кубиком, изобразить игру на каком-либо музыкальном инструменте, спеть, станцевать, изобразить мимически и т. д.
Использование различных видов музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки развивает музыкальные способности, воспитывает эмоциональную отзывчивость к музыке, понимание и глубокое переживание её содержания.
Таким образом, музыкальная деятельность формируют навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт учащихся, прививает им знания, что в целом является предпосылкой формирования музыкальной культуры школьника.
А. Б. Афанасьева, Л. Н. Петрова
Этнокультурный компонент в хоровой практике системы дополнительного образования
Музыкальное искусство занимает важное место в культуре любых эпох. Частью системы образования является музыкальное образование, включающее в себя обучение и воспитание, на основе которого происходит музыкальное развитие личности. В современной музыкальной культуре как неотъемлемой части культуры отражаются все происходящие в обществе противоречивые процессы.
Необходимым элементом содержания образования является этнокультурное образование. Этнокультурный компонент образования является ныне фактором противодействия «вестернизации» культуры, активно внедряющейся, доминирующей и захватывающей все в большей мере культурное поле социума и личности. Этнокультурный компонент играет роль центростремительной силы, направленной к центру, каким является культура своего народа, страны, это «ось вращения» национально-охранительных тенденций в культуре. Центробежная же сила в культурном поле направлена от культуры своего народа к культурам других народов (подробнее данная проблема рассмотрена А.Б. Афанасьевой в статье О понятиях культурного поля и этнокультурного ядра личности в образовательном процессе // Вопр. культурологии. 2009. № 5. С. 51-56).
Во взаимодействии традиции и инновации происходит процесс развития культуры. Гармоничность этого баланса определяет ее успешность.
В современном же культурном поле нарушен органичный баланс (как было свойственно прежним эпохам). В стихийном, внеинституциональном образовании (посредством семьи, неформального общения, культуры быта, труда, досуга, праздников, поездок, учре-
213
ждений культуры, СМИ) ребенок в основном сталкивается с массовой культурой. И только в формах институционального, получаемого в учреждениях общего и дополнительного образования ребенок целенаправленно погружается в мир народной и профессиональной культуры, основанной на исторически сложившихся традициях, на преемственности во взаимодействии исторических пластов, стилей и форм культуры. Важную роль в системе дополнительного образования играют хоровые студии, детские музыкальные школы и школы искусства.
В музыкальном образовании этнокультурное образование проявляет себя прежде всего как содержательный компонент. В системе дополнительного образования этот компонент существует, во-первых, в процессе освоения фольклора на хоровых занятиях, в игре на музыкальном инструменте, знакомстве с народными песнями и наигрышами при изучении сольфеджио, музыкальной литературы. Во-вторых, - при освоении академической музыки, выросшей на национальной почве, впитавшей народные, религиозные и светские традиции. Причем осваивая музыкальные произведения, в частности, в хоровой практике, дети знакомятся с отечественной и иноземной культурой, включая в свое культурное поле опыт искусства России и мира.
Казалось бы, это стало нормой и сложившиеся традиции обучения идеальны. Но, учитывая дисбалансы социального культурного поля, в самой методике преподавания необходимо обновление репертуара, приемов, в том числе в отношении освоения этнокультурного компонента. Охарактеризуем некоторые тенденции в его развитии в современном музыкальном образовании. Данные тенденции можно рассматривать как проблемы, которые нужно решать в образовательном процессе, в частности, в системе дополнительного образования (в хоровых студиях, вокальных ансамблях, ДМШ, ДШИ).
Во-первых, ныне роль освоения отечественного репертуара возрастает, так как в бытовой культуре ребенок прежде всего сталкивается с зарубежными образцами: музыки, мульт- и кинофильмов, компьютерных игр, даже в домашнем чтении классику вытесняет зарубежная массовая литература.
Во-вторых, требуется уделять особое внимание взаимодействию культурных пластов. Учитель должен сам уметь определять, в чем проявляется этнокультурное начало в произведении и уметь объяснять, как архетипическое входит в язык искусства, как родной музыкальный язык взаимодействует с классическими стилями, как синтез культурных влияний формирует музыкальную культуру этноса, каковы в ней духовно-нравственные основы, свойственные русской культуре.
214
В-третьих, само представление о фольклоре не должно ограничиваться собственно музыкальными формами. Фольклор синкретичен. В реальной жизни связаны между собой все его виды: словесный, музыкальный, хореографический, игровой, драматический, обрядовый фольклор, народное изобразительное искусство (декоративно-прикладное искусство и народное зодчество). И каждый вид неразрывно включает в себя разные элементы, разворачивается в этнографическом комплексе. Поэтому и в его презентации на занятии необходимо взаимодействие видов фольклора, приближение его к этнографической достоверности. А в освоении фольклора необходимы методы и виды деятельности, приближенные к синкретизму его естественного бытования: не только пение, но и вождение хороводов, исполнение обрядовых песен с разыгрыванием обрядовых ситуаций и т. д.
Конечно, это требует от преподавателя этнокультурной компетентности, желания выйти за пределы узко предметных задач. Преподаватель должен стать запевалой и заводилой, а не только строго выполнять функции: информирующие (расширение знаний), тренинговые (выработка умений) и диагностирующие (контроль результатов). Тогда музыкальное занятие будет наполнено естественной жизнью фольклорного произведения: сотрудничеством и культуротворчеством, «проживанием» аутентичной ситуации, что возможно с применением театральных, игровых технологий, метода моделирования. Такое полихудожественное освоения фольклора, как части этнокультуры, позволяет эмоционально прочувствовать материал, сопережить, полюбить, ввести его в свое культурное поле и долговременную память.
В-четвертых, ныне с усилением миграционных процессов и формированием полиэтнической образовательной среды возросла роль диалога культур, в частности в содержании занятия. Современный педагог должен владеть сравнительно-сопоставительным методом, находить общее и особенное в культурах разных народов. Причем целесообразен выбор педагогом вариантов учебного материала с учетом этнического состава класса. Взаимодействие культур в содержании занятия будет способствовать формированию полиэтнической этнокультурной компетентности и, соответственно, этнотолерантных отношений между детьми.
В-пятых, в наши дни особенно остро стоит проблема применения приемов творческого развития традиций в современности. Освоение традиции и ее обновление всегда обуславливало развитие культуры. Но ныне разрывается преемственность культурных связей. Поэтому необходима целенаправленная работа над созданием вариантов при освоении фольклорного материала.
215
В этом существенное отличие культуротворческой методики в креативной педагогике от жизни самого фольклора в естественных условиях. Вариативность как органичное и универсальное свойство традиционной культуры проявляет себя в жизни фольклорного произведения в бесконечном числе вариантов текста, мелодики, пластического выражения. Выявить инвариантное начало как обобщение существенных признаков в конкретных вариантах произведения можно с помощью метода сравнительного анализа в научном исследовании материала. Но сравнение подлинных вариантов, их освоение необходимо и для усвоения особенностей традиции в процессе этнокультурного образования. Освоение образцов помогает постичь закономерности традиции, и именно на основе знания нормы можно создавать варианты современному человеку (который обычно мало знаком с образцами и нормами этнокультуры, мало задумывается о цикличности народной жизни).
Развитие способности к вариативности способствует развитию креативности личности. Эта задача чрезвычайно важна сегодня, так как творческая личность востребована ныне и будет востребована в будущем. Ценность развития креативности ребенка на фольклорном материале в том, что в этом случае он познает и традицию, и творческую трансформацию. На доступном материале ребенок осваивает нормы культуры, а творческий процесс обеспечивает преемственность связи между прошлым, настоящим и будущим, связи, так необходимой современному человеку.
Этнокультурное образование вбирает в себя познание личностью этнокультуры своего и других народов, развития культуры своего этноса. В формировании мировоззрения сегодняшних школьников важно не только внимание к традициям, к вековым основам этнокультуры, но сама идея духа, идеала самосовершенствования, пути восхождения к нему. Необходимо понимание ценностного смысла жизни с чертами трудолюбия, целомудрия, коллективизма, любви к ближнему, отчему дому, Родине, служению Отечеству, свойственными русской культуре на разных этапах ее развития, но ныне теряющихся и вытесняющихся агрессивной «вестернизацией» и эклектикой. Поэтому роль системы дополнительного образования чрезвычайно велика.
Сегодняшнему ребенку важно ощутить связь времен, для этого стоит привлекать к занятиям сопоставление старинных и современных модификаций народного искусства, прослеживать жизнь характерных этнокультурных образов-символов в крестьянской и городской традиции, в народной и профессиональной культуре. Именно хоровая практика в наибольшей мере способствует формированию в ребенке чувства культурной традиции.
216
Решение рассмотренных выше проблем является противовесом вызовам глобализации с широким распространением стереотипов массовой культуры. Творческая работа с фольклорным материалом, освоение взаимосвязи культурных пластов способствует устойчивому развитию личности, одновременно воспитывая качества креативности, патриотизма и толерантности, связывая чувство традиции и современности.
Л. В. Казанская
Андрей Эшпай - композитор и гражданин России.
Импрессионистские заметки
Композитор Андрей Яковлевич Эшпай - фронтовик-орденоносец, лауреат Ленинской и Государственных премий, народный артист СССР - живая легенда отечественной музыки, гениальный музыкант, каких на земле не так уж и много. Огромен его вклад в музыку XX-XXI вв. Он автор двух балетов, двух оперетт, восьми симфоний, двух концертов для оркестра, четырех скрипичных и двух фортепианных концертов, камерно-инструменальных и хоровых сочинений, музыки к 60 кино- и телефильмам, более ста песен. Эшпай - первый в мире композитор, создавший концерты для всех инструментов симфонического оркестра. Он человек современный, динамичный, неравнодушный, честный и мужественный, страстный и темпераментный, благородный, доброжелательный и интеллигентный. Такова и его музыка.
Моя творческая дружба с А.Я. Эшпаем началась в декабре 1967 г. В 1983 г. я защитила кандидатскую диссертацию «Пути становления марийской симфонической музыки» и опубликовала книгу «Очерки истории марийской советской музыки». Главной темой этих работ стало творчество Андрея Эшпая. Затем я обратилась к исследованию прошлого и настоящего музыкальной культуры Петербурга, но продолжала интересоваться музыкой Эшпая.
23 февраля 1998 г. я приехала в Москву для встречи с Андреем Яковлевичем и ознакомления с его новыми симфоническими партитурами. Особенный интерес вызвала симфоническая картина «Переход Суворова через Альпы». Премьера состоялась на фестивале «Московская осень-97». Сочинение исполнил симфонический оркестр Министерства обороны России под управлением дирижера генерал-лейтенанта Виктора Афанасьева.
Встреча с композитором стала незабываемой во всех отношениях. Был на редкость солнечный весенний день, и квартира Эшпая на восьмом этаже была вся залита солнцем. Андрей Яковлевич и
217