Научная статья на тему 'ЭТНОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ: ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ ОБЩЕСТВА'

ЭТНОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ: ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
218
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЛОГИЯ / КОНФЕССИЯ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИЯ / ВЕРА / ЭТНОС / НАЦИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Буркова Г.А.

В статье дается анализ современных межконфессиональных отношений в многонациональном регионе России - Республике Марий Эл. Опираясь на социологические данные, автор показывает, что межконфессиональных отношений в республике являются стабильными; рассматривает факторы, обеспечивающие межнациональное и межконфессиональное согласие. Большую, можно сказать, основополагающую, роль в сохранении и укреплении межнационального и межконфессионального согласия имеет государственная политика, проводимая руководством республики в этой сфере общественных отношений.Особое внимание автор уделяет роли практической этнологии, которая ликвидирует этнологическое невежество, и дает человеку знания о своем народе, его экономике, культуре, традициях, религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETHNOLOGICAL CONTENT OF INTERFAITH PROCESSES IN THE REPUBLIC OF MARI EL: THEIR INFLUENCE ON SPIRITUAL CULTURE OF SOCIETY

In article the analysis of the modern interfaith relations in the multinational region of Russia - the Republic of Mari El is given. Being guided by sociological data, the author shows that the interfaith relations in the republic are stable; considers the factors providing international and interfaith consent. Big, it is possible to tell, fundamental, in preservation and strengthening of international and interfaith consent the state policy which is carried out by the leaders of the republic in this sphere of the public relations has a role. The author pays special attention to a role of practical ethnology which liquidates ethnological ignorance, and gives to the person of knowledge of the people, its economy, culture, traditions, religion.

Текст научной работы на тему «ЭТНОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ: ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ ОБЩЕСТВА»

Философские науки

УДК 14

ЭТНОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ: ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ ОБЩЕСТВА

Г.А. Буркова1

Аннотация

В статье дается анализ современных межконфессиональных отношений в многонациональном регионе России - Республике Марий Эл. Опираясь на социологические данные, автор показывает, что межконфессиональных отношений в республике являются стабильными; рассматривает факторы, обеспечивающие межнациональное и межконфессиональное согласие. Большую, можно сказать, основополагающую, роль в сохранении и укреплении межнационального и межконфессионального согласия имеет государственная политика, проводимая руководством республики в этой сфере общественных отноше-ний.Особое внимание автор уделяет роли практической этнологии, которая ликвидирует этнологическое невежество, и дает человеку знания о своем народе, его экономике, культуре, традициях, религии.

Ключевые слова: этнология, конфессия, межконфессиональные отношения, религия, вера, этнос, нация, межнациональные отношения.

Республика Марий Эл является многонациональным регионом России. Несколько столетий на ее территории проживают народы различных национальностей и религиозных верований. В настоящее время на территории Республики Марий Эл проживают представители более 100 национальностей [30, с. 49].

В настоящее время русские составляют 47,5% населения Республики Марий Эл, марийцы - 43%, татары - 6%, народы других национальностей (чуваши, удмурты, украинцы и др.) - 3,5%.

Закономерно, что в таком многонациональном регионе, как Республика Марий Эл, национальные отношения взаимосвязаны с религиозной принадлежностью людей. Республика Марий Эл является не только многонациональным, но многоконфессиональным образованием России.

Исторически в республике сформировались три основных этноса: марийский, русский, татарский. Поэтому и наиболее распространенными среди народа, проживающего в республике, верованиями являются православие, Марийская Традиционная религия и ислам.

Крупнейшей конфессией не территории Марий Эл является Русская православная церковь. Распространение православия в Марийском крае началось в ХУ1 веке при присоединении его к Российскому государству. Массовое крещение марийцев происходило в ХУ111 веке.

Второе место по численности среди конфессий занимает Марийская Традиционная Религия. Древние марийцы были язычниками и поклонялись силам природы (солнцу, воде, ветру), деревьям, животным, птицам. Современные марийцы, исповедующие веру предков, свои моления проводят в священных ро-

1Буркова Галина Александровна - кандидат философских наук, доцент, член-корр. Международной академии наук педагогического образования, заведующая кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Филиала НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» в Республике Марий Эл, Россия.

щах, поклоняются многочисленным богам, олицетворяющим силы природы. Приверженцы Традиционной Марийской Религии создали в Йошкар-Оле религиозное объединение «Ошмарий - Чимарий», возобновили практику проведения коллективных всемарийских молений.

На третьем месте среди конфессий находится ислам. В ХУ1 веке с падением Казанского ханства ислам, мусульманские традиции и обычаи продолжали существовать среди татарского населения. В 90 -е годы прошлого столетия в возрождении ислама в Республике Марий Эл активную роль сыграла татарская национальная организация «Туган Тел» - общество татарской культуры. Была построена мечеть и медрессе в Йошкар-Оле, стали официально отмечаться национальные и религиозные праздники.

Другие религиозные организации в Марий Эл либо немногочисленны, либо не имеют прочных традиций на территории республики.

В настоящее время в Республике Марий Эл существуют следующие религиозные объединения: Русская православная церковь, Старообрядческая церковь, ислам, буддизм, иудаизм, евангельские христиане баптисты, евангельские христиане, христиане веры евангелической - пятидесятники, адвентисты седьмого дня, лютеране, Новоапостольская церковь, свидетели Иеговы, церковь последнего завета, языческие верования. По данным Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл (2011г) в на территории республики зарегистрировано 130 религиозных организаций. Русская православная церковь представлена 91 организациями, Старообрядческая церковь -

3, ислам - 14, буддизм - 2, иудаизм - 1, Евангельские христиане баптисты - 1, Евангельские христиане - 2, Христиане веры евангелической - пятидесятники-

4, Адвентисты седьмого дня - 3, Лютеране - 2, Новоапостольская церковь -1, Свидетели Иеговы - 1, Церковь Последнего Завета -1, языческие верования - 4.

По результатам социологического исследования, проведенного в 2011 году, 55,6% респондентов назвали себя православными верующими; 7,6% в основном соблюдают православную веру, иногда соблюдают и марийскую традиционную веру; 5,2% в равной степени соблюдают и православную и марийскую традиционную веру; 3,5% в основном соблюдают марийскую традиционную веру; 1,1% соблюдают только марийскую традиционную веру;

4,8% - ислам; 0,4% - приверженцы другой религии; 3,9% - верят в бога, но не разбираются в религиях; 2,4% - верят в «своего бога»; 15,5% - не указали свою религиозную принадлежность [12]

Социологические исследования и их анализ показали, что религиозная ситуация в Республике Марий Эл является спокойной и стабильной. И в тоже время в последнее десятилетие в ней наметились некоторые изменения.

В последние годы произошло возрождение всех религий, традиционно исповедующихся на территории Республики Марий Эл. Количество верующих в республике возросло. По данным социологического исследования, проведенного учеными Марийского Научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М.Васильева, в 2004 году верующими назвали себя 68% населения, 12% назвали себя колеблющимися, 16,5% - неверующими [37, с. 115]. По данным Э.В. Чемышева, ведущего специалиста отдела межнациональных и межконфессиональных отношений Министерства культуры, печати и по делам национальностей, неверующие составляют 21,5% [36, с. 132].

В социологических исследованиях 2011 года о своей принадлежности к той или иной религии заявили около 85,5% респондентов. 15,5% опрошенных не ответили на вопрос об их отношении к религии [12].

Можно предположить, что эта часть респондентов является неверующей, но открыто об этом не заявляет. Известные российские социологи Л.М. Воронцова, С.Б. Филатов, Д.Е. Фурман отмечают, что в современной социально-политической ситуации в стране «...слово «верующий» становится все более «нормальным», «респектабельным», «приличным», а слово «атеист» - неприличным» [1, с. 85].

Некоторые ученые склонны предполагать, что в условиях тоталитарного советского режима религия теплилась в душах людей, но они этот скрывали. Это так. Но не следует забывать, что за советский период в стране выросло це-

лое поколение, воспитанное в атеистическом духе. Люди старшего поколения и пожилые люди, воспитанные и прожившие большую часть своей жизни при советской власти, не принимают религиозные ценности и религиозный уклад жизни. Поэтому, как справедливо отмечает социолог Г.С. Зеленеева, не следует исключать атеистическое направление из общей оценки религиозной ситуации в республике [5, с. 154].

Следует отметить, что у татар республики изменений в характере религиозности практически не наблюдается; сохраняется стабильная цифра верующего татарского населения (примерно 80%, включая колеблющихся), что свидетельствует об устойчивости их религиозного сознания, составляющего важнейший этнический фактор [37, с. 121].

Социологические исследования показали особенности в характере массового религиозного сознания. У подавляющего большинства верующих, проживающих в республике, религиозное сознание находится на обыденном уровне. На бытовом уровне находится религиозность большинства православных верующих, представителей Марийской Традиционной Религии и ислама. (В исламе это было связано, прежде всего, с отсутствием мечетей в республике).

Обыденное религиозное сознание - это религиозные представления и чувства, свойственные массам рядовых верующих. В сознании простых верующих религиозные идеи и представления носят несистематизированный характер. В их сознании религия существует не в виде какой-либо оформленной системы догматов и представлений, а чаще всего в виде отдельных образов, идей, картин и т.д. В массовом религиозном сознании преобладают не отвлеченные идеи и догматы, а наглядные представления и образы. На уровне массового, обыденного религиозного сознания происходит размывание догматических представлений и склонность к обрядам. Социологический опрос верующих показал, что на вопрос о мотивах обращения к религии респонденты давали ответ «просто верю в бога». По данным социологических исследований 2004 года такой ответ дали 54,7% православных верующих; 0,7% -двоеверцев, 1,3% мусульман [37, с. 122]. Мотивами и обращения к религии является также желание «успокоить душу» (30% - русских и 25% марийцев), «уважение к традициям своего народа» (24,5% русских и 27% марийцев). Татары в качестве такого мотива называют «уважение к традициям своего народа» (почти 36%) и обязательность для всех верующих их соблюдение (31,5%).

Социологические исследования показали, что около половины верующие не соблюдают религиозные обряды. 67,5% респондентов ответили, что соблюдают лишь некоторые религиозные праздники. Лишь одна треть опрошенных регулярно отмечает религиозные праздники. Верующие РМЭ посещают церковь только в дни больших религиозных праздников. 15% православных и 25,5% двоеверцев сказали, что вообще не ходят в церковь.

Среди татар почти половина верующих (46,1%) исполнят все или большинство религиозных обрядов и обычаев. Не соблюдают лишь 14%.

В социологии существует понятие «степень религиозности». По мнению ведущего научного сотрудника МарНИИЯЛИ им. В.М. Васильева В.И. Шабыкова, под «степенью религиозности» следует понимать «интенсивность проявления этого признака (сильная или слабая вера в сверхъестественное, в Бога, постоянное или эпизодическое посещение богослужений и т.п.» В.И. Шабыков отмечает, что «...религиозность в республике все больше становится массовым явлением, равномерно охватывая все социально-демографические группы и слои населения. При этом постепенно уменьшается число истинных верующих (то есть не просто верующих, но еще и соблюдающих религиозные обряды» [37, с. 128-129]. Автор статьи называет таких людей «примкнувшими», «зачисленными» себя в религию под влиянием общественной моды. «Современного человека вера интересует уже не столько в «религиозном», сколько в социально-утилитарном смысле - как средство поддержания культуры и морали». При этом автор исследования отмечает, что здесь больше всего мы имеем дело с идеями гуманизма, чем с настоящей, глубокой и искренней верой [37, с.129].

Социологические исследования показали, что в последние годы изменилось состояние религиозного сознания и степень религиозности населения

республики. Исследования свидетельствуют о неуклонном и последовательном размывании и «выветривании» у современных верующих традиционных религиозных представлений, об утрате ими характерных для религии догматический представлений о боге, рае, загробной жизни. 43% верующих верят в высшую силу, которую называют, то Богом, то Природой, то еще как-то. [37, с. 126].

Отмечает эту особенность массового религиозного сознания современных верующих, ученый делает вывод о том, что «.на фоне значительного роста уровня религиозности населения республики отмечаются ослабление степени его религиозности и падения качества веры.» [37, с. 129].

В последнее время философы и религиоведы обращают внимание на эту особенность религиозного сознания россиян. Высказывается мнение о том, что при изучении религии следует разграничивать такие категории (понятия) религиоведения как «вера», «религия», «религиозность».

Под верой следует понимать внутреннее состояние человека, его внутреннюю убежденность в некоем Высшем существе, Высших силах.

Под религией - весь внешний атрибутивный комплекс проявления веры: обрядность, храм, догматы, институт священства, служения и.т.д. Религия включает в себя веру. Вера - это внутренний духовный фундамент, на котором строится здание религии.

Религиозность - это характеристика сознания и поведения людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему [29, с. 300].

Современные исследователи религии отмечают, на наш взгляд, интересное явление. Они дают разные характеристики верующим людям, предлагая, наряду с традиционно верующими и одновременно религиозными людьми, различать «нерелигиозного» верующего человека и человека «религиозного».

Традиционно верующий человек может быть религиозен, т.е. осознанно принадлежать к одной из религиозных конфессий, строго соблюдать все ее предписания, и одновременно, искренне веря в бога, вести тот нравственный образ жизни, который предписывает религия.

«Нерелигиозный» верующий может не придерживаться ни одной из существующих религиозных конфессий, они его в чем-то не устраивают. Он их либо не знает, либо полагает их ограниченность или скомпроментированность; ему не нужна их условность. В отношениях между собой и Высшими силами такой верующий обходится без посредников, обращается непосредственно к Высшим силам, Богу, напрямую. Вера такого человека мало нуждается во внешней атрибутике, в каких-то сторонних подкреплениях. Как представляется, в Республике Марий Эл к таким верующим можно отнести верующих - респондентов, которые «верят в бога, но не разбираются в религиях» (3,9%) и тех, кто верят в «своего бога» (2,4%).

В свою очередь, «религиозный» человек может быть мало верующим. Он может рьяно соблюдать всю внешнюю религиозную атрибутику и полагать, что этого, в общем, и достаточно. В его поведении может отсутствовать внутренний импульс веры и заменяться внешними предписаниями веры: совершением молитвы, ношением креста, строительством храма. Такой человек все это делает не по внутреннему велению, а по внешнему указу, заповеди, закону. А порою и по моде.

Религиоведы склонны считать, что в настоящее время среди россиян преобладает именно такой тип верующих людей, Их вера проявляется в соблюдение внешней религиозной атрибутики. Посещение храма, знание молитв, соблюдение постов у таких верующих сочетается с постоянным нарушением морально-этических требований религии в повседневной жизни.

Теоретический (систематизированный) уровень религиозного сознания предполагает системное понимание религиозной конфессии: верующий хорошо знает вероучение, читает Священное писание и религиозную литературу, понимает сакральный смысл богослужения, совершаемых им таинств и обрядов. Это, как правило, требует специального образования. Таково религиозное сознание профессиональных служителей церкви и богословов.

Особенности массового и теоретического религиозного сознания следует учитывать в практике межконфесстональных отношений. Э.В. Чемышев отмечает, что при анализе межконфессиональной ситуации в республике следует учитывать два уровня этих отношений:

• отношения на уровне мирян, прихожан;

• отношения на уровне клира различных церквей, между руководителями, управленческими центрами.

С точки зрения социокультурных, социопсихологических факторов толерантность поведенческих практик в ситуации межконфессионального согласия включает эмоционально-чувственный и рациональный моменты.

На уровне мирян источником толерантности выступает социальная психология, психоментальность прихожан. Проводимые в РМЭ исследования показывают достаточно высокую толерантность среди «мирян». Из числа опрошенных 54,3% не допускают возможности возникновения серьезных конфликтов между людьми на религиозной почве. Лишь 14,3% допустили такую возможность (молодежь).

В отношении на уровне «клир-конфессия» особое значение имеет рациональный момент, включающий наряду с другими теоретико-богословские аспекты. Иначе говоря, речь идет о целерациональной позиции клира, его политике по отношению к инорелигиозным объединениям [36, с. 132-133]

Для современной религиозной ситуации в Республике Марий Эл характерно такое явление, как несовпадение национальной и конфессиональной принадлежности.

Веками в общественном сознании существовал стереотип «русский -православный», «татарин - мусульманин». Совместное проживание и труд, межнациональные браки и межкультурные связи, толерантность и веротерпимость, которые характерны для Марий Эл, стали основой того, что 2,4% русских и 1,2% от общего количества верующих татар приняли языческую (марийскую) веру. Есть татары - кряшены, принявшие православие (1,2% от общего количества верующих татар) [37, с. 118]. В республике есть русские, принявшие ислам. Русские мусульмане в 2004 г. объединились в Марийское отделение Национальной Организации Русских Мусульман.

В силу исторических обстоятельств марийский этнос также не связан с одной религией. 43% народа мари назвали себя православными, 6,9% марийцев придерживаются языческой (исконно марийской) веры. 28,4% являются двоеверцами [37, с. 118].

Многие марийцы из других религий принимают участие в языческих обрядах и праздниках. Это объясняется тем, что марийцы в большинстве своем считают языческую веру, языческие обряды и праздники национальным достояние, неотъемлемой частью духовного богатства своего народа.

Есть русские и марийцы, которые считают себя буддистами.

Следующей особенностью религиозной ситуации в Республике Марий Эл Религия является омоложение состава верующих. Больше молодых людей (15-19лет) стало среди православных верующих и мусульман, сторонников Традиционной Религии Мари и двоеверцев. Г.С. Зеленеева называет несколько причин этого явления. Это и дань моде, и воспитание родителей, и социально-экономическая незащищенность молодежи, и возрастающие духовные запросы молодежи. Нельзя отрицать и активную религиозную пропаганду со стороны духовных лиц, политических деятелей, известных артистов [5, с. 159, 173].

Религия на протяжении всей истории, за исключением отдельных периодов, оказывала существенное влияние на частную и общественную жизнь народов, проживающих не территории Марийского края. В разные времена она удовлетворяла не только религиозные и культовые потребности человека. Воздействие религии на человека и общество до сих пор остается многофункциональным.

Различные религиозные конфессии, прежде всего, дают верующему мировоззрение - систему взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей,

их убеждения, идеала, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Охранительная, «консервирующая» функция религии проявляется в стабилизации общества и поддерживании существующих общественных порядков.

Регулятивная функция православия, ислама, МТР и других традиционных для края религий проявляется в том, что они способны организовывать поведение людей, служит регулятором социального поведения личности и религиозных групп.

Аксиологическая функция. В содержании вероучений всех современных религий имеются система определенных ценностей, на которые ориентируются представители данной религиозной конфессии.

Интегрирующая функция - объединяет различные социальные группы в рамках одной религиозной организации.

Психотерапевтическая функция Религия успокаивает человека, дает ему надежду на помощь. Современные психологи и психиатры отмечают, что в настоящее время к ним приходят пациенты с такими проблемами, с которыми нужно обращаться к священнику.

Таким образом, религия влияет на духовный мир человека, его социально-экономическое положение, гендорные и возрастные особенности, национальные отношения в обществе, на отношение человека к власти; может быть идеологией общества и основой морали.

Несмотря на национальное и религиозное разнообразие народов, проживающих на территории Республики Марий Эл, в республике сохраняется толерантность, межнациональное и межконфессиональное согласие. Об этом свидетельствует то, что в республике отсутствуют межнациональные конфликты. Нет случаев религиозного экстремизма. На территории РМЭ исповедуется мирный ислам. Об этом свидетельствуют выступления участников круглого стола в МВД республики [9].

Результаты социологических исследований, проводимые в 2004 и 2011 годах, подтвердили стабильный характер межнациональных и межконфессиональных отношений в республике. Г.С Зеленеева, проводившая специальное научное исследование этих отношений, отмечает, что ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Марий «.довольно стабильная. Во многом это заслуга жителей республики, которые с древнейших времен плечом к плечу постигали моменты радости и горя вместе, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности. Народу, проживающему на территории республики присущи в основном такие черты, как понимание, толерантность к различным конфессиям» [5, с. 157].

Как «согласие» характеризует межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Марий академик Тишков В.А. в экспертном докладе «Межэтнические и конфессиональные отношения в Приволжском Федеральном округе» [30, с. 47].

Межэтнические и конфессиональные согласие в Республике Марий Эл, сложилось объективно и имеет глубокие исторические корни.

На протяжении нескольких веков марийцы, русские и татары проживали на одной территории. Ежедневный совместный труд и быт, взаимопомощь друг другу, общие горе и радости стали основой уважения к традициям, культуре и религии народа, проживающего рядом. Межнациональное и межконфессиональное согласие, языковая и культурная интеграция стало нормой жизни и передавалось из поколения в поколение.

На вопросы, заданные при социологическом исследовании в 2011году, большая часть опрошенной молодежи ответила, что для совместной работы учебы и дружбы национальность не имеет значение. Большинство молодых людей считают, что и при выборе брачного партнера национальность также неважна.

Социологи считают, что межнациональные браки являются важнейшим показателем межнационального мира. В Республике Марий Эл около трети от общего количества бракосочетаний являются межнациональными. Русско- ма-

рийские, русско-татарские, русско-украинские браки являются не только показателем дружественного отношения народов друг к другу, но и укрепляют межнациональные и межконфессиональные отношения в республике.

Фактором, способствующим укреплению национальных и межконфессиональных отношений, является и сама религия. На территории Республики Марий Эл существуют христианство, ислам, буддизм, относящиеся к мировым религиям. Известно, что особенностью мировых религий является их космополитический характер. Мировые религии обращены ко всем народам, независимо от их национальности, проповедуют всеобщее равенство. Перед богом они уравняли мужчин и женщин, бедных и богатых, русских, марийцев, татар, украинцев и т.д.

Все традиционно существующие в Республике Марий Эл религии учат человека, независимо от его национальности, пола, положения в обществе, благочестию и добродетели в земной жизни. Их объединяют одни и те же мировоззренческие основы: признание некой сверхъестественной реальности, на которую человек должен ориентировать свою жизнь; учение о добре и зле, душе и грехе, спасении и т.д. Религия в современном российском обществе стала рассматриваться как фундамент подлинной морали и незаменимое средство духовно нравственного возрождения.

Все религиозные конфессии Республики Марий Эл в настоящее время занимаются благотворительностью. Это - детские праздники, благотворительные обеды для неимущих, опека детских домов и больниц, помощь престарелым и инвалидам. По мнению исследователей, на базе проведения благотворительных акций возможно межконфессинальное сотрудничество, которое в дальнейшем может перейти в межнациональное сотрудничество.

Большую, можно сказать, основополагающую, роль в сохранении и укреплении межнационального и межконфессионального согласия имеет государственная политика этой сфере общественных отношений.

Межконфессиональное согласие в Республике Марий Эл возможно лишь при достаточном и четком исполнении действующего российского и республиканского законодательств и нормативно-правовых актов в области межнациональных и межконфессиональных отношений. Важнейшими являются Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О языках народов Российской Федерации», «О национально-культурной автономии», «О гарантии прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и другие. В Законе Российской Федерации 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» заложены механизмы координирующей политики государства в религиозной сфере.

Республиканская законодательная база включает Конституцию Республики Марий Эл. В ней прописано, что Республика Марий Эл - светское государство (Глава I. Ст. 13.1). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (Ст. 13.2). Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Закон РМЭ «О языках в Республике Марий Эл», Концепция государственной национальной политики в РМЭ, Положение об использовании языков при публикации общественно значимой информации в РМЭ являются законодательной основой стабильных межнациональных отношений.

Глава Республики Марий Эл, Правительство считают своей главнейшей задачей обеспечение представителей любой национальности, проживающих в республике, равными возможностями для удовлетворения своих языковых, культурных и религиозных потребностей.

При Правительстве РМЭ создан ряд совещательных органов. С 1978 года в РМЭ работает Экспертный Совет по проведению религиоведческой экспертизы, которая проводится при регистрации религиозной организации. В состав Совета вошли представители органов государственной власти, научные работники, специалисты в области религиоведения, отношения государства и религиозных объединений.

Указом Президента РМЭ от 4 августа 1997 года № 266 образован и успешно работает Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при

главе РМЭ. В состав совета вошли три наиболее крупные конфессии. Их представляют глава Йошкар - Олинской и Марийской епархии Русской Православной Церкви, председатель Регионального духовного управления мусульман Республики Марий Эл, духовный глава религиозного объединения Марийской Традиционной Религии. Являясь консультативным органом, данный Совет занимается проблемами, связанными с поддержание межконфессиональное диалога, достижения взаимного согласия и уважения в отношениях между представителями конфессий, действующих в республике.

Постановлением Правительства РМЭ от 18 апреля 1998 года № 138 создана Правительственная комиссия по реализации Концепции государственной национальной политики РМЭ.

Успешно работает Комиссия по государственным языкам при Правительстве РМЭ, образована Постановлением Правительства РМЭ от 30 сентября 2003 г. № 296.

При Министерстве Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. Создан Совет по делам национальностей. На это министерство возложена задача по совершенствованию и развитию межнациональных и межконфессиональных отношений в республике.

Для получения достоверной информации по межконфессиональной обстановке в республике Марийский научно-иследовательский институт языка, литературы и истории им. В.М. Васильева при правительстве республики Марий Эл повсеместно и регулярно, массово проводятся социологические опросы. Религиозная тематика присутствовала в опросах 1973, 1985, 1994, 2004, 2011 годов. Поводятся научные конференции, посвященные этим сферам общественной жизни.

Органы государственной власти республики заключили ряд договоров о сотрудничестве с религиозными организациями.

Управление исполнения наказаний Минюста России по Республике Марий Эл и Православная Церковь подписали соглашение о сотрудничестве, согласно которому священнослужители Русской православной Церкви проводят с осужденными изучение Библии и совершают культовые действия.

С этой же целью было подписано соглашение УФСИН Минюста России по Республике Марий Эл с Религиозным духовным управлением мусульман Минюста России по Республики Марий Эл;

Договор, подписанный между Министерством образования Республики Марий Эл и Йошкар-Олинской и Марийской епархией Русской православной церковью, имеет целью координацию и совершенствование практики духовно-нравственного воспитания учащихся школ и училиц, студентов вузов;

На формирование здорового образа жизни, обеспечение духовного и физического здоровья населения РМЭ, направлено сотрудничество Министерства здравоохранения Республики Марий Эл и Йошкар-Олинской и Марийской епархией Русской Православной церкви, закрепленное в соглашение о сотрудничестве. В соответствии с этим соглашением сестры милосердия проводят большую работы и оказывают помощь в инвалидам, больным детям, ухаживают за одинокими пожилыми людьми.

На основе подписанного соглашение о сотрудничестве Военный Комиссариат Республики Марий Эл и Йошкар-Олинская и Марийская епархия Русской Православной церкви проводят совместную работу по духовно-нравственному воспитанию призывников и личного состава.

С целью совершенствования духовно-нравственного воспитания, психологической поддержки социально незащищенных слоев населения, предупреждения и профилактики преступлений были заключены договоры между Йошкар-Олинская и Марийская епархия Русской Православной церкви и министерствами социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, внутренних дел Республике Марий Эл, Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Республике Марий Эл, Комитетом гражданской защиты Республики Марий Эл.

Таким образом, в условиях межнационального и межконфессионального согласия, которое исторически характерны для Марий Эл, взаимоотношения

государственных структур и религиозных организаций развиваются успешно. Важным условием таких взаимоотношений является строгое соблюдение принципа отделения религии от государства.

Следует отметить, что население республики понимает политику государства в отношении религии. При этом 73,9% респондентов, считают, что в стране и республике не должно быть государственной религии; 66,4% - считают, что руководству республики не следует выражать симпатии только одной из религий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследователи обращают внимание на то, что нельзя использовать религию с целью манипулирования общественным мнением. В последнее время стало модным привлекать религиозные организации в политическую и государственную сферу. И власть и оппозиция широко используют религиозную символику и сюжеты для создания привлекательного имиджа, даже светские авторы рекламируют религию как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство нравственно-духовного возрождения.

С начала 90-х годов религиозные деятели начинают активно участвовать в светской жизни республики. В настоящее время практически не одно светское мероприятие не обходится без духовных лиц. Получил широкое распространение православный обряд освещения государственных учреждений. Можно увидеть и обратную тенденцию, присутствие государственных чиновников на религиозных мероприятиях церкви (5,154).

Проведенные в Республике Марий Эл социологические исследования показали (67,1% респондентов), что наличии межнационального и межконфессионального согласия, между религиозными организациями различных конфессий существуют противоречия, причиной которых борьба за духовное влияние на людей.

Православие и ислам. Лидеры православных и мусульманских организаций в РМЭ ведут себя достаточно корректно и не позволяют резких высказываний и критики в адрес друг друга. Большая часть мусульман республики к возрождению православия относятся положительно, или нейтрально. Православные верующие к возрождению ислама относятся менее толерантно.

Одной из причин антимусульманских настроений во всем мир является современные события: исламские экстремисты под лозунгами ислама совершаются террористические акты, убивают людей. Мусульмане, проживающие в республике, высказывают опасения за судьбу своей религии.

14% респондентов считают, что есть напряжение в отношениях между Христианством и язычеством. Социологи отмечают. Что определенную неясность среди народа создают публичные дискуссии, которые ведутся на страницах республиканской печати и некоторых научных статьях о месте, роли и значимости Русской Православной Церкви и Марийской Традиционной Религии в истории края. Следует отметить, что руководство Йошкар-Олинской и Марийской епархии Русской Православной Церкви относится с уважением к Марийской Традиционной Религии, понимая и подчеркивая, что Марийской Традиционной Религии является национальным достоянием и неотъемлемой частью духовного богатства марийского народа.

Противоречие между язычеством и исламом. Активизировалось в связи с дискуссией по поводу языческих представлений в исламе.

Существуют противоречия между христианскими конфессиями: католицизмом и православием, протестантизмом и православием. В Республике Марий Эл проживают католики, но их очень мало. Отсутствует католические объединения и храм. Между православием и католицизмом в антагонизма нет, но православные верующие считают и выступают в печати с утверждениями, что православие вера более истинная, чем католическая. Русская православная церковь оказывает противодействие неорелигиозным течениям.

Буддизм в республике представлен Школой Карма Кагью (Алмазного пути). Среди буддистов есть русскими и марийцами. Последователи буддизма отмечают, что во взаимоотношениях с местным населением Марий Эл они никаких затруднений не испытывают.

Свидетели Иеговы распространяют среди населения республики не только религиозную литературу, и литературу, включенную в федеральный список экстремистских материалов. Миссионеров, распространяющих такую литературу, в 2010 году привлекли к административной ответственности по ст. 20.29 КоАП РФ [9].

Еврейская община. К сожалению, в Республике Марий Эл на уровне массового бытового религиозного сознания еще встречаются антисемитские высказывания.

Указанные противоречия не являются каким-то новым явлением в религиозной ситуации в Республике Марий Эл. Они традиционны: борьба за духовное влияние над верующими была свойственна всем религиям в течение всей истории их существования и взаимодействия.

Исследования, проведенное в республике социологами МАРНИИЯЛИ им М.В.Васильева, показали, что большинство жителей республики считают, что межконфессинальные отношения в республике будут и в дальнейшем развиваться бесконфликтно. Лишь 8,4% респондентов посчитали, что они в будущем будут осложняться [36, с. 143].

Однако следует помнить, что межконфессиональные отношения представляют собой очень сложную и деликатную сферу общественной жизни. Ухудшение в сфере межконфессиональных отношений может стать причиной противоречий в межнациональной сфере.

Общеизвестно, что большинство межнациональных конфликтов основываются, прежде всего, на экономических противоречиях. Однако заинтересованные политики часто для достижения своих целей используют религию и межконфессиональные противоречия.

Исследователи - социологи выделяют факторы, способные вызвать межконфессиональную напряженность. Это:

• межконфессиональные конфликты, деструктирующих этнические движения;

• стремление политиков использовать ту или иную конфессию в своих интересах;

• нарушение государственными органами и должностными лицами принципа равенства всех религий перед законом;

• тенденция к превращению православия в государственную религию;

• деятельность зарубежных миссионеров, которым власти создают режим наибольшего благоприятствования, что вызывает справедливое недовольство религиозных российских организаций [10, с. 12].

Также среди социологов существует мнение о том, что в России идет давление на атеистическое мировоззрение, сопоставимое с тем, которое в советское время оказывалось на религию со стороны государственного атеизма. В массовом общественном сознании сложилось мнение, что атеистом быть неприлично. По этой причине эти люди называют себя верующими. Некоторые исследователи считают, что официальное отношение религии перешло из государственного атеизма к государственному православию [15, с. 100].

Все эти факторы должны учитываются при проведении политики в сфере межконфессиональных отношений. Руководство РМЭ выступает за максимальное удовлетворение духовных запросов верующих всех конфессий.

Жители республики понимают, что живут в многонациональном обществе. Также понимают, что нужно более бережное отношение к национальной культуре всех национальностей, проживающих в республике. У молодежи проявляется интерес к познанию национальных языков и национальной культуры.

В этой связи возрастает роль практической этнологии, которая дает человеку знания о своем народе, его экономике, культуре, традициях, религии. Эти знания позволяют ликвидировать этнологическое невежество, формировать толерантное отношение и сотрудничество между людьми разных национальностей, прогнозировать межэтнические процессы.

Список литературы:

1. Воронцова Л.М., Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании // СОЦИС. 1995. № 11, С.81-91

2. Государственная программа «Государственная национальная политика РМЭ на 2013-2020 годы

3. Договор о сотрудничестве Министерства образовании Республики Марий Эл и Йошкар - Олинской епархии Русской Православной Церкви от 26 марта 2001 г.

4. Закон РМЭ «О языках в Республике Марий Эл» от 10.03.2011года № 9-3

5. Зеленеева Г.С. Этноконфессиональная толерантность в Республике Марий Эл. К истории межконфессионального согласия: Материалы Республиканской научно-практической конференции «Межконфессиональное согласие как фактор общественной модернизации». - Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2007. С.152-174

6. Конституцию РМЭ

7. Конституция Российской Федерации

8. Концепция государственной национальной политики в РМЭ. Указ Главы Республики Марий Эл от 08.05. 2015 № 113

9. Миротворчество. Есть ли случаи религиозного экстремизма в Республике Марий Эл? Материалы круглого стола в МВД республики 31 октября 2012 года. (ШЬб: // 12mvd.ru/Press_slzhba/Policija_I_SMI/Publikacii/item/926134

10. Мчедлов М.П., Нуруллаев А.А., Филимонов Э.Г., Элбакян Е.С. Религия в зеркале общественного мнения // Социологические исследования, 1994, №5, С.11-22

11. «О регулировании отдельных отношений, связанных с реализацией прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания в Республике Марий Эл». Закон от 31 июля 2014 года № 29-3

12. Официальный интернет портал Республики Марий Эл тап-е1. gov.ru

13. Положение об использовании языков при публикации общественно значимой информации в РМЭ. Постановление правительства Республики Марий Эл от 08 декабря 2010 г. № 329

14. Республиканская целевая программа «Этнокультурное развитие Республики Марий Эл (2009-2013)

15. Синелина Ю.Ю. Атака на РПЦ // Социологические исследования, 2001,№11, С.100

16. Собрание законодательства Республики Марий Эл. Официальное издание. Йошкар-Ола: Типография Правительства Республики Марий Эл, 1997, 24 сентября, № 9, С. 5-7

17. Собрание законодательства Республики Марий Эл. Официальное издание. Йошкар-Ола: Типография Правительства Республики Марий Эл, 1998, 23 августа, № 8 (44), С. 161-163

18. Собрание законодательства Республики Марий Эл. Официальное издание. Йошкар-Ола: Типография Правительства Республики Марий Эл, 1999, 23 апреля, № 4 (52), С. 82-84

19. Соглашение о сотрудничестве между Управлением исполнения наказаний Минюста России по Республике Марий Эл и Йошкар - Олинским Епархиальным Управлением Русской Православной Церкви от 3 марта 2000 г

20. Соглашение о сотрудничестве между УИН Минюста России по Республике Марий Эл и Региональным духовным управлением мусульман Республики Марий Эл от 22 апреля 2004 г.

21. Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Республики Марий Эл и Йошкар - Олинской и Марийской Епархией от 6 марта 2003 г.

22. Соглашение о сотрудничестве между Военным комиссариатом Республики Марий Эл и Йошкар - Олинской и Марийской Епархией РПЦ от 10 ноября 2010 г.

23. Соглашение о сотрудничестве между Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл и Русской Православной Церковью 27 января 2004 г.

24. Соглашение о взаимодействии между Йошкар - Олинской и Марийской Епархией и Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Марий Эл от 25 октября 2005 г.

25. Соглашение о взаимодействии между Региональным Духовным Управлением мусульман Республики Марий Эл и Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Марий Эл от 15 июня2005 г.

26. Соглашение о сотрудничестве между Комитетом гражданской защиты Республики Марий Эл и Йошкар - Олинской и Марийской Епархией г. Йошкар-Олы от 28 октября 2005 г.

27. Соглашение Йошкар - Олинской и Марийской Епархией РПЦ и Министерства внутренних дел РМЭ о сотрудничестве от 8 ноября 2005г.

28. Социологические исследования межнациональных и меконфессиональных отношений. Материала межрегиональной научно-практической конференции 7 июня 2012 г. Йшкар-Ола, 2013.- 434 с.

29. Социологический энциклопедический словарь. М.: ИНФА М-НОРМА, 1998,

30. Тишков В.А. Межэтнические и конфессиональные отношения в Приволжскм Федеральном округе. Экспертный доклад. Под ред Тишкова А.В. М.-Ижевск-Оренбург, 2013

31. Тишков В.А., Степанова В.В.(ред.) Этнологическая ситуация в России и сопредельных государствах. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов / под ред. В.А.Тишкова и В.В. Степанова.-М.: ИЭА, 2013.- 676 с.

32. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ

33. Федеральный Закон «О языках народов Российской Федерации» от 12.03.2014 г. № 29 - ФЗ

34. Федеральный Закон «О национально-культурной автономии» от 2 июля 2013 года №185 - ФЗ

35. Федеральный Закон «О гарантии прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 г. № 82 - ФЗ

36. Чемышев Э.В. Государственно-религиозные и межконфессиональные отношения в Республике Марий Эл. Сб. К истории межконфессионального согласия: Материалы Республиканской научно-практической конференции «Межконфессиональное согласие как фактор общественной модернизации». - Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2007. С.131-151

37. Шабыков В.И. Динамика религиозного сознания населения Республики Марий Эл (на материалах социологических исследований 1994-2004 гг.) Сб. К истории межконфессионального согласия: Материалы Республиканской научно-практической конференции «Межконфессиональное согласие как фактор общественной модернизации». - Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2007. С.113-130

© Г.А. Буркова, 2015.

UDC 14

THE ETHNOLOGICAL CONTENT OF INTERFAITH PROCESSES IN THE REPUBLIC OF MARI EL: THEIR INFLUENCE ON SPIRITUAL CULTURE OF SOCIETY

G.A. Burkova

Abstract. In article the analysis of the modern interfaith relations in the multinational region of Russia - the Republic of Mari El is given. Being guided by sociological data, the author shows that the interfaith relations in the republic are stable; considers the factors providing international and interfaith consent. Big, it is possible to tell, fundamental, in preservation and strengthening of international and interfaith consent the state policy which is carried out by the leaders of the republic in this sphere of the public relations has a role. The author pays special attention to a role of practical ethnology which liquidates ethnological ignorance, and gives to the person of knowledge of the people, its economy, culture, traditions, religion.

Keywords: ethnology, faith, interfaith relations, religion, belief, ethnos, nation, international relations.

© G.A. Burkova, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.