Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КРЫМСКИХ КАРАИМОВ'

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КРЫМСКИХ КАРАИМОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ЭТНОС / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / КРЫМСКИЕ КАРАИМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Екатерина Юрьевна

В современной социокультурной ситуации все более актуальным становится обращение к национальной культуре, благодаря которой становление личности происходит через воссоздание общности судеб человека и народа, национально-культурную самоидентификацию и этнокультурные традиции. Погружение личности в этнокультурные традиции осуществляется в аспекте патриотического воспитания, способного сформировать личность как носителя ценностей и норм родной культуры, улучшить процессы формирования национально-культурной идентичности и межкультурной толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL TRADITIONS AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF THE CRIMEAN KARAITES

In the modern socio-cultural situation, it is becoming increasingly relevant to turn to traditional culture, thanks to which the formation of a personality occurs through the recreation of the common fate of a person and a people, national-cultural self-identification and ethno-cultural traditions. The immersion of a person in ethno-cultural traditions is carried out in the aspect of patriotic education, which can form a person as a carrier of values and norms of native culture, improve the processes of formation of national and cultural identity and intercultural tolerance.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КРЫМСКИХ КАРАИМОВ»

Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2017. - № 2. - URL: https://cybe-rleninkaru/article/n/tsennostno-smyslovye-os-novaniya-podgotovki-buduschih-pedagogov (дата обращения: 09.03.2022).

4. Полани М. Личностное знание. - М.: Прогресс, 1985. - 344 с.

5. Разбеглова Т. П. Виртуально-топологический субъект» как проблема современного образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2017. -Вып. 56. - Ч. 1. - С. 198-204.

6. Университет как центр культуропорож-дающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе [Электронный ресурс] / М. А. Гусаковский, Л. А. Яще-нко, С. В. Костюкевич [и др.]. - Мн.: БГУ, 2004. - 279 с. - URL: http://charko.narod.ru/ index38.html.

ШВ

Е. Ю. Иванова

УДК 371; 37.01

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КРЫМСКИХ КАРАИМОВ

сегодняшний интерес к вопросам теории и практики патриотического воспитания в контексте этнокультурных традиции обусловлен его важнейшими функциями в духовном развитии личности и сохранении культурной преемственности поколений. Однако этнокультурные традиции как средство патриоти-

ческого воспитания не используются в полной мере как в практике образовательных организаций, так и в культурно -досуговой деятельности. В современном обществе недооценивают роль преемственности этнокультурных традиций, что задерживает развитие национальной культурной самобытности региона.

Обращение к данной проблеме обусловлено тем, что практически невостребованным остается человекотворческий потенциал ценностей и норм, содержащихся в народной культуре, направленной на патриотическое воспитание.

В условиях трансформации общества возрастает социально-культурное значение этнокультурных традиций. Воспитательный потенциал традиционной культуры позволяет обеспечить познание окружающего мира, передать накопленный поколениями опыт и ценностные ориентиры, нормы поведения. Погружение личности в мир традиционной культуры способствует формированию национально-культурной идентичности и развитию толерантности.

В понимании феномена этнокультурных традиций и осмыслении опыта народного воспитания автор опирается на идеи известных педагогов - Я. А. Коменского [5], К. Д. Ушин-ского [14; 15], В. А. Сухомлинского [12; 13], Г. Н. Волкова [2], Я. И. Ханбикова [5], З. Г. Ниг-матова [7].

Этнокультурные традиции - это сложившиеся на основании прошлой жизнедеятельности этноса нормы, правила и стереотипы поведения, соблюдение которых является потребностью каждого индивида определенной этнической общности.

В Республике Крым издавна проживает множество национальных групп. Один из самых малочисленных народов являются крымские караимы. В XX веке вследствие войн, репрессий, голода и ассимиляции количество караимов катастрофически сократилось. В начале XX века их численность составляла 8 тысяч. В настоящее время в Республике Крым проживает всего лишь несколько сотен караимов, а во всем мире около двух тысяч. Крым-

ские караимы, несмотря на малочисленность, смогли сохранить свои обычаи, культуру, язык и религию [3].

Крымские караимы являются потомками тюркских племен Хазарского каганата. Формирование этноса относится к УШ-ХП векам. Образование этноса и нахождение его в течение столетий в пределах ареала формирования наложило сохраняющийся до наших дней отпечаток на крымско-караимскую менталь-ность. Проявляется это в восприятии Джуфт Кале как родового гнезда, вне зависимости от места проживания. Джуфт Кале в караимском сознании представлен как сакральный символ, где находятся истоки того, что присуще народу.

В ХУШ веке караимы покинули Джуфт Кале и расселились по территории Крыма. Самая многочисленная община караимов обосновалась в Евпатории, где сохранился уникальный караимский храмовый комплекс, где и сегодня регулярно проходят службы [6].

Религиозный фактор занимает одно из главных мест формирования этнокультуры крымских караимов. В исследованиях религия часто рассматривается не как один из компонентов культуры, а как главная и единственная причина зарождения и формирования крымско-караимского этноса. Караимы исповедуют караимизм, это форма иудаизма, которая отрицает Талмуд и признает священными только книги Библии, написанные Моисеем. Традиционный перевод слова «караим» - «человек, читающий только Священное Писание».

Этнокультурные традиции отражают основные особенности этноса, и при этом в них заложена информация об историческом прошлом. Сохранение традиций обеспечивает преемственность, благодаря которой все, накопленное народом, передается из поколения в поколение [16].

В патриархальной общиной среде преобладал способ устной передачи информации. Предположительно, начиная с XVI века благодаря реформаторской деятельности Синана бей-Челеби в крымско -караимском обществе стали использовать письменность. Это способствовало развитию грамотности и заложило

Л г/ллл ам см н ы е ши/к, <с

основы использования письма, хранения и передачи информации в письменном виде. На рубеже ХУ1-ХУШ веков возникает традиция составления семейных сборников «меджума», которая была свойственна почти каждой караимской семье. Меджума - это сборники караимского фольклора, обычаев, традиций и т. д.

Начиная с XVI века крымские караимы переживали лучший период своей истории: выросло благосостояние народа, сформировалась национальная элита, интеллигенция и духовенство [10].

На протяжении истории царской России политика в отношении нерусских народов оставалась этнически и конфессионально толерантной. Крымским караимам предоставляя-лись льготы и привилегии, которые уровняли их с великороссами. Это предопределило вхождение крымских караимов в российскую среду и их успешную деятельность в государственной, общественной и экономической сферах. За время пребывания в составе царской России численность возросла до 16 тысяч.

К концу XIX - началу XX столетия начинается эпоха глубоких перемен, которые затронули экономические и социальные основы общества, а также отразились на культуре народа. В этот период формируется караимская буржуазия, прекращает свое существование патриархальный уклад жизни. Начало XX века ознаменовалось изданием караимских журналов: «Караимская жизнь», «Караимское слово», «Известия Караимского духовного правления», которые сумели внести вклад в развитие традиционной культуры.

В советский период караимский народ был лишен нравственных и духовных ориентиров в лице национальной элиты. В 1919 году прекращает свое существование Духовное караимское правление. Караимы оказались лишены национальных основ развития, сформированных на этнокультурной и религиозной почве.

Удивительным является феномен возрождения национального самосознания в караимском обществе начиная с 90-х годов XX века. Начинается пробуждение интереса к национальной культуре и религии, восстановление

национальной общественной жизни, создание национальных обществ. С 1993 года проводятся «Дни караимской культуры» [1].

Патриотическое воспитание подрастающего поколения на основании этнокультурных традиций позволяет привить ребенку с детства этническое самосознание, интерес к национальным традициям и культуре своего народа. Это способствует воспитанию любви к малой Родине, а также всестороннему развитию личности ребенка.

Семья является первой ступенью, которая формирует у детей этнокультурные ценности. В дошкольном возрасте начинают формироваться представления о добре и зле, чести и справедливости, формируются толерантность, гражданская позиция и любовь к Малой Родине [9].

Использование этнокультурных традиций в воспитании детей дошкольного возраста направлено на решение ряда задач:

- воспитание привязанности и любви к своей семье, родному дому, селу, городу и т. д.;

- формирование доброго отношения к природе, животным, растениям и т. д.;

- воспитание уважительного отношения к труду других людей, а также понимание его значимости;

- формирование интереса к традициям, истории, промыслам своего народа;

- формирование чувства гордости за свою Малую Родину;

- воспитание толерантности, чувства уважения к людям вне зависимости от их национальности и вероисповедания.

Таким образом, патриотическое воспитание на основе этнокультурных традиций решает задачи по успешной социализации личности как субъекта определенного этноса в поликультурном пространстве.

Особенностью патриотического воспитания с использованием этнокультурных традиций является то, что в воспитательный процесс, включаются:

- знания о национальной культуре, нормах поведения и духовно-нравственные ценности этноса;

- ознакомление с культурными достижениями не только своего народа, а также других народностей и этносов;

- воспитание интереса к народной культуре, а также формирование уважительного отношения к людям другой этнической принадлежности [11].

К основным видам национальной культуры, используемым в воспитательном процессе, относятся:

- устный и музыкальный фольклор;

- народные игры и забавы;

- народные праздники;

- народное прикладное искусство.

Вышеуказанные средства способствуют

повышению национального самосознания, воспитания уважительного отношения к собственной культурной и этнической принадлежности.

Для того чтобы этнокультурные традиции в патриотическом воспитании были эффективны и принесли успешный результат, необходимо соблюдать ряд условий:

1. Преемственность поколений в коллективной деятельности;

2. Структурное содержание воспитательного процесса по формированию национальной идентичности и толерантности;

3. Культуротворческая деятельность подрастающего поколения по изучению и сохранению этнокультурных традиций.

4. Организация и проведение народных праздников;

5. Совместное чтение народных произведений с последующим обсуждением;

6. Включенность этнического начала во все виды детской деятельности [8].

Таким образом, патриотическое воспитание на этнокультурных традициях закладывает основу национального менталитета, способствует формированию этнической идентичности и приобщает детей к сокровищам материального и духовного наследия народа. В ходе образовательной, воспитательной и культурно-просветительской деятельности подрастающее поколение получает возможность проявить свой творческий потенциал, почув-

ствовать свою значимость в сохранении, развитии и пропаганде собственной традиционной культуры.

АННОТАЦИЯ

В современной социокультурной ситуации все более актуальным становится обращение к национальной культуре, благодаря которой становление личности происходит через воссоздание общности судеб человека и народа, национально-культурную самоидентификацию и этнокультурные традиции. Погружение личности в этнокультурные традиции осуществляется в аспекте патриотического воспитания, способного сформировать личность как носителя ценностей и норм родной культуры, улучшить процессы формирования национально-культурной идентичности и межкультурной толерантности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, культура, этнос, этнокультурные традиции, крымские караимы.

SUMMARY

In the modern socio-cultural situation, it is getting increasingly relevant to turn to traditional culture, thanks to which the formation of a personality occurs through the recreation of the common fate of a person and a people, national-cultural self-identification and ethno-cultural traditions. The immersion of a person in ethno-cul-tural traditions is carried out in the aspect of patriotic education, which can form a person as a carrier of values and norms of native culture, improve the processes of formation of national and cultural identity and intercultural tolerance.

Key words: Patriotic education, culture, et-hnos, ethnocultural traditions, Crimean Karaites.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введение в этнографию народов СССР (Стадийные закономерности и локально-исторические особенности этнокультурных процессов в Х1Х-ХХ вв.). - М.: Из-во Московского университета, 1990. - 365 с.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974. - 376 с.

3. Ельяшевич Б. С. Караимский библиографический словарь. - М., 1993. - 128 с.

4. Ельяшевич Б. С. Караимы. Историко-этнографические очерки. - М.: РАН, 1994. -Кн. 3. - 171 с.

5. Коменский Я. А. [и др.] Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. - 345 с.

6. Крикун Е. В., Даниленко В. Н. Воздушный город Джуфт Кале. - К.: Этнос, 2005. - 136 с.

7. Нигматов З. Г. Гуманистические традиции педагогики. - Казань: Издательство КГПУ, 2003. - 271 с.

8. Никандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. - М., 1998. -№ 3. - С. 3-10.

9. Новикова Л. И., Соколовский М. В. «Воспитательное пространство» как открытая система (Педагогика и синергетика) // ОНС. -1998. - № 1. - С. 132-143.

10. Полканов Ю. А., Полканова А. Ю. Реликтовые особенности этнокультуры крымских караимов // Крымские караимы. История, территория, этнокультура. - Симферополь: Доля, 2005. - С. 93-112.

11. Сироткин Л. Ю. Формирование личности. Проблемы устойчивости. - Казань: Издательство КГУ, 1992. - 175 с.

12. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. -М.: Педагогика, 1978. - 175 с.

13. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М.: Педагогика, 1971. - 277 с.

14. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. - М.: Профиз-дат, 1964. - 412 с.

15. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. - М.: Народное образование, 1990. -Т. 5.- 412 с.

16. Шапшал С. М. История тюрков-караимов в Крыму, Литве и Польше. (Рукопись). - Вильно, 1943. - 113 с.

ШЕ

Ю. М. Лагусев

УДК 378.147:338.48

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УСЛУГ И ОБСЛУЖИВАНИЯ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА»

уществующая в настоящее время оценка качества подготовки бакалавров туризма и гостеприимства направлена на проверку наличия у выпускников знаний теоретических, методологических, нормативно -правовых и организационных основ технологий обслуживания потребителей услуг в туризме и гостеприимстве и умений их применения в типовых предметных ситуациях. Вместе с тем с точки зрения работодателя, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию выпускника в сфере туризма, необходимы также такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию, творчески самореализоваться.

Содержание дисциплины «Отечественный и зарубежный опыт организации услуг и обслуживания в индустрии туризма и гостеприимства» охватывает весь комплекс образовательных задач по подготовке будущих бакалавров туризма в области обслуживания потребителя туристских и гостиничных услуг.

Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин «Ресурсосбереже-

ние в индустрии туризма и гостеприимства», «Технологии деловых коммуникаций в профессиональной деятельности», «Основы туризма и туристской деятельности», «Технологии обслуживания и организация услуг в индустрии гостеприимства», «Индустрия туризма в России и за рубежом», «Технологии обслуживания в туристско-информационных центрах» ОПОП 43.03.02 «Туризм» профиль «Технология и организация услуг на предприятиях индустрии туризма».

В процессе совершенствования методических основ образовательной деятельности и выполнения индивидуального плана мы актуализировали в 2021/2022 учебном году содержание рабочей программы по данной дисциплине, направленное на формирование следующих компетенций выпускника:

ПК -6: Способен обосновывать, выбирать и применять технологии обслуживания туристов по видам туризма и типам туристских предприятий и объектов;

ПК -6.1: Обосновывает и выбирает техно -логии обслуживания туристов в соответствии с видом туризма и типом туристских предприятий и объектов;

ПК-7: Способен проектировать туристский продукт по конкретным видам туризма и туристским направлениям, объекты показа, экскурсии и маршруты;

ПК -7.2: Проектирует туристский продукт по конкретным видам туризма и туристским направлениям с использованием современных технологий;

ПК -8: Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности, организовать работу исполнителей, принимать решения в организации туристской деятельности с учетом основных требований информационной, экономической и экологической безопасности;

ПК -8.3: Организовывает работу исполнителей с учетом основных требований информационной и экономической безопасности.

Содержание дисциплины охватывает изучение отечественного и зарубежного передового опыта и тенденций развития в сек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.