Научная статья на тему 'Сохранение крымской караимской общины и ее культурного наследия на современном этапе (2014-2015)'

Сохранение крымской караимской общины и ее культурного наследия на современном этапе (2014-2015) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
105
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАИМЫ / KARAITES / КЕНАСА / КАРАИМСКАЯ ОБЩИНА / KARAITE COMMUNITY / КОРЕННОЙ НАРОД / INDIGENOUS PEOPLE / БАТЛА-ТИЙМЕЗ / ДЖУФТ-КАЛЕ / "ЧОЛПАН" / "CHOLPAN" / "КРЫМКАРАЙЛАР" / KENASA / BALTA-TIYMEZ / DZHUFT-CALE / "KRYMKARAYLAR"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Трошина Мария Викторовна

Статья посвящена проблеме сохранения крымской караимской общины и ее культурного наследия на современном этапе, а именно последних двух лет 2014-2015. Именно этот период Республика Крым провела в статусе субъекта Российской Федерации. За эти два года произошли конкретные изменения в деле сохранения караимской общины и ее культурного наследия, в числе которых стоит выделить возвращение общине культовых зданий и рассмотрение вопроса об их постоянной охране, укрепление правового статуса общины, признание караимов коренным народом и гарантированные им права в таком статусе, возобновление традиции и беспрепятственное проведение трудовых лагерей караимов в Джуфт-Кале и др. Многое из того, чего караимская община ждала десятилетиями, новая крымская власть сумела сделать за эти два года. Кроме тех изменений в жизни караимской общины, которые произошли при помощи государства, в статье так же будет указано и о тех положительных событиях в жизни крымской караимской общины, которые происходят благодаря активному участию и труду самого караимского народа (проведение съездов, встреч, ежегодных трудовых лагерей, ремонт культовых сооружений, просветительская деятельность и научная работа представителей караимского народа). В статье были использованы сведения, полученные в результате исследования данных переписи населения в Республике Крым за 2014 год, периодических изданий (региональная газета), международного научного журнала о караимах, данные с официального сайта крымских караимов и общины, акт представления Государственного Совета Республики Крым в электронном варианте. Отсутствие в списке использованной литературы и источников монографий, книг, учебных пособий и пр. объясняется их отсутствием в виду новизны рассматриваемой темы и периода. События 2014-2015 гг. касательно сохранения крымской караимской общины и ее культурного наследия дали надежду караимам Крыма на светлое будущее своего народа, дальнейшую поддержку и внимание со стороны государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation of the Crimean Karaite community and its cultural heritage at the present stage (2014-2015)

The article is devoted to the problem of preservation of the Crimean Karaite community and its cultural heritage as it is at the present stage, namely, the last two years 2014-2015. This is the period of the Republic of the Crimea being lived in a new status the status of subject of the Russian Federation. It is important to note that during those two years there have been specific developments in the preservation of the Karaite community and its cultural heritage, among which stands out the return of the community of religious buildings and their conservation, strengthening the legal status of the community, recognition of the Karaites as indigenous people and the rights guaranteed to them in this status, the renewal of the tradition and the smooth holding of the labor camps of the Karaites in Dzhuft-Kale, etc. However, much of what karaite community waited for decades, the new Crimean government has been able to accomplish in those 2 years. Except for those changes in the Karaite community life that occurred with the help of the state, the article would also include those positive developments in the life of the Crimean Karaite community which obviously happen through active participation and hard work of the Karaite people (conducting of congresses, meetings, annual labor camps, repair of religious buildings, educational activities and scientific work of the representatives of the Karaite people). In the article were used the information which was obtained as a result of population census in the Republic of the Crimea in 2014, periodicals (regional newspaper), international journal of Karaites, from the official website of the Crimean Karaites and the community, the act of presentation of the Government Council of the Republic of the Crimea in the electronic version. The lackof the used literature and sources, monographs, books, textbooks in the list can be explained by their absence because of novelty of current topic and period. Events 2014-2015 regarding preservation of the Crimean Karaite community and cultural heritage have given hope to the Karaites of the Crimea for a bright future of his people, to further support and attention from the government

Текст научной работы на тему «Сохранение крымской караимской общины и ее культурного наследия на современном этапе (2014-2015)»

УДК 94(=512.143)

Сохранение крымской караимской общины и ее культурного наследия на современном этапе (2014-2015)

Мария Трошина

(Крымский инженерно-педагогический университет)

Аннотация. Статья посвящена проблеме сохранения крымской караимской общины и ее культурного наследия на современном этапе, а именно последних двух лет 2014-2015. Именно этот период Республика Крым провела в статусе субъекта Российской Федерации. За эти два года произошли конкретные изменения в деле сохранения караимской общины и ее культурного наследия, в числе которых стоит выделить возвращение общине культовых зданий и рассмотрение вопроса об их постоянной охране, укрепление правового статуса общины, признание караимов коренным народом и гарантированные им права в таком статусе, возобновление традиции и беспрепятственное проведение трудовых лагерей караимов в Джуфт-Кале и др. Многое из того, чего караимская община ждала десятилетиями, новая крымская власть сумела сделать за эти два года. Кроме тех изменений в жизни караимской общины, которые произошли при помощи государства, в статье так же будет указано и о тех положительных событиях в жизни крымской караимской общины, которые происходят благодаря активному участию и труду самого караимского народа (проведение съездов, встреч, ежегодных трудовых лагерей, ремонт культовых сооружений, просветительская деятельность и научная работа представителей караимского народа). В статье были использованы сведения, полученные в результате исследования данных переписи населения в Республике Крым за 2014 год, периодических изданий (региональная газета), международного научного журнала о караимах, данные с официального сайта крымских караимов и общины, акт представления Государственного Совета Республики Крым в электронном варианте. Отсутствие в списке использованной литературы и источников монографий, книг, учебных пособий и пр. объясняется их отсутствием в виду новизны рассматриваемой темы и периода. События 2014-2015 гг. касательно сохранения крымской караимской общины и ее культурного наследия дали надежду караимам

Крыма на светлое будущее своего народа, дальнейшую поддержку и внимание со стороны государства.

Ключевые слова: караимы, кенаса, караимская община, коренной народ, Батла-Тиймез, Джуфт-Кале, «Чолпан», «Крымкарайлар».

Присоединение Крыма к России 18 марта 2014 года стало важной вехой в истории полуострова. К счастью, можно отметить, что это событие стало особенно положительным в жизни крымского караимского общества, ведь начались сдвиги и конкретные действия уже новых властей в отношении коренного малочисленного народа.

Крымские караи (крымские караимы-тюрки) - коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими народами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность. Испытывает особые чувства к Крыму, как к исторической родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважает их самоидентификацию [9, с. 46].

На современном этапе народ находится практически на грани исчезновения и главные проблемы, стоящие на пути сохранения этого уникального этноса и его самобытной культуры, такие как: малочисленность, малое количество национальных браковб трудности в сохранении и передаче молодому поколению этно-культурыб сложности в функционировании храмов (кенаса) и общинных зданий в местах компактного проживания караимов (Симферополь, Феодосия), отсутствие или недостаточность материальной базы для возрождения народа, его культуры и наследия. Но хочется все же отметить, что некоторые из проблем народа с приходом новой власти удалось решить, и эти решения играют большую роль в сохранении общины и ее культурного наследия.

Весомой проблемой и едва ли не самой главной являлась недействительность законодательства Украины и международного законодательства в области реализации национальных прав и свобод, невыполнение ранее принятых программ по сохранению и передаче имущества караимским общинам.

Что же касается рассматриваемого периода 2014-2015 гг., то прежде всего хотелось бы отметить об изменении правового статуса крымских караимов. Государственный Совет Республики Крым одобрил внесение представления в Правительство РФ «О включении в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации крымских караимов и крымчаков». Соответствующее решение принято на пленарном заседании 25 июня 2014 года. В случае включения в Единый перечень коренных малочисленных народов России правительством Российской Федерации крымские караимы и крымчаки будут иметь право на некоторые социальные гарантии. К примеру, на социальное обслуживание в порядке, устанавливаемом законодательством РФ, бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий обязательного медицинского страхования, на сохранение и развитие своей самобытной культуры, содержание и охрану культовых мест, коей является для крымских караимов крепость Чуфут-кале, родовое кладбище Балта-Тиймез, комлексы кенасс [6].

Так, программы государственных гарантий постепенно стали становиться реальностью. 23 июля 2014 года случилось знаменательное событие в жизни крымских караимов. Исполнительный орган Главы Республики Крым - Председатель Совета министров Республики Крым Сергей Аксенов вручил Председателю Симферопольской караимской общины «Чолпан» Дмитрию Пол-канову распоряжение Совета министров «О передаче в безвозмездное пользование культового здания караимской кенассы». Стоит напомнить, что предыдущее правительство Крыма намеревалось вернуть культовое здание караимам, это было обещано и представителю ОБСЕ Кнуту Воллебеку в 2012 году. Тогда крымское правительство в лице Председателя Совета министров АРК Анатолия Могилева и Председателя Верховной Рады АРК Владимира Константинова пообещали Воллебеку это сделать до 20 ноября 2012 года. Однако в полной мере это сделано не было, а караимам был выделен для проведения молебна третий этаж -чердачное помещение [3].

Кроме этого Всеукраинская Ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар» приняла участие в 12 сессии Постоянного фо-

рума ООН (Штаб-квартира ООН, Нью Йорк, США. 20-31 мая 2013 г.) по вопросам коренных народов, где изложила проблемы коренных народов, караимского в частности, и потребовала оказать воздействие на украинскую власть и законодательство для решения вопросов и проблем караимского этноса, сохранения его культурного наследия, передаче караимской общине, в том числе кенассу по ул. Караимская, 6. Однако и на этот раз конкретных действий и реакции украинской стороны достичь не удалось [4].

С 23 июля 2014 года, через 84 года, храм караимов в г. Симферополь вновь служит по назначению. Симферопольская кенас-са была выстроена в 1891-1896 гг. на улице Караимская, на средства городских караимов. Здание было построено в стиле эклектики, представляющей сочетание мавританского, византийского и готического стилей. В 1930 году кенасса была закрыта, в 19341936 гг. - реконструирована. Сейчас кенасса находится в полуразрушенном состоянии.

В начале 2015 года на совместном заседании с представителями Общественной организации местной национально-культурной автономии крымских караимов «Крымкарайлар» Симферополя и членами национально-культурной автономии караимов Бахчисарая был рассмотрен вопрос о состоянии здания кенассы. Есть концепция создания на ее базе религиозно-этнокультурного центра крымских караимов, включающего храм, музей, библиотеку, архив, кафе национальной кухни, воскресную школу. Кенасса 1896 года постройки станет не только религиозным, но и светским центром. Музей, который хотят открыть в этой кенасса, будет назван в честь известного караимского деятеля Тамары Исааковны Ормели.

Однако капитальную реставрацию уникального здания, жемчужины в архитектурном собрании крымской столицы, на собственные пожертвования общины провести нельзя. По предварительным оценкам специалистов, объем работ оценивается почти в 500 млн рублей. Община смогла наладить охрану объекта, вывезти мусор, отремонтировать комнату для проведения молебнов. Серьезные противоаварийные работы активистам не по карману. Крымские караимы - народ малочисленный. Во всем мире их насчитывается около 2000 человек. Из них 535 живут в Крыму, и вряд ли будет преувеличенной тревога по поводу того,

что культура крымских караимов на грани исчезновения. Пока караимы ждут финансирования от государства, сами же они не сидят, сложа руки, а помогают себе как могут, однако это все незначительная помощь. Помощь в профессиональной и полноценной реставрации всего здания под силу только государству. Глава религиозной караимской общины «Чолпан» Дмитрий Полканов считает, что эта работа станет частью одной из федеральных и республиканских программ по сохранению исторического наследия Крыма и столицы [5, с. 5].

На данный момент караимские общественные организации, при поддержке крымской власти, рассматривают вопрос и ищут решение обеспечения постоянной безопасности и охраны таких памятников истории и культуры, как крепость Джуфт-Кале и кладбище Балта-Тиймез.

Немаловажным и приносящим неоценимый результат в общественной жизни крымских караимов и в сохранении караимского культурного наследия является проведение ежегодных трудовых съездов или лагерей. В августе 2014 г., после двухлетнего запрета, караимами был проведен паломнический лагерь в Джуфт-Кале, в ходе которого караимы могли пообщаться друг с другом, провести расчистку древнего караимского кладбища Бал-та-Тиймез и территорию Кале. В трудовом паломническом лагере Джуфт Кале-2014 участвовало около 70 человек со всего Крыма и города Мелитополя (Украина) [8].

Напомню, что ранее, до событий «Крымской весны», Депутаты Верховной Рады АРК утвердили мероприятие по так называемому «выселению» караимов. Согласно этому Постановлению караимы должны были проводить свой национальный лагерь не в своем родовом гнезде караимской крепости - Джуфт-Кале, как это они делали на протяжении 15 лет, а за ее пределами, в Бахчисарайском районе. Теперь же крымские караимы надеются, что смогут беспрепятственно проводить ежегодные паломнические трудовые съезды в своем родовом гнезде - Джуфт-Кале.

Возвращаясь к теме правового статуса караимской общины Крыма стоит отметить важную дату. 18 марта 2015 г. Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю была зарегистрирована Общественная организация «Региональная национально-культурная

автономия крымских караимов Республики Крым». Это поможет караимской общине консолидировать свои силы и рычаги влияния в деле сохранения своего народа и его культурного наследия, в отстаивании своих законных прав как национальной общины Крыма. Многие другие караимские общества и организации также были беспрепятственно зарегистрированы в российской законодательной базе [2].

Важным событием в жизни Крыма стала перепись населения, результатов которой все с интересом ждали. Итак, 19 марта 2015 года в г. Симферополь состоялся круглый стол, на котором были представлены предварительные итоги переписи населения Крымского федерального округа по национальному составу населения, родному языку и гражданству. Для крымской караимской общины они не стали положительными. По материалам Пресс-релиза Росстата, караимов в Республике Крым насчитывается 535 человек, перепись 2001 года указывала на численность караимов в Крыму - 820 человек.

Такое значительное уменьшение для малочисленного народа могло стать следствием миграции караимов, но прежде всего следствием малого количества национальных браков представителей караимского народа и процессом его ассимиляции.

Караимская община Крыма работает над сохранением своего культурного наследия, почитает память своих предков и много делает самостоятельно в этом направлении. К примеру, 26 апреля 2015 года представители караимской общины собрались на караимском секторе кладбища «Абдал». Около 30 человек произвели уборку и расчистку караимского сектора кладбища от мусора и сухостоя, привели в порядок территорию. Участники воскресника начали трудиться после небольшого молебна, который провел Александр Бабаджан [7].

Кроме этого крымские караимы проводят и намерены дальше проводить ежегодные трудовые съезды, на которых своими силами занимаются ремонтом, уборкой культовых, религиозных и просто памятных мест для всего караимского народа. Своими силами караимы проводят также культурные съезды и мероприятия. 24 мая 2015 года на Кале прибыли около 160 человек из Бахчисарая, Евпатории, Мелитополя, Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Симферополя, Феодосии, Ялты. Наибольшая деле-

гация - из столицы Крыма. Было много семей с детьми. Эта встреча была приурочена ко дню рождения Хаджи Серая Хан Шапшала - последнего выборного Гахана крымских караимов, ученого, дипломата, воспитателя наследника и советника шаха Ирана, профессора, академика, крупного тюрколога. Эти встречи стали доброй традицией для всей караимской общины Крыма. Старейшины поделились воспоминаниями о С. Шапшале, рассказали молодежи о его славных делах в пользу Отечества и народа, о его научной, общественной, благотворительной деятельности. Приехавшие на праздник провели молебен в кенасса Кале. Молились о благополучии крымских караимов, о возрождении народа на своей родной земле. Почтили также память людей ушедших их жизни, жертв депортации из Крыма в 1944 г. После молебна старейшины провели экскурсии по Кале, посетили и кладбище-святилище Балта-Тиймез. Позже в помещениях усадьбы А. Фир-ковича организовали общий обед, представленный блюдами национальной традиционной караимской кухни. Ведь, действительно, настоящее и будущее народа, сохранение его культуры и наследия прежде всего в его собственных руках, в его желании и инициативе, поддержка государства вторична, караимы нуждаются в ней и всегда искренне благодарны [1].

Караимский народ надеется на дальнейшую справедливую благосклонность крымской власти, поддержку и внимание государства к проблемам малочисленных и коренных народов Крыма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Встреча в Кале. День Шапшала. Тымбыл хыджи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kale.at.ua/news/vstrecha_v_kale_den_ shapshala_tymbyl_khydzhi/2015-06-17-401.

2. Зарегистрирована национально-культурная автономия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kale.at.ua/news/zaregistrirovana_ nacionalno_kulturnaj a_avtonomija/2015-04-14-394.

3. Караимам вернули долгожданное здание кенасы в Симферополе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://qha.com.ua/karaimam-vernuli-dolgojdannoe-zdanie-kenasi-v-simferopole- 138419.html

4. Кропотова Н.В. Крымские караимы на 12 сессии Постоянного форума по вопросам коренных народов. [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://karai.crimea.ua/839-krymskie-karaimy-na-12-sessii-postoyannogo-foruma-oon-po-voprosam-korennyx-narodov.html.

5. Мальгавко С. Что имеем - сохраним? // Крымская газета. 2015. 25 мая. № 57 (19612). С.8.

6. О включении в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации крымских караимов и крымчаков. Представление Государственного Совета Республики Крым от 25 июня 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimea.gov.ru/app/3523

7. Полканова А.М. Шагайте вместе с нами! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kale.at.ua/news/shagajte_vmeste_s_nami/2015-05-09-397.

8. Полканова М. Виват, друзья! Мы снова на Кале! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kale.at.ua/news/vivat_druzja_my_snova_ na_kale/2014-08-08-346

9. Тирияки Д. Вести из Евпатории // Караимика. Международный институт крымских караимов. Симферополь - Слиппери-Рок. 2007. № 5. 60 с.

Сведения об авторе: Мария Викторовна Трошина - бакалавр истории, студентка 1 курса магистратуры историко-филологического факультета Крымского инженерно-педагогического университета (295015, Севастопольская, 23, Симферополь, Крым, Российская Федерация).

Preservation of the Crimean Karaite community

and its cultural heritage at the present stage (2014-2015)

Mariya Troshina

(Crimean Engineering and Pedagogical University)

Abstract. The article is devoted to the problem of preservation of the Crimean Karaite community and its cultural heritage as it is at the present stage, namely, the last two years 2014-2015. This is the period of the Republic of the Crimea being lived in a new status - the status of subject of the Russian Federation. It is important to note that during those two years there have been specific developments in the preservation of the Karaite community and its cultural heritage, among which stands out the return of the commu-

nity of religious buildings and their conservation, strengthening the legal status of the community, recognition of the Karaites as indigenous people and the rights guaranteed to them in this status, the renewal of the tradition and the smooth holding of the labor camps of the Karaites in Dzhuft-Kale, etc. However, much of what karaite community waited for decades, the new Crimean government has been able to accomplish in those 2 years. Except for those changes in the Karaite community life that occurred with the help of the state, the article would also include those positive developments in the life of the Crimean Karaite community which obviously happen through active participation and hard work of the Karaite people (conducting of congresses, meetings, annual labor camps, repair of religious buildings, educational activities and scientific work of the representatives of the Karaite people). In the article were used the information which was obtained as a result of population census in the Republic of the Crimea in 2014, periodicals (regional newspaper), international journal of Karaites, from the official website of the Crimean Karaites and the community, the act of presentation of the Government Council of the Republic of the Crimea in the electronic version. The lackof the used literature and sources, monographs, books, textbooks in the list can be explained by their absence because of novelty of current topic and period. Events 2014-2015 regarding preservation of the Crimean Karaite community and cultural heritage have given hope to the Karaites of the Crimea for a bright future of his people, to further support and attention from the government.

Keywords: Karaites, kenasa, Karaite community, indigenous people, Balta-Tiymez, Dzhuft-Cale, "Cholpan", "Krymkaraylaf'.

REFERENCES

1. Vstrecha v Kale. Den' Shapshala. Tymbyl khydzhi [Meeting in the Kale. Day's Shapshal. Tymbyl khydzhi]. Available at: http://kale.at.ua/ news/vstrecha_v_kale_den_shapshala_tymbyl_khydzhi/2015-06-17-401.

2. Zaregistrirovana natsional'no-kul'turnaya avtonomiya [The national and cultural autonomy is registered]. Available at: http://kale.at.ua/ news/zaregistrirovana_nacionalno_kulturnaja_avtonomij a/2015-04-14-394.

3. Karaimam vernuli dolgozhdannoe zdanie kenasy v Simferopole [Returned to Karaites the long-awaited building of a kenasa in Simferopol]. Available at: http://qha.com.ua/karaimam-vernuli-dolgojdannoe-zdanie-kenasi-v-simferopole-138419.html.

4. Kropotova N.V. Krymskie karaimy na 12 sessii Postoyannogo foruma po voprosam korennykh narodov [The Crimean Karaites took part on

12 sessions of the Permanent forum concerning indigenous people]. Available at: http://karai.crimea.ua/839-krymskie-karaimy-na-12-sessii-postoyannogo-foruma-oon-po-voprosam-korennyx-narodov.html.

5. Mal'gavko S. Chto imeem - sokhranim? [Shall we keep what we have?] // Krymskaya gazeta [the Crimean newspaper], 2015, no. 57 (19612), p. 8.

6. O vklyuchenii v Edinyy perechen' korennykh malochislennykh narodov Rossiyskoy Federatsii krymskikh karaimov i krymchakov: predstavlenie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 25 iyunya 2014 g. [About inclusion in the List of indigenous ethnic groups of the Russian Federation Crimean Karaites and Krymchaks: representation of the Government Council of the Republic of the Crimea, June 25, 2014]. Available at: http ://crimea.gov.ru/app/3523.

7. Polkanova A.M. Shagayte vmeste s nami! [Join us!]. Available at: http://kale.at.ua/news/shagajte_vmeste_s_nami/2015-05-09-397.

8. Polkanova M. Vivat, druz'ya! My snova na Kale! [Vivat, friends! We are again on the Cale!]. Available at: http://kale.at.ua/news/vivat_druzja_ my_snova_na_kale/2014-08-08-346.

9. Tiriyaki D. Vesti iz Evpatorii [News from Yevpatoria]. Karaimika. Mezhdunarodnyy institut krymskikh karaimov [Karaimika. International institute of the Crimean Karaites]. Simferopol, Slipperi-Rok, 2007, no. 5, p. 46.

About the author: Mariya Viktorovna Troshina - bachelor of history, student of 1st course of a magistracy of History and Philology faculty, Crimean Engineering and Pedagogical University (295015, Sevastopolskaya st., 23, Simferopol, Crimea, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.