Научная статья на тему 'Этнос и конфессия в политической жизни современного Хайдарабада'

Этнос и конфессия в политической жизни современного Хайдарабада Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАЙДАРАБАД / МЕЖОБЩИННЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / HYDERABAD / COMMUNAL VIOLENCE / ETHNIC AND CONFESSIONAL FACTORS / POLITICAL PARTIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петров Иван Анатольевич

Город Хайдарабад в южной Индии является столицей штатов Телангана и Андхра-Прадеш. Хайдарабад, будучи историческим образцом синтеза индусской и мусульманской культур, приобрел на современном этапе репутацию города, в котором периодически возникают межобщинные столкновения. В данной статье рассматривается роль этнического и конфессионального факторов в деятельности политических партий в Хайдарабаде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic and Confessional Factors in the Activities of Political Parties in Modern Hyderabad

South-Indian city of Hyderabad is the capital of Telangana and Andhra Pradesh. Hyderabad, being a historical example of Hindu-Muslim cultural synthesis, is at the same time notorious for its intercommunal clashes. This article deals with the role of ethnic and confessional factors in the activities of political parties in Hyderabad.

Текст научной работы на тему «Этнос и конфессия в политической жизни современного Хайдарабада»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2016. № 1

ИСТОРИЯ И.А. Петров

ЭТНОС И КОНФЕССИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ХАЙДАРАБАДА

Город Хайдарабад в южной Индии является столицей штатов Телангана и Андхра-Прадеш. Хайдарабад, будучи историческим образцом синтеза индусской и мусульманской культур, приобрел на современном этапе репутацию города, в котором периодически возникают межобщинные столкновения. В данной статье рассматривается роль этнического и конфессионального факторов в деятельности политических партий в Хайдарабаде.

Ключевые слова: Хайдарабад, межобщинные столкновения, этнические и конфессиональные факторы, политические партии.

South-Indian city of Hyderabad is the capital of Telangana and Andhra Pradesh. Hyderabad, being a historical example of Hindu-Muslim cultural synthesis, is at the same time notorious for its intercommunal clashes. This article deals with the role of ethnic and confessional factors in the activities of political parties in Hyderabad.

Key words: Hyderabad, communal violence, ethnic and confessional factors, political parties.

Региональные исследования являются очень актуальными для современной индологии. Интерес к городу Хайдарабад, входящему в шестерку крупнейших городов Индии1, вызван разнообразными факторами. Для сегодняшней Индии Хайдарабад ценен как форпост экономического прогресса, так как город - важнейший центр информационных и компьютерных технологий. Еще один важный аспект, привлекающий сегодняшних исследователей к Хайдарабаду, - это непосредственные контакты веками мусульман с индусами, способствовавшие возникновению особого феномена, который характеризуется в историографии как «хайдарабадская культура», носящая синтетический характер и вобравшая элементы как мусульманской, так и индусской культурных традиций. Тем не менее Хайдарабад приобрел репутацию города, в котором регулярно возникают межобщинные столкновения. Современный Хайдарабад имеет множество проблем, истоки которых уходят далеко вглубь истории. Одной из таких проблем, наиболее актуальных для Хайдарабада в отдельности и для Индии в целом является вопрос межобщинных

1 Сюда относятся Мумбаи, Дели, Колката, Ченнаи, Бангалор, Хайдарабад.

отношений. Межобщинные отношения, включающие как конфессиональную, так и этническую составляющие, оказывают влияние на все стороны жизни Хайдарабада. В контексте данной работы будет сделана попытка проследить, каким образом этнический и конфессиональный факторы отражаются в деятельности ключевых политических партий в городе.

Хайдарабад, будучи административным центром южноиндийских штатов Андхра-Прадеш и Телангана, является важнейшим средоточием политической жизни этих субъектов республики Индия. В них зарегистрировано большое число региональных партий, но при этом такие крупнейшие общеиндийские партии и объединения, как Индийский национальный конгресс (ИНК), Бхаратия Джана-та Парти (БДП)2 и Третий фронт, продолжают играть заметную роль в жизни упомянутых штатов. Так, с момента образования Андхра-Прадеша в 1956 г. и вплоть до 1983 г. ИНК безоговорочно доминировал в политической сфере штата, чье правительство он возглавлял. С появлением на арене местной партии Телугу Десам (ТДП)3 в 1982 г., которая сегодня является ведущей партией Андхра-Прадеша, с середины 1980-х гг. ИНК несколько раз уступал ТДП на местных выборах.

Выделение штата Телангана из Андхра-Прадеша в 2014 г. и превращение Хайдарабада в общую столицу этих штатов осложнило политическую жизнь в городе. Нужно отметить, что процесс создания Теланганы - уникальный в истории Индии. Сыграли определенную роль как социально-экономические, так и этнические факторы, однако в рамках бывшего штата Андхра-Прадеш борьба шла не между различными этническими группами (что представляет собой обычное явление для Индии), а внутри одной народности телугу. В силу особенностей историко-культурного развития телугу Теланганы и телугу прибрежной Андхры претендуют на различную самоидентичность.

Все политические партии и организации, представленные в Хайдарабаде, можно разделить на несколько типов. Во-первых, следует выделить этнонационалистические партии, которые выступают за единство народа телугу, при этом религиозный фактор отходит на второй план (например, ТДП). Во-вторых, особняком стоят партии, функционирующие с позиций религиозного национализма (Мад-жлис Иттихад-ул-Муслимин). В-третьих, стоит отметить организации, которые активно поддерживали идею создания отдельного штата Телангана (Телангана Раштра Самити4).

2 Бхаратия Джаната Парти - Партия индийского народа (хинди).

3 Телугу Десам - Партия земли народа телугу (телугу).

4 Телангана Раштра Самити - Национальный комитет Теланганы (телугу).

Хайдарабад имеет длительную и богатую политическую историю. Первой политической организацией, появившейся на территории княжества, стал Маджлис Иттихад-ул-Муслимин (МИМ5), который оформился в 1924-1927 г. Изначально МИМ был собранием представителей мусульманской элиты, но к 1940-м приобрел черты политической партии. В сентябре 1948 г. после присоединения княжества Хайдарабад к Индии новое правительство издало указ о запрете его деятельности. Таким образом, единственная партия, защищавшая интересы хайдарабадской мусульманской общины, перестала существовать. Однако мусульмане ощущали необходимость в организации, которая выражала бы интересы их общины в политической жизни Хайдарабада. Первый шаг в этом направлении был предпринят в 1950 г., когда мусульманский учитель Сайид Халиулла Хусейни основал общественную организацию Базм-е-Ахбаб6. Через четыре года эта организация была реорганизована, став политизированной, и получила название Маджлис Тамир-е-Миллат (МТМ)7. В сферу интересов организации входили вопросы, касающиеся образования, социального обеспечения и экономической «реабилитации» мусульман Хайдарабада. Кроме того, МТМ обратился к ИНК, чтобы тот помог возвратить общине земли, дома, мечети и другое имущество, которого мусульмане лишились в результате операции «Поло», в ходе которой княжество Хайдарабад было присоединено к Индии в сентябре 1948 г.8

В 1957 г. из тюрьмы был освобожден бывший глава МИМ Ка-сима Разви с условием, что он эмигрирует в Пакистан. Индийское правительство позволило возродить партию МИМ, сняв запрет с ее деятельности. Перед тем, как покинуть Индию, Разви захотел передать руководство партией кому-нибудь из верных ему сторонников. В ходе совещания выбор пал на местного адвоката Абдула Вахида Овайси, который в итоге согласился возглавить МИМ.

Политика, проводимая новым руководителем партии, не понравилась некоторым членам МИМ, что привело в конце 1950-х годов к расколу внутри Иттихада, в результате чего был создан Андхра Прадеш Маджлис (АПМ9), который наряду с Тамир-е-Миллат стал одним из главных политических соперников МИМ. Первые годы своего существования АПМ и МТМ тесно сотрудничали с ИНК, образуя своеобразный альянс против МИМ10.

5 Маджлис Иттихад-ул-Муслимим - Совет мусульманского единства (урду).

6 Базм-е-Ахбаб - Общество/круг друзей (урду).

7 Маджлис Тамир-е-Миллат - Совет по возрождению общины (урду).

8 Wright Th.P.Jr. National Integration and Modern Judicial Procedure in India: The Dar-Us-Salam Case // Asian Survey. Vol. 6. N 12 (Dec., 1966). P. 677-678.

9 Андхра Прадеш Маджлис - Собрание штата Андхра-Прадеш (урду).

10 Khan R. Muslim Leadership and Electoral Politics in Hyderabad: A Pattern of Minority Articulation-I // Economic and Political Weekly. Vol. 6. N 15 (Apr. 10, 1971). P. 790.

Лидеры Иттихад-ул-Муслимин всеми средствами пытались восстановить авторитет партии как единственного представителя и защитника интересов мусульманского меньшинства Хайдарабада. Но на протяжении нескольких лет партия оставалась неприметной и не принимала большого участия в политических решениях. Абдул Овайси решил обновить партию, переписав ее устав в соответствии с положениями Конституции Индии. Кроме того, он назначил своего сына Султана Салахуддина Овайси на высокий пост в партии, что вызвало недовольство со стороны членов МИМ.

Впервые МИМ принял участие в местных выборах муниципального объединения Хайдарабад в 1960 г. Тогда партия получила 18 мест из 64 возможных11, что оказалось большим успехом для нее. В 1961 г. Абдул Овайси провозгласил Маджлис Иттихад-ул-Муслимин партией национального уровня12, а в предвыборном манифесте было объявлено, что к первостепенным задачам МИМ относятся защита языка урду, достижение пропорционального представительства мусульман во всех сферах жизни общества, а также получение права мусульманам занимать высокие должности в армии и полиции. Партия считала необходимым пропагандировать ислам, делать упор на мусульманское частное право, а также способствовать единению мусульманской общины.

На всеобщих выборах 1967 г. МИМ получил 39,8% голосов избирателей Хайдарабада. Таким образом, партия начала набирать авторитет и со временем превратилась в «эксклюзивную» мусульманскую политическую партию в Хайдарабаде. В то же самое время влияние МИМ не распространялось дальше границ города13.

В 1975 г. первый председатель возрожденного Маджлис Иттихад-ул-Муслимин Абдул Овайси скончался. Главой партии стал его сын Султан Салахуддин Овайси. С тех пор укрепился принцип династийности в МИМ, поскольку по сей день пост председателя Иттихад находится в руках клана Овайси14. После того как в 1967 г. скончался последний низам Осман Али Хан, а спустя несколько лет Индира Ганди отменила все титулы и привилегии князей15, председатель МИМ в лице представителя семьи Овайси стал главой мусульманской общины Хайдарабада. Так, Султан Овайси был

11 В то время как общее число мест, полученных мусульманами, составляло 30.

12 С тех пор официальное название партии звучит как "All India Majlis-e-Ittehadul Muslimeen".

13 Benson J.E. Politics and Muslim Ethnicity in South India // Journal of Anthropological Research. Vol. 39. N 1 (Spring, 1983). P. 52.

14 Хотя данное явление не ново для Индии. В качестве примера можно привести тот же ИНК, во главе которого находятся родственники Дж. Неру.

15 Наследник Османа Али Хан Мукаррам Джах покинул Индию и переселился в Австралию, где владел фермой.

известен как Салар-е-Миллат, т. е. глава общины, и это имя закрепилось за ним16.

К началу 1980-х годов Иттихад-ул-Муслимин продолжал прокладывать путь на общеиндийский уровень, но эти попытки поначалу были безуспешными. В 1984 г. судьба партии кардинально изменилась, когда Султан Овайси17 был впервые избран в нижнюю палату индийского парламента (Лок Сабха) от штата Андхра-Прадеш и занимал это место на протяжении 20 лет.

В 1993 г. внутри МИМ произошел новый раскол, в результате чего из него выделилась партия Маджлис Бачао Техрикп. Новую партию возглавил Мохаммед Аманулла Хан - близкий соратник Султана Овайси. Раскол был вызван тем, что Хан обвинил Овайси в недостаточно решительной позиции МИМ в отношении событий в Айодхъе, связанных с разрушением Бабри Масджид в 1992 г. На сегодняшний момент МБТ не играет существенной роли в хайдарабадской политике, получая голоса мусульманских избирателей лишь в нескольких избирательных округах.

Подобно своему отцу, Султан Овайси приобщил к политической деятельности двух своих сыновей, Асадуддина и Акбаруддина. С 2004 г. Султан фактически отошел от политики, передал свое место в Лок Сабхе старшему сыну Асадуддину, известному адвокату, получившему образование в Лондоне. Он стал председателем партии после смерти Султана Овайси в 2008 г., и по сей день занимает этот пост19.

До 2012 г. Маджлис Иттихад-ул-Муслимин находился в тесной коалиции с ИНК, однако затем было объявлено, что МИМ отказывается сотрудничать с ИНК в Андхра-Прадеше, поскольку «ИНК оказывает поддержку индусским коммуналистским силам и действует против интересов мусульман»20. В том же 2012 г. руководство МИМ объявило, что партия намерена расширить свое политическое влияние за пределами Хайдарабада. Так, Асадуддин Овайси заявил о том, что партия готова вступить в борьбу за голоса мусульман во всех трех регионах Андхра-Прадеша: Телангане, Раяласиме и

16 MIM president Salahuddin Owaisi passes away // Indian Muslims: e-paper. 2008. URL: http://www.indianmuslims.info (Retrieved 09/29/2008).

17 Султан Овайси, или Салар, как его называли мусульмане, рассматривался мусульманской общиной как их отец, особенно после того, как МИМ участвовал в защите мусульман во время межобщинных столкновений, которые с конца 1970-х годов стали обычным явлением в Хайдарабаде.

18 Маджлис Бачао Техрик - Движение «Спаси Маджлис» (урду).

19 MIM president Salahuddin Owaisi passes away // Indian Muslims: e-paper. 2008. URL: http://www.indianmuslims.info (Retrieved 09/29/2008).

20 MIM Withdraws Support to UPA, AP Govt // Business Standard: e-paper. 2012. URL: http://www.business-standard.com/article/current-affairs/mim-withdraws-support-to-upa-ap-govt-112111304028_1.html (Retrieved 11/13/2012).

Андхре, так как в некоторых районах Tеланганы и Раяласиме доля мусульманского населения составляет 15-25%21.

В августе 2013 г. за пару месяцев до принятия Акта о создании штата Tелангана глава МИМ Асадуддин Овайси встретился с лидером ИНК Соней Ганди. На этой встрече, посвященной судьбе Tеланганы и статусу Хайдарабада, Асадуддин выступил категорически против разделения штата Андхра-Прадеш. Овайси также не поддержал план предоставления Хайдарабаду статуса союзной территории22.

Развивая идею расширения политической деятельности за пределами Хайдарабада, руководство Иттихада накануне общеиндийских выборов 2014 г. объявило о том, что партия намерена закрепить свое присутствие в Махараштре, Карнатаке (в основном в районах, которые когда-то входили в состав княжества Хайдарабад, и где проживает мусульманское население), а также в Азамгархе и Аллахабаде в штате Уттар-Прадеш. Особым пунктом в программе партии значилось стремление к альянсу с секулярными силами для противостояния БДП. Еще одним важным заявлением стало обещание помогать всем религиозным меньшинствам и отсталым группам23. Подтверждением тому, что МИМ не является партией, поддерживающей лишь мусульман, стало заявление Асадуддина Овайси, что он намерен изучать язык телугу, и это позволит ему обращаться к своим индусским избирателям на их родном языке24.

Помимо упомянутых локальных партий на территории Хайдарабада действуют некоторые общеиндийские мусульманские партии и общественно-религиозные организации, такие как Джамаат-е-Ислами Хинд, Маджлис-е-Мушаварат25, а также молодежная организация Студенческое исламское движение Индии.

Джамаат-е-Ислами Хинд (ДИХ) была основана в 1948 г. На сегодняшний день в ее рядах насчитывается 5 млн человек, а региональные отделения имеются в 17 индийских штатах. В Хайдарабаде

21MIM Looks to Expand Beyond Hyderabad // Hindustan Times: e-paper. 2012. URL: http://www.hindustantimes.com/india-news/mim-looks-to-expand-beyond-hyderabad/ article1-958886.aspx (Retrieved 11/13/2012).

22 MIM Chief Meets Sonia, Opposes Hyderabad as Union Territory // First Post: e-paper. 2013. URL: http://www.firstpost.com/politics/mim-chief-meets-sonia-opposes-hyderabad-as-union-territory-1051191.html (Retrieved 08/21/2013).

23 Majlis Eyeing National Role // The Hindu: e-paper. 2014. URL: http://www. thehindu.com/news/national/andhra-pradesh/majlis-eyeing-national-role/article5778115. ece (Retrieved 03/13/2014).

24 Asaduddin Owaisi Keen to Learn Telugu // All India Majlis-e-Ittehadul Muslimeen: online journal. 2014. URL: http://www.aimim.in/asaduddin-owaisi-keen-to-learn-telugu/ (Retrieved 02/15/2015).

25All India Muslim Majlis-e-Mushawarat - Всеиндийский мусульманский консультативный совет.

ДИХ имеет контакты с МИМ и Маджлис-е-Мушаварат. Партия занимается традиционными для мусульманских организаций миссионерской, образовательной и другими видами деятельности26.

Всеиндийский мусульманский консультативный совет (АИМММ) был создан в 1964 г. В настоящий момент Совет является зонтичной структурой, которая объединяет все мусульманские организации Индии. Своими главными задачами АИМММ считает решение проблем мусульманской общины, предоставление помощи жертвам насилия, контроль над ситуацией в мусульманской общине и юридически правильное реагирование на несоблюдение конституционных гарантий. Кроме того, организация считает необходимым способствовать активному участию мусульман в жизни страны, образовательному и экономическому развитию, а самое главное, обеспечить сохранение социальной и религиозной идентичности мусульман27.

Студенческое исламское движение Индии (СИМИ) было создано в 1977 г. студентами-членами Джамаат-е-Ислами Хинд. Со временем движение трансформировалось в радикальную мусульманскую организацию, члены которой выступали за превращение Индии в исламское государство. В 2001 г. индийское правительство запретило организацию за причастность к террористической деятельности, но Движение до сих пор существует, работая под прикрытием центров изучения религии и исследовательских центров сельского развития. Штаб-квартира организации расположена в Хайдарабаде. Членами Движения являются молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет28.

Партия Телугу Десам (ТДП), основанная в 1982 г., является крупнейшей националистической политической организацией в штате Андхра-Прадеш. У истоков этой партии стоял известный южноиндийский актер Нандамури Тарака Рама Рао29. Свою политическую карьеру Рама Рао начал с того, что развернул активную оппозиционную деятельность против конгрессистского правительства штата Андхра-Прадеш. При этом деятельность Рама Рао была уникальной в своем роде, поскольку это был первый случай серьезного оппозиционного ИНК движения в штате. Совершая паломничества по святым местам или просто разъезжая на своем

26 См.: КомиссинаИ.Н. Мусульманские организации Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. М., 2009. С. 144-146.

27 Там же. С. 152-153.

28 Там же. С. 173-174.

29 Н.Т. Рама Рао (иногда Рамарао), или НТР, приобрел свою актерскую популярность, исполняя роли индусских богов и «хороших полицейских». Это обстоятельство во многом способствовало продвижению политической карьеры Рамы Рао, ибо он пользовался доверием у населения.

автомобиле по городам и весям Андхра-Прадеша, Рама Рао призывал бороться с коррупцией конгрессистского правительства штата. Создавая свою партию, Н.Т. Рама Рао главной целью видел защиту интересов народа телугу, обеспечение людей едой, жильем и одеждой по доступным ценам. Особыми пунктами в программе партии значились эмансипация женщин, помощь молодежи и малообеспеченным слоям населения30.

В 1983 г. ТДП впервые приняла участие в выборах в Законодательное собрание штата Андхра-Прадеш. В результате этих выборов партия получила 202 места (общее число мест в Законодательном собрании штата составляет 294 места), став, таким образом, безусловным лидером и сформировав правительство штата Андхра-Прадеш. Впервые за всю историю АП ИНК потерял свое господствующее положение в данном регионе. Следующей важной вехой в истории ТДП стали выборы в нижнюю палату индийского парламента в 1984 г., по итогам которых Телугу Десам заняла 32 из 42 закрепленных за Андхра-Прадешем мест. ТДП повторила свой успех во время общеиндийских выборов 1999 г., получив 29 мест в Лок Сабхе. В общей сложности ТДП четыре раза формировала правительство штата Андхра-Прадеш - в 1983, 1985, 1994 и в 1999 гг.31

Т.Н. Рама Рао занимал должность председателя ТДП до 1995 г. В августе 1995 г. внутри ТДП произошел «переворот», в ходе которого Рама Рао был смещен с должности председателя партии и главного министра штата Андхра-Прадеш своим зятем Нара Чандрабабу Найду, занимавшим пост министра финансов штата. Чандрабабу Найду находился во главе штата с 1995 г. по 2004 г., приобретя за это время репутацию модернизатора. Так, именно Найду был инициатором основания в Хайдарабаде 1Т-парка, который к настоящему моменту значительно расширился и получил название Киберабад.

Выборы 2004 г. оказались не столь успешными для ТДП, как предыдущие. Партия Телугу Десам, вступившая в альянс с Третьим фронтом, набрала 37,59% голосов. Результаты выборов 2009 г., на которых Телугу Десам выступила совместно с Национальным демократическим альянсом, были еще ниже: 28,12% против 54,04% в 1983 г.

ТДП со временем трансформировалась в партию, объединившую представителей разных этносов и религий. Большую часть

30About Telugudesam Party // Telugudesam Party: online journal. 2016. URL: http:// www.telugudesam.org/tdpcms/index.php?option=com_content&view=article&id=25&It emid=28 (Retrieved 03/27/2016).

31 Teludu Desam Party // Wikipedia: online journal. 2016. URL: http://en.wikipedia. org/wiki/Telugu_Desam_Party (Retrieved 03/27/2016).

руководства партии составляют представители одной из наиболее значимой в Андхре касты камма, однако в числе членов партии есть, например, мусульмане. Интересен тот факт, что мусульмане присутствуют лишь в хайдарабадском отделении ТДП. Так, Захид Али Хан является членом политбюро, Мохаммед Салим - вице-президент хайдарабадского отделения, М.А. Салам - член комитета по СМИ32.

Среди большого разнообразия политических партий, представленных в Хайдарабаде, особо выделяются организации, деятельность которых сосредоточена в Телангане. В связи с активизацией33 в 2000-х годах движения за образование отдельного штата Телангана в этом регионе было зарегистрировано множество партий, цели и задачи которых во многом совпадали. Так, среди партий, выступающих за предоставление Телангане особого статуса в рамках Андхра-Прадеша или создания отдельного штата, можно назвать Телангана Праджа Франт34, Телангана Раштра Парти35, Телангана Джаната Парти36, Телангана Раштра Самити.

К одной из крупнейших партий на территории Теланганы можно отнести Телангана Раштра Самити (ТРС). Основатель партии и ее бессменный лидер Калвакунтала Чандрашекхар Рао в свое время являлся членом партии Телугу Десам. После того как в 1999 г. ТДП сформировала правительство штата Андхра-Прадеш, Чандрашекхар Рао занял пост заместителя спикера Законодательного собрания АП. В начале 2000-х годов. К.Ч. Рао поддержал интеллектуальную элиту Теланганы, агитировавшую за признание отдельного штата Телангана. Лидер партии Телугу Десам Чандрабабу Найду негативно отнесся к действиям Чандрашекхара Рао, что породило непонимание между двумя политическими деятелями. Вследствие этого в 2001 г. Чандрашекхар анонсировал создание в Хайдарабаде своей партии, которая получила название Телангана Раштра Самити (Национальный комитет Теланганы). На выборах 2004 г. ТРС вступила в ряды Объединенного прогрессивного альянса (ОПА), возглавляемого ИНК. Лидеры ИНК обещали ускорить процесс рассмотрения вопроса о предоставлении Телангане статуса отдельного штата.

32 State Committee // Telugudesam Party: online journal. 2016. URL: http://www. telugudesam.org/tdpcms/index.php?option=com_content&view=article&id=16966&Ite mid=125 (Retrieved 03/27/2016).

33 Толчком к активизации политического движения за образование Теланганы стали события в Северной Индии, связанные с формированием новых штатов в «поясе хинди»: Уттаранчал/Уттаркханд, Чхаттисгарх, Джхаркханд.

34 Телангана Праджа Франт - Народный фронт Теланганы (телугу).

35 Телангана Раштра Парти - Партия штата Телангана (телугу).

36 Телангана Джаната Парти - Партия народа Теланганы (телугу).

После победы ОПА на выборах проблема Теланганы не была решена, напротив, рассмотрение этого вопроса всячески затягивалось. Тогда в 2006 г. Чандрашекхар Рао объявил о том, что его партия лишает ОПА своей поддержки, и вышел из Альянса. Накануне выборов 2009 г. ТРС поддержала Третий фронт, в который входили Телугу Десам Парти, Бахуджан Самадж Парти, обе коммунистические партии Индии и др. Но вскоре Чандрашекхар Рао пересмотрел свое решение и вступил в союз с Национальным демократическим альянсом (НДА), лидером которого являлась Бхаратия Джанта Парти (БДП).

В ноябре 2009 г. К.Ч. Рао объявил голодовку, требуя от центрального правительства конкретных действий в решении судьбы Теланганы. Активная политическая деятельность К.Ч. Рао стала важнейшим фактором, который повлиял на решение руководства ОПА во главе с ИНК подписать законопроект в октябре 2013 г. о расформировании штата Андхра-Прадеш и создании нового штата Телангана.

Весьма показательными являются последние общеиндийские выборы, завершившиеся в мае 2014 г. На политической арене Хайдарабада боролись как общенациональные, так и местные партии. Безоговорочным победителем в Хайдарабаде стала партия Маджлис Иттихад-ул-Муслимин, набравшая 53% голосов избирателей, показав наилучший результат за все годы своего существования. Своей победой МИМ сохранил за собой право представлять Хайдарабад в нижней палате индийского парламента. Стоит напомнить, что с 1984 г. МИМ стабильно занимает одно место в Лок Сабхе. В 2014 г. основная политическая борьба в городе развернулась между Мад-жлисом и БДП, получившей 32% голосов. Успех БДП можно объяснить тем, что лидеры партии активно поддерживали идею создания штата Телангана, уделив этому вопросу особое внимание в своем политическом манифесте.

Ранее было отмечено, что руководство МИМ негативно относится к планам выделения штата Телангана, однако в ходе предвыборной кампании лидер Маджлиса Асадуддин Овайси изменил свое мнение по этому вопросу на противоположное. Но Асадуддин остается противником предоставления Хайдарабаду статуса общей столицы новых штатов Телангана и Андхра-Прадеш.

Показательно, что глава партии ТРС Чандрашекхар Рао, который в начале июня 2014 г. занял пост главного министра штата Телангана37, предложил Маджлису принять участие в формировании пра-

37 Партия ТРС набрала более 40% голосов избирателей в Телангане, получив, таким образом, право сформировать правительство нового штата.

вительства штата. Лидер МИМ отверг данное предложение, однако пообещал тесно сотрудничать с кабинетом Ч. Рао. В ходе встречи лидеров МИМ и ТРС Асадуддин Овайси высказал идею о необходимости ратификации в штате Телангана «Закона о предотвращении межобщинных столкновений и целенаправленного насилия»38. Данный законопроект был разработан еще в 2011 г., однако он не был принят, поэтому Телангана должна стать первым штатом, в котором необходимость защищать религиозные меньшинства и отсталые группы населения будет закреплена законодательно39.

В целом, несмотря на разнообразие партий и организаций в Хайдарабаде, четко выделяются три определяющих ситуацию в регионе партии. Во-первых, безусловный лидер в Хайдарабаде -партия Маджлис Иттихад-ул-Муслимин, руководитель которой представляет интересы города в нижней палате индийского парламента. МИМ - активная политической сила в городе, а манифест на общеиндийских выборах 2014 г. показывает, что партия готова выйти на более высокий уровень. Кроме того, интерес вызывает тот факт, что с января 2012 г. пост мэра Хайдарабада занимает член МИМ Мохаммед Маджид Хусейн. Во-вторых, следует выделить партию Телугу Десам, которая занимает влиятельное место на штатовском уровне; в то же самое время она проводит активную политику в Хайдарабаде. МИМ и ТДП, несмотря на явное отличие своих программ и действий, выступали единым фронтом против образования штата Телангана. Наконец, в-третьих, партия Телангана Раштра Самити, которая противопоставляет себя названным двум партиям, исполняя роль лидера в теланганском движении. ТРС не выступает в качестве партии, проповедующей религиозный национализм, однако контакты с коммуналистской РСС косвенно указывают на характер политической деятельности этой организации.

Хайдарабад, являясь центром политической жизни штатов Андхра-Прадеш и Телангана, интересен для исследователей с точки зрения развития самосознания народа телугу, а также соотношения религиозного и этнического национализма среди представителей телугу. Подобно другим крупным индийским народам (например, панджабцам и бенгальцам), телугу делятся на несколько конфессиональных групп, прежде всего на индусов и мусульман. Можно сделать вывод о том, что политические партии Хайдарабада демонстрируют противоречивое сочетание в их деятельности религиозной

38 The Prevention of Communal and Targeted Violence Bill.

39 MIM Declines TRS Offer to Join Cabinet. //All India Majlis-e-Ittehadul Mus-limeen: online journal. 2014. URL: http://www.aimim.in/mim-declines-trs-offer-to-join-cabinet/#comment-105 (Retrieved 02/15/2015).

и этнической мотивации. Так, Телугу Десам предстает партией, которая проповедует национальную идентичность телугу, невзирая на религиозные различия. Напротив, партия ТРС, открыто не заявляя об этом, выступает с позиций телугу-индусов. Совершенно иную ситуацию демонстрирует Маджлис Иттихад-ул-Муслимин, для политического руководства которого первостепенным является идея сопричастности исламу, в то время как этническая принадлежность отходит на второй план.

Список литературы

Комиссина И.Н. Мусульманские организации Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. М., 2009.

About Telugudesam Party//Telugudesam Party: online journal. 2016. URL: http://www. telugudesam.org/tdpcms/index.php?option=com_content&view=article&id=25&Item id=28 (Retrieved 03/27/2016). Asaduddin Owaisi Keen to Learn Telugu // All India Majlis-e-Ittehadul Muslimeen: online journal. 2014. URL: http://www.aimim.in/asaduddin-owaisi-keen-to-learn-telugu/ (Retrieved 02/15/2015). Benson J.E. Politics and Muslim Ethnicity in South India // Journal of Anthropological

Research. Vol. 39. N 1 (Spring, 1983). P. 42-59. Khan R. Muslim Leadership and Electoral Politics in Hyderabad: A Pattern of Minority Articulation-I // Economic and Political Weekly. Vol. 6. N 15 (Apr. 10, 1971). P. 783-794.

Majlis Eyeing National Role // The Hindu: e-paper. 2014. URL: http://www.thehindu. com/news/national/andhra-pradesh/majlis-eyeing-national-role/article5778115.ece (Retrieved 03/13/2014). MIM Chief Meets Sonia, Opposes Hyderabad as Union Territory // First Post: e-paper. 2013. URL: http://www.firstpost.com/politics/mim-chief-meets-sonia-opposes-hyderabad-as-union-territory-1051191 .html (Retrieved 08/21/2013). MIM Declines TRS Offer to Join Cabinet // All India Majlis-e-Ittehadul Muslimeen: online journal. 2014. URL: http://www.aimim.in/mim-declines-trs-offer-to-join-cabinet/#comment-105 (Retrieved 02/15/2015). MIM Looks to Expand Beyond Hyderabad // Hindustan Times: e-paper. 2012. URL: http://www.hindustantimes.com/india-news/mim-looks-to-expand-beyond-hyderabad/ article1-958886.aspx (Retrieved 11/13/2012). MIM president Salahuddin Owaisi passes away // Indian Muslims: e-paper. 2008. URL:

http://www.indianmuslims.info (Retrieved 09/29/2008). MIM Withdraws Support to UPA, AP Govt // Business Standard: e-paper. 2012. URL: http://www.business-standard.com/article/current-affairs/mim-withdraws-support-to-upa-ap-govt-112111304028_1.html (Retrieved 11/13/2012). State Committee // Telugudesam Party: online journal. 2016. URL: http://www.telu-gudesam.org/tdpcms/index.php?option=com_content&view=article&id=16966&Ite mid=125 (Retrieved 03/27/2016). Teludu Desam Party // Wikipedia: online journal. 2016. URL: http://en.wikipedia.org/

wiki/Telugu_Desam_Party (Retrieved 03/27/2016). Wright Th.P.Jr. National Integration and Modern Judicial Procedure in India: The Dar-Us-Salam Case // Asian Survey. Vol. 6. N 12 (Dec., 1966). P. 675-682.

Refere^es

About Telugudesam Party // Telugudesam Party: online journal. 2016. URL: http://www. telugudesam.org/tdpcms/index.php?option=com_content&view=article&id=25&Item id=28 (Retrieved 03/27/2016).

Asaduddin Owaisi Keen to Learn Telugu // All India Majlis-e-Ittehadul Muslimeen: online journal. 2014. URL: http://www.aimim.in/asaduddin-owaisi-keen-to-learn-telugu/ (Retrieved 02/15/2015).

Benson J.E. Politics and Muslim Ethnicity in South India // Journal of Anthropological Research. Vol. 39. N 1 (Spring, 1983). P. 42-59.

Khan R. Muslim Leadership and Electoral Politics in Hyderabad: A Pattern of Minority Articulation-I // Economic and Political Weekly. Vol. 6. N 15 (Apr. 10, 1971). P. 783-794.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Komissina I.N. Musul'manskiye organizacii vostochnoy, yugo-vostochnoy i yuzhnoy azii. M., 2009.

Majlis Eyeing National Role // The Hindu: e-paper. 2014. URL: http://www.thehindu. com/news/national/andhra-pradesh/majlis-eyeing-national-role/article5778115.ece (Retrieved 03/13/2014).

MIM Chief Meets Sonia, Opposes Hyderabad as Union Territory // First Post: e-paper. 2013. URL: http://www.firstpost.com/politics/mim-chief-meets-sonia-opposes-hyderabad-as-union-territory-1051191.html (Retrieved 08/21/2013).

MIM Declines TRS Offer to Join Cabinet // All India Majlis-e-Ittehadul Muslimeen: online journal. 2014. URL: http://www.aimim.in/mim-declines-trs-offer-to-join-cabinet/#comment-105 (Retrieved 02/15/2015).

MIM Looks to Expand Beyond Hyderabad // Hindustan Times: e-paper. 2012. URL: http://www.hindustantimes.com/india-news/mim-looks-to-expand-beyond-hyderabad/ article1-958886.aspx (Retrieved 11/13/2012).

MIMpresident Salahuddin Owaisi passes away // Indian Muslims: e-paper. 2008. URL: http://www.indianmuslims.info (Retrieved 09/29/2008).

MIM Withdraws Support to UPA, AP Govt // Business Standard: e-paper. 2012. URL: http://www.business-standard.com/article/current-affairs/mim-withdraws-support-to-upa-ap-govt-112111304028_1.html (Retrieved 11/13/2012).

State Committee// Telugudesam Party: online journal. 2016. URL: http://www.telugude-sam.org/tdpcms/index.php?option=com_content&view=article&id=16966&Itemid=1 25 (Retrieved 03/27/2016).

Teludu Desam Party // Wikipedia: online journal. 2016. URL: http://en.wikipedia.org/ wiki/Telugu_Desam_Party (Retrieved 03/27/2016).

Wright Th.P.Jr. National Integration and Modern Judicial Procedure in India: The Dar-Us-Salam Case // Asian Survey. Vol. 6. N 12 (Dec., 1966). P. 675-682.

Сведения об авторе: Петров Иван Анатольевич, аспирант кафедры истории

Южной Азии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: samara-ivan@mail.ru

About the author: Petrov Ivan Anatolyevich, post-graduate student of the Department of South Asian History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow

State University. E-mail: samara-ivan@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.