Научная статья на тему 'Этнологические компетенции, необходимые педагогу, реализующему модульный курс "Основы религиозных культур и светской этики" и предметную область "Основы духовно-нравственной культуры народов России"'

Этнологические компетенции, необходимые педагогу, реализующему модульный курс "Основы религиозных культур и светской этики" и предметную область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
72
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ОРКСЭ / ОДНКНР / БАЗОВЫЕ ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / BASIC ETHNOLOGICAL KNOWLEDGE / НАРОДОВЕДЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL POLICY / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / MULTINATIONAL STATE / ФГОС / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ETHNOLOGICAL COMPETENCES / BASICS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS / BASICS OF THE SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF PEOPLES OF RUSSIA / ETHNOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Найденова Елена

Этнологические компетенции, необходимые педагогу, реализующему модульный курс «Основы религиозных культур и светской этики» и предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Знакомство с разными народами и культурами, межличностное общение с людьми разных национальностей, знание их духовно-нравственной культуры и традиционного этикета способствуют формированию позитивной гражданской и этнической идентичности. Автор разъясняет педагогам ряд терминов, необходимых для эффективной реализации модульного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Найденова Елена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnological competencies for a teacher conducting the "Basics of religious cultures and secular ethics" and the "Basics of spiritual and moral culture of peoples of Russia"

Acquaintance with different peoples and cultures, communication with different nationalities, knowledge of their spiritual and moral culture and traditions contribute to shaping a positive civil and ethnic identity. The author explains some important terminology to teachers to efficiently conduct the modular course on the Basics of Religious Cultures and Secular Ethics as well as the new subject the Basics of Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia.

Текст научной работы на тему «Этнологические компетенции, необходимые педагогу, реализующему модульный курс "Основы религиозных культур и светской этики" и предметную область "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Елена Найденова

Этнологические компетенции, необходимые педагогу, реализующему модульный курс «Основы религиозных культур и светской этики» и предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Знакомство с разными народами и культурами, межличностное общение с людьми разных национальностей, знание их духовно-нравственной культуры и традиционного этикета способствуют формированию позитивной гражданской и этнической идентичности. Автор разъясняет педагогам ряд терминов, необходимых для эффективной реализации модульного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Ключевые слова: этнологические компетенции, духовно-нравственное воспитание, ОРКСЭ, ОДНКНР, базовые этнологические знания, народоведение, национальная политика, многонациональное государство, ФГОС

Одним из ведущих блоков в преподавании модульного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является блок, связанный с освоением базовых этнологических знаний. Наличие таких знаний является необходимым условием для реализации задач, поставленных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»/ серия «стандарты второго поколения» (авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) [1]. Прологом данной Концепции служат слова из Кон-

Елена Александровна Найденова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры поликультурного образования Московского института открытого образования (Москва), festival-etno@mail.ru

ституции РФ: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Многонационального опирается на умение строить человеческие отношения с учетом общего и особенного в этнокультурах [2].

Человеческое общество базируется на системе ценностей. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. В многонациональном государстве важно сохранять баланс между традиционными этническими ценностями и моральными нормами, предписанными Конституцией к обязательному исполнению. Здесь нельзя не учитывать две равнозначные тенденции в развитии современных народов и культур: центростремительную (быть такими, как все) и центробежную (иметь свое лицо). При таком подходе различия в этнокультурах будут рассматриваться как вариативность в функционировании одних и тех же базовых норм - общероссийских ценностей [4]. В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фак-

£ 2

5 Е£

б!! тор развития, как политическая и экономическая ста-

11 ° бильность. Общество лишь тогда способно ставить

с От -

^га и решать масштабные национальные задачи, когда

| " ™ у него есть общая система нравственных ориентиров,

о||; когда в стране хранят уважение к родному языку, к са-

I !•§, мобытной культуре и к самобытным культурным ценно-

||! стям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей

||» отечественной истории. Именно это национальное бо-

^ ИИ гатство является базой для укрепления единства и суве-

ренитета страны, служит основой нашей повседневной ° жизни, фундаментом для экономических и политиче-

£ §;« скихотношений» [1].

§'1| В Стратегии государственной национальной поли-

ё тики Российской Федерации на период до 2025 года

™ 5. о президент вновь отметил: «Многообразие националь-

ного (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации» [8].

Примеры осуществления россиянами - представителями разных этносов и культур - высоконравственных целей и поступков можно найти в лучших произведениях национальной художественной литературы и фольклора, это делает их роль в духовно-нравственном воспитании молодого поколения бесценной. Художественные произведения дидактичны без прямого морализаторства, значит, для преподавателя предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в начальной школе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в ос-

новной школе они являются замечательным подспорьем. При овладении элементарными этнологическими компетенциями, что способствует складыванию толерантной мировоззренческой позиции, преподаватель может использовать педагогический потенциал этих произведений в полной мере. При отсутствии элементарной этнологической грамотности невозможно осмысленно выполнять требования Федеральных государственных образовательных стандартов.

В Конституции РФ, в Концепции «Духовно-нравственного развития...» и других документах, направленных на гармонизацию межэтнических отношений, встречается множество терминов, требующих разъяснения. Например: «многонациональный российский народ», «российская гражданская идентичность», «этническая идентичность» и др.

Например, во ФГОС отмечено: «личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования включают:

формирование у учащихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов» [9].

Далеко не каждый педагог способен объяснить значение этих терминов, без знания основ этнологии (от греч. £0voq - народ, племя) - науки о происхождении, расселении и функционировании народов-этно-

о

lE о

шо-Е

!? ! S EI

t?!| сов - здесь не обойтись. Но что означает слово «эт-

S | | нос»? Попробуем разобраться.

ЕОС0 -р»

:е5| В русском языке синонимами слова «этнос» высту-

! з | пают такие слова как «народ», «нация», «националь-

I? || ность». Однако в большинстве стран мира слово «нация»

1^!! не соотносится с этносом, а обозначает совокупность

||! граждан государства (отсюда: национальная идея / го-

¡|ё сударственная идея, национальный флаг / государ-

S ЛИ ственный флаг, Организация Объединенных Наций /

Организация объединенных государств и т. д.). Слово ° ■§§, «народ» также является многозначным («на площади

£ Ig собралось много народа», «хождение в народ»). По-

§'!! этому при использовании данных слов в полиэтничной

,Ü! t среде необходимо обращать внимание на контекст.

Термин «многонациональный народ России» указывает на множественность и единство этносов государства. Этническая идентичность (самосознание) - один из ведущих признаков этноса.

В современной науке нет единого толкования понятия «этнос», среди наиболее популярных теории и концепции этноса Ю.В. Бромлея, С.А. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова, Л.Н. Гумилева и т. д. Согласно наиболее близкой автору теории Ю.В. Бромлея, этнос -это исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, осознающая свое единство и свое отличие от других подобных образований (что находит отражение в самоназвании) и обладающая относительно устойчивыми особенностями языка, культуры и психики. В число признаков с определенными оговорками мы также вносим антропологический тип в пределах больших рас. При обращении к источникам о культуре российских народов-этносов, включая указанные нами в списке литературы, педагог обязательно встретится с перечисленными ведущими признаками этноса, поэтому мы поясним каждый из них:

Этническое самосознание, или этническая идентичность -осознание людьми своей принадлежности к определенному народу-этносу и обособление от других народов-этносов (есть «мы» и есть «они», есть «свои» и есть «чужие»). «Конечно, далеко не каждый может однозначно назвать свою этническую принадлежность. Допустим, у молодого человека отец - белорус, мать - молдаванка, а родился и вырос он в Москве и с детства говорит на русском языке. Возможно, ему будет нелегко определить, какой он национальности - белорус, молдаванин или все-таки русский. Однако большинство людей четко знают, какой народ они представляют», - говорил на лекциях академик С.А. Арутюнов. Заметим, что осознание индивидом своей принадлежности к какой-либо общности происходит лишь в том случае, если эта общность сама себя осознает. Коллективное этническое самосознание отражается в самоназвании народа, а также в наличии представления людей об общем этногенезе.

Самоназвание народа или эндоэтноним (от др.-греч. еубоу «внутри, дома» + £0voq «народ, племя» + оуица «имя») - имя народа, которое он дает себе сам. Зачастую самоназвания кардинально отличаются от того, как этническая группа определяется в научной литературе или в окружающем обществе. Например, самоназвание китайцев - «хань», русские называют их китайцами, а в Европе - «чайниз»; самоназвание немцев -«дойче»; якутов - «саха» и т. д.

Этногенез (от греч. ë0voq, «племя, народ» и \eveavc,, «генезис», «происхождение») — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов (племен). В донаучных представлениях он отражен в этногонических мифах. Л.Н. Гумилев называет этногенезом всю историю народа от начала до исчезновения.

^ 3

о

а»о х

£ 2

5 Е£

5§| Этнический язык - один из самых значительных при-

£ знаков этноса, который позволяет выявить его проис-

з ¡±1 хождение. Однако под воздействием контактов носите-

а ^ £ лями одного и того же языка могут стать разные

о?! народы. В частности, сегодня английский язык является

I §. родным не только для англичан, но и для северных аме-

||! риканцев, австралийцев и пр. На сербохорватском

языке говорят сербы, хорваты и боснийцы-мусульмане; немецкий язык выступает как инструмент общения для немцев, австрийцев и пр.; на испанском говорят ° испанцы, кубинцы, мексиканцы, аргентинцы и многие

й I» другие народы Латинской Америки. Разумеется, что

§1о мелкие различия в языке обязательно существуют.

|| | В многонациональных странах распространено двуя-

| 5, зычие.ЯркимпримеромэтогоявленияслужитРоссия.

Этническая территория - территория основного размещения этноса с ее ландшафтом, климатом и пр., обычно включающая ареал формирования и компактного расселения этого этноса, а также районы его смешения с другими национальностями. Нередки случаи, когда в результате миграционных процессов части этноса оказываются разбросанными по всей земле, образуют диаспоры. Их культура начинает развиваться отлично от основного ядра этноса, но этническое самосознание сохраняется.

Этническая культура - часть культуры этноса, которая воспринимается им самим и соседними народами как специфичная только для данного этноса, отличающая его от других. К этнической культуре относятся самобытные традиционные формы материальной и духовной культуры: архитектура жилища, убранство интерьера, костюм, национальная пища, обряды, обычаи, народное искусство и национально-специфические формы профессиональной художественной культуры. Следует различать понятия этническая культура

и культура этноса. Культура этноса включает всю совокупность культурных явлений народа, в том числе ино-этничные заимствования, унифицированные формы культуры, общерегиональные черты, характерные сразу для нескольких народов... [6]

Антропологические типы в пределах больших рас (евразийская / европеоидная, азиатско-американская / монголоидная, экваториальная/австрало-веддоидная / австралоидная) - признак, внесенный нами в перечень условно, поскольку указывает не на культурное, а на биологическое, генетическое родство между группами людей, которые не обязательно принадлежат к одному народу. Этносы представляют собой социальные организмы. Это продукт человеческих контактов. Они появляются и исчезают, а расы устойчивы. Раса -совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом. Носители расовых типов отличаются друг от друга цветом кожи, волос, глаз, а также формой волос, глаз и черепа, чертами лица, ростом, третичным волосяным покровом и проч. Происхождение каждого расового варианта связано с определенной территорией или ареалом. Указание на них мы можем встретить даже в названии расы (например, австрало-идный тип сформировался в Океании). «В настоящее время связь с ареалом иногда почти не обнаруживается, однако она непременно имела место в далеком или менее далеком прошлом. Выделение антропологических типов в числе признаков этноса обусловлено лишь тем, что их носители, распространяясь по свету, обязательно приносят с собой определенную культуру и язык. Это играет важную роль при выявлении этногенеза. Если масса населения, почти однородная по антропологическому составу, разделена на группы, говорящие на разных языках, следует искать в прошлом

ТО^ о

1Е о

шо-Е

¡? I

5 Е!

Е?|| историческую общность этих групп [5]. Представле-

Ц | ° ние о том, что человека любой национальности можно

|| отличить по внешности, является заблуждением. Зато

| з | довольно точно можно определить представителя той

° (? || или иной национальности по его акценту, манере пове-

1»! дения, жестикуляции, то есть не по физическим, а по

||'1 культурно-языковым признакам. Такие обозначения

||» как «английская раса», «французская раса», «итальян-

11 ская раса», «германская раса», «японская раса», «китай-

¡¡¡"§ ская раса» и т. п. являются ошибочными.

^ Х£П А

° "!§, Итак, в «правилах» есть исключения, поэтому при ха-

£ рактеристике этноса все перечисленные признаки

надо рассматривать в совокупности. >5 Этническая идентичность (этническое самосознание)

или осознание человеком своей этнической принадлежности тесно связано с наличием у него знаний о культуре, языке, историческом прошлом своего народа (когнитивная составляющая); с оценкой «своего» и других этносов (эмоционально-оценочная составляющая). Позитивная оценка своего этноса выражается в гордости за его достижения, историю и культуру, негативная оценка - в наличие негативных установок. Также этническое самосознание характеризуется отношением человека к своему членству в этнической общности - имеет данный факт для него значение или нет. Наконец, в число структурных элементов этнической идентичности входят разделяемые с соплеменниками этнические чувства (достоинство, гордость, обида, страх), моральные обязательства перед этносом (чувство долга).

Этническое самосознание не является врожденным. Оно формируется в ходе социализации, складываясь в полном объеме уже к 10-11 годам (Ж. Пиаже), то есть в пределах начальной школы, педагог оказывает влияние на формирование типа этнической идентичности у учащегося. Выделяют следующие ее типы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Норма - восприятие человеком образа своего народа как положительного, благоприятное отношение к его культуре, истории, естественный патриотизм, не переходящий в фанатизм, положительные установки на общение с другими народами, понимание их позитивного вклада в мировую историю и культуру.

2. Этноцентризм - такие установки, при которых обычаи, нормы, роли и ценности собственного народа рассматриваются человеком как неоспоримо правильные и культурное разнообразие мира воспринимается им исключительно через призму своей культуры. Чем больше окружающие культуры от нее отличаются, тем менее «разумными» кажутся. Человек склонен сотрудничать только со «своими» и не доверяет «чужим», хотя и не относится к ним враждебно.

3. Этнодоминирующее самосознание - принадлежность к своему этносу кажется человеку первостепенной среди других социальных ролей. Быть представителем своего этноса для него важнее, чем быть гражданином, родителем, супругом, представителем профессии и т. д. Достижение целей и интересов народа (возможно, ложно понимаемых) воспринимается им как главная ценность в жизни.

4. Этнофанатизм - не просто изоляция от общения с «чужими», но и готовность идти во имя национальных интересов на любые агрессивные действия, вплоть до использования терроризма.

5. Этническая индифферентность - равнодушие к проблемам этничности и межэтнических отношений, к ценностям своего и других народов; отсутствие влияния этнических норм и традиций на поведение человека в любых сферах деятельности.

6. Этнонигилизм в форме космополитизма - отрицание роли этничности, этнических и этнокультурных ценностей в жизни человека; определение этнического

£»

г?§| возрождения как вредного; демонстрация себя как «че-

S| ° ловека мира».

г| 7. Амбивалентное этническое самосознание - то есть

! ^ ig невыраженное или «сдвоенное», «строенное» самосо-

g; знание, распространенное в этнически смешанной

I !•§• среде (у детей смешанных браков, этнических мень-

||! шинств в многонациональном государстве); данная

||» идентичность может приводить к различным резуль-

S Hü татам. При конструктивном варианте человек осваи-* з т

!»°§ вает сразу две культуры, становится посредником

° ■§§, между ними, человеком мультикультуры. При деструк-

О«-» ^

£ Ig тивном варианте индивид балансирует между культура-

g'l! ми, не овладевая в должной мере нормами и ценно-

£ стями ни одной из них; он испытывает внутриличност-

^ | Ü ный конфликт [7].

.s|i Феноменальной потребностью человека является

потребность принадлежать к социально-статусной группе. Осознание им принадлежности к этнической группе - аутсайдеру, может приводить к фрустрации и, как следствие, к поиску защитных механизмов от нее. «Фрустрация (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям...» В качестве защиты могут выбираться деструктивные модели поведения [3].

Перечисленные типы этнической идентичности в полной мере соответствуют типам гражданской идентичности. Негативная этническая или гражданская идентичность могут приводить к росту конфликтности в обществе, фрустрация порождает агрессию.

Опираясь на работы В.А. Тишкова и других российских ученых-этнологов, мы призываем педагогов

с осторожностью использовать термины, соотносимые в советской школе со стадиальным развитием этноса: «племя» (первобытность), «народность» (феодализм) и «нация» (социализм / капитализм), поскольку эти термины связаны с эволюционистским подходом в изучении и описании народов и культур. Эволюционисты XIX века, опираясь на теорию Дарвина, полагали, что каждый народ проходит один и тот же путь развития -от примитивного общества (племя) к развитому обществу (нация). Кто-то развивается быстрее, а кто-то медленней. Вершиной развития считалась англо-американская культура. В настоящее время наиболее актуален культурно-релятивистский подход (М. Херсковиц), где признается равенство культур и не допускается употребление термина «примитивная», «отстающая» в отношении ни одной из них. Спор между традиционными и индустриальными культурами с их сильными и слабыми сторонами продолжается. Но нельзя не констатировать факт, что на земле остается все меньше уголков, оторванных от современной цивилизации.

Одной из важнейших задач является создание у детей целостного образа многонациональной России. Американские психологи Дж. Берри и С. Бочнер выделили четыре типа межэтнических контактов в многонациональном обществе:

геноцид - уничтожение противостоящего этноса; ассимиляция - постепенное добровольное или принудительное принятие меньшинством обычаев, верований, норм доминантного этноса;

сегрегация - курс на раздельное развитие этносов, что приводит к этноизоляции и разобщенности граждан государства;

интеграция - то есть сохранение народами своей культурной идентичности при объединении их в единое сообщество на новом значимом основании [7];

б!! процесс интеграции рассматривается сегодня как на-

я» о иболее соответствующим демократическим принципам.

с От

Процесс взаимопроникновения народов и культур, | Ц | идущий сегодня в мире и получивший название «глоба-

лизация», поставил вопрос о формирования глобаль-1 ных (общечеловеческих) представлений о категориях

ё1§ добра и зла. В настоящее время общечеловеческими

§|& ценностями (добром) принято считать универсальные

== | | гуманитарные ценности, сформулированные Органи-

зацией Объединенных Наций в виде стандартов прав человека и характеризуемые как ценности толерантности. В основном, они опираются на западноевропейские базовые категории справедливого мира: демократия, плюрализм.

Однако заметим, что западная цивилизация, пода-

а» о

äg £ >s я у

га>. о

х Е о а»

mg,s рившая человечеству понятия о базовых категориях

5 Е£

справедливого мира - правах человека и демократии, сегодня наряду с остальными обеспокоена созданием более совершенного механизма их защиты и реализации. Имеет место политика двойных стандартов, насильственного внедрения западных ценностей в страны, которые их не разделяют. Принципы либеральной демократии, провозглашаемые как единственно правильные, не находят понимание в некоторых странах Востока, что сопровождается кровопролитными конфликтами.

Единство в многообразии, где гражданская идентичность не вступает в противоречие с этнической, на наш взгляд, наиболее оптимальный путь в национальной политике современной России. Дифференциация россиянами двух ипостасей русского языка -как этнического языка русского народа и как государственного языка - общего достояния россиян, является, по нашему убеждению, одним из условий

общероссийской консолидации. Еще одной объединяющей идеей может стать принятие жителями РФ существующего в ней природного и национально-языкового многообразия как общероссийской ценности, предмета общей гордости россиян, который надо знать, беречь и уметь популяризировать на международной арене.

Мы рекомендуем обратиться к позитивному опыту советского времени, когда уже воспитанник детского сада мог свободно перечислить названия «пятнадцати республик - пятнадцати сестер». Солидарность с жителями национальных республик у учащихся всего Советского Союза, начиная с дошкольного возраста, воспитывали, используя известный в психологии принцип «мозаики» (из частичек складывается целое). Широко изучались литературные произведения титульных народов республик. Малышу давали понять, что в каждой из пятнадцати республик он, не зависимо от национальной принадлежности, будет гостеприимно встречен, в каждой производится что-то полезное для него, а национальное и языковое разнообразие страны составляет ее богатство [4].

В национальной политике сегодняшней России принцип «мозаики» с учетом центростремительной и центробежных тенденций в развитии народов и культур чрезвычайно востребован. Знакомство с разными народами и культурами, межличностное общение с людьми разных национальностей, знание их духовно-нравственной культуры и традиционного этикета, способствуют формированию позитивной гражданской и этнической идентичности. Произведения национальной художественной литературы и фольклора наряду с научной литературой являются замечательным источником такой информации.

Литература:

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / сер. «Стандарты второго поколения». М.: Просвещение, 2009.

2. Конституция Российской Федерации // [Электронный ресурс]: URL: http:// constitution.ru/ (дата обращения 17.06.2016).

3. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. №6. С.118-129.

4. Найденова Е.А. Время собирать камни: русский язык и национально-языковое разнообразие в контексте проблем консолидации российского общества // Реальность этноса. Образование и этническая безопасность: сб. статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 12-14 апреля 2011 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. С.46-51.

5. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. Учебное пособие. Издание 3-е. М.: Высшая школа, 1978.

6. Российский этнографический музей. Глоссарий // [Электронный ресурс]: URL: http:// ethnomuseum.ru/ (дата обращения 22.02.2016)

7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для студентов вузов. М.: Ин-т психологии РАН, 1999.

8. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Гарант [Электронный ресурс]: URL: http://base.garant.ru/70284810/#ixzz4U0sX0jHI (дата обращения 22.02.2016)

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010.

Elena Naidenova,

phD in Pedagogics, Associate Professor, Department of Multicultural Education, Moscow Institute of Open Education, festival-etno@mail.ru

Ethnological competencies for a teacher conducting the «Basics of Religious Cultures and Secular Ethics» and the «Basics of Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia»

Acquaintance with different peoples and cultures, communication with different nationalities, knowledge of their spiritual and moral culture and traditions contribute to shaping a positive civil and ethnic identity. The author explains some important terminology to teachers to efficiently conduct the modular course on the Basics of Religious Cultures and Secular Ethics as well as the new subject - the Basics of Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia.

Keywords: ethnological competences, spiritual and moral education, Basics of Religious Cultures and Secular Ethics, Basics of the Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia, basic ethnological knowledge, ethnology, national policy, multinational state, the Federal State Educational Standard

Спартак Леханов

Эвенкийская детская литература в условиях внедрения нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Статья посвящена вопросам становления эвенкийской детской литературы. Особое внимание уделено предмету «литературное чтение на этническом языке» в начальной школе в условиях введения нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Представлено примерное тематическое планирование по литературному чтению на эвенкийском языке для начальной школы.

Ключевые слова: эвенкийская детская литература, литературное чтение на эвенкийском языке, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, духовно-нравственное воспитание, культурное наследие, эвенкийский

Становление эвенкийской детской литературы, по мнению многих историографов, начиналось на страницах первых учебников, созданных в 20-30-е годы прошлого столетия. Начальными образцами детской литературы у представителей эвенкийского народа, как и у многих других северных этносов, являлись своеобразные жанры, бытовавшие у эвенков и имеющие многовековой опыт познания окружающей действительности, отражающие социальные проблемы нравственности и особенности

фольклор, начальная школа

Спартак Борисович Леханов,

научный сотрудник ФГБНУ «НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия), nsch_sakha@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.