Научная статья на тему 'Этнокультурный подход в профессиональной подготовке бакалавров иноязычного педагогического образования'

Этнокультурный подход в профессиональной подготовке бакалавров иноязычного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВР / МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ / ETHNO-CULTURAL APPROACH / PROFESSIONAL TRAINING / FOREIGN-LANGUAGE EDUCATION / METHODOLOGY OF SCIENTIFIC COGNITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варламова Елена Юрьевна

В статье рассматривается содержание этнокультурного подхода при обращении к четырем уровням методологии научного познания. Этнокультурный подход раскрывается во взаимосвязи с основными философскими подходами, принципами общенаучного познания, педагогическими принципами и образовательными технологиями обучения иностранным языкам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-cultural approach in training Bachelors of Teacher of Foreign Languag

The article considers the content of ethno-cultural approach and refers to the four levels in methodology of scientific cognition. The ethno-cultural approach is revealed in interrelations with the main philosophy approaches, general principles of scientific cognition, pedagogics principles and education technologies of teaching foreign languages

Текст научной работы на тему «Этнокультурный подход в профессиональной подготовке бакалавров иноязычного педагогического образования»

Е. Ю. Варламова

(Чебоксары)

Этнокультурный подход в профессиональной подготовке

бакалавров иноязычного педагогического образования

В статье рассматривается содержание этнокультурного подхода при обращении к четырем уровням методологии научного познания. Этнокультурный подход раскрывается во взаимосвязи с основными философскими подходами, принципами общенаучного познания, педагогическими принципами и образовательными технологиями обучения иностранным языкам.

Методологические аспекты содержания этнокультурного подхода основаны на рассмотрении его сущности и специфики при обращении к уровням методологического познания. Понимание научного подхода как применения научных концепций, положений и направлений для изучения научной проблемы позволяют рассмотреть сущность (содержание] этнокультурного подхода на выделенных И. В. Блауберг и Э. Г. Юдиным четырех уровнях: 1] уровне философской методологии (философском уровне]; 2] уровне общенаучных принципов и форм исследования (общенаучном уровне]; 3] конкретно-научном уровне; 4] методическом (технологическом] уровне [2].

На первом уровне - философской методологии - исследуемые процессы и явления характеризуются с точки зрения мировоззренческой проблематики. С учетом данного положения, этнокультурный подход рассматривается во взаимосвязи с положениями синергетического подхода применительно к описанию образовательных явлений и процесса, а также эволюционного и генетического подходов к характеристике субъектов образования.

С учетом основных положений синергети-ческого подхода, касающихся упорядоченного развития системы образования, сущность этнокультурного подхода составляет познание и изучение этнокультуры в образовательном процессе как системы, социально-личностного явления.

Во взаимосвязи с генетическим подходом этнокультурный подход в профессиональном образовании предполагает двусторонний, протяженный во времени процесс передачи этнокультуры от одного поколения другому и познания обучающимися этнической культуры; обретаемый обучающимися опыт и ста-

новление личностных качеств (толерантности, способности к межкультурной коммуникации и др.] являются значимыми в развитии обучающихся как представителей определенного этноса.

С учетом положений эволюционного подхода, этнокультурный подход в образовании предполагает обращение к этнической культуре как продукту, характеризующему развитие этноса. Освоение этнокультуры, ее передача от одного поколения другому осуществляется последовательно, в единстве этапов формирования и становления этнической культуры, с учетом установившихся взаимосвязей между ее компонентами.

Таким образом, на уровне философской методологии этнокультурный подход рассматривается как последовательный процесс межпоколенной передачи в системе образования этнокультуры в единстве и взаимосвязи ее компонентов, овладение которыми способствует: познанию обучающимися особенностей и истории развития этноса; осознанию своей этнической принадлежности; формированию у них значимых социально-личностных качеств и новообразований, характеризующих обучающихся как представителей определенного этноса; познанию специфики других этнокультур на основе их диалогиза-ции с изученными этнокультурами.

На втором уровне, уровне общенаучных принципов и форм исследования, содержание этнокультурного подхода определяется логикой научного познания. В описании содержания этнокультурного подхода на данном уровне в качестве основы принята характеристика общенаучных принципов познания - принципов детерминизма (обусловленности], соответствия (преемственности], дополнительности, - изложенная в работах А. М. Новикова, Д. А. Новикова [6, 7].

В соответствии с основными положениями принципа детерминизма, этнокультурный подход выступает как системная деятельность, направленная на познание этнокуль-туры и характеризующаяся целостностью и наличием структуры, системы взаимосвязанных компонентов (мотивов и потребностей, определяющих цель - образ результата, что сопровождается целеполаганием - проектированием действий - и ведет к последующему целевыполнению, контролируемому саморегуляцией или управлением) [7].

Н. М. Ахмерова [1], Л. Н. Коган [4] и др. отмечают, что познание культуры предполагает распредмечивание культурных ценностей, что ведет к изменениям человека в личност-но-духовном плане и в восприятии человеком окружающей действительности. Результатами познания этнокультуры в исследовании Л. П. Карпушиной выступают сформированного этнической идентификации и этнокультурной идентификации личности [3].

Если рассматривать этническую культуру как вид культуры и этнокультурный подход как деятельность по усвоению этнокультуры, структура этнокультурного подхода обуславливается следующими положениями:

- потребности человека в познании этнической культуры определяются необходимостью его постоянного духовного и социального развития; определяемая потребностями мотивация познания и освоения человеком этнокультуры является сложным процессом, побуждающим к деятельности по освоению этнокультурного опыта;

- познание этнокультуры нацелено на результат - социально-личностное развитие человека, формирование у него этнической и этнокультурной идентификации;

- содержательно-процессуальный компонент этнического подхода (целевыполнение] включает: распредмечивание человеком этнокультурных ценностей, признание этнических ценностей, традиций и социальных норм как компонентов личной духовной культуры; применение имеющихся представлений об этнокультуре для формирования взглядов и убеждений;

- саморегуляция и управление познанием этнокультуры определяются целями личного и социального характера, что связано со стремлениями личности к социализации, а также к сохранению этноса и его самобытной культуры;

- все компоненты этнокультурного подхода взаимосвязаны между собой, обуславливая и определяя содержание друг друга; они функционируют как система в единстве ее составляющих.

В содержании этнокультурного подхода принцип соответствия отражается как преемственность накопленного опыта этноса и современных взглядов представителей этноса на окружающую действительность, систему социальных отношений, место и роль человека в этносе, социальной группе, обществе, мире. Данная преемственность в передаче этнокультуры проявляется в виде непрекращающихся изменений в содержании этно-культуры в связи с развитием общества, в детализации сложившихся взглядов этноса, этнокультурных ценностей, традиций, социальных норм, что характеризует этнос и этнокультурный подход как постоянно развивающиеся явления.

Принцип дополнительности в содержании этнокультурного подхода предполагает признание специфики, своеобразия каждой этнической культуры. Вариативность и разнообразие этнокультур, их отличительные признаки, уникальность проявляются в областях, выделенных Л. П. Карпушиной в качестве объединяющих все этнокультуры: этноэтике; этноэстетике; этнофилософии; этнопедагоги-ке; этноэкологии [3]. Познание самобытных этнических культур сопровождается признанием вариативности взглядов на процессы и явления, относящиеся к неизменным областям человеческого знания. Фактор субъективности объясняется особенностями формирования и истории этноса, географических условий его проживания и др.

Обобщая вышесказанное, отметим, что сущность этнокультурного подхода на втором методологическом уровне составляет рассмотрение его как системной последовательной деятельности познания, сохранения и передачи своеобразных этнических культур с учетом накопившегося опыта и современного уровня развития науки и общества.

На третьем, конкретно-научном уровне этнокультурный подход рассматривается как образовательное явление, характеризующееся на основе методологии в области образования, с применением педагогических принципов. В системе образования использование этнокультурного подхода связано с разработкой положений, реализация которых позво-

Варламова Е. Ю. Этнокультурный подход в профессиональной подготовке бакалавров иноязычного

ляет: 1] передать от одного поколения другому этнокультурный опыт - результаты деятельности, связанной с освоением и развитием этнокультуры; 2] достичь целей образовательного процесса на основе внедрения в систему компонентов этнокультурного содержания. Вопросы применения этнокультурного подхода в системе образования и его значимости для достижения целей образовательного процесса отражены в научных исследованиях Н. М. Ахмеровой, Е. С. Бабуновой, Л. П. Карпушиной, С. С. Кулмагамбетовой, М. Д. Насыровой, Т. К. Солодухиной, Ж. А. Ха-шегульговой, В. К. Шаповалова и др. Ученые отмечают, что в этнокультурном подходе проявляется содержание двух основных педагогических принципов: народности и культу-росообразности.

Во взаимосвязи с принципом народности этнокультурный подход в профессиональной подготовке бакалавров иноязычного педагогического образования имеет двоякую направленность. С одной стороны, он применяется для развития личности как представителя определенного этноса, язык которого является родным для обучающегося и выступает средством обучения. С другой стороны, родной язык и сформированные знания, представления о родной культуре являются основой для познания специфики и культуры другого этноса, изучения его языка. В содержании образовательного процесса, нацеленного на развитие личности обучающихся как представителей своего этноса и познание ими других языков и этнокультур, должны отражаться особенности исторического развития и формирования культуры того или иного этноса. Это будет способствовать формированию у обучающихся целостных и комплексных представлений, системных знаний о языках и культурах, позволит понять характерные черты этносов и их культур, обогащать опыт применения имеющихся знаний и представлений в профессиональной деятельности.

С позиций принципа культуросообразно-сти этнокультурный подход в образовании связан с сохранением и передачей этнокуль-туры в единстве ее исторически сложившегося содержания и современного состояния, с учетом факторов, оказывающих влияние на развитие культуры и формирование этноса.

Л. П. Карпушина в своем исследовании от-

мечает педагогические принципы, с которыми обнаруживается связь этнокультурного подхода в образовании [3]. Среди выделенных педагогических принципов особую значимость в характеристике этнокультурного подхода в системе иноязычного профессионального образования приобретают принцип диалога культур и принцип толерантности.

Взаимосвязь этнокультурного подхода с принципом диалога культур в системе иноязычного профессионального образования проявляется через познание обучающимися культуры иноязычного этноса посредством ее сопоставления с культурой своего этноса, в результате чего не только формируются знания языка и культуры другого этноса, но и происходит уточнение, систематизация знаний родного языка и культуры своего этноса.

Во взаимосвязи с принципом толерантности этнокультурный подход нацелен на формирование толерантной личности обучающегося, качеств, необходимых ему для принятия культуры и языка другого этноса как своеобразной данности, интересной для познания и изучения, позволяющей не только понять специфику другого этноса, но и осмыслить современные события.

Таким образом, на конкретно-научном уровне методологии познания этнокультурный подход - это образовательное явление, основанное на реализации положений педагогических принципов народности и культу-росообразности и направленное на познание этнокультур посредством диалога культур, что сопровождается формированием качеств личности, способной толерантно воспринимать любую этнокультуру в ее неповторимом своеобразии.

Сущность и содержание этнокультурного подхода на четвертом - методологическом (технологическом) - уровне раскрываются при его рассмотрении как технологии, нацеленной на обучение бакалавров иноязычного профессионального образования иностранному языку и ознакомление с культурой этноса, язык которого изучается. В данном случае речь идет об образовательной технологии, учитывающей особенности иноязычной профессиональной подготовки студентов в вузе и содержащей в своей структуре компоненты этнокультурного содержания.

Признание того, что профессиональное образование может рассматриваться как вид социокультурной деятельности, связанной с со-

циальным становлением и индивидуальным развитием личности студента [5], позволяет утверждать, что в профессиональной подготовке бакалавров иноязычного педагогического образования имеет место познание обучающимся культуры общества (социума] посредством применения соответствующих технологий социально-культурного характера. При рассмотрении этнокультуры как вида культуры общества предполагается, что организация ее познания осуществляется средствами применения технологий этнокультурной направленности и содержания.

На основе анализа изложенного сформулированы положения, характеризующие сущность этнокультурного подхода на технологическом уровне методологии познания:

- этнокультурный подход, являясь технологией, предполагает систему действий, направленных на познание, сохранение и развитие этнокультур (родной и иноязычной]. Изучение иноязычной этнокультуры студентами осуществляется на основе опыта познания культуры своего этноса. Использование этнокультурного подхода нацелено на развитие качеств, характеризующих поликультурную личность обучающегося;

- этнокультурный подход как образовательная технология характеризуется струк-

турой, включающей ряд взаимосвязанных компонентов (проектировочный, организационный, процессуальный и управленческий], в содержании которых прослеживается этнокультурная направленность. В иноязычном профессиональном образовании этнокультурный подход предполагает использование технологий социально-культурного характера, значимых при регионализации или лингвосоциокультуризации содержания обучения;

- этнокультурный подход обладает спецификой, обусловленной особенностями предметной (иноязычной] подготовки студентов.

Обобщив понимание содержания этнокультурного подхода на четырех уровнях методологического познания, можно сделать вывод о том, что этнокультурный подход в системе профессиональной подготовки бакалавров иноязычного педагогического образования - это специально организованный последовательный процесс передачи, познания и усвоения особенностей культур своего (родного] и иноязычного этносов; целенаправленная деятельность социально-культурологического характера, основанная на образовательных принципах и направленная на достижение целей образования средствами иностранного языка.

Литература

1. Ахмерова Н. М. Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - М., 2004. - 282 с.

2. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973.

3. Карпушина Л. П. Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений (на примере музыкального образования) : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. -Саранск, 2012. - 521 с.

4. Коган Л. Н. Социология культуры. - Екатеринбург: УрГУ, 1992.

5. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. - М. : Академия, 2001.

6. Новиков А. М. Докторская диссертация? : Пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. - 3-е изд. -М. : Эгвес, 2003.

7. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования : учеб.-методич. пособие. - М. : URSS Либроком, 2010. - 275 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.