Научная статья на тему 'Приобщение обучающихся 7-8 классов к истокам национальной культуры через орнаментальное искусство Прибайкальских бурят (из опыта работы МБОУ Хатар-Хадайская СОШ)'

Приобщение обучающихся 7-8 классов к истокам национальной культуры через орнаментальное искусство Прибайкальских бурят (из опыта работы МБОУ Хатар-Хадайская СОШ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE / ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ORNAMENTAL ART / ЭТНОРЕГИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / БУРЯТСКИЙ НАРОД / BURYAT PEOPLE / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / RURAL SCHOOLS / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / CULTURAL AND HISTORICAL TRADITIONS / КУЛЬТУРА НАРОДА / CULTURE OF THE PEOPLE / ETHNOREGIONAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ошоронова Лариса Петровна

В статье рассматривается потенциал бурятской орнаментики для этнорегионального воспитания и образования обучающихся сельской школы. Раскрывается содержание программы «Орнаментальное искусство Прибайкальских бурят», цель, блоки содержания, диагностическое сопровождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ошоронова Лариса Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GIVING THE STUDENTS (GRADES 7/8) ACCESS TO THE ORIGINS OF THE NATIONAL CULTURE THROUGH THE ORNAMENTAL ART OF THE BURYAT PEOPLE OF BAIKAL REGION (FROM THE EXPERIENCE OF MUNICIPALLY-RUN KHATAR- HADAYSKAYAY SECONDARY SCHOOL)

The article examines the potential of Buryat ornamentation for ethnoregional upbringing and education of students of rural schools. The author describes the content of the program "Ornamental art of the Buryat people of Baikal region", its purpose, content blocks and diagnostic support.

Текст научной работы на тему «Приобщение обучающихся 7-8 классов к истокам национальной культуры через орнаментальное искусство Прибайкальских бурят (из опыта работы МБОУ Хатар-Хадайская СОШ)»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (07). Декабрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 376.74 ББК 74 0-967

Л. П. Ошоронова

с. Хадай, р-н Баяндаевский, Иркутская область, Россия

ПРИОБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПРИБАЙКАЛЬСКИХ БУРЯТ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ ХАТАР-ХАДАЙСКАЯ СОШ)

В статье рассматривается потенциал бурятской орнаментики для этнорегио-нального воспитания и образования обучающихся сельской школы. Раскрывается содержание программы «Орнаментальное искусство Прибайкальских бурят», цель, блоки содержания, диагностическое сопровождение.

Ключевые слова: национальная культура, орнаментальное искусство, этнорегиональное воспитание, бурятский народ, воспитание, образование, сельская школа, национально-региональный компонент, культурно-исторические традиции, культура народа.

L.P. Oshoronova v. Hadai, Bayandai district, Irkutsk Oblast, Russia GIVING THE STUDENTS (GRADES 7/8) ACCESS TO THE ORIGINS OF THE NATIONAL CULTURE THROUGH THE ORNAMENTAL ART OF THE BURYAT PEOPLE OF BAIKAL REGION (FROM THE EXPERIENCE OF MUNICIPALLY-RUN KHATAR-HADAYSKAYA SECONDARY SCHOOL) The article examines the potential of Buryat ornamentation for ethnoregional upbringing and education of students of rural schools. The author describes the content of the program "Ornamental art of the Buryat people of Baikal region", its purpose, content blocks and diagnostic support.

© Ошоронова Л. П., 2015

Keywords: national culture, ornamental art, ethnoregional upbringing, Buryat people, upbringing, education, rural schools, national-regional component, cultural and historical traditions, culture of the people.

Изменение социальных ценностей предполагает обращение к новым педагогическим целям и задачам образования, имеющим преломление через непрерывное этнорегиональное воспитание и образование. Коллектив нашей школы осознает необходимость насыщения образовательного процесса идеями многовекового опыта бурятского народа, его нравственных устоев, которые способны предотвратить духовное обнищание молодёжи. Для претворения эт-норегионального воспитания и образования в жизнь коллектив МБОУ Хатар-Хадайская СОШ всегда уделял и уделяет внимание вопросу формирования этнического сознания. Весь образовательный процесс обращен к истокам бурятской культуры, приобщению подрастающего поколения к традициям бурятского народа, и необходимо это, прежде всего, для сознания принадлежности к своей нации, для этнонациональной самоидентификации.

Этническое сознание предполагает идентификацию индивида с историческим прошлым этнокультурной общности бурят и акцентирует идею «корней». Этнос, мировосприятие и самосознание этнической группы бурят вырабатываются символами прошлого: мифами, легендами, святынями, эмблемами, орнаментикой и т. д.

Поскольку орнамент занимает особое место в традиционных этнических культурах, поэтому мы обратили наше внимание на орнаментику бурятского народа. Исследованием и изучением бурятского орнамента на территории Прибайкалья занимаются давно. С целью выявления тематики программы, разработки авторской программы, сбор материала мы проводили на протяжении нескольких лет. В процессе увлекательного и кропотливого изучения литературы и общения со старожилами бурятских улусов нам удалось выяснить, что в разные годы, когда в жизни и в быту бурятского народа происходили изменения, зарождались новые эстетические представления, а старые сохранялись как жи-

вая реальность. Орнамент может рассказать многое о воззрениях бурятского народа, о его культурно-исторических связях в прошлом. Буряты умели украшать свой быт, создавать оригинальные самобытные костюмы и обиходные предметы. Именно в орнаментальных мотивах наглядно отразились: присущая бурятам сдержанность характера и духовное богатство, творческая фантазия и любовь к прекрасному, давние художественные традиции бурятского народа. Мы увидели огромный потенциал бурятской орнаментики для этнорегиональ-ного воспитания и образования обучающихся. И в рамках экспериментальной работы по теме «Саморегуляция в условиях повышения экологической безопасности образовательного пространства с использованием лучших традицией и обычаев бурятского народа» разработали в 2008 году авторскую программу «Орнаментальное искусство Прибайкальских бурят» [Ошоронова, 2008]. Рецензенты:

1. Андреев А. Я. - заведующий научно-исследовательской лабораторией «Бурятская школа» ОИПКРО.

2. Банаева В. А. - ведущий специалист Окружного центра художественных народных промыслов.

Данная программа предназначена для кружковой работы учащихся 7-8 классов. Программа рассчитана на 1 год обучения в течение 34 часов в форме урочных и внеурочных занятий во время кружковой работы и предусматривает такие формы работы, как: сбор материала; экскурсии к сторожилам села; переписка с учеными искусствоведами, работающими в этой области; выставки; фотографирование и др.

Воспитание обучающихся на народных традициях через орнаментальное искусство Прибайкальских бурят проникнуто высоконравственным национальным идеалом. Разработанная программа для учащихся 7-8 классов «Орнаментальное искусство Прибайкальских бурят» делает акцент на становление самосознания личности, на самоформирование личности через осознание этнической культуры. Бурятский народ имеет свои оригинальные орнаментальные мотивы, присущие только ему и основанные на его собственной культуре.

Как мы уже отмечали выше, в качестве непременного условия повышения эффективности этнорегионального воспитания в МБОУ Хатар-Хадайская СОШ выступает использование идей и опыта народной орнаментики в образовательном процессе. В орнаментике бурятского народа содержатся мудрость и заветы предков: ореол семьи, культ матери и ребёнка, культ предков и религии, культ родного слова.

Мы считаем, что огромно значение орнаментики в воспитании обучающихся, так как серьезное и глубокое изучение орнаментального искусства способствует познанию древней культуры и мировоззрения бурятского народа. Обучающийся познает духовный мир народа. Познание мировоззрения и различных сторон жизни бурятского народа обогащает ум обучающихся.

На занятиях мы погружаем обучающихся в мир национальной культуры через орнаментальное искусство, и дома в семье обучающиеся продолжают свои изыскания по теме орнамент.

Обратимся к содержанию программы. Не имея возможности в рамках статьи представить всю программу, подчеркнем лишь, что читатель может ознакомиться с ней по ссылке http://www.pandia.ru/text/78/482/49005.php [Ошоронова, 2008]. В своей новой программе мы показываем, что человек с давних времен украшает орнаментами предметы, утварь, орудия, мебель, одежду, книги, ювелирные изделия и прочее, - все то, что он видит и делает своими руками. Кроме эстетической функции орнамент несет информацию о владельце и выполняет роль талисмана, оберега от злых сил, имеет важное символическое, охранительное и благопожелательное значение [Ошоронова, 2008].

Автор программы солидаризируется с точкой зрения, согласно которой орнамент стоит на границе, отделяющей духовную культуру от материальной и, являясь выражением религиозных и эстетических представлений народа, сохраняется полнее в своей неприкосновенности там, где живут еще основы, давшие импульс к его созданию и одухотворявшие орнаментальные фигуры вложенным в них значением [Ошоронова, 2008].

В этой связи автор предлагает в своем курсе богатейшую информацию, которая убедительно доказывает, что орнамент может рассказать многое о воззрениях бурятского народа, о его культурно-исторических связях в прошлом. Буряты умели украшать свой быт, создавать оригинальные самобытные костюмы и обиходные предметы. Именно в орнаментальных мотивах наглядно отразились: присущая бурятам сдержанность характера и духовное богатство, творческая фантазия и любовь к прекрасному, давние художественные традиции бурятского народа [Ошоронова, 2008].

Программа представлена в 4 разделах. Нами было определено содержание каждого раздела. Содержание каждого раздела имеет чёткую структуру и является актуальным.

Первый раздел. Объяснительная записка, в которой сформулированы актуальность программы, цель, тематическое планирование.

Тематическое планирование курса представлено в табл. 1.

Таблица 1

№ Тема

1 Введение. 1

2 Виды бурятских орнаментов. 1

3 Геометрический орнамент 1

4 Растительный орнамент 1

5 Анималистический орнамент 1

6 Космогонический орнамент 1

7 Орнаменты культового происхождения 1

8 Экскурсия в Усть-Ордынский Государственный национальный музей 4

9 Композиционные особенности бурятского орнамента 2

10 Орнамент в плотничьих работах 1

11 Орнамент в кузнечном ремесле 1

12 Резной орнамент по дереву и кости 1

13 Вышивка шелком и нитками по сукну, бархату, плису 1

14 Орнамент краской на изделиях из дерева 1

15 Орнамент и декоративная отделка вещей из мягких материалов 1

16 Орнамент и художественная обработка металла 1

17 Бурятские ковры 1

18 Экскурсия в Областной краеведческий музей

19 Бурятский орнамент в мире моды 1

20 Интерьер бурятской юрты 1

21 Дизайн современного дома в восточном стиле 1

22 Бурятские орнаменты и сувениры 2

23 Орнамент Курумчинской долины 1

24 Итоговое занятие. Орнаментальное искусство прибайкальских бурят. Выставка 1

Итого 34

Второй раздел. Блоки содержания: вводно-установочный, теоретико-технологический, проектировочно-методический с указанием задач-доминант в каждом из них, а также конкретный объём, характер знаний, умений для усвоения и освоения (См. текст программы [Ошоронова, 2008]).

Третий раздел. Диагностическое сопровождение (ориентировочная диагностическая подпрограмма).

В результате освоения обязательного минимума содержания по орнаментальному искусству и основам народного и декоративно-прикладного искусства учащиеся должны знать:

- виды бурятских орнаментов;

- основные группы бурятской орнаментики;

- смысл цветовой символики;

- способы декоративной отделки мягких материалов;

- способы резьбы по дереву;

- технологические приемы обработки металлов;

- имена известных мастеров декоративно-прикладного искусства, художников.

Учащиеся должны уметь:

- вышивать различными нитками узоры на мягком материале;

- украшать одежду орнаментом, парчой, замшей, кожей и др. материалами;

- способом тиснения выполнять узоры;

- выполнять плоскую и ажурную резьбу;

- расписывать соответствующими красками и узорами предметы различного назначения;

- сделать чеканку по металлической части предметов утвари, быта. Следует отметить обоснованный выбор способов диагностики. Способы диагностики базовых знаний и умений учащихся предложены в виде анкетирования и практических заданий: Анкета №1

1. Какие бурятские орнаменты вы знаете?

2. Какой смысл имели орнаменты?

3. Перечислите известные вам назначения бурятских узоров.

4. Назовите «женские» узоры.

5. Назовите «мужские» узоры.

6. Какие узоры заимствованы у других народов?

7. Какие цвета предпочитали буряты?

8. Какой символический смысл имеют основные цвета?

9. Какую роль играл цвет в развитии межличностных отношений? Анкета №2

1. Что буряты украшали мягкими материалами?

2. Какие способы вышивки вы знаете?

3. Из чего делали аппликации?

4. Какой магический смысл имели вышивка, аппликация и тиснение?

5. В каких местах одежды они выполнялись?

6. Какую роль играли различные виды декоративно-прикладного искусства в воспитании детей? [Ошоронова, 2008]).

Практические задания

1. Вырезать трафареты по образцам бурятских орнаментов, узоров.

2. Сделать эскизы бурятских орнаментов, используя традиционные цвета бурят.

3. Выполнить образцы вышивок, аппликаций и тиснений.

4. Выполнить образцы плоской и ажурной резьбы.

5. Сделать из подручного материала образцы ювелирных украшений с применением бурятских орнаментов [Ошоронова, 2008]).

В четвертом разделе представлен список литературы для самообразования обучающегося [Ошоронова, 2008]).

Программа преследует следующие цели:

1. Ознакомление учащихся с видами и традициями орнаментально -художественного творчества бурят.

2. Расширение интересов, выявление и развитие художественных способностей детей.

3. Привитие школьникам навыков по декоративно-прикладному искусству.

4. Формирование и развитие эстетического вкуса и потребностей художественного творчества.

5. Популяризация и развитие традиций национального бурятского орнамента.

В результате многолетней апробации программы «Орнаментальное искусство Прибайкальских бурят», мы с уверенностью можем утверждать, что она обеспечивает результативность процесса этнорегионального воспитания, проводимого как в семье, так и в образовательной организации. Программа способствует эффективности социализации личности обучающегося как будущего гражданина своей страны, ведь каждое поколение формируется под влиянием культурной среды. Чтобы сохранить этнический язык, этнокультуру, необходимо образование, нацеленное на реализацию этнокультурных интересов, так как все это не передается по генам, а внедряется социумом.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бадмаев А. А. Традиционная ремесленная терминология у агинских бурят // Этнокультурная лексика монгольских языков. -Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1994. - С. 95-117.

2. Бурятский бытовой орнамент / Сост. Е. Б. Батоцыренова; отв. ред. И. И. Соктоева; АН СССР, Сиб. отд-е. Бурят. фил. Ин-т обществ. наук, рукописный отдел, Улан- Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974. 300 с.

3. Васильева Л. С. Бурятское декоративно-прикладное искусство. Экспериментальная программа. Улан- Удэ, 2002. 30 с.

4. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.: Академии наук СССР. 1963. 501 с.

5. Кошечков Н. В. Орнамент монголо-язычных народов как исторический источник (в порядке постановки проблемы) // Этнографические вести. Вып. 3. Элиста, 1973. С. 3-24.

6. Митиров А. Г. Место орнамента в культуре монгольских народов // Этнографические вести. Выпуск 3. Элиста, 1973. С. 3-24.

7. Окладников А. П. Сокровища Томских писаниц. Наскальные рисунки эпохи неолита и бронзы / А. П. Окладников, А. И. Мартынов. М.: «Искусство». 1972. 296 с.

8. Окладников А. П. Новые петроглифы Прибайкалья и Забайкалья / А. П. Окладников, В. И. Молодин, А. К. Конопацкий. Новосибирск: 1980. 40 с.

9. Ошоронова Л. П. Орнаментальное искусство Прибайкальских бурят // [Электронный ресурс]. - 2008/ URL: http://www.pandia.ru/text/78/482/49005.php (дата обращения: 10.10.2015).

10. Петри Б. Э. Народное искусство в Сибири: вопросы собирания и изучения. Иркутск: СибГосИздат, 1923. 29 с.

11. Тумахани А. В. Бурятский народный узор // Зап. Бурят. ин-та культуры. Улан-Удэ: Бургиз. Вып. 25. 1958. С. 129-151.

12. Хороших П. П. Материалы по орнаменту северных бурят. Узоры на шитых работах. Иркутск: Типография издательства «Власть Труда». 1927. 9 е., 22 л. илл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.