Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В КРЫМУ'

РАЗВИТИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В КРЫМУ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1515
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЭТНОСЫ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАРАИМЫ / КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ / ГРЕКИ / РУССКИЕ / ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / НАСЕЛЕНИЕ КРЫМА / ETHNOGRAPHIC TOURISM / ETHNOSES / CULTURAL HERITAGE / RESOURCE POTENTIAL / KARAITES / CRIMEAN TATARS / GREEKS / RUSSIANS / ETHNIC TOURISM / POPULATION OF CRIMEA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Логвина Е.В.

В статье рассматриваются вопросы развития этнографического туризма в Республике Крым. Рассмотрена динамика национального состава Крыма и г. Севастополя. Дан обзор культурно - исторических объектов некоторых этносов Крыма. Проведенный SWOT-анализ позволил выявить проблемы и определить возможности по развитию данного вида туризма. Определены перспективы дальнейшего развития этнографического туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ETHNOGRAPHIC TOURISM IN THE CRIMEA

The article deals with the development of ethnic tourism in the Republic of Crimea. The dynamics of the national composition of Crimea and Sevastopol is considered. The review of cultural and historical objects of some representatives of ethnic groups of the Crimea is given. The SWOT analysis made it possible to identify problems and identify opportunities for the development of this type of tourism. Conclusions are made for the further development of ethnic tourism.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В КРЫМУ»

215Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 6 (16). Вып. 3. 2020 г. С. 205-216.

УДК 338.48:39(470)

Развитие этнографического туризма в Крыму_

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Таврическая академия (структурное подразделение), г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация e-mail: vivat.log.1474@mail. ru

В статье рассматриваются вопросы развития этнографического туризма в Республике Крым. Рассмотрена динамика национального состава Крыма и г. Севастополя. Дан обзор культурно — исторических объектов некоторых этносов Крыма. Проведенный SWOT-анализ позволил выявить проблемы и определить возможности по развитию данного вида туризма. Определены перспективы дальнейшего развития этнографического туризма.

Ключевые слова: этнографический туризм, этносы, культурное наследие, ресурсный потенциал, караимы, крымские татары, греки, русские, этнический туризм, население Крыма

Введение

Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей мировой экономики. Как свидетельствует мировой опыт, правильное использование имеющихся туристско-рекреационных возможностей может оказаться одним из наиболее эффективных рычагов структурной перестройки экономики. Туризм есть явление многоплановое, и важно сохранить его разнообразие.

В настоящее время во всем мире наблюдается повышенный интерес к традиционной этнической культуре. Реальные перспективы для внутреннего и въездного туризма имеет этнографический туризм, основанный на самобытной культуре многочисленных народов (этносов), проживающих на территории России и Республики Крым. Этнографический туризм пока недостаточно освоенное направление рекреационной деятельности.

Повышенный интерес к традиционной культуре народов мира проявляется в силу ряда причин — проводятся этнографические исследования в разных регионах планеты, возрастает тесное сотрудничество среди ученых, национальных общественных объединений, проводятся конференции по национальным вопросам, издаются различные книги и учебники об особенностях истории и развития тех или иных этносов. Этнографический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, ознакомлении с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой.

Этнографический туризм — одно из направлений культурно-познавательного туризма, особенность которого, заключается в том, что турист не имеет родственных связей с народом и местностью, которую изучает или знакомится в ходе своего путешествия (например, поляки посещают этнографический центр крымских татар, или знакомятся с культурой болгар в Крыму).

Этнографический туризм в своем развитии выступает фактором

Е. В. Логвина

Аннотация.

возрождения и развития национальных культур. Идет поиск забытых традиционных ремесел, создаются школы мастерства, сохраняется и популяризируется язык, обычаи, обряды. «В этнографическом туризме заложена идея сохранения, преумножения и передачи будущим поколениям историко-культурного наследия прошлого» [1].

Материалы и методы

Россия располагает огромным потенциалом для развития всех видов туризма, в том числе и этнографического. В богатой истории России и Крыма в разные времена оставили свой след викинги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Это стимулирует развитие этнографического туризма, делает современных россиян и граждан других государств интересными друг другу. Развитие данного вида туризма является очень перспективным, так как наша страна обладает уникальным культурным и этнографическим наследием.

Проблематикой этнографического туризма в России занимались Т. Ворона и М. Войтенко, считавшие, что его важной задачей развития в ближайшие десятилетия станет привлечение туристов в различные регионы России [2].

По мнению Е. Панкеевой и И. Коваленко: «Перспективы этнографического туризма в Крыму чрезвычайно велики. Крым — особое место. Здесь проживают народы, которые сформировались непосредственно в Крыму: крымские татары, крымские караимы и крымчаки. А также народы, издавна проживающие на полуострове и имеющие своеобразные культуру и историю — греки, болгары, армяне, славяне, итальянцы. Этнотуризм в Крыму привлекателен и для широкой публики, и для специалистов — этнологов, этнографов, антропологов, для преподавателей соответствующих дисциплин и студентов, их изучающих» [3].

Крым — земля обетованная для этнографического туризма. Столь небольшая территория полуострова вместила в себя вековую историю множества племён и народов. Национальный облик Крыма представляют более 100 национальностей, формируются все необходимые предпосылки для развития таких видов культурного туризма, как культурно-этнографического и этнического. Для немцев, болгар, греков, крымских татар и других граждан, чьи предки когда-то жили в Крыму, разработаны туры по их исторической колыбели с посещением архитектурных и религиозных памятников полуострова.

Рассмотрим динамику национального состава Крыма за 1989, 2001 и 2014 года в табл. 1.

Таблица 1

Динамика национального состава республики к рым и г. Севастополь (чел."

Этносы 1989 г. % 2001 г. % 2014 г. %

1 2 3 4 5 6 7

ВСЕГО 2 430 495 100% 2 410 209 100% 2 284 769 100%

Русские 1 629 542 67,05 1 450 394 60,40 1 492 078 65,31

Украинцы 652 919 25,75 576 647 24,01 344 515 15,08

Крымские татары 38 356 1,58 245 291 10,22 232 340 10,17

Татары 10 762 0,44 13 602 0,57 44 996 1,97

Белорусы 50 054 2,06 35 157 1,46 21 694 0,95

Армяне 2 794 0,11 10 088 0,42 11 030 0,48

Азербайджанцы 2 415 0,10 4 377 0,18 4 432 0,19

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7

Узбеки 876 0,04 3 087 0,13 3 466 0,15

Молдаване 6 609 0,27 4 562 0,19 3 147 0,14

Евреи 17 731 0,73 5 531 0,23 3 144 0,14

Корейцы 243 0,10 3 027 0,13 2 983 0,13

Греки 2 684 0,11 3 036 0,13 2 877 0,13

Поляки 6 157 0,25 4 458 0,19 2 843 0,12

Цыгане 1 698 0,07 1 905 0,08 2 808 0,10

Чуваши 4 621 0,19 2 679 0,11 1 990 0,09

Болгары 2 186 0,09 2 282 0,10 1 868 0,08

Немцы 2 356 0,10 2 790 0,12 1 844 0,08

Мордва 4 582 0,19 2 574 0,11 1 601 0,07

Грузины 1 760 0,07 2 137 0,09 1 571 0,07

Турки 13 0 988 0,04 1 465 0,06

Таджики 353 0,01 808 0,03 874 0,04

Марийцы 1 906 0,08 1 192 0,05 801 0,04

Караимы 882 0,04 715 0,03 535 0,02

Крымчаки 604 0,02 280 0,01 228 0,01

Другие 13 203 0,54 14 507 0,60 12 854 0,56

Составил автор по материалам переписей населения.

Материалы переписей позволили определить, что по некоторым этносам в Крыму прослеживается увеличение численности, а по некоторым — убыль в общей численности населения. Это связано с геополитической обстановкой, сложившейся вокруг Крыма после его воссоединения с Российской Федерацией.

Этническое наследие народов Крыма является объектами культурно-познавательного туризма. В их число относят не только культурные и религиозные памятники, оставленные греками, итальянцами, скифами, но и национальные праздники многих народов, их обычаи и традиции, которые реализуются и проводятся этнографическими центрами.

Рассмотрим ресурсный потенциал этнографического туризма в Республике Крым.

Культурное наследие народа сохраняется не только в письменной истории, но и в его традициях, обычаях, представлениях об окружающем мире и верованиях, орудиях труда, пище, одежде и жилище, в памятниках древности, которые встречаются на могильных полях и местах древних поселений, в легендах и эпических сказаниях, т.е. в этнокулътуре (во всем комплексе культуры, созданном данным этносом и отличающем его от других). Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами — сильнейший побудительный туристский мотив [4].

Наиболее ярким ресурсом этнографического туризма в Крыму можно считать культурно-исторические памятникималых этносов Крыма, в частности, караимов. Культура караимов Крыма сохраняется в евпаторийским комплексе кенас (молитвенных домов) постройки начала XVIII века; рядом построек в Феодосии; кенассами в Симферополе (1896 г., перестройка 1934/1935 гг.), историческими памятниками пещерного города Чуфут-Кале в Бахчисарайском историко — культурном заповеднике. Перечень музейных объектов крымских караимов представлен в табл.2.

Таблица 2

Название объекта Описание Место расположения

Музей истории и этнографии крымских караимов им. С. И. Кушуль (религиозный комплекс «Караимские кенасы XVIII в.») Музей создан в 1996 году на территории комплекса караимских кенас — памятника архитектуры федерального значения XVШ-XIX вв. Экспозиция знакомит с историей, особенностями караимского вероучения, национальными традициями крымских караимов. Посещение объекта включено в туристический маршрут «Малый Иерусалим». г. Евпатория, ул. Караимская, 68 Республика Крым

Этнографический зал Феодосийского музея древностей «Караимская слобода, конец XIX-начало XX века» Феодосийский музей стал первым среди музеев Крыма, в котором была открыта этнографическая экспозиция. Название Экспозиции «Караимская слобода» дано по названию одного из древнейших этносов, проживающих на территории Крыма. Она знакомит посетителей с историей и культурой народов Крыма конца XIX-начала ХХ вв. В музее собраны старинные гравюры и фотографии, утварь и мебель, национальная одежда караимов, а также крымских татар, греков, немцев, евреев, украинцев и русских. г. Феодосия, пр-т И. Айвазовского, 11 Республика Крым

Составлено автором по материалам Министерства курортов и туризма Республики Крым.

Крымско-татарская культура наиболее ярко запечатлена в мечетях, медресе (мусульманское религиозно-просветительское заведение) и мавзолеях. Восьмигранные или квадратные надгробные мавзолеи — дюрбе можно встретить на территории Бахчисарайского муниципального района. В предместьях г. Бахчисарая расположен Зынджирлы-медресе (в переводе: медресе с цепью) — один из образцов ранней крымско — татарской культуры. Медресе было построено в 1500 году ханом Менгли I Гераем. А в самом Бахчисарае находится шедевр мусульманского зодчества, один из центральных объектов этнографического туризма — Ханский дворец. Татарские мечети Эски-Сарай и Кебир-Джами, находящиеся в Симферопольском районе, выстроены в XV веке. Они являются действующими и в настоящее время. В некоторых татарских архитектурных памятниках Крыма отчетливо прослеживается влияние турецкого зодчества. Это, к примеру, мечеть и бани Феодосии, мечеть Джума-Джами в Евпатории, мечеть Хана Узбека в Старом Крыму. К этнографическим объектам относятся и старые татарские кладбища XVIII-XIX веков. На погостах Бахчисарайского района сохранились надгробия с орнаментированными надписями. Для более наглядного ознакомления с культурой, традициями, особенности становления и развития крымско-татарского народа открыты для посещения следующие музеи и культурные центры (табл. 3).

Таблица 3

Культурно-исторические объекты крымско-татарского народа на __территории республики Крым _

Название объекта Описание Место расположения

1 2 3

Этнографический музей «Dervish evi» Объект включает в себя единственный в мире дом-музей крымско-татарского быта, мастерскую по изготовлению традиционных медных изделий и магазин, в котором можно приобрести высококачественные изделия исключительно крымских мастеров. Мастерская медника — уникальный и единственный в Крыму проект по возрождению традиционного крымско -татарского ремесла. Дом-музей — это классический пример крымской городской архитектуры XV-середины XIX вв. г. Бахчисарай, ул. Островского, 14 Республика Крым

Зареченский крымскотатарский национальный культурный центр Центр создан в 2006 г. с целью возрождения культуры и традиций крымских татар, изучению обрядов, старинных песен, календарных праздников. В центре оборудована комната в национальном стиле. Здесь можно познакомиться с предметами быта крымских татар, национальными музыкальными инструментами: даре, давуль, багълама, сантыр, зурна, дудук. Посетители центра могут послушать национальные музыкальные произведения и принять участие в национальных праздниках. Джанкойский район, с. Заречное, Республика Крым

Культурно-этнографический центр «Одун-базар къапусы» («Джеваль» — квартал гостеприимства в Евпатории) Музей создан в 2007 г. внутри вновь воссозданной башни главных крепостных ворот средневекового Гезлева (Евпатории) «Одун-базар къапусы». Смысловым центром музея является уникальный макет (размером 5*9 м) Гезлевской крепости, воссоздающий древнюю евпаторию (Гезлев) с точностью до каждого дома. Возле бывших крепостных ворот расположена кофейня «Кезлев къавеси», дизайн которой выдержан в крымско-татарском стиле. Посещение объекта включено в туристический маршрут «Малый Иерусалим». г. Евпатория, ул. Караева-Караимская, 12/32 Республика Крым http://www.odun-bazar.com

Дом-музей истории, культуры и быта крымских татар В фондах музея находятся уникальные археологические находки — монеты, глиняная посуда, мебель. Большинство экспонатов — семейные реликвии: кофемолки, подносы, конфетницы, джезве, кувшины и множество других предметов домашней утвари. В рамках экскурсии по музею можно узнать о народных традициях, культуре и быте крымских татар. Кировский район, г. Старый Крым, ул. Калинина, 29 Республика Крым

Музей имени Эшрефа Шемьи- заде В музее можно узнать о биографии и жизни крымско-татарского писателя Эшрефа Шемьи-заде. В нем представлен этнографический уголок «Культура и быт крымских татар» и уголок «Многонациональный Крым». Также здесь можно посмотреть памятный альбом жителей села Льговское (Кировский район). Кировский район, с. Льговское, ул. Маяковского, 24А Республика Крым

Продолжение таблицы 3

1 2 3

Школьный крымскотатарский этнографический музей В музее представлены работы крымских медников и гончаров, крымско-татарская вышивка и старинные изделия быта, старые фотографии и предметы довоенного Крыма, связанные с жизнью и бытом крымских татар. В музее можно ознакомиться с деятельностью крымско-татарских писателей и поэтов в довоенный период и во время войны, с работами художника Нури Якубова. пгт Нижнегорский, ул. Придорожная, 3 Республика Крым

Центр культуры крымских татар «Достлукъ» В центре представлен уголок крымскотатарской культуры. Здесь можно узнать об обычаях, традициях, музыке, литературе, укладе жизни крымско-татарского народа. Первомайский район, с. Сары-Баш, ул. Зеленая, 34 Республика Крым

Музей-гостин-ная истории и культуры крымско-татарского народа Музей знакомит с традициями крымских татар, национальной одеждой, с их депортацией, деятелями культуры, известными писателями и поэтами, героями ВОВ. г. Саки, ул. Строительная, 22 Республика Крым

Этнографический музей крымскотатарского народа В музее представлена посуда и предметы домашнего обихода крымских татар, изделия ручного прикладного искусства, Коран издания XIX века. Сакский район, с. Веселовка, пер. Школьный, 1А Республика Крым

Музей культуры, быта и традиций крымских татар В музее представлены предметы домашнего обихода, для совершения религиозных обрядов, национальная одежда, работы народных мастериц-вышивальщиц. Сакский район, с. Журавли, ул. Виноградная, 1А

ГБУ РК «Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия Фонды музея насчитывают около 10 тысяч единиц хранения, в числе которых произведения изобразительного искусства, ценные коллекции декоративно-прикладного искусства, религиозные книги, археологическая и этнографическая коллекция, фотографии и материалы, раскрывающие факты о депортации и истории крымско-татарского национального движения. г. Симферополь, ул. Чехова д.17 Республика Крым

Этнографический музей «Мусафирхане» В этнографическом музее представлены экспозиции традиций культуры крымскотатарского народа. Имеется экспозиция гончарных предметов, народных костюмов, утвари, обрядовых вещей. Симферопольский район, с. Винницкое, ул. Терешковой, 8 Республика Крым

Источник: составлено автором по материалам Министерства курортов и туризма Республики Крым.

Культура украинского этноса в Крыму представлена музеем этнографии в селе Новониколаевка Ленинского муниципального района.

В селе Партизанское Симферопольского района сохранилась часовня конца XIX в.

К этнографическим объектам украинской культуры в Крыму можно отнести ряд объектов, представленных в табл. 4.

Таблица 4

Этнографические объекты украинской культуры в республике Крым

Название объекта Описание Место расположения

Этнографический музей «Берегиня» Музей оформлен в традициях украинской культуры XIX века. Представлены предметы быта и ремесла, которые использовались в традиционных обрядах и обычаях. г. Алушта, ул. Красноармейская, 11, Республика Крым

Этно-центр «Славянская деревня» «Славянская деревня» — это первый в Крыму этнический скансен (музей под открытым небом). Старинные хаты преобразованы в украинскую, российскую и белорусскую — так образовалась этнографическая «деревня». Бахчисарайский район, с. Красный Мак, ул. Бахчисарайская, 1 Республика Крым

Музей этнографии «Истоки» В музее представлены гончарные изделия, деревянные бытовые вещи и орудия труда, украинская вышивка. г. Джанкой, ул. Советская, 47 Республика Крым

Марьинский этнографический музей Музей был воссоздан в 2013 году. В нем представлены экспонаты культурной жизни и быта украинского народа. В помещении музея воссоздана модель украинской избы: печь, кровать, сундук, лавка, представлены национальные костюмы и предметы быта, украшенные вышивкой, а также различная домашняя утварь. Джанкойский район, с. Марьино, ул. Артиллеристов, 30А Республика Крым

Украинский национальный культурный центр Центр создан в 2000 году. В нем создана музейная комната в виде «Украинской хаты», интерьер которой отображает жизненный уклад украинского народа. В музее собраны экспонаты народной одежды, мебели, деревянной и глиняной посуды, народные музыкальные инструменты. Джанкойский район, с. Новостепное, ул. Бульварная, 11 Республика Крым

Музей украинской стародавности В музее представлены украинские народные костюмы, предметы быта, кухонные принадлежности, детские игрушки. пгт Кировское, ул. Р.Люксембург, 52 Республика Крым

Этнографический музей «Светлица» В музее представлена традиционная мебель, украшение жилища, орудия труда, промыслы и ремесла украинцев. г. Красноперекопск, мкрн.10, д.21 Республика Крым

Музей «Украинская хата» На территории музея располагается экспозиция из 60 экспонатов, в частности вышиванки, мебель, одежда, предметы быта украинского народа. Нижнегорский район, с.Червоное, ул. Школьная, 1 , Республика Крым

Этнографический музей В музее 85 экспонатов. В нем представлена экспозиция из 4-х разделов: быт, культура и искусство Древней Руси, быт и культура русских Крыма, быт и культура украинцев Крыма, быт и культура крымских татар. г. Симферополь, пр-т Победы, 58 МБОУ «Школа-гимназия № 25» Республика Крым

Составлено автором по материалам Министерства курортов и туризма Республики Крым.

Большинство объектов русской культуры в Крыму имеют мировое значение и охраняются государством. К числу таких объектов можно отнести: Воронцовский дворец (г. Алупка), Ливадийский дворец (г. Ялта), Симферопольские Петропавловский православный собор, кафедральный Свято-Троицкий собор, церковь Трех Святителей, Центр русской культуры. Все перечисленные объекты отражают дух русского народа, его стремление к прекрасному и умение создавать это прекрасное собственными руками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечень музейных объектов русской культуры на территории Крыма представлен в табл. 5.

Таблица 5

Центры и музеи русской культуры в Крыму

Название музея Описание Место расположения

Историко-краеведческий музей Музей открыт в январе 2006 года для более глубокого изучения прошлого родного края, сбора материалов об односельчанах, защищавших селов период ВОВ. В музее имеется экспозиция гончарных предметов, начиная со скифского периода. Симферопольский район, с. Чистенькое, ул. Чапаева, 54 МБОУ «Чистенская школа-гимназия» Республика Крым

Музей истории с. Новоандреевка Музей расположен в здании Новоандреевского сельского дома культуры. Включает зал трудовой славы, этнографическую и интернациональную комнаты. Этнографическая комната отрыта в 1988 году. Здесь размещены этнографические экспонаты быта. Симферопольский район, с. Новоандреев-ка, ул. Победы, 43А Филиал МБУК «Симферопольский районный музей им. Островского» Республика Крым

ГБУ РК «Крымский этнографический музей» Крымский этнографический музей открыт в 1992 году. Является одним из ведущих культурно-просветительских и научных учреждений Крыма. Его коллекция насчитывает более 13 000 экспонатов, и дает представление о культурах 25 народов и этнических групп полуострова. В музее постоянно действуют экспозиции народов Крыма. г. Симферополь, ул. Пушкина, 18 Республика Крым

Центр русской культуры «Живи, российская глубинка!» В Центре представлен уголок русской культуры. Здесь можно узнать о традициях, музыке, литературе, укладе жизни русского народа. Первомайский район, с. Правда, ул. Школьная, 40 Республика Крым

МБУК «Нижнегорский историко- краеведческий музей» Нижнегорский районный историко-краеведческий музей был открыт в 1988 году. В его фондах собрано 1485 предметов. В музее представлен уголок предметов культуры и быта русского народа. Также музей знакомит с историко-краеведческими сведениями о Нижнегорье, историческими событиями, участниками ВОВ. Экспонируются бытовые предметы конца XIX-начала XX вв., женская одежда, настенные часы. пгт Нижнегорский, ул. Гагарина, 5 Республика Крым

Джанкойский районный историко-краеведческий музей Музей создан в 1993 году. С предметами культурной жизни и быта славянских народов можно познакомиться в экспозиции «Славянская изба». В музее представлены экспозиции по археологии, боевым действиям времен ВОВ и материалы, посвящённые «Крымской весне». г. Джанкой, ул. К. Маркса, 9 Республика Крым

Этнографический музей В музее представлен интерьер избы XIX-XX вв., вышитые полотенца и рушники, украинская и русская одежда, предметы крестьянского быта, женские и мужские орудия труда, церковные книги на старославянском языке. г. Красноперекопск, ул. Менделеева,3 Республика Крым

Источник: составлено автором по материалам Министерства курортов и туризма Республики Крым.

Особое место в сохранении русской культуры в Крыму принадлежит Севастополю. Здесь собраны памятники военной истории неразрывно связанные с историей русской государственности. «В Севастополе сохранился Владимирский собор — усыпальница адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, В. И. Истомина, П. С. Нахимова (построен в 1881г. архитектором К. А. Тоном)» [5]. Сохранение русского культурного наследия в Севастополе и его рациональное использование имеют определяющее значение для привлечения туристских потоков и популярности этнографического туризма в современном Крыму.

Одним из этапов развития этнографического туризма является создание и деятельность этнографических центров.

Наиболее известными этнографическими центрами Крыма являются: «Немецкий культурно-этнографический центр «Клуб-кафе Кроненталь» в Симферопольском районе; «Крымско-татарский историко-этнографический центр «Текие-дервиш» в Евпатории; «Украинский культурно-этнографический центр «Явiр» в Симферопольском районе; Греческий культурно-этнографический центр «Карачоль» в Белогорском районе; Крымскотатарский культурно-этнографический центр «Капсихор-Ай-Серез».

Каждый из этнографических центров представлен своим уникальным собранием старинных предметов, мастерами, национальной кухней. В настоящее время в Крыму действуют шесть этнографических центров, но экскурсии предоставляют только некоторые из них, а именно: «Этно-туристский комплекс на основе старинной крымско-татарской усадьбы» (с. Богатое Ущелье, Бахчисарайского района), и «Культурно-этнографический центр «Одун-базар къапусы»» («Джеваль» — квартал гостеприимства в Евпатории).

Результаты и обсуждения

В развитии крымского этнографического туризма существует ряд проблем: 1) недостаточная государственная поддержка данного вида туризма; 2) отсутствие чётких территориальных характеристик в области организации и управления развитием этнографического туризма; 3) неопределенное место этнографического туризма в уже разработанных классификациях этого вида отдыха; 4) отсутствие на туристском рынке квалифицированных кадров, специализирующихся преимущественно или исключительно на этнографических турах.

Для выявления проблем и перспективных направлений дальнейшего развития данного вида туризма нами проведён SWOT-анализ (см. табл. 6).

Рассмотрев сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развитию этнографического туризма в Крыму, SWOT-анализ позволил сделать вывод о том, что главная угроза этому виду отдыха заключается в слабом профессионализме тех, кто берётся его организовывать в условиях устаревающей материально-технической базы и слабого финансирования.

В рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2030 года» одной из стратегических задач названа «реализация мероприятий, направленных на национально-культурное и духовное возрождение народов Республики Крым» [6]. В этом же документе указано на необходимость наращивания конкурентных преимуществ различных видов туризма в этом регионе в период 2027-2030 годов, обозначена высокая этнополитическая стабильность в республике, которая позволит это осуществить.

Таблица 6

Swot-анализ развития этнографического туризма в Крыму_

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

• Крым — многонациональная территория; • Густая сеть этнографических музеев; • Обширное историко-культурное наследие; • Доступность музеев; • Высокое культурное разнообразие территории; • Устоявшиеся контакты с научно-образовательными центрами и учреждениями; • Открыты круглый год; • Наличие информационных табличек (в том числе и на иностранном языке) в городах с указанием расстояния до музеев от места нахождения. • Наличие депрессивных районов в плане развития этнографического туризма; • Устаревающая материально-техническая база музеев; • Высокая зависимость от внешней среды; • Отсутствие рекламы; • Отсутствие единого координационного центра по развитию, функционированию музеев; • Плохое состояние дорог, улиц, парков низкий уровень благоустройства исторического ядра; • Нет туристского путеводителя по городу и информационных центров.

ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ

• Спрос осенью и зимой — расширение сезонности; • Внедрение скидок; • Реставрация музеев; • Расширение и постоянное экспозиций; • Включение музеев в разрабатываемые этнографические туры по Крыму; • Развитие туризма может инициировать экономическое развитие города; • Проведение фестивалей, ярмарок, конференций и спортивных мероприятий; • Привлечение инвестиций малого и среднего бизнеса в туристскую индустрию • Недостаток информации о городе приводит к отвлечению внимания потенциальных туристов; • Недостаток собственных финансовых ресурсов, направляемых на ремонт достопримечательностей; • Разрушение исторического наследия; • Потеря потенциальных туристов; • Большинство музеев в школах, что делает их труднодоступными.

Разработано автором

Рассмотрев сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развитию этнографического туризма в Крыму, SWOT-анализ позволил сделать вывод о том, что главная угроза этому виду отдыха заключается в слабом профессионализме тех, кто берётся его организовывать в условиях устаревающей материально-технической базы и слабого финансирования.

В рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2030 года» одной из стратегических задач названа «реализация мероприятий, направленных на национально-культурное и духовное возрождение народов Республики Крым» [6]. В этом же документе указано на необходимость наращивания конкурентных преимуществ различных видов туризма в этом регионе в период 2027-2030 годов, обозначена высокая этнополитическая стабильность в республике, которая позволит это осуществить.

Для решения упомянутых проблем развития этнографического туризма необходимо усилить государственное регулирование туристского бизнеса, совершенствовать законодательную базу туристского комплекса, содействовать взаимодействию между государственными органами власти и организациями, которые имеют отношение к этнографическому туризму.

Выводы

По мнению специалистов по туризму объекты этнографического направления включены в туры, относящиеся к культурно-познавательному туризму.

Туристско-ресурсный потенциал Крыма позволяет разработать новый турпродукт с элементами национального характера, например, этнографические туры: культурно-развлекательные, религиозные, учебные, на базе этнических общностей. Места их компактного проживания в различных частях полуострова представляют уникальную базу для организации объектов туристской и экскурсионной деятельности: жилище, религиозные объекты, колодцы, мастерские, кладбища, а также самобытность традиций, национальное искусство, народное мастерство, предметы ремесел.

Поэтому необходимо развивать этнографический туризм как самостоятельное направление, которое позволит детальнее изучать историю, географию Крыма, способствовать сохранению этнической культуры, развитию народных промыслов, а также созданию новых рабочих мест для местного населения и предоставит возможность для развития малого и среднего бизнеса.

Таким образом, сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности конкретного туристского направления.

Республике Крым еще предстоит сформировать имидж уникальных туристских центров этнографического туризма, работа которых будет направлена на собрание традиционных ценностей всех проживающих на территории республики народов, а также на укрепление межнациональной стабильности, гражданского мира и согласия, определённых как одна из задач национальной политики, проводимой в Республике Крым.

Литература

1. Воскресенский, В. Ю. Международный туризм [Текст]: учеб. пособ. М.: Юнити-Дана, 2006. 255 с.

2. Биржаков, М. Б. Введение в туризм Изд. 9 перераб. и доп. СПб: Издательский дом «Герда», 2007. 576 с.

3. Малова Н. А. Этнический туризм: проблемы, тенденции, перспективы. Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/alova.htm

4. Ворона Т. Ю., Войтенко М. В. «Особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке». Барнаул, 2011. С. 201-213.

5. Этнографические объекты Крымского полуострова. Реферат. 2010 Библиофонд Электронная библиотека студента. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibliofond.ru/detail.aspx?id=451847

6. Федеральная Целевая Программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/413918280

E. Logvina

Development of ethnographic tourism in the Crimea

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation e-mail: vivat.log.1474@mail.ru.

Annotation. The article deals with the development of ethnic tourism in the Republic of Crimea. The dynamics of the national composition of Crimea and Sevastopol is considered. The review of cultural and historical objects of some representatives of ethnic groups of the Crimea is given. The SWOT analysis made it possible to identify problems and identify opportunities for the development of this type of tourism. Conclusions are made for the further development of ethnic tourism..

Keywords: ethnographic tourism, ethnoses, cultural heritage, resource potential, Karaites, Crimean Tatars, Greeks, Russians, ethnic tourism, population of Crimea

References

1. Voskresenskij, V. Ju. Mezhdunarodnyj turizm [Tekst]: ucheb. posob. M.: Juniti-Dana, 2006. 255 s. (in Russian)

2. Birzhakov, M. B. Vvedenie v turizm Izd. 9 pererab. i dop. SPb: Izdatel'skij dom «Gerda», 2007. 576 s. (in Russian)

3. Malova N. A. Jetnicheskij turizm: problemy, tendencii, perspektivy. Turizm i kul'turnoe nasledie. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Vypusk 1. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/malova.htm. (in Russian)

4. Vorona T. Ju., Vojtenko M. V. «Osobennosti razvitija jetnograficheskogo turizma na sovremennom turistskom rvnke». Barnaul, 2011. C. 201-213. (in Russian)

5. Jetnograficheskie ob#ekty Krymskogo poluostrova. Referat. 2010 Bibliofond Jelektronnaja biblioteka studenta. URL: http://bibliofond.ru/detail.aspx?id=451847. (in Russian)

6. Federal'naja Celevaja Programma «Social'no-jekonomicheskoe razvitie Respubliki Krym i g. Sevastopolja do 2030 goda» URL: http://docs.cntd.ru/document/413918280. (in Russian)

nocmynnna epeàa^nw 14.07.2020 ¿.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.