Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2017. - № 2. - URL: https://cybe-rleninkaru/article/n/tsennostno-smyslovye-os-novaniya-podgotovki-buduschih-pedagogov (дата обращения: 09.03.2022).
4. Полани М. Личностное знание. - М.: Прогресс, 1985. - 344 с.
5. Разбеглова Т. П. Виртуально-топологический субъект» как проблема современного образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2017. -Вып. 56. - Ч. 1. - С. 198-204.
6. Университет как центр культуропорож-дающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе [Электронный ресурс] / М. А. Гусаковский, Л. А. Яще-нко, С. В. Костюкевич [и др.]. - Мн.: БГУ, 2004. - 279 с. - URL: http://charko.narod.ru/ index38.html.
ШВ
Е. Ю. Иванова
УДК 371; 37.01
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КРЫМСКИХ КАРАИМОВ
сегодняшний интерес к вопросам теории и практики патриотического воспитания в контексте этнокультурных традиции обусловлен его важнейшими функциями в духовном развитии личности и сохранении культурной преемственности поколений. Однако этнокультурные традиции как средство патриоти-
ческого воспитания не используются в полной мере как в практике образовательных организаций, так и в культурно -досуговой деятельности. В современном обществе недооценивают роль преемственности этнокультурных традиций, что задерживает развитие национальной культурной самобытности региона.
Обращение к данной проблеме обусловлено тем, что практически невостребованным остается человекотворческий потенциал ценностей и норм, содержащихся в народной культуре, направленной на патриотическое воспитание.
В условиях трансформации общества возрастает социально-культурное значение этнокультурных традиций. Воспитательный потенциал традиционной культуры позволяет обеспечить познание окружающего мира, передать накопленный поколениями опыт и ценностные ориентиры, нормы поведения. Погружение личности в мир традиционной культуры способствует формированию национально-культурной идентичности и развитию толерантности.
В понимании феномена этнокультурных традиций и осмыслении опыта народного воспитания автор опирается на идеи известных педагогов - Я. А. Коменского [5], К. Д. Ушин-ского [14; 15], В. А. Сухомлинского [12; 13], Г. Н. Волкова [2], Я. И. Ханбикова [5], З. Г. Ниг-матова [7].
Этнокультурные традиции - это сложившиеся на основании прошлой жизнедеятельности этноса нормы, правила и стереотипы поведения, соблюдение которых является потребностью каждого индивида определенной этнической общности.
В Республике Крым издавна проживает множество национальных групп. Один из самых малочисленных народов являются крымские караимы. В XX веке вследствие войн, репрессий, голода и ассимиляции количество караимов катастрофически сократилось. В начале XX века их численность составляла 8 тысяч. В настоящее время в Республике Крым проживает всего лишь несколько сотен караимов, а во всем мире около двух тысяч. Крым-
ские караимы, несмотря на малочисленность, смогли сохранить свои обычаи, культуру, язык и религию [3].
Крымские караимы являются потомками тюркских племен Хазарского каганата. Формирование этноса относится к УШ-ХП векам. Образование этноса и нахождение его в течение столетий в пределах ареала формирования наложило сохраняющийся до наших дней отпечаток на крымско-караимскую менталь-ность. Проявляется это в восприятии Джуфт Кале как родового гнезда, вне зависимости от места проживания. Джуфт Кале в караимском сознании представлен как сакральный символ, где находятся истоки того, что присуще народу.
В ХУШ веке караимы покинули Джуфт Кале и расселились по территории Крыма. Самая многочисленная община караимов обосновалась в Евпатории, где сохранился уникальный караимский храмовый комплекс, где и сегодня регулярно проходят службы [6].
Религиозный фактор занимает одно из главных мест формирования этнокультуры крымских караимов. В исследованиях религия часто рассматривается не как один из компонентов культуры, а как главная и единственная причина зарождения и формирования крымско-караимского этноса. Караимы исповедуют караимизм, это форма иудаизма, которая отрицает Талмуд и признает священными только книги Библии, написанные Моисеем. Традиционный перевод слова «караим» - «человек, читающий только Священное Писание».
Этнокультурные традиции отражают основные особенности этноса, и при этом в них заложена информация об историческом прошлом. Сохранение традиций обеспечивает преемственность, благодаря которой все, накопленное народом, передается из поколения в поколение [16].
В патриархальной общиной среде преобладал способ устной передачи информации. Предположительно, начиная с XVI века благодаря реформаторской деятельности Синана бей-Челеби в крымско -караимском обществе стали использовать письменность. Это способствовало развитию грамотности и заложило
Л г/ллл ам см н ы е ши/к, <с
основы использования письма, хранения и передачи информации в письменном виде. На рубеже ХУ1-ХУШ веков возникает традиция составления семейных сборников «меджума», которая была свойственна почти каждой караимской семье. Меджума - это сборники караимского фольклора, обычаев, традиций и т. д.
Начиная с XVI века крымские караимы переживали лучший период своей истории: выросло благосостояние народа, сформировалась национальная элита, интеллигенция и духовенство [10].
На протяжении истории царской России политика в отношении нерусских народов оставалась этнически и конфессионально толерантной. Крымским караимам предоставляя-лись льготы и привилегии, которые уровняли их с великороссами. Это предопределило вхождение крымских караимов в российскую среду и их успешную деятельность в государственной, общественной и экономической сферах. За время пребывания в составе царской России численность возросла до 16 тысяч.
К концу XIX - началу XX столетия начинается эпоха глубоких перемен, которые затронули экономические и социальные основы общества, а также отразились на культуре народа. В этот период формируется караимская буржуазия, прекращает свое существование патриархальный уклад жизни. Начало XX века ознаменовалось изданием караимских журналов: «Караимская жизнь», «Караимское слово», «Известия Караимского духовного правления», которые сумели внести вклад в развитие традиционной культуры.
В советский период караимский народ был лишен нравственных и духовных ориентиров в лице национальной элиты. В 1919 году прекращает свое существование Духовное караимское правление. Караимы оказались лишены национальных основ развития, сформированных на этнокультурной и религиозной почве.
Удивительным является феномен возрождения национального самосознания в караимском обществе начиная с 90-х годов XX века. Начинается пробуждение интереса к национальной культуре и религии, восстановление
национальной общественной жизни, создание национальных обществ. С 1993 года проводятся «Дни караимской культуры» [1].
Патриотическое воспитание подрастающего поколения на основании этнокультурных традиций позволяет привить ребенку с детства этническое самосознание, интерес к национальным традициям и культуре своего народа. Это способствует воспитанию любви к малой Родине, а также всестороннему развитию личности ребенка.
Семья является первой ступенью, которая формирует у детей этнокультурные ценности. В дошкольном возрасте начинают формироваться представления о добре и зле, чести и справедливости, формируются толерантность, гражданская позиция и любовь к Малой Родине [9].
Использование этнокультурных традиций в воспитании детей дошкольного возраста направлено на решение ряда задач:
- воспитание привязанности и любви к своей семье, родному дому, селу, городу и т. д.;
- формирование доброго отношения к природе, животным, растениям и т. д.;
- воспитание уважительного отношения к труду других людей, а также понимание его значимости;
- формирование интереса к традициям, истории, промыслам своего народа;
- формирование чувства гордости за свою Малую Родину;
- воспитание толерантности, чувства уважения к людям вне зависимости от их национальности и вероисповедания.
Таким образом, патриотическое воспитание на основе этнокультурных традиций решает задачи по успешной социализации личности как субъекта определенного этноса в поликультурном пространстве.
Особенностью патриотического воспитания с использованием этнокультурных традиций является то, что в воспитательный процесс, включаются:
- знания о национальной культуре, нормах поведения и духовно-нравственные ценности этноса;
- ознакомление с культурными достижениями не только своего народа, а также других народностей и этносов;
- воспитание интереса к народной культуре, а также формирование уважительного отношения к людям другой этнической принадлежности [11].
К основным видам национальной культуры, используемым в воспитательном процессе, относятся:
- устный и музыкальный фольклор;
- народные игры и забавы;
- народные праздники;
- народное прикладное искусство.
Вышеуказанные средства способствуют
повышению национального самосознания, воспитания уважительного отношения к собственной культурной и этнической принадлежности.
Для того чтобы этнокультурные традиции в патриотическом воспитании были эффективны и принесли успешный результат, необходимо соблюдать ряд условий:
1. Преемственность поколений в коллективной деятельности;
2. Структурное содержание воспитательного процесса по формированию национальной идентичности и толерантности;
3. Культуротворческая деятельность подрастающего поколения по изучению и сохранению этнокультурных традиций.
4. Организация и проведение народных праздников;
5. Совместное чтение народных произведений с последующим обсуждением;
6. Включенность этнического начала во все виды детской деятельности [8].
Таким образом, патриотическое воспитание на этнокультурных традициях закладывает основу национального менталитета, способствует формированию этнической идентичности и приобщает детей к сокровищам материального и духовного наследия народа. В ходе образовательной, воспитательной и культурно-просветительской деятельности подрастающее поколение получает возможность проявить свой творческий потенциал, почув-
ствовать свою значимость в сохранении, развитии и пропаганде собственной традиционной культуры.
АННОТАЦИЯ
В современной социокультурной ситуации все более актуальным становится обращение к национальной культуре, благодаря которой становление личности происходит через воссоздание общности судеб человека и народа, национально-культурную самоидентификацию и этнокультурные традиции. Погружение личности в этнокультурные традиции осуществляется в аспекте патриотического воспитания, способного сформировать личность как носителя ценностей и норм родной культуры, улучшить процессы формирования национально-культурной идентичности и межкультурной толерантности.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, культура, этнос, этнокультурные традиции, крымские караимы.
SUMMARY
In the modern socio-cultural situation, it is getting increasingly relevant to turn to traditional culture, thanks to which the formation of a personality occurs through the recreation of the common fate of a person and a people, national-cultural self-identification and ethno-cultural traditions. The immersion of a person in ethno-cul-tural traditions is carried out in the aspect of patriotic education, which can form a person as a carrier of values and norms of native culture, improve the processes of formation of national and cultural identity and intercultural tolerance.
Key words: Patriotic education, culture, et-hnos, ethnocultural traditions, Crimean Karaites.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в этнографию народов СССР (Стадийные закономерности и локально-исторические особенности этнокультурных процессов в Х1Х-ХХ вв.). - М.: Из-во Московского университета, 1990. - 365 с.
2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974. - 376 с.
3. Ельяшевич Б. С. Караимский библиографический словарь. - М., 1993. - 128 с.
4. Ельяшевич Б. С. Караимы. Историко-этнографические очерки. - М.: РАН, 1994. -Кн. 3. - 171 с.
5. Коменский Я. А. [и др.] Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. - 345 с.
6. Крикун Е. В., Даниленко В. Н. Воздушный город Джуфт Кале. - К.: Этнос, 2005. - 136 с.
7. Нигматов З. Г. Гуманистические традиции педагогики. - Казань: Издательство КГПУ, 2003. - 271 с.
8. Никандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. - М., 1998. -№ 3. - С. 3-10.
9. Новикова Л. И., Соколовский М. В. «Воспитательное пространство» как открытая система (Педагогика и синергетика) // ОНС. -1998. - № 1. - С. 132-143.
10. Полканов Ю. А., Полканова А. Ю. Реликтовые особенности этнокультуры крымских караимов // Крымские караимы. История, территория, этнокультура. - Симферополь: Доля, 2005. - С. 93-112.
11. Сироткин Л. Ю. Формирование личности. Проблемы устойчивости. - Казань: Издательство КГУ, 1992. - 175 с.
12. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. -М.: Педагогика, 1978. - 175 с.
13. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М.: Педагогика, 1971. - 277 с.
14. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. - М.: Профиз-дат, 1964. - 412 с.
15. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. - М.: Народное образование, 1990. -Т. 5.- 412 с.
16. Шапшал С. М. История тюрков-караимов в Крыму, Литве и Польше. (Рукопись). - Вильно, 1943. - 113 с.
ШЕ
Ю. М. Лагусев
УДК 378.147:338.48
ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УСЛУГ И ОБСЛУЖИВАНИЯ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА»
уществующая в настоящее время оценка качества подготовки бакалавров туризма и гостеприимства направлена на проверку наличия у выпускников знаний теоретических, методологических, нормативно -правовых и организационных основ технологий обслуживания потребителей услуг в туризме и гостеприимстве и умений их применения в типовых предметных ситуациях. Вместе с тем с точки зрения работодателя, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию выпускника в сфере туризма, необходимы также такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию, творчески самореализоваться.
Содержание дисциплины «Отечественный и зарубежный опыт организации услуг и обслуживания в индустрии туризма и гостеприимства» охватывает весь комплекс образовательных задач по подготовке будущих бакалавров туризма в области обслуживания потребителя туристских и гостиничных услуг.
Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин «Ресурсосбереже-
ние в индустрии туризма и гостеприимства», «Технологии деловых коммуникаций в профессиональной деятельности», «Основы туризма и туристской деятельности», «Технологии обслуживания и организация услуг в индустрии гостеприимства», «Индустрия туризма в России и за рубежом», «Технологии обслуживания в туристско-информационных центрах» ОПОП 43.03.02 «Туризм» профиль «Технология и организация услуг на предприятиях индустрии туризма».
В процессе совершенствования методических основ образовательной деятельности и выполнения индивидуального плана мы актуализировали в 2021/2022 учебном году содержание рабочей программы по данной дисциплине, направленное на формирование следующих компетенций выпускника:
ПК -6: Способен обосновывать, выбирать и применять технологии обслуживания туристов по видам туризма и типам туристских предприятий и объектов;
ПК -6.1: Обосновывает и выбирает техно -логии обслуживания туристов в соответствии с видом туризма и типом туристских предприятий и объектов;
ПК-7: Способен проектировать туристский продукт по конкретным видам туризма и туристским направлениям, объекты показа, экскурсии и маршруты;
ПК -7.2: Проектирует туристский продукт по конкретным видам туризма и туристским направлениям с использованием современных технологий;
ПК -8: Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности, организовать работу исполнителей, принимать решения в организации туристской деятельности с учетом основных требований информационной, экономической и экологической безопасности;
ПК -8.3: Организовывает работу исполнителей с учетом основных требований информационной и экономической безопасности.
Содержание дисциплины охватывает изучение отечественного и зарубежного передового опыта и тенденций развития в сек-