Научная статья на тему 'Религия крымских караимов в прошлом и настоящем'

Религия крымских караимов в прошлом и настоящем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1229
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКИЕ КАРАИМЫ / КАРАИМИЗМ / АНАН БЕН ДАВИД / ТЕНГРИАНСТВО / CRIMEAN KARAITES / CARAISM / ANAN BEN DAVID / TENGRIISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баранова Валерия Александровна

Крымские караимы небольшой по численности этнос, проживающий на территории Крымского полуострова. Представители этого этноса исповедуют караимизм религию, которая возникла в VIII в. н. э. под влиянием различных еврейских религиозных течений. Главной особенностью караимизма является отрицание авторитета Талмуда и признание исключительно Ветхого Завета. Также последователи этого учения могут самостоятельно толковать текст Священного Писания. И хотя религия крымских караимов в целом соответствует общей караимской религии, однако имеет ряд региональных особенностей. В настоящее время религия в культуре крымских караимов перестала играть главную роль в консолидации этноса, кроме того, крымские караимы все чаще стали обращаться к своему языческому прошлому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRIMEAN KARAITES’ RELIGION IN THE PAST AND IN THE PRESENT

The Crimean Karaites is a small ethnic group living within the territory of the Crimean peninsula. The members of this ethnic group profess Karaism. This religion originated in the VIII century AD under the influence of various Jewish religions. Karaism is based on the Old Testament alone, the authority of the Holy Bible is denied. Also, the followers of this teaching can independently interpret the text of the Holy Bible. The Karaites believe that the religion was embraced by their ancestors in the Khazar Kaganate, where, in their opinion, Karaism was the state religion. However, some researchers do not agree with this view, believing that the Karaitesare the descendants of the assimilated Jewish groups who followed this religion. Although the religion of the Crimean Karaites is generally consistent with theoverall Karaite religion, it has a number of regional features, like the calendar system, temple structure, etc. In recent years, the Crimean Karaites have been turning to their paganism traditions, in particular, to worshiping the ancient Turkic god Tengri. Some researchers attribute this process to such a phenomenon as Tengriism, which is quite popular among the Turkic people. Another reason is the culture and languages play more important role in ethnical integrity than religion is used to be important in the past. In addition, the Crimean Karaites set themselves against the Jews and count themselves the Turks, which also affects the attitude to the religion. Today, the Crimean Karaites are trying to preserve their religion, to achieve national status of Chufut Calais with the renaming of the object into Dzhufut Calais, to organize days of pilgrimage to Chufut Calais and restore cultural heritage.

Текст научной работы на тему «Религия крымских караимов в прошлом и настоящем»

КРЫМ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА

УДК 39

РЕЛИГИЯ КРЫМСКИХ КАРАИМОВ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

Баранова Валерия Александровна,

студентка кафедры этнографии и антропологии Института истории Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург, Россия).

Тел.: +79675979012, e-mail: [email protected]

Крымские караимы — небольшой по численности этнос, проживающий на территории Крымского полуострова. Представители этого этноса исповедуют караимизм — религию, которая возникла в VIII в. н. э. под влиянием различных еврейских религиозных течений. Главной особенностью караимизма является отрицание авторитета Талмуда и признание исключительно Ветхого Завета. Также последователи этого учения могут самостоятельно толковать текст Священного Писания. И хотя религия крымских караимов в целом соответствует общей караимской религии, однако имеет ряд региональных особенностей. В настоящее время религия в культуре крымских караимов перестала играть главную роль в консолидации этноса, кроме того, крымские караимы все чаще стали обращаться к своему языческому прошлому.

Ключевые слова: крымские караимы, караимизм, Анан бен Давид, тенгри-анство.

Крымские караимы - малочисленный тюркоязычный этнос, проживающий на территории Крымского полуострова. В настоящее время численность этого народа невелика и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению. Если в 1913 г. в Российской империи проживало около 8,5 тыс. крымских караимов, то согласно переписи населения Украины 2001 г. в этом государстве проживало 834 караима, из которых 671 человек являлись жителями Крыма [12, с. 268]. Эти данные расходятся со сведениями самой крымской караимской общины. На ее официаль-© В. А. Баранова, 2016

4

ном сайте указано, что на территории Украины проживают 1200 караимов, из них около 800 в Крыму[1]. Но даже эти данные свидетельствуют о значительном сокращении численности крымских караимов по сравнению с началом XX в. С конца минувшего столетия ситуация еще более усугубилась, когда после распада СССР часть караимов эмигрировала за границу, в частности в Израиль, поскольку на караимов распространяется закон о репатриации. Также негативно сказываются на численности этноса интенсивные процессы ассимиляции.

Исследователи не дают однозначного ответа на вопрос о происхождении крымских караимов. К настоящему времени сложились две основные теории этногенеза караимов Крыма. Согласно первой крымские караимы являются евреями, предки которых переселились в Крым и переняли местную культуру и язык [3, с. 109-110]. По другой версии, которой в основном придерживаются представители этого этноса, караимы - автохтонное тюркское население Крыма, являющееся потомками хазар [17, с. 3]. В. Дымшиц считает, что караимы, причисляя себя к потомкам хазар, стремятся сохранить свое культурное своеобразие, так как в настоящее время под евреями понимают прежде всего евреев-ашкеназов. В связи с этим обстоятельством, чтобы не раствориться в еврейской культурной среде, происходит замена конфессиональной идентичности этнической [5]. Кроме того, если раньше указанные этнические общности связывала в первую очередь религия, то сейчас она уже не играет столь важной роли в их жизни, как в прошлом, а доминирующую роль приобрели язык и культура [14]. Е. Мороз придерживается мнения, что в последнее время караимов и крымчаков охватило течение «тенгрианства», зародившееся в 90-е гг. XX в. и представляющее собой почитание древнего тюркского бога Тенгри. Культ Великого Тенгри охватил народы Поволжья, Алтая, Северного Кавказа, Армении и Крыма [15]. Возможно, что нежелание связывать себя с еврейской этнической общностью, является следствием известных ограничений в отношении евреев, которые существовали в России. Именно с момента включения Крыма в состав Российской империи караимы стали активно противопоставлять себя евреям. Это позволило им добиться уравнения в правах с христианским населением [14].

Крымские караимы исповедуют караимизм - религию, которую считают либо реформистским течением в иудаизме, либо, прежде всего, сами караимы, - самостоятельной религией. Происхождение караимиз-ма связано с именем Анана бен Давида (751-840). На караимизм оказали определенное влияние религиозные движения саддукеев и ессеев, а также некоторые другие еврейские течения [2, с. 8-14]. М. С. Сарач

вообще усматривал полную тождественность между караимизмом и ранним христианством [20, с. 102-110]. В настоящее время на сайте общины крымских караимов размещена информация, что караимская религия возникла в результате того, что часть иудеев не была допущена до строительства Второго Храма, в результате чего они выделились из ортодоксального иудаизма. Анан бен Давид же внес лишь некоторые нововведения [1]. Подобные высказывания служат ярким примером конфронтации евреев и крымских караимов, иллюстрируют стремление караимского этноса подчеркнуть свою обособленность от евреев, доказать, что они являются самостоятельным народом.

Обратимся теперь к сути учения. Учение Анана носит синкретический характер, в нем сочетаются черты иудаизма, христианства и ислама [20, с. 102], изложено оно в «Книге постановлений». Караимами признается Ветхий Завет или Пятикнижие, Талмуд же полностью отвергается [21, с. 37]. Нововведением стала возможность для последователей самостоятельно толковать Священное Писание [20, с. 102]. Собственно, само слово «караим» происходит от древнееврейского «кара», что означает «читать». В XV в. благодаря деятельности Элияху Башьячи были составлены «Десять догматов вероучения», что окончательно оформило караимизм как религиозное учение [4, с. 40-47]. От иудаизма были восприняты вера в единого Бога - Творца, в Провидение Бо-жие, в справедливый Божий Суд, в бессмертие души, в воскресение мертвых и в приход Мессии. Троица отвергается. Также, как и в иудаизме, почитается день субботний, соблюдаются правила о ритуальной нечистоте, проводится обряд обрезания. Однако все эти установления имеют у караимов свои особенности [7].

Крымские караимы убеждены, что, поскольку они являются потомками тюрок, то и религия была воспринята ими в Хазарском каганате, в котором караимизм якобы был принят в качестве государственной религии [10, с. 58-59; 17, с. 52-56]. Стоит отметить, что крымские караимы отделяют себя не только от евреев, но и от других групп караимов [11]. Среди крымских караимов и сторонников тюркского происхождения этого народа можно найти свидетельства того, что крымские караимы продолжают чтить древнетюркского бога Тенгри, которого также называют Адонай и Алла [17, с. 39-40]. Впрочем, некоторые исследователи считают, что эти термины, встречающиеся в караимской религиозной литературе, означает бога в целом, как это было у тюрков, а не бога неба, как на том настаивают крымские караимы и крымчаки. В религиозные же тексты эти слова попали ввиду того, что караимы говорят на диалекте крымско-татарского языка [13]. Другим

объяснением роста популярности тенгрианства являются процессы де-иудаизации, уже упоминавшиеся выше. С почитанием Тенгри связана традиция почитания священных дубов на кладбище в Иосафатовой долине рядом с Чуфут-Кале, именуемым «Балта Тиймез» («топор не коснется»). Также караимы поклонялись огню и небесным светилам, ящерице, которая является символом вечного обновления живого существа, петуху с солнцем в клюве в виде зубчатого колесика, лошади, змее, волку, сове, а также щиту и рогатине [21, с. 44]. Примерами тому может служить элементы декора в старых кенасах (изображения солнца и звезд на алтарных занавесях) [17, с. 38-39]. Насколько это соответствует действительности, сказать сложно, изображения полумесяца и звезд используются в исламе, поэтому крымские караимы могли их позаимствовать у татар. Сохранился у крымских караимов в религиозной мифологии культ почитания доброго божества Улуг-ата («Великий отец»), в честь которого назван караимский народный календарь, и злого божества Каргавлы-ата и Каргалата («Отец-проклина-тель») [10, с. 36-41].

Что касается праздников, то в быту они носят тюркские названия, но отмечаются в те же временные рамки, что и у всех караимов. Крымские караимы празднуют Йыл Баши (начало нового года звериного цикла), Тымбыл Хаджи (Пасха), Афталар Хыджы (Шавуот), Курбан («день жертвы»), Бырги Коню (Новый год по религиозному календарю), Суккот, Пурим и некоторые другие религиозные праздники [8].

Молились караимы в кенасах. Внутри любой молитвенный дом делится на три части: в первой части (Мошау-зеккеним) рядом со входом расставлены скамеечки, предназначенные для старцев, которые разбирали различные религиозные споры, здесь же во время молитвы сидят старики и носящие траур; вторая часть (Шулхан) представляет собой зал, где молились мужчины; третья часть (Гехал) - алтарь, в котором хранилась тора и три позолоченных доски с эмблемами трех миров, нарисованными фигурками Иеговы, семи свечей и жертвенника. В алтаре висели два страусиных яйца [3, с. 96]. На сайте этнокультурного центра «Кале» в одной из заметок, написанной А. Полкановой, можно прочесть, что в некоторых кенасах и мечетях висели страусиные яйца, которые служат отсылкой к тюркскому шаманизму и являются символом бесконечной жизни [18]. Впрочем, страусиные яйца использовались и для украшения синагог, поэтому сомнительно, что в данном случае это тюркская традиция. При входе в кенасу обувь снималась, совершалось омовение, женщины заходили через отдельный вход и располагались отдельно от мужчин на специальных хорах с густой ре-

шеткой напротив алтаря. Незамужние девушки не могли посещать храм äT ana \ aü^i Т Т öeöi жв» а IТ ёеёепй nöi у, Т Т ycT ё Т бё^-ё» а а аТ ёй0 ei -поаа ö6al Та i а ТТ ё поаёёёёпй а абй, i Т ТТаёёйI ё|äyI ё ё|эäyI , пТ аё| ää| и ё1 обаэб, äТ даТ ёуёТ nü neäsioü а gaäi аё ^-апоё ёа» anü [6, п. 61-63]. Ыёбжаа пТ паТ ёо ёд ^-оё» ёу Т обй äa а I паёай бё ё аэм Т ä, пТ -gääi» üö аТ äT пёТ аа1 ё, näI ö| оТ бжЁпоаа»» ö| ^-äriciü пТ поааёуао ^оё» ёа Ыауи а»»Т а I ёпа» ёу. [4, п. 44]. Ёд» äääü» Т аТ ä пёсжЁ» ёа ааёТ пй i ä äбäaí ааабаепа I удйеа, »Т п 20-30-Ö ää XX а. ёабёо aü ё gäl а» а» » ä ёабаё1 пёёё удйе [12, п. 261]. Ä » äficTуи аааба у ёа» ärü Т бääncä^äëy|о пТ аТ е па баа Т айаёой ёсёйббб» Т а » änësäёy, » заазёё Т Т поту»»Т ääe-поао|иёа öбäl ü. YcT ёаfää6fiy Т'бакаа апааТ ёСёйоТ ай ö gää» ёе iä xö-ööо-Ëäëä ё а Аа äöT бёё.

Ä » änöT уи аа аба| у ёбü I пёёа eäöäsl ü Т üöä| опу пТ öбäí ёой паТ | баёёаё|, äT аёойпу Т бёпаТ а ёу » 80ёТ» äëüí Т а if6а6öifä x ööö6-Ëäëä п i ä9äel а Т ääí ёа| Т aйäеcä а Äaoö öc- Ëäëä, Т бае ёдт ääcül ä» ё Т äëT I » ё-^äncää а xöööC)-Ëäëä, аТ nn6äi Таёой Taйäё6ü ёСёСобб» ТäT » änëääёy [19]. Еаёёаёу бäfff ä6бёäаä6ny ё! ё ö^ ё^ё ^-äncü Т аи аё ё6ëü66бü ёäбäё-I Та, »а уаёуупй äëääí üI ёт» птëёäёбö|иёl öäё6TбТI . ËбTI аcTäT, а » ära уи аа äбä| у пбавё ёбü I nёёö ёабäёl Т а Т бТ ёга äё6 Т бТ 0апп ёдт а-бä6ä» ёу паТ ёö äбäaí ёö ygü ^äfёёö 6бääёöёë, -^ci 6аёжä паудэ» Т п öcöä-оТё аё^а» Гош баёёаёё ё^ё ifaygöэиää öäёаTбä уом nä ё ТбT6ёäTТTf-6аäëä» ёä| паау аабаепа ё уо» ё^аТёт ё Т аи »Т поё. Ö3ägä» » äy оа» ää» 0ёу, aäg6fëT ä» Т, Т ёägJ äää6 Т Т банана»»Т а аёёу» ёа » ä баёёаё| ёбü I fёёö ёабäёl Т ä, аТ ëä6аyfül ä баёёаёТ д» ö| i бäё6ёё6l ä» Т пу паТ ё ёт ббäе6ёäü.

Список литературы

1. Религия караимов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /karai.crimea.ua/karai/religiya-karaimov (Дата обращения 15.09.2016).

2. Гаркави А. Я. Исторические очерки караимства. Из этюдов о еврейских сектах. - Санкт-Петербург, 1897. - Выпуск 1.

3. Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. Крепость драгоценностей. Кырк-Ор. Чуфут-Кале. - Симферополь: Таврия, 1993. - 128 с.

4. Дубинский А. Основы караимской религии // Крымские караимы: происхождение, этнокультура, история. - Симферополь: ДОЛЯ, 2005. -С. 38- 6.

5. Дымшиц В. «Борьба за существительное» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.narodknigi.ru/journals/50/ borba_za_sushchestvitelnoe/ (Дата обращения 15.09.2016).

6. Ельяшевич Б. Евпаторийские караимские кенасы // Крымские караимы: происхождение, этнокультура, история. - Симферополь: ДОЛЯ, 2005. - С. 57- 65.

7. Казас И. И. Общие заметки о караимах [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.karaimskajazizn.estranky.ez/clanky/12.i.html (Дата обращения 18.09.2016)

8. Календарь караимов-тюрков. Праздники и памятные даты // Караимские вести - 2012. - № 4 (106). - С. 29.

9. Караимы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.eleven.co.il/article/11972 (Дата обращения 16.09.2016)

10. Караимская Народная Энциклопедия / Сост. М. С. Сарач. - М., 1995 г. - Т. 1. - 247 с.

11. Караимское вероисповедание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kale.at.ua/publ/populjarnoe/samye_chitaemye_materialy/ karaimskoe_veroispovedanie/6-1-0-113 (Дата обращения 20.09.2016 г.)

12. Кизилов М. Б. Караимы // От киммерийцев до крымчаков (народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в.). - Симферополь: ДОЛЯ, 2010. - Изд. 5-е, стер. - 291 с.

13. Кизилов М. Крымчаки: современное состояние общины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://library.eajc.org/page70/ news13498 (Дата обращения 20.09.2016).

14. Мальгин А. Евреи или тюрки. Новые элементы в идентичности караимов и крымчаков в современном Крыму [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.archipelag.ru/authors/malgin/?library=1169 (Дата обращения 15.09.2016).

15. Мороз Е. От иудаизма к тенгрианству. Еще раз о духовных поисках современных крымчаков и крымских караимов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://narodknigi.ru/journals/52/ ot_iudaizma_k_tengrianstvu/. (Дата обращения 16.09.2016).

16. Ормели В. Ю. Крымские караимы - коренной народ Украины. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://karai.crimea.ua/karai/ istoriya-karaimov/nezavisimaya (Дата обращения 14.09.2016).

17. Полканов А. И. Крымские караимы. - Бахчисарай, 1994. - 89 с.

18. Полканова А. Страусовые яйца в кенасах и мечетях Крыма. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kale.at.ua/publ/populjarnoe/ samye_chitaemye_materialy/strausovye_jajca_v_kenasa_i_mechetjakh_kryma/ 6-1-0-94 (Дата обращения 21.09.2016)

19. Программа по сохранению и возрождению историко-культурного наследия крымских караимов-тюрков [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://karai.crimea.ua/ (Дата обращения 23.09. 2016).

20. Сарач М. С. Анан бен Давид. Его вера и учение VIII века, широко применяемые в XX веке // Крымские караимы: происхождение, этнокультура, история. - Симферополь: ДОЛЯ, 2005. - С. 102-110.

21. Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки / С. Я. Козлов, Л. В. Чижова. - М.: Наука, 2003. - 459 с.

THE CRIMEAN KARAITES' RELIGION IN THE PAST AND IN THE PRESENT

Baranova Valeria Aleksandrovna,

student of the Department ofEthnography and anthropology ofInstitute of history, Saint Petersburg State University (Saint-Petersburg, Russia).

Tel.: +79675979012, e-mail: [email protected]

The Crimean Karaites is a small ethnic group living within the territory of the Crimean peninsula. The members of this ethnic group profess Karaism. This religion originated in the VIII century AD under the influence of various Jewish religions.

Karaism is based on the Old Testament alone, the authority of the Holy Bible is denied. Also, thefollowers of this teaching can independently interpret the text of the Holy Bible. The Karaites believe that the religion was embraced by their ancestors in the Khazar Kaganate, where, in their opinion, Karaism was the state religion. However, some researchers do not agree with this view, believing that the Karaites are the descendants of the assimilated Jewish groups who followed this religion. Although the religion of the Crimean Karaites is generally consistent with the overall Karaite religion, it has a number of regional features, like the calendar system, temple structure, etc.

In recentyears, the Crimean Karaites have been turning to their paganism traditions, in particular, to worshiping the ancient Turkic god Tengri. Some researchers attribute this process to such a phenomenon as Tengriism, which is quite popular among the Turkic people. Another reason is the culture and languages play more important role in ethnical integrity than religion is used to be important in the past. In addition, the Crimean Karaites set themselves against the Jews and count themselves the Turks, which also affects the attitude to the religion.

Today, the Crimean Karaites are trying to preserve their religion, to achieve national status of Chufut Calais with the renaming of the object into Dzhufut Calais, to organize days of pilgrimage to Chufut Calais and restore cultural heritage.

Keywords: the Crimean Karaites, caraism, Anan ben David, Tengriism.

References

1. The Karaite religion [Electronic resource]. - Access mode: http://karai.crimea.ua/ karai/religiya-karaimov (Reference date 09/15/2016).

2. Garkavi A. Y. Istoricheskiye ocherki karaimstva. Iz etyudov o yevreyskikh sektakh [Historical sketches of karista. From sketches of Jewish sects]. - Sankt-Peterburg, 1897. - Vypusk 1.

3. Gertsen A. G., Mogarichev Y. M. Krepost' dragotsennostey. Kyrk-Or. Chufut-Kale [Fortress of jewels. Kyrk-Or. Chufut-Kale]. - Simferopol': Tavriya, 1993. - 128 p.

4. Dubinskiy A. Osnovy karaimskoy religii // Krymskiye karaimy: proiskhozhdeniye, etnokul'tura, istoriya [Basics of Karaite religion // Crimean Karaites: origin, ethnic culture, history]. - Simferopol': DOLYA, 2005. - P. 38-56.

5. Dymshits V. «Bor'ba za sushchestvitel'noye» [«the Struggle for the noun»] [Electronic resource]. - Access mode: http://www.narodknigi.ru/journals/50/ borba_za_sushchestvitelnoe/. (Reference date 15/09/2016).

6. Yel'yashevich B. Yevpatoriyskiye karaimskiye kenasy // Krymskiye karaimy: proiskhozhdeniye, etnokul'tura, istoriya [Evpatoria Karaite kenasa // Crimean Karaites: origin, ethnic culture, history]. - Simferopol': DOLYA, 2005. - P. 57-65.

7. Kazas I. I. Obshchiye zametki o karaimakh [General notes about the Karaites]. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.karaimskajazizn.estranky.cz/clanky/ 12.i.html. (Reference date 18/09/2016).

8. Kalendar' karaimov-tyurkov. Prazdniki i pamyatnyye daty // Karaimskiye vesti [The calendar of the Karaites-Turks. Holidays and observances // Karaite lead]. - 2012. - № 4 (106). - P. 29.

9. Karaimy [The Karaites] [Electronic resource]. - Access mode: http:// www.eleven.co.il/article/11972. (Reference date 16/09/2016).Karaimskaya Narodnaya Entsiklopediya [Karaite Folk Encyclopedia] / Sost. M. S. Sarach. - M., 1995 g. - T. 1. -247 p.

10. Karaimskoye veroispovedaniye [The Karaite religion] [Electronic resource]. -Access mode: http://kale.at.ua/publ/populjarnoe/samye_chitaemye_materialy/ karaimskoe_veroispovedanie/6-1-0-113 (Reference date 20/09/2016).

11. Kizilov M. B. Karaimy // Ot kimmeriytsev do krymchakov (narody Kryma s drevneyshikh vremen do kontsa XVIII v.) [B. M. Kizilov, the Karaites // From Cimmerians to Krymchaks (the people of the Crimea from ancient times to the late eighteenth century)]. - Simferopol': DOLYA, 2010. - Izd. 5-ye, ster. - 291 p.

12. Kizilov M. Krymchaki: sovremennoye sostoyaniye obshchiny [the Krymchaks: current state of the community] [Electronic resource]. - Access mode: http:// library.eajc.org/page70/news13498. (Reference date 20/09/2016).

13. Mal'gin A. Yevrei ili tyurki. Novyye elementy v identichnosti karaimov i krymchakov v sovremennom Krymu [e Jews or the Turks. New elements in the identity of the Karaites and Krymchaks in the Crimea] [Electronic resource]. - Access mode: http://www.archipelag.ru/authors/malgin/?library=1169. (Reference date 15/09/2016).

14. Moroz E. Ot iudaizma k tengrianstvu. Yeshche raz o dukhovnykh poiskakh sovremennykh krymchakov i krymskikh karaimov [From Judaism to tengriism. Again about the spiritual quest of modern Krymchaks and Crimean Karaites] [Electronic resource]. - Access mode: http://narodknigi.ru/journals/52/ot_iudaizma_k_tengrianstvu/ . (Reference date 16/09/2016).

15. Ormeli V. Y. Krymskiye karaimy - korennoy narod Ukrainy [the Crimean Karaites are an indigenous people of Ukraine] [Electronic resource]. - Access mode: http:// karai.crimea.ua/karai/istoriya-karaimov/nezavisimaya. (Reference date 14/09/2016).

16. Polkanov A. I. Krymskiye karaimy [Crimean Karaites]. - Bakhchisaray, 1994. - 89 p.

17. Polkanova A. Strausovyye yaytsa v kenasa i mechetyakh Kryma [Ostrich eggs in kenasa and mosques in the Crimea] [Electronic resource]. - Access mode: http://kale.at.ua/publ/ populjarnoe/samye_chitaemye_materialy/strausovye_jajca_v_kenasa_i_mechetjakh_kryma/6-1-0-94. (Reference date 21/09/2016).

18. Programma po sokhraneniyu i vozrozhdeniyu istoriko-kul'turnogo naslediya krymskikh karaimov-tyurkov [The programme for the preservation and revival of historical and cultural heritage of Crimean Karaites-Turks] [Electronic resource]. - Access mode: http://karai.crimea.ua/. (Reference date 23/09/ 2016).

19. Sarach M. S. Anan ben David. Yego vera i ucheniye VIII veka, shiroko primenyayemyye v XX veke // Krymskiye karaimy: proiskhozhdeniye, etnokul'tura, istoriya [Anan Ben David. His faith and doctrine of the eighth century, widely used in the XX century // the Crimean Karaites: origin, ethnic culture, history]. - Simferopol': DOLYA, 2005. - P. 102-110.

20. Tyurkskiye narody Kryma: Karaimy. Krymskiye tatary. Krymchaki [The Turkic peoples of the Crimea the Karaites. Crimean Tatars. Krymchaks] / S. Y. Kozlov, L. V. Chizhova. - M.: Nauka, 2003. - 459 p.

S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.