министра внутренних дел35. Британский историк Й. Коупленд, анализируя причины этнорелигиозных конфликтов в Хайдарабаде36, взвешенно оценивает деятельность индийского правительства и, прежде всего, В. Пателя, по укреплению территориального потенциала страны. Критический анализ деятельности «Железного Сардара» (как нередко именовали Пателя) в вопросах интеграции княжеств и силового решения хайдарабадской проблемы представлен в труде Б. Закариа37.

В отечественной историографии эволюция национализма телугу рассматривалась в общем контексте изучения этнолингвистического фактора в политическом развитии независимой Индии. В число первых работ в этом направлении вошла монография В.И. Казако-ва38 — одно из наиболее полных и обстоятельных исследований,

31 Bawa V.K. The Last Nizam. The Life and Times of Mir Osman Ali Khan. New Delhi, 1992; Zubrzycki J. The Last Nizam. The Rise and Fall of India's Greatest Princely States. London, 2006; Luther N. Hyderabad. A Biography. New Delhi: Oxford University Press, 2006.

32 Черешнева Л.А. Географические тяготения, или ностальгия по суверенитету (Хайдарабадская дилемма) // Под небом Южной Азии. Территория и принадлежность... Указ. соч. М., 2016. С. 293-303.

33 Singharoy D.K. Peasant Movements in Post-Colonial India. Dynamics of Mobilization and Identity. New Delhi, 2004; Saidulu Ch. Peasant Struggle in Nalgonda District: A Case of Study of Suryapet Taluq, 1900-1951. Hyderabad, 2011.

34 Venkateswarlu K. Communal Riots in Telingana During 1936-1948. Hyderabad, 1992.

35 О роли Валлабхаи Пателя в решении хайдарабадской проблемы см.: Черешнева М.С. Сардар Патель. Политическая деятельность соратника Махатмы Ганди Валлабхаи Пателя в 1947-1950 гг. Липецк, 2019.

36 Coplandl. 'Communalism' in Princely India: The Case of Hyderabad, 1930-1940 // Modern Asian Studies. 1988. Vol. 22. № 4. Р. 783-814.

37 Zachariah B. Nehru. London: Routledge, 2004.

38 Казаков В.И. Борьба за создание национальных штатов в независимой Индии. М., 1967. Автор успешно продолжил традиции в изучении этнонациональной

остающееся актуальным по сей день. В ней представлен глубокий анализ движений за создание национальных штатов на юге страны, в том числе история формирования штата Андхра-Прадеш и его укрупнения в 1956 г. после слияния со штатом Хайдарабад. Автор справедливо отмечал, что решение национального вопроса в стране в целом и на юге в частности усложнялось тем, что в силу дравидийского происхождения южных этносов, среди них была очевидна «тенденция рассматривать различие в уровне экономического развития между Севером и Югом как национальную дискриминацию, как стремление гуджаратцев, марвари, хиндустани эксплуатировать дравидийские народы»39. Не случайно на начальном этапе национализм телугу можно было рассматривать в качестве разновидности дравидийского национализма, но в 1950-х годах последний «покинул» Андхру, Карнатаку и Кералу, «обосновавшись» главным образом в Тамилнаду40.

Второй блок вопросов связан с языковой спецификой рассматриваемого региона. Как отмечалось выше, этнолингвистическая принадлежность населения была определяющим фактором в проведении индийским правительством административной реформы 1956 г.41 Но при том, что телугу являлся родным языком для подавляющего большинства жителей Андхры, в регионе особую позицию занимал урду — официальный язык мусульманского княжества Хайдарабад; носители урду проживали в основном в городах. В территориальной трансформации Андхра-Прадеша в 1953-2014 гг. находят отражение шесть десятилетий «страстей по языку»: от «монтажа» штата на основе телугу в 1950-х годах до его «демонтажа» в 2014 г. с выделением Теланганы, провозгласившей два языка — телугу и урду — в качестве официальных языков штата с равным статусом42.

Препарируя проблемы лингвистического национализма телугу, американская исследовательница Л. Митчелл43 с привлечением концепта «эмоционального поворота» показывает значение соци-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проблематики Индии, заложенные А.М. Дьяковым (Национальный вопрос в современной Индии. М., 1963).

39 Казаков В.И. Указ. соч. С. 48.

40 См. напр. Palanithurai G. Changing Contours of Ethnic Movement: A Case Study of Dravidian Movement Annamalainagar, 1989.

41 Подробнее см. Schwartzberg J. Factors in the Linguistic Reorganization of Indian States // Sarangi A. (ed.). Language and Politics in India. New Delhi, New York, 2009. P. 139-182.

42 Narayanan S.K. One State, One People, Two Languages? Telugu, Urdu, and the Shift in Border Politics in India // Texas Linguistics Forum. 2015. Vol. 58. P. 118-127.

43Mitchell L. Language, Emotion, and Politics in South India: The Making of a Mother Tongue. Bloomington, IN: Indiana University Press, 2009.

окультурного и политического контекстов в формировании идеи родного языка: понимание телугу в Х1Х-ХХ вв. менялось — от местного/локального языка (<3в§а ЬНаяа), связанного с территорией, в сторону материнского/родного (та1г Ькаяа), что сделало его народным. В работе использовались материалы интервью с участниками движения начала 1950-х годов за создание Андхра-Прадеша на основе лингвистического критерия, а также с родственниками погибших в беспорядках 1952 г., которые, как считается, подтолкнули власти Индии к принятию решения о выделении в 1953 г. штата по этнолингвистическому принципу.

Рассматривая историко-лингвистические нюансы создания и расширения Андхра-Прадеша в 1950-х годах, индийский исследователь В. Бхарадвадж44 обращается к позиции выдающегося политического деятеля и правоведа Бхимрао Рамджи Амбедкара (1891-1956), одного из авторов индийской конституции, в отношении создания штатов на лингвистической основе. Опираясь на труд Амбедкара «Размышления по поводу лингвистических штатов»45, Бхарадвадж анализирует ключевые дискуссионные вопросы 1950-х годов, в частности, утверждение о том, что создание лингвистических штатов может привести к быстрому росту локальных национализмов и в конечном итоге создаст угрозу стабильности в государстве. Он высоко оценивает позицию Амбедкара, полагавшего, что автономия (языка или региона) играет большую роль в сохранении единства страны — при выстраивании грамотной системы сдержек и противовесов для защиты политических, культурных и лингвистических меньшинств46.

Реконструирование «Большой Андхры» и фрагментация принадлежности телугу

Разукрупнение Андхра-Прадеша и образование штата Телангана в 2014 г. де-факто означало размежевание области расселения телугу по административным границам начала 1950-х годов. Телангана была самой крупной частью «Большой Андхры»: на нее приходилось около 41% территории и 40% населения штата. История деконструирования Вишаландхры достаточно подробно исследована в зарубежной исто-

44 Bharadwaj V. Ambedkar's Paradox of Differentiation: Language, Nation and Recognition of States in Post-Colonial India // The Indian Economic and Social History Review. 2015. Vol. 52. № 1. P. 79-108.

45 Ambedkar B.R. Thoughts on Linguistic States (1955) // Dr. Babasaheb Ambedkar: Writings and Speeches. Vol. 1. New Delhi, 2014. P. 137-201.

46 Bharadwaj V. Op. cit. P. 104.

риографии. Историки, прежде всего индийские47, рассмотрели этапы борьбы за создание Андхра-Прадеш после 1947 г., анализируя сложности, с которыми сталкивались жители Теланганы, ощущавшие свою «второсортность» по сравнению с телугу Прибрежной Андхры (которые, в свою очередь, находились «в подчинении» у тамилов Ма-драсской провинции). В исследованиях, в частности, затрагивается специфика выступлений 1969-1973 гг. («Джай Теленгана» и «Джай Андхра») за самоопределение как Теланганы, так и Прибрежной Андхры48; роль созданной в 1982 г. региональной партии Телугу десам (букв. Страна телугу), положившей конец эпохе доминирования в штате Индийского национального конгресса; особенности политической агитации индусской партии Бхаратия джаната парти (БДП) с конца 1990-х годов за разукрупнение индийских штатов и ее противоборство с ИНК в Андхре; деятельность появившейся в 2001 г. партии Телангана раштра самитхи (с 2022 г. переименована в Бхарат раштра самитхи), ставившей своей целью создание штата Телангана со столицей в Хайдарабаде. Отдельные нюансы борьбы за выделение Теланганы были отмечены российским исследователем В.П. Кашиным49, который указывал на особую значимость в телан-ганском движении борьбы местных политических элит, стремившихся получить доступ к финансово-экономическим рычагам. Однако в процессе дезинтеграции «большого» Андхра-Прадеша немалую роль сыграли и иные дестабилизировавшие жизнь штата факторы, прежде всего, традиционные—религиозный и кастовый, создающие дополнительные перегородки в телугском социуме.

С последнего десятилетия ХХ в. исследователи стали уделять больше внимания проблемам конфессиональных противоречий в Андхра-Прадеше. Если в 1950-1960-х годах «мусульманский вопрос» в среде андхра проявлялся опосредованно — через дискуссию относительно места и роли урду как возможного официального языка штата наряду с телугу, то с 1970-х межобщинные взаимоотношения все чаще стали принимать конфликтную, коммуналистскую форму, а к 1990-м годам этот процесс, как и во всей Индии, вошел в острую

47 Rao K.V. Narayana. The Emergence of Andhra Pradesh. Bombay, 1973; Reddy R.N. Heroic Telangana: Reminiscences and Experiences. Delhi, 1973; Rao G.R.S. Regionalism in India: A Case Study of Telangana Issue. New Delhi, 1975; Triveni D. History of Modern Andhra. Delhi, 1986; Rao P. Raghunadha. History of Modern Andhra Pradesh. New Delhi, 1997.

48 Внутриэтнический конфликт (теланганские андхра vs все остальные) в Вишал-андхре проявился уже к концу 1960-х годов.

49 Кашин В.П. «Штатомания» в Индии: опыт Теланганы и Гуркхаленда // Индия: перспективы современного развития. Внутренний, региональный и глобальный аспекты. М., 2013. С. 32-54.

фазу50. Вопрос отношения мусульман Андхры и хайдарабадских мусульман, в частности, к движению за выделение Теланганы стал одним из ключевых для политиков: Хайдарабад — столица штата — был сердцем мусульманской общины неразделенного Андхра-Прадеша и остается таковым для Теланганы; мусульманское население почти 10-миллионной городской агломерации составляет более 30%51. Динамика индусско-мусульманских отношений в Хайдарабаде в период независимости рассмотрена в диссертации И.А. Петрова52 — едва ли не единственном обстоятельном отечественном исследовании последних десятилетий, имеющем непосредственное отношение к Андхра-Прадешу. Автор поддерживает мнение, ранее

53

высказанное рядом аналитиков53, что коммуналистские настроения возгоняются и поддерживаются политиками в первую очередь в городской среде, где степень межобщинной конфликтности заметно выше; потому системное изучение индусско-мусульманских противоречий необходимо проводить прежде всего на городском уровне. Кроме того, И.А. Петров на примере Хайдарабада поднимает вопрос о значимости кастового фактора как в индусской, так и мусульманской среде, отмечая его роль в углублении противоречий внутри общины телугу в целом.

Кастовый фактор также фигурирует в исследованиях, посвященных роли угнетенных низших страт (далитов54) в социально-политической и культурной жизни телугу/андхра. Речь прежде всего идет о движении низкокастовых ади-андхра («изначальных, исходных» андхра), которых в колониальные времена считали неприкасаемыми: в 1910-1930-х годах в Мадрасском президенстве они инициировали массовую борьбу за собственные права в социальной, политической, культурной сферах, заявляя о своей особой идентичности, не свя-

50 Engineer A.A. Making of the Hyderabad Riots // Economic and Political Weekly. 1991. Vol. 26, № 6. P. 271-274; Gudavarthy A. Muslims of Telangana: A Ground Report // Economic and Political Weekly. 2014. Vol. 49, № 17. URL: http://www.epw.in/ journal/2014/17/election-specials-web-exclusives/muslims-telangana-ground-report.html (дата обращения 20.04.2023).

51 Census of India. 2011. URL: https://censusindia.gov.in/census.website/data/ population-finder (дата обращения 20.04.2023).

52 Петров И.А. Этнические и конфессиональные факторы в развитии городских агломераций независимой Индии: опыт Хайдарабада. Дисс... канд. ист. наук. М., 2018.

53 Wilkinson S. Explaining Town-Level Variation in Hindu-Muslim Violence // Votes and Violence. Electoral Competition and Ethnic Riots in India. Cambridge, 2004. P. 19-62; Varshney A. States or Cities? Studying Hindu-Muslim Riots // Regional Reflections: Comparing Politics Across India's States. New Delhi, 2004. Р. 177-218.

54 Далиты (букв. угнетенные, подавленные) — политизированный термин, вошедший в активный оборот с 1970-х годов для обозначения низкокастовых индийцев, как правило бывших неприкасаемых.

занной с индуизмом. В последнее десятилетие в Индии наблюдается рост особого интереса к истории «ади-»: аналогичные движения в первой половине ХХ в. охватили Махараштру, Тамилнаду, Соединенные Провинции, Бенгалию и Панджаб, и сегодня далитские активисты и организации телугу возвращаются к понятию «ади-андхра», пытаясь вывести на новый уровень борьбу низших каст против высших, позиционируемых в качестве «чужих».

Обращение к идентичности низкокастовых андхра или нео-ади-андхра важно для понимания особенностей современного национализма телугу, «распадающегося» на разнородные составляющие. Исследователи в большинстве своем представляют два полюса. Одни рассматривают движение «изначальных андхра», как и других бывших неприкасаемых, в связке с деятельностью Индийского национального конгресса (в русле инклюзивного национализма), а также указывают на то, что ади-андхра не отторгали свои индусские корни55. Другие же авторы, в частности, известная исследовательница далитского вопроса Гейл Омведт, полагают, что ади-андхра стремились полностью дистанцироваться от индуизма, равно как и от ИНК, традиционно поддерживавшего неприкасаемых, и вести самостоятельную борьбу56. Сбалансированный подход демонстрирует андхрский историк Н.Ч.Б. Муртхи57, доказывающий, что в первой половине ХХ в. ади-андхра в зависимости от ситуации заявляли о неприятии индуизма и размежевании с ИНК, а в каких-то ситуациях вполне могли действовать вместе с Конгрессом и другими политическими силами. Как бы то ни было, неоднозначность идентичности ади-андхра учитывают и берут на вооружение различные

политические силы в районах проживания телугу.

* * *

В последние десятилетия исследователями были расставлены важные акценты в истории движений телугу/андхра, проживавших в княжестве Хайдарабад и Мадрасской провинции, а затем — в административно-территориальных единицах независимой Индии. Как в зарубежных, так и отечественных работах 1950-1980-х годов

55 Cm., anpHMep: Basu R. Nandanar's Children: The Paraiyans' Tryst with Destiny, Tamil Nadu 1850-1956. New Delhi, 2011. P. 18-22.

56 Cm.: Omvedt G. Dalits and Democratic Revolution: Dr B.R. Ambedkar and Dalit Movement in Colonial India, New Delhi, 1994; ChinnaRao Y. Dalits' Struggle for Identity: Andhra and Hyderabad, 1900-1950. New Delhi, 2003.

57 Murthy N.Ch.B. Identity, Autonomy and Emancipation: The Agendas of the Adi-Andhra Movement in South India, 1917-30 // The Indian Economic and Social History Review. 2016. Vol. 53, № 2. P. 1-24.

пристальное внимание уделялось специфике построения индийской федерации с учетом общеиндийских этнополитических тенденций в сочетании с локальными. По масштабам и глубине анализа труды советских индологов были заметным вкладом в общий корпус исследований по проблемам инклюзивного (светского) и эксклюзивного (этнолингвистического, этнорелигиозного) национализмов. Но с 1990-х годов, когда зарубежные исследователи совершили выраженный разворот к региональным исследованиям, в отечественной индологии стал нарастать исследовательский кризис, приведший, в частности, к практически полному игнорированию специалистами материала по индийским регионам; это обстоятельство было связано и с общим падением интереса к научным исследованиям, и с резким свертыванием в стране подготовки специалистов со знанием верна-куляров. Южная Индия (за исключением Тамилнаду) оказалась вне поля зрения историков, филологов, политологов и других специалистов по Южной Азии.

Между тем материал Андхры дает уникальную возможность для исследования эволюции идеи национализма в независимой Индии. На примере этого региона представляется актуальным проследить механизм перехода национализма телугу на иной уровень — условно говоря, «эксклюзивного в эксклюзивном», характеризующегося большей внутренней фрагментарностью, конкуренцией и непрекращающейся политической борьбой внутри этноса. Принципы и признаки дальнейшего внутриэтнического размежевания; современные проявления лингвистического фактора в Телангане и Андхра-Прадеше; перспективы партий и организаций, представляющих различные сегменты общества телугу, векторы его возможной дальнейшей фрагментации, — таковы вопросы, требующие уточнений и дополнительных исследований. Перспективным направлением в исследовании национализма телугу также является проведение сопоставительных исследований с привлечением материалов по другим индийским регионам, в которых выражены автономистские тенденции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бочковская А.В. Неисчерпаемые источники конфликтов и идентичностей // Под небом Южной Азии. Территория и принадлежность: геополитическое конструирование и субъектность восприятия обитаемых пространств. М., 2016. С. 581-595.

2. Ванина Е.Ю. Индия: история в истории. М. 2014.

3. Ванина Е.Ю. Колониальный период — «проектирование» нации и страны // Индия — Россия: стратегия партнерства в XXI веке. М., 2009. С. 83-92.

4. Глушкова И.П. О проекте «Под небом Южной Азии». Концептуализация пространственных сегментов в контексте политической и культурной территориальности. Прошлое, настоящее и будущее // Под небом Южной Азии. Территория и принадлежность: геополитическое конструирование и субъект-ность восприятия обитаемых пространств. М., 2016. С. 8-31.

5. Дьяков А.М. Национальный вопрос в современной Индии. М., 1963.

6. Казаков В.И. Борьба за создание национальных штатов в независимой Индии. М., 1967.

7. Кашин В.П. «Штатомания» в Индии: опыт Теланганы и Гуркхаленда // Индия: перспективы современного развития. Внутренний, региональный и глобальный аспекты. М., 2013. С. 32-54.

8. Петров И.А. Этнические и конфессиональные факторы в развитии городских агломераций независимой Индии: опыт Хайдарабада. Дисс... канд. ист. наук: 07.00.03. М., 2018.

9. Под небом Южной Азии. Территория и принадлежность: геополитическое конструирование и субъектность восприятия обитаемых пространств. М., 2016.

10. ПразаускасА.А. Этнос, политика и государство в современной Индии. М., 1990.

11. Сагимбаев А.В. Акт о реформах правительства Индии 1919 г. // Вопросы истории. 2013. № 12. С. 66-83.

12. Сагимбаев А.В. Специфика формирования антиколониального движения в контексте эволюции британской колониальной политики в Индии на рубеже 1910-х-1920-х гг. // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 2. С. 136-140.

13. Сагимбаев А.В. Подготовка проекта индийской конституции в первой половине 1930-х гг.: столкновение интересов внутри британской политической элиты // История. Общество. Политика. 2021. № 3 (19). С. 6-17. URL: http://www.clio-brgu.ru

14. Черешнева Л.А. Географические тяготения, или ностальгия по суверенитету (Хайдарабадская дилемма) // Под небом Южной Азии. Территория и принадлежность: геополитическое конструирование и субъектность восприятия обитаемых пространств. М., 2016. С. 293-303.

15. Черешнева Л.А. Радуга над Красным фортом: раздел колониальной Индии в 1947 г. М., 2012.

16. Черешнева М.С. Сардар Патель. Политическая деятельность соратника Махатмы Ганди Валлабхаи Пателя в 1947-1950 гг. Липецк, 2019.

17. Ambedkar B.R. Thoughts on Linguistic States (1955) // Dr. Babasaheb Ambedkar: Writings and Speeches. Vol. 1. New Delhi, 2014. P. 137-201.

18. Basu R. Nandanar's Children: The Paraiyans' Tryst with Destiny, Tamil Nadu 1850-1956. New Delhi, 2011.

19. Bawa V.K. The Last Nizam. The Life and Times of Mir Osman Ali Khan. New Delhi, 1992.

20. Bharadwaj V. Ambedkar's Paradox of Differentiation: Language, Nation and Recognition of States in Post-Colonial India // The Indian Economic and Social History Review. 2015. Vol. 52. № 1. Р. 79-108.

21. Bhatt Ch. Hindu Nationalism: Origins, Ideologies and Modern Myths. Oxford, 2001.

22. Bhattacharya S., PrasadB. (eds) Towards Freedom. Documents on Movement for Independence in India. 1945. New Delhi, 2008.

23. Brass P. The Politics of India Since Independence. Cambridge, 1994.

24. Burke S.M., Quraishi S.A. The British Raj in India. Oxford, 1995.

25. Census of India. 2011. URL: https://censusindia.gov.in/nada/index.php/catalog/42561

26. Chinna Rao Y. Dalits' Struggle for Identity: Andhra and Hyderabad, 1900-1950. New Delhi, 2003.

27. Cohn B.S. Colonialism and Its Forms of Knowledge: The British in India. Princeton,

1996.

28. Copland I. 'Communalism' in Princely India: The Case of Hyderabad, 1930-1940 // Modern Asian Studies. 1988. Vol. 22. № 4. P. 783-814.

29. Copland I. The Princes of India in the Endgame of Empire, 1917-1947. Cambridge,

1997.

30. Corbridge S., Harriss J. Reinventing India. Cambridge, 2000.

31. Engineer A.A. Making of the Hyderabad Riots // Economic and Political Weekly. 1991. Vol. 26, № 6. P. 271-274.

32. GirvinB. From Civic Pluralism to Ethnoreligious Majoritarianism: Majority Nationalism in India // Nationalism and Ethnic Politics. 2020. Vol. 26. P. 27-45.

33. Granville O. The Indian Constitution: Cornerstone of a Nation (Classic Reissue). London, 1999. Granville O. Working a Democratic Constitution: The Indian Experience (Law in India Series). London, 2000.

34. Gudavarthy A. Muslims of Telangana: A Ground Report // Economic and Political Weekly. 2014. Vol. 49, № 17. URL: http://www.epw.in/journal/2014/17/election-specials-web-exclusives/muslims-telangana-ground-report.html

35. Jaffrelot Ch. The Hindu Nationalist Movement in Indian Politics. London, 1996.

36. JuddD. Empire: The British Imperial Experience, 1756 to the Present. N.Y., 1996.

37. JuddD. The Lion and the Tiger: The Rise and Fall of the British Raj, 1600-1947. Oxford, 2004.

38. Lee A. From Hierarchy to Ethnicity: The Politics of Caste in Twentieth-Century India. Cambridge, 2019.

39. Low D.A. Britain and Indian Nationalism: The Imprint of Ambiguity, 1929-1942. Cambridge, 1997.

40. Luther N. Hyderabad. A Biography. New Delhi: Oxford University Press, 2006.

41. Mitchell L. Language, Emotion, and Politics in South India: The Making of a Mother Tongue. Bloomington, IN: Indiana University Press, 2009.

42. Muldoon A. Empire, Politics and the Creation of the 1935 India Act: Last Act of the Raj. London, 2009.

43. Narayanan S.K. One State, One People, Two Languages? Telugu, Urdu, and the Shift in Border Politics in India // Texas Linguistics Forum. 2015. Vol. 58. P. 118-127.

44. Omvedt G. Dalits and Democratic Revolution: Dr B.R. Ambedkar and Dalit Movement in Colonial India, New Delhi, 1994.

45. Palanithurai G. Changing Contours of Ethnic Movement: A Case Study of Dravidian Movement Annamalainagar, 1989.

46. Rao G.R.S. Regionalism in India: A Case Study of Telangana Issue. New Delhi, 1975.

47. Rao K.V. Narayana. The Emergence of Andhra Pradesh. Bombay, 1973.

48. Rao P. Raghunadha. History of Modern Andhra Pradesh. New Delhi, 1997.

49. Reddy R.N. Heroic Telangana: Reminiscences and Experiences. Delhi, 1973.

50. Report of the Sarkaria Commission. 1988. URL: http://interstatecouncil.nic.in/wp-content/uploads/2015/06/CHAPTERI.pdf

51. Saidulu Ch. Peasant Struggle in Nalgonda District: A Case of Study of Suryapet Taluq 1900-1951. Hyderabad, 2011.

52. Schwartzberg J. Factors in the Linguistic Reorganization of Indian States // Sarangi A. (ed.). Language and Politics in India. New Delhi, New York, 2009. P. 139-182.

53. Seal A. Emergence of Indian Nationalism: Competition and Collaboration in the Later Nineteenth Century. Cambridge, 1971.

54. Singharoy D.K. Peasant Movements in Post-Colonial India. Dymanics of Mobilization and Identity. New Delhi, 2004.

55. Thapar R. The Future of the Indian Past // Outlook. 01.04.2004. URL: https://www. outlookindia.com/website/story/the-future-of-the-indian-past/223453

56. Tillin L. Indian Federalism. London, New Delhi, 2019.

57. Tillin L. Remapping India: New States and Their Political Origins. London, 2013.

58. Triveni D. History of Modern Andhra. Delhi, 1986.

59. Varshney A. States or Cities? Studying Hindu-Muslim Riots // Regional Reflections: Comparing Politics Across India's States. New Delhi, 2004. P. 177-218.

60. Venkateswarlu K. Communal Riots in Telingana During 1936-1948. Hyderabad, 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

61. Wilkinson S. Explaining Town-Level Variation in Hindu-Muslim Violence // Votes and Violence. Electoral Competition and Ethnic Riots in India. Cambridge, 2004. P. 19-62.

62. Zachariah B. Nehru. London: Routledge, 2004.

63. Zubrzycki J. The Last Nizam. The Rise and Fall of India's Greatest Princely States. London, 2006.

REFERENCES

1. Ambedkar B.R. Thoughts on Linguistic States (1955) //Dr. Babasaheb Ambedkar: Writings and Speeches. Vol. 1. New Delhi, 2014. P. 137-201.

2. Basu R. Nandanar's Children: The Paraiyans' Tryst with Destiny, Tamil Nadu 1850-1956. New Delhi, 2011.

3. Bawa V.K. The Last Nizam. The Life and Times of Mir Osman Ali Khan. New Delhi, 1992.

4. Bharadwaj V. Ambedkar's Paradox of Differentiation: Language, Nation and Recognition of States in Post-Colonial India // The Indian Economic and Social History Review. 2015. Vol. 52. № 1. P. 79-108.

5. Bhatt Ch. Hindu Nationalism: Origins, Ideologies and Modern Myths. Oxford, 2001.

6. Bhattacharya S., Prasad B. (eds) Towards Freedom. Documents on Movement for Independence in India. 1945. New Delhi, 2008.

7. Bochkovskaya A.V. Neischerpaemye istochniki konfliktov i identichnostej [Inexhaustible Sources of Conflicts and Identities] // Pod nebom Yuzhnoj Azii. Territoriya i prinadlezhnost': geopoliticheskoe konstruirovanie i sub"ektnost' vospriyatiya obitaemyh prostranstv [Under the Skies of South Asia. Territory and Belonging: Geopolitical Construction, Human Agency and the Perception of Places]. M., 2016. P. 581-595. (In Russ.).

8. Brass P. The Politics of India Since Independence. Cambridge, 1994.

9. Burke S.M., Quraishi S.A. The British Raj in India. Oxford, 1995.

10. Chereshneva L.A. Geograficheskie tyagoteniya, ili nostal'giya po suverenitetu (Hajdarabadskaya dilemma) [Geographical Inclinations, or Nostalgia for Sovereignty (The Hyderabad Dilemma)] // Pod nebom Yuzhnoj Azii. Territoriya i prinadlezhnost': geopoliticheskoe konstruirovanie i sub"ektnost' vospriyatiya obitaemyh prostranstv [Under the Skies of South Asia. Territory and Belonging: Geopolitical Construction, Human Agency and the Perception of Places]. M., 2016. P. 293-303. (In Russ.).

11. Chereshneva L.A. Raduga nadKrasnym fortom: razdel kolonial'noj Indii v 1947 g. [Rainbow above the Red Fort: The Partition of Colonial India in 1947]. M., 2012. (In Russ.).

12. Chereshneva M.S. Sardar Patel'. Politicheskaya deyatel'nost' soratnika Mahatmy Gandi Vallabhai Patelya v 1947-1950 gg. [Sardar Patel. The Political Activities of Mahatma Gandhi's Associate Vallabhbhai Patel in 1947-1950]. Lipetsk, 2019. (In Russ.).

13. Chinna Rao Y. Dalits' Struggle for Identity: Andhra and Hyderabad, 1900-1950. New Delhi, 2003.

14. Cohn B.S. Colonialism and Its Forms of Knowledge: The British in India. Princeton, 1996.

15. Copland I. 'Communalism' in Princely India: The Case of Hyderabad, 1930-1940 // Modern Asian Studies. 1988. Vol. 22. № 4. P. 783-814.

16. Corbridge S., Harriss J. Reinventing India. Cambridge, 2000.

17. D'yakov A.M. National'ny'j vopros v sovremennoj Indii [The National Issue in Contemporary India]. M., 1963. (In Russ.).

18. Engineer A.A. Making of the Hyderabad Riots // Economic and Political Weekly. 1991. Vol. 26, № 6. P. 271-274.

19. Girvin B. From Civic Pluralism to Ethnoreligious Majoritarianism: Majority Nationalism in India // Nationalism and Ethnic Politics. 2020. Vol. 26. P. 27-45.

20. Glushkova I.P. O proekte «Pod nebom Yuzhnoj Azii». Konceptualizaciya pros-transtvennyh segmentov v kontekste politicheskoj i kul'turnoj territorial'nosti. Proshloe, nastoyashhee i budushhee [About the 'Under the Skies of South Asia Project. Conceptualization of Spatial Segments within the Political and Cultural Territoriality Context. The Past, the Present, and the Future] // Pod nebom Yuzhnoj Azii. Territoriya i prinadlezhnost': geopoliticheskoe konstruirovanie i sub"ektnost' vospriyatiya obitaemyh prostranstv [Under the Skies of South Asia. Territory and Belonging: Geopolitical Construction, Human Agency and the Perception of Places]. M., 2016. P. 8-31. (In Russ.).

21. Granville O. The Indian Constitution: Cornerstone of a Nation (Classic Reissue). London, 1999.

22. Granville O. Working a Democratic Constitution: The Indian Experience (Law in India Series). London, 2000.

23. Gudavarthy A. Muslims of Telangana: A Ground Report // Economic and Political Weekly. 2014. Vol. 49, № 17. URL: http://www.epw.in/journal/2014/17/election-specials-web-exclusives/muslims-telangana-ground-report.html

24. Jaffrelot Ch. The Hindu Nationalist Movement in Indian Politics. London, 1996.

25. Judd D. Empire: The British Imperial Experience, 1756 to the Present. N.Y., 1996.

26. Judd D. The Lion and the Tiger: The Rise and Fall of the British Raj, 1600-1947. Oxford, 2004.

27. Kashin V.P. «Shtatomaniya» vIndii: opyt Telangany i Gurkkhalenda ["The Quest for New States" in India: The Telangana and Gurkhaland Experience] // Indiya: perspe-ktivy sovremennogo razvitiya. Vnutrennij, regional'nyj i global'nyj aspekty [India: Prospects of Contemporary Development. Local, Regional and Global Aspects]. M., 2013. P. 32-54. (In Russ.).

28. Kazakov V.I. Bor'ba za sozdanie nacional'ny'x shtatov v nezavisimoj Indii [The Struggle for National States in Independent India]. M., 1967. (In Russ.).

29. Lee A. From Hierarchy to Ethnicity: The Politics of Caste in Twentieth-Century India. Cambridge, 2019.

30. Low D.A. Britain and Indian Nationalism: The Imprint of Ambiguity, 1929-1942. Cambridge, 1997.

31. Luther N. Hyderabad. A Biography. New Delhi: Oxford University Press, 2006.

32. Mitchell L. Language, Emotion, andPolitics in South India: The Making of a Mother Tongue. Bloomington, IN: Indiana University Press, 2009.

33. Muldoon A. Empire, Politics and the Creation of the 1935 India Act: Last Act of the Raj. London, 2009.

34. Narayanan S.K. One State, One People, Two Languages? Telugu, Urdu, and the Shift in Border Politics in India // Texas Linguistics Forum. 2015. Vol. 58. P. 118-127.

35. Omvedt G. Dalits and Democratic Revolution: Dr B. R. Ambedkar and Dalit Movement in Colonial India. New Delhi, 1994.

36. Palanithurai G. Changing Contours of Ethnic Movement: A Case Study of Dravidian Movement. Annamalainagar, 1989.

37. Petrov I.A. Etnicheskie i konfessional'nye faktory v razvitii gorodskih aglomeracij nezavisimoj Indii: opyt Hajdarabada. [Ethnic and Confessional Factors in the Development of Urban Agglomerations of Independent India: The Experience of Hyderabad]. Diss... kand. ist. nauk: 07.00.03. M., 2018. (In Russ.).

38. Pod nebom Yuzhnoj Azii. Territoriya i prinadlezhnost': geopoliticheskoe konstru-irovanie isub"ektnost' vospriyatiyaobitaemyhprostranstv. [Under the Skies of South Asia. Territory and Belonging: Geopolitical Construction, Human Agency and the Perception of Places]. M., 2016. (In Russ.).

39. Prazauskas A.A. Etnos, politika i gosudarstvo v sovremennoj Indii. [Ethnicity, Politics and the State in Contemporary India]. M., 1990. (In Russ.).

40. Rao G.R.S. Regionalism in India: A Case Study of TelanganaIssue. New Delhi, 1975.

41. Rao K.V. Narayana. The Emergence of Andhra Pradesh. Bombay, 1973.

42. Rao P. Raghunadha. History of Modern Andhra Pradesh. New Delhi, 1997.

43. Reddy R.N. Heroic Telangana: Reminiscences and Experiences. Delhi, 1973.

44. Report of the Sarkaria Commission. 1988. URL: http://interstatecouncil.nic.in/wp-content/uploads/2015/06/CHAPTERI.pdf

45. Sagimbaev A.V. Akt o reformah pravitel'stva Indii 1919 g. [The 1919 Reforms Act of India's Government] // Voprosy istorii [Issues in History]. 2013. № 12. P. 66-83. (In Russ.).

46. Sagimbaev A.V. Specifika formirovaniya antikolonial'nogo dvizheniya v kontekste evolyucii britanskoj kolonial'nojpolitiki vIndii na rubezhe 1910-h-1920-h gg. [The Formation of the Anticolonial Movement within the Context of British Colonial Policy in India in the 1910-1920s] // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bryansk State University Newsletter]. 2014. № 2. P. 136-140. (In Russ.).

47. Sagimbaev A.V. Podgotovka proekta indijskoj konstitucii v pervoj polovine 1930-h gg.: stolknovenie interesov vnutri britanskojpoliticheskoj elity [Preparation of the Indian Constitution in the First Half of the 1930s: The Clash of Interests within the British Political Elite] // Istoriya. Obshchestvo. Politika. [History. Society. Politics] 2021. № 3(19). P. 6-17. URL: http://www.clio-brgu.ru (In Russ.).

48. Ch. Peasant Struggle in Nalgonda District: A Case of Study of Suryapet Taluq 1900-1951. Hyderabad, 2011.

49. Saidulu Ch. Peasant Struggle in Nalgonda District: A Case of Study of Suryapet Taluq 1900-1951. Hyderabad, 2011.

50. Schwartzberg J. Factors in the Linguistic Reorganization of Indian States // Sarangi A. (ed.). Language and Politics in India. New Delhi, New York, 2009. P. 139-182.

51. Seal A. Emergence of Indian Nationalism: Competition and Collaboration in the Later Nineteenth Century. Cambridge, 1971.

52. Singharoy D.K. Peasant Movements in Post-Colonial India. Dynamics of Mobilization and Identity. New Delhi, 2004.

53. Thapar R. The Future of the Indian Past // Outlook. 01.04.2004. URL: https://www. outlookindia.com/website/story/the-future-of-the-indian-past/223453

54. Tillin L. Indian Federalism. London, New Delhi, 2019.

55. Tillin L. Remapping India: New States and Their Political Origins. London, 2013.

56. Triveni D. History of Modern Andhra. Delhi, 1986.

57. Vanina E.Yu. Indiya: istoriya v istorii [India: History in History]. M., 2014. (In Russ.).

58. Vanina E.Yu. Kolonial'nyjperiod — «proektirovanie» nacii i strany [The Colonial Period: "Designing" a Nation and a Country] // Indiya — Rossiya: strategiya part-nerstva v XXI veke [India — Russia: Partnership Strategy in the XXI Century] M., 2009. P. 83-92. (In Russ.).

59. Varshney A. States or Cities? Studying Hindu-Muslim Riots // Regional Reflections: Comparing Politics Across India's States. New Delhi, 2004. Р. 177-218.

60. Venkateswarlu K. Communal Riots in Telingana during 1936-1948. Hyderabad, 1992.

61. Wilkinson S. Explaining Town-Level Variation in Hindu-Muslim Violence // Votes and Violence. Electoral Competition and Ethnic Riots in India. Cambridge, 2004. P. 19-62.

62. Zachariah B. Nehru. London: Routledge, 2004.

63. Zubrzycki J. The Last Nizam. The Rise and Fall of India's Greatest Princely States. London, 2006.

Статья поступила в редакцию 25.04.2023; одобрена после рецензирования 04.06.2023; принята к публикации 29.06.2023.

The article was submitted 25.04.2023; approved after reviewing 04.06.2023; accepted for publication 29.06.2023.

ОБ АВТОРАХ

Бочковская Анна Викторовна — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Южной Азии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова; abochkovskaya@iaas. msu.ru

Сагимбаев Алексей Викторович — доктор исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского; sagimbaev@yandex.ru

Черешнева Мария Сергеевна — кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры отечественной и всеобщей истории Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, chereshneva20@gmail.com

Гепалов Александр Сергеевич — аспирант кафедры отечественной и всеобщей истории Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского; и.о. директора Липецкого областного краеведческого музея; museum48@mail.ru

ABOUT THE AUTHORS

Anna V. Bochkovskaya — PhD (History), Associate Professor of the Department of the History of South Asia, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University; abochkovskaya@iaas.msu.ru

Alexey V. Sagimbayev — Doctor of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of General History and International Relations, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; sagimbaev@yandex.ru

Mariia S. Chereshneva — PhD in History, Senior Lecturer of the Department of National and Universal History of the Lipetsk State Pedagogical P.P. Semenov-Tyan-Shansky University; chereshneva20@gmail.com

Alexander S. Gepalov — postgraduate student of the Department of National and Universal History of the Lipetsk State Pedagogical P.P. Semenov-Tyan-Shansky University; Acting Director of the Lipetsk Regional Museum; museum48@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.