СОЦИОЛОГИЯ SOCIOLOGY
Научная статья УДК 37.035
https ://d oi.org/10.24158/spp.2023.6.3
Этнокультурные ценности ингушской молодежи (некоторые аспекты)
Лиана Маисовна Евлоева
Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук имени Ч.Э. Ахриева, Магас, Россия, [email protected]
Аннотация. Изучение этнокультурных ценностей современной молодежи имеет особое значение для понимания мировоззрения и традиций ингушского народа. Окружающий мир становится все более глобализированным, а молодое поколение всегда находится в состоянии развития, стремится к изменениям. Сохранение национальных традиций может стать очень сложной задачей в условиях быстро меняющихся обстоятельств. Исследование этнокультурных ценностей ингушской молодежи способствует укреплению традиционных культурных элементов, которые могут потеряться в современном обществе. Объектом изучения в настоящей работе выступила ингушская молодежь в возрасте от 15 до 35 лет. В опросе приняло участие 37,6 % юношей и 62 % девушек. Данное процентное соотношение соответствует общей социально-демографической структуре ингушской молодежи. Этнокультурные ценностные ориентации ингушской молодежи выступали в качестве предмета исследования.
Ключевые слова: ингушская молодежь, этнокультурные ценности, Республика Ингушетия, религия, ингушский язык
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Евлоева Л.М. Этнокультурные ценности ингушской молодежи (некоторые аспекты) // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6. С. 28-32. https://doi.org/10.24158/spp.2023.6.3.
Original article
Ethnocultural Values of the Ingush Youth (Some Aspects)
Liana M. Evloeva
Ingush Research Institute of Humanities Named after Ch. Ahriev, Russia, Magas, [email protected]
Abstract. The study of the ethno-cultural values of modern Ingush youth is of particular importance for understanding the worldview and traditions of the Ingush people. The world around us is becoming increasingly globalized, and the younger generation is always in a state of development, eager to change. Preserving national traditions and identity can become a very difficult task under rapidly changing circumstances. Examining the ethnocultural values of Ingush youth helps to reinforce traditional cultural elements that may be lost in modern society. The object of study in the present paper is the Ingush youth between the ages of 15 and 35. The respondents included 37.6 % of the young men and 62 % of the young women. This percentage distribution corresponds to the general socio-demographic structure of the Ingush youth. This prospects is complemented by the consideration given to the ethno-cultural value orientations of Ingush youth.
Keywords: Ingush youth, ethnocultural values, Republic of Ingushetia, religion, Ingush language Funding: Independent work.
For citation: Evloeva, L.M. (2023) Ethnocultural Values of the Ingush Youth (Some Aspects). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (6), 28-32. Available from: doi:10.24158/spp.2023.6.3 (In Russian).
Введение. Этнокультурные ценности представляют собой сложный феномен, который тесно связан с аксиологическими основами, и попадают в поле исследовательского интереса историков, этнологов, социологов, культурологов. А.А. Крылов определяет их как общие установки, включающие идеи, понятия и смыслы, которые не зависят от конкретной личности, а определяются культурой и признаются всеми принадлежащими к данной ее области людьми1.
Е.С. Самойлова рассматривает этнокультурные ценности как «совокупность ценностей материальной и духовной жизни этноса: природы, народного быта, праздничной культуры, истории, традиций образования и воспитания, народного искусства, народных идеалов» (Самойлова, 2018).
Этнокультурные ценности включают два основных аспекта - материальный и духовный. Первый охватывает такие элементы, как язык, обычаи, традиции, литература, народные промыслы,
1 Психология : учебник / под ред. А. А. Крылова. М., 2000. 584 с.
© Евлоева Л.М., 2023
танцы, музыка, исторические памятники, а также устное народное творчество. В свою очередь духовный аспект базируется на традиционных ценностях, таких как историческая память, наследие, нравственные идеалы, образцы для подражания, уважение к предкам, труду, любовь к природе и Родине. Этнокультурные ценности имеют потенциал для решения культурных проблем, возникающих в контексте глобализации. Они базируются на устойчивых ценностях, включая религиозные взгляды, этикет, культ, этику, обычаи и традиции, народное художественное искусство, архитектуру, быт и формы межличностного общения (Самойлова, 2018: 21). Предметом нашего исследования стали этнокультурные ценности, которые, согласно мнению молодого поколения ингушей, отражают коллективную идентичность их народа. В рамках исследования рассматривается понятие «эздел»1, на котором основан ингушский этикет, выявляются предпочтения молодых людей в выборе между традиционными и религиозными ценностями, а также описывается языковая ситуация в регионе.
Материалы и методы исследования. Для достижения поставленной цели были использованы количественный и качественный методы исследования. Проведен репрезентативный опрос молодежи по формализованной анкете. Была осуществлена выборка по населенным пунктам Республики Ингушетия, опрошено 500 респондентов.
Также проводились встречи с представителями ингушской молодежи, на которых обсуждались вопросы, связанные с ценностными ориентациями молодого поколения, их отношение к традициям и обычаям ингушского народа, проблемы, с которыми они сталкиваются и др. Так, например, 3 декабря 2022 г. прошла встреча с участниками дискуссионного клуба «Полет мысли» в г. Магас. Тема обсуждения - «Ценности современной ингушской молодежи». На встрече присутствовали 24 человека (из них 11 юношей и 13 девушек в возрасте 16-35 лет).
Выбор методов объясняется тем, что тема исследования является довольно проблемной с точки зрения ее восприятия респондентами, их психологической закрытостью, свойственной всем представителям ингушского народа, когда затрагиваются вопросы личной жизни.
Этнокультурные ценности, характеризующие ингушский народ. Важным аспектом нашей работы является выявление тех этнокультурных традиций, которые, по мнению представителей молодого поколения, характеризуют ингушский народ.
Как показывают полученные данные, более всего для данной этнической группы характерна такая традиция, как уважение к старшим. Этот вариант ответа выбрали 91,1 % респондентов (430 человек). Важными отличительными чертами ингушского народа молодые респонденты назвали также гостеприимство (408 человек, 86,4 %) и следование эзделу (402 человека, 85,2 %). Отношения между членами семьи (традиции избегания, табуирование имен и др.) выбрали 184 респондента (39 %). Менее всего ингушский народ, по мнению представителей молодежи, характеризуют свадебные традиции (свадебная лезгинка, вывод невесты по воду, застольный этикет и др.) (162 респондента, 34,3 %) и похоронно-поминальные обряды (149 респондентов, 31,6 %). При этом юноши отмечали похоронно-поминальную обрядность в качестве отличительной черты гораздо чаще, чем девушки (40,3 против 26,6 %).
На вопрос о том, как строго сегодня соблюдаются вышеуказанные традиции, большинство респондентов ответили, что они «скорее соблюдаются» (295 человек, 62,8 %).
В то же время почти каждый шестой респондент считает, что ингушские традиции сегодня не в почете (76 человек, 16,2 %).
При этом 75,4 % (355 человек) молодых респондентов уверены, что очень важно соблюдать и сохранять национальные обычаи. Интересны ответы респондентов в открытой графе вопроса. Так, респонденты пишут: «Это очень важно!!!», «Самое важное в современном обществе», «Слишком и очень важно».
Значительно меньшее количество 17,2 % (81 человек) отмечают, что традиции соблюдать скорее важно. Их ответы на открытую графу вопроса («Ислам в первую очередь, затем уже традиции», «Только те, что соответствуют религии», «Многие обычаи и традиции противоречат религии», «Соблюдать точно в нормах ислама», «Смотря какие») приводят нас к выводу, что происходит существенная и в то же время неоднозначная трансформация духовных ценностей ингушского общества. Это сложный вопрос, по которому нет общепринятого мнения. Часть респондентов (4,7 %, 22 человека) затруднились ответить на данный вопрос. Духовные ценности молодежи в Ингушетии находятся в стадии формирования с учетом разнообразных перемен, которые происходят в обществе республики и далеко за ее пределами. Мы живем в интенсивно глобали-зующемся мире, усиление роли религии в современном ингушском обществе вызывает противоречия в сознании молодых людей.
Для меньшей части участников исследования (1,9 %, 9 человек) соблюдение традиций необязательно: «Важно для тех, кто хочет. Нет смысла заставлять кого-то или к этому принуждать»; «Мне как-то все равно».
1 Эздел (в переводе с ингушского - «обладающий высокими духовными качествами; образец, форма для подражания») - свод неписаных моральных и этических правил поведения ингушей.
СОЦИОЛОГИЯ ЭОСЮЬООУ
Значимую роль, как и прежде, в молодежной среде играет понятие «эздел» - свойства личности, проявляющиеся в благородстве поступков и помыслов. На открытый вопрос о том, что такое эздел, респонденты чаще всего отвечали следующее: «Благой нрав, поведение в обществе, этикет»; «Благородство, уважение к себе и людям»; «Важная часть ингушской культуры»; «Гостеприимство, честность, доброта»; «Гордость, доброта, порядочность»; «Граница человеческих отношений, через которую нельзя переступать»; «Достойное поведение»; «Качество, которое выделяет ингушей»; «Морально-этическое поведение каждого уважающего себя ингуша»; «Нравственность»; «Обладание высокими духовными качествами»; «То, что мы должны постараться сохранить»; «То, чего нет у других народов» и мн. др.
В целом можно утверждать, что для молодого поколения ингушей эздел - это в первую очередь уважение к старшим и к себе, хорошее воспитание и порядочность.
Предпочтения в выборе между традиционными и религиозными ценностями. Для населения Ингушетии характерно усиление роли религии во всех сферах жизни. Повышается и значимость связанных с ней ценностей. Все обряды жизненного цикла пронизаны религиозными ритуалами. Один из показателей данного явления - замена ингушских слов на арабские.
В свете сказанного мы попытались определить ключевые приоритеты современного ингушского народа (табл. 1).
Таблица 1 - Мнение участников исследования о том, что является главным
для ингушского на рода, в %
Ваш возраст Всего
до 16 лет 16-18 лет 19-22 года 23-27 лет 28-35 лет
Следовать своим традициям и обычаям, их сохранение 69 140 35 6 8 258
26,7 % 54,3 % 13,6 % 2,3 % 3,1 %
67,0 % 57,9 % 37,6 % 85,7 % 47,1 %
14,9 % 30,3 % 7,6 % 1,3 % 1,7 % 55,8 %
Следовать нормам ислама 81 195 67 4 13 360
22,5 % 54,2 % 18,6 % 1,1 % 3,6 %
78,6 % 80,6 % 72,0 % 57,1 % 76,5 %
17,5 % 42,2 % 14,5 % 0,9 % 2,8 % 77,9 %
Подстроиться под современные реалии, учиться правильно отстаивать свои интересы 10 31 24 2 3 70
14,3 % 44,3 % 34,3 % 2,9 % 4,3 %
9,7 % 12,8 % 25,8 % 28,6 % 17,6 %
2,2 % 6,7 % 5,2 % 0,4 % 0,6 % 15,2 %
Затрудняюсь ответить 2 12 4 0 0 18
11,1 % 66,7 % 22,2 % 0,0 % 0,0 %
1,9 % 5,0 % 4,3 % 0,0 % 0,0 %
0,4 % 2,6 % 0,9 % 0,0 % 0,0 % 3,9 %
Всего 103 242 93 7 17 462
22,3 % 52,4 % 20,1 % 1,5 % 3,7 % 100,0 %
На вопрос о том, что является главным для ингушского народа больше трети респондентов заявили, что таковым является следование нормам ислама (360 респондентов, 77,9 %). Менее половины молодых ингушей считает, что надо следовать традициям и обычаям, сохранять их (258 человек, 55,8 %). Часть ответивших 15,2 % придерживаются мнения, что важно подстраиваться под современные реалии, учиться правильно отстаивать свои интересы. Незначительное количество опрошенных (3,9 %) затруднились сформулировать свою позицию по данному положению.
Наличие респондентов, которые испытывали сложности с ответами на вопросы, связанные с ингушской этнокультурой и религией, объясняется тем, что новая этноисламская среда находится пока только на стадии своего формирования в республике, поэтому в различных ситуациях прибегают к адатам или религиозным нормам, чаще используя те, что выгоднее в той или иной ситуации. При этом А.А-Дж. Койчуев отмечает, что «уровень знаний в области религии и в целом религиозная культура молодежи в республике относительно высокие, это, видимо, результат преподавания в школах республики дисциплины "Основы религии" (ислама)» (Койчуев, 2011: 41).
А.Б. Эльдиев, изучая конфессиональные особенности в этническом самосознании ингушской студенческой молодежи, приходит к выводу, что «у ингушской молодежи ценностные ориентации явно фиксированы на религиозной вере и адатах» (Эльдиев, 2011: 150). При этом в другой статье он отмечает, что современный ислам в России носит во многом бытовой характер и
заключается только в соблюдении религиозных обрядов и участии в их совершении. Подчеркивается также, что последнее во многом продиктовано имеющимся в массовом сознании смешением религиозного и этнического, то есть мусульманские обряды воспринимаются как национальные (Эльдиев, 2010: 185-186).
Изучая религиозную идентичность, другие исследователи приходят к аналогичным выводам (Павлова, 2012: 84). При этом Т.С. Чабиева и Т.В. Царева отмечают, что 86,6 % студентов, обучающихся в Ингушетии и Москве, выполняют намаз, т.е. являются «практикующими мусульманами» (Чабиева, Царева, 2018: 844).
Д.И. Имагожева пишет: «Усилению религиозности в молодежной среде способствовало несоответствие религиозных интересов различных поколений, что вылилось в различные формы проявления девиантного поведения молодежи вплоть до фанатизма... Ингушская молодежь в большей степени идентифицирует себя в терминах семейно-поколенческих связей. В многоуровневой идентичности ингушей важнейшее место занимают этническая и религиозная идентичности, которые у 50 % опрошенных как бы предполагают друг друга. Менее всего выражена российская идентичность»1.
В целом религиозная принадлежность является наиболее значимой для молодых ингушей. Она также неразрывно связана с их этнической самоидентификацией. Это показал опрос. Отметим, что многие молодые люди не смогли отделить свою национальную идентичность от религиозной и идентифицировали себя как «Ингуш(ка)» и «Мусульманин(ка)». Также в открытой графе встречались пометки: «Ингушка = мусульманка».
Важнейшей самоидентичностью молодые ингуши считают свою принадлежность к исламу (91,2 %, 422 человека), поэтому в первую очередь называют себя мусульманами. Значительно меньшая часть респондентов (14,7 %, 68 чел.) ответили, что они прежде всего представители национальности. Отметим, что только этот вариант выбрало пять человек, другие фиксировали и национальную, и религиозную идентичность.
Как представителей своего рода, фамилии позиционируют себя 19 респондентов (4,1 %); 8 человек считают себя в первую очередь россиянами (1,7 %). В открытой графе респонденты также отмечали, что он/она: «Просто человек», «Прежде всего человек!».
Владение ингушским языком. Как указывает Е.С. Самойлова, один из элементов этнокультурных ценностей - язык, который составляет неотъемлемую часть культуры народа. Этническая самоидентификация выражена более ярко, когда человек владеет своим родным языком в совершенстве. Язык является внутренним связующим звеном человека с его этнической культурой и может способствовать укреплению его привязанности к своему этносу и стремлению к интеграции с ним (Самойлова, 2018: 21-22). Наблюдения показывают, что в городах чаще говорят на русском языке. По мнению одного из наших респондентов, «дело в том, что принадлежность к ингушской нации не считается чем-то престижным в отличие, например, от Турции, чей авторитет был повышен их президентом» (Калиматов М.Б., 1990 г. р.).
М.А. Эсиева и Э.Г. Оздоева отмечают, что актуальной проблемой ингушского языка является смешение собственных и заимствованных слов, его упрощение. Главными причинами исчезновения некоторых единиц является «языковой флуд» (неверное произношение, употребление). Отмечается также, что молодежь использует англицизмы, чтобы «выглядеть современнее» (Эсиева, Оздоева, 2020). Нередко в ингушской речи можно услышать арабские слова. Можно предположить, что используются они для того, чтобы продемонстрировать религиозность.
На вопрос анкеты «На каком языке Вы в основном общаетесь с другими людьми?» более 220 респондентов (45,5 %) ответили, что в равной степени говорят и на ингушском, и на русском языках (28,5 % - юноши, 71,5 % - девушки). Практически такое же количество респондентов в основном говорит на ингушском языке - 209 человек (43 %). Из них юноши - 45,5 %, девушки -54,5 %; 28 % молодых людей говорят только на русском языке, 4,5 % респондентов понимают ингушский язык, но не говорят на нем.
На ингушском языке в основном говорят жители сельской местности - 56,2 %. Среди городских граждан ингушский в качестве основного средства общения предпочитают 36,3 % респондентов. Одинаково двумя языками пользуются 56,3 % горожан и 43,7 % сельчан. Только на русском говорят 57,7 % молодых ингушей, проживающих в городе, и 42,3% - в селе. Таким образом, жители периферийных поселений больше привержены сохранению родного языка, чем представители городских округов.
Заключение. Ингушская молодежь - это довольно разнообразная и динамичная группа людей, которая живет в Ингушетии и за ее пределами. Многие из них стремятся получить высшее
1 Имагожева Д.И. Религиозные ценности современной ингушской молодежи: социологический анализ : автореф. ... канд. соц. наук. Майкоп, 2013. 24 с.
СОЦИОЛОГИЯ SOCIOLOGY
образование и занимаются активной общественной деятельностью. Они участвуют в организации молодежных форумов, конференций, фестивалей, спортивных соревнований и других мероприятий. Среди молодых ингушей много активных и целеустремленных людей, которые добиваются своих целей, несмотря на некоторые сложности и ограничения. Они имеют большой интерес к культуре своих предков и стараются сохранить ингушский язык и традиции своего народа, организуют мероприятия, посвященные ингушской культуре, танцам и музыке.
Как показало проведенное исследование, наиболее значимыми этнокультурными ценностями для представителей ингушской молодежи являются следующие: уважение к старшим, соблюдение кодекса эздел.
В ходе опроса выявлено, что молодежь республики предпочитает следовать религиозным нормам, нежели традициям. Одна из причин данного явления нам видится в том, что молодое поколение не понимает сути и происхождения тех или иных традиций, а следовать им только потому, что так принято, они не хотят. На наш взгляд, научному сообществу республики следует провести совместную работу с правительством, министерствами культуры и образования, СМИ по просвещению молодого поколения по данным вопросам.
Список источников:
Койчуев А.А-Дж. К проблеме исследования гражданственности и патриотизма мусульманской молодежи на Северном Кавказе // Исламоведение. 2011. № 1 (7). С. 39-46.
Павлова О.С Религиозная и этническая идентичности мусульман Северо-Западного и Северо-Восточного Кавказа: содержание и особенности соотношения // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2012. Т. 11, № 2. С. 75-86.
Самойлова Е.С. Проблема формирования этнокультурных ценностей в современной педагогической науке // Педагогическое образование в России. 2018. № 3. С. 20-25. https://doi.org/10.26170/po18-03-03.
Чабиева Т.С., Царева Т.В. Социально-психологический анализ религиозной идентичности ингушских студентов // Minbar. Islamic Studies. 2018. Т. 11, № 4. С. 835-849. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-3-835-849.
Эльдиев А.Б. Ислам в этническом самосознании ингушской молодежи // Развитие личности. 2010. № 2. С. 176-199. Эльдиев А.Б. Конфессиональные особенности в этническом самосознании студенческой молодежи // Казанский педагогический журнал. 2011. № 1 (85). С. 145-150.
Эсиева М.А., Оздоева Э.Г. Проблемы современной речи ингушской молодежи // Матрица научного познания. 2020. № 8. С. 94-99.
References:
Chabieva, T. S. & Tcareva, T. V. (2018) Social and Psychological Analysis of the Religious Identity of Ingush Students. Minbar. Islamic Studies. 11 (4), 835-849. Available from: doi:10.31162/2618-9569-2018-11-3-835-849. (In Russian).
Eldiev, A. B. (2010) Islam v etnicheskom samosoznanii ingushskoj molodezhi [Islam in the Ethnic Consciousness of Ingush Youth]. Razvitie lichnosti. (2), 176-199. (In Russian).
Eldiev, A. B. (2011) Konfessionalnye osobennosti v etnicheskom samosoznanii studencheskoj molodezhi [Confessional Features in the Ethnic Identity of Students]. Kazan Pedagogical Journal. 2011. (1 (85)), 145-150. (In Russian).
Esieva, M. A. & Ozdoeva, E. G. (2020) Problemy sovremennoj rechi ingushskoj molodezhi [Problems of Modern Speech of Ingush Youth]. Matrica nauchnogo poznaniya. (8), 94-99. (In Russian).
Kojchuev, A. A-Dzh. (2011) K probleme issledovaniya grazhdanstvennosti i patriotizma musulmanskoj molodezhi na Severnom Kavkaze [To the Problem of Studying the Citizenship and Patriotism of Muslim Youth in the North Caucasus]. Islamic Studies. (1 (7)), 39-46. (In Russian).
Pavlova, O. S. (2012) Religious and Ethnic Identity of the South-West and South-East Caucasus' Muslims: the Substance and Ratio Specifics. Islam vsovremennom mire. 11 (2), 75-86. (In Russian).
Samojlova, E. S. (2018) Problema formirovaniya etnokulturnyh cennostej v sovremennoj pedagogicheskoj nauke [The Problem of Formation of Ethno-Cultural Values in Modern Pedagogical Science]. Pedagogical Education in Russia. (3), 20-25. (In Russian).
Информация об авторе Л.М. Евлоева - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук имени Ч.Э. Ахриева, Магас, Россия.
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author L.M. Evloeva - PhD in History, Senior Research Fellow, Ingush Research Institute of Humanities Named after Ch. Ahriev, Russia, Magas.
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 09.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.06.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 27.06.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.