Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРНАМЕНТА В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ БУРЯТИИ'

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРНАМЕНТА В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ БУРЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
205
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РНАМЕНТ / ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / БУРЯТИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Павлова С.В., Бекетова Т.С.

В статье рассмотрен этнокультурный аспект использования различных видов бурятского орнамента. Орнаментика народного бурятского искусства широко используется в этническом дизайн-проектировании различных видов промышленных изделий и предметов искусства. В таких областях, как современная архитектура, городской интерьер, графический дизайн, декоративное искусство, прикладное искусство костюма широко представлена орнаментика бурятского народа, отдельные элементы которого сопоставимы с орнаментальными формами и других народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL ASPECT OF THE USE OF ORNAMENT IN MODERN DESIGN OF BURYATIA

The article discusses the ethnocultural aspect of using various types of Buryat ornament. Ornamentation of folk Buryat art is widely used in the ethnic design of various types of industrial products and art objects. In such areas as modern architecture, urban interior, graphic design, decorative art, the applied art of the costume, ornamentation of the Buryat people is widely represented, some elements of which are comparable to ornamental forms of other peoples.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРНАМЕНТА В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ БУРЯТИИ»

МРНТИ 13.91

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРНАМЕНТА В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ БУРЯТИИ

С. В. Павлова1, Т.С. Бекетова2 :к.т.н., доцент,

2 к.т.н, доцент, и. о. зав. кафедрой "Конструирование, дизайн и технологии" 1 2 Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, Улан-Удэ, Россия, email: tya-paderina@yandex.ru

В статье рассмотрен этнокультурный аспект использования различных видов бурятского орнамента. Орнаментика народного бурятского искусства широко используется в этническом дизайн-проектировании различных видов промышленных изделий и предметов искусства. В таких областях, как современная архитектура, городской интерьер, графический дизайн, декоративное искусство, прикладное искусство костюма широко представлена орнаментика бурятского народа, отдельные элементы которого сопоставимы с орнаментальными формами и других народов.

Ключевые слова: орнамент, прикладное искусство, дизайн-проектирование, народное искусство, Бурятия

Этнические мотивы в оформлении различных изделий прикладного искусства, легкой промышленности, предметов интерьера, городской среды - это современный тренд, выражающий стремление к национальной самоидентификации, возврат к истокам, народному декоративно-прикладному искусству. Он возник как ответ на возникающую в условиях глобализации современной культуры тенденцию «обезличивания», универсализации дизайнерских решений. Использование самых разных особенностей народной культуры, в том числе орнамента, складываются в стилевое направление, определяемое различными исследователями как «этнодизайн» или «этнический дизайн» [1, 10].

Одной из важных причин растущей популярности этнокультурных мотивов в дизайне также является маркетинговая стратегия обозначения территориальной или этнической принадлежности товара или услуги и/или их автора в контексте развития туристической отрасли отдельно взятого региона или страны в целом. С увеличением потока туристов и повышением интереса к культуре родного края, повышается и популярность применения этнокультурных мотивов в окружающем современного человека визуально-коммуникативном пространстве: архитектуре, оформлении городской среды, а также предметов прикладного искусства и сувенирной продукции. Ярким примером стремительного развития подобного интереса служит многонациональная Республика Бурятия, одним из коренных народов которой являются буряты. Традиционная культура различных народов республики, но в основном, бурят, как именного народа, находит отражение во многих отраслях дизайна: графическом, предметно-пространственной среды, в прикладном искусстве костюма. Многочисленные примеры тому можно найти в проектировании малых архитектурных форм, в декоративном оформлении атрибутики коммерческих и государственных организаций, в республиканской символике, в сувенирной продукции, в изделиях легкой промышленности и индустрии моды.

В различных видах современного этнического проектирования, представленных в дизайне Республики Бурятия, выделяется широкое использование одной из важных областей народной материальной культуры бурят - орнаментального искусства. Орнаменты, которые относятся к культурным ценностям любого народа, широко распространены в быту, интерьере, архитектуре и т.д., они - одно из древнейших проявлений народного творчества. Слово «орнамент» латинского происхождения, в переводе означает «узор», «украшение». В каждой национальной культуре имеется своя система орнаментов в виде определенных узоров, расположенных на украшаемой поверхности с помощью различных приемов и технологических способов изготовления. Но сущность орнаментального искусства любого народа не сводится к одной лишь только функции украшения предмета, вещи. Он не только оформляет поверхность, акцентируя внимание на той или иной детали, но и обогащает художественно-образный смысл произведений народного прикладного искусства. Орнамент по своему характеру может выступать в качестве связующего компонента в

173

изобразительном искусстве, так как в нем нуждается не только народное искусство, но и архитектура, декоративная живопись, скульптура, дизайн. Будучи основой художественного образа, он способствует формированию образно-пластического содержания произведения, выражает её тектонику, выстраивает пространственную структуру, образует поверхность предмета, т.е. его материальную основу.

Исконная функция орнамента - магическая: человек разрисовывал свое тело, лицо, личные предметы теми или иными узорами, выступающими в роли защиты, оберега. Со временем орнаментальные узоры приобретают декоративные функции. Часто используются орнаментальные элементы на фоне ритмического ряда, состоящего из одинаковых или подобных элементов. Кроме того, в художественном проектировании различных объектов дизайна, таких как предметы прикладного искусства и интерьера, изделия легкой промышленности, орнамент рассматривается не только как специфическое средство композиции, один из способов декора, но и как компонент, часть формы проектируемого предмета [1;11; 2;243; 3;85; 4;77], один из формообразующих, формотворческих элементов различных изделий современного прикладного искусства [5, 54]. Таким образом, в использовании народного орнаментального искусства можно выделить следующие функции, влияющие на этнокультурную значимость орнамента: эстетическая, морально-этическая, конструктивная (формообразующая) и коммуникативная.

Для использования орнаментальных форм народной бурятской культуры в современном дизайн-проектировании необходимо выделить наиболее востребованные в рамках общей классификации его виды. Среди орнаментов бурятского этноса можно выделить следующие: геометрические, зооморфные орнаменты, космологические и флористические мотивы, культовые буддийские символы [6;25]. Если в композиции малых архитектурных форм города Улан-Удэ наиболее распространены геометрические и зооморфные, реже космогонические орнаменты [1; 12] (рисунок 1), то в формотворчестве предметов прикладного искусства, в частности современного костюма, используются почти все указанные орнаментальные формы. Например, в оформлении улиц и площадей города отмечены такие орнаменты, как широко распространённые «меандр», роговидный орнамент, так называемый узел счастья «улзы» [6;29].

Рисунок 1 - Орнамент в оформлении улиц г. Улан-Удэ (Фото авторов)

Во многом использование той или иной орнаментальной формы зависит от вида используемого материала. В создании современных видов костюма, особенно авангардного направления, например, помимо широко распространенных упомянутых выше бурятских узоров

использована орнаментика буддийской символики [3;85; 4;77] (рисунок 2).

Рисунок 2 - Модель из коллекции бурятского художника модельера Н. Тогочиевой (Фото авторов)

Авторами также отмечено использование этнических орнаментальных мотивов в графическом дизайне оформления эмблем вузов на примере Казахской национальной академии искусств (КазНАИ), Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (ВСГУТУ) и Американского университета в Каире [7;52]. Во всех изученных эмблемах использованы присущие данному конкретному этносу, на территории которого расположении и работает вуз. Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, находящийся в республике Бурятия, является одним из крупнейших вузов в Байкальском регионе. В эмблеме этого вуза использован популярный бурят-монгольский геометрический орнамент в виде «молоточного» Т-образного узор «алхан хээ» (рисунок 3). На фоне растущего интереса к национальной культуре в региональном дизайне орнамент как этнический мотив часто используется в дизайне многих товарных знаков и эмблем организаций республики.

(Ш)

\?\ /¿у

Х^Х -1962- /Ж/

Рисунок 3 - Эмблема Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления с

использование геометрического орнамента

Источник: [8;133]

В практическом использовании народного орнамента можно также выделить следующий аспект. Очевидно, что в различных отраслях дизайна может использоваться как плоскостное, так и рельефное и объемное изображения орнамента. К плоскостным изображениям в графическом дизайне можно отнести разнообразную печатную и рекламную продукцию с элементами орнаментальных узоров, в прикладном искусстве костюма - это напечатанные, вышитые, вырезанные и другие орнаменты в виде узоров на материалах для одежды, обуви, сувенирной продукции и орнаментальные мотивы, выполненные на уже готовых изделиях в соответствии с их композицией.

Среди рельефных изображений орнамента можно отметить тиснение на коже и аппликативные узоры в сувенирных видах продукции, в декоративной отделке рукавиц и бурятской традиционной обуви - унт, в кожгалантерейных изделиях [2;243; 3;85; 4;77; 5;56], различные скульптурные рельефные изображения малых архитектурных форм на улицах города.

Рисунок 5 - Орнамент в изделиях индустрии моды. Работы МИП «Гутал» (Фото авторов)

Объемное же воплощение различных видов орнамента, характерных для народного прикладного искусства бурят, можно наблюдать не только в визуально-коммуникативном пространстве города Улан-Удэ [1], но и в современном женском костюме, выполненном по бурятским мотивам [4]. Например, в форме современных головных уборов, а также стана одежды авангардного направления и сценического костюма прослеживаются узорные мотивы самых разных видов. При этом наблюдается как почти прямое повторение формы, так и её интерпретации.

Таким образом, изучение орнаментального искусства любого народа открывает широкие возможности для современного этнического дизайна и формотворчества в области прикладного искусства на основе народного творчества, для этнических элементов декора в современной архитектуре и других видах дизайна. Современное дизайн-проектирование с учетом

этнокультурных аспектов должно предваряться системным последовательным изучением народного творчества и одной из его составляющих - орнамента.

Список литературы

1 Бекетова Т.С., Акинфеева И.И., Мантушкина А.Ю. Элементы этнической культуры в городском пространстве Улан-Удэ. Часть 1. Орнаментальные мотивы в дизайне малых архитектурных форм// Дизайн и технологии, 2017. - № 54. - С. 8-12.

2 Павлова С.В. Бурятский орнамент в проектировании изделий из кожи // Матер. IV межд. науч.-практ. конф. «Кожа и мех в XXI веке: технология, качество, экология, образование». - Улан-Удэ, 2008. - С. 240-246.

3 Павлова С.В. Бурятский орнамент в форме современного головного убора // Вестник ВСГТУ. - 2009. - № 1. - С. 83-88.

4 Павлова С.В. Бурятский орнамент в проектировании современной одежды // Вестник ВСГТУ. - 2009. - № 2. - С. 77-82.

5 Павлова С.В. Элементы прикладного искусства бурят в проектном пространстве сетчатых орнаментов // Вестник ВСГТУ. - 2009. - № 3. - С. 52-57.

6 Баторова Е.А. Бурятский орнамент XVII- XX веков. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. - 164 с.

7 Пятых Е.С., Бекетова Т.С. Этнокультурный подход в дизайне товарных знаков вузов // Инновации в социокультурном пространстве: мат. XI межд. науч.-прак. конф. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2018. С. 50-53.

8 Юрасова М.А., Бекетова Т.С. Этностиль в дизайне интерьера предприятий общественного питания города Улан-Удэ // Инновации в социокультурном пространстве : мат. X межд. науч.-практ. конф. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2017. - С. 131-134.

ОЮ-6РНЕКТ1 ПАЙДАЛАНУДЬЩ ЭТНО-МЭДЕНИ МАЦЫЗЫ БУРЯТИЯНЬЩ ЗАМАНАУИ ДИЗАЙН ЖОБАЛАУЫНДА

С.В. Павлова1, Т.С. Бекетова2

1 2

, т.г.к., доцент,

1,2 ШыFыс-Сiбiр мемлекетпк технологиялар жэне баскару университет^ Улан-Удэ, Ресей, email: tya-paderina@yandex.ru

Макалада Бурят оюны тYрлi турлерш колданудьщ этномэдени аспектiлерi карастырылады. Бурят хальщтьщ енершщ ернеп эртYрлi енеркэсш eнiмдерi мен енер объектшершщ этникалык дизайнында кещнен колданылады. Кдорп заман архитектурасы, калалык интерьер, графикалык дизайн, декоративп енер, костюмнщ колданбалы енер^ Бурят халыктарын безендiру сиякты салаларда кещнен YCынылFан. Олардыц кейбiр элеменш^ баска халыктардыц сэндiк формаларына ^ксас.

Т}йт свздер: ою-врнек, цолданбалы енер, дизайн, халыц eHepi, Бурятия

ETHNOCULTURAL ASPECT OF THE USE OF ORNAMENT IN MODERN DESIGN OF BURYATIA

S. V. Pavlova1, T.S. Beketova2 1 2 Cand. Sci. (Technics), Asocciate professor 1,2 East Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia, email: tya-paderina@yandex.ru

The article discusses the ethnocultural aspect of using various types of Buryat ornament. Ornamentation of folk Buryat art is widely used in the ethnic design of various types of industrial products and art objects. In such areas as modern architecture, urban interior, graphic design, decorative art, the applied art of the costume, ornamentation of the Buryat people is widely represented, some elements of which are comparable to ornamental forms of other peoples.

Keywords: ornament, applied art, design, folk art, Buryatia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.